События реформации в англии. Глава III

Тест по истории Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях 7 класс с ответами. Тест представлен в двух вариантах, в каждом по 5 заданий.

Вариант 1

1.

Реформация в Англии была проведена «сверху» — по воле короля.

1) верно
2) неверно

2. Главой англиканской церкви является

1) архиепископ Кентерберийский
2) король Англии
3) Папа Римский

3. Установите соответствие между именами правителей и событиями, относящимися к их правлению.

Правители

А) Генрих VIII
Б) Елизавета I
В) Мария Тюдор

События

1) гибель «Непобедимой армады»
2) попытка контрреформации
3) закрытие монастырей

4.

Пуритане, кальвинисты

1) пуритане отрицали учение Ж. Кальвина
2) пуритане были последователями кальвинизма
3) кальвинисты враждебно относились к пуританам

5.

В конце XVI в. Англия стала сильной морской державой. Реформация способствовала укреплению королевской власти. Елизавета I чувствовала себя столь сильной, что ни разу не созвала парламент.

1) на самом деле Елизавета неоднократно созывала парламент
2) на самом деле Реформация ослабила королевскую власть
3) на самом деле Англия не смогла добиться господства на морях

Вариант 2

1. Верно ли следующее утверждение?

В англиканской церкви сохранялось немало остатков католицизма.

1) верно
2) неверно

2. В 1588 г. к берегам Англии отплыла «Непобедимая армада». Она

1) разгромила английский флот под командованием Ф. Дрейка
2) попала в бурю и была разбита о скалы
3) была разгромлена английской эскадрой, которой командовала сама королева Елизавета I

3. Установите соответствие между именами правителей и событиями, явлениями, относящимися к их правлению.

Правители

А) Елизавета I
Б) Мария Тюдор
В) Генрих VIII

События, явления

1) казни английских протестантов
2) начало английской Реформации
3) расцвет английского абсолютизма

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

4. Установите связь между понятиями.

Пуритане, англиканская церковь

1) пуритане были верны учению англиканской церкви
2) пуритане отрицали многие установления англиканской церкви
3) англиканская церковь видела в пуританах своих союзников

5. Прочитайте текст и найдите ошибку в описании.

К концу XVI в. Англия так и не стала могучей морской державой. Зато она сумела добиться значительных успехов в хозяйстве. Реформация укрепила королевскую власть, в стране утвердился абсолютизм.

1) на самом деле Англия стала сильной морской державой
2) на самом деле абсолютизм в Англии не сложился
3) на самом деле успехи во внешней политике сочетались с хозяйственным кризисом

Ответы на тест истории Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях 7 класс
Вариант 1
1-1
2-2
3-312
4-2
5-1
Вариант 2
1-1
2-2
3-312
4-2
5-1

Протестантизм получил распространение во всей Европе, хотя и в форме различных вероучений: лютеранства, кальвинизма, анабаптизма, цвинглианства и англиканства. В истории европейской культуры английская Реформация занимает особое место. Как явление неоднозначное и во многом противоречивое, она оценивается зачастую необъективно, с впадением в некоторые крайности, обозначившиеся в традиционной «школьной» историографии. Одна из этих крайностей – сведение сложного социокультурного процесса к событиям жизни короля Генриха VIII (развод с Екатериной Арагонской и брак с Анной Болейн). Противоположная точка зрения, согласно которой Реформация в Великобритании является величайшим поворотным моментом современной истории, характерна прежде всего для британских историков. Например, Джеймс Фроуд писал: «Я убежден, что Реформация стала величайшим в истории Англии событием, мощной силой, распространившей англо-саксов по всей планете и оставившей след английского гения и характера в жизни человечества», а Дэвид Гум утверждал, что «английская Реформация стала via media между папизмом и радикализмом». Объективная оценка английской Реформации находится где-то между этими крайними точками, не лишенными, впрочем, субъективности и эмоциональности.

Характеризуя Реформацию в Англии, можно сказать, что, во-первых, она была движением скорее политическим, нежели теологическим (как в случае с Лютером), во- вторых, она была «островной» – имела четко ограниченные рамки распространения, не выходя за пределы Англии, и, в-третьих, это была не народная, а аристократическая реформа, осуществляемая «сверху». Именно этим объясняется и «половинчатость» данной реформы, ее гораздо менее радикальный характер, нежели на континенте. В частности, это можно увидеть, анализируя важнейший документ английской Церкви – «39 статей» (1571 г.).

