Современная литература по туризму. Пособие по спортивному туризму

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций»

Гуманитарный факультет

Кафедра международного бизнеса, менеджмента и туризма

Курсовая работа:

Спортивный туризм

Выполнил:

студент 4 курса

группы ЭУ-42
Кузнецова Н.Н.

Проверила:

Дивина Н.А

Санкт-Петербург

Введение…………………………………………………………………………..3

1.1 История спортивного туризма…………………………………………...4 1.2 Виды спортивного туризма………………………………………………6 1.3 Формы спортивного туризма……………..……………………………...7 1.4 Виды передвижения в туризме…………………………………………..9

2. Классификация маршрутов………………………………………….……10

3. Разряды в спортивном туризме……………………………………....…...10

4. Туристко-спортивные мероприятия……………………………...……....11

Заключение……………………………………………………………………...13

Библиографический список…………………………………………………....14

Введение

Спортивный туризм самостоятельная и социально-ориентированная сфера, образ жизни значительной прослойки общества; эффективное средство духовного и физического развития личности, воспитания бережного отношения к природе, взаимопонимания и взаимоуважения между народами и нациями; форма «народной дипломатии» основанной на реальном знакомстве с жизнью, историей, культурой, обычаями народов, наиболее демократичный вид отдыха, характеризующийся специфической формой народного творчества, свободным выбором формы собственной активности всех социально-демографических групп населения, начиная с детей дошкольного возраста заканчивая пенсионерами.

Спортивный туризм в России является национальным видом спорта, имеющим многолетние традиции. Он включает в себя не только спортивную составляющую, но и особую духовную сферу, и образ жизни самих любителей странствий. Центрами развития спортивного туризма по-прежнему остаются некоммерческие клубы туристов («турклубы»), хотя многие туристы занимаются им самостоятельно.

Вид спорта «Спортивный туризм» включен во Всероссийский реестр видов спорта под номером 0840005411Я (2006-2009 г.г.).

1.1 История спортивного туризма

Спортивный туризм - это вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорированных препятствий в природной среде (перевалов, вершин (в горном туризме), порогов (в водном туризме), каньонов, пещер и пр.), и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе.

Спортивный туризм в СССР, как вид спорта включен в Единую всесоюзную спортивную классификацию в 1949. При присвоении спортивных разрядов и звания мастера спорта учитываются количество и сложность совершенных походов, а также опыт самостоятельного руководства ими. Сложность определяется продолжительностью и протяжённостью маршрутов, количеством и разнообразием естественных препятствий. Многодневные походы (пешеходные, лыжные, водные, горные, велосипедные, автомобильные, на мотоциклах и мопедах) проводятся по маршрутам 5 категорий сложности. Маршруты повышенной сложности, особенно 4-5-й категорий, требуют хорошей общефизической и специальной подготовки. Походы проводятся, как правило, при содействии спортивных и туристских клубов, советов спортивных обществ, коллективов физкультуры. Как средство круглогодичной тренировки туристов используются т. н. походы выходного дня и соревнования по видам туристской техники (по некоторым проводятся всесоюзные соревнования).

Порядок формирования туристских групп, права и обязанности их участников и руководителей, оформление документации, разработка и подготовка маршрутов и т. п. регламентируются «Правилами организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий на территории СССР» (утверждены Центральным советом по туризму и экскурсиям ВЦСПС в 1972).

Спортивный туризм это подготовка и проведение спортивных путешествий с целью преодоления протяженного пространства дикой природы на лыжах (лыжный туризм), с помощью средств сплава (водный туризм) или пешком в горах (горный туризм). Спортивное путешествие проводится силами автономной группы из 6-10 человек. Бывает, что путешественники в течение месяца не встречают никаких следов цивилизации. Чтобы пройти маршрут необходимо быть не только сильным, ловким, смелым и упорным, но и владеть широким набором специальных знаний от техники преодоления препятствий до физиологии человека в экстремальных условиях. В отличие от обычного путешествия спортивное путешествие включает набор классифицированных по сложности естественных препятствий. Как правило, в горном и лыжном туризме такими препятствиями являются горные вершины и перевалы, а в водном туризме - речные пороги. Классифицированные препятствия составляют основу методики сравнения путешествий по их сложности. Это похоже на оценку сложности программ по гимнастике или фигурному катанию. С блеском исполненные наиболее сложные путешествия выдвигаются на первенство Москвы и на чемпионат России.

Организация и проведение спортивных путешествий подчиняются Правилам, которые утверждены Туристско-спортивным союзом России. В этих Правилах аккумулируется опыт многих поколений путешественников. Поэтому при их выполнении гарантируется достигнутый в спортивном туризме уровень безопасности. Контролирует это система маршрутно-квалификационных комиссий (МКК). В частности, МКК проверяет подготовленность группы к выходу на маршрут и соответствие опыта участников путешествия его сложности. В соответствии с Правилами спортивные путешествия могут иметь шесть категорий сложности (к.с.). Если путешествия первой к.с. посильны для новичков, то путешествия шестой к.с. экстремальны даже для самых сильных и опытных путешественников. Действительно, горные «шестерки» на отдельных участках могут включать восхождения на вершины высотой более 7000 м, лыжные «шестерки» это сотни и сотни километров пути в сорокаградусный мороз по бесконечным сибирским хребтам, водные «шестерки» это умопомрачительные сплавы по бешеным рекам Алтая и Средней Азии.

