Урок по поэме "Мцыри" план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему. Конспект урока на тему "Мцыри как романтический герой" (8 класс) IV. Контрольная работа по карточкам-вариантам

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б смог.

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Цели урока:

  • Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся.
  • Закрепить навыки рассуждения на литературную тему

ХОД УРОКА

I. Слово учителя

– Основным художественным принципом романтизма, которому следовал Лермонтов, является романтический индивидуализм. Не всякая личность может быть избранной. Неслучайно у Байрона – это бунтарь, высоко «возносящийся над толпой», у Гофмана –это изгой, чудак, одинокий мечтатель. Позиция романтической личности – сосредоточение на собственном «я», поэтому ей трудно жить в окружающем мире. Таким образом, возникает антитеза «личность – мир», в которой реализуется идея романтического двоемирия. Мир постоянно выталкивает личность, а личность отчуждается от мира. В результате, не найдя контактов с миром, романтическая личность отправляется на поиски своей духовной родины. (Приложение 1 )

II. Беседа по тексту

В чём особенность лермонтовского Мцыри? Почему на протяжении многих десятилетий он будоражит и волнует чувства читателей?

В 1839 году опубликованную поэму «Мцыри» Лермонтов сопроводил пояснением заглавия: «Мцыри на грузинском языке значит « неслужащий монах», нечто вроде послуш-ника». Это нерусское слово имеет двойной смысл – пришелец, чужеземец и одинокий человек.
Обращаем внимание на необычный эпиграф «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю». Первоначально Лермонтов хотел выбрать другой эпиграф «У каждого есть только одна родина», но впоследствии от него отказался. (Приложение 2 )

Как помогает нам ответить на вопрос, поставленный в начале урока, эпиграф к поэме?

Обращаясь к библейской теме, автор акцентирует внимание на нарушение запретов. Лермонтову важен обобщающий смысл фразы. По Библии нарушивший запрет умрёт. Здесь же поэта интересует другое: умираю, но смею нарушить запрет. Этот эпиграф претворяет судьбу Мцыри и задаёт философский уровень исповеди, где главный герой говорит о смысле жизни человека, вкусившего мёда свободы.

Чем необычна личность семнадцатилетнего юноши?

Состояние одиночества главного героя, отчуждение в стенах монастыря обусловлено обстоятельствами в жизни Мцыри. Судьба героя – данность, которая дана читателю. Другими словами, личность Мцыри самоценна.
Психология молодого человека противоречива: у него слабое тело и могучий дух. В нём убита жизненная сила, причиной чего стало пленение и пребывание в «серых стенах» монастыря. Но с другой стороны, у юноши не сломлен дух. Он остаётся самим собой, естественным человеком, который тянется к природе, к естеству.
Какую роль сыграли монахи в жизни Мцыри? Почему он задыхался в стенах монастыря?
Монастырское воспитание не коснулось Мцыри. Сколько он ни жил с монахами, в его сознании живёт память о земле предков. Заметим, что состояние героя не объясняется, а подаётся как данность.

В чём смысл жизни

Каково отношение Лермонтова к переживаниям своего героя?

Лермонтов не уходил от современности. Он писал о том, что волновало и мучило лучших людей его поколения; их думы и чувства, их стремления он воплощал в героях своих произведениях. Действие поэмы происходит в современном времени, и герой тоже является современником, которому тяжело и трудно, так же как и Лермонтову.

Почему, по-вашему, повествование передано герою?

В центре поэмы – образ юноши, поставленного в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, он не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Монолог – исповедь, позволяющая проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя. Здесь молодой человек больше говорит об увиденном, а о пережитом можно только догадываться («душу можно ль рассказать?).
Слово «исповедь» имеет следующее значение: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем–нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов.

В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

Исповедь дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, «душой – дитя, судьбой – монах», он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали его к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.
Главная часть поэмы – это спор, в котором принимает участие, в основном, только Мцыри. Здесь показано столкновение противоречивых взглядов на жизнь.

Столкновение мировоззрений

Сила духа романтического героя в его способности пережить одиночество у монахов. Но одиночество Мцыри достигает апогея, и он бежит из монастыря.