Данный документ является суммарным изложением веры Церкви Англии. Статьи соответствуют умеренному курсу правления Елизаветы I, поэтому характеризуются вероучительной широтой и полиинтерпретативностью. Они сформулированы достаточно пространно и неопределённо, однако их анализ позволяет достаточно четко выявить основные особенности Реформации в Англии.

«39 статей» являются частью «Книги общих молитв», которая также содержит изложение всех богослужений и треб Англиканской церкви. Однако исследователи указывают на ряд противоречий между текстами «39 статей» и другими разделами «Книги общих молитв». Принято говорить о большей традиционности «Книги общих молитв» и о протестантском радикализме «39 статей». Возможно, это связано с конкретными историческими реалиями: статьи рождались в полемике не только с католиками, но и с крайними течениями материковой Реформации, что отражало две культурные тенденции: унификацию на общеевропейский манер и выделение культуры Англии как уникальной. С точки зрения современного человека, большинство статей посвящены малоактуальным для современного богословия вопросам (целибат духовенства, власть римского епископа, присяга в суде и т.д.), но совершенно не касаются фундаментальных вопросов, относящихся к систематической теологии (например, эсхатологии). Эти особенности документа хорошо отражают специфику английской Реформации в целом – она не была «реформацией богословской», подобно лютеровской.

По своему характеру английская Реформация менее радикальна, чем европейская. И дело не столько в обособленном, островном положении Великобритании (которое делало контакты протестантов более редкими), сколько в религиозности и традиционности сознания широких масс населения. Для английской Реформации, инициированной «сверху», факт возможного противодействия со стороны населения в случае радикальной смены культурного курса был определяющим. Поэтому правительство нашло некий срединный курс, реформируя часть внешних элементов религиозной составляющей (брак священников, уменьшение количества таинств, отмена иконопочитания, причастие мирян под двумя видами и пр.), не касаясь фундаментальных доктрин, носящих не столь явный для массы подданных характер.

Особенно важным в аспекте рассматриваемой проблемы является отношение к церкви. «39 статей» подчёркивают, что христианское учение основано исключительно на Священном Писании, то есть последовательно развивает в этом отношении тезис, весьма существенный для протестантов в их борьбе с католической церковью.

В существенных чертах англиканская церковь сохраняется и до сих пор в том виде, какой она имела в первые годы царствования Елизаветы.

Англиканская реформация вообще только усилила королевскую власть, и Елизавета до конца жизни пользовалась ей в самом широком объеме. Епископы всецело зависели от короны, светские лорды большей частью были нового происхождения и вели себя очень покорно за полученные земли из бывших монастырских имений.

Рядом с этой королевской реформацией в Англии происходила и реформация народная. Уже в первой половине XVI в. здесь были отдельные протестанты, не желавшие признавать королевского главенства в делах веры и находившие, что англиканская церковь недостаточно «очищена» от католицизма. При Елизавете эти люди уже начали составлять особую религиозную партию пуритан. Пуритане объявляли основой религии личную веру каждого и отрицали священную монополию духовенства. Они отрицали обряды и утварь, иконы, скульптуры – всё, что противоречило идеалу мирского аскетизма. Пуритане отрицали иерархический епископальный строй. Организационные принципы пуританской церкви, получившей название пресвитерианской, строилась таким образом, что во главе общины стоял пресвитер (старейшина), избранный из среды наиболее почитаемых людей. В сущности это были большей частью кальвинисты, но в конце царствования Елизаветы среди пуритан появились и сектанты, восставшие против всякой государственной церкви (кальвинистической) и требовавшие независимости отдельных религиозных общин, без всякого принуждения принадлежащих к тому или другому исповеданию. Впоследствии их стали называть индепендентами.

Итоги реформации в Англии оказались очень серьезными для ее общественно-политического и религиозного устройства. Раздав конфискованные у монастырей земли новой знати и буржуазии, король тем самым создал в их лице себе опору. Таким образом, в стране сформировался слой людей, заинтересованных в продолжении реформ и закреплении существующего положения. Новые дворяне хотели сохранить за собой полученные земли, и поэтому все они единодушно поддержали воцарение Елизаветы I, дочери короля от Анны Болейн, которая взяла курс на сохранение тех изменений, который осуществил ее отец.

