Презентация на тему "мцыри". Презентация История создания поэмы М.Ю










Презентация о поэме «Мцыри» — Чтобы распечатать эту презентацию ее можно скачать бесплатно. Скачать презентацию

«Мцыри» — романтическая поэма Лермонтова
Из истории создания поэмы
Поэма была напечатана при жизни Лермонтова в сб. «Стихотворения М.Лермонтова» за 1840г. Написана в 1839г. В Петербурге. Первоначальное название — «Бэри» (по-грузински «монах»). Изменил первоначальный эпиграф («У каждого есть только одно отечество») на цитату из «Книги царств» («Вкушая, вкусих мало мёда и се аз умираю») – о нарушении запрета и последовавшем за ним наказании. Название тоже было изменено: «мцыри» — послушник и пришелец, чужеземец – одинокий человек, прибывший из других краёв.
Там, где, сливаяся, шумят,​
Немного лет тому назад,​
Обнявшись, будто две сестры,​
Струи Арагвы и Куры,​
Был монастырь…​
Джвари – здесь у Лермонтова родился замысел поэмы. ​
Особенности композиции и сюжета
1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причём порядок при изложении событий изменён.​
2. Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.​
3. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.​
4. Особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить внимание читателя на характере центрального героя.​
Жизнь Мцыри в монастыре
Автор не описывает монастырскую жизнь, а передаёт лишь краткие замечания Мцыри о ней. Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма, с «сумрачными стенами» и «кельями душными», где человек бесконечно одинок. Остаться в монастыре – навсегда отказаться от свободы и родины.
​…Я мало жил, и жил ​
в плену…​
…Она мечты мои ​
звала​
От келий душных ​
и молитв…​
…Я вырос в сумрачных стенах​
Душой – дитя, судьбой – монах…​
Описание характера и мечты Мцыри
Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь. Он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчётливо. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что в окружающих монахах видит своих врагов. Ему знакомо чувство одиночества и тоски.
И я, как жил, в земле чужой​
Умру рабом и сиротой…​

Я знал одной лишь думы власть,​
Одну – но пламенную страсть…​
Я эту страсть во тьме ночной​
Вскормил слезами и тоской…
Мцыри за три «блаженных дня» увидел и узнал:
Увидел мир, закрытый от него монастырскими стенами​
— пышные поля​
— холмы и горные хребты​
— ущелья, потоки ​
— растительность
Мцыри на воле
…О, я как брат​
обняться с бурей был бы рад!​
Глазами тучи я следил,​
Рукою молнию ловил…Мцыри ощущал свою близость с дикой природой и наслаждался ею:​
Скажи мне, что средь этих стен​
Могли бы дать вы мне взамен​
Той дружбы краткой, но живой,​
Меж бурным сердцем и грозой?
Качества раскрывшиеся в герое, оказавшемся на свободе:
Смел и бесстрашен​
Презирает смерть​
Жаждет борьбы​
Любит родину и мечтает вернуться в родные края​
Твёрдый и целеустремлённый​
Выносливый и мужественный​
Страстная и пламенная натура
Гибель Мцыри
Сияньем голубого дня ​
Упьюся я в последний раз.​
Оттуда виден и Кавказ!​
Быть может, он с своих высот​
Привет прощальный мне пришлет…​

Всего три дня Мцыри провел на свободе. И именно за это время раскрывается внутренний мир героя. Он обнаруживает в себе чувства, ранее совершенно не­знакомые ему. Юноше не удается достичь своей цели - увидеть дом родной - но даже смерть его вос­принимается как победа. Мцыри не сломили ни от­чаяние, ни страшные испытания, он до последней ми­нуты остается верен себе и своему идеалу.​
Мцыри – это могучая, пламенная натура. Главное в нём – страстное и пламенное стремление к счастью, которое невозможно для него без свободы и родины. Он непримирим к жизни в неволе, бесстрашен, смел, отважен. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целеустремлён.
«Мцыри» — романтическая поэма
1.Выражается мечта, идеал, противостоящий действительности.​
2.Герой – человек, враждующий с обществом или непонятый им.​
3. Лирическое преобладает над эпическим. Автор не скрывает своего сочувствия герою.


