Буквы г к. Конспект занятия по исправлению нарушений письменной речи: «Парные звонкие-глухие согласные
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ:
« Дифференциация букв Г – К и звуков,
Которые они обозначают »
Подготовила:
Кравченко Ольга Валерьевна,
учитель-логопед.
Цель: учить различать буквы Г-К и звуки, которые они обозначают.
Задачи:
Учить сравнивать звуки [г]- [к] по их артикуляторным и акустическим признакам;
- дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости;
Развивать фонематический слух, навыки фонематического анализа;
Расширять и уточнять словарный запас;
Развивать общую и мелкую моторику, внимание, память, дикцию;
Закреплять правописание парных согласных в словах;
Создавать положительный эмоциональный настрой у детей.
Лексическая тема: «Птицы».
Оборудование: карточки (буквы Г, К, [г], [к], [г’], [к’]), карточки с заданиями, картинки с изображением птиц (зяблик, жаворонок, трясогузка, кукушка, галка, глухарь, иволга, скворец), подставки, картинка иволги для проведения зрительной гимнастики, компьютеры.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I. Оргмомент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятие к нам пришли гости, поприветствуем их.
Я очень рада видеть вас на занятии, и надеюсь, что сегодня в знаниях мы поднимемся на одну ступеньку выше.
Проверим посадку.
Руки на месте? (на месте)
Ноги на месте? (на месте)
Локти у края? (у края)
Спина прямая? (прямая)
Для начала вспомним правила поведения.
На занятии наши глаза внимательно смотрят и всё … (видят).
Наши уши внимательно слушают и всё … (слышат).
Наши головы хорошо и быстро … (думают).
Наши языки четко и громко … (говорят).
Дикцию или четкое произношение будем тренировать с помощью скороговорок.
II. Речевая разминка. Работа со скороговорками.
III. Введение в тему занятия.
Послушайте стихотворение Сергея Погореловского «Как Мишка деда рассердил».
Пишет Миша-Михаил:
«Дед Герасим гол забил».
Все читают, восклицают:
Ай да старый, гол забил!
Дать во все газеты дедовы портреты!
Нет,- сказал сердито дед, -
Мишкин дайте в них портрет!
Писал диктовку в школе,
А думал о футболе.
Оттого-то КОЛ
Превратился в ГОЛ,
И за этот ГОЛ
Получил он КОЛ.
В чем ошибка Мишки?
Какие два значения имеет слово кол?
Назовите первые звуки в словах кол, гол. ([г], [к])
На доску вывешиваются карточки со звуками [г], [к].
Как мы назовем эти звуки?
Вы догадались, чему мы будем учиться сегодня на занятии?
Правильно. Молодцы!
IV. Характеристика звуков. Соотнесение звука с буквой.
Что похожего в этих звуках?
Чем различаются эти звуки?
А как проверить, какой звук звонкий, а какой глухой?
Определите, какой звук звонкий, а какой глухой удобным для вас способом.
Скажите, у звуков [г], [к] есть мягкие пары или они всегда твердые?
(На доску вывешиваются карточки [г’], [к’])
Какой буквой на письме обозначаются звуки [г], [г’]?
(На доску вывешивается карточка с буквой Г)
Какой буквой на письме обозначаются звуки [к], [к’]?
(На доску вывешивается карточка с буквой К)
Охарактеризуем звуки с помощью значков. (Колокольчики и наушники синего и зеленого цвета).
V. Дифференциация звуков в слогах и звукосочетаниях.
Поиграем в игру «Кто внимательный?».
Если услышите звук [г] стойте на месте, если услышите звук [к] – приседайте.
Ка, гу, го, ку, га, гры, крю, ига.
А теперь усложним игру. Если услышите мягкие звуки [г’], [к’] к основному движению добавляйте хлопок.
Ки, ге, ку, го, ги, кря, еги, ука, уга, еки, юга.
VI. Работа со словами. Определение местоположения места звука в слове.
Включается запись «Пение птиц».
Обратите внимание. Сегодня у нас оформлена выставка. Назовите тему выставки?
Можете ли вы их назвать?
А вы знаете, какие из этих птиц перелетные, а какие оседлые?
Известно ли вам, что птицам посвящен специальный праздник, который называется «Международный день птиц». Это интернациональный экологический ежегодный праздник, который в России является самым известным из «птичьих» праздников. Кто знает, какого числа он празднуется? (1 апреля).
Вернемся к нашей выставке. Что общего в названии этих птиц?
Давайте еще раз произнесем названия птиц и определим местоположение изучаемых звуков в слове.
VII. Зрительная гимнастика.
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя.
Подготовим наши глаза к письменной работе.
(учащиеся прослеживают движение картинки с изображением иволги; закрывают глаза; следят за пальцем, который двигается от носа вдаль и обратно)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоим им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть.
И опять пора в дорогу,
Пролететь им надо много.
Вот и родина. Ура!
Приземляться нам пора!
VIII. Звуковой анализ слов.
Поиграем в игру «Шифровальщики». Вы запишите транскрипцию названия птицы, а потом поменяетесь тетрадями и расшифруете слова друг друга. Названия птиц написаны у вас на карточках. Переверните их. Прочитайте. Начали!
- … , расшифруй слово.
- … , теперь ты.
Молодцы! Поменяйтесь обратно тетрадями.
А я для вас тоже приготовила зашифрованное слово.
Вешаю на доску карточку [тр’исагуска])
Расшифруйте транскрипцию и запишите слово буквами?
Как записали слово? (трясогузка)
Почему написали Я?
Почему написали З?
Можно проверить словом «огузок» - это бедренная часть животного. А еще есть гласная О, которая соединяет два корня. Но об этом вы еще узнаете на уроках русского языка. А сейчас мы это запомним.
IX. Пальчиковая гимнастика.
А теперь немножко отдохнем.
Чтобы буквы красиво писать,
Будем пальчики мы разминать.