Ещё одним результатом реформации стало создание новой, англиканской, церкви, которая существует и поныне. Умеренный характер преобразований способствовал ее сохранению и даже распространению, в то время как более радикальные течения теряли число своих сторонников.

Реформация в Англии сыграла определяющую роль в развитии капитализма в стране. Дело в том, что новая религия провозглашала главной целью необходимость материального обогащения и накопления экономических средств. Эта идеология полностью соответствовала чаяниям предпринимателей и буржуазии. Отныне их стремление к увеличению своих доходов получило догматическое обоснование. О дальнейшем углублении реформационных идей говорит факт распространения пуританского течения, которое ратовало за углубление реформ.

Список использованных источников

1. История Европы с древнейших времен до наших дней: в 8 т. / Л.Т. Мильская, В.И. Рутенбург, М.А. Барг и др. – М: Наука, 1993. – Т. 3. От средневековья к новому времени (конец XV – первая половина XVII в.). 653 с.
2. Кареев Н. И. Учебная книга по новой истории [Электронный ресурс]. –URL:http://rushist.com/index.php/tutorials/kareev-tutnewtime/479-reformation-in-england
3. Новая история стран Европы и Америки. Первый период: Учеб. по спец. «История» / В. Н. Виноградов, Н. М. Гусева и др.; под ред. Е. Е. Юровской и И. М. Кривогуза. – М.: Высшая школа, 1998. 415 с.
4. Норт, Дж. История Церкви / Джеймс Норт. – М.: Протестант, 1993. 413 с.
5. Соколов, В. Реформация в Англии / В. Соколов. – М.: Б.И., 1881. 548 с.

Доклад на тему “Реформация в Англии” обновлено: 21 февраля, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Страна, известная своими реформаторскими тенденциями. Ещё в XIV веке Библия была переведена на английский язык Джоном Уиклифом , а его последователи - лолларды - скрытно продолжали существовать на острове и вести свою проповедь. В 1525 году Уильям Тиндейл напечатал свой перевод Нового Завета, что позволило многим желающим ознакомиться с текстом Библии . Однако решающую роль в Реформации в Англии предстояло сыграть другому человеку. Реформацию в Англии можно в полном смысле назвать «Реформацией сверху», так как во главе её стал английский король Генрих VIII .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Это способствовало вражде между его молодыми современниками и лордом-канцлером, кардиналом Томасом Уолси . Пока Генрих прислушивался к Уолси, он придерживался католицизма и ничего бы против не сделал: в 1521 году он выступил в защиту католической церкви от обвинений в ереси со стороны Мартина Лютера . Сделал он это в книге, написанной, вероятно, со значительной помощью Томаса Мора , под заглавием В защиту семи таинств , за которую он получил от папы Льва X титул «Защитник веры» (Fidei defensor ). (Английские и британские монархи сохранили этот титул до наших дней, даже после того как Англиканская церковь отделилась от католицизма, отчасти потому, что после раскола титул вновь был присвоен, на этот раз парламентом.) Среди врагов Уолси при дворе были те, на кого повлияли идеи лютеранства , включая привлекательную и харизматичную Анну Болейн .

    Анна была воспитана во Франции королевой Клод , и прибыла к английскому двору в 1522 году как фрейлина королевы Екатерины . К концу 1520-х Генрих решил, что его брак с Екатериной должен быть аннулирован. Все рождавшиеся сыновья умирали в младенчестве, а Генрих хотел иметь сына для продолжения династии Тюдоров .

    Генрих объявил, что наследник мужского пола не рождался, потому что брак был «омрачён в глазах Бога» . Екатерина была женой его покойного брата , и следовательно женитьба на ней Генриха противоречила библейским учениям (Лев . 20:21); перед свадьбой нужно было получить разрешение от Юлия II . Генрих утверждал, что этого не было сделано, и поэтому брак никогда не был в силе. В 1527 году Генрих попросил Климента VII аннулировать брак, но папа отказался. Климент находился под влиянием императора Священной Римской империи Карла V , чьи войска в начале того же года разграбили Рим и некоторое время держали Папу в плену .