Из истории создания поэмы Поэма была напечатана при жизни Лермонтова в сб. «Стихотворения М.Лермонтова» за 1840г. Написана в 1839г. В Петербурге. Первоначальное название - «Бэри» (по-грузински «монах»). Изменил первоначальный эпиграф («У каждого есть только одно отечество») на цитату из «Книги царств» («Вкушая, вкусих мало мёда и се аз умираю») – о нарушении запрета и последовавшем за ним наказании. Название тоже было изменено: «мцыри» - послушник и пришелец, чужеземец – одинокий человек, прибывший из других краёв.









Особенности композиции и сюжета 1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причём порядок при изложении событий изменён. 2. Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. 3. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие. 4. Особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить внимание читателя на характере центрального героя.


Что мы узнаём о жизни Мцыри в монастыре? Автор не описывает монастырскую жизнь, а передаёт лишь краткие замечания Мцыри о ней. Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма, с «сумрачными стенами» и «кельями душными», где человек бесконечно одинок. Остаться в монастыре – навсегда отказаться от свободы и родины. …Я мало жил, и жил в плену… …Она мечты мои звала От келий душных и молитв… …Я вырос в сумрачных стенах Душой – дитя, судьбой – монах…


Как автор описывает характер и мечты Мцыри? Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь. Он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника- горца вырисовывается отчётливо. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что в окружающих монахах видит своих врагов. Ему знакомо чувство одиночества и тоски. И я, как жил, в земле чужой Умру рабом и сиротой… Я знал одной лишь думы власть, Одну – но пламенную страсть… Я эту страсть во тьме ночной Вскормил слезами и тоской…







Что узнал о себе Мцыри, очутившись на воле? Мцыри – это могучая, пламенная натура. Главное в нём – страстное и пламенное стремление к счастью, которое невозможно для него без свободы и родины. Он непримирим к жизни в неволе, бесстрашен, смел, отважен. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целеустремлён.



Cлайд 1

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» История создания поэмы, тема и идея произведения, значение эпиграфа. Композиция.

Cлайд 2

Эпиграф урока Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог. М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Cлайд 3

История создания поэмы. В 1837 году Лермонтов задумал написать «записки молодого монаха 17 лет. С детства он в монастыре, кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится». От этой записи до появления «Мцыри» прошло 8 лет. за это время поэт несколько раз обращался к задуманному сюжету. Сначала он пишет поэму «Исповедь», действие которой происходит в Испании. Герой-монах, нарушивший обет, полюбивший монахиню и осуждённый на смерть. В 1835-1836 годах появляется поэма «Боярин Орша».

Cлайд 4

Поэма «Мцыри» написана в 1839 году «Когда Лермонтов, странствуя по старой Военно-грузинской дороге (это могло быть в 1837 г.), изучал местные сказания,… он наткнулся в Мцхете… на одинокого монаха, или, вернее, старого монастырского служку, «бэри» по-грузински. Сторож был последний из братии упразднённого близлежащего монастыря.

Cлайд 5

Возникновение замысла поэмы «Мцыри» биограф Лермонтова П.А. Висковатов связывает с путешествием поэта по старой Военно-Грузинской дороге. Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета, расположенную в месте слияния рек Арагвы и Куры. При посещении собора Светицховели поэт встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Военно-Грузинская дорога близ Мцхета. Рисунок М.Ю. Лермонтова

Cлайд 6

Лермонтов с ним разговорился и узнал от него, что он родом горец, пленённый ребёнком генералом Ермоловым во время экспедиции. Генерал вёз его с собой и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырём, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался жить в монастыре, где особенно привязался к старику монаху. Любопытный и живой рассказ «бери» произвёл на Лермонтова впечатление. К тому же он затрагивал уже знакомый поэту мотив, и вот он решился воспользоваться тем, что было подходящего в «Исповеди» и «Боярине Орше», и перенёс всё действие из Испании и потом Литовской границы – в Грузию».

