Презентация к родительскому собранию проблемы адаптации пятиклассников. Трудности адаптации пятиклассников в средней школе

): оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.

Задачи : ознакомить с психологическими особенностями периода адаптации; проанализировать состояние классного коллектива и отдельных его участников в условиях адаптации к новым условиям учебы; выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем.

Ход собрания

Вступительное слово классного руководителя (слайд 2, приложение 1): Классный руководитель. Итак, первая часть школьной жизни уже позади - ребенок отучился в начальной школе. Он повзрослел. Он чувствует себя взрослым и снисходительно относится к тем «малышам», ряды которых сам покинул всего лишь три месяца назад. Он теперь - пятиклассник! Подростку предстоит понять требования средней школы и приспособиться к ним. (слайд 3, приложение 1)

Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Давайте разберемся, в чем же заключается сложность этого периода и как миновать «подводные камни», о которые «спотыкаются» и дети, и родители, и педагоги.
В большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:

  • очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть) к требованиям каждого);
  • непривычное расписание (новый режим);
  • много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;
  • новые дети в классе (или я сам в новом классе);
  • новый классный руководитель;
  • в средней школе мы снова - самые маленькие, а в начальной были уже большими;
  • проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате).

Учащиеся переходят из начальной школы в среднюю. В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. Перестраиваются житейские понятия. Развивается теоретическое мышление, т. е. мышление в понятиях и это способствует возникновению рефлексии. Также к концу этого периода у учащихся должны сформироваться произвольность и способность к саморегуляции.

В переходный период наибольшие изменения во внутренней позиции связаны со взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе и деловых, и личных взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе. Поэтому на эмоциональное самочувствие ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями.

Если для учащихся начальной школы проблемы чаще всего связаны с учебной успешностью, то переход в среднее звено школы сопряжен с проблемами личностного развития и межличностных отношений ребят. А это, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей - повышением тревожности, появлением неуверенности, страхов, частых волнений в ситуациях, связанных (решением каждодневных задач. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. Кстати, дети очень способные живут в быстром ритме, увлекаются шахматами, английским языком, информатикой, и может быть, поэтому физиологическая сопротивляемость стрессу у них низкая. Родители, заботясь об образовании детей и их успешности в будущей жизни и беспокоясь, «как бы чего не случилось на улице, ведь время такое сложное», предпочитают загружать свободное время ребенка образованием, хотя именно эти дети нуждаются в щадящем режиме и специальных навыках управления стрессом, и, может быть, в особом внимании медиков.

Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, принуждая детей работать «на оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни, когда стремление ребенка хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять высокую активность.

Успешность адаптации пятиклассника зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Итак, рассмотрим проблемы школьной адаптации.

1. Изменение условий обучения (слайд 5, приложение 1)

Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался: приобретал знания в ОДНОМ кабинете, с ОДНИМ основным учителем, его окружали ОДНИ и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были ОДИНАКОВЫЕ. Все было привычно. А учитель - практически вторая мама, которая и подскажет, и направит.

При переходе же в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности. Во-первых, стало МНОГО учителей-предметников. Во-вторых, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов МНОГО. Зачастую на этом этапе дети переходят в другую школу, в другой класс (например, гимназический). Тогда ко всему вышесказанному прибавляется еще и новый коллектив - МНОГО новых ребят.

Рушится привычный мирок, и, конечно, освоить все это непросто. Надо выучить всех новых учителей, расположение всех кабинетов. А на это требуется время. И побегать по школе придется, потому что больше некому напомнить, какой следующий урок и в каком кабинете он будет. Ко всему прочему, необходимо помнить, что ребенку надо заново завоевывать авторитет, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься - а в итоге повышается тревожность.

2. Изменение требований (слайд 6, приложение 1)

Период адаптации еще усложняет рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой - тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделять зеленой ручкой, преподаватель математики - карандашом. По английскому требуют завести отдельную тетрадочку-словарь, по биологии - все термины записывать в конце обычной рабочей тетради. На литературе ценят высказанные собственные мысли, а на уроках истории все должно быть «документально подтверждено». И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать.

Чем можно помочь?

Во-первых, увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» в порядке вещей.

Во-вторых, это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.

