Егэ русский язык. банк аргументов

Нередко в школах, лицеях, колледжах и даже вузах учащимся задают написать сочинение на тему “Родительский дом”. Это очень хорошая работа, над которой каждому стоило бы потрудиться. Ведь тема очень важная. Для всех. У каждого из нас есть родители и свой родной дом, где мы выросли и провели детство. Так что написать есть о чем. А вот как это сделать лучше и какими именно принципами руководствоваться, нужно обсудить более подробно.

Структура: то, что нужно знать

Итак, первым делом необходимо обсудить структуру. Совершенно очевидно, что сочинение на тему “Родительский дом - начало начал” не зададут писать учащимся начальной или средней школы. Это уже работа для старшеклассников. Потому и структуру нужно соблюдать соответствующую. В старших классах надо перестать следовать принципу “вступление - основная часть - заключение”. Безусловно, это основные составляющие любого эссе или сочинения. Однако работа является более сложной по своей структуре.

Первым делом обозначается тема. Это заголовок и эпиграф. Если насчет первого всё ясно, то что представляет собой второе? Эпиграф - это броская цитата, подходящая по теме сочинения. Она ставится в самом начале, после заголовка. А потом уже идет несколько вступительных строк, настраивающих читателя на основную тему.

Основная часть и заключение

После этих нескольких предложений идет основная часть. Именно на неё и приходится главная содержательная нагрузка. В основной части следует раскрыть проблему, заключенную в уже обозначенной теме.

А заключение - это, можно сказать, точка всему вышесказанному. Но! Сочинение на тему “Родительский дом - начало начал” надо закончить не просто итогом. В нем должна явно прослеживаться мысль автора. То есть его мнение касательно всего, что было сказано ранее. Вот так примерно и должна выглядеть

Первый абзац

Многих учащихся действительно одолевает так называемый кризис первого абзаца. То есть тяжело написать вступление. Но задачу можно облегчить. Первым делом надо определиться с эпиграфом. Неплохим вариантом станет цитата, звучащая так: “Дом — это там, где твое сердце”. Сказана она была Плинием-старшим. Тематике соответствует, так что в качестве варианта первой вступительной строчки тоже подойдёт.

После этого можно переходить непосредственно к первому абзацу. Неплохим началом может стать что-то, написанное приблизительно следующим образом: “Место, которое всегда приносит приятные воспоминания, - родительский дом. Это действительно то, куда хочется возвращаться. Разумеется, тем людям, у которых было хорошее детство. Но почему? По какой причине нас туда так тянет? Все это понимают, но не каждый может с ходу сформулировать. А ведь тут на самом деле всё просто”. Почему этот вариант вступления является подходящим? Во-первых, он краткий. Во-вторых, задает настрой на тему. В-третьих, во вступлении имеются вопросы. А это просто замечательный ход. Почему? Стоит об этом рассказать.

Вопросы - удачный авторский прием

Итак. Если человек ставит вопрос во вступительной части сочинения на тему “Родительский дом”, это однозначно будет оправдано. По одной причине. Увидев вопрос, читатель автоматически задаст его самому себе. И подсознательно начнет раздумывать, размышлять, искать ответ. То есть, по сути, произойдет концентрация его внимания. И возникнет подсознательный интерес прочитать текст дальше, чтобы увидеть ответ. Так что вопросом можно не только удачно начать работу, но еще и завоевать внимание читателя. Кстати! Это стоит взять на заметку ученикам, планирующим заняться деятельностью, связанной со СМИ. Эссе ведь тоже не просто так задают писать - на них получается неплохо набить руку и натренировать свой стиль. Да и заметки, начинающиеся с вопросов, обычно дочитывают до конца.

Дальнейший план

Итак, вступление готово. Что дальше? Следом идет основная часть. И вот в процессе работы над ней не стоит торопиться. Сочинение под названием “Родительский дом - начало начал” является довольно сложным, важным и серьезным эссе. Потому перед тем, как переходить к главному, надо набросать план своих мыслей. Так получится не запутаться в том, о чем хочется написать, и выстроить логическую последовательность. Ведь нередко так бывает: ученик уже поставил точку и вдруг вспоминает, что он забыл указать кое-что очень важное. Во избежание этого нужно составить план. Не подробный - тезисов вполне будет достаточно. На них в дальнейшем автор станет ориентироваться. И еще: не следует, что называется, распыляться на 15 пунктов. Эссе интересно читать тогда, когда в нем максимум информации, размышлений и минимум воды. Тема должна быть раскрыта - это главное условие. И его надо соблюсти.

О чем писать?

В принципе, тема свободная. Автор должен ориентироваться лишь на свои ощущения и мысли касательно обозначенного повода. Родительский дом - это понятие, которое каждый растолкует по-своему. И собственно говоря, в этой разности и, что называется, непохожести, и заключается особенность каждого эссе на обозначенную тему.

Пример основной части

Можно написать примерно следующим образом: “Родительский дом. Семья… Эти слова у каждого из нас вызывают улыбку на лице и теплоту в душе. Кто-то вырос в большом, просторном доме. Другие - в небольшой, но такой уютной квартире. Но это не столь важно. Ведь самое главное - то, что у всех нас с тем местом, где мы родились, выросли и провели детство, связаны приятные воспоминания. И дом наших родителей всегда нас примет. Там всё привычное, родное и такое знакомое. Каждый из нас, оказываясь у себя дома, может рассказать в подробностях о каждой детали, о любой мелочи, присутствующей внутри. «Вот этот цветочный горшок был мною подарен маме еще в начальных классах. А на этом месте висит картина потому, что за ней на стене - не отстирывающееся пятно, которое я сделал по случайности, еще будучи в детском саду» - такие мысли будут появляться в голове у любого человека, вернувшегося в дом своих родителей. И он будет улыбаться, вспоминая всё это. И возможно, в душе возникнет легкая грусть. Тоска по детству, по беззаботному времени, по молодым родителям”.

Вот, в принципе, неплохой пример того, как можно продолжить эссе под названием “Родительский дом - начало начал”. может получиться очень хорошим и интересным, ведь писать есть о чем. А источник, из которого можно черпать мысли, - у нас в душе.

Эмоциональность

Как уже можно было понять по представленному выше примеру, в эссе не нужно стесняться эмоциональности. “Родительский дом” - сочинение, в котором, наоборот, нужно, как говорится, выложиться на все 100 %. И мыслями, и эмоционально. Чем больше в эссе будет искренности и чувств, тем интереснее оно станет. Читателя всегда притягивал оригинальный, необычный текст. А поскольку у всех нас эмоции очень разные, то и каждое такое эссе будет уникальным.

Но важно и не переборщить. Грань надо чувствовать. Если увлечься красивыми словами и разнообразными художественными, замысловатыми выражениями, то получится уже не так, как надо. Всего должно быть в меру. И эмоций, и аргументов, и доказательств, и красивых фраз. Сочетая всё это между собой, получится написать текст, где все удачно гармонируют друг с другом. Такое сочинение будет восприниматься и читаться легко.

Доказательства

Что еще помимо эмоций должно присутствовать в сочинении “Родительский дом”? Аргументы. Без них не обойтись. По сути, основная часть любого эссе строится по схеме под названием “тезис - аргумент”. То есть утверждение и его последующее обоснование. Понять, как выглядит данная схема, можно на этом примере: “Дом - это место, значащее многое для каждого из нас. Почему? Потому что мы там родились и выросли. Дом - место начала новой жизни. И это не может не играть никакого значения”. Есть утверждение, и есть его доказательство. Согласятся с ним или нет - это уже другой вопрос. Как говорится, сколько людей, столько и мнений. Самое главное, что тезис был логически обоснован.

