Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. «Буква Л»

Елена Ларина
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. «Буква Л».

Задачи :

1. Познакомить детей с буквой Л .

2. Учить дифференцировать звуки (Л) - (Ль) .

4. Расширять словарный запас.

5. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Ход занятия:

У нас в гостях сегодня новая буква . А какая, попробуйте догадаться!

Игра «Доскажи словечко» .

Два берёзовых коня

По снегам несут меня.

Кони эти рыжи,

А зовут их … (лыжи) .

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса,

А зовут её … (лиса) .

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а … (лук) .

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» - приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я … (лето) .

Вы догадались, какая буква у нас в гостях ? (Л)

Потому что слова ЛЫЖИ, ЛИСА, ЛУК и ЛЕТО начинаются на букву Л .

Рассматриваем букву Л , на что она похожа, из каких элементов состоит.

Какой первый звук в слове ЛУК? – (Л) .

Расскажите о нём. - (Он согласный, звонкий, твёрдый) .

Какой первый звук в слове ЛИСА? – (Ль, он согласный, звонкий, мягкий) .

Значит буква Л обозначает два звука : твёрдый звук (Л) и мягкий звук (Ль) .

Игра «Блиц – опрос» (все ответы начинаются на букву Л ) .

Спутник Земли. (Луна) .

Маленькие человечки. (Лилипуты)

(Лукошко)

Нечистая сила леса, запутывает следы. (Леший)

Средство от болезней. (Лекарство)

Кого спасла Дюймовочка от холодной смерти? (Ласточку)

Кто путешествовал с утками на прутике? (Лягушка)

Человек, не желающий ничего делать. (Лентяй)

Время года. (Лето)

Дерево – медонос. (Липа)

Корзинка для грибов и ягод. (Лукошко)

Лесные душистые весенние цветы. (Ландыши)

Нота. (Ля)

Игра «Замени слово новым на букву Л » .

Жаба – (лягушка)

Корзинка – (лукошко)

Конь – (лошадь)

Обман – (ложь)

Трап - (лестница)

Корабль – (лодка)

Игра «А что у человека?»

У собаки морда – у человека (лицо) .

У рыбы жабры – у человека (лёгкие) .

У экскаватора ковш – у человека (ладонь) .

Физминутка «Летает – не летает» .

Если предмет не летает – дети приседают. Если летает – «летают» по группе .

Самолёт Вертолёт

Лесенка Лиса

Лебедь Мотылёк

Пеликан Олень

Лужа Лампа

А сейчас отгадайте мои загадки.

«Если я пустой бываю,

Про тебя я забываю,

Но, когда несу еду –

Мимо рта я не пройду». (Ложка)

(Выкладывается картинка с изображением ложки, а под ней карточка со словом ЛОЖКА.)

Где находится буква Л в слове ЛОЖКА ? (Первая, в начале слова) .

Аналогично с другими загадками.

«Под крышей четыре ножки,

А на крыше суп и ложки». (Стол)

«В дупле живёт

Да орешки грызёт». (Белка)

«Самый бойкий я рабочий

В мастерской.

Колочу я что есть мочи

День лежебоку,

Что валяется без проку,

Я прижму его к доске

Да как стукну по башке.

В доску спрячется бедняжка –

Чуть видна его фуражка». (Молоток)

Прохлопайте слово СТОЛ. Сколько в нём слогов? (Один)

Прошагайте слово ЛОЖКА. Сколько в нём слогов? (Два)

Пропрыгайте слово МОЛОТОК. Сколько в нём слогов? (Три)

Разделите на слоги слово БЕЛКА. Сколько в нём слогов? (Два)

Какое слово самое короткое (самое длинное? Почему?

А сейчас слова хотят поиграть с вами. (Воспитатель берёт карточки – слова, мешает их и раздаёт детям по одной) .

Отнесите слова к своим картинкам. (Это же задание выполняют другие дети) .

Игра «Порт «Слоги» (чтение слогов) .

Лодка по реке плыла,

Букву Л она везла .

Подплыла к причалу А,

Прочитаем, дети, (ЛА) .

Подплыла к причалу О,

Прочитаем вместе (ЛО) .

Подплыла к причалу У,

Прочитаем дружно … (ЛУ) .

