Конспект НОД для детей средней группы по развитию речи на тему: Зима. Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в зиму Тема: «Зимняя прогулка»

Программное содержание:

Связная речь: учить детей составлять творческий рассказ с помощью схем, используя разные типы предложений (простые распространенные и сложные).

Словарь: учить подбирать определения к заданным словам.

Грамматика: учить детей правильно согласовывать существительные, прилагательные в роде, числе и падеже, упражнять в подборе прилагательных среднего, женского, мужского рода; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию письменной речи (ребенок рассказывает, воспитатель записывает рассказ), учить детей образовывать новые слова, путем слияния двух основ.

1 часть

Воспитатель говорит детям: «Сегодня у нас интересное занятие, но прежде я хочу поиграть с вами в игру «Будь внимателен». Дети под «Марш» шагают. Затем на слово «зайчики», произнесенные ведущим, дети должны начать прыгать, на слово «лошадки» - как бы ударять копытом об пол, «раки» - пятится, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «аист» - стоят на одной ноге. Затем задание усложняется. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановится и принять позу «аиста», если хлопнет ведущий два раза, играющие принимают позу «Лягушки». На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

2 часть

Воспитатель предлагает послушать отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима» (звучит тихая спокойная музыка).

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо падает ложится....

Вам понравилось, как поэт написал? А какое сейчас время года? Вспомните, что бывает только зимой? Чем зима отличается от других времен года?

А хотели бы вы сейчас отправиться в зимний лес на прогулку?

Представьте, что перед каждым из вас лежит заветный волшебный цветок.

Помните его бережно и, оторвав один лепесток, подбросьте вверх и скажите:

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли –

Быть по - моему вели.

Вели, что бы я оказался в зимнем лесу!

Дети закрывают глаза, звучит тихая спокойная музыка (представляют зимний лес). И дети как были в платьицах и шортиках оказались в зимнем лесу, а мороз там... (дети показывают, как они мерзнут).

Но волшебный цветок быстро исправил ошибку и все дети уже стояли одетые в свои шубы, шапки и валенки. Им стало тепло. (Дети улыбаются, им тепло.)

Дети очутились в лесу. Они восторженно смотрят вокруг (изображают восторг на лице). Дети увидели много снега и стали лепить снежную бабу, играть в снежки (дети показывают, звучит веселая музыка). Бросаем левой рукой снежок, снова берем снег, лепим колобок, бросаем правой рукой.

Погода солнечная, морозная. У детей хорошее настроение. А как можно сказать по-другому, какие дети? (Веселые, радостные, довольные, смеющиеся.) Покажите свое настроение.

Но вдруг набежала тучка, закрыла солнце. Какое у вас стало настроение? (Плохое.) Какие вы стали, как можно сказать по – другому? (Огорченные, растерянные, недовольные, грустные...) Покажите.

Но туча была одна на небе, она быстро пробежала, и вновь засияло солнце. Покажите пиктограмму, которая соответствует вашему настроению.

Вы сейчас в зимнем лесу. Представьте, какая бывает погода зимой. (Холодная, снежная, вьюжная.)

Какое солнце зимой? (холодное, светит, но не греет).

Какой небо зимой? (пасмурное, холодное, серое, хмурое).

Какой снег зимой? Когда мы идем по лесу, что с ним происходит? (хрустит, скрепит, поет песенку).

Что происходит зимой с деревьями? (они отдыхают, спят, укрывшись снегом).

Как одеваются зимой люди? (Одевают зимнее пальто и шубы. Теплые шапки и сапоги, варежки и шарфы.)

Как живут зимой птицы и звери? (Зимующие птицы не бояться снега, но в большой мороз им бывает холодно. Поэтому птицам надо помогать.)

Воспитатель предлагает показать замершего воробья (этюд на выражения страдания и печали).

Холодно, холодно

Ой-ей-ей-ей!

Голодно, голодно,

Жутко зимой!

Мне некуда деться,

Сугробов не счесть,

Пустите погреться,

И дайте поесть.

Зверям в лесу не хватает корма, некоторые запасают корм на зиму, некоторые впадают в спячку – медведь, еж. Покажите медведя, спящего и сосущего лапу, спящего ежика который свернулся клубочком, спрятав носик. Некоторые звери, как заяц меняют шубку на зиму, чтоб не было видно на снегу.

