Открыв дверь она громко скрипнула. Деепричастия совершенного вида обозначают законченное действие, отвечают на вопрос что сделав? и образуются с помощью суффиксов в, вши, ши: поняв, рассмеявшись, принесши

Причастно к Глаголу (от него образуется) Глаголу (от него образуется) Вид Вид Вопрос: что делая? что сделав? Вопрос: что делая? что сделав? Обозначает добавочное действие Обозначает добавочное действие Возвратность Возвратность Переходность Переходность Зависит от глагола Зависит от глагола Наречию: Наречию: Зависит от глагола(«Довесок к сказуемому») Зависит от глагола(«Довесок к сказуемому») Является обстоятельством Является обстоятельством Не изменяется ни по числам, ни по родам, ни по падежам Не изменяется ни по числам, ни по родам, ни по падежам Отвечает на вопросы Как? Когда? С какой целью? Отвечает на вопросы Как? Когда? С какой целью?


Деепричастия несовершенного и совершенного вида. Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное действие, отвечают на вопрос что делая? и образуются с помощью суффиксов а,я: работая, слыша Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное действие, отвечают на вопрос что делая? и образуются с помощью суффиксов а,я: работая, слыша Деепричастия совершенного вида обозначают законченное действие, отвечают на вопрос что сделав? и образуются с помощью суффиксов в, вши, ши: поняв, рассмеявшись, принесши Деепричастия совершенного вида обозначают законченное действие, отвечают на вопрос что сделав? и образуются с помощью суффиксов в, вши, ши: поняв, рассмеявшись, принесши


Правильно употребляй деепричастия. Основное действие, обозначенное глаголом- сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу. Основное действие, обозначенное глаголом- сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу.


Спишите, исправляя ошибки, если они есть. Открыв окно, я залюбовался видом города. Открыв окно, я залюбовался видом города. Открывая дверь, она громко скрипнула. Открывая дверь, она громко скрипнула. Мама сидела, откинувшись на спинку стула. Мама сидела, откинувшись на спинку стула. Брат, склонив голову набок, что-то писал. Брат, склонив голову набок, что-то писал. Заканчивая чертеж, у меня сломался карандаш. Заканчивая чертеж, у меня сломался карандаш. Возвращаясь домой, шел дождь. Возвращаясь домой, шел дождь. Разложив игрушки на диване, дети начали какую-то интересную игру. Разложив игрушки на диване, дети начали какую-то интересную игру. Кое-кто из малышей, занявшись рисованием, не хотел идти на обед. Кое-кто из малышей, занявшись рисованием, не хотел идти на обед. Прочитав рассказ, он показался мне слишком грустным. Прочитав рассказ, он показался мне слишком грустным.


НЕ с деепричастиями. НЕ с деепричастиями пишется раздельно: не зная, не сделав, не разобравшись, не спеша. НЕ с деепричастиями пишется раздельно: не зная, не сделав, не разобравшись, не спеша. Некоторые деепричастия без НЕ не употребляются: недоумевая, негодуя, недомогая, невзлюбив, ненавидя. Некоторые деепричастия без НЕ не употребляются: недоумевая, негодуя, недомогая, невзлюбив, ненавидя.


Допиши НЕ. …давши слово, крепись, а давши, держись. …давши слово, крепись, а давши, держись. …зная броду, …суйся в воду. …зная броду, …суйся в воду. …убив медведя, шкуры …продают. …убив медведя, шкуры …продают. …поглядев на пирог, …говори, что сыт. …поглядев на пирог, …говори, что сыт. …поклонясь до земли,грибка…поднимешь. …поклонясь до земли,грибка…поднимешь. …вытащив невода, рыбою…хвались. …вытащив невода, рыбою…хвались.


Понятие о деепричастном обороте. Деепричастие с зависимыми словами называют деепричастным оборотом. Деепричастие с зависимыми словами называют деепричастным оборотом. Ученик, заболев гриппом, не пришел в школу. Ученик, заболев гриппом, не пришел в школу. Сравните: Ученик, заболевший гриппом, не пришел в школу.(причастный оборот) Сравните: Ученик, заболевший гриппом, не пришел в школу.(причастный оборот)


Заменить причастный оборот деепричастным. Художник, нарисовавший картину, показал ее зрителям. Художник, нарисовавший картину, показал ее зрителям. Дети, выкупавшиеся в реке, загорали на солнце. Дети, выкупавшиеся в реке, загорали на солнце. Мальчик, увлекшийся чтением, забыл о еде. Мальчик, увлекшийся чтением, забыл о еде.


Знаки препинания при деепричастном обороте. 1. Деепричастный оборот и одиночное деепричастие выделяются запятыми независимо от места, занимаемого ими по отношению к глаголу. 1. Деепричастный оборот и одиночное деепричастие выделяются запятыми независимо от места, занимаемого ими по отношению к глаголу. Все жители находились тут же, ожидая самозванца. Все жители находились тут же, ожидая самозванца. Увидев меня, он остановился. Увидев меня, он остановился. Возвратясь, он велел подавать свою карету. Возвратясь, он велел подавать свою карету.


2. Однородные деепричастия и деепричастные обороты подчиняются правилу однородных членов. 2. Однородные деепричастия и деепричастные обороты подчиняются правилу однородных членов. С нетерпением ожидал я ответа на письмо, не смея надеяться и стараясь заглушить печальные предчувствия. С нетерпением ожидал я ответа на письмо, не смея надеяться и стараясь заглушить печальные предчувствия.




