Фронтальное логопедическое занятие "Дифференциация звуков. Конспект занятия по произношению Дифференциация д т логопедическое занятие в школе

Тема: Дифференциация Т - Д в слогах и в словах

Цель: Формирование умения выделять и различать звуки Т-Д в устной и письменной речи; уточнение, расширение и активизация словаря; совершенствование развернутого учебного высказывания; развития внимания, памяти, устойчивости и произвольности деятельности.
Оборудование. Картинки, сигнальные карточки, цифровые ряды. Игрушки: котенок, медвежонок, наборы геометрических фигур, карточки, цветные ручки, танграм.

Ход занятия

1. Организационный момент

Сядет тот, кто назовет слова, состоящие из трех слогов.
Сегодня мы с вами отправляемся в наш волшебный город звуков и букв. Но прежде, нам нужно подготовить наш речевой аппарат. Сели удобно. Руки на коленях.

2. Артикуляционная гимнастика

«Улыбочка». Большие и указательные пальцы правой и левой рук соединяются вместе. Стальные пальцы сжаты в кулак.
«Трубочка». Соединенные вместе большие и указательные пальцы. Не размыкаясь, выдвигаются вперед.
«Лопаточка». Правая и левая ладони вывернуты наружу.
«Чашечка». Ладони в форме чашечки.
«Лошадка». Дети маршируют на месте.
«Грибок». Гриб вырос - ноги чуть согнуты, колени смотрят в стороны, руки подняты над головой и согнуты в локтях.
Стареющий гриб. Мышцы расслабляются, гриб оказывается на земле.

Показываем гласные а, о, у, ы, э с движениями.
Горка - гласные из-под кровати достаем и кидаем на шкаф и обратно.

4. Дыхательная гимнастика :

шарик сдувается, шар надувается. Раздвигаем стены.
Расслабление: Ах, этот весенний солнечный день.



5. Актуализация имеющихся знаний

Что такое звук?
- Что такое буква?
- Какие бывают звуки?
- Как произносятся гласные звуки?
- Какие они бывают?
- Как произносятся согласные звуки?
- Какие бывают согласные звуки?
- Что такое слог?
- Что длиннее слог или слово?

6. Объяснение нового материала

В городе звуков и букв всегда очень много интересных стихов и загадок, пословиц и скороговорок. Проговорить в стиле робота знакомую скороговорку: Дятел жил в дупле пустом дуб долбил как долотом.

Какие звуки чаще всего встречаются в этой скороговорке? (Д -Т)

Из данного ряда назовите похожие по артикуляции звуки: о, т, и, д, п, у. Чем они похожи? Сравнение.

7. Закрепление нового материала

1).Слушаем и запоминаем слоговые ряды.

8. Пальчиковая гимнастика

Самомассаж.
Посчитайте пальчики. В каких словах есть звуки д и д?
(седьмой, девятый, десятый)
В каких словах есть звуки т и т?
(второй, третий, четвертый, пятый, шестой, девятый, десятый).
В каких словах оба звука? (девятый, десятый)
В каких словах нет этих звуков?

9. Откройте тетради и запишите дату

Зашифровать слова: если услышишь слово со звуком д - нарисовать кружочек, если в слове звук т - нарисовать квадрат.
тарелка, труба, следы, петух.
А теперь расшифруем эти слова. Итак...

10. Прослушать слова и обозначить графически.

Над соответствующим слогом написать буквы т и д.
Дыня, дорога, дятел, каток, желуди.

11. Физминутка.

Игра «Слушай хлопки»
Один хлопок - встать как цапля;
Два хлопка - встать как солдатик;
Три хлопка - лягушка

12. Закрепление нового материала

1) Звукобуквенный анализ слов по картинкам: утка, дыня.
2) Котенок любит все предметы, в которых есть звук т или т, а медвежонок любит предметы, в которых есть звуки д и д. Некоторые из этих предметов они захватили собой в дорогу, но пока ехали, все предметы перепутались, помоги им разобрать багаж.
Лопата, картина, тарелка, звезда, кеды, труба, соты, тыква, фартук, радио.
Предметы со звуками т и т положи рядом с котенком, а предметы со звуками д и д положи рядом с медвежонком.
3) Сравни пары слов по звучанию, написанию, значению. Уточка - удочка. Записать слова в тетрадь. Составить предложение.
Вывод: нельзя путать звуки и буквы.