Подплыла к причалу Ы,

Прочитаем тихо (ЛЫ) .

Подплыла к причалу И,

Прочитаем нежно (ЛИ) .

Подплыла к причалу Я,

Прочитаем громко (ЛЯ) .

Что погрузят в лодку на каждом причале? Подберите слова на каждый слог.

А теперь отгадаем ребусы :

100л, ли100к

Какая буква приходила к нам в гости? (Л)

Что вы про неё запомнили? (Согласная, звонкая, обозначает два звука – твёрдый звук (Л) и мягкий звук (Ль) .

Звуки Л, Л " . Буква Л.

Цель: - развитие общих речевых навыков

Формирование экологической культуры человека

Воспитывающие:

Воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, природе.

Воспитывать интерес к занятиям.

Воспитывать культуру поведения на занятиях.

Развивающие:

Развивать зрительное восприятие, фонематический слух, логическое мышление.

Развивать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

Развивать мелкую моторику рук.

Обучающие:

Расширить представления детей о цветах (об их внешнем виде, где произрастают), об исчезающих видах.

Обогащать лексический запас за счет новых существительных и прилагательных.

Уточнить фонематическое представление о новом звуке.

Учить давать характеристику звукам (согласный, твёрдый, мягкий, звонкий).

Познакомить с образом печатной и строчной букой т.

Совершенствовать навык звуко-слогового анализа слов.

Формирование УУД:

Регулятивные: учить принимать и сохранять учебную деятельность.

Познавательные: развивать умение находить и представлять информацию.

Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать друг друга, уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: развивать способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности.

Оборудование: зеркала, ручки, карандаши, наборы фишек синий-зелёный-красный, цветные магниты, изображения цветов(фиалка, колокольчик, лотос, тюльпан), разрезная картинка-цветы на лугу, карточки с наложенными изображениями цветов(фиалка, тюльпан) по числу детей, изображение печатной буквы Л, изображение прописной Л, слоги ЛО ТОС (по числу детей), карточки "Найди букву Л" по числу детей, картинки - девочка, лейка, цветок, луг, человек бежит, мальчик и девочка (для работы над предложением),конвертики с частями цветка-корень, стебель, листья, лепестки, бутон, контуры цветков (по 3 на ученика) для рефлексии.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!

2.Актуализация знаний. Создание учебно-проблемной ситуации.

Ребятам раздаются части картинки (или уже лежат на столах) - необходимо собрать всем вместе картинку. На картинке изображены цветы.

Логопед читает стихотворение:

На лугу , цветов - несчесть!
Васильки, ромашки есть,
Цвета зорьки алой,
В маках покрывало.
Колокольчик голубой,
Всем качает головой,
Милая букашка,
Села на ромашку.
Рады бабочки, шмели,
Что цветочки расцвели!

(Л. Алейникова)

«Цветы»
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок.
Если все: и Я, и ТЫ -
Если МЫ сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.

Ребята, кто догадался какая у нас сегодня тема? (Цветы). Поговорим мы о цветах, но не о всех, а только о тех, которых стало очень мало, и они занесены в Красную книгу.

Послушайте внимательно, какой звук можно услышать в каждом названии цветка- лотос, ландыш, фиалка, колокольчик, лилия, лотос? В словах «лотос», «ландыш» он в начале, в слове «фиалка» в середине, в слове «лилия» в начале, в середине, звук мягкий?

3. Открытие нового знания

Ребята, давайте возьмем зеркала и будем произносить звуки Л, ЛЬ, чтобы понять чем они похожи, а в чем разные:

Произнесите первый звук в слове “ландыш”. Что заметили?

Во рту есть преграда для воздуха, значит звук [л] - согласный

Закрыли ушки. Что слышите: больше шума или голоса?

Ещё что можете сказать?

Звук [л] в слове “ландыш” - твёрдый

показ рукой - средняя часть спинки языка опущена. А теперь

произнесите первый звук в словах “лилия”. Что изменилось?

Звук [л,] в слове “лилия” - мягкий. (показ рукой - средняя часть спинки языка приподнята)

Дайте характеристику звуков [л], [л,]

Звук [л] - согласный, звонкий, твёрдый, звук [л,] - согласный, звонкий, мягкий.

