Творчество елены благининой. Литературный досуг по творчеству елены александровны благининой Викторина по произведениям благининой

. Сегодня наш первый блог на тему "Самые известные авторы стихов для детей". И первый свой выпуск мы посвящаем известной детской поэтессе Елене Благининой . Творчество этой поэтессы, известное читателям с 30-х годов прошлого столетия, и по сей день является одним из самый читаемых разделов литературы для детей. Стихи Елены Благининой для самых маленьких читателей на протяжении многих десятилетий всегда украшают любой утренник в детском саду, а для детей более старшего возраста- входят в школьные учебники и различные стихотворные сборники для детей. Её самое известное стихотворение "Посидим в тишине", которое наши бабушки учили ещё в своём детстве и теперь с теплом рассказывают своим внукам и правнукам, на протяжении долгих лет не оставляет равнодушным ни одного читателя, подкупая своей трогательностью и простотой.

Посидим в тишине.

Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
- Ничего, - шепнул он будто, -
Посидим и в тишине!..

Елена Александровна Благинина (1903-1989), уроженка орловской деревни, не сразу поняла, что родилась поэтом. Она была дочерью багажного кассира на станции Курск-I, внучкой священника. Девочка собиралась стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Однако учёба в Педагогическом Институте, до которого приходилось ходить пешком за много километров, трудности отношений со сверстниками повлияли на восприятие мира. Елена Благинина выразила в своих первых пробах пера настоящие чувства. Грустные произведения трогали до глубины души, читались на одном дыхании. Со временем желание писать росло, ведь это хорошо получалось, и Елена задумалась о своем будущем. Вскоре девушка с легкостью поступила в Литературный Институт в Москве и с этого момента больше не прекращала писать. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же, в годы студенчества, в альманахе курских поэтов появились первые лирические стихи Елены Александровны.

Потом она поступила в Высший литературно-художественный институт в Москве, которым руководил поэт Валерий Брюсов.

В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов. Это был расцвет творчества Благининой, а ребятам полюбились скромные, спокойные стихи Благининой, она писала о том, что дорого детям, о том, что им понятно и знакомо. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя — Е. Благинина. «Ребята любили и её, и её стихи — прелестные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», — вспоминает литературовед Е. Таратута, работавшая тогда в библиотеке, где авторы «Мурзилки» выступали перед маленькими читателями.

За журнальными публикациями последовали книги. В 1936 г. почти одновременно вышли поэма «Садко» и сборник «Осень». Потом было много других книг: Елена Александровна прожила долгую жизнь и работала постоянно. Она писала стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. Но больше всего у неё стихов лирических. Работала она и над переводами, знакомила ребят с поэзией Тараса Шевченко, Марии Конопницкой, Юлиана Тувима, Льва Квитко. Лучшее из всего созданного Еленой Благининой вошло в сборники «Журавушка» (1973, 1983, 1988), «Улетают-улетели» (1983), «Гори-гори ясно!» (1990). Последний появился, когда Елены Александровны уже не было в живых: она умерла в 1989 г.

Стихи Елены Благининой - это целый мир, в котором каждый найдёт для себя и для своих детей любимый уголок. От себя могу добавить, что сборник стихов Благининой- это моя самая первая и самая любимая книга, которая со мной всю мою жизнь. Мне в начале 70-х подарила эту книгу моя бабушка, которая всегда читала мне на ночь эти прекрасные стихи. По этой книге я сама училась читать (и даже писать, о чём свидетельствуют мои первые каракули на полях). Со временем я с удовольствием читала эту книгу всем своим детям, надеюсь, что и внукам ещё почитаю. Ведь, с самого раннего детства засели в моей памяти эти замечательные строки, наполненные искренним теплом, любовью и нежностью...

ЧЕРЁМУХА

Черёмуха, черемуха,
Ты что стоишь бела?
- Для праздника весеннего,
Для Мая расцвела.

- А ты, трава-муравушка,
Что стелешься мягка?
- Для праздника весеннего,
Для майского денька.