Помогите ребенку запомнить все требования и правила, предъявляемые учителями. Один из путей - совместное с подростком составление расписания с указанием особенностей выполнения заданий

3. Отсутствие контроля (слайд 7, приложение 1)

Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель; Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро определив все особенности детей своего класса, учитель помогал им контролировать учебный процесс. Одному из них напомнит, что надо сделать домашнее задание, другому- чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение (потому что знает, что ребенка мучают головные боли) и останется с ним после уроков. В общем отслеживалось выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход исчезает. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка 11 много учащихся из разных параллелей. Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно «похалявить» и что-то не сделать - в общей массе это может пройти незамеченным. С другой стороны, появляется некоторая «безнадзорность» со стороны классного руководителя. Он не следит за поведением ребенка на всех переменах. Не организовывает в полной мере досуг после уроков. Отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей регрессия: ребенок начинает капризничать, как маленький, играть с малышами (уходит к своей первой учительнице) или бегать зa классным руководителем. А у других, наоборот, восторженное опьянение свободой передвижения приводит к нарушениям школьных правил.

Чем можно помочь?

Такое отношение к ребенку, по понятным причинам, может обидеть вас, дорогие родители. «Как же так, - скажете вы, - ведь надо искать индивидуальный подход ко всем ученикам в классе!» Конечно, доля истины в этом есть, и учителя прилагают максимум усилий. Но быстро этот подход не находится. А во-вторых, опять-таки найдите и здесь плюс: такое отношение приобщает подростка к миру взрослых, где есть требования выполнения определенной работы, но при этом начальство часто не учитывает индивидуальность работника. Это будет прекрасный повод поговорить с ребенком об ответственности за выполнение заданий, даже когда тебя не контролируют. К тому же подросток хочет свободы - вот ему и пробный шар.

Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте поначалу выполнение домашних заданий с учетом требований учителей.

Помогите классному руководителю организовать досуг ребят, взяв часть забот на себя (и родительский комитет).

Если увидите проблемы, не затягивайте: подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.

4. Пробелы в знаниях (слайды 8-9, приложение 1)

За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. В начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено не усвоение ребенком материала (класс один, ребят немного, можно успевать контролировать всех). В пятом классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему (и не подойдя сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять следующую. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не поняты, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Так появляются двойки... Иногда неусвоенные темы тянутся еще с начальной школы, ведь сразу трудно понять, что именно из пройденного материала вызывает сложность. Например, не научившись определять корень слова, ребенок затрудняется в словообразовании и подборе однокоренных слов. А значит, будут ошибки в правописании, потому что он не сможет подобрать проверочные слова. Также могут быть сложности в усвоении учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.

Чем можно помочь?

Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяет при выполнении определенных задач.

Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости все равно остается, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания. Ведь и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали - все это поможет разбору и усвоению материала. Развитие этих психических процессов лучше всего пойдет в играх, потому что в игре появляется более сильная мотивация, чем в учебной деятельности. Потом закрепленные навыки перенесутся на саму учебную ситуацию.

Завершая рассказ об адаптации к средней школе, хотелось бы отметить следующее: продолжительная школьная неуспеваемость практически всегда сопровождается личностными особенностями (неадекватной самооценкой, повышенной тревожностью, агрессивностью, нарушением коммуникативной сферы и т. д.). Поэтому в учебных занятиях важно помочь ребенку понять его собственные критерии успешности или неуспешности, развить у него стремление доверять свои возможности и находить пути их совершенствования самостоятельно или с помощью взрослых. (слайды 10-11, приложение 1)

В конце собрания родителям раздаются памятки-буклеты и «Открытые письма родителям» (

Ф. И. О. (автора разработки): Щербакова Ирина Васильевна Место работы: МБОУ СОШ 31 им. В. В. Толкуновой п. Родники МО Белореченский район Краснодарского края Должность: учитель начальных классов «Адаптация будущих пятиклассников в средней школе».