Так что стоит это учитывать, работая над сочинением “Родительский дом”. Аргументы - важная составляющая любого эссе, и их присутствие в тексте сделает эссе более логичным и осмысленным. К тому же, указывая их, получается объяснить читателю, почему автор сделал именно такое утверждение. То есть можно проследить за логикой писателя, уловить его взгляды, настроение и даже нередко понять мировоззрение. В общем, аргументы - это нюанс, порой являющийся намного более глобальным, чем можно себе представить. Обращаясь всё к той же журналистике, можно вспомнить: мы, читая статьи, заметки или смотря репортажи, по интонации, стилю и особенным выражениям легко угадываем то, как относится корреспондент к затрагиваемой теме. Здесь - то же самое.

Заключение

Итак, выше было многое написано о том, как следует работать над созданием эссе “Родительский дом - начало начал”. Сочинение это, кстати, нередко задают на ЕГЭ. Потому лучше тренироваться над его написанием.

А напоследок стоит рассказать о том, как строится заключение. Последний абзац - точка всего текста! И как же завершить эссе “Родительский дом - начало начал”? Сочинение по литературе должно иметь краткую, но эффектную концовку. У читателя от последнего абзаца должно остаться своеобразное “послевкусие”. Концовка должна быть такой, чтобы он задумался о только что прочитанном, а не отложил в сторону бумагу и продолжил заниматься своими делами. Ведь именно на это и направлено эссе “Родительский дом - начало начал”. Сочинение по литературе должно стать не просто работой на оценку, а тем, что заставит каждого человека вспомнить свой родной дом, маму, папу и ненадолго окунуться в детство.

Что ж, а завершить его можно так: “Многие люди согласятся, что дом - это символ безопасности, надежности, тепла и особого уюта. Более того. Дом - это малая родина. Тут всё знакомо. Тут всё родное. Здесь просыпаются самые далекие и теплые воспоминания. И человек, попав в родительский дом, может снова почувствовать себя маленьким, даже если ему 40 лет. И это чувство великолепно”.

У кого-то нет дома, кто-то живет у свекрови, кто-то в съемном жилье, а есть и такие, у которых есть своя квартира, а чувства дома нет!

Да и многие читательницы давно ждут от меня обещанную статью об отсутствии жилья. Не хотела я об этом писать, но, видимо, пришло время.

У любого человека, а в особенности у женщины, должен быть дом, чувство своего дома. Без этого чувства человек заболевает, без чувства дома не может быть никакой внутренней гармонии, которая всегда связана с глубинным чувством дома.

Такой человек как будто и не живет; жизнь откладывается на потом, включен режим ожидания. Вот перееду, вот сделаю ремонт, вот увеличу площадь…

ДОМ — это место, пространство, где чувствуешь безопасность, комфорт и восстанавливаешь силы.

Я ДОМА!

В доме всегда можно отдохнуть, расслабиться, набраться сил, принять важные решения.

Дом — это место, где лечатся любые душевные раны, место, где тебя принимают таким, какой ты есть.

Из дома не хочется уезжать, его не хочется надолго оставлять, потому что он живой и он для нас место силы.

Дом многое говорит о нас: о наших желаниях, чаяниях, отношениях, куда направлена наша энергия, что происходит с нами внутри.

Дом - основа, на которой строится ВСЯ НАША ЖИЗНЬ. Ваша взрослая и осознанная жизнь.

Часто мы ищем развития и личностного роста за порогом нашего дома. А дома - рваные треники, плохая еда, приготовленная на скорую руку, все запущенно и неухожено! Не уложенные волосы, скандалы и ругань.

Дом для многих становится ночлежкой. Но ведь все самые важные моменты жизни разворачиваются дома. В доме мы строим отношения, растим детей, отдаем им что-то важное, то, с чем они пойдут по жизни.

Именно дома проходит настоящая жизнь. Какая она у вас? Или у вас жизнь только на работе?

Когда мы не можем организовать повседневную жизнь, быт, мы бежим из дома в путешествия, ищем там отдыха и счастья. Но если в доме нет счастья и отдыха, в путешествии вы его тоже не найдете. А по приезду еще очень долго вам придется включаться в свою жизнь! Часто путешествующая женщина скрывает свой внутренний дискомфорт, усталость от жизни, и отсутствие ощущения покоя и внутренней гармонии.

Когда женщина не укоренена - это плохо, на ее психику это действует разрушающе.

НЕТ ЧУВСТВА ДОМА :

— когда вы подолгу задерживаетесь на работе;

— когда вам лучше быть где угодно, но не дома;

— вы много путешествуете и переезжаете;

— когда дома вы чувствуете себе неуютно и неудобно;

— когда вы не чувствуете себя комфортно и безопасно в пространстве, в котором живете;

— и вам все время хочется что-то изменить, переехать, увеличить площадь.

КАК ВЕРНУТЬ ЧУВСТВО ДОМА?

Дом появляется тогда, когда мы в ладу с собой, с жизнью, когда хотим жить, строить, создавать, рожать детей, пускать корни!

Чтобы иметь свой дом, нужно взрослеть. У «детей» нет домов! Они вечно скитаются по чужим домам! И съемному жилью! Оставаясь ребенком, человек подсознательно хочет вернуться туда, где было легко, спокойно и защищенно. Зачем свой дом, если у него уже есть дом родительский, и он всеми фибрами души стремиться туда попасть снова.

Дом или его отсутствие полностью отражает то, что у вас происходит внутри.

Неплохо бы осознать свои страхи.

Возможно, некоторые в детстве боялись идти домой, боялись непредсказуемости, боялись вспышек родительского гнева, претензий и замечаний. Почему не сделала это? Опоздала? Не убралась?

Было везде спокойнее - у подруг, на улице, но не дома, возможно дома были скандалы, пьянство.

Дом был чем-то опасным! И вы боялись идти домой. Поэтому сегодня так тяжело укореняться, так тяжело обживаться и создавать свое пространство, нет такого опыта! Но осознавая эти моменты, двигаться вперед гораздо проще, чем когда мы живем в неведении.

Чтобы построить семью, нужно построить дом, иметь общее пространство, без этого семьи не будет.

Когда есть семья, но нет дома длительное время, это сигнал. Возможно, женщина не выбрала мужчину, желает подсознательно вернуться в родительский дом, поэтому общий дом не складывается. Отсутствие жилья - это сигнал: включен режим ожидания. Вопрос - чего вы ждете?

Когда женщина выбирает мужчину, то у нее появляется желание иметь свой дом. Мужчина это всегда чувствует и начинает действовать, женщине нужно лишь поддержать его в этом.

ДЕЛО НЕ В ДЕНЬГАХ. Денег нет, когда дом не нужен. Нет семьи в энергетическом смысле, нет дома. Решение квартирного вопроса зависит от взаимоотношений в паре: если они есть, то и с домом не будет проблем!

СЪЕМНОЕ ЖИЛЬЕ - это психологическая незрелость, особенно, когда такое проживание растянуто на годы. Квартиродатели - это «родители», строгие и ответственные. Они решают за вас, что сделать, какую мебель купить, какую плату вам назначить. Вы зависимы в том, где мы обычно должны быть свободны. Как дети. Вы должны спрашивать, можно ли завести собаку или кошку, развести цветы, даже родить ребенка. Квартиродатели несут всю ответственность за свое жилье и его сохранность. Не вы.

Поэтому, если вы живете в съемном жилье, нужно взрослеть. И понять, что в основе отсутствия жилья лежит не денежный вопрос, а нежелание создавать свой дом и отрываться от родителей.

Это как проснуться, отряхнуться от сна и медленно, но верно начать двигаться в правильном направлении. Осознание того, что с вами происходит — это путь к собственному дому.