13. Итог занятия

Итак:
Звук - это то, что мы...
Буква - это то, что мы...
Звонкие согласные звуки это... Д-Д
Глухие согласные звуки это... Т- Т
На письме звук д и д обозначаются буквой.
На письме звуки т и т обозначаются буквой.

Разделы: Начальная школа

  1. Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков д, т .
  • учить детей дифференцировать звуки,обогащать словарь детей;
  • развивать навыки слогового анализа и синтеза; закреплять знания языковых норм;
  • способствовать развитию связной речи, высших психических процессов (развитие произвольного внимания, слуховой памяти, моторных навыков). Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование:

  • Карточки с артикуляционной гимнастикой; буквы т, д ;
  • предметные картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус, уточка, удочка;
  • карточки со словами: уточка, удочка.

Ход занятия

1. Организационный момент

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать.
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Мы будем проговаривать все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

– Для того чтобы нам красиво говорить мы должны сделать артикуляционную гимнастику.

2. Артикуляционная гимнастика

Упражнения “Маляр”

“Лягушка и слоненок”

“Качели”

– Молодцы вы хорошо поработали и ваш артикуляционный аппарат готов к дальнейшей работе.

3. Развитие фонематического восприятия

Рассмотрите предметные картинки и назовите их.

– Сколько звуков в этих словах? (6 звуков .)

– Это очень похожие слова уточка-удочка.

– А чем они различаются? (Второй звук т , в слове уточка. )

– В слове удочка второй звук д .

– Какой второй звук в слове уточка ? (Звук т. )

– А какой второй звук в слове удочка ? (Звук д. )

На доску вывешивается слова, уточка – удочка .

– Посмотрите, поменяли одну букву, а изменилась все слово.

– Сегодня мы будем учиться различать эти звуки т, д и буквы тэ , дэ для того, чтобы на письме их не путать.

4. Сравнительная характеристика звуков.

– Дайте характеристику нашим звукам.

Произнесите звуки т и д . Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Одинаково. )

– Как произносим эти звуки? (Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух “взрывом” разрушает эту преграду. Звуки согласные. )

– Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звука д ? (Дрожит .)

– А теперь произнесите звук т и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этого звука? (Не дрожит. )

– Какой вывод можем сделать?

Т – согласный, глухой, произносится без участия голоса.

Д – согласный, звонкий, в произношении учувствует голос.

5. Соотнесение звука и буквы

– Звуки на письме и при чтении обозначаются чем? (Буквами. )

– Вспомните, какие элементы букв нужны нам для записи строчных букв и составьте эти буквы, тэ , дэ .

– Скажите, если поставить согласный и гласный звуки вместе, то, что они образуют? (Слог. )

6. Дифференциация звуков в слогах

– Рассмотрите схему, составьте и прочитайте слоги. Запишите слоги парами по звонкости/глухости (запись на доске ). Укажите в них наличие звуков изучаемых на занятии.

– ТА, ТО, ТУ;

– ДА, ДО, ТУ;

– А что образуется из слогов? (Слова. )

– Откройте тетради 2 строчки вниз и запишите сегодняшнее число.

7. Дифференциация звуков в словах

– Сейчас поиграем в игру “Что где находится?” (Приложение 1 .)

– Отгаданное слово будем записывать в тетрадь, и выделять букву, с которыми мы сегодня работаем.

Картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус.

– Что находится в верхнем левом углу? Какой звук слышим в этом слове? Капуста. В слове капуста слышу звук т, он согласный, глухой, значит, пишу букву тэ , выделяю букву тэ , рисую колокольчик без язычка.

– Что находится в правом нижнем углу? Какой звук слышим в этом слове? (Стул .)

– Что находится над домом? Какой звук слышим в этом слове? (Дыня. )

– Что находится слева от дома? Какой звук слышим в этом слове? (Карандаш. )

– Что находится между карандашом и стулом? (Дом .)

– Что находится под тарелкой? (Ведро .)

– Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. Скажите, что образуют слова, связанные между собой по смыслу? (Предложения. )

8. Дифференциация звуков в предложении

– Составьте из предложенных слов предложения и подумайте, какой рассказ может получиться из этих предложений.

У, дом, в, дедушки.

Около, деревни, пруд.

Летом, Тема, был, у, дедушки.

– Прочитайте, что у вас получилось. Запишите каждый свое предложение в тетрадь и найдите в нем наши.

Буквы выделите, их как мы это делали в словах.