- А вы, берёзы тонкие,
Что нынче зелены?
- Для праздника, для праздника!
Для Мая! Для весны!

ОГОНЁК

Хрустит за окошком
Морозный денёк.
Стоит на окошке
Цветок-огонёк.

Малиновым цветом
Цветут лепестки,
Как будто и вправду
Зажглись огоньки.

Его поливаю,
Его берегу,
Его подарить
Никому не могу!

Уж очень он ярок,
Уж очень хорош,
Уж очень на мамину
Сказку похож!

Спасибо всем, кто нашёл время ознакомиться с нашим первым блогом. Напоминаем, что секция Оранжерея посвящена стихам для детей и творчеству наших юных авторов. В последствии вас ждут интересные конкурсы и сюрпризы. На все ваши вопросы ответит худрук секции Оксана Школьник , либо Сергей Коколов . До новых встреч!

Цель и задачи:

познакомить детей с творчеством Е.А. Благининой;

прививать интерес к её творческому наследию;

прививать любовь и бережное отношение к книге; воспитывать гражданские чувства, преемственность.

Оборудование: презентация, пособия для игр, выставка книг, карточки-задания.

Сценарий праздника:

Над рожью, дождиком примятой,
Стоит денёк почти сквозной.
Орловский ветер пахнет мятой,
Полынью, мёдом, тишиной…

Родилась она в самом начале прошлого века, в конце мая 1903 года. Папа Елены работал на железнодорожной станции, дедушка был священником, а сама Лена мечтала стать учительницей, поэтому после окончания школы она поступила в педагогический институт.

Семья Лены была бедной. Став поэтом, она рассказывала о том, как росла, как за семь километров добиралась на занятия в институт в любую погоду пешком, в самодельных ботинках на веревочной подошве.

Какое сейчас время года? Весна. Сейчас ребята прочтут стихотворение Е. А Благининой «Весна».

Еще в домах пылают печки

И поздно солнышко встает,

Еще у нас по нашей речке

Спокойно ходят через лед;

Еще мы все тепло одеты –

В фуфайки, в ватные штаны...

А все-таки весны приметы

Во всем, во всем уже видны.

И в том, как крыши потеплели

И как у солнца на виду

Капели, падая, запели,

Залопотали, как в бреду.

И вдруг дорога стала влажной,

А валенки водой полны...

И ветер нежный и протяжный

Повеял с южной стороны.

А воробьи кричат друг дружке

Про солнце, про его красу.

И все веселые веснушки

Уселись на одном носу...

Е. Благинина сочинила стихотворение – загадку. Послушайте его, и скажите о ком эти строки?

Я вам загадаю загадку,
А вы отгадайте ее.
Кто ставит на пятку заплатку,
Кто гладит и чинит белье?
Кто дом поутру прибирает,
Кто ставит большой самовар?
Кто с младшей сестренкой играет
И водит ее на бульвар?
Чьи волосы снега белее,
А руки желты и сухи?
Кого я люблю и жалею,
О ком сочинила стихи?

Конечно же, эти строки написаны о мамах и бабушках. Детскими воспоминаниями о близких людях поэтесса делится с нами, читателями.

Яна выучила замечательное стихотворение «Мамин день» и сейчас она вам его прочтет.

Мамин день

Всё хожу, всё думаю, смотрю:
"Что ж я завтра маме подарю?
Может куклу? Может быть конфет?"
Нет!
Вот тебе, родная, в твой денёк
Аленький цветочек - огонёк!

Но как не послушать добрые строки о бабушках? Стихотворение «Бабушка-забота» вам расскажут второклассники.

Если внуки веселы,
Бабушка - подавно:
- Ишь щебечут, как щеглы.
До чего же славно!

Если внуки есть хотят
Бабушке - отрада:
- Пусть сидят, пусть едят,
Подрастать им надо!

Если внуки вышли в сад,
Бабушка в тревоге:
- Ну как дождь или град -
Ведь промочат ноги!