На дорожку прилетела (поочередно соединяют пальцы с большим пальцем – обе руки)
Птичка трясогузка -
Пестренькая блузка! (перебирают пальцами обеих рук около груди)
Зоркий черненький глазок, (соединяют большой и указательные пальцы в круги около глаз)
Острый, тоненький носок. (соединяют указательные пальцы обеих рук у носа)
Бегала, скакала, (перебирают пальцами на столе)
Хвостиком качала. (качают ладонями обеих рук)
Насекомых на лету (показывают руками птичку)
Ловко так хватала. (соединяют пальцы в виде клюва, имитируя ловлю насекомых).
X. Дифференциация букв г-к.
- Продолжим работу.
На карточках записано стихотворение. Закройте уши и прочитайте его.
Работа по карточкам.
ТРЯСОГУЗКА.
Прилетела к Вере в гости
Трясогузка - длинный хвостик.
То найдёт на грядке семя,
То спешит куда-то в тень.
Длинным хвостиком всё время
Ей покачивать не лень.
(В. Степанов)
- … , выпиши слова с буквой Г.
- … , выпиши слова с буквой К.
- … , прочитай слова, которые ты выписал.
Закрываем тетради.
XI. Правописание звонких и глухих согласных.
Мы говорили о звуках [г]-[к], [г’]-[к’]. Какие еще парные согласные вы знаете? … , говори твердые пары, а … будет говорить мягкие пары.
Займите место за компьютером. (Выполняют задания на компьютере)
XII. Итог занятия.
Подведем итог. О каких звуках говорили?
Что вы можете о них сказать? Давайте по очереди будем говорить по одному признаку?
Вы сегодня молодцы, хорошо справились с поставленными задачами. Я рада вашим успехам. Наше занятие закончено. Спасибо, до свидания!
Б уква «Ё, ё» является 7-ой буквой русского и белорусского алфавитов и 9-ой - русинского. Употребляется также в ряде неславянских алфавитов, основанных на гражданской кириллице (напр., монгольском, киргизском, удмуртском и чувашском).
Если это
возможно, означает мягкость согласных, находясь после них, и звук [o]; во всех
иных случаях - звучит как .
В исконно русских словах (помимо слов, имеющих приставки трёх- и четырёх-)
находится всегда под ударением. Случаи безударного употребления редки, в
основном, это заимствованные слова - напр., кёнигсбе́ргские сёрфинги́сты,
сложные слова - лёссови́дный или слова с приставками трёх- и четырёх- - напр.,
четырёхча́стный. Здесь буква фонетически эквивалентна безударным «е», «и», «я» либо
обладает побочным ударением, но может также отражать характерные особенности
написания в языке-первоисточнике.
В русском языке (т. е., в русской письменности) буква «ё» стоит, прежде всего, там, где звучание [(j)o] произошло от [(j)e], этим и объясняется происходящая от «е» форма буквы (заимствована из западных письменностей). В русской письменности, в отличие от белорусской, согласно правилам употребления буквы, простановка точек вверху над «ё» является факультативной.
В прочих славянских кириллицах буквы «ё» нет. Для обозначения на письме соответствующих звуков в украинском и болгарском языках после согласных пишут «ьо» и в прочих - случаях «йо». Сербская письменность (и базирующаяся на её основе македонская) вообще не имеют особых букв для йотированных гласных и/или смягчающих предшествующую согласную, поскольку для различения слогов с твёрдой и мягкой согласной в них используются разные согласные, а не разные гласные буквы, а йот пишется всегда отдельной буквой.
В церковно- и старославянской азбуках нет буквы, эквивалентной «ё», так как отсутствуют такие сочетания звуков; русское «ёканье» - распространённая ошибка во время чтения церковнославянских текстов.
Надстрочный элемент и его название
Общепринятого официального термина для имеющегося в букве «ё» выносного элемента нет. В традиционном языкознании и педагогике использовалось слово «двоеточие», но чаще всего в сто последних лет употребляли менее формальное выражение - «две точки», либо вообще старались избегать отдельно упоминать этот элемент.
Применять иноязычные термины (диалитика, диерезис, трема или умляут) в данной ситуации считают некорректным, поскольку они относятся к диакритическим знакам и обозначают, прежде всего, конкретную фонетическую функцию.
Исторические аспекты
Введение Ё в употребление
Долгое время звуковое сочетание (а после согласных мягких - [o]), появившееся в русском произношении, никак не выражалось на письме. С середины XVIII в. для них ввели обозначение посредством букв IO, находящихся под общей крышечкой. Но, такое обозначение было громоздким и его применяли редко. Употребляли варианты: знаки о, iô, ьо, ио, ió.
В 1783 г. вместо имеющихся вариантов предложили литеру «ё», заимствовав из французского, где у неё другое значение. Однако, впервые в печати она была использована только через 12 лет (в 1795 г.). Предполагалось также влияние шведской азбуки.
В 1783 г. 29 ноября (по ст. стилю - 18 ноября) дома у руководителя Петербургской академии наук, княгини Дашковой Е. Р. - прошло одно из 1-х заседаний недавно образовавшейся Российской академии, где присутствовали Фонвизин Д. И. , Княжнин Я. Б. , Державин Г. Р. , Лепёхин И. И. , митрополит Гавриил и др. Обсуждали проект полного варианта толкового словаря (славяно-российского), впоследствии - знаменитого 6-томника «Словаря Академии Российской».
Уж было академики собрались разойтись по домам, как Е.Р. Дашкова спросила, может кто-либо из них написать слово «ёлка». Ученые мужи подумали, что княгиня пошутила, но та написала слово «іолка», произнесённое ею, и задала вопрос: «Правомерно ли изображать один звук двумя буквами?» Заметила ещё: «выговоры сии уже введены обычаем, которому, когда он не противоречит здравому рассудку, всячески последовать надлежит». Екатерина Дашкова «новорожденную» букву «ё» предложила употреблять «для выражения слов и выговоров, с сего согласия начинающихся, как матіорый, іолка, іож, іол».
Она в своих доводах оказалась убедительной, и оценить рациональность введения новой литеры предложили Гавриилу, митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому, являющемуся членом Академии наук. Так, в 1784 году 18 ноября и состоялось официальное признание буквы «ё».
Новаторская идея княгини была поддержана рядом передовых деятелей культуры того периода, в т.ч. и Державиным, который начал первым применять «ё» для личной переписки. А 1-м печатным изданием, где замечено появление буквы «ё», в 1795 г. стала книга «И мои безделки» И. Дмитриева, выпущенная Московской университетской типографией Х. А. Клаудия и Х. Ридигера (в этой типографии с 1788 года печатали газету «Московские ведомости», а располагалась она на месте теперешнего здания Центрального телеграфа).
