Зачем нужно знать как устроен организм человека? Анатомия - что такое? Анатомия как наука Для чего нужно изучать анатомию.

Анатомия человека – наука, которая изучает строение организма в связи с его функцией, развитием и влиянием окружающей среды.

Анатомия рассматривает основные этапы развития человека в процессе эволюции, особенности строения отдельных органов и тела в зависимости от возраста.

На современном этапе развития науки отличают топографическую, систематическую, пластическую, сравнительную, функциональную и возрастную анатомию.

Возрастная анатомия ставит целью изучение тела человека, его органов и систем в процессе развития.

Физиология – наука о законах жизнедеятельности организма в целом и его отдельных органов, о процессах, которые происходят в органах, тканях, клетках, о регуляции их функций.

Возрастная физиология изучает физиологические особенности детей, индивидуальное развитие организма в процессе его роста и старения.

В свою очередь, возрастная физиология оказывает влияние на развитие таких наук, как возрастная психология и педагогика, педиатрия, детская травматология и хирургия, антропология и геронтология.

В зависимости от того, в какой степени учитываются анатомофизиологические особенности детей и подростков, обучение и воспитание являются более или менее педагогически эффективными. Особенно это важно в периоды развития, для которых характерно наибольшее восприятие воздействия тех или иных факторов, а также в периоды повышенной восприимчивости и снижения сопротивляемости организма. Основные физиологические процессы необходимо знать учителю при организации физического и трудового воспитания для использования эффективных методов обучения, для определения оптимального объёма физических и психических нагрузок с целью достижения максимальных оздоровительных результатов, для профилактики детского травматизма.

Большое значение возрастная физиология имеет для понимания возрастных особенностей психологии ребенка. Изучение закономерностей образования механизмов высшей нервной деятельности, развития желез внутренней секреции дает возможность определить специфику осуществления психических и психофизиологических функций на разных этапах онтогенеза. Особенно важным для обучения и воспитания детей и подростков является выявление динамики развития их внимания, мышления, памяти, выдержки, силы воли, восприятия информации.

Возрастная физиология как наука широко использует методы наблюдения, естественного и лабораторного эксперимента, статистические методы и др. Естественный эксперимент является промежуточной формой между наблюдением и лабораторным экспериментом. Его проводят в обычных условиях жизнедеятельности организма, только подбирают их в зависимости от целей и задач исследования. Лабораторный эксперимент проводится в специально организованных условиях.

Школьная гигиена изучает взаимодействие организма школьника с окружающей средой. На этой основе и разрабатываются гигиенические нормативы и требования, направленные на гармоничное развитие и уточнение функциональных возможностей детей и подростков, рационализацию процесса обучения, проведение профилактики заболеваний.

Чувствительность и реактивность детского организма к большинству факторов окружающей среды не такие, как у взрослого человека. Поэтому для школьников определяют другие, чем для взрослых гигиенические нормы, которые изменяются с возрастом в зависимости от степени морфофункциональной зрелости органов и систем. Следует учитывать также способы и уровень занятости детей, климатические условия.

Педагог должен знать анатомо-физиологические особенности организма школьника, гигиенические рекомендации и возрастные нормативы, использовать комплексы оздоровительных мероприятий в ежедневной педагогической деятельности, т. к. от этого во многом зависит сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.

Школьная гигиена пользуется рекомендациями медицинской, педагогической, психологической и технической наук. В свою очередь, она дает для педагогов научно обоснованные гигиенические нормативы по организации учебно-воспитательного процесса, режима дня и отдыха учащихся, условий их питания. Гигиенические требования необходимо учитывать при строительстве и оборудовании школ и детских учреждений. Школьная гигиена разрабатывает также рекомендации по ликвидации или ослаблению вредных факторов окружающей среды и оздоровление условий жизни, обучения и воспитания детей и подростков.

Как наука школьная гигиена развивается на базе возрастной физиологии и морфологии и поэтому эти дисциплины изучают совместно.

Охрана здоровья детей, обеспечение оптимальных условий для их роста и развития возможны при наличии у учителей соответствующих знаний по анатомии, физиологии и школьной гигиене. Кроме того, учитель должен иметь необходимые знания по педагогике и психологии. Только сочетание данных наук позволяет правильно решать вопросы охраны и укрепления здоровья школьника, гармонического развития его духовных и физических возможностей.

Знание детской психологии помогает учителю лучше понимать ребенка, учитывать его психическое состояние, целенаправленно влиять на отрицательные моменты в его поведении. Педагогическая психология изучает психику школьников в процессе учебно-воспитательной работы с ними.