    Сочетание этих обстоятельств и его увлечения Анной Болейн подогрело его желание избавиться от тогдашней королевы . В 1529 году канцлер Уолси был обвинён в посягательстве на власть короля и его правительства (признание власти папы выше власти Короны) и умер в ноябре 1530 года по пути в Лондон, куда он ехал для ответа на обвинения в государственной измене . Так Генрих оказался открытым для противоборствующих влияний сторонников королевы и тех, кто стоял за отказ от верности Риму, и для которых аннулирование было хорошей возможностью.

    Дискуссия в парламенте

    Кромвель был адвокатом и членом парламента - протестантом, который понимал, как парламент можно использовать для усиления королевской власти, чего хотел Генрих, и для распространения протестантских верований и практик, чего хотели Кромвель и его друзья. Одним из его ближайших друзей был Томас Кранмер , будущий архиепископ.

    По вопросу отмены не казались возможными какие-либо продвижения. Папа боялся Карла V больше, чем Генриха. Анна и Кромвель и их союзники хотели просто игнорировать папу, но в октябре 1520 года собрание духовенства и юристов сообщило, что парламент не может уполномочить архиепископа действовать против запрета папы. Тогда Генрих решил запугать священников .

    Действия короля против английского духовенства

    Оставшись без Уолси, Генрих VIII, чтобы добиться согласия на аннулирование, окончательно решил обвинить всё английское духовенство в посягательстве на королевскую власть. Принятый в 1392 году закон, запрещавший подчиняться власти Папы или других иностранных правителей, ранее использовался на судебных разбирательствах против отдельных лиц. Теперь Генрих, сначала обвинивший сторонников Екатерины, епископов Джона Фишера , Николаса Уеста и Генриха Стэндиша и архидьякона Эксетера Адама Трэверса, решил действовать против всего духовенства . Генрих потребовал от церкви заплатить £100 000 за прощение. Духовенство хотело платить частями в течение пяти лет. Генрих отказал. Церковное собрание ответило тем, что отказалось платить вообще, и потребовало от Генриха предоставить определённые гарантии, прежде чем они дадут ему деньги. Генрих отказался выполнять эти условия. Он согласился только на пятилетний срок платежа и следующие условия:

    1. Духовенство признаёт Генриха «единственным защитником и верховным главой церкви и духовенства Англии»
    2. Король имеет духовную юрисдикцию
    3. Привилегии церкви будут сохранены, только если они не умаляют королевской прерогативы и законов
    4. Король помилует церковь за посягательство на власть
    5. Миряне помилованы также.

    Дальнейшие законодательные акты

    Реформация в Англии при последующих правителях

    После смерти Генриха на трон взошёл его сын Эдуард VI , которому было лишь девять лет. Регентом при нём стал герцог Сомерсет , имевший явную склонность к протестантизму.В 1547 году началось причащение прихожан «под обоими видами». В 1549 году священникам разрешили вступать в брак. В 1549 году была введена Книга общих молитв , содержавшая тексты исключительно на английском языке. Эта книга с небольшими изменениями используется в Церкви Англии до сих пор. В богослужении особое внимание уделялось чтению Библии.

    XVI век в истории Англии - это век царствования династии Тюдоров. Они находились на английском троне с 1485 по 1603 гг. К наиболее важным историческим процессам, происходившим в Англии эпохи Тюдоров, следует отнести Реформацию, усиление королевской власти и завоевание Англией морского господства. Несмотря на усиление власти английского короля в XVI веке, режим его правления с трудом можно отнести к абсолютной монархии. Власть короля в этот период в большей или меньшей степени всегда была ограничена парламентом. Укреплению королевской власти способствовала и Реформация. Она связана с именем Генриха VIII. Отказ Папы Римского в осуществлении развода английского короля Генриха VIII и испанской принцессе Екатерине Арагонской стал формальным поводом для начала Реформации. В 1534 году английский парламент издал Акт о супрематии, согласно которому английский король и его преемники провозглашались главой церкви. Одной из предпосылок становления Англии в качестве ведущей морской державы стал разгром в 1588 году испанской Непобедимой армады.

    Реформация и королевская власть в Англии XVI в.

    Эпоха правления Тюдоров (1485-1603) характеризуется тремя важнейшими процессами: Реформацией, усилением королевской власти и завоеванием морского господства.

