Что такое синквейн: традиционная и дидактическая формы. Урок по биологии на тему"виды корней, типы корневых систем" Пример синквейна на тему «глагол»

Урок биологии по теме

"Корень"

Федотова Наталья Николаевна,

учитель биологии высшей категории

г. Ижевск, МКС(К)ОУ С(К)ОШ VI вида №101

Цель: познакомиться с корнем, как функциональной системой.

Задачи урока:

    Сформировать у учащихся знания о видах корней и типах корневых систем. Продолжить работу с биологическими терминами.

    Изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений.

    Выработать умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем.

    Продолжить формировать умения делать выводы на основании результатов лабораторных работ.

    Формировать у детей умение пользовать знаниями, полученные на других уроках, связывать во-единое целое предметы естественного и гуманитарного цикла.

    Воспитывать художественный вкус, дисциплинированность, ответственность.

Оборудование: гербарии с различными типами корневых систем, таблица “Строение стержневой и мочковатой систем”, фотографии и рисунки растений со стержневой и мочковатой корневой системой, презентация «Разнообразие корней»

Ход урока

Изучение нового материала.

Учитель читает отрывок из стихотворение В.Жака.


Много незабудок голубых.

Снова в землю посадили их…

Спрогнозируйте дальнейшие события, что произойдет с этими растениями?

Ученики высказывают различные мнения:

Растения погибнут, они не смогут жить без воды и пищи;

У растений отрастут новые корни; и т.д.

Учитель:

Для того, что бы правильно ответить на этот вопрос нам нужно сформулировать тему урока и вопросы, на которые мы должны ответить во время урока.

На доске появляется картинка корня и учитель фиксирует те вопросы, формулируемые учениками, которые необходимо разобрать на уроке для полного изучения темы.

Функции корня

Отличия от других органов растения


Для чего нужен корень?


Какие бывают корни?

Размеры корня

Строение корня


Для формирования знаний о функциях коня проводится учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом учебника(параграф 15, стр. 56) «Роль корня в жизни растения» и делают записи в тетради. После самостоятельной работы учащиеся обсуждение значение корня для растения.

Парная работа с учебником стр.51, рис 32 «Виды корней». После чего учащиеся самостоятельно формулируют определения:

Главный корень;

Боковой корень

Придаточный корень.

И из каких органов эти корни развиваются.

Учителем приводятся сведения: у одного куста ржи, выращенной в теплице, общая длина всех корней составила 623 км. Географы определили, что это расстояние от Москвы до Санкт – Петербурга. Рассказывает о корнях баньяна, мангрового дерева (рассказ сопровождается показом презентации).

Длина корней и ширина корней:

    Капуста – 1,5 м. 1,2 м.

    Пшеница – 2 м. 1,2 м.

    Кукуруза – 2,5 – 4 м. до 2 м.

    Осот – 6 м. 4 м.

    Люцерна – 12 м. 1,5 м.

    Яблоня – 2 – 6 м. до 15 м.

    Кактус – до 15 м.

Лабораторная работа: “Строение корневых систем”

Выполняется на выданных карточках, из-за экономии времени.

Цель : изучить типы корневых систем, познакомиться с их строением.

Оборудование: гербарные материалы растений со стержневой и мочковатой корневой системой, фотографии и рисунки растений.

Ход работы:

    Рассмотрите корневые системы, предложенных вам растений. Чем они различаются?

    Отберите растения со стержневой корневой системой

    Отберите растения с мочковатой корневой системой.

    Заполните таблицу:

Название корневой системы

Вывод _______________________________________________________________

Лабораторную работы выполнили: ___________________________________

Собери таблицу : учащимся на парту дается разрезанная таблица, её нужно собрать (парная робота).

Основные понятия

Для подведения итогов урока учитель обращает внимание учащихся на доску, где сформулированы вопросы о корне.

Как вы считаете, что же произошло все таки с растениями в том стихотворении, отрывок из которого я прочитала вам в начале урока?

Учитель читает стихотворение В. Жака полностью:

Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти и жить не станут!

Как ни тонок, неприметен

Под землею корешок, но не может жить на свете

Урок биологии по теме

"Корень"

учитель биологии высшей категории

г. Ижевск, МКС(К)ОУ С(К)ОШ VI вида № 000

Цель: познакомиться с корнем, как функциональной системой.

Задачи урока:

    Сформировать у учащихся знания о видах корней и типах корневых систем. Продолжить работу с биологическими терминами. Изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений. Выработать умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем. Продолжить формировать умения делать выводы на основании результатов лабораторных работ . Формировать у детей умение пользовать знаниями, полученные на других уроках, связывать во-единое целое предметы естественного и гуманитарного цикла. Воспитывать художественный вкус, дисциплинированность, ответственность.