Докажите, что бегство раскрывает внутренний мир Мцыри? Найдите признаки романтической поэмы? (Приложение 3 )

Кульминацией поэмы является бегство. Для романтического героя характерно рвать связи с миром и бежать в чужую среде. Мцыри тоже покидает чуждый для себя мир и хочет вернуться на родину, таким образом в поэме ситуация бегства становится мотивом возвращения. Происходит перевёртыш. Герой не теряет свою стихию, а приобретает. Юноше нет нужды налаживать отношения с новым миром, куда он бежит, он ему близок. Зов природы призывает Мцыри вернуться туда, где он родился и жил до плена. Неслучайно в поэме много ветра и птиц. Он подобно птице, улетевшей в чужие края, инстинктивно возвращается в родовое гнездо. Но в этом мире он чувствует себя чужим. Здесь всё гармонично даже в образах: две реки, две сакли, две скалы, два куста белой акации, деревья как братья, стаи птиц летают. Только Мцыри один, лишён родства с самого детства, нет у него никого. Естественно, что образы родства и единения вызывают естественное стремление молодого человека восстановить природные связи.

Какую функцию несёт естественная среда?

В сознании Мцыри живёт образ далёкой и желанной родины, где «чудный край тревог и битв», где люди вольные как птицы. Здесь не говорится о жестокости о жестокости законов, кровавых забавах, насилии над пленными горцами. Лермонтов увидел Кавказ только с положительной стороны, так как для Мцыри здесь всё родное, близкое. Этот край у поэта очеловечен. Бежавшему герою природа даёт новый прилив сил, она дарит отдых, утоляет жажду, позволяет соприкоснуться со счастьем любви.

Какие чувства испытывает Мцыри при встрече с девушкой?

Встреча с грузинкой стала преодолением соблазна. Монахи считали, что женская красота греховна, как греховна сама мысль о любви. Мы не знаем, что чувствовал Мцыри, но наши переживания на его стороне. В его душе идёт борьба чувств. Как бы не был притягателен зов счастья и покоя. Мцыри отвергает личное ради достижения своей цели. Неслучайно Мцыри с горечью бросает своему собеседнику:

Воспоминанья тех минут
Во мне, со мной пускай умрут.

Но вскоре юноша устаёт от природы. Ему, жителю монастыря, свобода оказалась непосильным бременем, словно он перенасытился кислородом. Мцыри за три дня пережил столько событий, сколько не было за время нахождения в обители. И он устал от переживаний, так как Мцыри – жертва цивилизации.

Как противостоит мир природы миру монастырских стен?

В поэме Лермонтов повествует о взаимоотношениях монахов и мальчика. Мотив зла снят целиком, монахи не били ребёнка, не подвергали насилию, не обижали. Жители монастыря испытывали «жалость», в «хранительных стенах обучали врачеванию. Зло монахов в том, что они насилуют волю Мцыри. Монахи окружили его удушающей заботой, заключив тем самым в тюрьму.

Монолог Мцыри

«Хранительные стены» монастыря «Сумрачные стены» (гл. 4)
«Стены глухие» (гл. 24)
«Кельи душные» (гл. 3)
«Плиты сырые» (гл. 21)
Монастырь – тюрьма (гл. 20, 21)
Плен (гл. 3)
«…после к плену он привык,
Стал понимать чужой язык,
Был окрещён святым отцом
И, с шумным светом незнаком,
Уже хотел во цвете лет
Изречь монашеский обет…»
«Я знал одной лишь думы власть,
Одну – но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской…» (гл.3)
«Из жалости один монах
Больного призрел…»
«И всё зачем? Чтоб в цвете лет…
Унесть в могилу за собой
Тоску по родине святой,
Надежд обманутых укор
И вашей жалости позор!..» (гл. 20)

Мцыри сжигает страсть к воле, и поэтому добро монахов для него оборачивается злом. Замкнутое пространство монастыря для героя грозит несвободой. Лермонтов утверждает высшую ценность не покоя, а ценность борьбы, личного мужества.

Здесь надо обратить внимание на сцену с барсом. Для чего вводит Лермонтов этот эпизод, как характеризует он Мцыри? Какие чувства испытывает юноша в схватке со зверем? (Напряжение сил, упоение открытой и честной борьбой, полное слияние с природой, радость и торжество победы.) Поэт любуется отвагой, решимостью и мужеством Мцыри. Именно здесь особенно упруго звенит стих. Душевное состояние героя выражается интонацией и ритмом, системой переносов и пауз. Начало строфы прерывисто, что показывает остроту ситуации: паузы передают волнение, ритм – напряжение борьбы, твёрдые мужские рифмы «падают» как удары.
В этом бою показано подлинное человеческое общество, то есть Лермонтов моделирует то общество, какое должно быть. Только в таком обществе мужеству должно противостоять мужество. Открытый бой, где нет коварства, хитрости, обмана, именно такой мыслилась жизнь Лермонтову. Барс же ведёт себя как человек.