У вас должен быть образ дома. Начните создавать образ своего дома и качество жизни уже в чужих стенах и в том пространстве, где вы находитесь. Начните взрослеть! Вы должны иметь свои вещи. А то как мы живем в съемном жилье? Чужая посуда, чужие шторы, все чужое.

ДОМ - ЭТО БОЛЬШАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ВЗРОСЛАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ!

А для женщины - это и ее место силы! Поэтому все в вашем доме должно вас радовать, все должно быть вашим энергетически!

И если нет сегодня своего дома, нужно создавать свое пространство, прототип «СВОЕГО ДОМА», покупать вещи, которые возьмешь в свой дом! А не жить так: вот будет дом - буду покупать, а пока на старых диванах и на облезлых табуретках, со старыми обоями:))

Если быть честной до конца, то в съемной квартире вы никогда не будете, как у себя дома. Там нет возможности пускать корни, в любой момент вас могут попросить, нужно будет сгребать свой мир в мешки и перевозить его на новое место, снова обустраиваться, обживаться и снова разочаровываться. Чем страшно съемное жилье? Мы ничего не даем этому дому, и дом ничего не дает нам. У нас нет места силы!

Нужно закончить с этим внутренне. Что заставляет вас скитаться и быть неприкаянной? Что страшного произойдет, когда у вас появится свой дом?

А ЭТОТ ВОПРОС ДЛЯ НЕЗАМУЖНИХ ЖЕНЩИН: Почему вы оказались в съемном жилье, почему не замуж вышли, а съехали на съемную квартиру? Ведь это тоже произошло не случайно?

Эти вопросы позволяют задуматься, осознать очень важные, глубокие и корневые мотивы, которые лежат в основе всей вашей жизни!

ВОТ ТАКИЕ НЕДОСТАТКИ ОБЛАДАНИЯ СОБСТВЕННЫМ ДОМОМ мы нашли вместе с участницей Женской Школы (сейчас она живет с мужем в доме у свекрови):

— Дом надо содержать;

— Сейчас часть расходов несут родители, а придется самостоятельно;

— Окончательно оторвемся оба от родителей;

— В собственном доме всегда много дел;

— Нельзя будет оставить ребенка и уйти по делам;

— Чувство одиночества;

— Это твоя ответственность, которая лежит только на тебе;

— Из своего дома не уйдешь, даже если очень поругаться.

ДОМ (КВАРТИРА) - это что-то основательное и завершенное! Это ваш выбор, в том числе и с кем вы будете жить! И этой основательности и завершенности мы боимся, поэтому и скитаемся 40 лет по чужим домам, потому что выбор не сделан!

СОВЕТЫ:

НАШ ДОМ - ЭТО НАШЕ ОТРАЖЕНИЕ. И если мы хотим что-то менять в доме, то изменения нужно начать в собственной душе.

ДОМ - ЭТО МЕСТО СИЛЫ, к нему относятся с уважением и почитанием, поэтому бойтесь осквернять свой дом скандалами, руганью и бранью, ведь весь этот негатив оседает на стенах и еще долго сосет из вас силы. А дом должен давать силы.

Пусть ваш дом будет полной чашей, начните с еды. Она должна всегда готовиться осознанно и привлекать благополучие и семейное счастье.

Приглашайте гостей и будьте готовы принять нежданных гостей! Пусть будет порядок и уют! Порядок - это не когда все вымыто и вычищенно, а когда чувствуется, что в доме есть хозяйка, есть ее быт, ее порядок, ее правила!

Каждый день в вашем доме может быть радостным и наполненным, приносить удовлетворение, а не проживаться наспех и налету.

Начните встречать и провожать своих домочадцев. Встречайте мужа и детей, не выкривая из комнаты, а на пороге, не засыпая вопросами, а просто покажите, что вы рады встрече, что вы ждали! Сначала накормите, напоите, спать уложите, а уж потом и вопросы задавайте!

Плохо, когда женщину встречает муж! Что-то в вашей жизни пошло неверно!

Подумайте, как вы можете порадовать, удивить, дать ощущение комфорта и уюта всем членам семьи и гостям в том числе?

На Кавказе есть такая поговорка: Гость в дом - Бог в дом! Приглашая гостей, вы приглашаете в дом благополучие, отдавая вы получаете! Не экономьте на этом, не будьте скупой на добрые жесты, на свою энергию, на свое внимание.

Я уже не раз писала про красивые чайные пары, купите фруктовницу, столовый сервиз и начните им пользоваться, а так же соусниками и супницей.

Ведь чтобы все это делать, придется налаживать отношения в семье, становиться доброй, внимательной, гостеприимной, щедрой, нарядной! Вот где ваш личностный рост. В доме. А не вне его.

Именно дома создается пространство любви и понимания между мужчиной и женщиной! Если нет этого пространства, нет и будущего у отношений! Уберите, выкиньте все, что кажется чужим, ненужным и некрасивым! Все должно вас радовать, все должно быть вашим.

Мы должны учиться создавать свою повседневную жизнь в своем собственном доме. Создать свой мир! А какой вы хотите создать мир?

И если у вас нет дома, то у вас должен быть опыт по созданию собственного мира!

Живите хорошо уже сегодня, не откладывайте жизнь на потом! И у вас появится этот счастливый опыт. Без него и в новой квартире вы будете чувствовать себя неудовлетворенной.

А счастье притянет и необходимые средства на собственные метры или дополнительные.

КОГДА ВЫ НАЧНЕТЕ ВОСПИТЫВАТЬ В СЕБЕ ЧУВСТВО ДОМА, ВСЕ НАЧНЕТ МЕНЯТЬСЯ - ВАШИ МЫСЛИ, ПОСТУПКИ И САМОЕ ГЛАВНОЕ - ВАША ЖИЗНЬ!

Попробуйте, вам понравится!

Татьяна Дзуцева

Серия сообщений "Мудрость ":
Часть 1 - Роль дома в жизни человека или почему вы зависли на съемной квартире

Оригинал записи и комментарии на

Понятие «дом» можно рассматривать в нескольких аспектах. В узком смысле дом – это сооружение, место, где обитают люди и животные.

Понятие «дом», дом в жизни человека

Дом служит в качестве укрытия от неблагоприятных природных условий, для сна, комфортного воспитания потомства, отдыха, хранения продовольственных запасов. Дом играет очень важную роль в жизни человека, так как в нем заключены все бытовые аспекты его существования.

Именно в доме мы отдыхаем после напряженного рабочего дня. В нем мы готовим себе еду, и защищаемся от морозов и ветров.

Не зря древняя пословица гласит, что дом человека – это его крепость. Именно дом выступает надежным укрытием от всех неприятностей и неблагоприятных условий.

Дом в первобытном обществе

Люди начали сооружать примитивные дома еще с времен первобытного строя. Прародительницей современно дома была пещера. Однако со своим эволюционным развитием, первобытный человек уже не мог удовлетвориться условиями жизни в пещере.

Появилась необходимость строить дома на открытом пространстве. Материалы, которые использовались для построек первых хижин и шалашей зависел от региона обитания первобытных людей.

Так на территории современной России для создания жилища первобытный человек использовал древесину и хвойные ветки, что обеспечивало укрытие от холода и дождя.

После того, как древние люди начали переходить к оседлому способу жизни, дома и землянки строились с использованием глины и савана.

Дом в античности

В период античности дома впервые начали соответствовать статусу хозяев. Богатые и знатные люди воздвигали настоящие дворцы из мрамора, которые окружали сады. В античных домах впервые появилось несколько комнат – раньше дома представляли собой одно большое внутреннее помещение.