Оборудование: гербарии с различными типами корневых систем, таблица “Строение стержневой и мочковатой систем”, фотографии и рисунки растений со стержневой и мочковатой корневой системой, презентация «Разнообразие корней»

Ход урока

Изучение нового материала.

Учитель читает отрывок из стихотворение В. Жака.


Много незабудок голубых.

Снова в землю посадили их…

Спрогнозируйте дальнейшие события, что произойдет с этими растениями?

Ученики высказывают различные мнения:

Растения погибнут, они не смогут жить без воды и пищи;

У растений отрастут новые корни; и т. д.

Для того, что бы правильно ответить на этот вопрос нам нужно сформулировать тему урока и вопросы, на которые мы должны ответить во время урока.


На доске появляется картинка корня и учитель фиксирует те вопросы, формулируемые учениками, которые необходимо разобрать на уроке для полного изучения темы.

Строение корня

Размеры корня

Для формирования знаний о функциях коня проводится учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом учебника(параграф 15, стр. 56) «Роль корня в жизни растения» и делают записи в тетради. После самостоятельной работы учащиеся обсуждение значение корня для растения.

Парная работа с учебником стр.51, рис 32 «Виды корней». После чего учащиеся самостоятельно формулируют определения:

Главный корень;

Боковой корень

Придаточный корень.

И из каких органов эти корни развиваются.

Учителем приводятся сведения: у одного куста ржи, выращенной в теплице, общая длина всех корней составила 623 км. Географы определили, что это расстояние от Москвы до Санкт – Петербурга. Рассказывает о корнях баньяна, мангрового дерева (рассказ сопровождается показом презентации).

Длина корней и ширина корней:

    Капуста – 1,5 м. 1,2 м. Пшеница – 2 м. 1,2 м. Кукуруза – 2,5 – 4 м. до 2 м. Осот – 6 м. 4 м. Люцерна – 12 м. 1,5 м. Яблоня – 2 – 6 м. до 15 м. Кактус – до 15 м.

Лабораторная работа: “Строение корневых систем”

Выполняется на выданных карточках, из-за экономии времени.

Цель : изучить типы корневых систем, познакомиться с их строением.

Оборудование: гербарные материалы растений со стержневой и мочковатой корневой системой, фотографии и рисунки растений.

Ход работы:

1. Рассмотрите корневые системы, предложенных вам растений. Чем они различаются?

2. Отберите растения со стержневой корневой системой

3. Отберите растения с мочковатой корневой системой.

4. Заполните таблицу:

Название корневой системы

Особенности строения корня

Названия растений

Вывод _______________________________________________________________

Лабораторную работы выполнили: ___________________________________

Собери таблицу : учащимся на парту дается разрезанная таблица, её нужно собрать (парная робота).

Основные понятия

Определение понятий

Подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растение в почве

Корневая система

Система всех корней растений

Главный корень

Корень, уходящий в почву глубже всех

Боковые корни

Корни, отходящие по бокам от главного и придаточных корней

Придаточные корни

Корни, отходящие по бокам от стебля

Стержневая корневая система

Система, состоящая из главного и боковых корней

Мочковата корневая система

Система, состоящая из придаточных и боковых корней

Для подведения итогов урока учитель обращает внимание учащихся на доску, где сформулированы вопросы о корне.

Как вы считаете, что же произошло все таки с растениями в том стихотворении, отрывок из которого я прочитала вам в начале урока?

Учитель читает стихотворение В. Жака полностью:

Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти и жить не станут!

Как ни тонок, неприметен

Под землею корешок, но не может жить на свете

Без него любой цветок!

Остались ли у вас вопросы о корне после сегодняшнего урока? Вопросы о внутреннем строении корня мы рассмотрим на следующем уроке.

Составьте синквейн с понятием «корень» (индивидуальная работа)

синквейн

    Первая строка - тема синквейна , заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение ), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями , описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка - одно слово - резюме , характеризующее суть предмета или объекта.

Учащиеся зачитывают получившиеся синквейны.

Домашнее задание : параграф 13, 15.

Открытый урок проведен в 6 классе по учебнику, «Биология» с применением ФГОС.

Синквейн по биологии

Синквейн – это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк» . Данный методический прием описан в аудиолекции проекта «Правовое образование» Российского Фонда правовых реформ.
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Синквейн – это не способ проверки знаний ученика, у него другая задача, причем, более универсальная. Синквейн – это способ на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у школьников на уровне ассоциаций.
Приступает учитель к изучению новой темы и в начале урока дает синквейн: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете? » Проанализировав полученные результаты, можно корректировать представления ученика о данном понятии в ходе изучения темы.
…Разгар урока. Тема очень трудна для восприятия. Ученики устали. Предложите им синквейн по какому-то разделу изучаемой темы, и вы узнаете, как идет восприятие школьниками нового материала. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.
Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний покажут опрос, итоговый контрольный срез. А сейчас, в завершении урока – синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации подростков. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, учитель увидит, насколько ему удалось достичь прогнозируемого ранее результата.