Первое слово, отпечатанное с буквой «ё», стало - «всё», потом - «василёчикъ», «пенёкъ», «огонёкъ», «безсмёртна». Впервые фамилия с данной буквой («Потёмкинъ») была напечатана у Державина Г. Р. в 1798 году.
Известность получила буква «ё» благодаря Карамзину Н. М., поэтому он до последнего времени считался автором её, пока не получила широкую огласку история, изложенная выше. В 1796 г., в 1-ой книжке альманаха стихотворений «Аониды», издаваемого Карамзиным, который выходил из всё той же типографии университета, с буквой «ё» печатались слова: «зарёю», «мотылёкъ», «орёлъ», «слёзы», и 1-й глагол - «потёкъ».
Только не понятно, это была личная идея Карамзина или инициатива какого-то сотрудника издательства. Нужно заметить, что Карамзин в научных работах (к примеру, в известной «Истории государства Российского» (1816 - 1829 гг)) не использовал букву «ё».
Проблемы распространения
Хотя литеру «ё» предложили ввести в 1783 г., а употребили в печати в 1795 г., долгое время её не считали отдельной буквой и в азбуку она официально не была введена. Это очень характерно для вновь вводимых литер: таким же был статус и символа «й», он (по сравнению с «ё») стал обязателен к применению ещё в 1735 г. В своём «Русском правописании» академик Я. К. Грот отметил, что эти буквы обе «должны бы также занимать место в азбуке», но это ещё длительное время оставалось только благим пожеланием.
В XVIII-XIX вв. помехой распространению буквы «ё» было и тогдашнее отношение к подобному «ёкающему» произношению, как к мещанской речи, говору «подлой черни», в то время как «е́кающий» «церковный» выговор считали более благородным, интеллигентным и культурным (с «ёканьем» боролись, например, В. К. Тредиаковский и А. П. Сумароков).
23.12.1917г. (5.01.1918) был опубликован (без даты) декрет, подписанный советским Наркомом просвещения А. В. Луначарским, который вводил в качестве обязательной реформированную орфографию, в нём, среди прочего, сказано: «Признать желательным, но необязательным употребление буквы „ё“».
Таким образом, буквы «ё» и «й» формально вошли в алфавит (получив при этом порядковые номера) лишь в советские времена (если не принимать во внимание «Новую азбуку» (1875) Льва Толстого, где была буква «ё» между «э» и ятем, на 31-ом месте).
24.12.1942 применение буквы «ё» по приказу наркома просвещения РСФСР было введено в обязательную школьную практику, и с этих пор (порой, правда, вспоминают 1943 и даже 1956 год, когда впервые опубликовали орфографические нормативные правила) её считают вошедшей официально в русский алфавит.
Следующие 10 лет научная и художественная литература выпускалась с почти сплошным употреблением буквы «ё», а потом издатели возвратились к старой практике: употреблять букву только при крайней необходимости.
Имеется легенда, что Иосиф Сталин оказал влияние на популяризацию буквы «ё». Она гласит, что в 1942 году 6 декабря И.В. Сталину принесли на подпись приказ, где фамилии ряда генералов напечатали не с буквой«ё», а с «е». Сталин разгневался, и на следующий день все статьи газеты «Правда» вышли, вдруг, с буквой «ё».
9.07.2007 г. министр культуры России А. С. Соколов, давая интервью радиостанции «Маяк», высказал мнение о необходимости в письменной речи применять букву «ё».
Основные правила применения буквы «ё» /Законодательные акты
24.12.1942 нарком просвещения РСФСР В. П. Потёмкин приказом № 1825 ввел букву «Ё,ё» в обязательную практику употребления. Незадолго до издания приказа произошел инцидент, когда Сталин обошёлся грубо с управделами Совнаркома Я.Чадаевым за то, что он 6 (или 5) декабря 1942 г. принёс на подпись ему постановление, где фамилии ряда генералов оказались напечатанными без буквы «ё».
Чадаев известил редактора «Правды» о том, что вождь желает видеть «ё» и в печати. Таким образом, уже в 7.12.1942 номер газеты, вдруг, вышел с этой буквой во всех статьях.
Федеральный закон № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» от 01.06.2005 г. в части 3 ст. 1 гласит, что при использовании русского современного литературного языка как государственного, Правительство РФ определяет порядок утверждения правил и норм русской пунктуации и орфографии.
Постановлением Правительства РФ «О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка РФ, правил русской орфографии и пунктуации» от 23.11.2006 г. № 714 устанавливается, что на основе рекомендаций, даваемых Межведомственной комиссией по русскому языку, перечень справочников, грамматик и словарей, в которых содержатся нормы русского современного литературного языка, при его употреблении в РФ в качестве языка государственного, а также правила русской пунктуации и орфографии утверждается Министерством образования и науки РФ.
Письмо № АФ-159/03 от 03.05.2007 г. «О решениях Межведомственной комиссии по русскому языку» Министерства образования и науки РФ предписывает писать букву «ё» обязательно при вероятности неправильно прочесть слова, напр., в именах собственных, так как в этом случае игнорирование буквы «ё» нарушает требования ФЗ «О государственном языке Российской Федерации».
По действующим сейчас правилам русской пунктуации и орфографии, в текстах при обычной печати букву ё употребляют выборочно. Но, по желанию редактора или автора, любую книгу можно напечатать с применением последовательно буквы ё.
Звучание «Ё»
Букву «ё» употребляют:
Чтобы передать ударный гласный [o] и одновременно указать на мягкость предыдущего согласного: молодёжь, гребёнка, ползём, овёс, лёжа, днём, мёд, пёс, всё, брёл, Фёдор, тётя (после г, к, х это применяется только для заимствований: Хёглунд, Гёте, ликёр, Кёльн, исключение - единственное собственно русское слово ткёшь, ткём, ткёт, ткёте с производными, и образованное в русском языке от заимствованного слова паникёр);
Чтобы передать ударное [o] после шипящих: шёлк, жжём, щёлкать, чёрт (в данной позиции условия выбора между написанием через «о» или через «ё» задаёт достаточно сложная система списков слов-исключений и правил);
Чтобы передать сочетание [j] и ударного звука [o]:
В начале слов: ёмкость, ёж, ёлка;
После согласных (применяется разделительный знак): объём, вьёт, бельё.