Предложения, связанные между собой по смыслу образуют что? (Рассказ .)

Давайте попробуем поставить, наши предложения так чтобы получился рассказ.

У дедушки дом в деревне. Около деревни пруд. Летом Тема был у дедушки.

– Придумайте продолжение нашему рассказу.

Вариант 1

Он ходил летом на рыбалку. В пруду водилось много рыбы. Тема любит отдыхать летом в деревне.

Вариант 2

Дедушка подарил Теме удочку. Мальчик каждое утро ходил на рыбалку. Рыбу он отдавал коту Ваське. Мальчик очень любит рыбалку.

– Как можно озаглавить наш текст.

9. Итог занятия

– Какие звуки учились различать на занятии? (Т, д .)

– Дайте краткую характеристику этих звуков? (Т – согласный, глухой, произносится без участия голоса. Д – согласный, звонкий, в произношении учувствует голос .)

– Для чего мы учились различать эти звуки? Чтобы писать без ошибок.

Форма проведения: урок-путешествие.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Форма занятия: групповое для детей с ФФНР.

Класс: 2.

Цель : проверить умение дифференцировать звуки и буквы “Т”-“Д” в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Задачи :

Образовательные:

  • уточнить представления о звуках и буквах “Т” и “Д”;
  • совершенствовать и закреплять умение и навыки дифференциации
  • звуков и букв “Т” и “Д” в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;
  • обогащать словарный запас

Развивающие:

  • развиватьфонематическое восприятие, навыки звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление и память;
  • развивать пространственные и зрительные представления;
  • развивать общую и мелкую моторику

Воспитательные:

  • воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;
  • воспитывать у детей самоконтроль за речью;
  • воспитывать чувство товарищества, доброжелательность;
  • формировать интерес к логопедическим занятиям

Оборудование:

Кукла “Знайка”, карта путешествия для каждого учащегося, буквы-символы “Т” и “Д”, акварельные краски, заготовки букв, звездочек, магнитофон, диск Антонио Вивальди – “Времена года”, диск -классика на природе “Бетховен и лесная прохлада”, компьютер, проектор, предметные картинки, 6 комплектов с пазламидля моделирования, заготовки в форме “снежинок”, “елочек”, “вагончиков”, значки “Умник” и “Умница”.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Создание эмоционально-положительного фона урока (в кругу на ковре).

Наши ушки на макушке.
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем –
Ни минуты не теряем.

Логопед: – Ребята! Давайте встанем в круг, протянем ладони соседям и поделимся теплом друг с другом. Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи!

Логопед: – Сегодня вам предстоит увлекательное зимнее путешествие на станцию “Умников и умниц” вместе с умным сказочным героем Н.Носова – Знайкой.

Для этого нам нужно как следует подготовиться к этому путешествию.

– Какое сегодня число? Какой день недели? Какое время года? Игра “Снежный ком”, дети называют признаки зимнего дня. (Зимний день какой? Ответы детей: снежный, морозный, холодный, белый, короткий, хмурый.)

2. Игра “Проложи дорогу” от Лицея № 9 до станции “Умников и умниц”. Логопед показывает карту путешествия (Приложение 1) , дети отмечают левые повороты буквой “Л”, а правые – буквой“П”. (Звучит концерт Антонио Вивальди “Времена года” – “Зима”.)

– Ребята, назовите предметы, затем выделите первый звук в словах и вы узнаете на каком виде транспорта мы отправимся (Презентация) (Слайд 1 с изображением предметных картинок -пальто, обезьяна, енот, зонт, дятел.)

– Молодцы, мы отправляемся на веселом поезде!

Поезд тронулся
И вот, набирает поезд ход.

Логопед: – Итак, наш состав готов к отправлению, осталось правильно разместить всех пассажиров по своим вагонам. (Из предложенных картинок: доска, тетрадь, калькулятор, фломастеры, карандаш, компьютер, 1-я пара выбирает только такие, название которых состоит из одного слога, 2-ая пара выбирает картинки из 2-х слогов, 3-я пара картинки из 3-х слогов – Приложение 2. )

II. Объявление темы и целей занятия

Логопед: – Ребята, отгадайте загадки, определите первый звук в отгадках.

В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься – скажу. (Дневник.)

То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (Тетрадь.)

Логопед: – Как вы думаете, что мы будем делать с буквами “Т” и “Д” во время нашего путешествия (правильно произносить, различать по написанию и произношению, обозначать буквами, находить эти звуки в слогах, словах и предложениях (Слайд 2).