В чем же разница при произношении звуков? - Когда мы произносим звук ЛЬ, язычок больше прижимается к бугорочкам.

Чтобы четко и понятно говорить, давайте сделаем зарядку для язычка.

«Заборчик»

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

«Блинчик»

Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

«Иголочка»

Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 - 10 раз.

Чередовать «Блинчик - Иголочка»

«Вкусное варенье»

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

«Качели»

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

«Пароход гудит»

Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».

4. Применение нового знания

Ребята, посмотрите, это

КОЛОКОЛЬЧИК ПЕРСИКОЛИСТНЫЙ

Высота 30—110 см. Сокращающийся в численности вид. Занесён в Красную книгу Смоленска. Численность уменьшается из-за массового сбора цветущих растений населением. Колокольчики — одни из самых любимых в народе растений. Это видно хотя бы по ласковым местным названиям: звонцы, звоночки.

Когда созревают красные ягоды земляники, в светлых лесах и на вырубках зацветает настоящий красавец наших лесов — колокольчик персиколистный. Его нежно-голубой, крупный, классической формы цветок словно отлит из звонкого металла. Из всех видов колокольчиков он один из самых крупных. Голубые или сиренево-голубые (редко белые) рассечённые на 5 лопастей венчики с короткими зубцами свисают на ножках с верхушек стройного высокого стебля, привлекая пчёл. На ночь и в дождь колокольчики закрываются. Всё меньше остаётся этих колокольчиков в наших лесах — они страдают из-за своей привлекательности и незащищённости.

Работа на уровне слога

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай, какой колокольчик звенит?»

Большой колокольчик звенит вот так: «ла-ла-ла», а маленький - «ля-ля-ля». Отгадайте какой колокольчик звенит (большой или маленький), когда вы слышите: лу-лу-лу?
Так же поиграть с другими парами звукоподражаний: ло-ло-ло и лё-лё-лё; лу-лу-лу и лю-лю-лю; лы-лы-лы и ли-ли-ли; лэ-лэ-лэ и ле-ле-ле.

Ребята, а в слове колокольчик, есть звуки Л, Л"?

Давайте теперь изобразим нашими пальчиками, колокольчики, которые на ночь и в дождь закрываются, а потом открываются.

«Нежные цветки» (пальчиковая гимнастика)

Наши синие цветки (Ладони соединены в форме тюльпана.)

Распускают лепестки. (Пальцы медленно раскрываются.)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Плавно покачиваются.)

Наши нежные цветки закрывают лепестки. (Медленно закрываются.)

Тихо засыпают, головками качают. (Кисти рук покачиваются.)

Работа на уровне слова

Очень милые цветы- синевато-фиолетовые лепестки!

На лугах они растут и красиво там цветут.
Проявите чуть смекалки, те цветы зовут...

(Ответ: фиалки)

ФИАЛКА — один из нежнейших и прекраснейших цветков. Относящаяся к семейству фиалковых, она предпочитает расти на берегах рек, опушках хвойных лесов, каменистых склонах, лугах. Размножается фиалка надрезанная семенами, которые образуются не каждый год. Поэтому неудивительно, что это нежное растение занесено в Красную книгу. Растет в Иркутской области,Красноярском крае.

Давайте фишками выложим звуковую схему слова

- Следующая загадка

Растение высотой 15-40см. Цветет в мае. Растет в степи, в Крыму. Прекрасный степной красавец. Занесен в Красную книгу. Окраска — от чисто-белой, желтой до красновато-бордовой, сиреневой и почти фиолетовой, с желтым или черным пятном по центру или без него. Родоначальник культурных сортов.

Выложим фишками слово «тюльпан» (Где находится звук Ль? -в середине слова)

Обведите и зарисуйте, заштрихуйте, тот цветок, в названии которого есть мягкий, с которым мы сегодня знакомимся. (тюльпан)

Физминутка (Развитие общей моторики.)

А) - А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Повторяйте за мной.

Раз -два-три выросли цветы

К солнцу потянулись высоко:

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал, стебелёчки качал

Влево качнулись- низко прогнулись.

Вправо качнулись - низко пригнулись.

Ветерок убегай! Ты цветочки не сломай!

Пусть они растут, растут, Детям радость принесут!

