Мастер-класс для родителей «Как обучают детей звуковому анализу слов. Обучение детей звукам, буквам и грамоте Твёрдые и мягкие звуки

Возможно, заголовок этой статьи покажется вам нескромным, а автор — самонадеянным. Быть может, вы подумаете, что автор использовал такой заголовок для того, чтобы привлечь внимание читателей.

Да, это так. Цель этого заголовка — привлечь ваше внимание к действительно самому эффективному способу в кратчайший срок обучить ребенка буквам русского алфавита и научить его произносить эти буквы звуками. В простоте и действенности этого способа вы убедитесь сами, прочитав эту статью и начав с ее помощью учить своего ребенка буквам. Уже через пять занятий ваш ребенок будет хорошо знать все 10 гласных и начнет запоминать согласные, даже если до этого он не знал ни одной буквы. А, главное, учить буквы он будет в процессе игр и запомнит их твердо.

Но сначала небольшое отступление. Прежде, чем начать обучать ребенка буквам, вы должны решить, для чего ему это нужно. Некоторые родители гордятся тем, что сумели обучить буквам двухлетнего или даже полуторагодовалого ребенка. Но делать это стоит лишь в том случае, если одновременно вы начнете обучать ребенка чтению. Любое знание должно безотлагательно находить свое практическое применение. А обучение буквам само по себе, без одновременного обучения чтению, не имеет смысла. Есть много других, не менее эффективных, способов развивать память ребенка и стимулировать мозг в период формирования. Хорошо еще, если к началу обучения чтению ребенок забудет эти преждевременно выученные буквы и не станет произносить их так, как его когда-то научили: Бэ, Вэ, Гэ... или Бы, Вы, Гы..., иначе при чтении это будет очень ему мешать. Вы спросите: "Ну, а если учить ребенка буквам и чтению одновременно, то с какого возраста лучше начинать, с двух лет уже можно?" Я считаю, что дома, в семье, мама с ребенком такого возраста уже вполне может заниматься; но сначала по полминуты, а потом по нескольку минут в течение дня. В результате таких "уроков", построенных в форме игры, у ребенка выработается умение сосредоточиваться на каком-нибудь определенном занятии, и тогда начиная с трех лет и даже немного раньше его можно обучать чтению в группе таких же, как он, детей. Не забывайте только, что обучение чтению, а особенно раннее, должно проходить без принуждения, в игре, на фоне положительных эмоций.

С чего начать занятия по грамоте? Прежде всего, мы должны научить ребенка слышать из каких звуков состоят слова, которые мы произносим.

Практически каждого родителя интересует вопрос «когда начинать». Однозначного ответа на этот вопрос не существует, однако многие педагоги предлагают начинать учить звуки как можно раньше, но ребенок должен с интересом относиться к занятиям.

Мышление детей в раннем возрасте наглядно-образное, они не могут освоить такие абстрактные понятия как «звук», «буква», «слово». Если при изучении звуков показывать малышу буквы и пытаться объяснить что это такое, ребёнок будет видеть только набор непонятных палочек-чёрточек. Поэтому изучение звуков желательно «привязывать» к знакомым ему зрительным образам, а сам процесс обучения выстраивать исключительно в игровой форме.

Существует несколько негласных правил, которых нужно придерживаться при обучении ребёнка звукам:

Учить нужно звуки, а не названия букв. Малыша не нужно путать самими понятиями «буква» и «звук». Показывая определённую букву, мы называем только звук: «Это буква М (а не Эм), это буква Л (а не Эл). В противном случае в будущем при составлении слов малыш будет читать «Эл Е Эс» (а не Лес), его прийдётся переучивать, что довольно нелегко. Обратите внимание, что многие электронные говорящие азбуки запрограммированы на произношение не звуков, а букв.

Знакомство ребёнка со звуками стоит начинать с гласных , не вдаваясь в ньюансы, когда некоторые гласные («Я», «Ю», «Е», «Ё») стоят в начале слога и обозначают два звука (так называемые йотированные слоги).

Нет необходимости учить согласные строго по алфавиту. Если у ребёнка возникают трудности с произношением звуков «Р», «Ш», «Ч», «С», «Щ» и др., стоит оставить их изучение на потом. Делайте акцент на согласных, которые можно связать с чем-то близким и знакомым малышу (первая буква в имени родителей, братиков-сестричек, воспитателя).

Занятия должны быть регулярными и желанными. Занятия должны быть ненавязчивыми и до «первой усталости». Постоянный повтор пройденного материала даёт положительные результаты и поддерживает интерес малыша к урокам.

Изучать звуки с самыми маленькими проще всего с помощью:

1. Азбуки с простыми четверостишьями;

2. Кубиков с буквами;

3. Электронной говорящей азбуки;

4. Букв на магнитиках;

5. Рисунков;

6. Детских алфавитов (настенных, в виде простых пазлов);

7. Специальных карточек с картинками.

Для всех вышеперечисленных игровых средств и книжек крайне важно, чтобы картинка, иллюстрирующая букву, была не только интересной малышу, но знакомой и легко запоминающейся.