    Предыстория

    После окончания в 1453 г. Столетней войны Англия оказалась охвачена внутренними распрями - так называемой войной Алой и Белой розы. За королевскую власть боролись род Йорков и род Ланкастеров при поддержке приверженных им аристократических кланов. Война закончилась в 1485 г., когда королем стал Генрих Тюдор, соединивший брачным союзом Йорков и Ланкастеров. Генрих проводил последовательный курс на укрепление королевской власти ().

    События

    Реформация в Англии началась по воле короля (а не по инициативе снизу), поэтому ее называют королевской. Реформация церкви способствовала укреплению королевской власти. Она проходила одновременно с формированием абсолютизма.

    Внешним поводом для начала Реформации и разрыва с папой римским стал развод Генриха VIII Тюдора с Екатериной Арагонской и женитьба на Анне Болейн, которые папа не хотел признавать.

    1534 г. - парламент издал закон, согласно которому король и его преемники становятся главой церкви в Англии. В стране было закрыто три тысячи монастырей. Церковные земли были секуляризированы (объявлены принадлежащими королю). Богослужение переведено на английский язык. Король получил право назначать епископов и высшее церковное должностное лицо - епископа Кентерберийского. Реформированная церковь получила название англиканской.

    1553-1558 гг. - Мария Кровавая, дочь испанской принцессы (Испания - оплот католицизма в Европе) проводит политику Контрреформации. Восстановлен католицизм. В 1554 году была создана комиссия для борьбы с ересью. Противников католицизма сжигали на кострах.

    Когда в страну стали проникать идеи Реформации, король сначала отверг их, но позже его позиция изменилась, и Реформация в Англии началась по его воле; поэтому ее называют королевской. Поводом для начала реформ стали обстоятельства семейной жизни монарха. Король был женат на испанке Екатерине Арагонской, но не имел от этого брака сына — наследника престола. Он решил развестись и заключить новый брак с англичанкой Анной Болейн. Для развода требовалось согласие папы римского, но тот отказался, опасаясь гнева могущественного племянника Екатерины, императора Карла V. Взбешенный Генрих VIII начал принимать меры против папы, решив использовать идеи Лютера. Правда, из них он воспринял лишь то, что могло укрепить его власть. Король решил подчинить себе английскую церковь и конфисковать ее обширные владения. Под его давлением парламент в 1534 г. принял «Акт о супрематии» (то есть о верховенстве), провозгласив монарха верховным главой английской церкви. Монастыри были закрыты, а их земли перешли в руки короля и его приближенных. Все, кто не одобрил развод короля и новую церковную политику, подверглись преследованиям. Король-деспот не щадил никого. Сложил голову на плахе даже Томас Мор, знаменитый гуманист и лорд-канцлер Англии.

    Рис. 2. Анна Болейн ()

    Реформированная церковь приняла идею Лютера об «оправдании верой» и отвергла часть католических таинств, но в остальном осталась близка к католической. Новая вера, получившая название англиканской, быстро укоренилась в Англии, хотя многие втайне остались католиками; были и сторонники более глубокой реформы церкви.

    Выбор новой веры принес стране важные политические выгоды: Англия возглавила европейских протестантов. Но это неизбежно делало ее врагом католической Испании.

    Новая вера подверглась тяжелым испытаниям в правление дочери Генриха VIII и Екатерины Арагонской — Марии Тюдор (Кровавая). Она восстановила в стране католицизм и жестоко расправлялась с протестантами. Но после ее смерти на престол взошла дочь Генриха VIII и Анны Болейн Елизавета I Тюдор (1558-1603 гг.), окончательно утвердившая новую веру. Сторонница умеренной Реформации, Елизавета отвергла крайности католицизма и кальвинизма и восстановила англиканство, стремясь избежать кровавых религиозных распрей.

    Рис. 3. Елизавета I ()

    Долгое правление Елизаветы I ознаменовалось важными успехами в развитии экономики, укреплением государства, блестящим расцветом культуры. Елизавета была умна и прекрасно образована, обладала актерскими способностями, не знала равных в дипломатической игре. И если в других странах при абсолютизме представительные органы теряли свое значение, тоанглийский парламент, состоявший из палаты лордов и палаты общин, сохранил свое влияние. Ведущую роль в нем играла палата общин, в которой преобладали представители буржуазии и нового дворянства. Они нуждались в поддержке королевской власти и сами до определенного времени поддерживали ее. Елизавета в своих действиях опиралась на дворянство, но в то же время проводила дальновидную политику протекционизма — покровительства развитию национального производства и торговли. В стране заметно выросло производство товаров, особенно сукна. Чтобы выгодно сбыть их, дешево закупить сырье и необходимые товары, англичане плавали во все уголки мира. С целью уменьшить риск дальних путешествий они объединялись в торговые компании. Так, Московская компания торговала с Россией, Ост-Индская — с Южной и Юго-Восточной Азией.