Синквейны представлены для разных классов:

  1. Жизнь.
    Морская, Земная.
    Радует, изменяется, продолжается.
    Прекрасна, многообразна, красочна, любима.
    Свет.
  2. ЖИВАЯ МАТЕРИЯ-
    потаённая, непознанная.
    Рождается, растёт, развивается.
    В короткое определение не вмещается.
    ЖИЗНЬ!
  3. ЖИВОЕ!
    Белковое, клеточное.
    Раздражается, питается, дышит,
    Планета давно признаки жизни слышит.
    Эволюция!
  4. Жизнь-
    сложная, многогранная.
    Самообновляется, возрождается.
    Единым кодом закрывается.
    ДНК!
  5. Живое существо -
    открытое, системное.
    Двигается, дышит, питается.
    Дарвинистами живой материей называется.
    Материализм!
  1. Биология.
    Естественная, молекулярная.

    Наука о живой природе.
    Жизнь.
  1. Биология.
    Естественная, молекулярная.
    Изучает, классифицирует, описывает.
    Наука о живой природе.
    Жизнь.
  1. Биология.
    Клеточная, эволюционная.
    Существует, исследует, публикует.
    Дает нам знания.
    Учеба.
  1. Биология.
    Скучная, долгая.
    Идет, обучает, заканчивается.
    Предмет в школе.
    Урок.
  1. Белокочанная капуста.
    Вкусная, полезная.
    Вырастает, созревает, увядает.
    Богатый кладезь витаминов.
    Овощ.
  1. Кошка.
    Пушистая, ласковая.
    Мурлыкает, играет, бегает.
    Любимый домашний питомец.
    Животное.
  1. Медведь.
    Бурый, белый.
    Спит, рычит, бежит.
    Большой опасный хищник.
    Зверь.
  1. Ландыш.
    Зеленый, свежий.
    Растет, цветет, пахнет.
    Красивый весенний цветок.
    Растение.
  1. Бабочка.
    Оранжевая, голубая.
    Вырастает, улетает, погибает.
    Появляется на свет, преображаясь из обычной гусеницы.
    Насекомое.
  1. Млекопитающие.
    Сумчатые, плацентарные.
    Рождаются, живут, умирают.
    Этот класс широко распространен во всем мире.
    Животное.
  1. Маргарита.
    Самостоятельная, хитрая.
    Лукавит, соблазняет, впечатляет.
    Женское имя, обозначающее «жемчуг».
    Цветок.
  1. Дети.
    Прекрасные, озорные.
    Играют, шалят, радуют.
    Цветы нашей жизни.
    Радость.
  1. Птичка.
    Хрупкая, маленькая.
    Летит, клюет, поет.
    Уменьшительно-ласкательное от слова птица.
    Небо.
  1. Биология.
    Трудная, интересная.
    Учит, просвещает, отвлекает.
    Естественная наука о жизни.
    Человек.
  1. Синица.
    Длиннохвостая, подвижная.
    Выделяется, гнездится, питается.
    Истребляет лесных вредителей.
    Птица.
  1. Лед.
    Твердый, холодный.
    Замерзает, скользит, обжигает.
    Не сможет согреть руки.
    Зима.
  1. Сфера.
    Круглая, гладкая.
    Прыгает, катится, смотрит.
    Сфера Луны над Землей.
    Шар.
  1. Огонь.
    Яркий, теплый.
    Освещает, греет, очищает.
    Хоронит груз прошлого под пеплом.
    Жар!
  1. Море.
    Синее, пенное.
    Плещется, бушует, хранит.
    В себе тайны прошлого.
    Глубина.
  1. Дельфин,
    Веселый, умный.
    Плавает, выпрыгивает, рисует.
    Только ему понятные картины.
    Океан.
  1. Собака.
    Верная, смелая.
    Лает, кусает, охраняет.
    Самый лучший друг человека.
    Верность.
  1. Дождь.
    Мокрый, серый.
    Идет, барабанит, стучит.
    По крышам мелкими каплями.
    Лужи.
  1. Почка.
    Парная, важная.
    Находится, накапливает, выводит.
    Орган мочевыделительной системы у человека.
    Анатомия.
  1. Биотехнология.
    Сложная, промышленная.
    Изучает, используется, применяется.
    Основывается на многих дисциплинах.
    Наука.
  1. Погода.
    Ясная, пасмурная.
    Меняется, портится, прогнозируется.
    Текущее состояние атмосферы.
    Природа.
  1. Рука.
    Правая, левая.
    Помогает, висит, ломается.
    Одна из конечностей человека.
    Нога.
  1. Железы.

Важные, регулирующие.

Секретируют, управляют, обеспечивают.

Железы внутренней секреции – выделяют биологически активные вещества – гормоны.