Если внуки спать легли.
Бабушка не дышит:
- Баю-баю-люли.
Тише, тише, тише!

Чистота, тишина,
Теплота, дремота…
Вот какая она -
Бабушка-забота!
Ну, а вы каковы?
Как там с бабушкой вы?

Ваши мамы, и даже бабушки читали эти стихи. А мы тоже их любим и с удовольствием читаем. Давайте послушаем стихотворение «Уморилась».

Много замечательных стихов и книг написано Еленой Александровной о животных, и звери, и птицы в стихах Елены Александровны как живые. Послушайте стихотворение «Котенок».

Елена Благинина сочиняла не только стихи, а еще загадки, считалки, песни, сказки.

Вот какую считалку можно использовать, чтобы выбрать ведущего:

Петушок, петушок,

Покажи свой кожушок.

Кожушок горит огнём!

Сколько перышек на нем?

Раз – два – три – четыре – пять,

Ну вот, ведущего мы выбрали, и сейчас ребята покажут вам игру «Гостьюшка».

Скоро лето. Природа расцветет множеством красок. Интересно, сможете ли вы отгадать загадки, написанные Е. Благининой про это время года?

Кто всю ночь по крыше бьёт,
да постукивает,
И бормочет, и поёт,
Убаюкивает?

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая!

Как на стёжке на дорожке
Вижу алые серёжки.
За одною наклонилась,
А на десять набрела!
Я клонилась – не ленилась,
Кружку с верхом набрала.

Молодцы. Елена Благинина сочинила много веселых и задорных сказок, потешек. В детстве мамы играли с вами в игру «Сорока - сорока». А сейчас я покажу вам сказку «Сорока - белобока», написанную Еленой Александровной.

Мы собрались незадолго до большого праздника, Дня Победы. Все в нашей стране хорошо знают, какой ценой далась нам победа над фашистской Германией, сколько погибло в той войне солдат. Елена Александровна своими стихотворениями напоминает детям: не забывайте героев, не забывайте простых солдат, помните о том, что за нашу мирную жизнь им пришлось отдать свои жизни. И тем дороже нам ветераны, те, кто воевал и остался жив.

Стихи ШИНЕЛЬ читает Кристина 6 кл.

Почему ты шинель бережёшь?-
Я у папы спросила.
- Почему не порвёшь, не сожжёшь?-
Я у папы спросила. -

Ведь она и грязна и стара,
Приглядись-ка получше,
На спине вон какая дыра,
Приглядись-ка получше!

Потому я её берегу, -
Отвечает мне папа, -
Потому не порву, не сожгу, -
Отвечает мне папа,-

Потому мне она дорога,
Что вот в этой шинели
Мы ходили, дружок, на врага
И его одолели!

Стихи САЛЮТ прочтет Рома.

Гулко ахнули вдали
Мирные зенитки,
И рванулись от земли
Золотые нитки.
Полетели, потекли
Сбоку, сзади, рядом,
Сухо щёлкнув, расцвели
Поднебесным садом.
Осыпаются цветы,
Падают на крышу...
Папа, милый, это ты,
Голос твой я слышу!

Итак, наш праздник подходит к концу. Он помог нам поближе познакомиться с творчеством детской поэтессы Е.А. Благининой. А завершаем мы праздник песней на слова Елены Александровны о черемухе. Это еще одна сторона ее творчества, стихи Елены Александровны музыкальны, их можно не только рассказывать, но и напевать. Мне хотелось бы пожелать стихам Е.А. Благининой еще долгих, долгих лет, пусть живут и радуют детей и взрослых.

Черёмуха

Черёмуха, черёмуха,
Ты что стоишь бела?


- Для праздника весеннего,
Для Мая расцвела.
- А ты, трава-муравушка,
Что стелешься мягка?


- Для праздника весеннего,
Для майского денька.
- А вы, берёзы тонкие,
Что нынче зелены?


- Для праздника!
- Для праздника!
- Для Мая! Для весны!