Как вы думаете, возвращение в монастырь – это случайность или обречённость для Мцыри?

Природа подарила Мцыри мир подлинной жизни, но не открыла ему своих дверей. И послушнику не удалось уйти далеко от «сумрачных стен».
Мцыри дано было пережить несколько мгновений подлинной жизни. Эти три дня перечеркнули жизнь в монастыре. Жизнь на свободе – это пример героического поведения, жажды иной жизни, несовместимой с прошлым. Лермонтов рассказывал о трагических метаниях по кругу к обретению недостижимой цели, об обречённости героя, но, тем не менее, он с уважением относился к своему герою, к его стремлению изменить свою жизнь.
В поэме «Мцыри» поставлены серьёзные моральные и философские вопросы о смысле жизни, о любви и смерти, о человеке и обществе. Это поэма не только о Мцыри, но и о самом Лермонтове, потому что их судьбы очень похожи. Если Мцыри было тяжело в монастыре, то Лермонтову – в светском обществе. Лермонтов стремился уйти из это окружения люде, глубоко чуждых ему. Может быть, он воплотил в образе своего героя свои черты и те черты, которые, по его мнению, были лучшими в людях.
Когда Мцыри задал вопрос:

… прекрасна ли земля.
… для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы?

Лермонтов отвечал: да, земля прекрасна, человек рождается для воли, но трагедия в том, что он принужден жить в неволе. И поэт прославлял борьбу, подвиг, мятеж, силу характера и непримиримость. Своим героизмом, неудержимым стремлением к цели, беспокойством, жаждой борьбы, яркостью чувств Мцыри близок Лермонтову.

Почему поэма имеет открытый финал?

Мцыри умирает непокорённым. Автор не завершает поэму сценой физической смерти героя, а даёт возможность звучать в сознании читателя словам живого, не сломленного никакими страданиями героя.
У каждого читателя свой ответ на поставленный вопрос, у каждого своё мнение. Надо достойно прожить, чтобы можно было без стыда ответить:

«Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил…»

III. Домашнее задание: написать сочинение-эссе: «Кем стал для меня Мцыри?»

Литература:

  1. Г.И. Беленький «От наблюдений над композицией к постижению идейного смысла произведения», М., «Просвещение», 1968г.
  2. Д.Е. Максимов «Поэзия Лермонтова» М-Л., «Наука», 1964 г.

Тема урока : «М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». История создания, тема и идея произведения. Композиция».

Цели урока:

    Образовательные: познакомить учащихся с историей создания поэмы «Мцыри», выявить структурные особенности произведения;

    Развивающие: развивать эмоциональную восприимчивость, навыки выразительного чтения лирического стихотворения, продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы.

    Воспитывающие: воспитывать интерес к творчеству поэта.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация.

– О творчестве какого поэта.

Что вы помните о жизни поэта?

Детство поэта было омрачено ранней смертью матери, разлукой с отцом. Его воспитанием занималась бабушка. Прожил короткую жизнь, но успел написать много прекрасных поэм, стихотворений. Некоторые из них вдохновили композиторов на создание романсов, опер.

– Всмотритесь в изображение Лермонтова, написанного художником П. Заболотским в 1837 году.
– Что старался передать художник в портрете поэта? (художник старательно пытался передать выражение глаз поэта).
– Почему? (Глаза – зеркало души. Именно они помогают передать внутренний мир человека).

3. Актуализация ранее изученного материала.

– Чувство одиночества сопровождало Лермонтова постоянно, и это чувство он передает во многих своих произведениях.
– Какие из них вы помните? Какие знаете наизусть? (чтение 1 стихотворения)
– Какие произведения на исторические темы вы читали? («Бородино», «Песня про купца Калашникова».)
– Почему поэт обращался к историческим событиям, историческим личностям?

(Его интересуют вечные проблемы чести и достоинства, власти и народа, личной воли и традиционной морали. В прошлом он старался найти идеалы, чтобы показать, как измельчало нынешнее поколение.)

4. Слово учителя.

Поколение Лермонтова оказалось в эпохе безвременья. В своих произведениях Лермонтов размышляет о судьбе современников, о разочаровании, бесцельности жизни. Отсюда его тяга к романтизации прошлого, к изображению сильных, гордых, мужественных людей.