Естественнонаучной основой педагогической психологии является физиология высшей нервной деятельности. Суммирование данных этих наук позволяет судить о возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностях детей и подростков, что помогает учителю успешно осуществлять нравственное, эстетическое, трудовое, умственное и физическое воспитание подросткового поколения.

Н ужно приложить усилия, чтобы передать на рисунке цвет, освещение, формы или образ. Но самая сложная задача художника - передать момент движения. Сделать это так, чтобы у того, кто смотрит на изображение, появилось чувство, будто сейчас картинка оживет!

Если понаблюдать за тренировкой спортсмена, можно заметить, что руки, ноги, туловище принимают иную форму, когда мышцы сокращаются или расслабляются. Эти трансформации учатся изображать те, кто проходят курс пластической анатомии .

Как нарисовать движение?

Пластическая анатомия - наука, изучающая изменения формы частей тела человека и животных, на основе знаний об их внутреннем строении. Наиболее значимыми элементами в этой дисциплине являются три системы органов - кожа, мышцы, скелет. Учение о пропорциях тела также включается в основы пластической анатомии.

Изучаемый материал поможет узнать живой объект изнутри, почувствовать малейшее движение каждой его части, отображая это в рисунке. Эта наука полезна не только скульпторам и аниматорам. Художник, изображающий людей или животных, не сможет нарисовать их правильно, не пройдя курс этой дисциплины.

Краткая история пластической анатомии человека как науки

Первые попытки изучения пропорций относятся к культуре Древнего Египта. В странах, где люди ходили почти без одежды, художники познавали внешнее строение тела, просто выглянув на улицу. Обнаженные воины и спортсмены древней Греции являлись идеальным наглядным пособием. Статуи и барельефы периода классики ярко свидетельствуют об успехах в познании пластической анатомии человека.

Основоположник способа рисования тела на основании его внутреннего строения - Леонардо да Винчи. Этой областью он заинтересовался как художник, но в дальнейшем увлекся ею как наукой. Он стал изучать строение тел умерших людей, одним из первых правильно изобразив органы тела.

Иоганн Калькар, Тициан излагали результаты своих исследований в рисунках и пояснениях к ним. Постепенно появлялись учебники, атласы, трехмерные пособия. Выдающиеся авторы - Поль Рише, Матье Дюваль, Джордж Бриджмен, Готфрид Баммес, Ене Барчаи . В середине XVII века курс этой науки становится обязательным во многих школах для художников.

Пластическая анатомия лица и тела: как взаимодействуют кости и мышцы

Общеизвестно, что положение членов тела в пространстве определяет скелет. Суставы устроены так, что конечности работают на сгибание-разгибание и могут выполнять вращательные движения. Изучая строение и положение костей в разных позициях, учащийся избежит распространенных ошибок в рисовании, когда части тела изображаются неестественно.

А знаете ли вы, что в теле животных и человека можно насчитать до 850 мышц? Сокращаясь, они меняют форму, иногда довольно явным образом. Художник учитывает расположение мускулов, то как они видоизменяются.


Теперь поговорим о пластической анатомии лица человека. Из 30 лицевых мышц в улыбке участвует около половины. Чтобы изобразить какую-либо эмоцию, нам надо знать как мимические мышцы взаимодействуют.

Студенты тренируются в следующих областях:

  • изучение строения и взаимного расположения костей + мышц;
  • изображение муляжей, слепков черепа, скелета, отдельных частей тела;
  • рисование тела в различных статических положениях и во время движения.

Итак, курс обучения непрост. Поэтому новички в искусстве интересуются: эта наука так важна или... может, без нее?

Зачем художнику нужно знание пластической анатомии?

Если вы думаете, что обращаться к пособиям по анатомии не имеет смысла - достаточно просто срисовать человека в определенной позе с фотографии, то это заблуждение! Даже если рисунок окажется очень похожим на фото, объект будет непластичным, как бы «сухим, вялым».

Имея же точное представление о том, что рисуете, вы не станете копировать фотографии. Вы сможете пользоваться ими как референсами, создавая собственную композицию. Рисунки будут получаться более «живыми», динамичными.

Обобщив все сказанное можно сделать вывод: пластическая анатомия для художника незаменима. Не стоит довольствоваться приблизительным знанием о строении тел людей, животных. Даже если вы уже опытный художник - стоит время от времени проверять свои навыки в этой области, учиться чему-то новому.

Количество информации, которое содержит эта наука, может испугать, но это не проблема, если у вас будут хорошие учителя. Выберите удобный по расписанию курс и изучайте пластическую анатомию вместе с нами!