Созданная в течение десятилетий система спортивного туризма минимально ограничивает инициативу путешественников. В настоящее время спортивное путешествие можно оформить к любой точке земного шара, при этом каждый может стать руководителем группы, лишь бы он обладал опытом участия в путешествии той же категории сложности и опытом руководства в путешествии, которое на одну категорию проще. Остальные члены команды обязаны иметь опыт участия в более простом (на одну категорию) путешествии. Помимо этого основного принципа Правилами оговорены исключения, позволяющие более полно учесть фактический опыт путешественников (например, альпинистский опыт или опыт в других видах спортивного туризма). Мастерский уровень в спортивном туризме связан с руководством в путешествиях высших (5-й и 6-й) категорий сложности. Поэтому, совершая по два путешествия в год, одаренный спортсмен достигает этого уровня за 5 - 6 лет.

1.2 Виды спортивного туризма

Можно назвать следующие формы спортивного туризма в зависимости от его организации: спортивный туризм может быть индивидуальным и массовым.

Индивидуальные (заказные) туры - это туры, формирующиеся по желанию и при непосредственном участии туриста. Ему предлагают на выбор разные варианты обслуживания по каждому из видов услуг в предполагаемом месте отдыха. Выбранные туристом услуги формируются в программу тура. Обычно такие заказы формируются в агентствах и поступают затем для реализации к туроператору. Главное преимущество индивидуальных поездок заключается в том, что они позволяют побывать в любой точке мира и, даже по классической Европе, найти оригинальный маршрут. Ведь подобный продукт создается под требования каждого конкретного туриста.

Групповые туры предполагают продажу заранее спланированного стандартного набора услуг, сориентированного на определенный вид отдыха, а также па социальный класс туристов и их возраст и продаваемого туристам в одном пакете. Особенности подготовки и проведения такого вида тура (единая для всех программа, строго увязанная со сроками и графиком путешествия) не позволяют вносить какие-либо изменения в состав предлагаемых услуг, поэтому турист может либо купить его целиком, либо вообще отказаться от его приобретения. Такой вид комплексного обслуживания носит название пэкидж-туры (от англ. package tour - пакетный тур). Готовые пакетные туры дают возможность туроператорам использовать специальные тарифы, и их стоимость обычно ниже совокупных розничных цен на отдельные услуги, входящие в пакет.

1.3 Формы спортивного туризма

Принято различать формы туризма в зависимости от происхождения туристов, от длительности пребывания, от возраста путешествующих, и от времени года.

1. Формы туризма в зависимости от происхождения туристов. В зависимости от происхождения путешествующих туризм подразделяется на внутренний (путешествия в пределах РФ лиц, постоянно проживающих в РФ); и международный (поездки с туристическими целями за пределы страны постоянного жительства. Это система путешествий, осуществляемая на основе международных договоров с учетом действующих международных обычаев).

2. Формы туризма в зависимости от длительности пребывания. Очень важной классификацией форм спортивного туризма является их классификация в зависимости от продолжительности пребывания. Продолжительность путешествия относится ко времени, которое затрачивается туристом в ходе поездки или пребывания в посещаемом месте или стране.

Однодневные путешествия классифицируются следующим образом: менее трех часов; три - пять часов; шесть - восемь часов; девять - одиннадцать часов; двенадцать и более часов.

Путешествия с ночевкой можно классифицировать следующим образом: 1-3 ночи; 4-7 ночей; 8-28 ночей; 29-91 ночь; 92 - 365 ночей.

Продолжительные путешествия, как правило, дополняются непродолжительными поездками. Однодневный туризм - это туры продолжительностью в световой день: они не предполагают остановки на ночлег. Особенно важная форма непродолжительного туризма - кратковременный туризм. Кратковременный туризм включает в себя деловой туризм и поездки на выходные дни. Независимо от того, совершаются поездки в деловых или личных целях, средняя их продолжительность составляет 2-4 дня, т.е. они включают минимально один, максимально - три ночлега.

3. Формы туризма в зависимости от возраста путешествующих. При классификации форм спортивного туризма учитывается также возраст путешествующих. По возрастной шкале определены следующие группы туристов: дети, путешествующие со своими родителями; молодежь (туристы в возрасте 15-24 лет); относительно молодые, экономически активные люди в возрасте 25 - 44 лет; экономически активные люди среднего (45 - 64 лет) возраста (путешествуют, как правило, без детей); пенсионеры (65 лет и старше).

4. Формы туризма в зависимости от времени года. В зависимости от времени года различается зимний и летний туризм. Сезонная классификация форм туризма показывает колебания спроса на туристские услуги в течение года. Время, в которое совершается максимальное количество поездок, называется туристским сезоном, период спада путешествий - межсезоньем. Туристские сезоны в разных регионах могут не совпадать.

1.4 Виды передвижения в туризме

1. Автомобильный туризм - путешествия людей в страны или местности, отличные от их постоянного места жительства, в которых основным средством передвижения выступает частный или арендованный автомобиль. Автомобильные путешествия являются разновидностью туризма.

2. Автостоп - бесплатное передвижение на попутном транспорте с согласия водителя.

3. Велосипедный туризм (велотуризм) - один из видов спортивного туризма, который заключается в прохождении на велосипеде маршрутов, содержащих общетуристические и специфические для велотуризма препятствия, а также один из видов активного отдыха.

4. Водный туризм. Разновидностями являются парусный туризм, сплав по горным рекам и т. д.;

5. Конный туризм – путешествие на лошадях, отличный способ обучения или совершенствования навыка верховой езды. Проживание на конных маршрутах: в полевых условиях летом или на турбазах зимой.