Самоанализ праздника, посвященного 110 – летию со дня рождения Е.А. Благининой

Данное мероприятие проводилось с целью: познакомить детей с творчеством Е.А. Благининой; привить интерес к её творческому наследию; воспитывать гражданские чувства.

Мероприятие требовало тщательной подготовки, связанной со школьными предметами и внеклассной работой. Так на уроках чтения происходило знакомство с произведениями автора; на уроках музыки – с песнями, написанными на стихи Е. Благининой; на уроках физкультуры с игровыми движениями (Игра «А вот этак, а вот так»); на уроках ИЗО – проводились выставки рисунков по произведениям автора; внеклассная работа была направлена на знакомство детей с другими сторонами творчества автора (сказки, потешки). Ребята очень оживлённо и с интересом отнеслись к данной подготовительной работе и проявляли познавательную и творческую активность.

Во время проведения мероприятия ребята волновались и переживали, но чувство ответственности за выполняемую работу придало им сил и уверенность, т.к. праздник содержал шуточный, задорный и весёлый характер.

Ребята успешно справились с поставленными задачами: донести до зрителей настроение, интерес к стихам Е.А. Благининой.

Следует продолжить работу над знакомством с творчеством автора для укрепления интереса к произведениям, культурного обогащения, укрепления гражданских чувств учащихся.

По реакции зрителей(бурные аплодисменты, горящие глаза, улыбки) можно было судить, что праздник им очень понравился и достиг определённой цели.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Создано 04.06.2013 16:34

Наследие Благининой высоко ценится её земляками. Литературные праздники состоялись во всех детских библиотеках города Орла и области.

В областной детской библиотеке этой дате была посвящена ежегодная Неделя «Орловская книга собирает друзей». Объединённый государственный литературный музей И. С. Тургенева, в фондах которого собран большой материал о жизни и творчестве Благининой, хранятся её личные вещи и мебель (среди которой письменный стол поэта), подготовил выставку “В ожидании волшебства”.

Но самые большие торжества проходили в селе Яковлево Свердловского района. Здесь 27 мая 1903 года родилась Елена Благинина. Здесь же появилось её первое стихотворение. «Стихи я начала писать в восьмилетнем возрасте, и первое стихотворение написала в яковлевском парке». Мемориальная доска с этими словами установлена на здании центральной детской библиотеки Свердловского района, которая с 2005 года носит имя Е. А. Благининой. В 2011 году библиотекой был учрежден районный поэтический конкурс им. Е. А. Благининой «Детская лира». Конкурс вошёл в программу читательского развития «Читаем Благинину» и проводится ежегодно среди читателей библиотек района. По его итогам был издан сборник детских стихов. Детская библиотека Свердловского района и стала одним из организаторов и участников праздника в селе Яковлево.

На огромной поляне старинного яковлевского парка, где традиционно проходят благининские праздники, собралось большое количество гостей. Главные участники праздника – дети – учащиеся яковлевской средней школы и девчонки и мальчишки из посёлка Змиёвка. Они читали стихи Благининой, пели песни, танцевали, рассматривали красочные выставки и активно фотографировались у портрета знаменитой землячки. Молодое поколение приветствовали гости из Орла: писатели, поэты, работники музеев и библиотек.

Специально для участия в благанинском празднике приехал писатель, главный редактор журнала «Муравейник» Н. Н. Старченко (Москва). Его трудно назвать гостем: Николай Николаевич долгие годы работал жил и работал в Орле, полюбил этот край и считает его родным. «В стихах Елены Александровны Благининой есть самое главное – чувство восхищения миром, – подчеркнул Николай Николаевич. Другой наш великий земляк Иван Бунин как-то сказал: Да посмотрите же, как прекрасен мир Божий, и как мало мы об этом знаем и видим. Пожалуй, только в детстве, а потом забываем». Елена Благинина в своих стихах сохраняет детское восприятие красоты мира.

Хочется верить, что стихи Елены Благининой будут любимы ещё многими поколениями юных читателей, и в поэзии для детей не перестанет звучать её чистый, ни на кого не похожий голос.