Люди стали именно такими, какими они есть сейчас, вследствие процесса эволюции, длившегося миллионы лет. Вы уже знаете, что они являются представителями млекопитающих, поэтому им при- сущи характерные признаки данной группы животных, доставшиеся им в наследство от предков. Это наличие четырехкамерного сердца, живорождение, вскармливание детей молоком и т. д. Однако есть и отличия, которые, собственно, и делают нас отдельным видом. Характерными особенностями человека как вида являются:

  • прямохождение;
  • особое строение передних конечностей, которое позволяет со- вершать с их помощью самые разнообразные операции;
  • отсутствие волосяного покрова на большей части тела;
  • большой размер головного мозга;
  • чрезвычайно растянутый во времени детский период жизни;
  • сложное социальное поведение;
  • развитие речи и абстрактного мышления.

Организм человека - сложная система

Изучая курс естествознания, вы узнали, что живые организмы являются системами. И человек не исключение. Это тоже система, причем очень сложная. В состав его организма входит множество различных органов, и все они должны работать согласованно. Представьте, что вы долго гуляли и устали. Вашему организму нужно восстановить затраченные ресурсы. С этой целью вы съедаете бутерброд или пирожок. Для того чтобы пища превратилась в энергию, организм должен задействовать мышцы головы, пищевода, же- лудка и кишечника. Он должен отдать команду слюнным железам, а также железам желудка и кишечника на выделение ферментов (веществ, расщепляющих пищу); задействовать поджелудочную железу и печень; обеспечить движение крови в соответствующих органах и транспорт кислорода из легких для потребностей клеток. Да, система сложная. Однако она достаточно надежна и, если мы не будем ей мешать, может работать эффективно десятки лет.

Знания, здоровье и финансы

Связаны ли знания о собственном организме со здоровьем? Безусловно! Но как? Сначала следует разобраться с тем, что же такое здоровье. Здоровье - это состояние живого организма, при котором организм в целом и все его органы в частности способны выполнять свои жизненные функции в полном объеме. Если это состояние нарушится, то человек заболеет. Болезнь - это процесс, который прояв- ляется в нарушении строения, обмена веществ и функционирования организма или его частей.

Если не знать, как устроено ваше тело, то довольно легко можно ему навредить и ухудшить состояние здоровья. Скажем, неправильное питание сделает ваш организм уязвимым для микробов, неудобная обувь приведет к нарушениям опорно-двигательной системы, постоянные стрессы могут вызвать проблемы с нервной системой. Незнание собственной биологии может привести также к существенным финансовым потерям. Того, кто не знает, легко обмануть, например можно убедить прибегнуть к «чудодейственной диете» или купить «средство от всех болезней». И человек будет платить деньги за разрушение собственного здоровья.

Проверьте свои знания

  1. Что такое здоровье?
  2. Что такое болезнь?
  3. Почему организм человека считается системой?
  4. Зачем нужно знать строение собственного организма?

Может ли быть более важное занятие для людей, чем изучение чудесного организма, вверенного нам Богом, и законов, позволяющих сохранить его в здоровом состоянии? Когда вы изучите строение своего организма, обратите внимание на то, как чудесно соответствует каждый орган отведенной ему роли и как гармоничны действия и взаимосвязь всех органов. Изучая анатомию и физиологию, мы сможем усвоить, как ценно физическое здоровье, научиться его сохранять и приумножать, чтобы оно достойным образом содействовало успеху великой жизненной борьбы. И хотя законы здоровья достаточно известны, все же существует тревожное безразличие к принципам здоровья. Даже среди тех, кто знаком с этими принципами, мало кто руководствуется ими на практике. Склонности или ежеминутные порывы овладевают нами так же спонтанно, как если бы жизнью управляли случайности, а не определенные и неизменные законы. Целью изучения курса физиологии является не просто получение знаний, фактов и усвоение ее принципов, сколько научиться применять эти принципы на практике. Можно уяснить важность вентиляции и постоянно проветривать свою комнату, но если при этом неправильно дышать, то все равно будешь страдать от нехватки воздуха. Можно уяснить необходимость чистоплотности и создать необходимые благоприятные условия, но все будет бесполезно, если это не станет привычкой. Обучая этим принципам, необходимо понять важность претворения их в жизнь. Законы так называемой природы являются Божьими законами, такими же непреложными, как Десятисловие. Эти Законы, управляющие нашим организмом, вы можете увидеть через изучение анатомии и физиологии, т.е. сможете прийти в прямое соприкосновение с Создателем через изучение того, что Он сотворил и Его законов. Обратите внимание, как мудро они прописаны, на каждом органе, системе и на всем организме. Бог написал их на каждом нерве, мускуле и клеточке нашего тела. И когда мы небрежно или преднамеренно нарушаем эти законы, мы грешим перед нашим Создателем. И как же нам необходимо всестороннее изучение и знание этих законов! То величайшее значение, которое Бог придает нашему телу, и та ответственность, которую Он возлагает на нас, желая, чтобы мы изучали, расширяли и углубляли знания, в том, как сохранить его в наилучшем состоянии – звучит в словах: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Кор. 6:19:3:17). Поэтому Возрастание в познании Святого должно так же основываться на знании физиологии и гигиены.