6. Лыжный туризм - передвижение осуществляется на лыжах. Лыжные походы проводятся в основном в зимнее время, то есть в период преобладания температур ниже 0° С.

7. Мотоциклетный туризм – передвижение на мотоцикле, на котором можно добраться до мест, куда невозможно попасть, например, на автомобиле, побывать в самых, казалось бы, недосягаемых уголках природы. Этот вид транспорта очень мобилен и легок.

8. Пешеходный туризм - передвижение на маршруте производится в основном пешком. Разновидностью следует считать горный туризм;

9. Спелеотуризм - смысл заключается в путешествиях по естественным подземным полостям (пещерам) и преодолением в них различных препятствий с использованием различного специального снаряжения.

10. Комбинированный туризм или «мульти» туризм - условное название направления, в котором участники за одно путешествие (поход) комбинируют в разных вариантах элементы разных видов туризма.

2. Классификация маршрутов

В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его факторов, характерных для разных видов спортивного туризма, по возрастающей сложности походы разделяются на:

1. Походы выходного дня;

2. Походы 1 - 3 степени сложности - в детско-юношеском туризме;

3. Категорийные походы. В разных видах туризма число категорий сложности различна: в пешеходном, горном, водном, лыжном, велосипедном и спелео - туризме - шесть категорий сложности (к. с.); в автомото - и парусном туризме - пять; в конном - три.

3. Разряды в спортивном туризме

Разряд туриста-спортсмена позволяет судить об его готовности к прохождению более сложных маршрутов. Для получения спортивного разряда по туризму перед прохождением маршрута группе требуется зарегистрировать его и получить разрешение в маршрутно-квалификационной комиссии (МКК). После завершения похода в МКК сдаётся отчёт, на основании которого и присваиваются разряды всем его участникам.

Согласно разрядным требованиям по спортивному туризму могут быть присвоены разряды (по возрастанию спортивного мастерства):

­ значок «Турист России» - награждаются туристы, достигшие 12-летнего возраста

­ 3-й юношеский разряд;

­ 2-й юношеский разряд;

­ 1-й юношеский разряд;

­ 3-й разряд;

­ 2-й разряд;

­ 1-й разряд;

­ кандидат в мастера спорта (КМС);

­ мастер спорта России (МС);

­ мастер спорта международного класса (МСМК);

4. Туристско-спортивные соревнования

Туристско-спортивное соревнование - это передвижением человека в одиночку или в составе группы в природной среде на любых технических средствах и без таковых. Проводится на следующих классах дистанций:

I - Класс длинных дистанций - «спортивные походы и туры».

II - Класс коротких дистанций - «укороченные спортивные походы и туры».

III - Класс нестандартных дистанций - «путешествия и туры».

IV - «Аварийно-спасательные и экстремальные дистанции и туры».

V - Класс технических дистанций - «туристское многоборье».

VI - Класс технических дистанций на искусственном рельефе (препятствиях).

Все классы дистанций разделяются по видам туризма, категориям сложности маршрутов и категориям трудности локальных (протяжённых) препятствий.

По социально-возрастным факторам соревнования делятся на:

1. семейные;

2. детские;

3. юношеские;

4. студенческие,

5. молодёжные;

6. взрослые;

7. среди пожилых;

8. среди ветеранов;

9. разновозрастные;

10. среди юношей и/или девушек;

11. среди мужчин и/или женщин;

12. среди людей с ограниченными физическими возможностями.

Заключение

Туризм прошел в своем развитии долгий путь и сегодня является одной из наиболее успешно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Как и любая другая сфера хозяйственной деятельности, индустрия туризма является весьма сложной системой, степень развития которой зависит от степени развития экономики страны в целом. В настоящее время на промышленно развитые страны приходится свыше 60% всех прибытий иностранных туристов и 70-75% совершаемых в мире поездок. При этом на долю стран, входящих в ЕС приходится около 40% прибытий туристов и валютных поступлений.

Туризм прекрасен тем, что каждый находит в нем то, что хочет. Кому-то нравятся горы, кому-то реки, кто-то любит отдыхать на пляже, а другие - испытать себя на прочность. Натянутые нервы и тяга к соревнованиям тоже, как ни странно, могут помочь человеку снять усталость. Этому служит набирающий силу во всем мире, и особенно в России, спортивный и экстремальный туризм. Все больше людей стремятся увидеть красоты подводного мира, спуститься по горному склону на лыжах и даже прыгнуть с парашюта.

Библиографический список и интернет-ресурсы:

1. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – М.; СПб.: «Невский фонд», 2000. – 416с.

2. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 215с.

3. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм. – М., 2004. – 330с.

4. Шабанов А.Н. Карманная энциклопедия туриста. – М.: «Вече», 2000. – 153с.