Расставьте знаки препинания. Чему научится он служа в Петербурге. Чему научится он служа в Петербурге. Отдохнув пустились мы далее. Отдохнув пустились мы далее. Товарищи заметив его беспокойство ушли. Товарищи заметив его беспокойство ушли. Утром проезжая мимо Казбека увидел я чудное зрелище. Утром проезжая мимо Казбека увидел я чудное зрелище. Возвратясь домой он бросился не раздеваясь на кровать и крепко заснул. Возвратясь домой он бросился не раздеваясь на кровать и крепко заснул. Ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату. Ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату. Идя по шумному городу и чувствуя себя счастливым он напевал. Идя по шумному городу и чувствуя себя счастливым он напевал. Прокричал пароход и шлепая колесами протащил мимо грузные баржи. Прокричал пароход и шлепая колесами протащил мимо грузные баржи.










5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Обучив лошадь всем премудростям выездки, 1) наездника ждет заслуженная награда; 2) создается впечатление, что не всадник управляет конем, а конь- всадником; 3) особенно трудно давался пируэт конем на галопе; 4) можно было выходить на соревнование.


Повторение изученного в разделе «Деепричастие». Расставить знаки препинания в стихотворении Бунина: Расставить знаки препинания в стихотворении Бунина: По лощинам звезды отражая По лощинам звезды отражая Ямы светят тихою водой. Ямы светят тихою водой. Журавли друг друга окликая Журавли друг друга окликая Осторожно тянутся гурьбой. Осторожно тянутся гурьбой. А весна в заледеневшей роще А весна в заледеневшей роще Ждет зари дыханье затая. Ждет зари дыханье затая.


Раскрыть скобки, расставить знаки препинания. Гром грохотал (не)переставая. Гром грохотал (не)переставая. Дождь барабанил по крыше точно сердясь и (не)годуя на кого-то. Дождь барабанил по крыше точно сердясь и (не)годуя на кого-то. В саду за окнами (не)умолкая ни на одну минуту кричали воробьи. В саду за окнами (не)умолкая ни на одну минуту кричали воробьи. (Не)помня себя от восторга я побежал домой. (Не)помня себя от восторга я побежал домой.



Вариант 1

1) бАлуясь

2) мелькОм

3) килОметр

4) пОднятый

2. В каком предложении причастный оборот стоит перед определяемым словом? (Знаки пре-пинания не расставлены.)

1) Всё было покрыто снегом выпавшим недавно.

2) Я смотрел на залитый лунным светом пруд.

3) Листва сорванная с деревьев быстро закружилась в воздухе.

4) Освещенный берег издалека казался таинственным.

3. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

1) Лающаяся собака никого не впускала в дом.

2) Морозец, ударивший ночью, сразу всё преобразил.

3) Я вышел на освещенную солнцем поляну.

4) Ободряемый товарищами ученик быстро решил задачу.

4. В каком слове на месте пропуска пишется одна буква н ?

1) замороже.ые овощи

2) варе...ые в кастрюле

3) непроше.ые гости

4) маринова...ые огурцы

5. В каком слове на месте пропуска пишется буква е ?

1) выкач...нная бочка

2) зате.вший спор

3) завис…щий от родителей

4) сдерж...нный шёпот

6. В каком слове пишутся две буквы н ?

1) дистиллирова...ый

2) свежемороже.ый

3) ране.ый

4) кова...ая

7. Укажите, на месте каких цифр в предложении нужно поставить запятые.

Лось выбежал на опушку (1) заросшую кустарником (2) и (3) не останавливаясь
(4) направился к блестевшей (5) в лучах заходящего солнца (6) реке.
1)1,2 3)1,2,3,4

2)1,4 4)1,2,3,4,5,6

8. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Войдя в актовый зал,

1) у меня зарябило в глазах.

2) меня ослепил свет прожекторов.

3) я сразу подошёл к одноклассникам.

4) на меня сразу все обратили внимание.

9. Укажите предложение, в котором ставится одна запятая. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Туристы попили студёной воды из родника и поблагодарив хозяина отправились в путь.

2) Пройдя узкую тропинку мы вышли на лесную дорогу.

3) Митя работал не покладая рук.

4) Сашенька улыбаясь посмотрела на них и стала заваривать чай.

10. В какой строке во всех словах на месте пропуска пишется буква о ?

1) досух..., налев..., дочист...

2) вкрадчив..., насух..., запрост...

3) справ..., дословн..., изменчив...

4) докрасн..., издавн..., доходчив...

11. Укажите дефисное написание слова.

1) (по) больше написать

2) (по)зимнему одеться

3) (по)качественнее сделать

4) (по)немногу выполнять

12. В каком слове на месте пропуска ь не пишется?

1) ударить наотмаш...

2) мчаться вскач...

3) заросла сплош...

4) выйти замуж...

13. В каком примере допущена ошибка в употреблении предлога?

2) скучаю по матери

3) по получению письма

4) согласно приказу

14. В каком предложении выделенное слово пишется слитно?

1) Уже рассвело, так(что) нам пора было трогаться в путь.

2) Мы то(же) хотели быстрее добраться до дома.

3) Мальчишки спрятались за(то) дерево.

4) Валя уверена, что она думает так(же), как и мама.

15. В каком предложении не со словом пишется раздельно?

1) (Не)разгаданные тайны влекут нас.

2) Я чувствовал почти (не)удержимое желание схватить зверя.

3) Есть много видов пошлости (не)замечаемых нами.

4) (Не)достаток продовольствия заставлял их торопиться.

16. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) далеко(предалеко), если(бы), (по)мягче

2) (кое)что, как(будто), чуть(чуть)

3) (по)дружески, когда(нибудь), (еле)еле

4) куда(то), (по)далыпе, (по)матерински

17. Укажите простое предложение.

1) В сотый раз я пожалел о том, что не родился художником.

2) Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом.

3) Мы пошли вдоль берега, чтобы найти место ещё глубже.

4) Благодаря отцу я и сестры хорошо знаем французский язык.

18. Укажите, на месте каких цифр должны быть запятые в предложении.

Старик сидел на скамейке (1) греясь на солнце (2) и (3) безмятежно улыбаясь
(4) изредка тревожно поглядывал на дорогу.
1)1,2,3 3)1,2,3,4

Часть 2

(1) Войдяводвор, я огляделся. (2) Картина, напоминавшая мне моё детство, былаудивительномилой и мирной. (3) Средидворастоялабольшаябабушкинаизба, занимаямногоместа и являясьцентромвсегохозяйства. (4) За ней расположилисьспускавшиеся к рекеогороды. (5) Избудкивылезмохнатый пёс, подошёлко мне, понюхал и завилялхвостом. (6) Необращаянаменявнимания, бродилиподворукуры. (7) Поросёнок, похрюкивая, возился в хлеву. (8) Вдругдверьраспахнулась, и, замеревотудивления, я увиделнапорогебабушку. (9) Она совсемнепостарела. (10) Прошлостолько лет, а бабушкабылапрежней. (11) Я бросился к ней сломяго-лову, непомнясебяотсчастья. (12) Передомнойпромелькнулодавнопрошедшеедетство.

19.Какое утверждение не соответствует содержанию текста? Напишите его номер.

1) Бабушка очень удивилась, увидев меня.

2) За это время бабушка не изменилась.

3) Пёс был очень добродушным.

4) Бабушкина изба находилась посреди двора.

20. Напишитеспособобразованиясловаудивления (предложение 8).

21.Из предложений 5-7 выпишите все предлоги.

22Из предложений 8-10 выпишите все союзы.

23.Среди предложений 8-12 найдите предложение с фразеологизмом. Напишите номер.

24.Сколько грамматических основ в предложении 8? Свой ответ запишите цифрой.

25.Чем осложнено предложение 1? Напишите номер правильного ответа.

1) обособленным обстоятельством

3) обособленным определением

4) распространённым обращением

Вариант 2

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) прИбывший

2) нАчавший

3) нанЕсена

2.В какомсловенаместепропускапишетсябукваю ?

1) гон…щий

2) дыш...щии

3) стел...щий

4) вер...щий

3. В какомпредложениипричастныйоборотстоитпередопределяемымсловом? (Знакипре-пинаниянерасставлены.)

1) В курганах до сих пор находят монеты чеканенные еще в девятом веке.

2) Рядом с имением построили школу для крестьянских детей не знавших грамоты.

3) Никому не принадлежавшие собаки нашли в писателе своего защитника.

4) Писатель очень не любивший высокомерия был прост и вежлив со всеми.

4.В какомпредложениидопущенаграмматическаяошибка?

1) Открыв окно, я залюбовался видом города.

2) Открывая дверь, она громко скрипнула.

3) Малыш, занявшись рисованием, не хотел идти на обед.

4) Разложив игрушки на диване, дети начали какую-то интересную игру.

5.В какомсловенаместепропускапишетсяоднабукван ?

1) закруче.ая нитка

2) растрёпа...ые волосы

3) сея...ая сеялкой

4) сушё...ые грибы

6.В какомсловенаместепропускапишетсябуквае ?

1) развеш...нное бельё

2) выкач...нная вода

3) расстрелянные патроны

4) вытащ...нные инструменты

7.В какомсловепропущенабуквае ?

1) крас.щий

2) растер...нный

3) движ..мый

4) омыва...мый

8.Укажите, наместекакихцифр в предложениинужнопоставитьзапятые.

Я пошёл через поле (1) раскинувшееся за лесом (2) и (3) поросшее какими-то травами (4) и к полуночи добрался до своей цели.

1) 1, 3, 4 3) 1, 2, 3, 4

9. Выберитеграмматическиправильноепродолжениепредложения.

Прочитав рассказ,

1) он показался мне слишком грустным.

2) у меня усилился интерес к прозе.

4) перескажите его.

10.Укажите предложение, в которомставитсяодназапятая. (Знакипрепинаниянерасставлены.)

1) Собака постоянно оглядываясь бежала впереди охотника.

2) Пуля ударилась о камень и взвизгивая отскочила в канаву.

3) Тоня поспешила нарушить неловкое молчание пригласив Павла войти в дом.

4) Ребята прижавшись друг к другу сидели у костра.

11.В какойстрокевовсехсловахнаместепропускапишетсябуквао ?

1) затемн..., влев..., сначал...

2) дословн..., запрост..., досрочн...

3) дочист..., достаточн..., доверительн...

4) досыт..., доходчив..., справ...

12.Укажите дефисноенаписаниеслова.

1) (по)шире открыть

2) (по)летнему жарко

3) (в)третьих рядах

4) (по)зимнему саду

13.В какомсловенаместепропускаь не пишется?

1) пуститься вскач...

2) убежать проч...

3) усыпано сплош...

4) стало невтерпеж...

14.В какомвариантедопущенаошибка в употреблениипредлога?

1) по окончании школы

2) благодаря находчивости

3) наперекор мнения

4) в продолжение часа

15.В какомпредложениивыделенноесловопишетсяслитно?

1) Спрячься (за)то дерево.