    В области внешней политики Елизавета старалась лавировать между сильнейшими державами тогдашней Европы — Испанией и Францией. Однако отношения с Испанией были достаточно напряженными, поскольку королева негласно поддерживала контрабандную торговлю английских купцов с испанскими колониями и действия пиратов, нападавших на испанские корабли. Испанцы, в свою очередь, организовали в Англии мятежи и заговоры католиков, самым громким из которых был заговор с участием шотландской королевы Марии Стюарт, бежавшей в Англию от начавшейся в Шотландии Реформации. Поскольку Мария была родственницей и наследницей Елизаветы, ее католическая вера делала ее опасным орудием в руках Испании. Мария была вовлечена в католический заговор, его раскрыли, шотландскую королеву казнили по приговору суда.

    Испанский король Филипп II негодовал и в 1588 г. нанес ответный удар. Испанцы собрали огромный флот — армаду — в составе 134 кораблей. Испанский флот должен был высадить в Англии 18-тысячное войско. Когда армада подошла к берегам Англии, испанский адмирал проявил нерешительность и утратил шансы на успех, в то время как англичане действовали удачно. А потом испанский флот был уничтожен жестокими бурями. Враги Испании ликовали, в насмешку окрестив побежденную армаду «непобедимой». Англия же праздновала победу. Она отстояла свою независимость и готовилась стать великой морской державой.

    Рис. 4. Разгром «Непобедимой армады» ()

    Список литературы

    1. Булычев К. Тайны Нового времени. — М., 2005

    2. Ведюшкин В. А., Бурин С. Н. Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс. — М., 2010

    3. Кенигсбергер Г. Европа раннего Нового времени. 1500-1789 гг. — М., 2006

    4. Соловьев С. Курс Новой истории. — М., 2003

    Домашнее задание

    1. Каких успехов достигла английская экономика в XVI в.?

    2. Назовите причины начала Реформации в Англии

    3. Каковы были основные направления внутренней и внешней политики Елизаветы I?

    Реформация в Европе - это общественно-политическое и религиозное течение, которое привело к разрыву с католической церковью и созданию принципиально нового догматического учения. Кроме того, данный этап повлек за собой перераспределение земельной собственности, создание класса так называемого нового дворянства и в целом изменил культурный облик целого ряда западноевропейских стран.

    Предпосылки явления

    Начало реформации в Англии стало продолжением уже наметившихся тенденций в других государствах Западной Европы. Дело в том, что в Германии в начале XVI века широко распространилось учение Мартина Лютера и была создана новая, лютеранская, церковь, которая существенно отличалась от католической. Целый ряд историков склонен полагать, что подобные изменения имели глубокие социально-экономические причины. Дело в том, что в рассматриваемую эпоху монастыри и церковь были крупнейшими феодальными землевладельцами, а буржуазия и набиравшее силу среднее и мелкое дворянство было заинтересовано в получении земельных наделов. Королевская власть, нуждавшаяся в их поддержке, пошла на ряд серьезных мер по конфискации монастырского и церковного имущества и передала их своим приверженцам.

    Причины изменений в стране

    Начало реформации в Англии следует рассматривать в рамках характеристики ее социально-экономического, политического и культурного развития. Эта страна была первой, ступившей на путь активного капиталистического развития. Именно здесь началось активное внедрение машин в производство, изобретение различных технических устройств, которые привели к бурному развитию промышленности, торговли. Именно поэтому в государстве очень рано сформировался слой буржуазии и предпринимателей, который были заинтересованы в обогащении и получении прибыли.

    Эта новая идеология получила очень широкое распространение и даже впоследствии нашла поддержку у королевской власти. Еще одна причина, которая способствовала столь серьезным переменам, - это то обстоятельство, что в данной стране никогда не был развит абсолютизм. Начало реформации в Англии следует связывать с последним фактом: короли здесь особенно нуждались в поддержке буржуазии и нового дворянства, которые стали основной экономической и социальной силой, так что с ними нельзя было не считаться.