После букв гласных: её, заём, боёк, остриё, плюём, куёт;
В исконно русских словах возможен только ударный звук «ё» (пусть ударение и побочное: лёссовидный, четырёхэтажный, трёхместный,); в случае же, если во время словообразования или словоизменения ударение переходит на иной слог, то «ё» будет заменяться на «е» (берёт - вы́берет, мёд - медо́вый - на меду́ , о чём - не́ о чем (но: ни о чём)).
Наряду с буквой «ё» в заимствованиях то же звуковое значение могут передавать после согласных - сочетания ьо и в прочих случаях - йо. Также в заимствованиях «ё» может быть безударной гласной.
Ё и Е
В § 10 действующих официально с 1956 г. «Правил русской орфографии и пунктуации» определяются случаи, когда применяется «ё» на письме:
«1. Когда необходимо предупредить неверное чтение и понимание слова, например: узнаём в отличие от узнаем; всё в отличие от все; вёдро в отличие от ведро; совершённый (причастие) в отличие от совершенный (прилагательное) и т. п.
2. Когда надо указать произношение малоизвестного слова, например: река Олёкма.
3. В специальных
текстах: букварях, школьных учебниках русского языка, учебниках орфоэпии и т.
п., а также в словарях для указания места ударения и правильного произношения
Примечание. В иноязычных словах в начале слов и после гласных вместо буквы ё
пишется йо, например; йод, район, майор.».
Более подробно регламентирует эти вопросы § 5 новой редакции данных правил (опубликованной в 2006 г. и одобренной Орфографической комиссией РАН):
«Употребление
буквы ё может быть последовательным и выборочным.
Последовательное употребление буквы ё обязательно в следующих разновидностях
печатных текстов:
а) в текстах с последовательно поставленными знаками ударения;
б) в книгах, адресованных детям младшего возраста;
в) в учебных текстах для школьников младших классов и иностранцев, изучающих русский язык.
Примечание 1. Последовательное употребление ё принято для иллюстративной части настоящих правил.
Примечание 3. В словарях слова с буквой ё размещаются в общем алфавите с буквой е, напр.: еле, елейный, ёлка, еловый, елозить, ёлочка, ёлочный, ель; веселеть, веселить(ся), весёлость, весёлый, веселье.
В обычных печатных текстах буква ё употребляется выборочно. Рекомендуется употреблять её в следующих случаях.
1. Для предупреждения неправильного опознания слова, напр.: всё, нёбо, лётом, совершённый (в отличие соответственно от слов все, небо, летом, совершенный), в том числе для указания на место ударения в слове, напр.: вёдро, узнаём (в отличие от ведро́, узна́ем).
2. Для указания правильного произношения слова - либо редкого, недостаточно хорошо известного, либо имеющего распространённое неправильное произношение, напр.: гёзы, сёрфинг, флёр, твёрже, щёлочка, в том числе для указания правильного ударения, напр.: побасёнка, приведённый, унесённый, осуждённый, новорождённый, филёр.
3. В собственных именах - фамилиях, географических названиях, напр.: Конёнков, Неёлова, Катрин Денёв, Шрёдингер, Дежнёв, Кошелёв, Чебышёв, Вёшенская, Олёкма».
«Ё», «ьо» и «йо» в заимствованных словах и передаче иностранных имён собственных
Букву „ё“ часто используют для передачи звуков [ø] и [œ] (напр., обозначаемых при помощи буквы „ö“) в иноязычных именах и словах.
В словах-заимствованиях для записи сочетания таких фонем, как /jo/ обычно применяют буквосочетания „ьо“ или „йо“:
После согласных, одновременно их смягчая („бульон“, „батальон“, „миньон“, „гильотина“, „сеньор“, „шампиньон“, „павильон“, „фьорд”, „компаньон“ и др.) - в романских языках обычно на местах после палатализованных [n] и [l] пишется „ьо“.
В начале слов („йота“, „йод“, „йогурт“, „йога“, „Йорк“ и др.) либо после гласных („район“, „койот“, „мейоз“, „майор“ и др.) пишется „йо“;
Однако в последние десятилетия все шире употребляется в этих случаях «ё». Оно стало уже нормативным элементом в системах передачи названий и имён (транслитерационного толка) с ряда азиатских языков (напр., система Концевича для языка корейского и система Поливанова для языка японского): Ёсихито, Сёгун, Ким Ённам.
В европейских заимствованиях звук передается буквой «ё» очень редко; она чаще всего встречается в словах из языков Скандинавии (Ёрмунганд, ётун), но, как правило, существует наряду с привычной передачей через «йо» (напр., Йормунганд) и зачастую её считают ненормативной.
«Ё» в заимствованных словах часто бывает безударным и в данной позиции её произношение неотличимо от букв «я», «и» либо «е» (Э́рдёш, сёгуна́т и т. д.), т. о., теряется её первоначальная ясность и она превращается, порой, всего лишь в указание на определенное произношение в исходном языке.
Последствия необязательности использования буквы «ё»
Медленность вхождения буквы «ё» в практику письма (которое, кстати, так до конца и не состоялось) объясняется её неудобной формой для скорописи, которая противоречит основному её принципу - слитности (без отрывания пера от листа бумаги) начертания, а также техническими сложностями технологий издательства докомпьютерных времен.
Помимо этого, у людей с фамилиями, имеющими букву «ё», зачастую появляются трудности, иногда непреодолимые, во время оформления разных документов, так как некоторые работники безответственно относятся к написанию этой буквы. Особенно заострилась эта проблема после введения системы ЕГЭ, когда существует опасность различия в написании имени в паспорте и в Сертификате о результатах сдачи ЕГЭ.
Привычная необязательность использования привела к ошибочному прочтению ряда слов, которое постепенно становилось общепринятым. Этот процесс затронул всё: и огромное число имён личных, и многочисленные имёна нарицательные.