Дом делился на две части – на женскую и мужскую половину. В мужской половине устраивались приемы гостей. К домам знати были подведены коммуникации – вода и канализация.

Жилища бедных людей были простые – часто их создавали из глины и дерева, чаще всего с одной комнатой. В античных домах не было хозяйственных пристроек. Очень часто мастерские и кладовые находились на вторых этажах домов.

Дом в средневековье

Дома средневековой аристократии поражали своим убранством и красотой. Зачастую это были большие здания, с внешней стороны украшенные лепкой. Примечательным является то, что в средневековых домах было мало окон – это обеспечивало безопасность всех жителей дома.

Несмотря на строгие нравы того времени, дом уже не делился на женскую и мужскую половину. Центральной комнатой средневекового дома была большая гостиная, в которой имели право собираться мужчины, женщины и даже прислуга.

Дома как богатых, так и бедных людей были отделены друг от друга узкими переулками – это объяснялось тем, что в случае пожаре, огонь не перекинется на соседнее здание.

В одном средневековом доме проживала одна семья. Тогда считалось недопустимым проживание нескольких семей, даже связанных родственными узами под одной крышей.

Направление "Дом" итогового сочинения 2015-2016 по литературе: примеры и образцы

Предложенные ниже сочинения – это готовые примеры написания итоговых сочинений по литературе по направлению "Дом". К каждому сочинению приведена статистика, в некоторых выделены тезисы и составные части.

Данные образцы предназначены для того, чтобы сформировать представление учащихся о полном или частичном раскрытии темы итогового сочинения. Рекомендуем использовать их как дополнительный источник идей при формировании собственного представления раскрытия темы.

Отношение человека к окружающей среде – это уже и сам человек, его характер, его философия, его душа, его отношение к другим людям.

С.П. Залыгин

Понятие «дом» многогранно. Для каждого человека он имеет своё значение, вызывает свои ассоциации. Для большинства людей это место, связанное с детством, с родными людьми, мамой. Мысли о доме вызывают приятные, трогательные воспоминания: это начало жизненного пути; это аромат свежеиспечённых блинчиков, ворсинки шерсти на стареньком диване, детские рисунки на стенах; мамин голос, тепло…

Многое в нашей жизни определяется домом и семьёй: с детства мы впитываем атмосферу домашнего очага, семейные традиции. Именно в семье, в родном доме нам прививаются нравственные ценности, формируется особое видение мира. Со временем понятие расширяется, родными становятся улица, край, страна, планета.

На нашей планете живет более шести миллиардов человек. Сколько из них считают ее настоящим домом? Многим кажется, что для этого нужно побывать в разных странах, чувствовать себя одинаково хорошо в любой точке земного шара. Однако это не так.

Земля – наш общий дом. Каждый сознательный человек понимает, что все в мире взаимосвязано. Веками мы пользуемся дарами природы, воспринимаем её как кладовую, из которой можно черпать до бесконечности. Такое отношение к природе неизбежно приводит к угрозе экологической катастрофы и причина всему – деятельность человека. Ярким примером может служить катастрофа в Чернобыле, на АЭС в Фукусиме, взрыв нефтяной платформы в Мексиканском заливе. Эти трагедии унесли жизнь многих людей и продолжают отравляют жизнь. Последствия ещё многие годы будут служить страшным упрёком всему человечеству.

В литературе проблема экологии не нова. Писатели разных поколений затрагивают в своих произведениях тему взаимоотношений человека и природы, бережного отношения к природе.

Еще в 70-е годы Чингиз Айтматов поднимал вопрос безысходности пути, при котором человек губит природу. Она обязательно отомстит вырождением и бездуховностью. Эту тему автор рассматривает в таких произведениях, как "После сказки", "Буранный полустанок", "Плаха". Сильное впечатление оставляет после себя роман "Плаха". Этот роман – призыв одуматься. Интересно, что проблему экологии писатель рассматривает неразрывно с проблемами разложения человеческой личности.

Роман начинается с описания жизни волчьей семьи, которая обитает на своей территории, пока не появляется человек. Он бессмысленно и грубо уничтожает все на своем пути. Становится не по себе, когда читаешь про варварскую облаву на сайгаков. В этой бойне погибают волчата Акбары. На этом несчастья волчицы не кончились: еще пять волчат погибают во время пожара, который специально устроили люди, чтобы легче было добывать дорогое сырье: “Ради этого можно выпотрошить земной шар, как тыкву”. Автор понимает причину такой жестокости – алчность, борьба за собственное благополучие.

А люди не подозревают, что природа за все отомстит и намного раньше, чем они думают. У природы, в отличие от людей, есть только одно несправедливое действие: она, мстя людям за разорение, не разбирает, виновен ты или нет. Волчица, оставшись одна по вине человека, тянется к людям. Свою неистраченную материнскую нежность она хочет перенести на человеческого детеныша. Это оборачивается трагедией, но на этот раз и для людей. Акбара не виновата в гибели мальчика. Это человек в своем жестоком порыве страха к непонятному поведению волчицы стреляет в нее, но промахивается и убивает собственного сына. Человек поплатился за свою жестокость.

В романе Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» также звучит мысль об ответственности человека за природу. Главного героя романа беспокоит поведение приезжих туристов. Он видит озеро, опустевшее от браконьерской ловли, муравейник, облитый бензином и подожжённый туристами для забавы, белых лебедей, некогда украшавших озеро, а теперь сваренных в котле.

Хочется закончить словами русского писателя Ю. Бондарева: «Порой самодовольному человечеству кажется, что оно, подобно вселенскому полководцу, природу подчинило, покорило, обуздало...Человек забывает о том, что в длительной войне победа обманчива, а мудрая природа чересчур терпелива. Но в срок положенный приходит всему конец. Природа грозно поднимает карающий меч».

Мы убиваем свой дом. Живой, развивающийся и меняющийся дом, в котором первоначально было всё для человека. И этот дом рано или поздно перестанет им быть, если мы не научимся его беречь.


619 слов

Каждый дом несет на себе отпечаток личности его обитателей. Дом точно слепок души хозяина. По облику дома, по царящей в нем атмосфере можно определить, что за люди живут в нем, каким характером обладают. Недаром многие писатели в своих произведениях большое внимание уделяют описанию домов своих персонажей.

Так, в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» дано подробное описание жилищ помещиков, и легко заметить, что все дома отличаются друг от друга так же, как отличаются характеры их владельцев.

Вот Манилов. Характер этого персонажа неуловимый, неопределенный. Он «ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Делами в усадьбе он не занимается, судьбами крестьян не интересуется: «Он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою». Это бездеятельный мечтатель, который только и делает, что строит несбыточные планы: «Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян… Впрочем, все эти прожекты так и оканчивались только одними словами».

Дом Манилова как нельзя более точно отражает его натуру. Читатель обращает внимание на красноречивые детали: «В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево; но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею; впрочем, хозяин в продолжение нескольких лет всякий раз предостерегал своего гостя словами: "Не садитесь на эти кресла, они еще не готовы"». Это говорит о бесхозяйственности хозяина, неспособности продумывать свои действия и доводить дело до конца. На эти же качества указывает и факт, что «в иной комнате и вовсе не было мебели, хотя и было говорено в первые дни после женитьбы: "Душенька, нужно будет завтра похлопотать, чтобы в эту комнату хоть на время поставить мебель". Но слова так и остаются только словами, ведь Манилов неспособен к решительным действиям, достижению результата. Об отсутствии сколько-нибудь серьезных интересов свидетельствует и лежащая в его кабинете «книжка, заложенная закладкою на 14 странице, которую он постоянно читал уже два года».