2) И так(же), как сотни лет назад, не все возвращаются обратно.

3) Что(бы) ни случилось, всё равно нужно делать своё дело.

4) Наш класс упорно готовился к соревнованиям, (по)этому мы и победили.

16.В какомпредложениине сословомпишетсяраздельно?

1) Твоя опрометчивость привела к (не) приятным последствиям.

2) (Не)смотря на хорошую погоду, мы не пошли на экскурсию.

3) (Не)забываемое впечатление оставила гроза в деревне.

4) (Не)сделанная вовремя работа приучает к безделью.

17.В какомряду все словапишутсячерездефис?

1) еле(еле), где(то), (по)новому пути

2) (в)пятом классе, далеко(предалеко), (по)товарищески

4) (кое)что, (по)английски, (по)медвежьи

18.Укажите простое предложение.

1) Меня окликнула девушка, чьё лицо мне показалось знакомым.

2) Суок уронила четвёртое пирожное, которое было самым рассыпчатым и с виноградиной.

3) Лишь причудливо избы сутулятся, да роса звонко падает с крыш.

4) Пчёлы, привлечённые сладким запахом, закружились над вазочкой с вареньем.

19.Укажите, наместекакихцифрдолжныбытьзапятые в предложении.

Хаджи Мурат остановился (1) бросив поводья (2) и (3) отстегнув чехол винтовки (4)

вынул её.

Прочитайте текст и выполните задания. Ответы запишите словами или цифрами.

(1) Ночью на море разыгралась буря, длившаяся несколько часов подряд. (2) Волны, бушуя, сильно качали пароход. (3) Капитан, волнуясь за жизнь пассажиров, приказал приготовить спа-сательные шлюпки. (4) Накренившись на левый борт, судно двигалось по штормившему морю. (5) Наступило утро. (6) И вдруг в тучах показался просвет. (7) Команда оживилась, у пассажи-ров появилась надежда на спасенье. (8) Волны постепенно улеглись. (9) Люди, слабо улыбаясь и не веря себе, осмелились покинуть каюты и, стоя на палубе, дышали солёным морским воз-духом. (10) Командир корабля, стоя на капитанском мостике, направлял судно по нужному курсу, и, замерев у штурвала, опытный рулевой ожидал дальнейших приказаний.

20.Какое утверждение не соответствует содержанию текста? Напишите его номер.

1) Капитан волновался за жизнь пассажиров.

2) Утром у пассажиров появилась надежда на спасенье.

3) Командир корабля стоял на капитанском мостике, замерев у штурвала.

4) Пассажиры, покинув каюты, стояли на палубе.

21.Какой частьюречиявляетсясловонесколько (предложение 1)?

22.Среди предложений 7-10 найдите предложение с тремя деепричастными оборотами. Напишите номер этого предложения.

23.Из предложения 9 выпишитевозвратноеместоимение.

24.Сколько грамматическихоснов в предложении 10? Свойответзапишитецифрой.

25.Чем осложненопредложение 1? Напишитеномерправильногоответа.

1) обособленным определением

2) однородными членами предложения

3) обособленным обстоятельством

4) распространенным обращением

  • Глаголу (от него образуется)

  • Вопрос: что делая? что сделав?

  • Обозначает добавочное действие

  • Возвратность

  • Переходность

  • Зависит от глагола


Деепричастия несовершенного и совершенного вида.

  • Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное действие, отвечают на вопрос что делая? и образуются с помощью суффиксов а,я: работая, слыша

  • Деепричастия совершенного вида обозначают законченное действие, отвечают на вопрос что сделав? и образуются с помощью суффиксов в, вши, ши: поняв, рассмеявшись, принесши


Правильно употребляй деепричастия.

  • Основное действие, обозначенное глаголом- сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу.


Спишите, исправляя ошибки, если они есть.

  • Открыв окно, я залюбовался видом города.

  • Открывая дверь, она громко скрипнула.

  • Мама сидела, откинувшись на спинку стула.

  • Брат, склонив голову набок, что-то писал.

  • Заканчивая чертеж, у меня сломался карандаш.

  • Возвращаясь домой, шел дождь.

  • Разложив игрушки на диване, дети начали какую-то интересную игру.

  • Кое-кто из малышей, занявшись рисованием, не хотел идти на обед.

  • Прочитав рассказ, он показался мне слишком грустным.


НЕ с деепричастиями.

  • НЕ с деепричастиями пишется раздельно: не зная, не сделав, не разобравшись, не спеша.

  • Некоторые деепричастия без НЕ не употребляются: недоумевая, негодуя, недомогая, невзлюбив, ненавидя.


Допиши НЕ.

  • …давши слово, крепись, а давши, держись.

  • …зная броду, …суйся в воду.

  • …убив медведя, шкуры …продают.

  • …поглядев на пирог, …говори, что сыт.

  • …поклонясь до земли,грибка…поднимешь.

  • …вытащив невода, рыбою…хвались.


Понятие о деепричастном обороте.

  • Деепричастие с зависимыми словами называют деепричастным оборотом.

  • Ученик, заболев гриппом, не пришел в школу.

  • Сравните: Ученик, заболевший гриппом, не пришел в школу.(причастный оборот)


Заменить причастный оборот деепричастным.

  • Художник, нарисовавший картину, показал ее зрителям.

  • Дети, выкупавшиеся в реке, загорали на солнце.

  • Мальчик, увлекшийся чтением, забыл о еде.


Знаки препинания при деепричастном обороте.

  • 1. Деепричастный оборот и одиночное деепричастие выделяются запятыми независимо от места, занимаемого ими по отношению к глаголу.