Стабильную неоднозначность вызывают написанные без буквы ё такие слова, как: желёзка, всё, лён, передохнём, минёт (пролетит, не задев, мимо), совершённый, посажённый, лётом, узнаём, нёбо, солитёр, признаётся и др. всё более широко применяется ошибочное произношение (без ё) и смещение ударений в словах свёкла, новорождённый и др.
«е» превращается в «ё»
Неоднозначность способствовала тому, что порой букву «ё» стали употреблять на письме (и, естественно, читать [`о]) в тех словах, где её быть не должно. Напр., вместо слова «гренадер» - «гренадёр», а вместо слова «афера» -«афёра», также вместо слова«опека» - «опёка» , а вместо слова «бытие» - «бытиё» и т.п. Иногда подобное неверное произношение и написание делается общеупотребимым.
Так, известный шахматист Александр Алёхин, чемпион мира, был, в действительности, Алехиным и сильно возмущался, если его фамилию произносили и писали неверно. Фамилия его относится к дворянскому роду Алехиных и не является производной от фамильярного вариативна «Алёха» от имени Алексей.
В тех позициях, где необходимо быть не ё, а е, рекомендуют проставлять ударение, чтобы предупреждать неправильное опознавание слов (все́, бере́т) либо ошибочное произношение (гренаде́р, афе́ра, Кре́з, дебе́лый, Оле́ша).
Из-за написания слов без ё в 20-30-е гг. XX в. возникло множество ошибок произношения тех слов, которые людьми усваивались из газет и книг, а не из разговорной речи: мушкетёр, молодёжь, шофёр (в этих словах говорилось «е» вместо «ё»).
Орфоэпия: возникновение новых вариантов
По причине необязательности использования буквы «ё» появились слова в русском языке, допускающие возможность написания и с буквой «е», и с «ё», и соответствующего произношения. Напр., блеклый и блёклый, маневр и манёвр, белесый и белёсый, желчь и жёлчь и пр.
Постоянно подобные варианты появляются в языке из-за действия противоречивых аналогий. К примеру, слово надсекший имеет варианты произношения с ё/е благодаря двойной мотивации: надсёк/надсечь. Применение или неприменение буквы «ё» здесь не играет роли. Но, развиваясь естественно, литературный язык, как правило, стремится изживать варианты: либо один из них станет нелитературным, неверным (голо[л`о]дица, из[д`э]вка), либо различные значения приобретут варианты произношения (ис[т`о]кший - ис[т`э]кший) .
Преимущественно произносится не «планёр», а «планер» (ударный 1-й слог), поскольку следующие тенденции имеются в русском языке: в названиях механизмов, машин, разных устройств предпочтительнее ударение на 1-ом слоге, а если точнее, то на предпоследнем, т. е., глиссер, триер, планер, танкер, и на последнем - при указании действующего лица: комбайнёр, шофёр, вахтёр.
Непоследовательность в употреблении буквы «ё» - быстрее искусственный, чем естественный фактор. И он способствует замедлению естественного развития языка, рождая и поддерживая не обусловленные внутриязыковыми причинами варианты произношения.
1. Современный русский алфавит состоит из 33 букв , 10 из которых предназначены для обозначения гласных звуков и соответственно называются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обозначают : ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак).
2. Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные.
Гласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса. В русском языке их шесть: [а], [э], [и], [о], [у], [ы] .
Согласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума.
а) Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Большинство твердых и мягких согласных образуют пары по твердости-мягкости :
[б] — [б′], [в] — [в′], [г] — [г′], [д] — [д′], [з] — [з′], [к] — [к′], [л] — [л′], [м] — [м′], [н] — [н′], [п] — [п′], [р] — [р′], [с] — [с′], [т] — [т′], [ф] — [ф′], [х] — [х′]
(апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). Например, лук - [лук] и люк - [л′ук] .
б) У некоторых согласных звуков отсутствуют соотносительные пары по твердости-мягкости, то есть в языке существуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (всегда только твёрдые) и непарные мягкие согласные [ш′], [й], [ч] (всегда только мягкие).
Примечания:
- у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается;
- звук [ш′] обозначается на письме буквой щ;
- черта сверху над звуком обозначает удвоенный (долгий) звук . В некоторых учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] - ванна.
в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, называются звонкими (например, [д], [д′], [з], [з′] и др.); если в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки называются глухими согласными (например, [т], [т′], [с], [с′] и др.). Большинство звонких и глухих согласных в русском языке образуют пары по звонкости-глухости :
[б] - [п], [б′] - [п′], [в] - [ф], [в′] - [ф′], [г] - [к], [г′] - [к′], [д] - [т],
[д′] - [т′], [з] - [с], [з′] - [с′], [ж] - [ш]
.
Сравните: бить - пить, год - кот, жить - шить
.
г) Звуки [й], [л], [л′], [м], |м′], [н], [н′], [р], [р′] не образуют соотносительной пары с глухими согласными, следовательно, они являются непарными звонкими (непарные звонкие согласные еще называются сонорными , это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И наоборот, глухие согласные, не образующие пары со звонкими, являются непарными глухими . Это звуки [ч], [ц], [х], [х′] .
3. В потоке речи звучание одного звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление называется ассимиляция . Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягким [н′], тоже смягчается, и мы получаем звук [з′].
Таким образом, произношение слова жизнь записывается так: [жыз′н′] . Сближение звучания возможно также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, звонкие согласные в позиции перед глухими и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухими. Следовательно, происходит оглушение согласных. Например, лодка - ло[т]ка, сказка - ска[с]ка, воз - во[с] . Возможно и обратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звонкими тоже становятся звонкими, то есть озвончаются . Например, косьба - ко[з′]ба, просьба - про[з′]ба .
Обозначение мягкости согласных на письме
В русском языке мягкость согласных обозначается следующими способами:
При помощи буквы ь (мягкий знак) в конце слова и в середине между согласными: польза - [пол′за], лось - [лос′] и др.
Примечание. Мягкий знак не обозначает мягкости согласных в следующих случаях:
а) если служит для разделения согласных, второй из которых й (йот): листья - лис[т′йа], белье - бе[л′йо];
б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) - нож (2 скл., м.р.);
в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), помочь (неопределенная форма глагола), а также наречий: вскачь, навзничь.