Какие занятия у детей зимой?

Какими словами можно сказать о зиме, какая она? (Снежная, морозная, красивая, сверкающая, вьюжная.)

3 часть

Физкультминутка . Организуется игра «Снежинки и ветер»

Я сейчас я хочу поиграть с вами. Для этого детям необходимо разделиться на две группы. Одна половина детей изображают снежинки, другая ветер. Ветер дует - снежинки кружатся, ветер стихает, снежинки все медленнее и медленнее и садятся на землю.

После игры воспитатель предлагает послушать стихотворение «Снежинка»

Слушайте стихотворение и передайте действиями все то, с чем говорится в нем.

«Снежинка»

Дул я долго на снежинку,

Языком ее ловил.

Со снежинкою смешинку

Я, наверно проглотил.

Все смогли представить зиму? А теперь придумайте рассказ о зиме. При составлении рассказа пользуйтесь схемой. Опишите, какое бывает зимой солнце, какая погода, какое небо, что происходит зимой с деревьями, как зимуют птицы, звери. Как одеваются люди? Какие занятия у детей зимой? Используйте в своих рассказах слова о зиме, которые мы с вами подобрали.

Я буду записывать ваши рассказы. Лучший рассказ мы пошлем в этом красивом конверте (воспитатель показывает конверт) детям в соседний детский сад, потому что они не могут составить рассказ о зиме, так как они не были на прогулке в зимнем лесу. И еще отправим этот рассказ самой Зимушке-зиме.

Воспитатель записывает 2-3 рассказа. Выясняет, какой рассказ больше понравился, какой следовало бы отправить зиме.

4 часть

Ребята, сегодня мы с вами хорошо потрудились, я хочу сказать вам большое спасибо за вашу помощь в путешествии по зимнему лесу.

Стук в дверь. Воспитатель идет открывать и вносит коробку с конфетами. Эту посылку с конфетами передали вам жители зимнего леса. Они слышали, как вы красиво описывали зиму, решили сделать вам подарок.

5 часть

В зал вбегает Незнайка с конвертом (взрослый, одетый в костюм этого персонажа). Дети окружают его. «Здравствуйте дети, я очень спешил к вам!»

Воспитатель: Какая причина спешки у тебя, дорогой Незнайка? И как ты оказался в зимнем лесу?

Незнайка: «Я, как и вы отправился погулять в зимний лес со своими друзьями из Цветочного города, но отстал от них. И тут услышал ваши голоса, ваш разговор о зимнем лесе и мне стало очень интересно».

Дети спрашивают Незнайку: «А что за конверт у тебя с собой?»

Незнайка: Вот, перебирал свои книжки, альбомы и нашел конверт с картинками. Только не могу сообразить, что с ними делать. Дети помогите мне.

Дети рассматривают картинки с изображением животных и дают свои варианты использования картинок. Вариантов должно быть много: рассматривать, перерисовывать, рассказывать, описывать, посылать в письме и т. д.

Воспитатель: Я хочу предложить игру с этими картинками. Я показываю картинку, на которой изображено животное, а вы назовете «какой?», «какая?», «какие?». Например, это белка. Она (какая?) маленькая, рыжая, добрая, пушистая, красивая, быстроногая, длиннохвостая, пышнохвостая.

Незнайка: У меня еще есть интересная картинка, и я хочу показать их детям. Теперь они сразу ответят разными определениями на вопрос: «Какой зайчик?»: (беленький, быстроногий, длинноухий, зоркоглазый).

Незнайка. И осталась последняя картинка. Кто это? (Волк) Какой волк? Хищный, большой, серый, злой, длиннохвостый, быстрый, чуткоухий, острозубый.

Незнайка. Ребята, мне очень понравилась отвечать на вопросы и слушать как отвечаете вы. Я узнал, как много разных слов можно использовать. Побегу догоню друзей и расскажу, чему научился. А конверт с картинками подарю вам, он вам нужнее. До свидания, друзья!