Совершенно иной характер у Собакевича. Внешне он похож «на средней величины медведя» - крепкий, грубый, неуклюжий. Он и хозяин крепкий («человек –кулак»), знает всех крестьян по именам; составляя список, указывает достоинства каждого. Не упускает случая обмануть: вносит в список продаваемых душ женщину.

Весь дом Собакевича также отличается прочностью: «Чичиков еще раз окинул комнату и всё, что в ней ни было, - всё было прочно, неуклюже в высочайшей степени». Все вещи в доме похожи на своего хозяина: «В углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах: совершенный медведь. Стол, креслы, стулья - всё было самого тяжелого и беспокойного свойства; словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: и я тоже Собакевич! или: и я тоже очень похож на Собакевича!» Даже картины на стенах изображают героев «с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу… Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, казалось, хотел, чтобы и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые…»

Таким образом, легко сделать вывод, что жилище и все, что в нем есть, характеризует личность хозяев. Можно сказать, что наши дома - это правдивые зеркала, в которых отражаются наши души.

566 слов

«Родительский дом – начало всех начал…»

Ю.Антонов

1. Вступление к сочинению.

Дом…Родительский дом. Для каждого из нас он имеет исключительное значение. Ведь в отчем доме человек не только родится, но и получает духовный и нравственный заряд на всю оставшуюся жизнь, в семье закладываются в человеке те нравственные ориентиры, которые будут нужны ему на протяжении всей жизни.

Именно здесь человек ощущает и познаёт все начала в жизни. «Всё в человеке начинается с детства», - подчеркнул писатель С. Михалков. И какими будем мы в жизни - это зависит от семьи, в которой мы выросли, от той духовной атмосферы, которая царила в родительском доме.

Тема Дома - сквозная тема мировой художественной литературы. Писатели в своих произведениях размышляли о значении семьи в воспитании детей.

2. Основная часть сочинения - литературные аргументы (анализ литературных произведений или конкретных эпизодов произведений).

В комедии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин показывает имение дворян Простаковых. Что же это за дом? В нём главенствует не мужчина, глава семейства, а госпожа Простакова. Атмосфера здесь очень тяжёлая, потому что с утра до вечера здесь слышатся крики, брань, грубые слова. Помещица следит за всеми, хитрит, лжёт, унять её никто не может.

У Простаковой нет человеческого достоинства. Она ругает портного Тришку и мужа -подкаблучника, который только потакает своей жене. Жена деспотична по отношению к мужу. Ради сына она кидается на брата. Ей жаль перетрудившегося Митрофана. Невежественная, жестокая, самовлюблённая, госпожа выстраивает семейные отношения с позиции силы. Так, по мнению Д.Фонвизина, деспотизм уничтожает в человеке всё человеческое.

А ведь эта злобная и жестокая женщина - мать. Она сильно любит своего Митрофанушку. Но в атмосфере родного дома, которым управляет Простакова, её сын ничему хорошему не мог научиться, поэтому комедия завершается тем, что хозяйка дома не только лишается права управлять своим имением, но, что самое страшное, её предаёт Митрофан: он отказывается от матери. Стародум замечает: «Вот злонравия достойные плоды».

3. Второй литературный аргумент (анализ текста произведения).

Совсем другой образ дома создан в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого. Мы видим большой дом на Поварской улице в центре Москвы. Здесь живёт большая и дружная семья графа Ильи Николаевича Ростова. Двери открыты для всех. Семья музыкальная, артистичная, в доме обожают пение и танцы.

Глава дома - граф Илья Николаевич Ростов - любитель домашних праздников. Он обожает свою семью, доверительно относится к детям. « Он - сама распущенная доброта». «Прекраснейший был человек»,- так отзываются о нём знакомые после его смерти.

Толстой подчёркивает, что дар воспитателя присущ и графине Ростовой. Она - первая советчица дочерей, великодушна, душевна в обращениях с детьми, гостеприимна, открыта.

Всё это способствовало тому, что родительский дом стал особой атмосферой духовности. Жизненные ценности, которые вынесли дети Ростовых, достойны уважения -это великодушие, патриотизм, благородство, уважение, взаимопонимание и поддержка. Наташа, не раздумывая отдаёт подводы для раненых, Николай спасает Марью Болконскую во время бунта крестьян, Петя добровольцем уходит на фронт и погибает.

4. Заключение по теме сочинения

Два дома – дом госпожи Простаковой у Фонвизина и Ростовых у Толстого. А какие они разные… Первый – антиидеал, второй – образец семейного уюта и счастья.

И мне очень хочется верить в то, что и в наше время будет как можно больше родителей, заботящихся о своей семье и крепкой духовной атмосфере в ней. Пусть каждый дом станет настоящим истоком нравственных ориентиров для молодых людей!

492 слова

«Человека человеком делают не деньги, а его семья»

Семья - это самое уютное и теплое место на земле. Это то место, в котором ты по-настоящему счастлив. Где нет врагов, но есть друзья... самые искренние друзья. У каждого человека в мире должна быть семья. Своя, совсем не похожая на остальные, такая родная сердцу, частичка чего-то светлого, где всегда поймут и поддержат. Все в человеке начинается с семьи. Так какую же роль играет семья в жизни человека?

Безусловно, семья играет огромную роль в жизни человека. Например, в пьесе «Гроза» А. Н. Островский показывает нам семью Кабановых. Что это за семья? В ней патриархально правит Кабаниха, выступая в семье за главу дома. Ей беспрекословно должны подчиняться все - и невестка, и собственный сын, которого она, кстати, не смотря на свое поведение, любит и желает ему прекрасной семьи, но этот идеал она пытается выстроить своими руками. И в этом домочадцы не противятся ей, что Тихон «из ее воли ни на шагу», что Катерина «Для меня маменька все равно, что родная мать, что ты»... В итоге, можно сделать вывод, что в патриархальной купеческой семье невозможно встретить такое чувство, как любовь. Когда Катерина, прощаясь с Тихоном, в порыве чувства бросается ему на шею, то получает гневную отповедь свекрови: «Что ты на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он муж тебе, глава! Аль порядку не знаешь...» И поэтому для Катерины ее любовь к Борису являлась постыдной, она не смогла простить себе такого греха, и пошла на самоубийство.

Совсем другой образ семьи воссоздал Лев Николаевич Толстой в своем романе «Война и мир». Большая дружная семья Ильи Николаевича Ростова. В этой семье нет разделения власти. В ней все равны. В ней обитает любовь и понимание друг к другу - И граф, и графиня души не чают в своих детях, всегда являются для них главными советчиками и духовными наставниками. И это проявляется в характере уже взрослых Наташи, Николая и Пети. Николай спасает Марью Болконскую, Наташа отдает свой кровный дом для подводов, для раненых, а Петя уходит добровольцем на фронт.

В итоге мы видим, что семья играет большую роль для человека. Она дает ему моральные устои, с которыми он будет идти по жизни. Она воспитывает в нем доброту и храбрость, как в романе «Война и мир», или же наоборот, стыдит за чувства любви, как в пьесе «Гроза». Я считаю, что не бывает плохой семьи и не бывает так, чтобы семья научила чему-то дурному. Каждого человека можно охарактеризовать по его семье, а плохих людей не бывает, бывают только не счастливые. Такие же, как их семьи.

413 слов

Действие романа «Белая гвардия» происходит в страшную эпоху гражданской войны. По всей стране царит хаос. Ни у кого нет уверенности в завтрашнем дне. Постоянно слышны приближающиеся к городу выстрелы. Где человек может обрести покой, если вокруг происходит подобный ужас? Для семьи Турбиных островком надежды стал их дом.