(Движения- сидели на корточках, встали, тянутся на носочках, смотрят вверх, раскачивают руками влево — вправо, над головой, наклоняются влево, наклоняются вправо, грозят пальчиком, приседают, медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)

Б) Игра в мяч

Если цветы растут в лесу, то они какие? (Лесные)

Если цветы растут на лугу, то они какие? (Луговые)

Если цветы растут в поле, то они какие? (Полевые)

Если цветы растут в саду, то они какие? (Садовые)

Если цветы растут в комнате, то они какие? (Комнатные)

Дифференциация л, ль в словах:

А сейчас я буду называть другие растения, которые могут нам встретиться в лесу, а вы с помощью зелёного и синего кружочка будете определять, какой в них звук - мягкий или твёрдый. Будем выкладывать на парте длинный поезд

Слова: лотос, фиалка, лилия, ландыш, липа, василек, тюльпан, ель, елка

Игра «Собери части цветка» На столе у детей лежат конвертики в них части цветка(корень, стебель, листья, лепестки, бутон)

Назовите самую главную часть цветка? (Корень). - Что идет после корня? (Стебель) - У цветка есть?… (Листья.) - Далее после листьев? (Бутон) - А что такое бутон? (Нераскрывшийся цветок) - И остались?… (Лепестки)

Необходимо еще сказать есть ли в слове звуки Л, ЛЬ.

Знакомство с буквой

Молодцы. Ребята, звуки Л и Ль вы хорошо умеете различать. А теперь давайте познакомимся с буквой Л. Буква Л - это домик для звуков Л и Ль

На, что похожа буква Л?

Изобразите букву Л с помощью пальчиков.

Встаньте, изобразите букву Л в паре.

Найди букву Л

Игра «Собери слово»

У каждого ребенка на столе лежат слоги ЛО ТОС, необходимо собрать слово

ЛОТОС орехоносный — многолетнее водное растение. Листья у лотоса плавающие, на длинных шиповатых черенках, имеет форму щита. Цветки меняют окраску от ярко-розовой в начале цветения до почти белой перед опадением лепестков. Плод-коробочка. Семена твёрдые и крупные, размером с лесной орех. Цветки лотоса крупные, 25—30 см и высоко поднимаются над водой на прямой цветоножке. Они обладают слабым, но очень приятным ароматом. Распространен лотос на побережьях Азовского, Каспийских морей, в Азии. Лотос исчезает, так как загрязняются и осушаются водоёмы, вылавливаются со дна корневища в декоративных и пищевых целях. По берегам лотос охотно поедают дикие кабаны и домашний скот.

Запишите получившиеся слово

Работа на уровне предложения

А) Игра «Доскажи словечко» - скажи действие наоборот

Весной цветок расцвел, а осенью - ...

У лотоса большие лепестки, а у фиалки - ...

Есть фиалка - комнатный цветок, а есть- ...

Девочка посадила цветок, а мальчик его - ...

Б) Составьте предложения по картинкам. В каких словах есть звуки Л, ЛЬ?

Картинки: - девочка, лейка, цветок (Катя поливает колокольчик)

Луг, человек бежит, мальчик и девочка (На лугу (на цветочной поляне) бегают (играют) дети)

5. Итог занятия. Рефлексия

С какими звуками мы познакомились на уроке?

Ребята, как вы думаете, сорванный цветок — это хорошо или плохо? (И хорошо, и плохо)

В чем вы видите хорошее? (Украшает дом. Создаёт радость) - В чем — плохое? (Сорванные цветы быстро гибнут. Если все станут рвать цветы, не будет красивой природы вокруг нас.)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты,

Если мы сорвем цветы.

(Т. Собакин)

А как вы считаете, какими цветами лучше любоваться? Теми, что растут в живой на лугу,в лесу, на городской клумбе или стоящими в вазе дома?

Рефлексия

У вас на столах цветочки.

Раскрасьте цветок красным-если вы все запомнили на уроке и сможете рассказать другим. Раскрасьте цветок желтым, если вам все было понятно.