Одним из них является герой поэмы «Мцыри», которую мы начинаем изучать.

5. Сообщение темы урока (запись на доске темы урока и эпиграфа), формулировка цели.

Вкушая, вкусив мало меда, и се аз умираю. 1-я Книга Царств

6. Формирование знаний и умений.

А) История создания поэмы. Индивидуальное задание (сообщение ученика ).

Б) Эвристическая беседа по прочитанной поэме.

Цель – выявить отношение учащихся к произведению Лермонтова.
– Каким вы назовете главное настроение поэмы?
– Какие сцены в поэме наиболее запомнились?
– Каким вы представляете себе главного героя?

– Какие чувства вызывает он у вас? Менялись ли они в процессе чтения?
– По жанру «Мцыри» – поэма. Вспомните определение поэмы.

Поэма – лиро-эпическое произведение, имеющее сюжетную линию и выражающее чувства лирического героя (переживания автора).

– В этом году мы познакомились с тремя литературными направлениями. Кто их помнит?
– К какому направлению вы отнесли бы поэму «Мцыри» и почему?

(Романтизм, т.к. Мцыри одинок, имеет яркий характер, стремится к свободе, его не понимает общество монахов. Кроме того, оказывается в необычайной обстановке, действие происходит на фоне яркой природы.)

В) Проверочная работа.

– Выяснить особенности поэмы невозможно без знания литературоведческой терминологии. Поэтому проведем небольшую проверочную работу

В карточках вам нужно установить соответствия литературоведческих терминов и их значений.

– Идею произведения позволяет раскрыть эпиграф.
– Перечитаем эпиграф к поэме. Он взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане. Познакомимся с этой легендой.

Г ) Индивидуальное задание. (Сообщение ученика “Легенда о царе Сауле”).

– Как вы думаете, с какой интонацией – смирения или протеста произнес эти слова Ионафан, отвечая Саулу?
– Первоначально эпиграфом к поэме Лермонтов хотел избрать французское изречение «Родина бывает одна».
– Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии? («Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю»)?

Д) Создание проблемной ситуации.

– Как эпиграф связан с темой произведения?

Тема “Мцыри” – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час.
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.

Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, имеет ли он право на независимость?

– Определите идею.

Идея – борьба за свободу. Лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря. Где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

Е) Эвристическая беседа. Сюжет и композиция поэмы.

– В поэме 26 маленьких глав. Зачем же Лермонтову понадобились еще 24 главы, когда обо всех событиях жизни юноши уже рассказано в двух первых главах? (Раскрыть сложные переживания героя, когда он был на свободе.)
– Что видел Мцыри на свободе? (6-я глава.) Слайд 9-11.

– Что делал он, вырвавшись из монастыря? (8-я глава.)
– Что узнал о себе герой за три блаженных дня? Что он человек, для чего создан, зачем живет.
– Каков сюжет поэмы?
– В поэме такая последовательность в изложении сюжета не выдержана. Давайте определим, как построена поэма.

(Композиция очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой 2 главе рассказана жизнь героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе, написана целая поэма (11 глав). И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получал за многие годы монастырской жизни.)

Вывод: таким образом, композиция рамочная

– Как вы думаете, почему повествование передано герою?

(В центре поэмы – образ юноши, поставленного в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, оно не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Его монолог позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, хотя юноша вначале и заявляет, что по рассказу лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил (“душу можно ль рассказать? – обращается он к монаху).

Ж) Лексическая работа.

– Определите лексическое значение слова “исповедь”.

Слово “исповедь” имеет следующее значение:

1. покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь;
2. сообщение своих мыслей, взглядов.

– В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

7. Закрепление знаний и умений.

Аналитическая беседа.

– Композиция монолога – исповеди дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя.

Главы 3, 4, 5 – Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, “душой – дитя, судьбой – монах”, он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали его к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.

Главы 6, 7 – Мцыри рассказывает, что он увидел “на воле”. Открытый им чудный мир резко противопоставлен мрачному виду монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о вечных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами рисует, раскрывается его пламенная, цельная в своих устремлениях натура.

С 8 главы Мцыри рассказывает о внешних событиях трехдневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что перечувствовал и пережил за эти дни своеобразной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым душевным движением Мцыри.

Главы 25–26 – прощание Мцыри и его завещание. Не сумев вернуться на Родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли – о родине, свободе, жизни.

8. Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание:

    Подготовить пересказ “Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши – послушника”.

    Раскрыть значение слова свобода по словарю.

    Ответить на вопросы:
    Какова цель побега Мцыри? (Выписать цитаты в тетрадь.)
    Найти пейзажные зарисовки. Определить их значение.
    Отметить художественные приемы, использованные Лермонтовым, при изображении своего героя.
    Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?

Приложение

ФИО ученика:

1. Установите соответствия литературоведческих терминов и их значений.

А. Главная, обобщающая мысль в худ. произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов

Б. Построение художественного произведения

В. Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения и их художественной последовательности

Г. Изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира. (то, о чем пишет автор)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25 имени Н.К.Крупской, г. Ульяновск

«Мятежный дух Мцыри».
Тема свободы в поэме М.Ю.Лермонтова.
Конспект урока литературы в 8 классе.

Подготовила Дмитриева Елена Анатольевна,
учитель русского языка и литературы.

Тип урока: комбинированный
Оборудование: презентация Microsoft Power Point, рисунки учащихся к поэме «Мцыри», портрет М.Ю. Лермонтова; музыкальное сопровождение-«Времена года» В.А.Моцарта.
Цели урока:
Образовательные: формирование умения раскрыть идейное содержание поэмы, ее художественное своеобразие, давать характеристику литературному герою; формирование навыков комментированного чтения; подготовка к сочинению.
Развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых и эстетических впечатлений.
Воспитывающие: формирование нравственных качеств учащихся, этетического вкуса; привитие культуры речевого общения.

Ход урока.
1. Постановка проблемных вопросов урока. (Слайд №2)
Сегодняшний урок хочу начать со знакомства с высказываниями известных людей:
Свобода не легка, …свобода трудна, она есть тяжелое бремя. И люди легко отказываются от свободы, чтобы облегчить себя…(Николай Бердяев)
Птицу можно поймать. Но можно ли сделать, чтобы клетка была ей приятнее вольного воздуха? (Готхольд Лессинг)
Свобода похожа на море: она или возносит вас, или пожирает, смотря по ветру.
(Кармен Сильва)
Какой темой объединены эти высказывания? (Темой свободы).
К каким размышлениям они подталкивают, какие вопросы вызывают? (Что такое свобода, что дает она человеку, достижима ли она, нужна ли свобода человеку).
Вот над этими вопросами и поразмышляем сегодня на уроке.
2. Формулирование темы урока, постановка целей урока.
Какова же тема урока? Запишем ее в тетрадь (Слайд №2).
Каковы цели урока? (слайд № 3)
3. Словарная работа.
Чтобы эффективно поработать на уроке, необходимо повторить некоторые термины. Перед вами лежат кроссворды. В течение 3-5 минут разгадайте их.

1. Цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора.
2. Художественное преувеличение.
3. Момент наивысшего напряжения в развитии действия словесно-художественного произведения, когда происходит перелом, решающее столкновение изображенных характеров и обстоятельств, после которого сюжет произведения движется к завершению.
4. Перенесение свойств одного предмета (явления или аспекта бытия) на другой по принципу их сходства.
5. Столкновение, борьба, на котором построено развитие сюжета.
6. Образное определение
7. Общий главный смысл произведения.
8. Оборот поэтической речи, в котором для выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.
9. Вид лиро-эпического произведения; стихотворное сюжетное повествование.

4. Проверка кроссворда (слайд № 4).

5. Анализ поэтического текста.
Романтический герой-человек необыкновенный. А главный герой поэмы М.Ю.Лермонтова- человек обыкновенный или необыкновенный?
Когда начинает проявляться его необычность? (С детства - противоречивая личность -слабый телом, но сильный духом: «пуглив, слаб», но «могучий дух», «горд». Недетские чувства одиночества и тоски владеют им).
Есть ли мечта у Мцыри и какая? (вернуться на Родину).
Что его не устраивает в монастыре? (отсутствие свободы, не хочет быть «рабом и сиротой»).
Что значит стать монахом? (уход от людей, от мира, отказ от собственной личности, служение Богу, подчинение собственной личности правилам).
В чем смысл жизни в монастыре? (самоотречение, покой, отказ от радостей земного бытия во имя вечной жизни после смерти).