Здесь по-прежнему стоят на столе розы, а к женщине относятся, как к божеству. Семья Турбиных живет по законам долга и чести, которые издавна соблюдались в старой России. Порядочность и верность своим идеалам стали в этой семье настоящим культом. Здесь умеют бережно относиться к друзьям и родным, ценить своих близких.

Все Турбины - люди высокой культуры. Они слушают «Фауста» и читают Достоевского. Впрочем, даже мелкие подробности подчеркивают тревожное состояние всех вокруг. Пианино давно замолкло, а Алексей Турбин читает «Бесов». Если вспомнить, что этот роман повествует о революционерах, то можно сказать, что выбор книги не случаен.

С первых страниц читатель видит, как Турбины мужественно переживают смерть матери. Уже тогда становится понятно, что жизнь непоправимо изменилась. Продолжают идти часы, стоит изразцовая печка, вся семья из последних сил старается сохранить в доме уют. Пока им это удается, но надолго ли?

Сбежал из города муж Елены, но он всегда был несколько чужим в этой семье. Не хватало в нем стойкости, честности, отваги. Гораздо ближе Турбиным по духу оказались друзья Алексея: Мышлаевский, Шервинский, Карась. Для них в доме всегда находилось место. Они знали обо всех горестях и радостях этой удивительной семьи.

Роман Булгакова насыщен мелкими бытовыми деталями. То, что в более поздней советской литературе презрительно называли мещанством, в «Белой гвардии» описано с поразительной теплотой и трогательностью. Читатель знает все подробности прежнего уклада жизни в доме Турбиных. Они выполняют последнюю волю матери, которая завещала дружно жить. Именно взаимовыручка внутри семьи помогает героям преодолеть все невзгоды.

Мир, находящийся за кремовыми шторами этого дома, постепенно погружается в неразбериху войны, теряет прежние краски. Здесь же продолжают читать и искренне улыбаться друг другу, смело глядя в лицо наступающей опасности. Теплоту, царящую в это семье, мгновенно ощутил приехавший Лариосик. Он изо всех сил стремится быть полезным, чтобы остаться в столь притягательном доме Турбиных. Поначалу его воспринимают, как нелепого чужака, но вскоре он становится своим. Примечательно, что Лариосику стали доверять довольно быстро, а вотТальберг оставался чужаком, прожив здесь несколько лет. Почему так получилось? Думается, что все дело в искренности. Лариосик сердцем принял те правила, по которым живет семья Турбиных, а для Тальберга они всегда оставались пустым звуком.

В своем романе Булгаков нередко использует противопоставления и контрасты. Он показывает читателю унылую квартиру инженера Лисовича, чтобы уют и теплота Турбинского дома чувствовались еще острее. В доме Василисы не поют песен. Сюда не приходят друзья. Здесь царит страх, а не любовь. Лисович готов на любое предательство лишь бы спасти свою шкуру. У этого человека нет ничего святого.

Повсюду царит паника. Лишь дом Турбиных остается маяком, обещающим спокойствие. Сюда стремятся самые разные люди. Что же столь притягательное и волшебное есть в этом доме? Ответ прост-здесь живет настоящая любовь. Стремление сберечь свою семью и друзей, не отступив от принципов чести и долга, можно назвать одной из важнейших нравственных идей романа «Белая гвардия».

505 слов

Понятие «Дом» многообразное. Для каждого человека оно имеет своё значение, вызывает свои ассоциации. Для большинства людей это место, связанное с детством, с родными людьми, с мамой. Мысли о доме вызывают приятные, трогательные воспоминания.

Например, в комедии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин показывает помещичий дом дворян Простаковых. В нем главенствует не мужчина, глава семейства, а госпожа Простакова. Атмосфера в этом доме очень тяжелая, потому что с утра до вечера здесь слышатся крики, брань, грубые слова. Помещица следит за всеми, хитрит, лжет, унять ее никто не может. А ведь это злобная и жестокая женщина - мать. Она очень сильно любит своего Митрофанушку. В атмосфере родного дома, которым управляет мать, сын от матери ничему хорошему не мог научиться. Не получил он крепкий нравственный заряд, который так необходим. Такая обстановка в родительском доме не может дать Митрофану хорошие и крепкие нравственные уроки.

Совсем другой дом-дом семьи Ростовых, который нам показывает Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир». Здесь живет большая и дружная семья графа Ильи Николаевича Ростова. Счастливый дом у Ростовых. Дети чувствуют родительскую нежность, ласку и счастье. Жизненные ценности, которые вынесли дети из родительского дома Ростовых, достойны уважения - это великодушие, патриотизм, благородство, уважение, взаимопонимание и поддержка.

Счастье в доме зависит от самих родителей и той нравственной и духовной атмосферы, которая создается в родительском доме, в семье... И мне очень хочется верить в то, что и в наше время будет как можно больше родителей, заботящихся о своем доме и крепкой духовной атмосфере в нем. Пусть каждый дом будет настоящим истоком счастья для молодых людей!

258 слов

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Л.Н. Толстой

Понятие «дом» многогранно и для каждого из нас оно имеет свои ассоциации. У кого-то дом ассоциируется прежде всего с родителями, у кого-то с друзьями, а для кого-то и вовсе дом является лишь местом проживания. Но тем не менее для каждого из нас это то место, где мы проводим большую часть своего времени и куда возвращаемся вновь и вновь. Так каким же может быть у человека дом?

Несомненно, дом у каждого человека всегда свой, особенный, вызывающий свои ассоциации и понятия, порой даже совершенно противоположные. Над формированием образов домов своих героев работали многие как русские, так и зарубежные писатели. Обобщив полученные образы можно сделать вывод о том, что человек, у которого в доме царит взаимопонимание, любовь и поддержка близких, чаще всего является счастливым человеком. Ярким примером такого дома и таких взаимоотношений может служить дом семьи Ростовых из романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Глава семейства улыбчивый и добродушный граф Илья Николаевич Ростов и его супруга, графиня Ростова, любящая мужа и детей, прекрасная, хозяйка. Бесспорно, воспитывавшиеся в такой обстановке дети Ростовых с детства видели и чувствовали всю теплоту взаимоотношений в семье. Петя получил достойное воспитание и стал настоящим мужчиной, продемонстрировав это уйдя на фронт добровольцем при первой необходимости. Наташа же, с детства чувствующая свою необходимость в доме, во всем помогала и поддерживала мать после смерти Пети. На примере дома Ростовых мы можем сказать, что это то место, в котором люди счастливы и каждого всегда ждут.

К сожалению, нельзя сделать подобного вывода в отношении всех семей и домов, описанных в литературе. Порой домом для человека становится совершенно ненавистное для него место, угнетающее его и порождающее агрессию. «Это была крошечная клетушка, имевшая самый жалкий вид...», таким нам предстает дом Родиона Раскольникова в романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Это даже не дом, а всего лишь маленькая, темная и грязная каморка, в которой главный герой романа проживал свою жизнь. Возможно, именно обстановка в этой каморке и подтолкнула его пойти на это жестокое убийство.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дом имеет важное значение в жизни и судьбе человека. Именно дом помогает человеку понять, что он кому-то нужен и его всегда кто-то ждет. Недаром замечено, что «счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

368 слов

Каждый человек стремится иметь или имеет такое место, где он живет вместе с самыми близкими и родными людьми, где его всегда любят и ждут, где он чувствует душевный покой. Все это можно назвать одним словом. Дом. Именно с домом связаны одни из самых радостных и приятных моментов в жизни. Дом дает нам смысл жизни, духовные силы для борьбы с трудностями жизни. Возможно, поэтому тема дома прослеживается в художественных произведениях всех времен.