  • Родительский лекторий.
  • Цели:
  • познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе;
  • предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.
  • Пятый класс – это переход не только на новую ступень, но и в новый период развития - отрочество.
  • За то, как наши дети войдут в этот возраст, будут ли успешны в учебе и жизни в целом, лежит ответственность на нас, взрослых – педагогах и родителях.
  • Переход в 5-й класс.
  • МНОГО учителей-предметников.
  • МНОГО кабинетов.
  • МНОГО других ребят.
  • МНОГО разных требований.
  • Заново завоевать авторитет у
  • МНОГИХ учителей.
  • Начальная школа.
  • ОДИН основной учитель.
  • ОДИН кабинет.
  • ОДИН классный коллектив.
  • ОДНИ требования.
  • Завоевать авторитет у
  • ОДНОГО учителя.
  • Проблемы школьной адаптации.
  • Возрастные особенности младшего подростка:
  • потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
  • повышенная утомляемость;
  • стремление обзавестись верным другом;
  • стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
  • повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
  • переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
  • отсутствие адаптации к неудачам;
  • отсутствие адаптации к положению “худшего”;
  • тенденция предаваться мечтаниям;
  • боязнь осквернения мечты;
  • ярко выраженная эмоциональность;
  • требовательность к соответствию слова делу;
  • повышенный интерес к спорту;
  • увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.
Адаптация - процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.
  • Признаки успешной адаптации:
  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  • ребенок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток
  • выполнить задание самому;
  • удовлетворенность
  • межличностными
  • отношениями –
  • с одноклассниками
  • и учителем.
  • Признаки дезадаптации:
  • усталый, утомлённый внешний вид ребёнка;
  • нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне;
  • стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;
  • нежелания выполнять домашние задания;
  • негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
  • жалобы на те или иные события, связанные со школой;
  • беспокойный сон;
  • трудности утреннего пробуждения, вялость;
  • постоянные жалобы на плохое самочувствие.
  • Тест: «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»
  • Если согласны с утверждением, то поставьте “+”.
  • Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-” .
  • 1. Моему ребенку нравится учиться в школе.
  • Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу, класс.
  • 3. Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.
  • 4. К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.
  • 5. В классе у него много друзей.
  • 6. Ему мало нравятся учителя в школе.
  • 7. Он активно участвует во
  • внеклассных мероприятиях,
  • походах, экскурсиях.
  • 8. Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).
  • 9. Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.
  • 10. Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.
  • Подсчитайте
  • количество совпадений:
  • 1 “+”, 2 “-”, 3 “+”, 4 “-”, 5 “+”,
  • 6 “-”, 7 “+”, 8 “-”, 9 “-”, 10 “+”.
  • 8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока опасаться неожиданностей из школы не приходится.
  • 6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, почаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.
  • 4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.
  • Рекомендации родителям будущих пятиклассников по сохранению эмоционального здоровья ребёнка и обеспечению гармонии между домашней и школьной жизнью.
  • 1. Расспрашивайте Вашего
  • ребенка о его школьных делах.
  • 2. Регулярно беседуйте с
  • учителями вашего ребенка.
  • 3. Не связывайте оценки за
  • успеваемость ребенка со своей
  • системой наказаний и поощрений.
  • 4. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
  • 5.Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
  • 6. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме.
  • Золотое правило воспитания.
  • Только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы!
  • «Все в ваших руках»
  • Желаем удачи!

1 слайд

2 слайд

Цель: формирование у учителей мотивации для оказания помощи учащимся 5 - го класса, адаптирующимся в среднем звене.

3 слайд

Задачи: информирование учителей о возрастных особенностях пятиклассников. оказание помощи учителям в осознании трудностей, возникающих у учащихся 5-го класса в процессе адаптации; выработать комплексный подход для решения проблемы адаптации в среднем звене; пробуждение желания оказать учащимся помощь.

4 слайд

Переход из младшей школы в среднюю- интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, предметы, форма обучения, иногда и одноклассники.

5 слайд

Сравнительная таблица 4 класс 5 класс 1 8 – 9 предметов 11 – 12 предметов 2 20 – 22 часа 25 – 27 часов 3 1 – 3 учителя 8 – 10 учителей 4 1 - 2 часа 2 -2,5 часа

6 слайд

Возрастные особенности младшего подростка: В средней школе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка – учебе -приходит новая ведущая деятельность-общение. потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; повышенная утомляемость; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе; стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам; переоценка своих возможностей; ярко выраженная эмоциональность; требовательность к соответствию слова делу; повышенный интерес к спорту.