III. Основная часть занятия.

1. Логопед: – Мы прибыли с вами на станцию “Букварик” (Слайд 3) . О каком звуке сказано?

Языком, передним краем,
В деснаверхние ударим.

Звук короткий, звук взрывной,
Звук без голоса, глухой.

(Дети произносят звук [ Т ], дают ему характеристику, доказывают глухость различными приемами контроля: пальцы – на голосовых связках, уши закрыты ладонями.) Тем ребятам, которые правильно ответили, Знайка дарит звездочки. Аналогично: работа со звуком [ Д ] по прочтении строчек.

Сходство: оба звука согласные, Различие: звонкость, глухость.

– На что похожи буквы “Д”–“Т”. (Ответы детей.) Показ картинок логопедом (Слайд 4, 5) и чтение строк.

Молоток стучит: Тук-тук!
Букве “Т” я лучший друг!

Вот стоит дымок пуская,
Буква Д – труба печная.

2. Логопед: – Возьмите заготовки букв “Д” и “Т”, которые лежат у вас на парте, краску и быстро, и аккуратно раскрасьте пальчиками с помощью краски эти буквы (звучит музыка -классика на природе “Бетховен и лесная прохлада).

– Чем похожи и чем отличаются эти буквы? (вопрос задается во время раскрашивания).

– Отложите их в сторону, пусть сохнут. Потом они нам пригодятся. (Приложение 3)

3. Игра “Разведчики”.

Логопед: – Букву “Д” мы заменили цифрой – 2, а букву “Т” цифрой – 1.

Расшифруйте слоги, заменив цифры соответствующей буквой. (Слайд 6) Запишите ответы на “снежинках”.

– Какие из них не являются словами? (Вручение звездочек.)

4. Дыхательная гимнастика.

Логопед: – Как мы должны говорить? (Четко, внятно, всем понятно.) Выполним дыхательную гимнастику. Нам поможет “облачко дыхания” (Слайд 7).

Выполнение упражнений:

И.п.: стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем животик, руки перед грудью. Медленный выдох через рот, одновременно рисуем круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг. Повторяем три раза. Теперь нарисуем квадраты и треугольники (по три раза). Поработаем над силой выдоха. Упражнение “свеча”. Вдох через нос, три коротких сильных выдоха на пальчики, изображающие горящую свечу. Повторяем три раза.

5. Логопед: – Знайка нам предлагает отправиться на следующую станцию “Грамотейка” (Слайд 8) .

Выделение Д–Т в словах по картинкам (Слайд 9).

– Внимание на экран “Сейчас вы увидите там картинки, и покажите ту букву “Д” или “Т”, которую вы будете писать в этом слове. Пользуйтесь раскрашенными вами буквами Д-Т.

– Что это? Какую букву мы будем писать в этом слове? Какой по счету мы ее запишем? (Лопата, звезда, телефон, домик, конфета, диван.)

6. Игра “Найди и прочитай”.

– Ребята, найдите в таблице слова и прочитайте их. Назовите слова, в которых есть звуки “Т”–“Д” (снегоход и ледянка, Слайд 10 ).

7. Игра “Стану отличником” (использование пластмассовых пазлов с изображением букв).

Знайка: – Ребята, составьте по 2 модели слов, используя твердые и мягкие звуки[ Т ] и [ Д ]. (За правильное выполнение Знайка вручает звездочки.)

8. Физкультурная минутка “Паровозик”.

Едет, едет паровозик:
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
По домам ребят развозит:
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Мимо сосен и рябинок:
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Мимо елок и осинок:
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Остановка на лужайке:
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Мы, попрыгаем, как зайки
:Раз-два-три, раз-два-три.
Поиграем, порезвимся
И в вагоны возвратимся.
Мимо кленов и березок:
Чух-чух-чух, чух-чух-чух,
Снова едет паровозик:
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Вращаем обеими руками поочередно в плечевоми локтевом суставах;
“кулак-ребро-ладонь” под счет;
повторить движение “паровозик”;
“паровозик”, ускоряем темп;
“кулак-ребро-ладонь” 2 раза;
“паровозик” в быстром темпе;
“кулак-ребро-ладонь” 2 раза, быстрый темп;
медленно развести руки в стороны, потян-ся;
“кулак-ребро-ладонь” 2 раза, замедляем темп;
руки на поясе, прыжки на двух ногах;
прыжки поочередно на левой-правой ноге;
прыжки с поворотами влево-вправо;
маршируем на месте;
движение “паровозик”;
“кулак-ребро-ладонь” 2 раза;
“паровозик”;
“кулак-ребро-ладонь” 2 раза, убыстряем темп.