Cлайд 7

На возникновение замысла поэта повлияли также впечатления от природы Кавказа, знакомство с кавказским фольклором. П. А. Висковатов пишет (1891): «Старая военно-грузинская дорога, следы коей видны и поныне, своими красотами и целой вереницей легенд особенно поразила поэта. Легенды эти были ему известны уже с детства, теперь они возобновились в его памяти, вставали в фантазии его, укреплялись в памяти вместе с то могучими, то роскошными картинами кавказской природы». Одна из таких легенд – народная песня о тигре и юноше. В поэме она нашла отзвук в сцене боя с барсом.

Cлайд 8

Cлайд 9

Cлайд 10

М.Ю. Лермонтов. Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби. Автолитография, раскрашенная акварелью. 1837–1838

Cлайд 11

«Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство моё, - вы носили меня на своих одичалых руках, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и с той поры всё мечтаю об вас да о небе» М.Ю. Лермонтов. 1832 год.

Cлайд 12

Тебе, Кавказ, суровый царь земли, Я посвящаю снова стих небрежный… Ещё ребёнком робкими шагами Взбирался я на гордые скалы, Увитые туманными чалмами, Как головы поклонников алы. Там ветер машет вольными крылами, Там ночевать слетаются орлы; Я в гости к ним летал мечтой послушной…

Cлайд 13

…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. В.Г. Белинский Я знал одной лишь думы власть, Одну – но пламенную страсть: Она, как червь, во мне жила Изгрызла душу и сожгла. Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв… М.Ю. Лермонтов «Мцыри» Мцыри. Рисунок Ф.Д. Константинова

Cлайд 14

– художественное обобщение, выраженное в частном. Показ общих качеств в индивидуальном. «…И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным и беспощадным умом…» И. Андронников Образ в литературе

Cлайд 15

Cлайд 16

Тема и идея произведения Эпиграф к поэме («Вкушая, вкусил мало мёда, се аз умираю») взят из библейской легенды об израильском царе Сауле его сыне Ионафане, юноша «негодном и непокорном», как в пылу гнева назвал его отец. Первый эпиграф «Родина бывает одна» (французское изречение). Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии («Вкушая, вкусил мало мёда, се аз умираю»)? -Как эпиграф связан с темой и идеей произведения?

Cлайд 17

Тема «Мцыри» - изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решивший ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней: И в час ночной, ужасный час. Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле, Я убежал.

Cлайд 18

Идея поэмы Идея- лучшие 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря. Где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

История создания

Своеобразие романтизма

Мцыри. Ф.Константинов


«Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина...»

В.Г.Белинский


«Синие горы Кавказа… вы взлелеяли детство мое, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас, да о небе...»

М.Ю.Лермонтов

1818 г. – 1820 г. – 1825 г. – 1837 г. – 1841 г.

Кавказские мотивы: «Дары Терека», «Беглец». «Демон», «Кавказ»…

1837 г., Военно-Грузинская дорога, древняя столица Грузии Мцхета, собор Свети Цховели, монастырь Джвари, одинокоий монах

Возникновение замысла биограф поэта П.А.Висконтов связывает с путешествием по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета (рядом с Тбилиси), расположенную в месте слияния рек Арагвы и Куры; собор Светицховели, где находятся могилы последних грузинских царей Ираклия 2 и Георгия 12. Там,по свидетельству родственников поэта А.П. Шан-Гирея и А.А.Хастатова, Лермонтов встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребёнком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермилов оставил его в монастыре. Маленький горец долго не мог привыкнуть к монастырской жизни, тосковал и делал попытки убежать на родину. Последствием одной такой попытки была долгая тяжёлая болезнь, едва не убившая его. Однако в конце концов он смирился со своей долей и провёл жизнь в стенах древней обители.