7 слайд

Процесс адаптации ребенка в школе сложен и физически, и психологически, от его благополучия в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка. Поэтому необходимо время и благоприятные условия, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, чтобы ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

8 слайд

Опросник «Чувства в школе» Из 16 перечисленных чувств выбери только 8, которые ты наиболее часто испытываешь в школе. Спокойствие 100% Сомнение 75% Усталость 18% Обида - Скуку 31% Страх 6% Радость 93% Чувство унижения 6% Уверенность в себе 68% Тревогу за будущее 50% Беспокойство 31% Благодарность 75% Неудовлет-воренность собой - Симпатию к учителям 50% Раздражение - Желание приходить сюда 93%

9 слайд

«Открытое письмо родителям» Дорогие _________________________________________________________________ Вот я и учусь в 5 классе. Прежде всего, хочу сообщить, что я __________________________________________. Если сравнивать с учёбой в 4 классе, то сейчас _______________________________________. Иногда я _______________________________________________________________________. Самый интересный для меня предмет _______________________________________________. А ещё я ________________________________________________________________________. Но кроме этого я хочу рассказать о ___________________________________________ _______________________________________________________________________________. Самым трудным для меня в 5 классе __________________________________________ _______________________________________________________________________________. Больше всего я хочу _______________________________________________________ _______________________________________________________________________________. А в большинстве случаев настроение у меня ___________________________________. Ещё хочу сказать, что учителя, которые ведут уроки в 5 классе _____________ _______________________________________________________________________________. А наш классный руководитель _______________________________________________. Хочу признаться, что у меня совсем нет времени на _______________________ _______________________________________________________________________________. Но вот то, что заинтересовало меня, так это ___________________________________ _______________________________________________________________________________. В 5 классе меня удивило ______________________________________________ _______________________________________________________________________________. Но я с гордостью могу сказать, что теперь умею ________________________________ _______________________________________________________________________________. Жаль, но меня торопят _______________________________________________. Крепко ______________________________________________. Дата _________________ Имя __________________

10 слайд

Трудности пятиклассников предметы (русский язык -37%, история-18%, английский язык 18%-и природоведение-12%) разные учителя (темп работы, требования, новые термины)

11 слайд

12 слайд

«Портрет дезадаптированного ребёнка» (работа в группах) Учителя делятся на группы и в течение 5 минут обсуждают признаки, по которым можно распознать ребёнка, испытывающего трудности адаптации, и оформляют на листочках. Затем представители от групп выступают, называя выделенные ими признаки, ведущий в конце подводит итог.

13 слайд

Признаки возникшей дезадаптации школьника: Усталый, утомленный внешний вид ребенка. Нежелание выполнять домашние задания. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

14 слайд

Неадекватные поведенческие реакции на замечания и реплики учителя, грубость. Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе.

15 слайд

Рекомендации Преподавателям постоянно анализировать свою деятельность, стремится обновлять методы и приемы обучения с целью осуществления личностно-ориентированного подхода к каждому школьнику. Постоянно соблюдать стиль педагогического общения

16 слайд

На первом этапе обучения в 5-м классе целесообразно оценочную деятельность строить в авансирующем ключе, подробно объяснять школьникам, за что они получили ту или иную оценку. Оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер. Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его вчерашними неуспехами.

17 слайд

физкультминутка снимает напряжение, уменьшает утомление, однако учителя не всегда находят для нее времени. Механизм работоспособности имеет определенную цикличность: 3-5 минут - врабатывание; 15-20 -оптимум; с 20 минуты- утомление.

Дата проведения: г. Время проведения: ч. Место проведения: кабинет 209 ПОВЕСТКА: -Организация учебно-воспитательной деятельности пятиклассников в период адаптации (кл. рук. Басхамджиевой Е. Ю., Арутюновой О. В., Очировой Е. Г., Манджиевой В. В., Мельниковой В. В.). - характеристика класса; - результаты анкетирования учащихся «Незаконченное предложение»; - результаты анкетирования родителей; -Анализ учебной деятельности учащихся в период адаптации (Укурчиева Т. А., Эрдниева Г. Н., Манджиева Б. Х., Лиджигоряева Л. Б., Бадмаева Л. И., Чокаева З. Ц., Ширепова Л. П., Джуканова Д. Н.). -Особенности степени адаптации 5-классников (учителя-предметники: Матвенова Н. Е., Шалхакова Е. О., Санджиева К. С., Сангаджиева Е. П, Сидоренко Н. В., Спиридонов Ю. Б.-Г., Карманов В. Б., Забиргалиева Т. Э., учителя калмыцкого и английского языков, истории, природоведения, физкультуры…) -Деловая игра «Психологические особенности 5-классников. Адаптация к новой ступени обучения». Психолог Имкенова А. Б. -Принятие решения малого педагогического совета.