Литературный брейн -ринг «Веселые стихи» по произведениям Елены Благининой

    Углублять и расширять знания детей о творчестве Е.Благининой

    Закреплять знания детей об особенностях литературного жанра - стихотворение

    Подвести детей к пониманию идеи произведения, связать ее со значением пословицы

    Развивать память, умение излагать мысль последовательно, обогащая речь определениями, наречиями, глаголами, синонимами

    Воспитывать интерес к произведениям Е.Благининой , формировать нравственные качества личности

Предварительная работа:

    Знакомство с произведениями Е.Благининой

    Рассматривание иллюстраций к произведениям Е.Благининой

    Составление небольших рассказов по прочитанным произведениям

    Проведение Конкурса чтецов по произведениям Е.Благининой

Материал:

    Портреты детских писателей нашей страны - 4 экземпляра

    Иллюстрации к стихотворениям Е.Благининой

    Колокольчики – 3 штуки

    Дипломы командам-участницам – 3 штуки

    Призы

Ход конкурса:

Команды под музыку и аплодисменты зрителей входят в зал, рассаживаются по местам.

Ведущий: Е.А. Благинина родилась в Орловской губернии в 1903 году. Выросла среди просторных лугов, лесов. И когда в детстве слушала сказку, то верила, что сказочное случилось рядом. В лесочке стояла улыбающаяся Снегурочка, а по соседнему лугу скакал Иван-царевич на Сером Волке.

Мать и бабушка вели хозяйство, отец работал кассиром на железнодорожной станции.

Первое своё стихотворение Е.А.Благинина написала в 8- летнем возрасте и продолжала писать, учась в гимназии в городе Курске, и в институте в Москве.

Я предлагаю вам вспомнить полюбившиеся стихи эт ого поэта . Сегодня наш Брейн-ринг посвящается ее творчеству. А сейчас я познакомлю вас с правилами нашего конкурса. В конкурсе принимают участие две команды. Вопрос задается для обеих команд, та команда, которая быстрее зазвонит в колокольчик, имеет право первоочередного ответа. Если команда ответила раньше, чем позвонила в колокольчик или ответила неправильно, другая может ответить и получить балл за правильный ответ. Побеждает команда, набравшая большинство баллов. А вот и члены жюри:

Итак, мы начинаем!

Первое задание: Посмотрите внимательно на представленные портреты известных п оэтов нашей страны и выберите портрет Е.Благининой

Ответы команд.

Ведущий: Под цифрой 1 – Маршак С.Я , под цифрой 3 – Некрасов А.Н., под цифрой 4 – Е.Благининой а портрет Г. Остера находится под цифрой 2. Молодцы, ребята.

Второе задание: Давайте с вами вспомним, из каких стихотворений эти строчки. Команда, первой узнавшая произведение сначала звонит в колокольчик, а затем отвечает. Та же команда, которая выкрикивает с места, лишается права ответа.

Вместе с солнышком встаю,

Вместе с птицами пою:

С добрым утром!

С ясным днём!

Вот как славно мы поём!

(«Вместе с солнышком встаю »)

Солнце жёлтым косяком

Улеглось на лавке

Я сегодня босиком

Бегала по травке.

Я видала, как растут

Острые травинки,

Я видал, как цветут

Синие барвинки.

(«Уморилась » )

Я дома не люблю сидеть,

Мне нравится ходить.

Люблю ходить, люблю глядеть,

Друзей с собой водить.

Люблю глядеть на облака,

На солнечный восход;

На то, как гулкая река

Разламывает лёд.

На то, как мастерит столяр

Стол, стул иль табурет

И красит комнаты маляр

В любой весёлый цвет.

Мне нравится ходить.

Люблю ходить, люблю глядеть,

Друзей с собой водить.

Люблю глядеть на облака,

На солнечный восход;

На то, как гулкая река

Разламывает лёд.