Www. turclubmai.ru/heading/papers/49/

1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 5 февраля 2007г. Ш2-ФЗ)

2. Федеральный Закон от 9 июля 1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (в ред. Федеральных законов от 20.07.2000 №103-Ф3, от 22.08.2004 №122-ФЗ, от 21.12.2004 №170-ФЗ)

3. Приказ МО РФ от 28.04.1995 г. № 223 «Об активизации туристско-краеведческой деятельности с обучающимися и подготовке летнего отдыха»;

4. «Положение о маршрутно-квалификационных комиссиях образовательных учреждений РФ» (Приложение 2 к приказу № 223);

5. Письмо МО РФ от 13.07.1992 г. № 293 «Об утверждении нормативных документов по туристско-краеведческой деятельности»;

6. Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами РФ» (Приложение 2 к приказу № 293);

7. Письмо МО РФ от 11.01.1993 г. № 9/32-Ф «О нормах расходов на питание в туристских мероприятиях»;

8. Инструктивное письмо МО и ПО РФ от 10.06.1997 г. № 21-54-33/03 «Инструкция о порядке учета средств и составления отчетности по туристским многодневным походам, экскурсиям, экспедициям и туристским лагерям обучающихся»;

9. Приказ МО и ПО РФ № 653/19-15 от 07.12.1998 г. «О программе туристско-краеведческого движения «Отечество»;

10. Письмо МО и ПО РФ от 07.12.1998 г. № 654/19-15 «Об организации учебно-тематических экскурсий и дальних экскурсионных поездок учащихся образовательных учреждений России»;

11. Приказ МО и ПО РФ от 23.03.1998 г. № 769 «О развитии системы подготовки кадров детско-юношеского туризма»;

12. Положение об инструкторе детско-юношеского туризма (Приложение 1 к приказу № 769);

13. Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее) (приложение к письму МО РФ от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16).

14. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.-464 с.

15. Александрова А.Ю. Структура туристского рынка. - М.: Пресс-Соло, 2002.384 с.

16. Ананьева Е.А. К вопросу о финансировании здравоохранения в условиях медицинского страхования / Экономика здравоохранения, спецвыпуск. 2008.

17. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. - М.: Феникс, 2008. - 251с.

18. Барзыкин Ю. Кризис подтолкнёт к созданию эффективных механизмов развития туризма // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2009.- № 2.

19. Баринов Н.А. Услуги (социально-правовой аспект): Монография / Саратов: Изд-во «Стило», 2001. 245 с.

20. Барышев А.Ф. Маркетинг в туризме и гостеприимстве. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 158 с.

21. Баумгартен Л. Стратегический менеджмент в туризме. - М.: КНОРУС, 2006. -196 с.

22. Биржаков М.Б. Введение в туризм: Издание 9-е, переработанное и дополненное. СПб.: «Издательский дом Герда», 2007. - 576 с.

23. Биржаков М.Б. Документооборот туристского предприятия. Учебное пособие. // Под ред. М.Б. Биржакова - СПб.: Издательский дом ГЕРДА, 2009. - 240 с.

24. Биржаков М.Б. Экономическая безопасность туристской отрасли. - СПб.: Издательский дом Герда, 2007. - 464 с.

25. Биржаков М.Б., Казаков Н.П. Безопасность в туризме. СПб.: «Издательский дом Герда», 2008. - 208 с.

26. Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Большой глоссарий терминов международного туризма. СПб.: «Издательский дом Герда», 2002. - 704 с.

27. Бутко И.И., Ситников Е.А., Ушаков Д.С. Туристический бизнес: основы организации. - М.: Феникс, 2008. - 236 с.

28. Веселое лето детства // Турбизнес. 2009. - № 4. - с. 65-67.

29. Ветитнев А.М. Курортное дело: учебное пособие / А.М. ветитнев, Л.Б. Журавлева, М.: КНОРУС, 2009.

30. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2008. 296 с.

31. Воскресенский В.Ю. Международный туризм. Инновационные стратегии развития. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 160 с.

32. Грачева А. Детский туризм в России становится демократичным // Турбизнес.-2004.- №. 2. с. 32-33.

33. Гуляев В.Г. Туризм: Экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2003. - 304 с.

34. Детский отдых. Об этом должен знать каждый. // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2009. - № 4. - с. 43-49.

35. Детский туризм в России. Очерки истории 1918-1998 г. /Под ред. Ю.С. Константинова. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1998.

36. Дрогов И.А. Подготовка инструкторов детско-юношеского туризма. - М., 2004.

37. Дигтярь Г.М. Индустрия туризма: Правовые основы социально-культурного сервиса и туризма. М.: Финансы и статистика, 2008. 416 с.

38. Дурович А.П. Организация туризма. СПб: Питер, 2009. 318 с.

39. Енджейчик И. Современный туристский бизнес. Экостратегии в управлении фирмой: Пер. с польского М.: Финансы и статистика, 2003. - 320с.

40. Знание сила // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2009.- № 4. - с.42-46-48.

42. Кабушкин Н.И., Бондаренко Г. А. Менеджмент гостиниц и ресторанов / Учеб. пособие. - Мн.: ООО «Новое знание», 2000.

43. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Туристский клуб школьников. - М., 2004

44. Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. - М., 2002

45. Константинов Ю.С. Из истории детского туризма в России (1918-2008 гг.). - М.: ФЦДЮТиК, 2008. 312 с.

46. Курортно-туристский комплекс как объект управления / Быков А.Т., Карпова Г.Л., Кветенздзе Л.А., Романов СМ., Романова Г.М., Под ред. д.эн. проф. Г.А.Карповой. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.

47. Малинин Г.А., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого.- М., Прометей, 1993. 145 с.

48. Морозов М. Анализ рынка российского детского туризма. Состояние, проблемы, перспективы // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2004. -№ 4.

49. Морозов М. В России у детского туризма социальный статус // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2004. -№ 1.

50. Морозов М.А. Маркетинговые исследования российского рынка детского туризма // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. - N 2. - С. 83-91

51. Организация детского отдыха. Нормативные документы. - М: ТЦ СФЕРА, 2009.- 80 с.

52. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. - М., 2001

53. Персин А.И. Краеведение и школьные музеи. - М., 2006.

55. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению, организации отдыха детей и молодежи. - М., 1999.

56. Сонина М.М. Все секреты детского туризма. - М.: Тревел Эксперт, 2008. 72 с.

57. У семи нянек // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2009. - № 4. -с.42-42-45.

58. Черных Н.Б. Технология путешествий и организация обслуживания клиентов: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2002. - 320 с.

59. Чичкина С. Детский отдых нуждается в инвестициях // Туризм: практика, проблема, перспективы. 2005.-№ 5.

60. Чичкина С. Детский отдых. Невеселая статистика // Туризм: практика, проблема, перспективы. 2005.-№ 6.

61. Чудновский А.Д., Жукова М.А., Сенин B.C. Управление индустрией туризма: Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2004. - 448 с.

Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2114 «Физическое воспитание».

В пособии рассматриваются основные вопросы теории, методики и организации туризма, предусмотренные программой для факультетов физического воспитания педагогических институтов.

Особое внимание уделяется школьному туризму, организации и проведению пеших, горных и лыжных походов.

Предисловие

Туризм - понятие комплексное, имеющее прямое отношение к воспитанию, образованию, оздоровлению населения и экономике. Несмотря на многолетнюю историю, туризм как массовое явление сложился в нашей стране за последние десятилетия и имеет тенденцию к дальнейшему развитию. В Конституции СССР (статья 41) сказано, что развитие массового спорта, физической культуры и туризма в нашей стране обеспечивает право граждан на отдых.

Нормативы по туризму и краеведению введены во Всесоюзный комплекс ГТО, и это служит признанием туризма активной массовой формой физической подготовки и закалки миллионов трудящихся.

В решениях XXV съезда КПСС предусмотрено дальнейшее широкое развитие туризма и укрепление его материальной базы.

Увлечение туризмом молодежи, школьников, рост числа технически сложных походов обязывает инструкторов, преподавателей по туризму повысить организационный уровень туристской работы, обобщить передовой опыт в целях обеспечения безопасности походов и путешествий.

С другой стороны, в связи с массовым развитием туризма возникла опасность нанесения ущерба природным ресурсам - растительному покрову, животному миру. Поэтому перед руководителями туризма и самими туристами должна встать задача воспитания бережного отношения к природе, охраны природы.

Инструктор по туризму - профессия, которой надо учиться, как и всякой другой. Преподавателей по туризму для работы с учащимися готовят педагогические институты, факультеты физического воспитания.

Настоящее пособие является первой попыткой создания учебной литературы по туризму для студентов педагогических институтов. Оно может быть использовано учащимися педагогических училищ, учителями общеобразовательных школ, ведущими работу по туризму. Материал рассчитан в основном на подготовку и проведение пеших, горных и лыжных походов первой и второй категории сложности.

Количество часов, выделенное учебным планом и программой для факультетов физического воспитания на организацию и проведение походов, краеведение и охрану природы, ограниченно. Поэтому необходимо углубленное самостоятельное изучение литературы студентами и преподавателями в процессе их практической работы со школьниками.

Литература

Алешин В., Калиткин Н. Соревнования по спортивному ориентированию. М., 1974.
Бардин К. В. Азбука туризма. М., 1973.
Волков Н. Спортивные походы в горах. М., 1974.
Гладков Н. Н. и др. Охрана природы. Учебное пособие для биологических специальностей педагогических институтов. М., 1975.
Елеховский С. Бег к невидимой цели. М., 1973.
Иванов Е. С компасом и картой. М., 1971.
Куприн А. М. Умей ориентироваться на местности. М., 1972.
Куприн А. М. и др. Методика топографической подготовки. М., 1975.
Милонов Н. П. и др. Историческое краеведение. М., 1969.
Папорков М. А. Школьные походы в природу. Пособие для учителей. М., 1968.
Потресов А. Спутник юного туриста. М., 1967.
Сергеев И. С., Сергеев В. И. Краеведческая работа в школе. М., 1974.
Соколов И. А. Топографическая карта и местность. М., 1975.
Строев К. Ф. Краеведение. М., 1974.
Феоктистов Г. Д. Геологические наблюдения во время геологических и туристских походов. Иркутск, 1966.
Шапошников Л. К. Вопросы охраны природы. Пособие для студентов педагогических институтов. М., 1971.
Шимановский В. Ф. Туристские слеты. М., 1975.
Штюрмер Ю. А. Опасности в туризме мнимые и действительные. М., 1972.
Штюрмер Ю. А. Охрана природы и туризм. М., 1974.
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение. М., 1976.

Туризм является одной из самых перспективных и прибыльных отраслей в современном мире.

Туристский рынок России растёт быстрее, чем экономика страны в целом.

Активно занимается продвижением своих туристских продуктов на внешний рынок и Псковская область.

В то же время имеется ряд факторов, негативно влияющих на деятельность псковских туристских организаций. Одним из основных является слабая профессиональная подготовка значительной части сотрудников, проявляющаяся в их недостаточной компетентности.

Для них, а также для преподавателей и студентов учебных заведений, занимающихся подготовкой работников сферы туризма и гостиничного хозяйства, историко-краеведческая библиотека имени И.И.Василёва рекомендует новые учебные пособия.

Книгами можно пользоваться в читальном зале библиотеки или взять на дом на абонементе.

Ждём вас по адресу: Октябрьский проспект, д. 19 «а».