Выявить актуальные проблемы каждого ученика и класса в целом. Выявить актуальные проблемы каждого ученика и класса в целом. Согласовать действия учителей- предметников, классных руководителей в поиске и осуществлении конкретных шагов в решении назревших проблем. Согласовать действия учителей- предметников, классных руководителей в поиске и осуществлении конкретных шагов в решении назревших проблем.






«Из начальной школы в основную» сменой социальной обстановки; сменой социальной обстановки; изменением роли учащегося; изменением роли учащегося; увеличением учебной нагрузки; увеличением учебной нагрузки; изменением режима дня; изменением режима дня; разностью систем и форм обучения; разностью систем и форм обучения; нестыковкой программ начальной и основной школы; нестыковкой программ начальной и основной школы; различием требований со стороны учителей- предметников; различием требований со стороны учителей- предметников; изменением стиля общения учителей с детьми. изменением стиля общения учителей с детьми.


Сложности организационного и учебного характера 1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников. 2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность. 3. Создание ситуации успеха для пятиклассников. 4. Отсутствие коллективных средств обучения. 5. Наличие большей свободы и самостоятельности. 6. Личностный контакт с учителями.


Признаки успешной адаптации: Удовлетворённость ребёнка процессом обучения; Удовлетворённость ребёнка процессом обучения; Ребёнок легко справляется с программой; Ребёнок легко справляется с программой; Степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому; Степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому; Удовлетворённость межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем. Удовлетворённость межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.






















РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ 1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников. 2. Уделять особое влияние организации учебного процесса школьника: - готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте); - Правильность оформления тетради, различных видов работ; требования к ведению дневника. 3. Урок заканчивается со звонком, не задерживаем детей. 4. Домашнее задание не оставляем на самый конец урока – его надо прокомментировать, дать инструкции по оформлению. Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их. 5. Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включая физминутку. 6. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться чёткими инструкциями. 7. Учащиеся должны стать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, 8. Задача учителя – знать затруднения учащихся в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь. 9. Не забывайте: «Ученик и учитель – союзники. Обучение должно быть бесконфликтным»


Памятка для родителей пятиклассника Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка npоисходят изменения. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка npоисходят изменения.


Памятка для учителей Двойка, а для кого-то и тройка – достаточное наказание, не стоит дважды наказывать ребенка за одни и те же ошибки. Не требуйте от родителей наказания, дома ребенок должен получать спокойную помощь. Двойка, а для кого-то и тройка – достаточное наказание, не стоит дважды наказывать ребенка за одни и те же ошибки. Не требуйте от родителей наказания, дома ребенок должен получать спокойную помощь. Выберите из множества недостатков, недочетов, промахов ребенка только тот, который сейчас особенно непереносим, работайте сначала только над ним. Выберите из множества недостатков, недочетов, промахов ребенка только тот, который сейчас особенно непереносим, работайте сначала только над ним.


Памятка для учителей Например, если скорость чтения не укладывается в нормативы, не требуйте от ребенка одновременно и выразительности, и пересказа, и сочинения. Например, если скорость чтения не укладывается в нормативы, не требуйте от ребенка одновременно и выразительности, и пересказа, и сочинения. Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать – безлично. Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать – безлично.


Памятка для учителей Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его вчерашними неуспехами. Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его вчерашними неуспехами. Не скупитесь на похвалу! Нет такого «двоечника», которого не за что было бы похвалить. Не скупитесь на похвалу! Нет такого «двоечника», которого не за что было бы похвалить. Ставьте перед ребенком достижимые цели, и он их попытается достичь. Ставьте перед ребенком достижимые цели, и он их попытается достичь.


НА ЗАМЕТКУ: В педагогической поддержке каждый учитель должен продемонстрировать себя перед ребенком человеком: сочувствующим – готовым поддержать ребенка в сложной для него ситуации; сочувствующим – готовым поддержать ребенка в сложной для него ситуации; понимающим – способным адекватно понять то, что хочет ребенок и по поводу чего у него возникли проблемы; понимающим – способным адекватно понять то, что хочет ребенок и по поводу чего у него возникли проблемы; конструктивным – способным помочь ребенку отделить понятия «могу» и «хочу»; конструктивным – способным помочь ребенку отделить понятия «могу» и «хочу»; имеющим свое мнение – способным аргументировано высказаться по поводу ситуации; имеющим свое мнение – способным аргументировано высказаться по поводу ситуации; умеющим уважать мнение другого – способным вести переговоры; умеющим уважать мнение другого – способным вести переговоры; управляющим – способным к рефлексии, проектированию и деятельности. управляющим – способным к рефлексии, проектированию и деятельности.