На то, как мастерит столяр

Стол, стул иль табурет

И красит комнаты маляр

В любой весёлый цвет.

(«Я дома не люблю сидеть»)

Я бегу у самого откоса

И смешную песенку пою.

Повторяет песенку мою.

Я спросила это: - Замолчишь ты? -

А сама притихла и стою.

Эхо »)

Т ихо шепчется с ветлой старая берёза.

Ходит по двору с метлой дедушка Серёжа.

Дед Серёжа, посмотри,

Мы пускаем пузыри!

Видишь, в каждом пузыре -

По малиновой заре,

По берёзке, по ветле,

По Серёжке, по метле.

(«Мыльные пузыри»)

Верещит в углу сверчок,

Дверь закрыта на крючок.

Я разглядываю книжку

Про хрустальный башмачок.

Во дворце весёлый бал,

Башмачок с ноги упал.

Очень Золушке обидно

Покидать высокий зал.

Про хрустальный башмачек »)

Задание третье: Определите, к какому стихотворению нарисованы эти иллюстрации, по возможности прочитайте отрывки из этих стихотворений. Не забывайте про правила игры. Командам демонстрируются иллюстрации к произведениям.

1 – Мыльные пузыри ; 2 – Эхо ; 3 – Про хрустальный башмачек ; 4 – Я дома не люблю сидеть ;

Ч етвертое задание : Назовите по очереди как можно больше героев стихотворений Елены Благининой для победы своей команды.

    Ведущий: Наш Брейн-ринг закончился. А пока судьи подводят его итоги, перед вами выступит победитель конкурса чтецов по произведениям Елены Благининой

Ребенок читает стихотворение.

Ведущий: Уважаемые судьи, вам предоставляется слово. Судьи распределяют места.

Ведущий: Места распределены, поздравляем победителей и участников Брейн-ринга. До новых встреч.

Использованная литература:

1.Читаем.Учимся.Играем.-2002.№12.-С.34

2. Благинина Е. Стихи.-М.:Просвещение;2012.-234с.

Цели:

  1. знакомство учащихся 1 – 2 классов с творчеством Е.А.Благининой;
  2. формирование навыков выразительного чтения;
  3. привитие любви к чтению книг.

Оборудование:

  • портрет писательницы;
  • выставка книг Е.А.Благининой;
  • выставка рисунков;
  • костюмы Снежинок, Феи, Белочки, Зайца;
  • куклы;
  • грамзапись пьесы П.Чайковского “Декабрь” из цикла “Времена года”;
  • грамзапись музыки Г.Свиридова к повести “Метель”;
  • “Детская энциклопедия” (литература и искусство) том 10;
  • “Детская литература” (учебное пособие для педагогических училищ под редакцией Е.Е.Зубаревой) М., “Просвещение” 1889 год.

Ведущий1: Дорогие, друзья! Сегодня у нас необычный праздник. Мы отправимся по волшебной стране, в которой живут стихи, сказки, считалки, загадки и песни. Книги - это маяки в океане времени. Маяки указывают кораблям путь к родному берегу. А что дают человеку книги. Они вводят нас в мир литературы, в мир поэзии, сказок, приключений.

Кому мы обязаны сказать слова благодарности? Конечно, авторам этих книг.

Сегодня на празднике мы говорим спасибо замечательному писателю, поэтессе Елене Александровне Благининой (портрет ).

Ведущий 2. Е.А. Благинина родилась в Орловской губернии в 1903 году. Выросла среди просторных лугов, лесов. И когда в детстве слушала сказку, то верила, что сказочное случилось рядом. В лесочке стояла улыбающаяся Снегурочка, а по соседнему лугу скакал Иван-царевич на Сером Волке.

Мать и бабушка вели хозяйство, отец работал кассиром на железнодорожной станции.

Первое своё стихотворение Е.А.Благинина написала в 8- летнем возрасте и продолжала писать, учась в гимназии в городе Курске, и в институте в Москве.