Посредством букв и, е, ё, ю, я , указывающих на мягкость предшествующего согласного звука и передающих гласные звуки [и], [э], [о], [у], [а] : лес - [л′эс], мёд - [м′от], лил - [л′ил], люк - [л′ук], мял - [м′ал].
При помощи последующих мягких согласных: винтик - [в′ин′т′ик], слива - [с′л′ива].
Звуковое значение букв е, ё, ю, я
Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука : [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в следующих случаях:
в начале слова: например, ель - [йэ]ль, ёж - [йо]ж, юла - [йу]ла, яма - [йа]ма;
после гласного звука: моет - мо[йэ]т, поёт - по[йо]т, дают - да[йу]т, лаять - ла[йа]ть;
после разделительных ь,ъ: съем - съ[йэ]м, пьёт - пь[йо]т, льют - ль[йу]т, рьяный - рь[йа]ный.
Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи - соловь[йи].
Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшествующего согласного в позиции после согласных, парных по твердости-мягкости: мех - [м′эх], нёс - [н′ос], люк - [л′ук], мял - [м′ал].
Памятка:
- Звуки [й], [л], [м], [н], [р] - звонкие (не имеют пары по звонкости-глухости)
- Звуки [х], [ц], [ч], [ш′] - глухие (не имеют пары по звонкости-глухости)
- Звуки [ж], [ш], [ц] - всегда твёрдые.
- Звуки [й], [ч], [ш′] - всегда мягкие.
Конспект урока ««. Следующая тема:
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель :
- Учить детей различать звуки [к]-[г], [к’]-[г’] в словах и предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. Задачи: Развивать фонематическое восприятие.
- Учить правильно обозначать мягкость согласного
на письме, записывать их буквенное обозначение
тремя цветами. Формировать навыки языкового
анализа и синтеза:
- а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры;
- б) анализа и синтеза предложения из 7 слов.
- Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление. Развивать мелкую моторику, межполушарные взаимодействия.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, на каждого ребенка по два синих и зеленых больших кружка, с условными обозначениями звонких и глухих согласных, по одному синему и зелёному маленькому кружку, по звуковой линейке, карточки со словами, в которых пропущены буквы К - Г.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент . (слайд 1)
Какая тема была на прошлом занятии? (звуки [к] - [г], буквы К – Г). Чем отличается звук [к] от звука [г]? (звук [к] - глухой согласный, а звук [г] – звонкий согласный). А почему звук [к] глухой? (звук [к] глухой, потому что голосовые связки не работают). А почему звук [г] звонкий? (звук [г] звонкий, потому что голосовые связки работают). Буква К сколько обозначает звуков? (два). Какие? ([к]-[к’]). А буква Г сколько обозначает звуков? (два). Какие? ([г]-[г’]). Кто догадался, какая тема будет на сегодняшнем занятии? (звуки [к] - [г], [к’] - [г’] и буквы К - Г).
2. Объяснение новой темы.
Правильно, (слайд 2) запишите дату (уточняется число и месяц) и тему зелёной ручкой: Звуки [к] - [г], [к’] - [г’]. Буквы К - Г. Ребята, пока вы писали тему занятия, мне пришло сообщение. А от кого, вы сейчас сами угадаете:
На гармошке он играет,
С днём рожденья поздравляет.
Он зубаст, но всё же мил.
Это (Гена крокодил). (слайд 3 Гена с гармошкой)
Правильно! Гена вместе с Чебурашкой направляются к нам в школу! Как вы думаете, для чего? Поскольку Чебурашка только недавно научился читать и писать, ему оказалось трудно различать буквы К –Г и звуки, которые они обозначают. Поможем Чебурашке разобраться? А вот и они! (слайд 4 Гена и Чебурашка идут в школу)
3. Характеристика звуков (слайд 5 Гена с Чебурашкой)
Даша, идёт к доске и записывает характеристику звука [к] с объяснением, а вы, записываете в тетради. (слайд 6 Гена с Чебурашкой в левом верхнем углу) Даша, каким цветом ты будешь писать? Правильно, синим. ([к] – согласный, т. к. выдох встречает преграду - язык, твёрдый, т.к. произносится грубо, глухой, т. к. голосовые связки не работают)
Никита, запиши на доске характеристику звука [г] с объяснением. Каким цветом будешь писать? Правильно, синим. ([г] – согласный, т.к. выдох встречает преграду - язык, твёрдый, т.к. произносится грубо, звонкий, т. к. голосовые связки работают)
Маша, иди к доске и обозначь различие между звуком [к] и звуком [г]. ([к] – глухой, а [г] – звонкий, и обводит красным цветом). Маша, эти звуки парные? (да).
Настя, иди к доске и запиши характеристику звука [к’] с объяснением. Каким цветом ты будешь писать? Правильно, зелёным. ([к’] – согласный, т. к. выдох встречает преграду - язык, мягкий, т.к. произносится ласково, глухой, т. к. голосовые связки не работают).
Алёша, запиши на доске характеристику звука [г’] с объяснением. Каким цветом будешь писать? Правильно, зелёным. ([г’] – согласный, т.к. выдох встречает преграду - язык, мягкий, т.к. произносится ласково, звонкий, т. к. голосовые связки работают).
Максим, иди к доске и обозначь различие между звуком [к’] и звуком [г’]. ([к’] – глухой, а [г’] – звонкий, и обводит красным цветом). Максим, эти звуки парные? (да).
Работа в тетради идёт одновременно с доской.
4. Работа с кружками.
Ребята, кто закончил писать характеристику звуков, положите на тетрадь большие кружки, которые соответствуют характеристике наших звуков. (Дети выкладывают четыре кружка, а логопед уточняет, что с правой стороны тетради должны лежать кружки, обозначающие твёрдые согласные, а с левой – кружки обозначающие мягкие согласные). Объясните, Чебурашке, для чего вы положили кружки? (Чтобы определять звуки, которые мы сегодня различаем, и закрывать ладошкой нужный кружок, давая характеристику звукам).
Слова: гусь, гитара, пакет, рукава, серьги, гагара, катушки, галка, аквалангисты.