Решение малого педагогического совета С целью успешной адаптации учашихся 5 классов, на основании итогов классно-обобщающего контроля малый педагогический совет постановляет: Отметить качественную работу по формированию учебной мотивации класса, обеспечение хороших показателей качества знаний и уровня обученности (уровень обученности 100%, качество знаний 77 % в 5 б классе, 63% в 5 д классе) классных руководителей Арутюновой О. В., Мельниковой В. В. Отметить качественную работу по формированию учебной мотивации класса, обеспечение хороших показателей качества знаний и уровня обученности (уровень обученности 100%, качество знаний 77 % в 5 б классе, 63% в 5 д классе) классных руководителей Арутюновой О. В., Мельниковой В. В. Отметить положительную работу учителей Матвеновой Н. Е., Саткуевой Р. М., Босхомджиевой Е. Ю., Карманова В. Б. по привитию познавательного интереса к предмету, использование инновационных технологий в учебном процессе, грамотное построение уроков с учетом возрастных особенностей учащихся. Отметить положительную работу учителей Матвеновой Н. Е., Саткуевой Р. М., Босхомджиевой Е. Ю., Карманова В. Б. по привитию познавательного интереса к предмету, использование инновационных технологий в учебном процессе, грамотное построение уроков с учетом возрастных особенностей учащихся.


Решение малого педагогического совета Психологу Имкеновой А. Б.: - оказывать целенаправленную помощь учащимся и их родителям с целью формирования более высокого уровня межличностных отношений (в теч. года) - оказывать целенаправленную помощь учащимся и их родителям с целью формирования более высокого уровня межличностных отношений (в теч. года) - разработать программу психологического сопровождения пятиклассников (январь 2012 г.); - разработать программу психологического сопровождения пятиклассников (январь 2012 г.); - организовать коррекционные занятия с трудноадаптируемыми пятиклассниками (в теч. года); - организовать коррекционные занятия с трудноадаптируемыми пятиклассниками (в теч. года); 4. Классным руководителям 5 а, 5 в, 5 г, классов Басхамджиевой Е. Ю., Очировой Е. Г., Манджиевой В. В.: 4. Классным руководителям 5 а, 5 в, 5 г, классов Басхамджиевой Е. Ю., Очировой Е. Г., Манджиевой В. В.: 4.1. провести анализ причин понижения качества знаний по итогам учебной деятельности в первой четверти; 4.1. провести анализ причин понижения качества знаний по итогам учебной деятельности в первой четверти; 4.2. принять меры по повышению мотивации учащихся; 4.2. принять меры по повышению мотивации учащихся; 4.3. разработать действенные меры по повышению уровня обученности и качества знаний (декабрь 2012 г.); 4.3. разработать действенные меры по повышению уровня обученности и качества знаний (декабрь 2012 г.);


Решение педагогического совета 5. Классным руководителям 5 –х классов: - ознакомить родителей с памяткой «Для родителей пятиклассника» - ознакомить родителей с памяткой «Для родителей пятиклассника» - довести до сведения родителей итоги малого педсовета (ноябрь 2012 г.). - довести до сведения родителей итоги малого педсовета (ноябрь 2012 г.). 6. Учителям, работающим в 5 классах; - изучить и использовать в работе с обучающимися рекомендации психолога; - изучить и использовать в работе с обучающимися рекомендации психолога; - продолжить эффективное использование информационно-коммуникативных технологий; - продолжить эффективное использование информационно-коммуникативных технологий; - рационально использовать учебное время урока; - рационально использовать учебное время урока; - соблюдать дозировку домашнего задания; - соблюдать дозировку домашнего задания; - развивать самостоятельные навыки и инициативность; - развивать самостоятельные навыки и инициативность; - учитывать возрастные особенности учащихся; - учитывать возрастные особенности учащихся; - создавать эмоционально-комфортные условия, ситуацию успеха для адаптации детей, близкие к начальной школе (в теч. года); - создавать эмоционально-комфортные условия, ситуацию успеха для адаптации детей, близкие к начальной школе (в теч. года); - во избежание психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок, для развития мотивации к учению, а не её снижению, рекомендовать ввести «бездвоечное» обучение в течение первого месяца (сентябрь). - во избежание психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок, для развития мотивации к учению, а не её снижению, рекомендовать ввести «бездвоечное» обучение в течение первого месяца (сентябрь).