    Первые годы правления нового короля

    Начало реформации в Англии относится к первой половине XVI века. Именно к тому времени уже достаточно созрели предпосылки для коренных изменений во всех сферах жизни. Впрочем, здесь же следует отметить, что в других странах Европы уже началось формирование новой церкви, несмотря на то, что католические власти принимали серьезные меры для ее подавления. Возникновение реформации началось при новом короле из династии Тюдоров. вступив на престол, поначалу поддерживал католицизм и даже написал римскому папе специальный памфлет в защиту этой веры. Впрочем, считается, что авторство было номинальным и что текст принадлежит его ближайшему помощнику Томасу Мору. Более того, король женился на которая приходилась тетей императору Священной Римской империи Карлу V. Он проводил политику по сближению с католической Францией: словом, начало его правления ознаменовалось поддержкой католицизма. Однако очень скоро Генрих VIII резко сменил курс, причиной чему послужили серьезные сдвиги в социально-экономическом и политическом развитии.

    Семейный кризис

    Выше уже указывалось, что в стране назрели глубокие и серьезные предпосылки для перемен во всех сферах жизни. Буржуазия и новое дворянство хотело заполучить земли монастырей и церкви, что, по сути, и послужило толчком к перевороту. Начало реформации в Англии, дата которого обычно относится к 1534 г., связано, однако, с внешним фактором. Дело в том, что король захотел развестись со своей женой, поскольку та не давала мужского потомства и к тому же была намного его старше. К этому государственному расчету еще прибавилась причина личного характера: Генрих влюбился в Анну Болейн, которая требовала законного брака.

    Разрыв с Римом

    Начало реформации в Англии, дата которой тесно связана с внутренней политикой короля, стало следствием чисто внешнего толчка, который привел к кризису в отношениях между правительством и католической церковью. По правилам того времени, разрешить развод мог только К нему и обратился Генрих в расчете получить разрешение на развод. Однако папа ответил отказом. Причиной послужило то обстоятельство, что он фактически находился под полным контролем Карла V, который был племянником Екатерины Арагонской. Тогда разгневанный король объявил, что больше не подчиняется папской власти и провозгласил самостоятельность английской церкви.

    Изменения в управлении

    Крупнейшим европейским событием стало начало реформации в Англии. 1534 год в этом отношении был переломным: ведь именно тогда король издал Акт о супрематии, который провозгласил его главой англиканской церкви. Эта мера, впрочем, не означала коренного переустройства церковного управления, поскольку по существу затронула лишь верхний уровень администрации, в то время как на местах продолжало существовать то же устройство, что и прежде. Также был сохранен епископат.

    Новшества в организации

    Королевская власть и реформация в Англии, по сути, не слишком противостояли друг другу, как это наблюдалось, например, во Франции. Напротив, в Великобритании правительство само сделало первый шаг к этому политическому и религиозному перевороту. Несмотря на сохранение традиционной католической обрядности и епископата, Генрих VIII взял в свои руки распределение церковных доходов. Кроме того, власть получила право назначать епископов. Но следующие шаги оказались еще более радикальными: правительство пошло на конфискацию монастырского имущества: драгоценностей и земли. Последние долго не оставались в казне: они были распределены между дворянами и набиравшей силу буржуазией.

    Отличительные черты

    Особенности реформации в Англии были следующие: во-первых, она не сопровождалась серьезными катаклизмами, как, например, во Франции или в Германии (в первой на несколько десятилетий разразились гугенотские войны, а во второй начались религиозные войны и крестьянская война). Во-вторых, политические, экономические и религиозные реформы осуществлялись королевской властью. В этом можно увидеть некоторое сходство с немецкими княжествами, в которых ряд правителей также поддержали новое учение. Однако в Англии все это происходило в масштабах всей страны. И наконец, реформация приняла в этой стране очень умеренный характер. По мнению ряда ведущих специалистов, заняла среднее, промежуточное, место между католицизмом и протестантизмом. В Англии сохранилась католическая обрядность и епископат.

    Отношение общества

    Одной из главных тем в истории раннего нового времени является реформация в Англии. Кратко об отношении к ней общественных кругов можно сообщить следующее: большинство буржуазии и нового дворянства приняло эти реформы. Однако были и недовольные. Среди протестантов нашлись такие, которые требовали еще бо́льшего упрощения церковной организации по примеру кальвинистов. Другие, напротив, ратовали за возвращение к католицизму. Король одинаково преследовал обе части оппозиции, и таким образом реформация в стране сохранила свой умеренный характер. Однако сторонники более радикального изменения в церкви все-таки сохранили и даже усилили к XVII веку свои позиции. Их стали называть пуританами, и именно под их эгидой и произошла годы правления Карла I Стюарта.

    Последствия реформирования церкви

    Итоги реформации в Англии оказались очень серьезными для ее общественно-политического и религиозного устройства. Раздав конфискованные у монастырей земли новой знати и буржуазии, король тем самым создал в их лице себе опору. Таким образом, в стране сформировался слой людей, заинтересованных в продолжении реформ и закреплении существующего положения. Новые дворяне хотели сохранить за собой полученные земли, и поэтому все они единодушно поддержали воцарение Елизаветы I, дочери короля от Анны Болейн, которая взяла курс на сохранение тех изменений, который осуществил ее отец.

    Еще одним результатом реформации стало создание новой, которая существует и поныне. Умеренный характер преобразований способствовал ее сохранению и даже распространению, в то время как более радикальные течения теряли число своих сторонников.

    Продолжение политики по утверждению протестантизма

    Годы реформации в Англии охватывают время с 1534 года, когда Генрих VIII издал Акт о супрематии, и до 1603 года, когда умерла его дочь, Елизавета I, которая, по сути, закрепила достижения своего отца. Характерно, что после смерти короля его политику продолжили регенты при его малолетнем сыне которые принадлежали к протестантской партии. Однако он правил недолго, и после его смерти к власти пришла дочь Генриха Мария, которая стала проводить политику по возвращению католицизма. Она вышла замуж за испанского короля, сторонника католицизма, и начала гонения на протестантов.

    Однако после ее смерти провозгласила курс на утверждение нового учения в стране. Преобразования Генриха были узаконены, протестантизм был провозглашен как государственная религия, а переход в католицизм приравнивался к государственной измене. Католики должны были платить более высокие налоги, чем протестанты. Таким образом, в Англии окончательно утвердилась реформация умеренного толка.

    Значение

    Реформация в Англии сыграла определяющую роль в развитии капитализма в стране. Дело в том, что новая религия провозглашала главной целью необходимость материального обогащения и накопления экономических средств. Эта идеология полностью соответствовала чаяниям предпринимателей и буржуазии. Отныне их стремление к увеличению своих доходов получило догматическое обоснование. О дальнейшем углублении реформационных идей говорит факт распространения пуританского течения, которое ратовало за углубление реформ.

    Развитие капитализма в контексте реформации

    Реформацию в Англии следует рассматривать в контексте изменений во сей Европе в целом. Причину же ее победы следует искать в зрелости капиталистических отношений и окончательном оформлении класса буржуазии, которая и поддержала это течение. В то время как в некоторых других странах, например во Франции, реформационное движение потерпело поражение из-за того, что там были еще очень сильны феодальные отношения.

    Реформация в Англии (таблица ниже иллюстрирует ее причины, ход и итоги) была этапом в общеевропейских религиозных переменах.

    Правители Причины Ход Итоги
    Необходимость создать социальную опору для королевской власти в лице буржуазии и новых дворян. Развитие капитализма требовало новой идеологии, которая бы оправдывала стремление к накоплению материальных благ Акт о супрематии; провозглашение короля главой новой англиканской церкви, но сохранение епископата. Конфискация земель и имущества у монастырей и раздача их знати и дворянам, а также буржуазии Создание нового социально слоя дворян и буржуазии, дальнейшее развитие капитализма из-за концентрации земель у новой знати
    Елизавета I Необходимость сохранить и укрепить преобразования Генриха VIII, которые отвечали чаяниям и желаниям большинства буржуазии и новой знати Провозглашение протестантизма государственной религией, для католиков, умеренный ход реформации Окончательное оформление англиканской церкви, которая заняла промежуточное положение между католической и кальвинистской

    Англия по сути была страной победившего капитализма, и этот социально-экономический слой требовал обоснования, что и дала ему реформация. Также необходимо учитывать тот факт, что реформация по своему духу совершенно соответствовала английскому менталитету с его практичностью и деловитостью.