6 часть

Возвращение в группу. Зрительная гимнастика.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
на тему «Зимушка-зима»

Цель – обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, учить подбирать родственные (однокоренные) слова, учить пересказывать текст, используя метод моделирования. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Словарь: снежная, морозная, холодная, ледяной, снегири, снегопад,снежок.
Оборудование : сундучок с заданиями; проектор; снежок
Предварительная работа : беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках
Ход занятия
Организационный момент
Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты- мой друг

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Ребята, а теперь сядьте все красиво и покажите мне, что вы готовы к занятию.
^ Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.
Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила женщину, она была одета в белую шубу, шапку, а в руках у не была волшебная палочка и сундучок. Как вы думаете, кто была эта женщина?
(ответ- зима )
я тоже так думаю! (слайд №1-Волшебница Зима).
Пришла к нам долгожданная зима, и подарила нам свой подарок - сундучок – вот он!
Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок!
Давайте вместе! (воспитатель заглядывает в сундучок).

Ребята, сколько здесь вопросов, загадок, подарков, сюрпризов, и мы с вами должны на них ответить.
Ваня, скажи пожалуйста, какое сейчас время года?
На дворе зима. А как же называются зимние месяцы?
Закрепить признаки зимы
Стали дни короче,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы-
И зима настала!
Зима шагает по земле и хочет знать – знаете ли вы ее приметы?
Вот сейчас мы с вами поиграем - я слеплю снежок из снега и буду вам его давать, а вы берите и отвечайте.
Какая у нас зима? (снежная, холодная, морозная );
что бывает зимой? (метель ветер, река замерзла );
что можно сказать о снеге? Какой он? (пушистый, мягкий, укрыл всю землю );
Молодцы, хорошо описали зиму!
3. Развитие связной речи

Рассказ воспитателя «Гостья зима» «Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом.

Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз.

Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».

Первичное восприятие рассказанного воспитателем: - Кто пришел к нам в гости? - Какое время года было до этого? - Чем зима накрыла землю? - Какие подарки принесла зима? - Для чего людям нужны эти подарки? - Что такое зимние забавы?

4. Физкультминутка «Зимой». Импровизация движений. Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем. По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. На коньках по льду летим, мы летим, мы летим. И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы. Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

5. Составление рассказа о зиме по мнемотаблице:

Я прочитаю рассказ ещё раз, а вы подготовьтесь к пересказу. Чтобы запомнить рассказ, вы можете смотреть на рисунки- подсказки. Слушайте внимательно и скажите мне, кто рассказал особенно интересно и выразительно о гостье зиме. (Пересказывают 2-3 человека)

Пока мы рассказывали с вами о гостье зиме, в сундучок намело столько снежинок, что получился целый сугроб. Но снежинки эти не простые, а «снежинки-загадки» .

6. «Снежок - загадка» отгадывание загадок: Хоть сама - и снег и лёд,
А уходит - слезы льет. (Зима)
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять. (Рукавички)

Что за нелепый человек
Пробрался к нам
В двадцатый век?
Морковкой нос,
В руке метла,
Боится солнца
И тепла? (Снеговик)

Он слетает белой стаей и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег.)
Их треплют, катают,
А зиму таскают. (Валенки)

Мы - проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы, В дождь - лежим, в снег - бежим, уж такой у нас режим. (Лыжи.)

С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые... (Снежинки)

Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму
- Никто не поднимет.
Весна придет
- Он сам уйдет. (Сугроб)

Что за дворник удалой снег сгребал на мостовой? Не лопатой, не метлой, а железною рукой. (Снегоочиститель.)

Я снежная, я белая,
Меня ребята сделали,
Днём они всегда со мной,
Вечером идут домой.
Ну, а ночью под луной
Очень грустно мне одной. (Снежная баба)
Кручу, урчу,
Знать никого не хочу. (Метель)
Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем, и подскажем ей нужные слова.
7. Игра «доскажи словечко»:
Тихо-тихо, как во сне, падает на землю ……………………………………… снег!
С неба всё скользят пушинки - серебристые …………………………. снежинки!
На поселке, на лужок, всё снижается ……………………………………………….. снежок!
Вот веселье для ребят - все сильнее …………………………………………… снегопад!
Все бегут в перегонки, все хотят играть в …………………………………….. снежки!
Словно в белый пуховик, нарядился …………………………………………. снеговик!
Рядом – снежная фигурка, это девочка ……………………………………. снегурка!
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой …………………………………… снегири!
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил ………………………………… снег!
Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик …)
На какое слово они все похожи? (на слово «снег» )
Итог занятия - Вспомните ребята, о чём мы говорили? - Что мы делали? - Что Вам понравилось

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №18

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно эстетическому направлению развития воспитанников»

Конспект итоговой НОД по развитию речи по теме «Зима».