Решение малого педагогического совета 6.1. Учителям русского языка Шалхаковой Е. О., Санджиевой К.С., Сангаджиевой Е. П.: работать над повышением методического уровня; работать над повышением методического уровня; уделять особое внимание словарно-орфографической работе; уделять особое внимание словарно-орфографической работе; рационально использовать учебное время урока; рационально использовать учебное время урока; использовать дифференцированный подход в работе с учащимися; использовать дифференцированный подход в работе с учащимися; разнообразить виды работ на уроке (в теч. года). разнообразить виды работ на уроке (в теч. года) Учителям математики: Сидоренко Н. В., Спиридонову Ю. Б.-Г., Забиргалиевой Т. Э. : усилить практическую направленность урока; усилить практическую направленность урока; использовать ИКТ и игровые формы уроков; использовать ИКТ и игровые формы уроков; отрабатывать вычислительные навыки (в теч. года). отрабатывать вычислительные навыки (в теч. года).


Решение малого педагогического совета 6.3. Учителям английского языка Басхамджиевой Е. Ю., Шараевой Т. В., Манджиевой В. В., Семеновой С. В.: - активизировать использование дифференцированного подхода в процессе обучения (дифференциация различных видов задания, применение индивидуальных критериев достижений); - активизировать использование дифференцированного подхода в процессе обучения (дифференциация различных видов задания, применение индивидуальных критериев достижений); - для повышения мотивации к изучению английского языка использовать мониторинговый метод и новые приемы оценивания (в теч. года). - для повышения мотивации к изучению английского языка использовать мониторинговый метод и новые приемы оценивания (в теч. года). - обратить внимание на дозировку дамашнего задания - обратить внимание на дозировку дамашнего задания 6.4 Учителю истории Саткуевой Р. М.: - продолжить работу по развитию познавательного интереса учащихся на уроках истории (в теч. года); - продолжить работу по развитию познавательного интереса учащихся на уроках истории (в теч. года);


Решение малого педагогического совета 7. Учителям калмыцкого языка: Горяевой Д. Б., Бисалиевой З. Л., Бадмаевой Е. А., Бадма-Халгаевой Л. Д., Мельниковой В. В.: - совершенствовать формы, методы и приемы работы по овладению учащимися лексическим минимумом; - совершенствовать формы, методы и приемы работы по овладению учащимися лексическим минимумом; - использовать на уроке диалогическую речь (в теч. года); - использовать на уроке диалогическую речь (в теч. года); 8. Учителям природоведения Арутюновой О. В., Бадмаевой Ю. Ю. - развивать устную монологическую речь, наблюдательность и внимание; - развивать устную монологическую речь, наблюдательность и внимание; - разнообразить формы работы на уроках; - разнообразить формы работы на уроках; - использовать ИКТ, дидактические игры с целью привития интереса к предмету (в теч. года); - использовать ИКТ, дидактические игры с целью привития интереса к предмету (в теч. года);


Решение малого педагогического совета 9.Классным руководителям Басхамджиевой Е. Ю., Арутюновой О. В., Очировой Е. Г., Манджиевой В. В., Мельниковой В. В.: продолжить работу по формированию классного коллектива, корректировке культуры поведения учащихся; способствовать созданию положительной и дружелюбной атмосферы в ученическом коллективе; способствовать созданию положительной и дружелюбной атмосферы в ученическом коллективе; развивать у учащихся навыки самостоятельной деятельности (в теч. года); развивать у учащихся навыки самостоятельной деятельности (в теч. года);


Решение малого педагогического совета 10. Заместителю директора Укурчиевой Т. А.: организовать семинар для активного взаимодействия учителей начальных классов и учителей- предметников будущих 5-х классов (март 2013 г.); организовать семинар для активного взаимодействия учителей начальных классов и учителей- предметников будущих 5-х классов (март 2013 г.); организовать родительский всеобуч по вопросам преемственности учащихся (апрель 2013 г.); организовать родительский всеобуч по вопросам преемственности учащихся (апрель 2013 г.); 11. Заместителю директора по ВР Батыровой Т. М.: ежегодно, в первой четверти проводить традиционное мероприятие «Неделя пятиклассника» (октябрь 2013 г.) ежегодно, в первой четверти проводить традиционное мероприятие «Неделя пятиклассника» (октябрь 2013 г.)