  • Все жители находились тут же, ожидая самозванца.

  • Увидев меня, он остановился.

  • Возвратясь, он велел подавать свою карету .


  • 2.Однородные деепричастия и деепричастные обороты подчиняются правилу однородных членов.

  • С нетерпением ожидал я ответа на письмо, не смея надеяться и стараясь заглушить печальные предчувствия.


Примечание к правилу.

  • Фразеологические обороты не выделяй запятыми:

  • Сломя голову

  • Засучив рукава.


Расставьте знаки препинания.

  • Чему научится он служа в Петербурге.

  • Отдохнув пустились мы далее.

  • Товарищи заметив его беспокойство ушли.

  • Утром проезжая мимо Казбека увидел я чудное зрелище.

  • Возвратясь домой он бросился не раздеваясь на кровать и крепко заснул.

  • Ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату.

  • Идя по шумному городу и чувствуя себя счастливым он напевал.

  • Прокричал пароход и шлепая колесами протащил мимо грузные баржи.


1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения

  • Войдя в аудиторию,

  • 1) мной была совершена ошибка;

  • 2) профессор поздоровался со студентами;

  • 3) не каждым соблюдается тишина;

  • 4) у нас возникло чувство страха.


2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения

  • 1) у меня затряслись руки;

  • 2) не хочется верить, что это сделал мой товарищ;

  • 3) я долго не мог уснуть;

  • 4) лучше сразу уничтожить эту анонимку .


3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

  • Отдохнув несколько дней,

  • 1) я вернулся к обычной работе;

  • 2) мною была прочитана книга;

  • 3) часто забываются все дела;

  • 4) у нас появились новые силы.


4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения

  • Гордо подняв голову,

  • 1) не видится ошибок;

  • 2) у всех возникло чувство обиды;

  • 3) она вышла из комнаты;

  • 4) мною был никто не замечен.


5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

  • Обучив лошадь всем премудростям выездки,

  • 1) наездника ждет заслуженная награда;

  • 2) создается впечатление, что не всадник управляет конем,

  • а конь- всадником;

  • 3) особенно трудно давался пируэт конем на галопе;

  • 4) можно было выходить на соревнование.


Повторение изученного в разделе «Деепричастие».

  • Расставить знаки препинания в стихотворении Бунина:

  • По лощинам звезды отражая

  • Ямы светят тихою водой.

  • Журавли друг друга окликая

  • Осторожно тянутся гурьбой.

  • А весна в заледеневшей роще

  • Ждет зари дыханье затая.


Раскрыть скобки, расставить знаки препинания.

  • Гром грохотал (не)переставая.

  • Дождь барабанил по крыше точно сердясь и (не)годуя на кого-то.

  • В саду за окнами (не)умолкая ни на одну минуту кричали воробьи.

  • (Не)помня себя от восторга я побежал домой.


Сравните два предложения:

Космонавт рассказывает о полёте и улыбается .
Космонавт рассказывает о полёте, улыбаясь .

Назовите основы предложений.

В каком предложении от одного из выделенных слов можно поставить вопросы к другому?

В каком предложении выделенные слова обозначают: одно - главное, основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, а другое - добавочное, дополнительное при главном?

Добавочное действие выражено словом улыбаясь. Это деепричастие.

В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия .

Глагольные признаки деепричастия

Деепричастия образуются только от глаголов, например: осматривать - осматривая, смеяться - смеясь . Подобно глаголу, деепричастия бывают совершенного или несовершенного вида, например: улыбаясь - несовершенного вида.

Зависимое слово - существительное или местоимение - ставится при деепричастии в том же падеже, что и при глаголе, от которого образовано деепричастие, например: покрасить (что?) стену (В. п.) - покрасив (что?) стену (В. п.).

Наречные признаки деепричастия

С наречием деепричастие сходно тем, что не изменяется (не склоняется и не спрягается).

В предложении деепричастие бывает обстоятельством, например: Космонавт, улыбаясь, рассказывает о полёте . - Рассказывает (как?) улыбаясь (т. е. с улыбкой); Приземлившись, он радостно посмотрел вокруг . - Посмотрел (когда?) приземлившись (т. е. после приземления).

  • Что общего имеют и чем различаются деепричастия и глаголы? деепричастия и наречия?

Применяя данное определение, рассуждайте так: выглянув в окно, Петя увидел друга; увидел - основное действие, а выглянув - добавочное, значит, выглянув - деепричастие.

180. Прочитайте и проанализируйте информацию. С какой точки зрения охарактеризовано деепричастие? Запишите три предложения в виде диалога между учителем и учениками.

Почему деепричастие получило такое наименование? Оказывается, деепричастие связано с основным действием, причастно ему. Если говорить точнее, слово деепричастие - от слов причастие и действие. Оно обозначает дополнительное действие, которое связано с основным.

181. Какие выделенные слова обозначают основные действия, а какие-добавочные? Перепишите, расставляя пропущенные запятые; над деепричастиями надпишите букву д . Подчеркните главные члены предложения.

Бе..жизненные туманы дымчато висят над водой, отражаясь призрачными очертаниями. Ветер ч..тко дремлет , затаившись в иглистых ветвях, (не)зар..бит уснувшей воды (не)шелохнёт зелёной хвои. Стаи перелётных уток, шлёпая крыльями, беспокойно подымаются с воды а лебеди, изогнув длинные шеи, белея в воде отражениями, чутко прислушиваются к лесному эху.