9. Логопед: – Ребята, мы остановились на заключительной станции “Умников и умниц” (слайд № 11 ). Знайка получил для нас конверт с заданием.

10. Составь словосочетание. (Слайд 12 )

Логопед: – Прочитайте слова первого столбика глазками. Какие буквы пропущены в словах? (буквы “Т”-“Д”), затем слова второго столбика. – Соедините слова из первого столбика со словами из второго столбика так, чтобы получились словосочетания (выполнение работы на раздаточных листочках в форме “елочек”). Проверка задания и вручение звездочек.

11. – Составьте предложения, используя слова и картинки. (Слайд 13 ). Для каждого учащегося выдается раздаточная карточка в форме “вагончика”).

IV. Итог занятия.

Логопед: – Ребята, наше путешествие заканчивается. Расскажите Знайке о своем настроении, о своих впечатлениях от нашего путешествия, какие звуки мы сегодня различали. Какие задания вам понравились? В завершение, я попрошу каждого произнести только буквы, составить слово и прочитать (Слайд 14). Итоговое слово – молодец!

– Молодцы! А сейчас закройте глаза и послушайте слова, которые вам хочет сказать Знайка: “Мне очень понравилось, как вы рассказывали о своем настроении. Я рад, что вы справились со всеми заданиями, поэтому вы заслужили памятные сувениры(всем учащимся выдаются значки “Умник” и “Умница”, Приложение 4 ). Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда были добрыми и дружными, чтобы у вас всегда было веселое радостное настроение! До свидания! До новых встреч!

Логопедическое занятие

Тема: Дифференциация звуков и букв Д - Т.

Цель и задачи: Закрепление знаний о согласных звуках;

Сравнение звуков по артикуляции ; соотнесение звуков с буквами Д-Т;

Выделение согласных Т - Д из слогов, слов, словосочетаний и предложений;

Развитие навыков звуко-слогового и языкового анализа и синтеза;

Работа со словами-паронимами;

Обогащение словаря;

Развитие памяти, внимания и мышления.

Оборудование: буквы Д - Т, стилизованные буквы Д - Т; картинки с изображением героев сказки «Дюймовочка»; квадраты 3x3 (на каждого ребенка); деревянные палочки или спички для конструирования, медиапроектор.

Ход занятия

I. Оргмомент

(Задачи и место мультимедиа: Привлечение внимания детей, развитие концентрации внимания, наглядно-образного мышления, зрительно-пространственных представлений, расширение поле зрения. Создание благоприятного климата на занятии. Игровая форма заданий.)

1. Развитие зрительного восприятия

Логопед: Рассмотрите тени и подумайте, на что они похожи? (Автомобиль, костёр, самолёт, дельфин, карандаш.) Запишите слова - названия предметов. Выделите в них буквы Д - Т.

2. Знакомство с темой занятия

Логопед: Рассмотрите картинку. Назовите птиц, которые на ней изображены.

Какие это птицы?

Какая буква чаще всего повторяется в словах - названиях домашних птиц?

С какой буквы начинается обобщающее понятие «домашние птицы»?

II . Основная часть

1. Сформулировать тему занятия и записать её на доске.


Знакомство с символами и артикуляционной моделью. Характеристика. Сравнение букв Д - Т по начертанию. Назовите парные согласные звуки по мягкости для звуков Д, Т. Соотнесение звуков Д, Д*-Т, Т* с символами для их обозначения. Рассматривание схемы смягчения.

Логопед: Рассмотрите картинки и найдите предметы похожие на буквы Д – Т (Развитие зрительного восприятия, зрительно пространственных оптических представлений.)

Этот домик - буква Д.

В домике - окошко.

Из трубы идет дымок,

А в окошке - кошка.

Вот стоит, дымок пуская,

Буква Д - труба печная.

Дайте чемоданчик, детки!

Где же он?

На табуретке!

2. Развитие зрительно-пространственных, оптических представлений.

У каждого ученика набор деревянных палочек. Детям предлагается собрать буквы Д-Т.

3. Знакомство с героиней занятия через прослушивание сказки «Дюймовочка».