И.Червонная

Анатомия малыша.

Зачем детям изучать свое тело?

Консультация для воспитателей и родителей.

2018год.

Для чего воспитателям и родителям необходимо изучать анатомию ребенка?

Великий русский физиолог И.П. Павлов писал: «…что все принципы воспитания и обучения основаны на законах физиологии».

Н.К. Крупская писала: «Первое, что должен знать педагог – это строение и жизнь человеческого тела и его развитие. Без этого нельзя быть хорошим педагогом, правильно растить ребенка».

Знание возрастных особенностей организма человека в целом, необходимо для правильной организации всей учебно- воспитательной работы.

Что такое наше тело? Что оно умеет делать?

Улыбаться и смеяться, прыгать, бегать, баловаться…

М.Ефремов

Приходит момент, когда ребенок начинает интересоваться своим телом. Для ребенка от 1,5 до 2 лет, это естественно. Ему все интересно, хочется знать для чего это или то, как это устроено. Заметив, что ребенок интересуется анатомией своего тела, ему надо помочь. В доступной и интересной форме, поэтапно рассказать о его строении.

Мы должны поставить перед собой задачи не просто рассказать, что как называется, а методично формировать у ребенка интерес и знание о себе.

    Активизировать знания о человеческом организме, активизировать словарь по теме.

    Закреплять названия частей тела, их форму и расположение.

    Развивать целенаправленное внимание, развивать слуховое восприятие, воображение, память и речь.

    Формировать познавательный процесс к себе и своему телу.

С азами анатомии ребенок знакомится еще на первом году своей жизни. Он слышит, как мама называет части тела и постепенно запоминает их название:

…Мы помоем ножки, нашей милой крошке

Вымоем ручонки, миленькой Аленке,

Спинку и животик, личико и ротик-

На носик и на глазки, брызги летят…

Кроха запоминает названия и понимает для чего они нужны. На втором и третьем году, развивается речь ребенка и углубляются познания о человеческом теле. Ребенок уже хорошо знает функции некоторых частей тела: зубками он жует, глазками он смотрит, ручками берет, ножками ходит.

По мере роста, ребенок болеет, набивает шишки, он получает лекарства, и здесь необходимо рассказать для чего это надо, для чего нужны врачи и для чего необходима личная гигиена.

    Здоровье непосредственно связано с гигиеной.

    Правильное питание- крепкое здоровье!

    Какие бывают болезни и почему они появляются.

    Ребенок понимает для чего нужны доктора и лекарства.

Когда ребенок подрастет, то и подрастут его вопросы. Его интерес развивается, и он задает много разных вопросов.

Куда девается пища? Зачем мы дышим, спим, едим? И самый популярный вопрос: Откуда берутся дети?

Многие вопросы ставят родителей в тупик, но это не значит, что на них не надо отвечать. Для того, чтобы правильно и главное безболезненно и без отвращения рассказать ребенку о его строении, необходимо хорошо изучить необходимую литературу.

Строение человека - это большая система, на которую уйдет много времени для изучения, но не надо торопиться. У ребенка по мере того, что он будет узнавать, будет появляться все больше вопросов. Не надо стесняться и бояться на них отвечать. Но при этом необходимо учитывать возраст ребенка, его психическое состояние.

Ребенку нужно время на то, чтобы осмыслить и что- то попробовать. Надо не навязчиво, иногда в шуточной иногда в игровой форме давать ребенку новые знания.

Воспитателям и родителям необходимо избегать таких ошибок как:

    Отказываться от ответа, который задает ребенок.

    Ничего не объяснять, если ребенок не задает вопросов.

    Не форсировать события.

    И главный вопрос, о сексуальной жизни. Об этом должен рассказывать родитель того пола, что и ребенок. Девочка ассоциирует себя с мамой, мальчик с папой.

Человеческое тело- это для ребенка загадка, которую мы должны помочь разгадать.