Первую книжку для детей она выпустила в 1936 году. Она называлась “ОСЕНЬ”. В неё вошли стихи про все времена года. А какое время года у нас за окном? (Зима)

(появляется Фея)

Зима негаданно-нежданно
Пришла на чёрные поля.
Ещё вчера была туманна
Дождём одетая земля.

Деревья жалобно скрипели,
Ручьи холодные текли...
И вдруг метели налетели
И столько снега намели!

И тени медленно ложатся
На сад, на кровлю, на скамью,
Снежинки вьются и кружатся
И рвутся в комнату мою.

Они летят, легки и ломки
И ослепительнее звёзд,
Как будто в синие потёмки
Дрожащий перекинут мост.

(звучит музыка Г.Свиридова “Вальс” к повести “Метель” Девочки в белых платьях танцуют вальс снежинок). ТИХО звучит пьеса П.Чайковского “Декабрь” из цикла “Времена года”. Дети читают стихи под музыку.

Морозы жестокие
В этом году!
Тревожно за яблоньки
В нашем саду.

Тревожно за Жучку:
В её конуре -
Такой же морозище
Как на дворе.

Но больше всего
Беспокойно за птиц:
За наших воробышков,
Галок, синиц.

У нас приготовлено
Всё для зимы:
Рогожей укутаем
Яблоньки мы.

Но птицы! Как холодно
В воздухе им!
Поможем ли мы
Беззащитным таким?

Их надо кормить и тогда
Им будет легко
Пережить холода!

Я вылепил Снегурку
Поставил на виду.
Снегурушку-девчурку
Под яблоней в саду.
Стоит моя царевна
Под круглым деревцом -
Царевна - королевна,
Пригожая лицом.
В парчовой душегрейке
Стоит светлей зари,
И крупные на шейке
Играют янтари.

Варежки у Вари
Пропали на бульваре.
Воротилась Варя
Вечером с бульвара
И нашла в кармане
Варежки Варвара!
Вот ведь как!

(исполняется песня “Кабы не было зимы”)

Ведущий 1. У меня в руках книга Е.Благининой “Посидим в тишине”. Название этой книжке подарило стихотворение о том, как однажды мама устала и заснула, а её маленькая дочка не стала шуметь, чтобы не беспокоить сон мамы. Поэтесса подобрала такие ясные, живые слова о маме, бабушке. Они пришли к ней впервые в далёком детстве.

Итак, давайте посидим в тишине и послушаем стихи

Мама песню напевала
Одевала дочку.
Одевала - надевала
Белую сорочку.
Белая сорочка -
Тоненькая строчка.
Мама песенку тянула
Обувала дочку.
По резинке пристегнула
К каждому чулочку.
Светлые чулочки
На ногах у дочки.
Мама песенку допела,
Мама девочку одела:
Платье красное в горошках,
Туфли новые на ножках..
К Маю дочку нарядила.
Вот какая мама -
Золотая прямо!
Я вам загадаю загадку,
А вы отгадайте её.
Кто ставит на пятке заплатку,
Кто гладит и чинит бельё?
Кто дом поутру прибирает,
Кто вкусные пышки печёт,
Кто нас никогда не ругает,
Скучать никогда не даёт?
Чьи волосы снега белее,
А руки желты и сухи?
Кого я люблю и жалею
О ком сочинила стихи?

Ведущий 2. Тема маленького ребёнка, игры и игрушки - центральная тема в творчестве Е.Благининой. Ваши бабушки и мамы читали стихи об Алёнушке. Давайте и мы почитаем эти добрые стихи.

А у нас есть девочка,
Звать её Алёнушка.
Девочка - припевочка,
Круглая головушка.
Целый день “уа-уа”,
Вот и все её слова.

Как у нашей дочки
Розовые щёчки.
Как у нашей птички
Тёмные реснички.
Как у нашей крошки
Тёпленькие ножки.
Как у нашей лапки
Ноготки - царапки.

Ой, ладушки, ладушки,
Испечём оладушки,
На окно поставим,
Остывать заставим.
А остынут - поедим
И воробышкам дадим.
Воробышки сели,
Оладушки съели,
Оладушки съели -
Ш-у-у-у.. и улетели.