Раскрасьте цветок синим, если занятие для вас показалось трудным и вы многое не поняли

В заключение хочется сказать:

Не рвите цветы, не рвите,

Пусть будет нарядней Земля,

А вместо букетов дарите

Васильковые,

Незабудковые

И ромашковые поля! (Ю. Антонов)

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков, которое, в свою очередь, обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Вниманию родителей предлагается комплекс упражнений, с помощью которых можно помочь ребенку правильно произносить звук [л].


к[Л]ассная сог[Л]асная

В раннем возрасте подражательные способности ребенка чрезвычайно велики, он легко и непринужденно усваивает огромное количество новых слов, с удовольствием учится произносить понравившиеся слова, стремится чаще использовать их в речи. Однако его артикуляционные возможности еще не совершенны, фонематический слух развивается постепенно, поэтому правильное произношение сложных звуков еще долго будет оставаться недоступным ребенку.

Одни упражнения ребенок может освоить за одно-два занятия, другие даются ему не сразу. Возможно, выработка определенного артикуляционного уклада потребует множества повторений. Иногда неудача вызывает у ребенка отказ от дальнейшей работы. В таком случае не фиксируйте внимание на том, что не получается. Подбодрите его, вернитесь к более простому, уже отработанному материалу, напомнив, что когда-то это упражнение тоже не получалось.

Правила и нюансы

Чтобы ребенку было интереснее, предложите ему стать учителем, воспитателем: возьмите любимую игрушку ребенка (куклу, мишку) и пусть они выполняют артикуляционные упражнения, произносят звуки и слоги, повторяют слова и чистоговорки.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.

Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5 минут, а все занятие - 10-12 минут. Саму гимнастику выполняйте перед зеркалом.

Выполнение артикуляционных упражнений - это трудная работа для ребенка. Похвала и поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.

Звук [л]

Для правильного произношения звука надо выработать: подъем кончика языка вверх, подъем задней части спинки языка вверх.

Вызываем звук. Обнажите зубы в «улыбке» и покусайте широкий язык, не высовывая его слишком много и не напрягаясь. Язык узким не делать, иначе звук смягчится. Кусая язычок, одновременно произносим звук [а], получая - ла-ла-ла, затем замедляем и начинаем просто гудеть: «л-л-л» (без гласного «а»). Следите, чтобы уголки рта были растянуты в «улыбке»: через них выходит теплый воздух.

Иногда, испытывая напряжение, ребенок не может включить в работу голосовые складки при произнесении открытого слога «ла-ла-ла». В этом случае можно начать с гласного «А» - «а-ла-ла», «а-ла-ла». Широкий язык постоянно лежит на нижних зубах без напряжения. Если ребенок может долго протянуть звук [л], то, значит, он у него получается и можно проводить его закрепление.

Закрепляем звук. Для закрепления в речи звука [л], [л"] можно применять игру «Чудесный мешочек» или вариант игры «Что прячется под скатертью?». Ребенок должен на ощупь определить, какой предмет лежит в мешочке или под скатертью. Предметы для ощупывания подбираются такие, чтобы нужный звук в словах-названиях был в разной позиции: в начале слова, в середине, в конце.

Для закрепления звуков пользуйтесь умением четырехлетних детей легко запоминать стихи. Читайте детям стихи Маршака, Барто, Заходера и других детских авторов, просите ребенка досказать последнее слово в строчке, последнюю строчку в стихотворении, затем четверостишие, потом все стихотворение.

Упражнение

Найдите картинки, в названиях которых звук [л] находится в начале слова: лапа, лампа, лопата, лото, лук, луна; в середине: пила, одеяло, кукла, клоун; и в конце: стол, пол, дятел. Затем придумывайте предложения с этими словами, например: Мила поставила лампу на стол.

Звук [л"]

После автоматизации [л] твердого, мягкий звук легко вызвать по подражанию. Перед зеркалом произносите слоги: «ли-ли-ли», при этом губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами.

Недостатки произношения звуков [л], [л"] называются ламбдацизмами. К ламбдацизмам относятся отсутствие звука [л] и его искажения (межзубный, носовой или двугубный звук и др.).

Поскольку артикуляция твердого звука [л] сложнее артикуляции мягкого, то и нарушается он наиболее часто.

Замена звуков [л], [л"] другими звуками называется параламбдацизмами.

Причины, ведущие к неправильному произношению звука [л]: укороченная подъязычная связка, ограничивающая движения кончика языка вверх; слабость мышц языка; нарушения фонематического слуха.