Телефон 66-43-24

Арбузова Н. Ю. Технология и организация гостиничных услуг: учеб. пособие для студентов вузов /Н. Ю. Арбузова. – М.: Академия, 2009. – 224 с. – (Высшее профессиональное образование).

В пособии рассмотрены гостиничные предприятия как часть сферы услуг, классификация гостиниц, их организационная и производственная структура, материально-техническая база, система управления гостиничным предприятием, организация работы основных, функциональных и вспомогательных служб гостиницы.

Баумгартен Л. В. Стратегический менеджмент в туризме: учеб. для студентов вузов. – М.: Академия, 2007. – 345 с. – (Высшее профессиональное образование).

В учебном пособии рассмотрены особенности индустрии туризма и её влияние на развитие других отраслей экономики государства. Освещены теоретические основы стратегического менеджмента, включая современные методы анализа макросреды и отраслевого анализа, конкурентоспособности организаций и производимых ими товаров и услуг.

Власова Т. И. Профессиональное и деловое общение в сфере туризма: учеб. пособие для студентов вузов /Т. И. Власова, А. П. Шарухин, М. М. Данилова. – М.: Академия, 2007. -255, с. – (Высшее профессиональное образование).

В пособии освещены вопросы, связанные с раскрытием психологических механизмов эффективного профессионального и делового общения в сфере туризма, особенностей поведения человека в различных ситуациях общения, показом продуктивных способов влияния на партнёров по общению.

Джзандзугазова Е. А. Маркетинг туристских территорий: учеб. пособие для студентов вузов /Е. А. Джандзугазова. – 2-е изд. стер. – М.: Академия, 2008. – 221, с. – (Высшее профессиональное образование).

В учебном пособии рассмотрены основные пути, методы формирования и продвижения территориального туристского продукта с учётом региональной специфики. Изложение вопросов теории органично сочетается с примерами из практики работы российских и зарубежных предприятий индустрии туризма. Примечательно, что в этой книге приводится таблица двадцати самых эстетически привлекательных (по опросам) городов и малых поселений России, в которой Псков занимает 11 место, тогда как Великий Новгород – 5.

Колбовский Е. Ю. Экологический туризм и экология туризма: учеб. пособие для студентов /Колбовский Е. Ю. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 253, с. – (Высшее профессиональное образование).

История рекреационной и туристской деятельности впервые рассмотрена в этом учебном пособии в связи со становлением культурного (рекреационного) ландшафта России. Изложены сложившиеся в последнее время подходы к оценке потенциала ресурсов и перспектив развития внутреннего туризма в России.

Лойко О. Т. Сервисная деятельность: учеб. пособие для вузов /О. Т. Лойко. – М.: Академия, 2008. – 304 с. – (Высшее профессиональное образование).

В пособии рассмотрены теоретические, исторические и практические аспекты становления и развития сервисной деятельности, её сущность и значение для сферы услуг. Особое внимание уделено современным тенденциям в сервисной деятельности и перспективам её развития.

Морозов М. А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. для студентов вузов /Морозов М. А. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 287 с. – (Высшее профессиональное образование. Туризм).

В пособии рассматриваются основные макро- и микроэкономические аспекты индустрии туризма с учётом специфики функционирования гостиничных предприятий в условиях рыночной экономики. Излагаются основные понятия и концепции экономики гостеприимства.

Морозов М. А. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника: учеб. для студентов вузов /М. А. Морозов, Н. С. Морозова. – 6-е изд., перераб. – М.: Академия, 2008. – 238 с. – (Высшее профессиональное образование).

В учебнике рассмотрены и проанализированы основные направления использования современных компьютерных технологий в социально-культурном сервисе и туризме. Изложены возможности и преимущества использования глобальных систем бронирова-ния и резервирования туристических услуг Galileo, Amadeus, Worldspan в условиях становления российского рынка туризма и гостеприимства.

Новиков В. С. Инновации в туризме: учеб. пособие для студентов высш. Учеб. заведений / В. С. Новиков. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2008. – 208 с.

С использованием опыта отечественных и зарубежных исследований в пособии раскрыты инновации в социально-культурном сервисе и туризме, особенности инновационных процессов, а также эволюционные изменения в этих областях. Рассмотрены функции инноваций и управление инновационной деятельностью в туризме и сфере услуг.

Осипова О. Я. Транспортное обслуживание туристов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. Я. Осипова. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2008. – 384 с.

В пособии рассматриваются правовые основы, регулирующие перевозки туристов в международном и внутреннем сообщениях.

Сапожникова Е. Н. Страноведение: Теория и методика туристского изучения стран: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Н. Сапожникова. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 240 с. – (Высшее профессиональное образование).

В учебном пособии излагаются вопросы теории и методики туристского страноведения, рассматриваются базовые компоненты комплексных страноведческих характеристик (географическое положение, природные условия развития туризма, демографическая статистика). В приложении даётся полная туристская характеристика Вологодской области и план изучения и характеристики художественной культуры страны.

Соколова М. В. История туризма: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /М. В. Соколова. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 352 с. – (Высшее профессиональное образование).

В учебном пособии рассмотрены основные этапы зарождения и развития туризма. Описаны зарождение и генезис туристско-экскурсионной деятельности в России, возникновение и становление международного туризма, а также характерные черты современного российского и международного туризма и их перспективы.

Книги, отмеченные *, можно приобрести в редакции газеты «Вольный ветер» или заказать доставкой по почте. Указанные цены включают стоимость пересылки. (тел.редакции 8-499-199-05-63).