Составила: воспитатель 2 младшей группы (II)

Тихонова Н.П.

Конспект итоговой НОД по развитию речи по теме «Зима».

Цель: закрепить знания детей о зиме, зимних забавах и явлениях посредством игры и составлением небольших рассказов.

Задачи:

воспитательная - воспитывать умения говорить слова ласково (зима - зимушка и т.д);

развивающая - активизировать словарный запас детей словом «снегопад», «зимние забавы»;

образовательная - формировать умения с помощью наводящих вопросов составлять рассказ по картинкам из серии «Зимние забавы».

Оборудование: картинка снеговика, магнитная доска, картинки из серии «Зимние забавы», картинки снегиря, воробья, синицы, сундучок.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой игры «Снежок» и хороводной игры «Снежинка», рассматривание картинок птиц, рассказы о зиме.

Интеграция образовательных областей : ФЭМП, окружающий мир.

ХОД НОД:

Организационный момент : хороводная игра «Снежок»:

Мы - снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Встанем вместе мы в кружок -

Получается снежок.

После игры дети садятся на стульчики полукругом.

Воспитатель : Дети, сегодня утром в нашем волшебном сундучке я обнаружила вот такое необычное письмо. От кого оно? (Достает письмо со снеговиком и читает его).

Я ребята, Снеговик,

К снегу, к холоду привык.

Через вьюги шёл, мороз,

И заданья вам принёс.

Воспитатель : Ребята, а вы хотите справиться с заданиями от снеговика? Дети, посмотрите снеговик принес с собой картинки. Давайте их рассмотрим. Воспитатель размещает на магнитной доске картины из серии «Зимние забавы» и вместе с детьми составляет рассказ о зиме.

Вопросы:

Какое время года изображено?

Что делают дети?

Из чего лепят снеговика?

На чем катаются дети?

Какая бывает зима?

Воспитатель: Ребята, зимой бывает очень холодно. Давайте с вами поиграем, чтобы не замерзнуть. Динамическая пауза:

Чтоб согреться - посмотри, (трут ладони )

Всё, как следует, потри:

Щёки, носик, уши, губы (потереть щёки, носик, уши, губы )

Пар пошёл даже от шубы (Руки развести в стороны, слегка вытянуть губы и выдувать через них струю теплого воздуха).

Воспитатель: А вот и следующее задание от снеговика. Нужно назвать ласково слова о зиме: снег - снежок, снеговик - снеговичок, шуба - шубка, гора - горочка, зима - зимушка, санки - саночки. А как мы назовем одним словом падающий снег? (снегопад, повторить 2-3 раза с детьми).

Воспитатель: Ребята, приготовим пальчики и поиграем. Пальчиковая гимнастика «Снежок»:

1,2,3,4 - мы с тобой снежок лепили (загибают пальчики),

Круглый, крепкий (показывают круг и сжимают ладони),

Очень гладкий (гладят ладошки),

И совсем - совсем несладкий (показывают пальчиком «нельзя» и мотают головой).

Раз - подбросим (показывают, будто подкинули), два - поймаем,

Три - уроним и сломаем (показывают, будто уронили с ладоней и ногой растоптали).

Воспитатель: А вот и последнее задание от снеговика. (Достает три картинки с изображением снегиря, воробья, синицы и задают вопросы детям).

Вопросы:

Каролина, кто изображен на картинке?

Полина, как называется птица?

Тимоша, какого цвета грудка у снегиря?

Варя, какого цвета грудка у синицы?

Воспитатель : А теперь давайте сыграем в игру «Угадай, чего не стало». (Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну или две картинки. Дети должны назвать чего не хватает ).

Итог : Ребята от кого пришло письмо?

Какие были задания?

Как мы ласково называли слова о зиме?

Как называется падающий снег?

Какие мы знаем зимние забавы?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 15 "Золотой ключик"

Конспект занятия по развитию речи.

Тема: "Зимушка-зима"

Выполнила: Егорова А. В.

Димитровград 2016г.

Разрыв страницы

Тема : "Зимушка-зима".

Цель : обобщить и закрепить знания детей о зиме. Учить связной речи.

Задачи.

1. Обучающие. Знакомить детей с сезонными изменениями в погоде. Совершенствовать диалогическую форму речи воспитателя с детьми.