Искажения звуков [л], [л"]

Звук произносится межзубно. Кончик языка, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, выходит наружу между зубами.

Носовое произношение звука. Язык прикасается задней частью к мягкому небу, а не кончиком к верхним резцам, как это происходит при правильном произношении звука [л]. При этом воздушная струя частично или полностью проходит через нос. Речь ребенка будет звучать так: «Мышка весенго жинга, на пуху в угнгу спанга».

Замена звуком [й]. При этом нарушении кончик языка остается внизу, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки выгибается вверх дугой, вместо того чтобы опускаться. Ребенок говорит так: «Мышка весее жия, на пуху в угью спая».

Замена звуком [у]. При этом нарушении активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык. При этой замене речь ребенка звучит так: «Мышка весеуо жиуа, на пуху в угуу спауа».

Замена звуком [ы]. При этом нарушении задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен. Дети не замечают, что заменяют звук, а взрослые нередко считают, что звук [л] пропускается. Ребенок говорит: «Мышка весеыо жиыа, на пуху в угыу спаыа».

Замена звуком [е]. При такой замене язык не принимает участия, к верхним резцам двигается нижняя губа. Дети и взрослые часто считают, что это не недостаток речи, а лишь нечеткость произношения. При этой замене мы слышим: «Мышка весево жива, на пуху в угву спава».

Замена звуком [г]. В этом случае кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упирается в мягкое небо, вместо того чтобы только приподниматься. Речь ребенка звучит так: «Мышка весего жига, на пуху в уггу спага».

Игры для подготовки к произношению звука [л]

Блинчик

Цель: вырабатывать умение удерживать язычок в спокойном, расслабленном положении.

Улыбнитесь, приоткройте рот и положите широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивайте на нижние зубы). Удержите в данном положении под счет от 1 до 5-10.

Вкусное варенье

Цель: выработать движение широкой передней части языка вверх.

Широким кончиком языка облизываем верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогайте.

Пароход гудит

Цель: вырабатывать подъем спинки и корня языка, укреплять мышцы языка.

При открытом рте длительно произносите звук [ы]. Следите, чтобы кончик языка был внизу, в глубине рта.

Индюк

Цель: вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и подвижность его передней части.

При открытом рте производите движения широким кончиком языка по верхней губе вперед-назад, старайтесь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее, постепенно убыстряйте движения, пока не получится звук [блбл] (как индюк болбочет).

Качели

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка.

При открытом рте (губы в улыбке) положите кончик языка за нижние зубы и удерживайте в данном положении под счет от 1 до 5, потом поднимите широкий кончик языка за верхние зубы и удерживайте в данном положении под счет от 1 до 5. Так поочередно меняйте положение языка 6 раз. Следите, чтобы рот оставался открытым.

Пощелкаем!

Цель: укреплять кончик языка, вырабатывать подъем языка.

При открытом рте пощелкайте кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык. Беззвучно пощелкайте кончиком языка. Следите, чтобы кончик языка упирался в небо за верхними зубами, а не высовывался изо рта.

Проговаривание слогов с движениями

Слова в движении

Лампа

Лам - Вращательное движение кистями рук («фонарик»).

па - Прижимаем кулачки к груди.

Лампочка

Лампочка перегорела. - Делаем «фонарики».

Вероятно, заболела. - Наклоняем голову к плечу и подносим сложенные ладошки к щеке.

Чистоговорка

Ла-ла-ла, ла-ла-ла!

Ласточка гнездо свила.

Ло-ло-ло, ло-ло-ло!

Ласточке в гнезде тепло.

Скороговорка

Лайка с болонкой лаяли звонко.

Иволга долго пела над Волгой.

Малышка-глупышка

Малышка-глупышка

Сосала ледышку,

Маму слушать не хотела,

Потому и заболела.

Светлана Ульянович-Волкова, Светлана Мурдза, логопеды.

Занятие по грамоте: «Звуки [л], [л"]; буква Л»

Цель: закрепить навык различения и чёткого произношения звуков [л], [л"]; знакомство с буквой Л.

Коррекционно-образовательные задачи:

Систематизировать знания детей о согласных звуках [Л], [Ль], вспомнить их характеристики, обозначения. Знакомство с буквой Л.