Для изучения звуков с детками постраше оптимально использовать:

1. Практические пособия-тетради;

2. Обучающие мультфильмы;

3. Развивающие флеш-игры.

Практические пособия-тетради для изучения звуков исполняют двойную функцию:

- рабочей тетради для детей

-тпособия для взрослых

Родители с их помощью экономят своё время на поиск необходимого материала для занятий с ребёнком). Задания в таких тетрадях размещаются в определённой последовательности, выполняя их, ребёнок движется от простого к сложному. Наиболее популярными являются следующие пособия:

Серия пособий «Домашняя логопедическая тетрадь» Азова Е.А., Чернова О.О.

Комплект состоит из тетрадей: «Учим звуки Р-Рь, Л-Ль», «Учим звуки С-Ш, З-Ж, С-Ч, Ч-Ц, Щ-Сь», «Учим звуки З, Зь, Ц» «Учим звуки Ш, Ж».

Каждая тетрадь представляет собой набор чёрно-белых иллюстраций с игровыми упражнениями для изучения наиболее трудных для произношения звуков.

Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет «Я учу звуки и буквы» Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В.

Тетрадь для дошкольников с набором игровых заданий, выполняя которые детки закрепляют знания о звуках и буквах, учатся читать слоги и делать звуковой анализ, писать прописи, готовятся к послоговому чтению.

Мама играет или поет мелодию, сосредотачивая на ней внимание ребенка. Затем она перемещается в другое место и вновь исполняет ту же мелодию, следя за реакцией малыша.

Ориентация тела (подготовка к вертикальному положению)

Мама поет звуки в восходящем движении, одновременно придавая малышу вертикальное положение. Напевая звуки в нисходящем движении, медленно переводит его в горизонтальное положение.

Стресс-звук

Сначала мама воспроизводит внезапные резкие, но не громкие звуки. К концу месяца сила звучания может достигнуть 50-60 децибел. Имитация ударов грома на барабане.

Пугающие звукосочетания: УУУ, РРРР, ДЗЗЗ, УРШУХ, ВЫРШ, ШР, ЖЫРЛ и т. п.

Различные виды свистков, которые даются ребенку вместо соски утром или днем: милицейский, спортивный, охотничий и т. п. Сигналы автомобиля.

Ладовые ощущения

Давая малышу музыкальную соску, мама подыгрывает ее звуку на фортепиано, либо подбирает аккорд соответствующий звуку голоса малыша.

Ощущение диссонанса и консонанса

Ощущение диссонанса;

  • 1-я неделя - малая и большая секунды;
  • 2-я неделя - увеличенная кварта;
  • 3-я неделя - увеличенное трезвучие;
  • 4-я неделя - увеличенный септаккорд.

Ощущение консонанса:

  • 1-я неделя - большая и малая терции;
  • 2-я неделя - минорное и мажорное трезвучие;
  • 3-я неделя - квартсекстаккорд;
  • 4-я неделя - доминатсептаккорд. Уменьшенный вводный аккорд.

Модуляция

Мелодия играется и поется, затем исполняется на 1/2 тона выше и ниже. На следующей неделе модуляция составит целый тон, через неделю - полтора тона вверх и вниз и т. д. Исполняются мажорно-моторные пьесы и песни с яркоконтрастными красками мажора и минора.

Звуки речи

С помощью фонендоскопа мама поет ребенку 3 звука в день в определенное время.

  • Утром - вибрационные звуки речи - в, ж, з, н, м, р.
  • Днем - диафрагмальные звуки речи - а, к, и, у, э, ю, я.
  • Вечером - расслабляющие звуки речи - с, ф, ч, ш, щ.

Хотите узнать о самом эффективном способе научить ребенка буквам и выучить алфавит в кратчайший срок? С нашими рекомендациями вам не составит труда научить ребенка алфавиту в 3-6 лет. Всего за месяц коротких занятий вы сможете выучить с ребенком гласные и согласные звуки и начать читать.

www.fullhdoboi.ru

Зачем учить ребенка алфавиту

Прежде чем познакомить ребенка с буквами русского алфавита, ответьте себе на вопрос, ЗАЧЕМ вы хотите это сделать именно сейчас. Вашему малышу 5 или 6 лет и вы хотите подготовить его к школе? Ему 2 года и вы хотите похвастаться успехами маленького гения перед знакомыми и родственниками? Малышу 3 года и вы хотите всеми доступными вам способами «вложить в него максимум», чтобы не упустить оптимальный момент для всестороннего развития? Что?