В других случаях приобретайте литературу в интернет-магазинах, книжных магазинах или в издательствах.

Литература по детскому туризму и краеведению

Константинов Ю.С. «Детско-юношеский туризм»*. Учебно-методическое пособие. 2-е изд., стереотип. − М.: ФЦДЮТиК, 2008 г. − 600 с., ил.

Константинов Ю. С. «Из истории детского туризма в России». (1918-2008 гг.)* М.: ФЦДЮТиК, 2008. 312 с., ил. Ф-т 145 х 205 мм.

В книге рассмотрены этапы становления и развития детского туризма в России, его взаимодействие со спортивно-оздоровительным туризмом. Освещены различные направления туристско-краеведческой деятельности учащихся, приведены исторические документы по вопросам развития детского туризма.

Константинов Ю.С., Митрахович С.С. «Туристско-краеведческая деятельность в школе.»* Учебно-методическое пособие. − М.: ФЦДЮТиК, ИСВ РАО, 2011. − 352 с., ил.

Куликов В.М., Ротштейн Л.М. « Школа туристских вожаков». - М.: «ВЛАДОС» - 144 с.: ил. Ф. 60х90 1/16.

Книга рассчитана на школьного учителя, решившего организовать и провести туристический поход с учащимися и не имеющего специальной туристской подготовки. В форме уроков для учителя даются необходимые рекомендации по организации и проведению двух, трехдневного похода.

Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. « Полевые туристские лагеря: Учебно-методическое пособие - М.: «ВЛАДОС». - 160 с.: ил. Ф. 60х90 1/16.

Всем, кто занимается организацией и проведением туристско-краеведческих мероприятий с детьми в условиях полевых туристских лагерей, адресовано данное пособие. Большое внимание авторы уделяют приобретению навыков выживания в природной среде, в том числе умению действовать в экстремальных ситуациях.

Пособие поможет не только узнать о формах активного отдыха детей, но и приобрести навыки помощника руководителя туристского похода.

Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности» . - М.: «ВЛАДОС». − 160 с.: ил. Ф. 60х90 1/16.

Пособие разработано на основе опыта проведения подобных соревнований в 1995-1998 гг., где автор присутствовал в качестве главного судьи.

Адресовано преподавателям ОБЖ, педагогам учреждений дополнительного образования, сотрудникам органов управления, проводящих с учащимися соревнования «Школа безопасности».

Константинов Ю.С., Глаголева О.Л. «Уроки ориентирования». Учебно-методическое пособие. − М.: ФЦДЮТиК, 2005. − 328 с., илл.

Учебное пособие адресовано педагогам дополнительного образования, школьным учителям, тренерам, родителям, желающим вовлечь детей в занятия спортивным ориентированием. Даны основные сведения о данном виде спорта, об организационно-педагогических условиях подготовки юных ориентировщиков и принципах организации учебно-тренировочного процесса.

(Цена − 240 руб.) Заказать

Константинов Ю.С., Куликов В.М. «Педагогика школьного туризма» : Учебно-методическое пособие.»* 2-е издание, дополненное. - М.: ФЦДЮТиК, 2006, 208 с.

В книге на основе большого личного опыта авторов делается попытка осмыслить детско-юношеский туризм как педагогическое явление, решающее одновременно в комплексе важнейшие педагогические задачи. Даются рекомендации по организации туристско-краеведческой деятельности в школе.

Павлов Е.А., Белякова И.В. «Сравнительная харектеристика показателей развития детско-юношеского туризма в системе дополнительного образования и спортивного туризма». Статья в научном журнале «Сервис в России и за рубежом», 2016, том 10, № 3 (64)

В статье представлены сравнительная характеристика показателей развития детско-юношеского туризма в системе дополнительного образования и спортивного туризма за период 1991-2014 гг., динамика развития спортивного туризма как вида спорта, изменение численности занимающихся в туристско-краеведческих объединениях на основе официальных статистических данных. Читать

Программа для системы дополнительного образования детей «Юные велотуристы»* . − М.: ФЦДЮТиК, 2007. 68 с.

(Цена − 150 руб.) Заказать

Программа для системы дополнительного образования детей «Юные туристы-многоборцы»* . − М.: ФЦДЮТиК, 2007. 60 с..

(Цена − 150 руб.) Заказать

Самарина И. А. «Основы туристско-экологической деятельности учащихся»* . − М.: ФЦДЮТиК, 2007 г. 276 с., ил. Ф-т 145 х 205 мм. Учебно-методическое пособие.

(Цена − 245 руб). Заказать

«Справочник адресов и телефонов центров и станций юных туристов, туристских баз и других учреждений дополнительного образования РФ»*. − М.: ФЦДЮТ, 2007 г. 60 с. Ф-т 190 х 145 мм.

(Цена − 175 руб.) Заказать

«Туристская игротека» /Под ред. Ю.С. Константинова. - М.: «ВЛАДОС», 112 с.: ил. обл. - 60х88 1/16.

В сборнике приводятся игры и упражнения, позволяющие детям закрепить полученные знания при подготовке к туристскому походу. В книгу также включены загадки, головоломки, шуточные задания, которые помогут ребятам весело и с пользой провести время в поездке или на привале.

Книга адресована педагогам-организаторам туристско-краеведческой деятельности, учителям и родителям.

«Туризм и краеведение: образовательные программы для системы дополнительного образования детей.»* Под ред. Ю.С. Константинова, А.Г. Маслова; Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения. − М.: «Советский спорт», 2005. − 324 с.