2. Развивающие.

Развивать речь у детей, развивать зрительное восприятие и внимание. Закреплять и обобщать знание детей о зиме, о сезонных изменениях. Развивать умение работать в команде.

3. Воспитывать любовь к природе и животным.

Интеграция образовательных областей:

Тип занятия - усвоение новых знаний, закрепление ранее полученных знаний.

Форма занятия фронтальная

Продолжительность 15 минут

Участники 24 человека

Возраст обучающихся 3-4 года

Оборудование и материалы : Иллюстрации на тему "зима", тарелка с пшеном, игрушки зимних птиц (снегирь, воробей, синичка.)

Предварительная подготовка.

Рассматривание картинок по теме, чтение стишков про зиму.

Методы и приемы . Объяснительно-иллюстративный метод.

Структура занятия.

Этап

Содержание занятия

Время

Организация детей

Загадывание загадки на тему

5 мин

Основная часть занятия

Рассматривание картинок на тему зима, игры.

10 мин

Окончание занятия

Вспоминаем пройденное занятие

1-3 мин

Ход занятия.

Дети сегодня у нас будет очень интересное занятие. Сейчас я задам вам загадку, вы ее отгадаете, и поймете, о чем будет наше занятие.

Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла... (Зима)

Правильно ребята! Наше занятие посвящено зиме. А теперь давайте посмотрим картинки. (см. приложение 1). Работа по предметным картинкам.

Пришла зима. Листочки с деревьев опали, остались только голые ветки. На улице стало очень холодно, дует холодный ветер, идет снег, все кругом бело. Птички улетели в теплые края.

Ребята, а кто скажет, что можно делать зимой на улице. Правильно, играть. Давайте поиграем. Я буду показывать вам картинки с играми, а вы угадывать их название. Далее рассматриваем картинки с изображением игр (снежки, лепка снеговика, катание на санках, катание с горки.(см. приложение 2)

Физминутка "Зимой"

Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх).
На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках).
Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков).
Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»).
Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках).
Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх).

Игра "Зимняя одежда"

Ребята, а теперь давайте представим, что мы пойдем на улицу. На улице холодно, нужно одеться. Давайте посмотрим, как дети одеваются зимой. Далее воспитатель показывает картинку с изображением детей. (см. приложение3)

Дети посмотрите, как ребята оделись на прогулку. Давайте каждый из вас скажет, что одето на ребятах, правило - не повторять ответы других детей.

Игра, "Какие птицы остаются зимой"

Ребята, вот у нас есть кормушка для птиц. Их надо накормить. Давайте каждый из вас будет говорить, какая птица осталась на зимовку, и подносить ее к кормушке, так мы накормим всех птиц, оставшихся зимовать. Далее дети берут игрушки, говорят название птицы и сажают ее в кормушку.

Итог занятия . Ребята, а давайте с вами вспомним все что мы сегодня узнали о зиме. Правильно ребята, молодцы.

Литература

1. Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. Ярославль «Академияразвития». Холдинг1997г.

2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. Просвещение 1991г.

3. Джежелей О. «Помогайка». М . Просвещение 1994 г .

4.starodubova_n_a_teoriya_i_metodika_razvitiya_rechi_doshkolni .

5. Конспект НОД «Речевое развитие»

Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе "Нам морозы не страшны, мы с ребятами дружны"

Программное содержание:
Образовательные задачи:
Закрепить и уточнить представления детей о зимующих птицах.
Подвести к раскрытию связей между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни.

Развивающие задачи:
Упражнять в употреблении сложных прилагательных, антонимов, притяжательных прилагательных; в согласовании существительных с местоимениями.
Расширять словарный запас.
Развивать логического мышления, зрительного вни¬мания, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, общей и тонкой моторики пальцев рук, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.
Воспитательные задачи:
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им.

Оборудование:
Презентация к занятию, иллюстрации с изображением птиц, мяч, сюжетная картина «Птицы у кормушки», дидактический синквейн «Зимующие птицы», дидактическая игра: «Выложи портрет птицы» (из счётных палочек, пористой резины, фетра), игровизоры «Угости птицу».

Предварительная работа:
Наблюдение за птицами на прогулке.
Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов и стихов о птицах, заучивание стихотворения Александра Яшина «Покормите птиц».