Логопед: Послушайте отрывок из сказки и назовите имя героини, автора сказки и ее название. (Логопед читает отрывок из сказки.)

«...Жила-была бедная женщина. Детей у нее никогда не было, а она очень хотела иметь дочку. Пошла женщина к старой колдунье, та дала ей семечко, которое велела посадить в цветочный горшок. Женщина так и поступила.

Через некоторое время из земли показался маленький росток. Он быстро рос, и вскоре на его верхушке распустился прекрасный цветок. На нежном лепестке сидела маленькая девочка ростом не больше дюйма...» (Дюймовочка.)

Логопед : Какой первый звук в имени героини этой сказки?

4. Развитие звукобуквенного анализа.

Логопед: Постройте домик для Дюймовочки. Я буду называть слова, а вы заполните клетки квадрата крестиками и ноликами: если услышите звуки Д, Д" - 0, если звуки Т, Т" - X.

Логопед называет слова, а дети заполняют клетки квадрата.

Слова: стэплер, медаль, телефон, радуга, светофор, торт, подарок, автобус, деньги.

Запись у детей:

5. Развитие слогового анализа и синтеза

Логопед: Однажды, когда Дюймовочка спала в своем домике, противные мокрые жабы подкрались к ней и похитили ее. Дюймовочке помогли убежать от них рыбки и рак, «перекусивший» стебель кувшинки, на листе которой плакала бедная Дюймовочка. Но лист плывет по реке слишком медленно, и жабы начинают догонять Дюймовочку. Отвлеките жаб и помогите Дюймовочке - вставьте в слова слоги с буквами Д - Т.

Запишите слова и укажите место букв Д - Т. Какие слова можно объединить в одну группу? Подчеркните слова одной группы линиями одного цвета.

МОЛО... ЧЕК

6. Развитие логического мышления.

Логопед: С вашей помощью Дюймовочка убежала от противных жаб. Ее увидел майский жук. Дюймовочка очень понравилась майскому жуку, и он решил познакомить ее с другими насекомыми. Но Дюймовочка пришлась им не по нраву - ведь у нее не было ни усиков, ни крыльев - и майский жук оставил девочку одну на дереве, с которого она не могла спуститься.


Помогите Дюймовочке спуститься с дерева. Отгадайте загадки и запишите отгадки. Укажите в словах наличие и место букв Д - Т.

Я соткано из зноя. Всегда шагаем мы вдвоем.

Несу тепло с собою. Похожие, как братья,

Я реки согреваю. Мы за обедом за столом,

Купаться приглашаю. (Лето) А ночью под кроватью. (Ботинки)

Скручена, связана, В нашей кухне круглый год

на кол посажена, Дед Мороз в шкафу живет.

По двору пляшет, (Холодильник)

хвостом машет. (Метла)

7. Развитие звукового анализа на уровне словосочетания

Логопед : Все лето Дюймовочка прожила в лесу. Наступила дождливая и холодная осень. Холодно стало Дюймовочке. Побрела она искать какое-нибудь убежище потеплее. Набрела на домик полевой мыши и попросилась к ней жить. Но полевая мышь пустит Дюймовочку только тогда, когда девочка выполнит ее задание.

Помогите Дюймовочке. Прочитайте слова. Составьте словосочетания, выбрав необходимые для этого слова-признаки.

Портфель

веселый - грустный

легкий - тяжелый

Петрушка

быстрый - медленный

добрый - злой

Автомобиль

горячая - холодная

8. Физминутка

(Проводится под мелодию «Пение дельфинов» с целью релаксации. Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.)

Кинезиологическая программа:

«Кулак – ребро - ладонь» - поочередно меняем положение руки. В начале упражнения выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Колечко» - поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном порядке. В начале упражнения выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Ухо-нос» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

9. Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения

Логопед: О прекрасной Дюймовочке узнал старый богатый крот. Он хочет жениться на Дюймовочке. Но прежде чем забрать ее с собой в царство вечной тьмы, крот обещает выполнить одно желание девочки. Дюймовочка пожелала попрощаться с солнышком, которое так любила. Пока Дюймовочка прощалась с солнышком, крот занимался своим любимым делом: разбирал предложения на отдельные слова.

Прочитайте слова, которые получились у крота. Соберите из них предложения. Запишите предложения, выделите в словах буквы Д - Т.

Тёма, дрова, новым, рубит, топором.

карандашами, Даша, цветными, рисует.

Тёма, в, приехал, деревню, дедушке, к.