6. Работа в парах (слайд № 5).
Выпишите из текста поэмы контекстуальные синонимы к слову несвобода.
плен
сумрачные стены
душные кельи
чужая земля
обитель

7. Музыкальная иллюстрация (слайды № 6 - 9).
А сейчас нас ждет встреча с другим видом искусства - музыкальным. Предлагаю послушать отрывок из произведения В.А.Моцарта в современной роковой обработке с бас-гитарой и скрипкой. На скрипке играет Ванесса Мей, известная своими современными обработками классической музыки. Послушайте и подумайте, можно ли этот фрагмент считать музыкальной иллюстрацией к поэме «Мцыри»?
К какому эпизоду подошел бы этот фрагмент и почему? (побег Мцыри из монастыря- напряженность, накал, темп, порывистость, сила, эмоциональность музыки соответствует душевному состоянию героя и состоянию природы).
Мы слушали «Времена года» Моцарта. Фрагмент назывался «Гроза».

8.Анализ поэтического текста.
Каким элементом сюжета является, по-вашему, побег Мцыри из монастыря и почему?
(кульминацией, т.к. осуществляется его мечта, а во время грозы герой мог погибнуть).
Итак, в основе сюжета - традиционная романтическая ситуация: бегство из неволи. Эта тема пронизывает все творчество поэта. И лирический герой многих его стихотворений, и герои многих драматических произведений несут на себе печать беглеца.
Какова же цель побега Мцыри? Зачитайте (текст поэмы, гл.8).
Нашел ли ответы на эти вопросы? (увидел мир, природу во всем многообразии, испытал радость общения с ней).
Почему всей предыдущей жизни Мцыри в монастыре посвящено 3 главы, а о 3-м дням, проведенным вне стен монастыря, - 20 глав? (время, проведенное в монастыре, - лишь подобие бытия; за 3 дня, проведенных на воле, Мцыри прожил целую жизнь: был ребенком в родительском доме, воином, охотником, влюбленным. Он много испытал, много преодолел).
А что Мцыри узнал о себе? О каких качествах, о которых, может быть, и не подозревал?
(бесстрашие, презрение к смерти, выносливость, целеустремленность, он свой в мире дикой природы. А главное, укрепился в жажде вольности и земного счастья).

9. Реализация домашнего задания к уроку.
Какие художественно-изобразительные средства использует автор, показывая эти качества своего героя?
. Эпитеты - «но юность вольная сильна», « робкий и немой» и др.
. Гиперболы - «о, я как брат, обняться с бурей был бы рад!...» и др.
. Метафоры - « я грыз сырую грудь земли», « сердце вдруг зажглось жаждою борьбы и крови» и др.
. Сравнения - « я сам, как зверь, был чужд людей», « я, как барс пустынный, зол и дик» и др.
Каково значение этих изобразительных средств для характеристики образа Мцыри? Как они его характеризуют? (Они передают глубину чувств, переживаний героя. Мцыри - человек необыкновенный, ему все по плечу).

Итак, Мцыри на свободе. Что же значит для него свобода?
Но прежде, как вы понимаете значение этого слова?
(На доску вывешивается определение слова свобода - индивидуальное задание)
Свобода - своя воля
простор
независимость

10. Работа в парах. (слайд № 10)
Запишите во вторую часть таблицы контекстуальные синонимы к слову свобода.
чудный мир тревог и битв
поля
холмы
горные хребты
отцовский дом
родимая страна

Что же значит для Мцыри быть свободным? (вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать из « чужой страны» в ту среду, где был рожден. Жизнь на чужбине не имеет для него никакого смысла).
Ради мгновенного слияния с родиной он готов на величайшую жертву. Какую? (утрату бессмертия души - гл. 25.) Свобода для Мцыри - высшее благо, главная ценность, смысл жизни, это сама жизнь.
А что значит для Мцыри жить свободно? (находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать).
Жизнь
=
поиск
борьба
победа
11. Реализация домашнего задания к уроку.
Как картины природы помогают в раскрытии характера главного героя? Какие художественные средства, характерные для романтического пейзажа, использует автор?
. Эпитеты - «пышные поля», «бледный свет» и др.
. Метафоры - «холмы, покрытые венцом», «седой Кавказ » и др.
. Сравнения - « в снегах, горящих, как алмаз», «горные хребты, причудливые, как мечты» и др.
. Олицетворения - « думы скал», «кудри виноградных лоз вились, красуясь меж дерев» и др.
. Аллитерация - «пышные», «шумящих», «свежею»; «груды», «горные хребты» и др.
Окружающая природа дана через восприятие Мцыри, т.е. становится средством его характеристики: у него возвышенная, поэтическая душа. Романтический герой и природу видит необыкновенно прекрасной. В многообразии изобразительных средств произведения выражается богатство переживаний и чувств лирического героя.