5. Работа со звуковой линейкой. (слайд 7 Чебурашка)
Ребята, вы молодцы, но Чебурашке ещё очень сложно разобраться в наших звуках, поэтому давай те покажем, как мы работаем со звуковой линейкой. Никита, какие маленькие кружки нам сегодня понадобятся? (синие и зелёные). Возьмите звуковые линейки в руки, и начинаем с Даши. Определяем общее количество звуков в слове и ставим кружки на ту цифру, где услышим нужные звуки в слове.
Слова: магнитофон, универмаги, физкультура, светильники, программисты, астрология, мандаринка, холодильники, подосиновик.
Молодцы, замечательно справились с заданием.
6. Физическая минутка (слайд 8 Гена и Чебурашка на весь экран)
А сейчас, покажем нашим друзьям, какие вы внимательные. Я буду показывать различные движения, а вы - их выполнять наоборот, а Гену попросим спеть (под весёлую музыку из мультфильма “Крокодил Гена и Чебурашка”).
7. Работа по карточкам, и на доске (вставить в слова пропущенные буквы К –Г двумя цветами).
Ребята, мы совсем забыли про Шапокляк и её крысу Лариску. (слайд 9 Шапокляк и Лариска на весь экран под песню Шапокляк). Пока мы выполняли упражнения, они утащили из слов буквы К и Г. (слайд 10 Шапокляк и Лариска в верхнем левом углу, Чебурашка в правом верхнем углу, а посередине карточка со словами, в которых пропущены буквы К – Г). Чебурашка очень расстроился. Давайте, скорее поможем ему написать эти буквы. И, непросто, а двумя цветами! Работаем в карточках, которые у вас на столах. Карточка: _армош_а, _ирлянда, _ро_одил, помощни_и.
Ро_ат_а, и_руш_и, _аля, ля_уш_и, _ена.
8. Запись предложений четырьмя цветами (на доске и в тетради).
Нам удалось вернуть буквы К и Г. Проказы Шапокляк и Лариски не прошли, им стало стыдно. И они тоже захотели понять, какие же звуки обозначают буквы К и Г.
Для этого давайте составим из данных слов предложение (слайд 11 Гена и Чебурашка помогают мастерить скворечники в левом верхнем углу и посередине напечатано деформированное предложение). Предложение: ребятам изготавливать Гена помогают скворечники. и Чебурашка
Ваня расставь слова по своим местам, чтобы получилось предложение. (Гена и Чебурашка помогают ребятам изготавливать скворечники.)
Запомнили? А теперь запишите это предложение четырьмя цветами. Даша на доске, а остальные в тетради. (слайд 12 эта же картинка на весь экран).
9. Итог занятия.
Молодцы! Давайте подведём итог. Какие звуки обозначает буква К? ([к] – [к’]). Они оба какие? (глухие). Какие звуки обозначает буква Г? ([г] – [г’]). Они оба какие? (звонкие).
Ребята, по моему, вы не только помогли Чебурашке разобраться в звуках и буквах, но и подружили Шапокляк с Геной и Чебурашкой. (слайд 13 Гена, Чебурашка и Шапокляк вместе у вагона под песню Чебурашки “Лучшему другу”). Они вам говорят большое спасибо и дарят сладкие апельсины.
Светлана Шкурко
Конспект НОД «Дифференциация звуков [Г] и [К]. Буквы Г и К»
Тема : Дифференциация звуков [Г] и [К] . Буквы Г и К .
Цели : Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков г-к в слогах , словах и фразах; отрабатывать умение четко произносить дифференцируемые звуки ;
учить составлять слова; закрепить, навыки чтения; развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление, слуховое и зрительное внимание; тренировать в звуко- буквенном анализе слов ; закреплять навыки пространственной ориентировки; развивать двигательные навыки мелкой и общей моторики, координацию речи с движением; учить выслушивать ответы друзей, давать полные ответы; развитие умения анализировать собственную; воспитывать потребность и желание красиво, четко и грамотно говорить.
Оборудование : звуковая линейка , мячик- ёжик, весенняя веточка, касса букв , цветные карандаши, таблица с заданием «Буквознайка » , игрушка кот.
Ход занятия
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята.
Придумано кем - то
Просто и мудро
При встрече здороваться
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам,
Доброе утро, улыбчивым лицам!
Доброе утро мне!
Доброе утро тебе!
Я хочу вам пожелать, что бы у вас сегодня было доброе утро и добрый день!
Доброе утро, Сашенька.
Логопед кладет свою ладонь на ладошку ребенка. Далее дети здороваются друг с другом.
II. 1. «Приметы весны» - повторение изученного материала.
Сегодня замечательный день, он наполнен солнцем, теплом и хорошим настроением.
Какое у нас время года?
Каждое время года имеет свои отличительные особенности. Назовите приметы весны.
Дети- называют приметы весны по цепочке : Весной тает снег. Весной распускаются почки на дереве. Весной просыпаются медведи. Весной просыпаются насекомые. Весной сильнее греет солнце. Весной зайчик меняет шубку с белой на серую.
Мне понравилось предложение- Весной просыпаются медведи.
Скажите, сколько в нем слов?
Дети- В этом предложении три слова.
2. «Весенняя песенка» - развитие чувства ритма.
Весной даже дождик нежно стучит по листочкам, по крышам.
Внимательно прослушайте весеннюю песенку и повторите её ритм, прохлопав в ладоши/ протопав ножками.
3. Игровое упражнение «Подари звук »
Весной просыпается природа, звери, насекомые- весь мир вокруг нас наполнен различными звуками .
Подумайте и назовите тихий звук , который издают предметы или явления природы?
Каждый ребенок при произношении в ладонях катает мячик- марбл.
4. Самомассаж. Сопряжённая гимнастика языка и рук
Текст Движения или статичная поза рук Движения языка
Однажды пальчики пошли в парк : топ -топ, топ - топ -топ. Имитация ходьбы пальчиков в за-данном ритме, темпе : указательным и средним, большим и указательным Язык движется вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз
2. Подошли к полянке - ровной-ровной, гладкой-гладкой Ладони ребрами тесно прижаты друг к другу, пальцы выпрямлены Рот открыт, язык свободно лежит на нижней губе
3. На полянке - большое дерево.