(Цена − 320 руб.) Заказать

Учебная и методическая литература

Аппенянский А. И. «Рекреалогия: тренировочный процесс в активном туризме».* М.: «Советский спорт», 2006. 196 с., ил.

В книге рассматриваются методологические вопросы физического воспитания и тренировки в активном туризме. Дается методика обучения двигательным навыкам, необходимым в путешествии. Для студентов вузов, рекреологов, тренеров туризма, педагогов учебных заведений детско-юношеского туризма и т. д.

Бабич В., Федцов В. «Начальная подготовка горнолыжника: учебно-практическое пособие»* . - М.: «Советский спорт», 2003. 92 с.Ф-т 140 х 215 мм.

Пособие рекомендовано туристам, желающим освоить технику горных лыж, начинающим спортсменам-горнолыжникам, инструкторам − специалистам в области горнолыжного бизнеса, студентам, изучающим курс «Зимние виды рекреации», и всем любителям горнолыжного спорта.

Бабкин А. «Специальные виды туризма»*. − М.: «Советский спорт», 2008. 208 с. Учебное пособие.

Пособие является циклом лекций по дисциплинам «Международный туризм» и «Специальные виды туристской деятельности», служит теоретической основой для изучения таких видов туризма, как религиозный, лечебно-оздоровительный, экологический, горнолыжный, событийный, экстремальный, круизный туризм. Для студентов вузов, работников предприятий туристской индустрии и т.д.

Булашев А. Я. «Спортивный туризм: учебник»*. Харьков: ХГАФК, 2009. 332 с. Ф-т 145 х 205 мм.

В учебнике представлены систематизированные материалы по основам спортивного туризма, использование которых позволит правильно подготовить и провести спортивный поход любой категории. Для студентов, преподавателей, тренеров, инструкторов и т. д.

Гальперина Т. «Режиссура культурно-досуговых программ. Рабочая тетрадь»*. − М.: «Советский спорт», 2007. 132 с. Ф-т 145 х 205 мм.

Пособие содержит контрольные вопросы, упражнения, задания и тесты, предназначенные для самостоятельной работы студентов, закрепления теоретических знаний, приобретения навыков решения профессиональных режиссёрских задач и проверки знаний, полученных в рамках изучения дисциплины «Режиссура культурно-досуговых программ». В приложениях даны фрагменты сценариев и образцы заполнения режиссёрской документации. Для студентов, изучающих туристскую анимацию.

Зорин И.В. «Профессиональное образование и карьера в туризме»*. Серия «Профессиональное туристское образование». − М.: «Советский спорт», 2005. 528 с.

С позиций системного подхода анализируются проблемы формирования содержания профессионального туристского образования (ПТО). На базе ряда концепций развития туризма и профессионального образования разработаны теоретические основы проектирования содержания ПТО. Представлена методика формирования квалификационного поля и дидактического комплекса подготовки специалистов туризма. Изложены современные подходы к планированию карьеры в туризме. Детально раскрыты важнейшие функции менеджмента персонала. Для магистрантов, аспирантов, преподавателей и специалистов сферы туризма и педагогики.

Ильина Е. «Менеджмент транспортных услуг: авиационные перевозки в туризме»*. − М.: «Советский спорт», 2007. 144 с., ил. Ф-т 145 х 205 мм.

В учебнике отражены основные виды и формы взаимоотношений туристской фирмы и авиакомпании, рассмотрены виды поездок и авиарейсов, тарифы и скидки, факторы, влияющие на стоимость авиабилета, деятельность малой и бизнес-авиации в туризме, и т.д. Для студентов ВУЗов туристского профиля.

Кузнецов В.С. «Физическая подготовка юношей по основам военной службы в программах ОБЖ, БЖ». − М.: МИОО, 2008. 182 с.

В методическом пособии рассматриваются вопросы теории и методики физической подготовки учащихся, излагаются средства и методы воспитания физических способностей и прикладных качеств, приводится большое число упражнений, ориентированных на формирование умений и навыков действий в экстремальных условиях, раскрывается техника и методика обучения преодолению полосы препятствий, туризму, плаванию, приводятся игры и эстафеты военно-прикладной направленности.

Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности /Сост. Б.И. Мишин. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 285 с. - пер. - 60х90 1/16.

В книге дан полный свод программных и нормативных документов, информационных и методических писем по преподаванию курса «ОБЖ». Включены материалы по обновлению содержания образования, рекомендации по организации экспериментальной и внеурочной работы с учащимися.

Книга адресована педагогам по ОБЖ, работника методических служб, руководителям образовательных учреждений.

Павлов Е.А. «Проблемы законодательного регулирования подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы рекраеции и спортивно-оздоровительного туризма» . Статья в научном журнале "Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса", том 10, 2016/ № 1.

Представлена схема функционирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы рекреации и спортивно-оздоровительного туризма, показаны механизмы взаимодействия системы с работодателями, предложены меры ее совершенствования. Читать

«Развитие воспитательных систем в современной образовательной организации в свете реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г.» , сборник, посвященный 170-летию Русского географического общества и 120-летию спортивного туризма в России (9-11 декабря 2015 г.) / под науч. ред. Д. В. Смирнова; сост.: В. П. Голованов, Г. Н. Ищук, Г. В. Зубковская, Д. В. Смирнов. - М. ; СПб. ; Киров: ООО «Издательство «Радуга-ПРЕСС», 2016. - 291 с.