Но всегда ли природа родственна герою, всегда ли она источник сил? (природа и предвестник неудачи, незаметно она меняет свой облик, превращаясь из друга во врага - гл.15).
Как вы думаете какой вопрос будет следующим? (почему не нашел дороги домой?)
Как это объясняет сам Мцыри? (гл.21 - «тюрьма оставила свою печать»).
В духе романтизма жизнь героя определяется судьбой, роком. Путь Мцыри на родину оказался движением по кругу. Герой попытался преодолеть судьбу, предопределенность «Божьего мира», он познал свободу.
Но чего это ему стоило? (ему потребовалось уйти из мира людей, преодолевать себя, свои желания, чувства, преодолевать свою человеческую натуру).
А, по-вашему, нужна такая свобода? (одиночество, потерянность, абсолютной свободы не может быть).
Почему у героя нет имени? (из-за пламенного стремления к свободе исчезает человеческое: слабости, желания («как зверь»). Это некий дух, сгусток энергии, стремящийся к свободе. Поэтому свобода в поэме развита и как желанный идеал, нечто сверхчеловеческое, возможно, недостижимое.

12. Создание синквейна.
Какие два слова употребляли на уроке чаще всего? (свобода, Мцыри).
Создайте синквейн с любым из этих слов.

13. Выводы по уроку.
Какова же идея поэмы? (прославление мужества, вечного стремления к свободе и борьбе, к каким бы трагическим результатам они ни приводили человека. Трагическая потерянность, одиночество героя, который заблудился в поисках родины, не обесценивает ни смысла цели, ни значения поисков, а выражает реальное сознание поколения М.Ю. Лермонтова).

14. Домашнее задание. (Слайд № 11)
Напишите сочинение на одну из предложенных тем:
1. Что значит счастье в понимании Мцыри?
2. Какие страницы исповеди Мцыри вас особенно тронули и почему?

15. Рефлексия. Выставление отметок.
Итак, достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?
Какую работу провели? (продолжили работу над развитием навыков анализа художественного произведения, учились характеризовать лирического героя, выявили способы раскрытия образа Мцыри, сделали вывод о значении свободы в жизни Мцыри).
Продолжите самоанализ, заполнив листочки рефлексии.

Поставьте плюсы или минусы в таблице:
Ф.И. ученика__________________________

Цели:

Образовательные : учить работать с текстом лирического произведения, проводить идейно-тематический анализ поэмы Лермонтова, показывать художественные открытия поэта.

Дать теоретические представления о теме и идее художественного произведения

Развивающие: развивать эмоциональное восприятие лирического произведения, развивать умение строить монологическое высказывание.

Воспитывающие : прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, воспитывать интерес к творчеству поэта, воспитывать у учащихся целеустремленность, стремление понять истинный смысл и красоту жизни, воспитывать любовь к родине.

Тип урока : формирование знаний и умений.

Оборудование: текст стихотворения, опорная запись на доске, карточки с опорным материалом, мультимедийная презентация (портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме “Мцыри”), компьютер, проектор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 8 классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Тема урока «В чём смысл жизни для Мцыри?»

Тема и идея художественного произведения

Цели:

Образовательные : учить работать с текстом лирического произведения, проводить идейно-тематический анализ поэмы Лермонтова, показывать художественные открытия поэта.

Дать теоретические представления о теме и идее художественного произведения

Развивающие: развивать эмоциональное восприятие лирического произведения, развивать умение строить монологическое высказывание.

Воспитывающие : прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, воспитывать интерес к творчеству поэта, воспитывать у учащихся целеустремленность, стремление понять истинный смысл и красоту жизни, воспитывать любовь к родине.

Тип урока : формирование знаний и умений.

Оборудование: текст стихотворения, опорная запись на доске, карточки с опорным материалом, мультимедийная презентация (портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме “Мцыри”), компьютер, проектор.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Слово учителя.

- Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» прочитана, сюжет её не сложен. Эту историю Лермонтов услышал на Кавказе. Именно она легла в основу поэмы, но есть значимая разница в финале. Давайте обратимся к произведению, чтобы её понять.