Локти, ладони соединены, пальцы подняты вверх. Язык высовывается и напряженно тянется к носу.
4. Вот его крона Пальцы чуть согнуты Язык тянется к носу
5. Листья весело играют с ветерком
Пальцы широко расставлены и по-переменно двигаются. Кисти рас-слаблены, руки свободно опущены вдоль туловища
Движения языком вверх-вниз (язык со скругленными краями) .
6. У дерева длинные крепкие корни
Руки «сплетены» в предплечье
Язык напряженно тянется вниз
7. На дереве птица свила гнездо. Она то влетает в гнездо, то вылетает из него. Руки соединяются ребрами ладоней «чашечкой» . Большие пальцы то опускаются на дно чашечки, то разводятся в стороны. Язык «чашечкой» .
Язык движется вверх-вниз и попеременно в стороны или убирается за зубы
5. Дыхательная гимнастика
Как хорошо весной! Легко и свободно дышится.
Вдох через нос выдох через рот -1раз.
Вдох через нос выдох через рот (трубочку) - 3 раза.
6. Игровое упражнение «Звуковая лесенка » -фонопедическое упражнение.
Все вокруг радуются весне, так и хочется запеть вместе с птицами…
Приготовили правую руку.
Набрали носом воздух.
Приготовили левую руку.
Набрали носом воздух. Плечи не поднимать.
7. «Назови слово»
Для того, чтобы пройти к своему месту, необходимо
Девочкам назвать предмет, название которого начинается с согласного звука .
А мальчикам назвать предмет, название которого начинается с гласного звука .
8. «Загадки и отгадки от кота Котофеича» .
Сегодня к нам в гости пришел кот Котофеич.
Ему очень хочется с вами поиграть в игру «Загадки и отгадки» .
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть - нет головы.
Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки!
Назовите первый звук в слове ГРИБ .
Назовите первый звук в слове КОТ .
9. Уточнение артикуляции звуков и их характеристики .
- Звуки [Г] и [К] какие ?
- Звуки [Г-К] согласные , парные- они произносятся похоже. Звук [Г]-согласный звонкий, произносится с голосом; звук [К]-согласный глухой, горлышко «спит» .
10. Речевая зарядка-игра с мячиком-ёжиком.
Логопед называет слог со звуком [Г] или [К] дети повторяют слогоряд.
ка-га-га га-ка-га гу- ку-ко го-ко-го га-го-гэ
кы-ка-гы гэ-ка-гэ ко-га-гэ гэ-ко-га ко-ка-гэ
11. «Закончи слово» .
Дети добавляют слог ка или га и называют слово : игруш-ка, кни-га, но-га, игол-ка, погремуш-ка, ро-га, гармош-ка, гор-ка, матреш-ка, руч-ка, лампоч-ка, книж-ка.
12. Физминутка- Шутки-чистоговорки на дифференциацию звуков [Г-К]
При проговаривании шуток-чистоговорок дети хлопают в ладоши на слоге с [Г], топают ногами на слоге с [К].
Ка-ка-ка- белая мука,
Га-га-га- зеленые луга,
Ко-ко-ко- не ходите далеко,
Ку-ку-ку- белка на суку.
Гу-гу-гу- гуси на лугу.
13. «Слова наоборот»
Котофеич предлагает сыграть с ним в игру «Скажи наоборот» .
Ответы должны начинаться на звук [Г] или [К] :
Холодный - горячий.
Чистый - грязный.
Тихий - громкий.
Сладкий - горький.
Веселый - грустный. Длинный- короткий.
Редкий- густой.
Мелко- глубоко.
Шершавый- гладкий.
Начало- конец. Умный- глупый.
Звонкий- глухой.
Прямая- кривая.
Продать- купить.
Страшный- красивый.
14. Игровое упражнение «Где находится звук ?»
Вы называли слова, в которых заданный звук находится в начале слова.
Где ещё может находиться звук ?
Логопед размещает на доске звуковую линейку .
Рассмотрите картинки.
Определите, где находится звук [Г] или [К] .
15. Физминутка «Девочки и мальчики»
Девочки и мальчики : хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как мячики :
прыг-скок, прыг-скок.
Ножками топчут : топ, топ, топ!
Весело хохочут : ха, ха, ха!
Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз,
После отдыхают (приседают, руки свободные) .
16. «Буквы спрятались » - профилактика дисграфии.
Очень нравится Котофеичу с вами играть.
Вы такие умные, смышлёные.
Посмотрите внимательно на этот рисунок.
Назовите буквы , спрятанные на этом рисунке.
А- О- К- Ш- Л.
Ребята, Котофеич хотел из этих букв выложить слово , но какое это слово, он забыл. Помнит только, что там все учатся.
Поможем Котофеичу вспомнить нужное слово?
17. «Составить слово» , звуковой анализ слова .
Из этих букв выложите слово .
Дети- ШКОЛА.
Разложите окошки-фонарики для каждого звука- звуковой анализ слова .
Катя, какое слово у тебя получилось?
Паша, а ты какое слово выложил?
18. «Составить и «записать» предложение».
Рассмотрите картинку.
Кто на ней нарисован?
Что на ней нарисовано?
Придумайте предложение к этой картине.
КОТ ГРАЕТ С КЛУБКОМ.
Сколько слов в этом предложении?
- «Запишите» это предложение.
Составить предложение по картинке, записать его в виде схемы.
Назвать первое/ второе/ третье слово.
Обозначьте первое слово в предложении.
Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы .
Назовите главное слово предмет или объект. КОТ.
Назовите слово-действие этого объекта. ИГРАЕТ.
Назовите самое короткое слово. С.
19. Знакомство с буквой .
Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.
И подобно кочерге,
Горбит спину буква Г . ***
К одною лапкой пляшет,
А другою лапкой машет,
И при этом буква К
Будто усики жука.
Из скольких элементов состоит буква Г ?
Какие это элементы?
Из скольких элементов состоит буква К ?
Какие это элементы?
Приготовьте ваши носики-кисточки, пропишите буку Г, К.
20. «Ребус»
ГРОЗА КРОТ
21. Развитие графических навыков.
Пропишите букву Г и К .
22. Подведение итогов.