Мы не ляжем рано спать:
Дочку надобно купать.
Тёплую водичку
Льём на нашу птичку.
Ой, с гуся вода,
С Алёнушки - худоба.
Дайте-ка пелёнку
Завернуть Алёнку!

Доченька проснулась,
Сладко потянулась.
Полежала, полежала,
Да и улыбнулась.
Сердце бьётся шибко,
Ах ты моя рыбка!
До чего же дорога,
Мне твоя улыбка!

Паровоз, паровоз,
Что в подарок нам привёз?
-Я привёз цветные книжки
Пусть читают ребятишки!
Я привёз карандаши -
Пусть читают малыши!

Чтобы дом построить новый,
Запасают тёс дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку
А потом, потом, потом,
Начинают строить дом!

Петушок, петушок,
Покажи свой кожушок.
Кожушок горит огнём,
Сколько пёрышек на нём?
Раз-два-три-четыре-пять,
Невозможно сосчитать!

(раздаётся стук в дверь, появляются Белочка и Зайчик )

Привет! А вот и мы” Мы узнали о вашем празднике и решили тоже принять участие.

Зайчик: Мы пришли к вам с сюрпризами.

Послушайте нас внимательно.

Есть еще игра для вас
Я начну стихи сейчас!

Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно повторяйте!

На дворе снежок идет
Скоро праздник... (новый год)

Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идёт от...(ёлки)

Ветви слабо шелестят
Бусы яркие.... (блестят)

И качаются игрушки:
Флаги, звёздочки, ...(хлопушки)

Нити пестрой мишуры
Колокольчики... (шары)

Рыбок хрупкие фигурки,
Птицы, шарики, ...(снегурки)

Белоус и краснонос
Под ветвями дед.... (Мороз)

И верхушку украшая,
Там сияет, как всегда,
Очень яркая, большая,
Пятикрылая...(звезда)

Ну и елка просто диво!
Как нарядна как... (красива)

Белочка: Ой какие все молодцы! Как хорошо добавляете нужное слово!

Зайчик: А теперь, Белочка, давай проверим, как ребята умеют отгадывать загадки.

Белочка: Давай. Итак первая загадка

Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке.
Все сквозные вырезные
А возьмешь - вода в руке?

Наш серебряный кинжал
Недолго дома полежал.
Мы поднять его хотели
А он к порогу побежал!

Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих!
Что за кони у меня?

Какой это мастер
На стёкла нанёс
И листья, и травы,
И заросли роз?

Красавица какая
Стоит, светло сверкая,
Как пышно убрана...
Скажите, кто она?

До свидания, ребята! Вы молодцы!

Появляется Фея:

Фея. - Ребята, я получила странный конверт. Вот он. (показывает) Давайте его откроем. (из конверта вынимает письмо) Вот что тут написано: “Дорогие детки - конфетки - табуретки!

Отгадайте и мои загадки - ковырялки! Я их специально зашифровал так, чтобы вы их не отгадали. Ваш Кощей.”

К письму был приложен плакат с рядами букв.

Я, кажется, догадалась! В каждой строчке нужно найти название стихотворения Елены Благининой.

(на доске плакат с рядами букв; в каждой строчке зашифровано название стихотворений Е.А.Благининой)

Ведущий 2. Читая стихи Е.Благининой, вы делали рисунки к этим стихам. Давайте угадаем, к каким стихам эти рисунки.

Ведущий 1. Итак, наша встреча подошла к концу. Она помогла нам поближе познакомиться с творчеством детской поэтессы Е.А.Благининой. Всем спасибо за участие. И на прощание давайте споём песню.

(исполняется песня на мотив песни “Ничего на свете лучше нету…” из мультфильма “Бременские музыканты”)

Мы читаем про моря и страны,
Про животных, птиц и великанов.
В сказки тоже нам открыты двери -
Мы пойдём за Машей и Медведем.