Особое впечатление произвело на меня изображение дома в рассказе Шолохова «Судьба Человека». Анализируя чувства, мысли, поступки Андрея Соколова, я понял, как важен для него дом, через какие трудности ему пришлось пройти, чтобы вернуться в родные края и потом обрести новый дом.

Сначала автор показывает героя, живущего мирной жизнью. У Андрея была замечательная семья: «жена-подруга», которая любила своего мужа, всегда ласково с ним обращалась. Даже если Андрей приходил пьяный с работы, старалась достать для него лучший кусок хлеба. Умные, красивые, хорошо учившиеся в школе дети. И каждый день Андрей стремился поскорее вернуться домой после работы на заводе, чтобы больше времени пробыть с семьей. Вскоре он и сам дом для семьи построил, большой, двухкомнатный. Андрей был доволен своей жизнью. Действительно, что еще нужно для счастья?

Но тут пришла война. Андрей, как и многие советские люди, уходит на фронт защищать свой дом, свою семью, а также общий дом - Родину. Любовь к Родине и семье помогает герою пережить эти годы. Какие только трудности не выпадали на его долю: был он и ранен, был и в плену. Но вера в то, что где-то там, далеко тебя с нетерпением ждут и молятся за твою судьбу Богу, укрепляла дух Андрея, не давала ему сложить руки и заставляла бороться за свою жизнь и за жизни родных людей. Он часто про себя говорил с женой, успокаивал детей, тем, что уже скоро вернется. И сам всегда находил поддержку в семье.

Однако когда Андрей возвращается, видит, что вместо дома осталась лишь одна «глубокая яма, заполненная ржавой водой». «Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и рухнуло в единый миг», - говорит о себе герой. Вскоре он узнает о выжившем сыне. Но и тут судьба сыграла с ним злую шутку - сына Андрея убил снайпер, 9 мая, в день окончания войны. Герой лишился всего, что было для него смыслом жизни.

И тут в его жизни наконец-то после все пережитого, появляется лучик света, надежды: мальчик-сирота у чайной. Андрей решает усыновить ребёнка и говорит, что он его отец. Как мальчик радуется, как крепко обнимает своего «отца»! И сам Андрей очень рад. Вот оно. Появляется новая надежда на счастливую жизнь, новая семья, а вскоре появится и вновь построенный дом.

Дом для Андрея Соколова - это семья, самое важное в жизни, его опора, то, что называется личным счастьем. Вся жизнь героя, смысл ее неразрывно связаны с домом. Действительно, человек без дома - несчастный человек, ему не за что «ухватиться», не за что бороться. Дом - это основа человеческого бытия.

480 слов

Безусловно, семья играет важнейшую роль в развитии и становлении личности. Для каждого человека семья имеет свое, исключительное значение. Для одних это место, где тебя понимают и любят, куда хочется возвращаться вновь и вновь, где ты чувствуешь, что ты счастлив, как говорил Л.Н. Толстой «счастлив тот, кто счастлив у себя дома», а для других семья-это не больше чем просто люди, с которыми тебе приходится жить и место, в которое приходится возвращаться. Так какую же роль играет семья в становлении личности?

Воспитание - вот главная функция семьи. Ведь от того, какое воспитание получают дети в семье, напрямую зависит их дальнейшая судьба. То, как в дальнейшем будет складываться жизнь человека, должно быть заложено уже в детстве. В отечественной литературе можно найти огромное количество примеров того, как воспитательная функция семьи накладывает отпечаток на дальнейшую судьбу человека. С одной стороны, например, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» мы можем увидеть два ярчайших образца достойного воспитания детей. В первом случае это семья Ростовых, во главе с чутким и заботливым графом Ильей Николаевичем Ростовым и его супругой, графиней Ростовой -душевной, гостеприимной хозяйкой и, любящей своих детей матерью. Примером достойного воспитания может служить тот факт, что при первой необходимости сын Ростовых Петя, без страха и сомнений, отправляется добровольцем на войну, где и погибает, или Наташа, которая после смерти брата берет на себя большую часть горя матери, ухаживает за ней, поддерживает ее, во всем помогает, как и подобает любящей дочери. Во втором случае это семья Болконских, где князь Андрей, как и Петя отправляется на войну без доли сомнения.

С другой стороны, в литературе немало и примеров неправильного воспитания, приводящего в конце концов к девиантному поведению человека. Примером может служить произведение А.Н. Островского «Гроза», в котором очень ярко просматривается влияние матери Марфы Игнатьевны Кабановой на сына Тихона, который уже будучи взрослым не может без совета и наставления матери принять какое-либо решение. Даже в разговоре со своей женой Катериной во время их прощания он все повторяет за Кабановой, которая в свою очередь и рада заставлять сына приказывать жене «чтоб почитала свекровь, как родную мать!.. Чтоб сложа ручки не сидела, как барыня!».

Таким образом, семья, действительно, играет очень важную роль в становлении личности, уже с детства вкладывая и развивая в нас те знания, нормы поведения и черты характера, которые смогут помочь в будущем всем нам стать по-настоящему достойными людьми.

386 слов

Что значит для человека дом? Кому-то важно знать, что его где-то ждут, кому-то важно самому заботиться о близких, а кто-то, живя в одиночестве, дорожит комфортом и уединением. Человек, не имеющий дома, вряд ли может чувствовать себя вполне счастливым.

Многие писатели размышляют над проблемой психологического дискомфорта человека, которому некуда вернуться. В книгах Дж. Роулинг «Гарри Поттер» главный герой попадает на воспитание к тете и дяде. С одной стороны, он живет с родными ему людьми, а с другой, там он чувствует себя чужим. Тетя и дядя не умели любить никого, даже своего сына, которому дали уродливое воспитание. А к Поттерам они относятся враждебно из-за того, что мать Гарри (сестра Петуньи Дурсль) вышла замуж за волшебника. В итоге Гарри находит свой настоящий дом в школе «Магии и Волшебства Хогвартс». Именно здесь он встречает своих друзей и учится отличать добро от зла, принимать ответственные решения. Со временем у него пропадает потребность возвращаться к Дурслям, и свои каникулы он проводит либо в школе, либо у Рона со своими друзьями.

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» тоже есть герой, не имеющий родного уголка. Сын богатейшего вельможи (графа Безухова) Пьер был незаконнорожденным ребенком. Старший Безухов свою отцовскую любовь подменил богатым содержанием. Проведя много лет жизни за. границей, Пьер возвращается в Москву только перед смертью отца. Семья не дорожила Пьером, и он не привык уважать отца, поэтому с головой окунулся в пьяное веселье. Московское общество осуждает его и считает невоспитанным, неблагодарным и безалаберным. Но чего можно ждать от

человека, который не видел настоящей любви к себе? Пьер обретает свой дом спустя много лет в браке с Наташей Ростовой, выросшей в теплой, любящей гостеприимной семье. Жена дает ему ощущение нужности, значимости; наконец-то Пьера ждут дома!

Так что же все-таки значит для человека дом? Ответ прост: дом - это место, где ты чувствуешь себя нужным, где тебя любят и ждут. Недаром в народе говорят: «Дом там, где твое сердце».

317 слов

Образ родного Дома - концептуально важное понятие в творчестве русских классиков. Именно родной Дом является главной составной частью в создании автором особого образа своей Родины». Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом», - писал В. Распутин.

Тема дома и семьи - одна из сквозных тем как в мировой литературе вообще, так и в русской - в частности. Ее отголоски слышны еще в древнерусских художественных произведениях. О любимом муже Игоре тоскует, плача на путивльской стене, княгиня Ярославна («Слово о полку Игоре ее»).