Словарная работа:
Надхвостье, подхвостье, плетень, красногрудый, черноголовая, белобокая, чернохвостая, малоподвижный, стрекочет, воркует, темя, надклювье, подклювье.

Методы и приемы:
Рассказы детей о птицах, беседа, дидактическая игра, загадывание и отгадывание загадок, демонстрация слайдов, дидактический синквейн, игровизор.

Ход мероприятия:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей, давайте поздороваемся!

Пальчиковая речевая игра "Здравствуй"
(по стихотворению Т. Сикачёвой)
Я здороваюсь везде – дома и на улице,
Даже "Здравствуй" говорю
Я соседской... курице
(Дети показывают "крылышки").
Здравствуй, солнце золотое!
(Показывают солнце).
Здравствуй, небо голубое!
(Показывают небо).
Здравствуй, вольный ветерок!
(Показывают "ветерок") .
Здравствуй, маленький дубок!
(Показывают "дубок").
Здравствуй, Утро!
(Жест рукой вправо).
Здравствуй, День!
(Жест влево).
Нам здороваться не лень!
(Разводят обе руки в стороны).

Воспитатель: Мне Анечка по секрету сказала, что хочет прочитать нам стихотворение Ольги Высотской «Мастерица зима» давайте присядем и послушаем:
(дети садятся на стулья полукругом перед экраном)
Ребёнок читает:


Пришла зима, хлопочет:
Укутала в снега
Все кочки и пенечки,
Скамейки и стога.
Зима велела дубу
Накинуть пышный мех,
На ель надела шубу,
Тепло укрыла всех.
Краснеют свиристели
На веточках берез.
Они не улетели.
А выдержат мороз?

Воспитатель: О каком времени года говориться в стихотворении?
Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать? (зимующие )
Что это за птицы, смелые да выносливые, что холодов не боятся и остаются зимовать? Вы их знаете? Назовите. (Воробьи, вороны, сороки, синички, снеги¬ри, чижи, дятлы, клесты, галки, голуби, свиристели, щеглы, овсянки.)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите с ними поиграть?
Я приготовила для вас игру «Четвертый лишний»

Игра: «Четвёртый лишний»

На экране изображения птиц (три зимующие, одна перелётная). 4 варианта

Воспитатель : посмотрите на этих птиц, и скажите, какая лишняя и почему?
(лишняя ласточка, потому что все птицы – зимующие, а она одна – перелётная)


Воспитатель: Ребята, а вы хотите поиграть с мячом? Тогда становитесь в круг, мы поиграем в игру «Назови ласково».

Игра «Назови ласково»

(Снегирь, синица, голубь, воробей, птица, крыло, клюв, хвост, перо, пух)

Воспитатель: Ребята, а вы любите отгадывать загадки?
(дети садятся на стулья)
(на экране появляются все зимующие птицы)

Игра: «Отгадай загадку и найди отгадку»

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Кто это?

Дети: Снегирь (на экране появляется снегирь крупным планом.)

Воспитатель:
Почему эта птица называется снегирь? (От слова снег.)
Кто хочет описать его? (Верх головы, крылья, хвост и пятно под клювом черные. Спина у снегиря голубовато-серая, надхвостье и подхвостье белые, брюшко у снегиря красное, а у снегирихи - серое; клюв короткий, толстый, черный.)
Зачем снегирю толстый, короткий клюв? (Расклевывать ягоды рябины, семена клена, липы и клевать зернышки.)
Посмотрите, какая красивая птица снегирь! Кто знает, как она передвигается?
(Снегирь малоподвижная птица, по земле скачет короткими прыжками, ныряет в снег и купается.)

Воспитатель:

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Все равно ты будешь мой!
Кто это?
Дети: Дятел (на экране появляется дятел крупным планом).

Воспитатель:
Какой красивый! Кто хочет описать его? (Верх тела - головы, шеи, спины и крыльев - у него черный, а на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, от клюва вдоль тела идет черная полоса, низ тела белый, подхвостье и темя красные.)
Как вы думаете, дятел хорошо летает? (Нет.)
А где проводит большую часть времени? (На дереве.)
Какой клюв у дятла и зачем он ему нужен? (У дятла крепкий клюв, им он стучит по стволу дерева, долбит кору и вытаскивает из-под нее длинным липким языком насекомых и их личинки, долбит шишки.)
Только дятел может уничтожить столько насекомых, живущих в коре деревьев.
Как по-другому называют дятла? (Дятла называют санитаром леса.)