(А. Серафимович)

182. Прочитайте текст. Почему вариант предложения с деепричастием оказался лучше? Постройте схему первого предложения с прямой речью.

Фёдору Михайловичу Достоевскому не понравилось одно выражение. У меня было написано так: «Когда шарманка перестаёт играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика».

«Не то, не то, - раздражённо вдруг заговорил Достоевский, - совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: „пятак упал к ногам". Надо сказать: „Пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая"».

Замечание это - помню хорошо - было для меня целым откровением. Да, действительно, «звеня и подпрыгивая» выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение.

(В. Григорович)

Основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).

183. В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий? Спишите, исправляя ошибки (если они есть) в использовании деепричастий. Какого вида деепричастия?

1. Открыв окно, я залюб..вался видом города. 2. Открывая дверь, она громко скрипнула. 3. Брат, скл..нив голову набок, что(то) писал. 4. Закан(?)чивая чертёж, у меня сл..мался карандаш. 5. Возвращаясь домой, ш..л дождь. 6. Разл..жив игрушки на д..ване, дети начали какую(то) интересн..ю игру. 7. Кое(кто) из малышей, занявшись рисованием, (не)хотел идти на обед. 8. Прочитав рассказ, он показался мне слишком грус(?)ным.

Русский язык (олимпиадные задания). 5 класс.

Задание 1. Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков.

Тренер, результат, ярмарка, бассейн, телеграмма, ружьё, роскошь, восхищение, еще.

Задание 2.Выпишите из ряда слов родственные слова и разные формы одного и того же слова.

Единица, единство, единственный, единственно, соединение, объединенный, единственным, соединения, объединять, единичка, единицы.

Задание 3.К словам с безударными гласными в корне подберите проверочные слова.

Сп…ши стихи, не сп…ши, не торопись; пол…скать собач…ку; пол…скать бельё; зап…вать песню; зап…вать лекарство; пос..деть на крыльце; пос…деть от горя.

Задание 4.Объясните значение словосочетаний.

Завели собаку, завели хозяйство, завели песню, завели разговор, завели мотор.

Закипела вода, закипел самовар, закипело море.

Тёмный цвет, тёмная личность, темная ночь.

Задание 5.Расположите синонимы в порядке усиления степени признака.

Большой, громадный, колоссальный.

Гениальный, способный, талантливый.

Родимый, родной, близкий, кровный.

Противный, омерзительный, неприятный.

Устремиться, метнуться, ринуться, броситься

Задание 6 . Как называются люди, живущие в Петербурге, Одессе, Томске, Харькове, Пскове, Курске, Ярославле.

Задание 7. Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.

Ожог, стих, печь, мелок, жаркое.

Задание 8.Определите, к какому роду относятся слова.

Картофель, кофе, фамилия, простыня, окно, дверь, шампунь, компьютер, словарь.

Задание 9.Составьте схемы предложений.

Ползут по деревьям туманы, фонтаны умолкли в саду.

Тростник шумел, шуршал и слушал, как в речке плещется вода.

Что ты, ивушка, загрустила, ветви тонкие опустила?

Задание 10. Поставьте ударение в выделенных словах, объясните значение этих слов.

На путях я вижу сорок

Резво скачущих сорок.

Этот вид мне очень дорог

Средь неведомых дорог.

(И.Соколов-Микитов.)

Дорога дорога , но дороже бездорожье.

(Пословица)

Задание 11.Придумайте слова с таким составом:

¬∩ ^

∩^∩

¬∩^^

∩^

Задание 12.Выделите суффикс в словах.

Зайчонок, девчонка, добрячок, дождливый, лживый, доверчивый.

Задание 13.Поставьте знаки препинания. Обозначьте графически орфограммы на месте пропусков. Выполните синтаксический разбор предложений.

Необыкновенным б…гатством осен…их красок слави…ся осина. Лист…я этого скромного дер…вца могут быть б…гряными ал…ыми л…мон…ыми к…рич…невыми ч…рными серыми белыми.

Задание 14.Как правильно написать?

У рыбов нет зубов.

У рыб нет зуб.

Русский язык (олимпиадные задания). 7 класс.

Задание 1.Расставьте ударения в словах.

Досуг, прибывший, гравёр, движимый, поднявший, балуясь, ржавая, планер,добрались, мельком, начатый, начавший, начала.

Задание 2.Разберите слова по составу.

Участвовавшие, провозглашают, обрастают.

Задание 3. Как образовались слова?

Прилуниться, изредка, кверху, пятиборье.

Задание 4. Подберите не менее трёх синонимов к каждому слову.

Отважный, холодный, дом, говорить, прочный.

Задание 5.Замените фразеологические обороты словами-синонимами.

В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой; себе на уме; кожа до кости; куры не клюют; вставлять палки в колёса; прикусить язык; встать с левой ногой.

Задание 6. Составьте развернутый план ответа по теме: «Причастие»

(«Деепричастие»).

Задание 7. От данных глаголов образуйте все возможные причастие выделить в них суффиксы.

Задание 8. В каких предложениях допущены ошибки в употреблении деепричастий? Запишите предложения в исправленном виде.

Открыв окно, я залюбовался видом города. Заканчивая чертёж, у меня сломался карандаш. Подходя к дому, вдруг выскочила собака. Подъезжая к станции, я был встречен товарищем. Повторив старые, лучше поймешь новые.

Задание 9. Вставьте пропущенные буквы, обозначив орфограммы. Растваьте знаки препинания. Выполните полный синтаксический разбор.

С ….лёные брызги … громных волн разб …вающихся о пр…брежные скалы л…тели д…леко на сушу и дом срубле….ый из толстых брёвен вздрагивал н…ста …о.