Решение малого педагогического совета 12. Заместителям директора по УВР Бадмаевой Л. И., Лиджигаряевой Л. Б. совместно с руководителями МО: своевременно проводить качественный отбор классных руководителей и учителей-предметников для работы в пятых классах (апрель 2013 г.); своевременно проводить качественный отбор классных руководителей и учителей-предметников для работы в пятых классах (апрель 2013 г.); проводить индивидуальные беседы с родителями учащихся 5 классов, испытывающих проблемы адаптации во второй ступени обучения (в теч года); проводить индивидуальные беседы с родителями учащихся 5 классов, испытывающих проблемы адаптации во второй ступени обучения (в теч года); провести обучающий семинар по внедрению новой системы оценки качества знаний учащихся (январь 2013 г.); провести обучающий семинар по внедрению новой системы оценки качества знаний учащихся (январь 2013 г.); шире использовать интегрированный подход к обучению в рамках перехода на новые образовательные стандарты (в теч года); шире использовать интегрированный подход к обучению в рамках перехода на новые образовательные стандарты (в теч года); оформить стенд «Трудности адаптационного периода при переходе в основную ступень» (январь 2013 г.). оформить стенд «Трудности адаптационного периода при переходе в основную ступень» (январь 2013 г.).


Уважаемые родители, педагоги, обучающиеся. Мы рады будем оказать Вам психолого- педагогическую поддержку! Ждем Вас: Понедельник Консультация с родителями Понедельник Консультация с родителями Вторник Консультация с обучающимися Среда Консультация с педагогами Четверг Консультация с классными руководителями Пятница Индивидуальные консультации Кабинет 313


  • очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
  • непривычное расписание (новый режим);
  • много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;
  • новые дети в классе (или я сам в новом классе);
  • новый классный руководитель;
  • в средней школе мы снова - самые маленькие, а в начальной были уже большими;
  • проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате).

Проблемы школьной адаптации.

1. Изменение условий обучения.

Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя . Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался: приобретал знания в ОДНОМ кабинете, с ОДНИМ основным учителем, его окружали ОДНИ и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетра­дей были ОДИНАКОВЫЕ.

При переходе же в 5- й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности . Во-первых, стало МНОГО учителей-предметни­ков. Во-вторых, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов МНОГО. Зачастую на этом этапе дети переходят в другую школу, в новый коллектив - МНОГО новых ребят.


2. Изменение требований.

Период адаптации еще усложняет рассогласованность требований разных учителей-предметников. Все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать.

Чем можно помочь?

Ребёнок учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где « многотребовательность » в порядке вещей. Это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким. Помогите ребенку запомнить все требования и правила, предъ­являемые учителями. Один из путей - совместное с подростком составление расписания с указанием особенностей выполнения заданий


3. Отсутствие контроля.

Всю начальною школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход исчезает. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся из разных параллелей. Поэтому у ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно «похалявить» и что-то не сделать - в общей массе это может пройти незамеченным.

Чем помочь?

Это будет прекрасный повод поговорить с ребенком об ответственности за выполнение заданий, даже когда тебя не контролируют. К тому же подросток хочет свободы - вот ему и пробный шар.

Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте поначалу выполнение домашних заданий с учетом требований учителей.


4. Пробелы в знаниях.

За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. В начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу. В пятом классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему (и не подойдя сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять следующую.

Чем можно помочь?

Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мель­чайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости все равно остается, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания. Ведь и наблюдательность, и внимательность, и способность уви­деть мельчайшие детали - все это поможет разбору и усвоению ма­териала.



  • Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

  • Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
  • Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей.
  • Исключение таких мер наказания, как лишения удовольствий, физические и психические наказания.

  • Мои любимые предметы:
  • Математика – 12
  • История – 6
  • Труды -8
  • Физическая культура -5
  • Русский – 4
  • Геометрия – 3
  • ОБЖ - 3

Иностранный язык – 14 литература – 4 информатика – 1 история – 1 ИЗО – 1 труд - 2


  • Высокая – 11
  • Средняя – 2
  • Низкая - 2

  • умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
  • умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
  • навыки общение и достойного поведения с одноклассниками;
  • навыки уверенного поведения;
  • навыки совместной (коллективной) деятельности;
  • навыки самоподдержки;
  • навыки адекватной оценки собственных возможностей.

  • овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
  • формирование умения учиться в средней школе;
  • развитие учебной мотивации, формирование интересов;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими;
  • формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе.