Мир вокруг нас моя универсальная. Географический атлас "мир вокруг нас"

Участники проекта:

  • дети подготовительной логопедической группы;
  • старший воспитатель,
  • воспитатели,
  • учитель-логопед,
  • музыкальный руководитель,
  • родители.

Актуальность:

«Человек – это уникальный мир культур, вступающий во взаимодействие с другими личностями – культурами,
творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других»

М.М.Бахтина

Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. Приобщение ребенка к миру человеческих ценностей обеспечивает формирование толерантности, осознание ребенком своей принадлежности к мировым культурным ценностям.

Очевидно, что многокультурное общество испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения. Все это обосновывает значимость поликультурного образования, целью которого выступает формирование человека культуры, творческой личности, способной к активной и продуктивной жизни в поликультурной среде.

Для дошкольников приобщение к культуре разных народов – это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, высокая познавательная активность, желание ценить достоинства культур других народов, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития.

Цель: формирование творческой личности через изучение разных культур, особенностей взаимодействия человека с природой в разных культурах и становление зачатков толерантности, уважения к чужой культуре.

Задачи:

1. Познакомить детей с природой и климатом изучаемой страны, дать представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира.
2. Дать представление об особенностях жизни человека в данных природных условиях, познакомить с внешним видом, жилищем, одеждой и бытом представителей изучаемой эпохи, познакомить с традиционными занятиями данного народа.
3. Способствовать использованию полученных знаний в разнообразных видах деятельности.
4. Учить доброжелательно относиться к окружающим людям, воспитывать культуру поведения в детском саду, дома, в гостях, на улице.
5. Познакомить с различными источниками получения информации.
6. Формировать интеллектуальные и личностные качества дошкольников в ходе освоения всех образовательных областей («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка») наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
7. Развивать самостоятельность, коммуникативные качества, память, мышление, творческое воображение, музыкальные способности.

Предполагаемые итоги реализации:

1. Наличие первоначальных представлений о различных мировых культурах, особенностях взаимодействия человека с природой разных стран.
2. Создание системы знаний совместной деятельности «ребенок – педагог», «Ребенок – родитель».
3. Оснащение предметно-развивающей среды.
4. Становление устойчивого интереса к различным источникам получения информации.
5. Взаимодействие с социумом (посещение музеев, выставок, библиотек).
6. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).

1 этап: сбор информации, материалов для реализации проекта

1. Постановка проблемы, определение цели и задач последовательной работы.
2. Сбор информации для реализации проекта.
3. Определение уровня знаний и представлений по данному направлению, методы педагогической диагностики..
4. Создание предметно-развивающей среды, отражающей специфику проводимой работы по поликультурному воспитанию.
5. Изучение передового опыта работы детских садов ОАО «РЖД».
6. Подбор методической литературы и информационного материала.

Педагогическая диагностика

Уровни сформированности знаний детей:

Высокий уровень (13-15 баллов)

  • Знает название своего города, столицы России; называет материки и узнает (по иллюстрации) достопримечательности; знает и узнает флаг, герб России, может объяснить символику герба; называет природные богатства родного края и других стран мира,
  • передает свое отношение к национальным особенностям культуры и традициям народов других стран.

Средний уровень (8-12 баллов)

  • Знает название города, свой домашний адрес, герб России; затрудняется назвать материки, достопримечательности (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать животный и растительный мир других стран, их национальные особенности. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.

Низкий уровень (5-7 баллов)

  • Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия города, не может объяснить символику России, не называет материки, не знает особенностей культуры разных народов. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

II этап:

1. Овладение элементарными базовыми знаниями о культуре разных народов и особенностях взаимодействия человека с природой разных стран.
2. Развитие речи, кругозора, памяти, мышления, коммуникативных качеств, творческого воображения, музыкальных способностей воспитанников.
3. Привлечение родителей к предстоящей творческой работе.

Для работы в проекте «Мир вокруг нас» – нами были выбраны лексические темы:

1. Мой микрорайон.
2. Мой город.
3. Моя родина – Россия.
4. Растения наших лесов.
5. Дикие животные России.
6. Наша страна на карте мира.
7-9. Материки. Их сходство и отличия.
10. Путешествия. Моря и океаны.
11. Растения разных материков.
12. Животные жарких стран.
13. Животные холодных стран.
14. Морские обитатели.
15-18. Страны и народы мира.
19. Школы народов мира.

Лексическая тема: Материки. Их сходства и отличия.

Социализация

* Дидактическая игра «Угадай по описанию»
* Сюжетно-ролевая игра «Мы – путешественники»
*Сюжетно-ролевая игра «По пути В Индию»
*Сюжетно-ролевая игра «В северных морях»

Познание

*Рассматривание иллюстративного материала.
*Изучение справочно-энциклопедической литературы.
*Беседы о материках.
*Просмотр видеосюжетов о материках.
*Просмотр мультфильма «Вокруг света с Лёликом и Боликом».
*Просмотр м/ф «Рассказы прославленного моряка».
*Работа с интерактивной доской.
*Логопедические занятия познавательного цикла.
*НОД по каждому материку «Здравствуй, новая земля!»

Развитие речи и коммуникация

*Составление рассказов по картинкам.
*Составление рассказов из личного опыта.
*Отгадывание загадок.
*Общение с гостями, побывавшими на разных материках (Евразия: Китай, Индия, Чехия; Африка; Антарктида).
*Общение друг с другом во время рисования и изготовления карты материков.
*Загадывание загадок, словотворчество (сочинение детьми).
*Звуковой анализ слов.

Чтение художественной литературы

*Смысловое чтение атласа «Мир и человек».
*Работа с атласом мира.
* Знакомство с картой материков.
*Чтение рассказов «География для малышей».
*Олег Тихомиров «Как Колумб открывал Америку» ж-л «Мурзилка» 1 – 2005 г.
*Олег Тихомиров «Открытие Антарктиды» ж-л «Мурзилка» 6 – 2002 г.

Продуктивная деятельность

*Объёмное конструирование «Карта мира».
*Коллективная аппликация.
*Создание альбома рисунков «Мы путешествуем по миру».
*Совместно с родителями создание фотоальбома «Путешествуйте сами, путешествуйте с нами!».
*Выставка рисунков «Здравствуй, новая земля!».
*Объёмное конструирование «Животные жарких стран».

Художественн-эстетическая деятельность

*Прослушивание: Песенка друзей (Весёлые путешественники).
*Разучивание песенок: «Песенка про шесть материков».
*Муз. игра «Китайский дракон».

Физкультурно-оздоровительная работа

*Разучивание комплекса утренней гимнастики «На северных морях» .
*Пальчиковая гимнастика «Африка».
*Подвижные игры.
*Физкультурный досуг «В Антарктиде» (способы передвижения животных Антарктиды).

ОБЖ

Беседа с детьми «Путешествие. Как себя вести в дороге»

Используя созданный алгоритм (Приложение 1 ), работа над каждой страной уникальна.

Народы мира: Китай

*Описательный рассказ о Китае.
*Коллаж «Китай».
*Рассматривание китайских иероглифов.
*Традиционное китайское чаепитие.
*Лепка китайских дракончиков из солёного теста.
*Раскрашивание драконов из теста.
*Музыкальная игра «Китайский дракон».

Народы мира: Индия

*Разучивание индийского национального танца.
*Составление коллажа «Индия».
*Пересказ рассказа «Как слон хозяина спас».
*Активизация осязания и обоняния при опробовании разных сортов индийского чая.
*Познавательное логопедическое занятие «Национальный индийский костюм».
*Видеопрезентация «Страны мира».

Народы мира: Америка

*Ручной труд: Индейский национальный головной убор(вышивка орнамента североамериканских индейцев на головных повязках).
*Просмотр видеосюжета «Неоткрытая Америка».
*Коллаж «Северная Америка».
*Спортивные состязания «Американский футбол».
*Разучивание танца техасских ковбоев.
*Познавательное логопедическое занятие «В гостях у индейского народа».

III этап:

  • Обобщение опыта, определение результата практической деятельности, разработка алгоритма последующей педагогической работы по данному направлению.
  • Представление результатов проекта для родителей.

Продуктивные результаты проекта

1. Преобразована предметно-развивающая среда:

– оборудованы уголки по поликультурному воспитанию, которые дают возможность проводить индивидуальную и подгрупповую работу с воспитанниками по их интересам и предпочтениям;
– оборудование и дидактический материал несет определенные сведения о разных мировых культурах, особенностях взаимодействия человека с природой разных стран;
– обновлены материалы для родителей.

2. В результате реализации проекта:

– у детей сформировались зачатки толерантности и уважения к чужой культуре;
– у дошкольников сложился устойчивый интерес к изучению культур разных стран;
– у воспитанников развились творческие, речевые, музыкальные, лингвистические способности;
– сформировалось позитивное уважение к представителям других национальностей;
– сформировалось умение ориентироваться в информационном пространстве;
– дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры с поликультурной тематикой, самостоятельно развивая и усложняя сюжет игр;
– прослеживается сотрудничество и сотворчество как равноправных партнеров, обеспечивается диалогичность взаимодействия, возможность самореализации каждого.

3. Повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по поликультурному воспитанию дошкольников.

Мир вокруг нас изменяется так быстро, что, порою, мы этого совсем не замечаем.

А ведь перемены просто фантастичны – современная архитектура пытается «подружиться» с историческим наследием, дикая природа вступает в схватку с технологическим прогрессом, и каждый день ещё один лист календаря уходит в вечность… Но активисты из re. photos решили поставить время «на паузу», а точнее – на примере всего двух фотографий показать нам то, чего мы не заметили. И поверьте, от увиденного у вас перехватит дыхание!

1. Первый год строительства Эйфелевой башни и символ Франции сегодня!

2. Ратуша Отель-де-Виль, в которой размещены все муниципальные органы власти Парижа ещё с 1357 года!

3. Памятник реформатору Мартину Лютеру в старой части Дрездена.

4. Достроились – мыс Нордкап на острове Магерё на севере Норвегии!

5. А это норвежский Хаммерфест в 1889 и через 115 лет!

6. Портобелло, Шотландия. Тот случай, когда хочется повернуть время вспять!

7. Одда, Норвегия. Когда природа показывает, кто главнее…

8. Один из самых известных в мире пивных ресторанов - Хофбройхаус в Мюнхене открылся ещё в 1607 году, и время над ним не властно!

9. Верните нас в Париж 1900-го года!

10. Ристад, Норвегия. Правда, впечатляет?

11. Здание рейхстага сразу после окончания войны и спустя почти 70 лет!

12. Дворец султана Абдул-Самада в Малайзии – когда встретилось прошлое с будущим!

15. Главный железнодорожный вокзал Оснабрюка (Германия).

16. Уникальные кадры – обед на вершине небоскреба в Нью-Йорке в 1932 году и Лондоне в 2011 году.

17. На рыночной площади во Франкфурте пролетело 107 лет? Мы не заметили!

18. Повозка и паровоз близ Мон-Сен-Мишеля (Франция) 100 лет назад и сегодня…

20. А вот и знаменитое кабаре «Мулен Руж»…

21. Угол улиц Ратайчака и Св. Мартина в польской Познани. Время лечит…

22. Сан-Франциско. Найдёте 10 отличий?

23. У входа в Собор Парижской Богоматери. Без комментариев…

24. Ну вот, ещё одно воспоминание о самой романтической столице мира, какой мы её больше не увидим!

25. Парк «Гроссер Гартен» в Дрездене!

26. Ледник Чейни (США) в 1911 и в 2005 году. А вы не верили, что они тают…

30. Присмотритесь внимательно – на этом фото вы сделаете для себя не одно открытие!

Мир вокруг нас. Мир вокруг нас СССР. Мир вокруг нас географический атлас для детей 1991 год. Мир вокруг нас географический атлас для детей СССР. Мир вокруг нас энциклопедия. Мир вокруг нас книга. Мир вокруг нас атлас. Мир вокруг нас книга читать. Мир вокруг нас. географический атлас для детей. Мир вокруг нас атлас читать. Мир вокруг нас большая книга. Мир вокруг нас географический атлас для детей читать. Мир и человек любимый детский атлас. Мир и человек атлас. Мир вокруг нас атлас читать онлайн. Мир вокруг нас книга читать. Мир и человек атлас читать. Детский атлас СССР. Детский атлас мира. Мир и человек атлас читать онлайн. Атлас мир и человек. Атлас мир вокруг нас. Мир и человек географический атлас онлайн. Мир и человек полный иллюстрированный географический атлас. Географический атлас мир и человек 1988. Географический атлас для детей мир вокруг нас. Мир вокруг нас атлас читать онлайн. Мир и человек атлас читать. Мир и человек географический атлас читать бесплатно. Географический атлас мир и человек 1988 читать. Мир вокруг нас атлас. Мир вокруг нас любимый детский атлас. Атлас мир и человек читать онлайн. Мир и человек географический атлас бесплатно. Географический атлас мир и человек читать. Мир и человек географический атлас онлайн. Мир и человек книга. Детский атлас мир вокруг нас. Детский атлас СССР. Географический атлас для детей Мир вокруг нас. Читать географический атлас. Географический атлас. Детский атлас. Мир вокруг нас для детей. Мир вокруг нас картинки. Мир вокруг нас географический атлас для детей 1991. Мир вокруг нас географический атлас для детей 1991 читать. Мир вокруг нас географический атлас для детей 1991 читать онлайн. Мир вокруг нас географический атлас для детей читать бесплатно. Мир вокруг нас. географический атлас для детей скачать. Мир вокруг нас книга СССР. Мир вокруг нас советская книга. Мир вокруг нас СССР Обложка двое детей мальчик девочка земной шар цветная. Мир вокруг нас читать онлайн. Мир вокруг нас скан. Мир вокруг нас версия для печати. Мир вокруг нас скачать. Мир вокруг нас распечатать. Мир вокруг нас иллюстрации. Мир вокруг нас картинки. Мир вокруг нас географический атлас для детей книга СССР. Мир вокруг нас географический атлас для детей советская книга. Мир вокруг нас географический атлас для детей СССР Обложка двое детей мальчик девочка земной шар цветная. Мир вокруг нас географический атлас для детей читать онлайн. Мир вокруг нас географический атлас для детей скан. Мир вокруг нас географический атлас для детей версия для печати. Мир вокруг нас географический атлас для детей скачать. Мир вокруг нас географический атлас для детей распечатать. Мир вокруг нас географический атлас для детей иллюстрации. Мир вокруг нас географический атлас для детей картинки. Атлас Мир вокруг нас книга СССР. Атлас Мир вокруг нас советская книга. Атлас Мир вокруг нас СССР Обложка двое детей мальчик девочка земной шар цветная. Атлас Мир вокруг нас читать онлайн. Атлас Мир вокруг нас скан. Атлас Мир вокруг нас версия для печати. Атлас Мир вокруг нас скачать. Атлас Мир вокруг нас распечатать. Атлас Мир вокруг нас иллюстрации. Атлас Мир вокруг нас картинки. Мозг Робота Самое важное. Самое важное Робот СССР, советский, детские. Самое важное из вашего детства Сканы игр и книг СССР. Самое важное (samoe-vazhnoe) – самое важное из вашего детства. Блог Робота Самое важное из вашего детства. Мозг робота сайт. Блог Робота. Самое важное blogspot. Блог Самое Важное. Самое важное Робот. Самое важное блогспот. Samoe vazhnoe blogspot. Самое важное блогпост..blogpost.com. Музей детства СССР. Музей советского детства. Сайт о советских играх. Сайт о советских игрушках. Игрушки СССР список. Советские игры для детей список. Сайт Робота Самое важное. Блог Робота Самое важное. Сайт Самое важное. Блог Самое важное. Сайт Самое важное blogspot. самое важное блогспот.ру. Обложки советских книг для детей. Обложки детских книг СССР. Советские детские книги. Детские книги СССР. Советские книги для детей. Книги для детей СССР. Лучшие детские книги СССР. Лучшие книги для детей СССР. Любимые советские детские книги. Любимые советские книги для детей. Советские книги. Книги СССР. Советские детские книги читать онлайн. Детские книги времен СССР. Советская детская литература 20 века. Детская литература советского периода. Советская детская литература список. Библиотека детской литературы СССР советской старой из детства. Советские книги для детей и юношества. Музей детской книги. Книги для детей советские список. Картинки из советских сказок. Книга для детей СССР. Детская книжка СССР. Книги для детей читать онлайн с картинками. Читать детские книги онлайн бесплатно без регистрации. Детские книги СССР список советские старые из детства. Детские книги СССР библиотека советские старые из детства. Музей советских книг для детей СССР старые из детства. Каталог детские книги СССР советские старые из детства. Детские книги СССР советские онлайн библиотека старые из детства. Советские детские книги сайт СССР старые из детства. Сайт советских детских книг для детей. Советские детские книги список музей каталог сайт сканы читать онлайн бесплатно. Детские книги СССР книги список музей каталог сайт сканы читать онлайн бесплатно. Советские книги для детей список музей каталог сайт сканы читать онлайн бесплатно. Книги для детей СССР книги список музей каталог сайт сканы читать онлайн бесплатно. Книга для детей СССР читать онлайн скан версия для печати советская старая из детства. Детская книга СССР читать онлайн скан версия для печати советская старая из детства. Детские книги 90-х годов. Детские книжки 90-х годов. Книги СССР перестройка. Детские книги 1990е. Книги для детей девяностые, 90е, 1990е, 1990-ые. Старые книги для детей. Старая детская книга Советский союз. Книги для детей 1995. Любимые книги для детей СССР. Любимые советские книги для детей. Сайт советских книг для детей. Сайт книги для детей СССР. Сайт детских книг СССР. Советские книги для детей сайт СССР старые из детства. Детская книга СССР. Советские книги для детей. Советские детские книги. Книги для детей советских времён. Детские книги СССР. Детские книжки СССР. Книга нашего детства. Старые детские книги. Иллюстрации из детских книг. Старые книги для детей. Старая детская книга Советский союз. Книга СССР детская скан. Детская советская книга скачать. Советская книга для детей читать онлайн. Каталог советских книг для детей. Список советские детские книги скачать. Библиотека советских детских книг. Список советских книг для детей. Каталог детские книги СССР. ЭТОТ ЗАГАДОЧНЫЙ МИР Звездное небо (северное полушарие неба)…8—9 Солнечная система. . ............. 12 Солнце и планеты. ,………………... 13 Звездное небо (южное полушарие неба) ..10 11 Освоение космоса в СССР................. 14-15 Освоение космоса (международное сотрудничество) ..... . 16 17 ЗЕМЛЯ НА ГЛОБУСЕ И НА КАРТЕ Земля — планета, на которой мы живем.......20 21 Суточное движение Земли. . . ……..22 Движение Земли вокруг Солнца…… 23 Глобус. Физическая карта полушарий ………………..24 25 Формы земной поверхности………. 26—27 Океаны Земли……………………… 28 29 Климат Земли……………………. 30 31 Природные зоны Земли ……………. 32 33 ЗЕМЛЯ И ЕЕ ОБИТАТЕЛИ Европа. . . ………………………… . . 36- 41 Азия............ 42—49 Африка. . ............ . . ... 50—57 Северная Америка………………… . 58, 60 62 Южная Америка.…………………. 59, 63 65 Австралия и Океания ………………… 66- 68 Антарктида ……………………………….. 69 Животный мир океанов …………….. . 70 71 Оглавление……………………… ... 72

Николай Коперник (1473–1543), польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира.

Модель Солнечной системы Коперника. Он считал, что планеты вращаются вокруг Солнца.

В древние времена люди считали, что центром Вселенной является Земля, а вокруг нее вращается Солнце, Луна и другие планеты. Правда, простые люди – охотники и земледельцы – о других планетах ничего не знали. Днем они видели только Солнце, а по вечерам – Луну и усыпанное яркими звездочками небо. Им было легко ошибиться. Утром, когда они вставали, солнце только всходило, потом поднималось все выше и выше, а к вечеру закатывалось. Так что свои представления о том, как устроен мир, они выводили из того, что видели: Земля неподвижна, а Солнце вращается вокруг него. Но так же думали ученые-астрономы, которые занимались изучением неба и небесных тел. Они тоже считали Землю неподвижной и плоской, хотя предполагали, что она не единственная в космосе. Там есть еще и другие планеты, которые так же, как Солнце и Луна, вращаются вокруг Земли.

Но уже в IV веке до нашей эры известный древнегреческий ученый Пифагор предположил, что Земля не плоская, а имеет форму шара. Следом за ним другой ученый, Аристарх, который жил в III веке до нашей эры, не отрицая того, что Земля имеет форму шара, развил теорию Пифагора и предположил, что Земля вращается вокруг своей оси и одновременно вращается вокруг неподвижного Солнца. Одни ученые соглашались с этой теорией, другие отвергали ее и продолжали доказывать свое. Еще сто лет спустя, во II веке до нашей эры, древнегреческий ученый Птолемей написал книгу, которая называлась «Альмагест». В ней он изложил свое представление о строении неба и опять вернулся к тому, что это не Земля вращается вокруг Солнца, а, наоборот, Солнце вращается вокруг Земли.

Планетарная карта Коперника.

Это было ошибкой, но понять, как все происходит в космосе на самом деле, было трудно. Ведь тогда не было ни телескопов, ни других приборов, с помощью которых можно наблюдать движение небесных тел.

И только в 1543 году, когда уже появились мощные телескопы, польский ученый Николай Коперник сумел убедительно доказать, что Земля в течение суток поворачивается вокруг своей оси, подобно тому как вращается волчок, только очень медленно, и люди даже не замечают этого вращения. Одновременно с этим Земля так же медленно вращается вокруг Солнца, в течение года совершая один полный оборот.

Коперник доказал также, что вокруг Солнца вращается не только Земля, но и другие планеты. Так появилось правильное представление о существовании целой Солнечной системы, в центре которой находится Солнце, поэтому эта система и называется Солнечной. А все остальные небесные тела: планеты, астероиды и кометы – движутся вокруг Солнца в определенном порядке и не разлетаются в разные стороны, потому что Солнце притягивает их силой своей тяжести.

В 1952 году от полиомиелита в Америке умерло больше детей, чем от любой другой инфекционной болезни. В том году были инфицированы почти 58 000 человек. Ситуация приближалась к эпидемии, и Америка и весь мир настоятельно нуждалась в вакцине.

В небольшой лаборатории в Университете Питтсбурга молодой ученый по имени Джонас Солк (Jonas Salk) неутомимо работал над поиском лечения. (Через много лет, писатель Дэннис Дененберг (Dennis Denenberg) напишет, “Солк работал годами, семь дней в неделю, по шестнадцать часов в день”.)

Автобиографическая справка. Джонас Солк (1914-1995) – американский вирусолог, создатель вакцины от полиомиелита, автор известной книги “Выживет самый умный”.

Несмотря на все свои усилия, Солк оказался в тупике. Его поиски вакцины полиомиелита каждый раз натыкались на глухую сену. В конце концов, он решил, что ему нужен отдых. Ученый покинул лабораторию и отправился в тихую холмистую часть центральной Италии, где остановился во францисканском монастыре 13-го века, известном, как Базилика Святого Франциска Ассизского.

Базилика не имела с лабораторией ничего общего. Ее архитектура представляла собой прекрасную комбинации романского и готического стилей. Наружные стены были выполнены из выбеленного кирпича, а десятки полукруглых арок окружали дворики между зданиями. Внутри монастыря стены были покрыты великолепными фресками 14-го и 15-го столетий, и из высоких окон лился естественный свет.

Это и было то место, где Солк сделал открытие, приведшее его к созданию вакцины от полиомиелита. Через несколько лет, он скажет: “Дух архитектуры там был настолько вдохновляющим, что я смог интуитивно думать намного глубже, чем до этого. Под влиянием этого исторического места, мне пришло в голову исследование, которое, как я чувствовал, приведет к вакцине от полиомиелита. Я вернулся в лабораторию в Питтсбурге для проверки новых идей, и оказалось, что они были правильными”.

Открытие, сделанное Солком в этом итальянском монастыре, повлияло на жизнь миллионов людей. Полиомиелит был побежден практически во всем мире. В 2012 году в мире было отмечено только 223 случая этого заболевания.

Настигло ли вдохновение Солка, когда он был в монастыре? Или он был прав в своем предположении о том, что на его мышление оказало влияние окружающая обстановка? И какова связь между нашим окружением, и нашими мыслями и действиями? И как мы можем использовать эту информацию, чтобы улучшить свою жизнь?

Связь между работой мозга и рабочим местом

Учение обнаружили разнообразные способы, позволяющие строениям, в которых мы живем, работаем и играем, воздействовать на наше поведение и наши действия. То, как мы действуем и реагируем, часто связано с тем, что нас окружает.

Например, давно известно, что школы с естественным освещением обеспечивают учащимся лучшую среду для обучения, в результате чего их оценки становятся выше. (Естественное освещение и чистый воздух известны, как стимуляторы производительности и на рабочих местах.)

Кроме того, здания со встроенными в них естественными элементами помогают снижать стресс и успокаивают нас (вспомните о деревьях в торговом центре, или о садике в фойе). Пространство с высокими потолками и большие комнаты способствуют более широкому и творческому мышлению.

Что эта связь между дизайном помещений и поведением означает для нас?

Измените окружение, и изменится ваше поведение

Ученые показали, что любые наши привычки – хорошие или плохие – часто связаны с некоторым типом триггеров или ключей. И недавно проведенные исследования подтвердили, что эти ключи часто связаны с окружающей обстановкой.

Это важно, так как многие из нас изо дня в день живут в одном и том же доме, ходят в один и тот же офис, и питаются в одних и тех же помещениях. А это означает, что мы постоянно окружены одними и теми же, связанными с окружающей средой, триггерами и ключами.

Если поведение человека во многом формируется его окружением, и мы продолжаем работать, играть и жить в одном и том же окружении, то не удивительно, что очень трудно приобретать новые привычки. (Этот вывод подкрепляется исследованиями, которые показывают, что намного легче изменить поведение и приобрести новые привычки, когда изменяется окружающая среда.)

Если перед вами стоит задача, требующая творческого подхода, то перемещение в открытое свободное пространство, или в помещение, в котором больше естественного света и свежего воздуха, может способствовать решению проблемы. (Как это произошло с Джонасом Солком.)

А если вам необходимо сконцентрироваться, и выполнить рутинную работу, то исследования показывают, что лучше работать в небольшом, более замкнутом помещении с невысокими потолками (естественно, не вызывая у себя чувства клаустрофобии).

Более важно, что простая смена физического места – будь это другая комната или страна в другом полушарии – может изменить ключи, с которыми вы сталкиваетесь, и, соответственно, изменит ваши мысли и поведение.

Буквально на новом месте в голову приходят новые мысли.

Как применить это на практике

Вполне возможно, что в будущем архитекторы и дизайнеры будут использовать связь между дизайном помещения и поведением людей. Они будут строить больницы, где пациенты будут быстрее выздоравливать, школы, в которых дети будут лучше учиться, и дома, в которых люди будут жить счастливее.

Но это можно начать использовать прямо сейчас. Не стоит быть жертвой своего окружения. Можно стать его архитектором. Ниже приводится простой рецепт из двух шагов, позволяющий изменить ваше окружение так, что у вас появятся полезные привычки и исчезнут вредные.

  1. Для создания хорошей привычки нужно уменьшить количество шагов, требуемых для совершения действий.
  2. Для избавления от плохой привычки следует увеличить число шагов, требуемых для совершения действий.

Вот несколько примеров….

  • Хотите проводить меньше времени перед телевизором? Отключите его из розетки и поставьте в шкаф. Если вам захочется посмотреть телешоу, то придется доставать телевизор из шкафа, и включать его в розетку.
  • Хотите пить больше воды? Наполните водой несколько бутылок и разместите их по всему дому, что бы вода была постоянно под руками.
  • Хотите начать новый бизнес? Присоединитесь к группе единомышленников, в которой вы будете окружены десятком других владельцев бизнеса.

И это только несколько из примеров. Но, тем не менее, основной смысл заключается в том, что изменить поведение намного легче, если переместиться в нужное окружение. Профессор Стенфордского Университета Б.Дж. Фогг называет такой подход “проектирование для лени”. Другими словами, внесите изменения в свое окружение таким образом, чтобы лучшими стали решения, принимаемые по умолчанию, “ленивые” решения.

Создавая окружение, поощряющее хорошее поведение и препятствующее плохому поведению, вы намного увеличиваете шансы долговременного изменения привычек. Ваши сегодняшние действия во многом являются реакцией на ключи, предоставляемые окружающей вас средой. Если вы хотите изменить свое поведение, необходимо изменить эти ключи.