Задание 10. Замените наречия синонимами, в которых пишется нн или н .

Признаться чистосердечно; двигаться тихо, действовать быстро, выполнять всегда, слушать невнимательно, отвечать нечетко, появиться вдруг.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: неожида…о; медле….о; открове…о; постоя…о; мгнове…о; рассея…о; пута….о.

Задание 11. Определите, к каким частям речи относятся выделенные

Слова.

Длина линейки 10 сантиметров. Эта линейка для меня длина.

Задание 12. Напишите правильно наречия.

Броситься (в) догонку; расходиться (по) одиночке; приехать (во) время; говорить (на) распев; сыграть (в) ничью; работать (без) устали; (во) время урока; смотреть (в) упор.

Задание13. как правильно сказать:

Я кушаю или ем?

Задание 14. Объясните значение слов.

Бал – балл; искусный – искусственный.

Русский язык (олимпиадные задания). 8 класс.

Задание1. Расставьте ударения в словах.

Обеспечение, ходатайство, мельком, каталог, звонит, языковое явление, диспансер, премировать, хаос, аристократия, газопровод, договор.

Задание 2. Объясните значение каждого слова и составьте с ним предложение.

Бр о ш ю ра, ви л ы – вил л ы, б е спр е к о словно.

Задание 3. Подберите к словам грусть , темнота синоним и антоним и составьте с ними предложение.

Задание 4. Замените следующие заимствованные слова русскими

синонимами:

индустрия, антракт, колоссальный.

Задание 5. Какими частями речи и какими членами предложения являются выделенные слова?

Защитник вольности и прав.

В сем случае совсем не прав.

Столовая закрыта.

Дай столовую ложку.

Как называется это явление?

Задание 6. Разберите по составу слова.

Поддерживая, пол-очка, пригород, снегопад, осветительный.

Задание 7. Найдите общий корень в словах.

Пехота – опешить; наизусть – устный; след – последствия; пружина – упругий, мрачный – обморок.

Задание 8. Определите количество букв и звуков в словах.

Неуютно, неприязнь, пожелание, взволнованный, отъехать, январь.

Задание 9. Объясните значение данных ниже фразеологизмов.

Сломя голову; ни в зуб ногой; с глазу на глаз; зубы заговаривать; выйти в люди; всё валится из рук; держать в ежовых рукавицах; встать в тупик.

Задание 10.Укажите, чем выражены подлежащие и сказуемые в приводимых ниже предложениях. Расставьте пропущенные знаки препинания.

Тамань самый скверный городишко из всех приморских городов России.

Егоровна увидела необходимость уведомить обо всем молодого Дубровского.

Я возвратился к Зурину грустен и молчалив.

Я не почёл за нужное упрекнуть его в несостоятельности и уложившись спать на сене опять попытался заснуть.

Знает ли вас кто – нибудь в доме Троекурова?

Задание 11.Определите тип односоставных предложений. Выделите грамматическую основу.

Цыплят по осени считают. Напишешь - не сотрёшь, выпустишь - не поймаешь. Сначала подумай, потом говори. Соловья баснями не кормят. (пословицы)

Задание 12.Составьте развёрнутый план ответа по теме

«Функции русского языка в современном мире».

Задание 13. Напишите слова с составными частями био -,библио-, -граф(ия). Составьте с этими словами словосочетания, сделайте синтаксический разбор.

Задание 14. Запишите фонетическую транскрипцию предложения, укажите все фонетические и графические явления, с которыми вы столкнулись.

Друг спорит, а недруг поддакивает.

Задание 15. Укажите значение устаревших слов.

Аршин, лапотник, лучина, приказчик.

Задание 16. Приведите примеры высказываний великих людей о богатстве и красоте русского языка.

Русский язык (олимпиадные задания). 9 класс.

Задание 1. Запишите фонетическую транскрипцию данного предложения. Укажите все фонетические и графические явления, с которыми вы столкнулись.

Около прорубки белые голубки.

Задание 2.Расставьте ударения в следующих словах:

Мозаика, квартал, соболезнование, корысть, перчить, индустрия, эксперт, диспансер, медикаменты, углубленный, регулировать.

Задание 3.Объясните лексическое значение данных заимствованных слов. Замените их русскими синонимами.

Сентиментальный, ротационный, комментарий, компромисс, привилегия, триумф.

Задание 4.Раскройте смысл народных сравнений.

Свалился как снег на голову;

Вертится как белка в колесе;

Набито как сельдей в бочке;

Пишет как курица лапой;

Нужен как телеге пятое колесо;

Крепок как молодой дубок.

Задание 5.Найдите грамматические основы данных предложений. Чем выражено подлежащее и как с ним согласуется сказуемое?

Вошла Фенечка с Митей на руках (И. Тургенев). С баржи несли раненых. Некоторых стонали, но большинство молчало (К. Симонов). Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик (л. Толстой).

Задание 6. Чем объяснить, что один слова выходят из употребления, а другие появляются в языке? Приведите примеры таких слов. Как называются разделы науки о языке, которые изучают слова и фразеологизмы?

Задание 7. Составьте и запишите с данными существительными словосочетания, в которых бы эти существительные стояли в дательном, предложном и родительном падежах единственного числа.

Укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слово. Назовите способ их связи (согласование, управление, примыкание).

Добл…сть, проф…ия, к…лектив.

Задание 8. Вставьте пропущенные буквы, обозначив орфограммы. Расставьте знаки препинания, объясните их. Выполните синтаксический разбор последнего предложения.