Воспитатель:
Много интересного вы про птиц знаете. Я хочу вам тоже рассказать про одну необычную зимующую птицу. Вы хотите узнать, про какую птицу? Тогда отгадайте загадку:
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит.
Голоском речистым, чистым
Кле-кле-кле - поет со свистом?

Клест (на экране появляется клест крупным планом).

Воспитатель:
Это необычная птица. Посмотрите, какой у него клюв: надклювье и подклювье изогнутые и перекрещиваются между собой, таким клювом удобно щелкать орешки. Клест - единственная птица, которая выводит и выкармливает птенцов зимой.
Вы знаете, какие звуки издают клесты? (свистят)

Воспитатель:
Она маленькая птичка,
И зовут ее...
Дети: Синичка (на экране появляется синица крупным планом).

Воспитатель: Ребята, вы хотите с ней поиграть?

Динамическая пауза «Синица»

Скачет шустрая синица. (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится. (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки – на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень! (Прыжки на месте с ноги на ногу.)

Воспитатель: Тише-тише, не спешите
И спокойно подышите.

Дыхательная гимнастика

Филин
Сидит филин на дубу Вдох.
И кричит: «Бу-бу-бу-бу». Выдох со звуком. - Повторить 2 раза.

Дидактический синквейн «Зимующие птицы»

Воспитатель: Ребята, хотите еще поиграть? У нас есть игра, в которую вы очень любите играть. Я напомню вам правила: у нас есть карточки с птицами, выберите, кто какую хочет, и расскажите о ней по схеме (дети выбирают по одной карточке).
Кто хочет рассказать первым?


Воспитатель: Ребята, музыка зовет нас поиграть с пальчиками.

Музыкальная пальчиковая игра: «Птицы-пальчики»

(под фонограмму)


Воспитатель: Ребята, подскажите мне,
Если снегирь мало двигается, то он какой? (Малоподвижный.)
Если у синицы черная голова, то она какая? (Черноголовая.)
Если у сороки белый бок, то она какая? (Белобокая.)
Если у сороки черный хвост, то она какая? (Чернохвостая.)
Если у снегиря красная грудь, то он какой? (Красногрудый.)
Если у вороны чёрные крылья, то она какая? (Чернокрылая)
Если у сороки длинный хвост, то она какая? (Длиннохвостая)
Если у синицы желтая грудь, то она какая? (Желтогрудая)

Про кого из зимующих птиц можно сказать
мой? (клест, дятел, снегирь, воробей, голубь...),
моя? (ворона, синица, ворона, овсянка...),
мои? (птенцы, птицы, голуби).

Вы запомнили, кто как поёт?
Воробей - … чирикает.
Сорока - … стрекочет.
Голуби - … воркуют
Ворона - … каркает
Клёст - … свистит
Синица - … пищит.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько разных картинок с изображением птиц. А вы хотите сами выложить портрет птицы? У нас есть разные материалы, подойдите, выберите, кто что хочет и приступайте к работе.
(дети выкладывают на столе птиц из разных материалов: счетные палочки, пористая резина, фетр)
(звучит музыка)


(на экране картина: «Птицы на кормушке»)


Воспитатель: Ребята, вы хотите сосчитать птичек, которые прилетели к кормушке? Я начну, а вы продолжайте.

Упражнение «Посчитай-ка»

Один снегирь, три снегиря, пять снегирей. (Воробей, синица).

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным предложением сказать, что на ней изображено.
Составление предложений по картине
Вопросы:
1. Как называется домик с кормом для птиц? (домик с кормом для птиц называется кормушка)
2. Какие птицы прилетели к кормушке? (к кормушке прилетели зимующие птицы)
3.Что едят синички? (синички едят семена, ягоды, крошки, очень любят сало)
4. Какую пользу птицы приносят людям? (спасают от вредителей деревья, поля, огороды; радуют песнями, украшают природу)
5. Почему нужно помогать птицам зимой? (птицам нужно помогать зимой, чтобы они не погибли от голода).
6. Как и чем мы можем помочь птицам зимой? Хотите ответить на этот вопрос словами стихотворения Александра Яшина «Покормите птиц»? Кто хочет начать первым?

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Не богаты их корма -
Горсть зерна нужна.
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Кормушка»