Слайд 2

Рассказ ученика:

Действие поэмы происходит в Грузии. Возникновение замысла связано с путешествием поэта по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета. Там он встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в монастыре. Он долго не мог привыкнуть к монастырю, тосковал, пробовал убегать на родину. Последствием такой попытки была тяжелая болезнь, едва не убившая его. Он смирился с своей долей и провел жизнь в стенах монастыря.

В чем разница между героем поэмы и героем легенды?(5м)

3. Сообщение темы урока

Слово учителя.

В своей исповеди перед смертью Мцыри скажет монаху:

«Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил».

Главная цель нашего урока – ответить на вопрос: Что значит для Мцыри жить?

В чем смысл жизни для Мцыри?

(Этот проблемный вопрос записан на доске).

И подумать, какова тема поэмы «Мцыри» и какова идея этой поэмы.

4. Подготовка к усвоению нового материала. Беседа по тексту поэмы.

1) Поэма называется Мцыри. Что означает это слово?


Подписи к слайдам:

Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» «В чем смысл жизни Мцыри?» Тема и идея художественного произведения

Однажды русский генерал Из гор к Тифлису проезжал; Ребёнка пленного он вёз. Тот занемог, не перенёс Трудов далёкого пути…

МЦЫРИ, - [груз. mciri - отшельник, аскет]. - послушник монастыря

Давным-давно задумал я Взглянуть на дальние поля, Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы. … Мою пылающую грудь Прижать с тоской к груди другой, Хоть не знакомой, но родной. … Я цель одну – Пройти в родимую страну – Имел в душе…

Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б смог. … Я цель одну – Пройти в родимую страну – Имел в душе…

… и жизнь моя Без этих трёх блаженных дней Была б печальней и мрачней… Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы…

Держа кувшин над головой, Грузинка узкою тропой Сходила к берегу …

Я ждал, схватив рогатый сук, Минуту битвы; сердце вдруг Зажглося жаждою борьбы … Ко мне он кинулся на грудь; Но в горло я успел воткнуть И там два раза повернуть Мое оружье …

Прощай, отец … дай руку мне … Тут я забылся. Божий свет В глазах угас. Безумный бред Бессилью тела уступил… Так я найден и поднят был …

Тема художественного произведения -то, что кладется в основу, основной круг жизненных событий, изображенных писателем. Идея художественного произведения – это главная мысль, обобщающая смысловое, образное, эмоциональное содержание художественного произведения.


Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по литературе на тему: М.Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри». Мцыри как романтический герой»

Тип урока: Урок анализа

Цель: Продолжить обучение анализу художественного текста.

Образовательные:

Продолжить изучение поэмы « Мцыри»;

дать характеристику Мцыри как романтическому герою;

определить способы раскрытия образа главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»;

продолжить обучение работы с текстом художественного произведения.

Развивающие:

развитие и совершенствование навыков и приемов работы с художественным текстом: (умения анализировать, сопоставлять, делать выводы);

развитие речи и воображения учащихся, умения находить в тексте художественного произведения изобразительно-выразительные средства языка.

Воспитательные

Воспитывать интерес к творчеству поэта;

активизация и воспитание таких чувств, как сопереживание, сочувствие, человеколюбие.

Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, альбом "М.Ю.Лермонтов", компьютер, медиапроектор, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г; словарь литературоведческих терминов, карточки для анализа поэтического текста, компьютерная презентация.

Ход урока

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

Добрый день!

Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.

Опрос домашнего задания.

1. Разговор к уроку.

-Назовите правила, которые надо соблюдать на уроке.

-Какого писателя мы изучаем?

-Кто такой М.Ю.Лермонтов?

Что было задано на дом?

Учитель: На дом вам было дано задание: найти в тексте поэмы лирические отступления. Кто справился с заданием? Для чего же они нужны?

- Дайте определение поэмы .

Какова тема произведения?

Какова идея произведения?

Какова композиция произведения?

- Как вы понимаете, что такое исповедь? (ответы учащихся)

1).Найти в тексте поэмы лирические отступления. Для чего же они нужны?

( Лирические отступления, описывающие природу, пейзаж - неотъемлемая часть романтического произведения.

2).Повторить литературоведческие определения.

(Поэма – вид лироэпического произведения, основными чертами которого являются наличие сюжета и образа лирического героя)

Тема – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решивший ценой риска для жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней.
Идея – лучше три дня настоящей жизни на воле, чем многолетние заключение в стенах монастыря, где человек не живёт полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

Композиция поэмы своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе – строфе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трёх днях, проведённых на свободе, написана целая поэма.