Обеспечить применения на практике умения находить место этих звуков в словах /начало, середина, конец слова/ д/и «Домики».

Умение придумывать слова с этими звуками в разных позициях / в начале, в середине, в конце слова/.

Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Л] - [Ль],(дифференциация твёрдых и мягких согласных) д/и « Семафорчики». Совершенствование навыка составления и чтение слов из слогов, умение записывать слов а в тетради, а также делать полный звуковой разбор этих слов..

Заучивание стихотворения про букву Л.

Совершенствование навыка чтения: односложных и двусложных слов.

Коррекционно-развивающие задачи: :

Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Способствовать развитию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Оборудование: предметные картинки, « домики» «,семафорчики», тетради, карандаши

Ход занятия:

I. Организационный момент

Игра с мячом « Моя, моё, мой, мои»(использовать слова со звуками [л], [л"])

II. 1.Логопед объясняет: Звук [л] - губки слегка в улыбке; зубки сближены; узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам и язык упирается в верхние зубы; - горлышко «работает».

Символ звука : большой самолет летит: ЛЛЛЛЛ... (см. цветную вклейку).

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Звук [Л"]: Символ звука: маленький самолетик летит: льльль... (см, цветную вклейку).

Характеристика звука [Л"]: согласный, мягкий, звонкий.

Обозначение : зеленый кружок с колокольчиком.

Логопед дает сравнительную характеристику звуков [л], [л’]:

звук [л] - согласный, звонкий, твердый; обозначение-синий кружок с колокольчиком

звук [л"] - согласный, звонкий, мягкий; обозначение -зелёный кружок с колокольчиком.

Логопед проговаривает,что на письме эти звуки обозначаются буквой Л Знакомство с буквой Л

*Л уставилась на цаплю:

«Мы похожи как две капли:

Ноги длинные у цапли,

Как у буквы Л, не так ли?» О.Гофман

*-Алфавит продолжит ваш

Буква Л - лесной шалаш. В.Степанов

2. Дид/упр-е «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Л"], топни ногой если услышишь звук[Л]»:

ль, мь, бь, л...; ля, лю, ми, ал, ла ...; аль, амь, пла, улы...; лист, Поля, машина, угол...

3. Вспомнить как можно больше имен, заканчивающихся на слог

ЛА: Мила, Анжела, Алла, Камила

ЛЯ: Коля, Ва..., Га..., То...

Вспомнить как можно больше имен, начинающихся на слоги ЛИ, ЛЁ, ЛЮ:

Лиза, Лина...; Лёша, Лёня...; Люда, Люся...

4. Повторить чистоговорки:

Ло-ло-ло - на улице тепло.

Лу-лу-лу - стол стоит в углу.

Ул-ул-ул - у нас сломался стул.

Ля-ля-ля - зеленые поля.

Ли-ли-ли - малину мы несли.

Лю-лю-лю - малину я люблю.

Ле-ле-ле - еду на осле.

5 .Отгадать загадки, назвать, какой звук в отгадке ([Л] - [Л"]), и определить его место в слове.

Деревянная дорога,

Вверх идет она отлого,

Что ни шаг - то овраг. (Лестница)

Над домами у дорожки

Висит кусок лепешки. (Луна)

Падают с ветки

Золотые монетки. (Листья)

Под крышей - четыре ножки,

А на крыше - суп и ложки. (Стол)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

В дупле живет, Орешки грызет. (Белка)

6 . Физминутка

Буквой л расставим ноги,

Словно в пляске, - руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо.

Получается на славу.

Влево, вправо, влево, вправо.

7. Д/и «Синий - зеленый»./работа со семафорчиками/

Дети показывают «семафорчик », выделив зв у ки [л], [л’] в стихотворении:

Ежик, еж, ты что колючий?

Это я на всякий случай,

Знаешь, кто мои соседи?

Волки, лисы и медведи. Б.Заходер

8. Д/и « Домики»

Дети должны разложить картинки по домикам (синий и зеленый): со звуком [л] - в синий, со звуком [л"] - в зеленый; разделить все слова на слоги, определить место звуков [Л] и [Л ’ ] в словах.