в, с, театр, дети, учителем, поехали.

III . Итог занятия

Логопед: А Дюймовочка тем временем со слезами на глазах прощалась с солнышком, синим небом, зеленой травой... Девочку увидела ласточка, летевшая в теплые края. Когда она узнала, о чем так горько плачет Дюймовочка, то пожалела ее и взяла с собой в теплые страны. Там она встретила прекрасного принца с маленькими прозрачными крылышками и стала, наконец, счастлива. Во дворце Дюймовочка рассказала историю своей жизни. Придворный писатель был так растроган, что решил записать ее, но все перепутал. Помогите ему разобраться, перескажите сказку. Найдите и назовите слова с буквами Д-Т.

Список литературы

1. . Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М. Издательство «ГНОМ и Д», 2007г.

2. . Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М: ВЛАДОС, 1997.

3. . Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М: Издательство «Гном и Д», 2007.

ГКОУ РМ «Поводимовская школа-интернат

Педагог Иванова Г.Н.

Класс - 2

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков Т-Д в слогах, словах, предложениях».

Цель: Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков Т, Д.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

Закрепить знания детей о звуках т-д;

Научить дифференцировать звуки т-д в слогах, словах,

предложениях;

Обогащать словарь детей;

2. Коррекционно развивающие:

Развивать фонематическое восприятие

Развития логического мышления;

Развитие зрительного восприятие;

Развитие навыков звукового анализа;

Развитие зрительно-моторной координации;

3. Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать умение слушать педагога, товарища;

Равитие умения работать в коллективе (не перебивать друг друга);

Формировать умения отвечать на вопросы развёрнутыми высказываниями;

Воспитывать доброжелательное отношение друг другу.

Оборудование: таблицы со слогами; карточки с записанными на них словами, предложениями, плакат с чистоговорками.

Ход занятия.

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

И так, мы начинаем с вами наше занятие. И сейчас сядет тот кто правильно ответит на мои вопросы.

Скажите пожалуйста. Какое сегодня число? Какой месяц? Какое время года? А какой день недели?

Все прямо сели, успокоились.

Сегодня на занятии мы с вами по лучше познакомимся со звуками -Т- и -Д-.

Правильно сформируем тему нашего занятия «Дифференциация звуков Т - Д

Чтобы их различать нам что надо знать?

Нам надо эти звуки и буквы Т и Д чётко произносить т. е. знать правильный артикуляционный уклад, различать, сравнивать на звучание, чем они отличаются, как они пишутся.

Для того чтобы красиво говорить мы должны сделать зарядку.

Гимнастика для лица.

Пальчиковая гимнастика.

Дыхательная гимнастика

Гимнастика для язычка. (конечно, для подвижности нашего речевого аппарата)

А какими мы должны быть на занятие?

Внимательными

Любознательными

Самостоятельными

Активными

Догадливыми

Доброжелательными.

И так с чего начнём? Конечно с самомасажа.

а. Самомасаж.

Растираем подушечки. Умывайся, раз умывайся, два умывайся, три умывайся.

Растираем ушки там находятся наши речевые центры. Раз два, три, четыре молодцы.

А теперь дёргаем мочки ушей. Дёргаем, дёргаем. Раз, два, три, четыре.

Следующая наша гимнастика

б. Пальчиковая гимнастика:

МЫ ДЕЛИЛИ АПЕЛЬСИН

МНОГО НАС А ОН ОДИН

ЭТО ДОЛЬКА ДЛЯ ЕЖА

ЭТО ДОЛЬКА ДЛЯ ЧИЖА

ЭТО ДОЛЬКА ДЛЯ БЕЛЬЧАТ

ЭТО ДОЛЬКА ДЛЯ ЗАЙЧАТ

ЭТО ДОЛЬКА ДЛЯ БОБРА

А ДЛЯ ВОЛКА КОЖУРА

в. Дыхательная гимнастика.

А сейчас мы ровненько сели, спинки прямые, давайте расслабимся, помечтаем. Как будто бы мы где нИбудь в лесу на свежем воздухе, на цветочной поляне.

Сделаем глубокий вдох носом -раз, животик наш надулся –два, выдох в трубочку – три.

А теперь приготовте салфеточки и зеркала.Будем делать

г. Артикуляционную гимнастику.

«Маляр», «Лягушка и слонёнок», «Качели»

А сейчас помасируем наш язычок и вспомним упражнение «Барабанщики»

Приготовим наш широкий язычок, и вместе со мной со словами.