Какие художественные средства использует автор? К какому стилю речи можно отнести этот текст? Обоснуйте свой выбор.

Звёзды ещё сверкали остро и холодно но небо на восток… уже стало светлеть. Деревья (по) немногу выступали из тьмы и по вершинам их вдруг прошёлся такой сильный и свежий вечер что лес сразу ожил зашумел полн…звучно и звонко.

Через несколько минут ветер стих и деревья (с)нова застыли в холодном оц…пенени… Настала такая полная и торжеств…ная тишина что (с)разу стали слышны все (пред) утр…ние лесные звуки жадная грызня волков на соседней поляне осторожное тявканье лисиц и первые ещё (не)увер…ные удары проснувшегося дятла.

Задание 9. Определите количество букв и звуков в данных словах: традиция, ориентир, шинель, гигантский, асфальт, рояль, коллектив.

Задание10. Объясните лексическое значение данных заимствованных слов и приведите их русские эквиваленты. Инертный, экологический, прогрессивный, дискуссия, диалог, дебют, информация.

Задание11. Подберите к каждой паре слов примеры, чтобы эти слова были правильно употреблены в речи.

иллюстрация – иллюминация,

отвергать – опровергать,

основание – обоснование,

искусный – искусственный,

декларация – декорация,

нетерпимый – нестерпимый.

Задание12. Чем различаются фразеологизмы?

Китайская грамота, филькина грамота.

Задание13. Расставьте знаки препинания. Найдите в стихотворении синонимы.

Бураны вьюги и метели

Как много с ними канители

Как много шума толкотни

Как надоели мне они!

Так проворчал мороз угрюмый

И речку лед сковал без шума

Деревья скрыла седина

И наступила

Тишина. (В.Берестов).

Задание 14. Укажите односоставные предложения (в том числе и в составе сложных), назовите их вид.

  1. Без конца еду, а погода не унимается. Все залило, мосты, разнесло.
  2. Мутна вода. Белые волны хлещут по глине.
  3. Вот и паром. Надо переправляться на ту сторону.
  4. Темнеет. Ямщик молчит.(А.Чехов).

Задание 16. Составьте эссе из 8-10 предложений.

При наступлении весны каждого человека непременно охватывает

волнение…

(Эссе – разновидность очерка. Главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Эссеистский стиль отличается образностью, афоричностью, близостью к разговорной речи.)

Русский язык (олимпиадные задания). 10 КЛАСС

Задание 1. Выпишите слова, в которых рядом находятся два гласных звука.

Стипендия, стипендиат, героизм, будущее, деятельный, силуэт, мозаика,идеал.

Задание 2. Вставьте нужные слова из скобок.

1.К.Д. Ушинский – знаменитый русский…В школу приехал новый… истории (педагог, преподаватель).

2. Выступавшие критиковали…в работе. Техник долго не мог обнаружить… мотора (недостатки, дефекты).

3. Лаборант провел … крови. При фонетическом … слов ученик не сделал ни одной ошибки (анализ, разбор).

Задание3. Составьте развернутый план ответ по теме:« Роль языка в жизни общества»

Задание 4. Выделите корень в словах.

Кликать, восклицать; корить безукоризненный; сверхмощный, коротковолновый.

Задание 5. Найдите однокоренные слова и разные формы одного и того же слова.

Сапог, сапожник, сапогом, сапожничать, сапожище, сапожки, сапогами, сапожный.

Задание 6. Укажите значение устаревших слов.

Аршин, алтын, ланиты, псалтырь, геенна, чело.

Задание 7. Допишите фразеологизмы.

Вариться…

Тянуть…

Унести…

Вскружить…

Дрожит…

Прожужжать…

Держать…

Взять…

Задание 8. Подумайте, каково значение слова анекдот во времена А.С.Пушкина?

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей

(А.С.Пушкин « Евгений Онегин»).

Задание 9. Расставьте ударения в словах.

Сорить, полчаса, положил, шофер, памятуя, цемент, отчасти, паралич, премировать, ходатайствовать, хозяева, цыган, комбайнер, черпать.

Задание10. Вставьте пропущенные буквы, обозначив орфограммы. Расставьте знаки препинания, объясните их. Выполните синтаксический разбор второго предложения.

Какие художественные средства использует автор? Определите стиль текста, обоснуйте свой выбор.

Это была такая ночь какой уже я никогда (н..) видала после. Полный месяц стоял над домом за ними так что его (не) было видно и половина тени крыши столбов и террасы наискось лежа на песч…ной дорожке и газонном круге. Остальное всё было светло и облито сер…бром росы и месячного света. Широкая цветочная дорожка по которой с одного края косо л…жились тени георгин и подпорок, вся светлая и холодная, блестя (не) ровным щебнем уходила в туман и (в) даль. Из (за) деревьев виднелась светлая крыша оранжереи и из (под) оврага подн…мался р…стущий туман. (Л.Н.Толстой.)

Задание 11. Расставьте ударения в глаголах прошедшего времени, в кратких прилагательных и причастиях.

Гнать - гнала, гнало, гнали;

Принять - приняла, приняло, приняли;

Груб - груба, грубо, грубы;

Прав - права, право, правы;

Близок - близка, близко, близки.

Продан – продана, продано, проданы.

Задание 12. Исправьте ошибки в предложениях.

Простакова всячески стращает Софью. Вперед я опишу Митрофана. Князь Игорь убег из плена. С трудом можно было узнать, из чего состояла одежка Плюшкина.

Задание 13. Составьте развернутый план ответа