Безусловно, можно научить ребенка алфавиту в любом возрасте. Вы можете показывать карточки с буквами уже с пеленок, но… Давайте отбросим в сторону родительские амбиции и сфокусируемся на объекте — ребенке. Для чего ему знать буквы? Правильно, чтобы читать! А вы уверены, что прямо сейчас он ГОТОВ постигать азы чтения? Почитайте, какие условия необходимы для того, чтобы научить ребенка читать в наших статьях и только после этого примите правильное решение:

Любые знания должны находить применение на практике. Вы должны четко понимать, что за изучением букв и алфавита идет обучение ребенка чтению. Иначе нет смысла, есть куча других эффективных способов развить память, мышление, речь. Не обязательно для этого учить буквы с полуторагодовалым малюпасом, который еще не в состоянии их правильно произнести. Если вы слишком рано начнете знакомство с алфавитом, высока вероятность, что ребенок просто забудет буквы к тому моменту, когда будет готов осваивать чтение. Или второй, более «страшный» момент. Выучив «бэ», «вэ», «дэ», ребенок не сможет читать, ведь при чтении работают другие правила. Чтобы сливать слоги и превращать их в слова, нужно произносить звуки совсем не так. Переучивать всегда сложнее. Будьте аккуратны с выбором говорящих игрушек и книг: там не всегда правильно произносят буквы!

happymama.ru

Само по себе знание алфавита ничего не даст малышу. Он просто зазубрит его как песенку или стишок, но это не научит его читать. Поэтому оставьте изучение алфавита для детей 5-6 лет, которым он понадобится в школе, а с малышами просто учите буквы, не придерживаясь алфавитной последовательности.

  • Алфавит — это не просто все буквы, это буквы в ОПРЕДЕЛЕННОЙ последовательности.
  • Алфавит — это база любого языка.
  • Алфавит — это ключ ко всем словарям, справочникам, энциклопедиям и пр. документам, где важен порядок и систематизация.
  • Знание алфавита экономит время.

Учим буквы: с чего начинать

В какой последовательности учить буквы? Нужно ли учить алфавит? Начинать с гласных или согласных?

Давайте четко, итак:

1. Не нужно учить буквы в алфавитном порядке.

2. Не учите буквы вперемешку: то гласные, то согласные.

3. Первыми выучите с ребенком 10 букв, обозначающих гласные звуки.

Самое важное в этом возрасте — обращать внимание на ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ. При необходимости обратитесь к логопеду, чтобы помог поставить правильные звуки, ведь от этого напрямую зависит успех в обучении в школе.

Частая проблема в этом возрасте — звук Р . Вы можете поработать с ребенком самостоятельно, регулярно выполняя .

Формировался речевой слух и произношение, сделайте так, чтобы ваша речь была примером для подражания. Общайтесь с малышом как можно больше, с рождения используя каждую минуту. Обычные действия сопровождайте неторопливым, ласковым разговором: рассказывайте, что собираетесь делать, называйте предметы, окружающие ребенка. Кроха будет учиться сосредотачиваться, прислушиваться к голосу, реагировать на него.

Чаще улыбайтесь малышу, пойте песенки. Реагируя на тембр голоса, высоту, мелодику, кроха развивает речевой слух. Улыбка , его смех и первые ответные подражания будут вам наградой. Повторяйте звуки, которые он произносит, и малыш с улыбкой ответит вам снова.

Вспомните любимые песенки и из детства: потешки, колыбельные, считалки. Используйте их в играх и других ситуациях: во время еды, массажа, купания, при укладывании спать.

С первых жизни уделяйте внимание развитию общей моторики малыша, подвижности пальчиков. Центры, ответственные за движения рук и органов артикуляционного аппарата (губ, языка, челюстей, мягкого нёба), в коре головного мозга находятся в ближайшем соседстве. Совершенствуя мелкую моторику, вы готовите почву для развития артикуляции ребенка.

Играйте в пальчиковые игры: «Сорока-белобока», «Ладушки», «Серый заинька сидит и ушами шевелит», «Идет коза рогатая». Кроме тренировки пальцев, у малыша развивается умение слушать и понимать содержание песенок и потешек, улавливать ритм. Совсем маленьким детям поглаживайте кисти рук, загибайте и разгибайте пальчики.

Когда ребенок начинает произносить первые слова, расширяйте словарный запас за счет названий окружающих предметов. Говорите, четко произнося слова. Можете пользоваться так называемой облегченной речью: машина - «би-би», собачка - «ав-ав» и т.п. Но долго не застревайте на такой речи, а вместе с упрощенным давайте и полное название предмета.

Для правильного произношения малышу необходимы хорошо развитое дыхание и подвижность артикуляционного аппарата. Чтобы развивать дыхание, дуйте на ватные шарики: загоняйте их в «ворота» - пузыречки или коробочки. Надувайте вместе воздушные шары, дуйте на бумажные лодочки, запуская их в тазу. Для тренировки артикуляционного аппарата в игровой форме перед зеркалом выполняйте специальные упражнения.

До четырех-пяти лет недостатки в произношении носят физиологический характер. Но если они сохраняются дольше, обращайтесь за помощью к специалистам. Не лишним будет показать логопеду малыша двух-трех лет, даже если нет повода для беспокойства. В этом возрасте можно выявить такие нарушения речи, которые не соответствуют физиологическим нормам. Чем раньше начнете коррекцию, тем успешнее будет результат.