«Мы прижмём язык зубами та-та-та, та-та-та.

А потом прижмём губами та-та-та, та-та-та. Молодцы.

Давайте сделаем ещё одно упражнение.

д. Гимнастика для нижней челюсти.

«Обезьянки прибежали и дразнить хозяйку стали»

А вот как стали? Челюстью давайте подвигаем. Вперёд-назад.Выдвигаем, работаем.

А теперь из стороны в сторону, слева на право. Замечательно.

Молодцы вы хорошо поработали и ваш артикуляционный аппарат готов к дальнейшей работе.

2 . Сравнительная характеристика звуков.

Дайте характеристику нашим звукам

Произнесите звуки Т и Д. Одинаково ли положение губ? (одинаковое)

Как произносим эти звуки? Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух «взрывом» разрушает эту преграду.

Звуки согласные.

Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука Д? (Дрожит) С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом).

А теперь произнесите звук (Т) и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этого звука (не дрожит).Значит звук произносится без голоса.

Какой вывод можем сделать?

Т – согласный, глухой, произносится без участия голоса.

Д – согласный, звонкий в произношении участвует голос.

3 . Игра «Поймай звук»

А теперь давайте проверим, как вы различаете эти звуки на слух и поиграем в игру «Поймай звук». Я буду вам произносить разные звуки, а вы если услышите звук Т хлопните в ладоши, а если звук Д топните ногой.

4. Соотнесение звука и буквы.

Звуки при письме и при чтении

Обозначаются чем? (буквами) (вывешиваются)

Вспомните, какие элементы букв нужны нам для записи строчных букв.

Для начала в воздухе пропишем буквы, а затем

с конструируем эти буквы из шнурков.

5. Физкультминутка (музыкальная)

«У жирафа пятна, пятнышки везде»

6. Дифференциация звуков в слогах.

Теперь ребята мы уже знаем отличие звуков Т Д. Мы с вами прочитаем слоги цепочкой.

(вывешивается слоговая таблица)

А что образуют слоги?

7. Дифференциация звуков и буков в словах.

(работа по карточкам)

Я вам раздам карточки а вы в место точек поставите нужную букву т или д. Если там стрелочка верх то ставим букву Д, а если стрелочка вниз то пишем Т.

(погода, пакет, вода, вата, дятел, парта, ведро, дом, том, уточка, удочка, ветка, дождь).

Работа по картинкам.

Вывешиваются картинки: удочка, уточка

Сколько звуков в слове: удочка, уточка? (6)

Это очень похожие слова: уточка, удочка.

А чем они различаются?

Какой второй звук в слове удочка? (д)

Какой второй звук в слове уточка? (т)

(На доску вывешиваются слова уточка-удочка)

Посмотрите поменяли одну букву, а изменилось всё слово. Вот почему важно работать без ошибок, их не путать при произношении и при письме.

8. Дифференциация в предложении.

Скажите, а слова связанные между собой по смыслу образуют что? (предложения)

Следующее задание у нас. Докончить предложения. Нужно поставить нужное слово в место точек.

Ребята теперь вы уже знаете чем отличаются наши звуки и поэтому будете четко произносить чистоговорки.

(чтение чистоговорок по плакату)

Я думаю теперь, что вы постараетесь не допускать больше ошибки, не будем путать буквы.

9. Подведение итогов.

Скажите мне пожалуйста чему же мы научились на уроке?

(мы учились различать звуки и буквы Д Т)

Что было интересного на уроке?

Что для вас было трудное на уроке?

Что же вы поняли на уроке?

Чем они различаются наши звуки?

10. Рефлексия.

Ребята послушайте меня внимательно, если вы хорошо работали на уроке и всё у вас получалось, и никакие трудности не встретили и не путались со звуками Т и Д, то поднимите зелёную фишку.

А если вы прекрасно работали, но чуть чуть путались со звуками Т и Д, тогда жёлтую фишку.

А если было трудно и скучно на уроке и ничего не получалось, то поднимите красную фишку.

Я ребята хочу вам сказать,что вы сегодня очень хорошо работали: активно, старательно, внимательно, самостоятельно. Я думаю что вы теперь не будете путать эти звуки. А если у кого нибудь какие нибудь трудности то у вас обязательно всё получиться.

Спасибо за урок. Всё было замечательно, вы молодцы.

А теперь урок окончен. До свидания.