Через все жизненные испытания проносят любовь и верность муромский князь Петр и его супруга, мудрая женщина из простого народа, Феврония («Повесть о Петре и Февронии Муромских»), а в конце жизни герои, принявшие монашество и живущие в разных монастырях, даже уходят из жизни в один день, и тела их, как гласит легенда, оказываются в одном гробу это ли не доказательство преданности мужа и жене друг другу?!

Ю.М. Лотман писал: «История проходит через Дом человека, через его частную жизнь».

Эта тема поднимается в Библии, в произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, М.А. Булгакова, А. Вампилова, В. Распутина, А.И. Солженицына. («Притча о блудном сыне», повесть «Станционный смотритель», «Песня про купца Калашникова...», романы «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита», пьеса «Старший сын», повесть «Прощание с Матёрой», рассказ «Матренин двор».)

Блудный сын, раскаиваясь в греховной жизни, возвращается к отцу, возвращая себе утерянный дом. Вспомните описание дома в повести «Станционный смотритель» до и после отъезда Дуни. Пока Дуня живёт с отцом, дома чисто, уютно. «Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала». А когда дочь уехала, в доме Самсона Вырина всё изменилось, «все кругом показывало ветхость и небрежение». Купец Калашников, главный герой поэмы, защищает семью, которая является символом Дома, что восходит к традиции «Домостроя».

В этих двух романах писатель даёт два противоположных образа дома -«дома-приюта» и «мёртвого дома». «Хорошая квартира» в «Белой гвардии» имеет своё пространство, свой запах, своё лицо, свои голоса, а главное - в ней соблюдаются семейные традиции. «Образ мёртвого дома» в романе «Мастер и Маргарита» связан с темой нравственного умирания людей. Тема дома как символ мироздания. Сам драматург, потерявший отца в раннем детстве, воспринимал отношения отца и сына особенно болезненно и остро. В повести Распутина символичен образ Дома. Он одухотворённый, живой, чувствующий.

Дарья убирает его как покойника перед похоронами. Ключевыми словами в рассказе являются слова «дом», «изба». Дом, построенный «давно и добротно», - это и сохранившийся фрагмент «самой нутряной (настоящей) России», словно защищающийся от напора внешней лжи и абсурда.

423 слова

проведения итогового сочинения в 2015-2016 учебном году;
для школ .
– Критерии оценивания выпускного итогового сочинения для вузов .

Н.В. Гоголь - повесть «Тарас Бульба». В этой повести Н.В. Гоголь пишет о всепоглощающей власти чувств над че­ловеком. Его герой Андрий предает Родину, узы товарище­ства, своего отца, свой народ, полюбив красавицу-полячку. Тем самым, по мысли писателя, герой погубил себя. В финале его убивает собственный отец, не простивший ему предатель­ства.

Н.С. Лесков - повесть «Леди Макбет Мценского уезда».

Писатель исследует природу любви-страсти, начисто завла­девшей душой человека. Носителем этой страсти становится у Н. Лескова женщина, купеческая жена Катерина Измайло­ва. И эта страсть приводит ее к преступлениям, гибели. Ради своего любовника она тайно губит своего мужа, ребенка. В финале она попадает на каторгу, где любовник предает ее. Любовь-страсть - это, по мысли писателя, разрушительная стихия, не управляемая разумом.

Какова роль детства в жизни человека? Что заклю­чает в себе образ родного дома в нашей душе?

Л.Н. Толстой - повесть «Детство». В этом произведе­нии писатель исследует процесс становления характера. В со­знании героя Николеньки Иртеньева отразился весь богатей­ший спектр жизненных впечатлений: детских, семейных, со­словных. Постепенно герой начинает открывать для себя ок­ружающий мир, людей и исследовать собственную душу. Так, Николенька чувствует свой нравственный отрыв от друзей и знакомых. Рушится авторитет отца: герой начинает понимать, что маменька обделена его вниманием. «Открывается траге­дия загубленной жизни верной господской рабы Натальи Савишны. Происходит первое соревнование умов и характеров: Николеньки и старшего брата Володи, Николеньки и Сережи Ивнина. Проявляется бессознательная жестокость... - помыкание Иленькой Трапом. Главный итог детства - все вещи и отношения находятся в движении, ты не один в мире»

И.А. Гончаров - роман «Обломов». В этом романе автор глубоко.исследует натуру своего героя, истоки его характера, в картинах детства Обломова. Эти картины автор дает нам в «Сне Обломова». Мы видим здесь описание природы. Ее без­мятежность, спокойствие сродни волшебной сказке. В этом месте нет «дремучих лесов», моря, наводящего грусть, гор и пропастей. Зато небо там «как родительская надежная кров­ля», солнце «ярко и жарко светит около полудня и потом уда­ляется... точно нехотя...». И вся природа там представляет «ряд... веселых, улыбающихся пейзажей...». Эта среднерус­ская природа с неторопливым течением рек, безмятежным ду­хом полей оказала влияние на мягкий характер Ильи. Далее мы встречаем описание помещичьего и крестьянского быта. И опять здесь своеобразная идиллия: «Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе - грех...». Обломовцы трудолюбивы, религиозны, суеверны, они любят слушать сказки, разгадывать сны. Навсегда останутся в па­мяти героя бесконечные зимние вечера, сказки няни о чудес­ной стране, где текут реки меду и молока, где гуляют красави­цы и добрые молодцы. Именно здесь, в Обломовке, в далекие детские годы сформировалась важная черта его характера - поэтическая мечтательность. Легенды и сказки, былины и притчи определили его сознание и отношение к жизни.

Другая определяющая черта характера Обломова - неза­висимость от мира внешней жизни, чувство внутренней сво­боды. Именно поэтому служба лишь в качестве карьеры, свет­ские друзья, пустые женщины, не способные дать счастья, оказываются чуждыми герою. «Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» - заявляет Обломов. Он ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку». В своих поступках и помыслах Илья Ильич благороден, душа его «чи­ста и ясна как стекло».

Однако жизнь в родовом поместье сформировала и отри­цательные стороны характера Обломова. Так, маленький Илюша рос активным и любознательным, однако лучшие порывы его пресекались. Постоянная опека родителей и ня­нек не давала возможности ребенку полноценно развиваться. Все его попытки сделать что-либо самостоятельно опроверга­лись доводами: «Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что?». Учеба его в пансионе Штольца шла с перерывами, он стал равнодушен к наукам. Постепенно в ребенке развива­лась лень, инертность, апатия, равнодушие к жизни.

Илья Ильич мечтает о любви и семье, но ему не дано испы­тать идеальное чувство. С Ольгой Ильинской он расстается, так как она не может дать ему настоящего счастья. Агафья Пшеницына же своим характером, жизненным укладом не­сколько приближается к тому женскому типу, который суще­ствовал в его детстве. И именно поэтому он остается на Вы­боргской стороне, в доме Агафьи Матвеевны, она становится той самой Милитрисой Кирбитьевной, о которой читала ему няня. Так сказка воплощается в жизни Обломова. Таким об­разом, детские годы, по мысли писателя, полностью опреде­ляют наш характер и жизненный сценарий.

Ф. Искандер - книга «Размышления писателя» (сборник эссе и публицистики). Автор выделяет два типа творчества в русской литературе - «дом» и «бездомье». Поэты, защитники и устроители «дома» - Пушкин, Толстой, Ахматова. Авторы «бездомья» - Лермонтов, Достоевский, Цветаева. Так, лер­монтовский Печорин разрушает дом Бэлы, дом Грушницко­го, будучи бездомным, сам погибает в Персии. Пушкинский Евгений в поэме «Медный всадник», напротив, защищает свое право на дом, восставая против Петра. Поэзию дома мы находим в «Евгении Онегине», «Капитанской дочке».