9. Пальчиковая гимнастика:

Руки вверх, в кулачок,

Разжать, на бочок.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжать, на бочок.

Руки вниз, в кулачок,

Разжать, на бочок.

10.Дети повторяют написание буквы л, вспоминают стихотворение.

Выкладывают в кассе слова: лук, лимон, лиса и записывают их в тетради.

Цель занятия: формирование умения чтения слогов и слов с буквой Л.

Задачи:

  • формирование умения слитного осознанного чтения
  • развитие фонематического слуха
  • развитие элементов логического мышления.

Методы : наглядный, словесный, репродуктивный.

Дидактическое обеспечение : иллюстрации по теме занятия, слоговые таблицы, карточки со словами по заданной теме, дидактическая тетрадь, доска, мел.

Ход занятия.

1. Орг. момент (хлопки на внимание).

2. Актуализация опорных знаний.

1. Чтение слоговой таблицы.

СА МА ХА РА ША

СО МО ХО РО ШО

СУ МУ ХУ РУ ШУ

СЫ МЫ ХЫ РЫ ШУ

2. Послушай слова, запиши в кружочках только гласные из этих слов.

(лук, сок, сын, мак)

Алфавит продолжит наш,

Буква Л - лесной шалаш.

Л – гласный или согласный, почему вы решили, что он согласный?

Звонкий или глухой?

3. Найди букву Л, обведи её (дети на своих листочках обводят букву Л)

Л А Р Л Д К Л У Л Л П Д М Л А

4. Письмо буквы Л в индивидуальных листочках

5. Прочитай слитно.

ЛА - АЛ ЛУ - УЛ

ЛО - ОЛ ЛЫ - ЛЫ

6. «Путалки»

7. «Спотыкалочки»

С ЛА Х ЛА Ш ЛА

С ЛО Х ЛО Ш ЛО

С ЛУ Х ЛУ Ш ЛУ

С ЛЫ Х ЛЫ Ш ЛЫ

8. Прочитай, лодочки с одинаковыми словами заштрихуй.

9. Слова рассыпались, соедини слоги стрелками так, чтобы получилось слова.

10. Найди спрятанное слово МЫЛО, подчеркни его.

А С У М Ы Л О Р Ы

(Дети записывают слово на индивидуальных листочках.)

Если в слове больше одной гласной, то одну из них мы произносим сильнее, выделяем голосом. Такая гласная называется ударной. Ударение ставится сверху, вот так:


Подели на слоги слова из 9 задания, поставь ударение.

11. Прочитай предложения. Посчитай, сколько слов в каждом предложении. Ответ запиши в кружочке.

12. Спиши предложение. С какой буквы пишем начало предложения? (с большой)

Что оставляем между словами? (две клетки)

Что ставим в конце предложения? (точку)

У мамы мыло .

(Запись предложения на индивидуальных листочках.)

13. Прочитай предложения, соедини их с картинками:

У Са ши шар.

У Шу ры мы ло.

У со ма у сы. У о сы у сы.

Лист индивидуальной работы ребенка.

2. Найди букву Л, обведи её.

Л А Р Л Д К Л У Л Л П Д М Л А Л

3. Напиши букву Л

4. Прочитай слитно.

ЛА - АЛ ЛУ - УЛ

ЛО - ОЛ ЛЫ - ЛЫ

5. «Путалки»

ЛА – ЛО - ЛУ УЛ – АЛ – ОЛ ЛЫ – ЛА – ЛО

ЛО – ЛА – ЛЫ ЛЫ – ЛА - ЛУ ОЛ – УЛ – АЛ

6. «Спотыкалочки»

С ЛА Х ЛА Ш ЛА

С ЛО Х ЛО Ш ЛО

С ЛУ Х ЛУ Ш ЛУ

С ЛЫ Х ЛЫ Ш ЛЫ

7. Прочитай, лодочки с одинаковыми словами заштрихуй.

8. Слова рассыпались, соедини слоги стрелками так, чтобы получилось слова.

9.. Найди спрятанное слово МЫЛО, подчеркни его.

А С У М Ы Л О Р Ы

Запиши его в клеточках, подчеркни гласные. Раздели слово на слоги.

10. Прочитай предложения. Посчитай, сколько слов в каждом предложении. Ответ запиши в кружочке.