История Петра Захаровича Захарова-Чеченца (1816-1846).

Единственный в XIX веке профессиональный художник, портретист, - чеченец по национальности.

Дружил с М.Ю.Лермонтовым.

История художника: Алексей Петрович Ермолов, построил превосходную крепость на берегах Сунжи, укрепил ее шестью бастионами и, согласно требованиям военной науки, решил перенести на новое место раскинувшееся напротив крепости, за рекой, огромное, утонувшее в садах и огородах селение: крепость Грозная - аул Дады-Юрт. Жители не разделили соображений генерала. 15 сентября 1819 года Дады-Юрт пал. Около убитой женщины едва копошился весь израненный трехлетний мальчик. Ни кричать, ни плакать у него не было сил. Ермолов распорядился немедленно заняться спасением ребенка. Эта обязанность выпала на долю находившегося при генеральском хозяйстве казака станицы Бороздиновской Захара Недоносова. Генерал не допускал обсуждения приказов: мальчик должен был выжить, а он, Ермолов, - стать его крестным отцом. Скольких усилий стоило Захару спасти малыша, скольких бессонных ночей у его постельки! Мальчик получил фамилию и отчество по своему спасителю и имя, данное им крестным отцом - А. П. Ермоловым. Так чеченец стал Петром Захаровичем Захаровым.

В одном из писем своей матери П. Н. Ермолов среди семейных новостей пишет: «Странный мальчик Петрушка! Я о моем чеченце. Кроме обучения грамоте, он рисует все, что попадается под руку. Видимо, будет художник, и неплохой...» Отставной генерал решает тряхнуть стариной, обратиться к былым знакомствам и попытаться устроить питомца на казенный счет в Академию художеств. Так Захаров стал художником.


Портрет М.Ю. Лермонтова работы П.З.Захарова-Чеченца.


«…Записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится… идеалы…»

1829-1830 гг. - «Исповедь», Испания, сер. XIX в.

1835-1836 гг. - «Боярин Орша»

1839 г. – «Мцыри»

Кратко о сюжетах: герой «Исповеди» - монах, нарушивший обет, полюбивший монахиню и осужденный за это на смерть.

Поэма «Боярин Орша», герой которой, Арсений, бесправный раб могущественного боярина, воспитанный в монастыре, влюбляется в барышню и также предан суду монахов, но ему удаётся бежать.


последователь романтизма

романтик

идеалист-мечтатель

то, что содержит идеи и чувства, эмоционально возвышающие человека; условия жизни, обстановка, содействующие эмоционально-возвышенному мироощущению

романтика

мечтательно настроенный

романтический

относящийся к романтизму


  • Изображение воображаемого идеального пространства: экзотической природы, давних времён.
  • В центре герой , противостоящий один – всему «пошлому» миру, бегущий из него в мир «идеальный» и потому недостижимый.
  • Изображение героя в исключительных обстоятельствах.
  • Произвольность композиции, динамичность , контрастность .

«Романтический герой чувствует в себе отвагу кинуться наудачу в мир, нести всю земную скорбь и всё земное счастье, биться с бурями и не робеть при треске кораблекрушения»

И.В.Гёте

«Странник над морем тумана» (нем. Der Wanderer über dem Nebelmeer) - картина немецкого художника-романтика Каспара Давида Фридриха, одна из знаковых картин романтизма.

На картине изображён странник (сам художник), стоящий на тёмной, крутой скале. Он повёрнут спиной к зрителю, волосы развеваются на ветру. Странник смотрит на клочья тумана, глубины горных расщелин. Острые пики кое-где возвышаются над туманом, а вдалеке видны горные гряды. Над ними - небо в линиях облаков.

Эта картина - больше, чем просто пейзаж. Здесь природа представляет собой внешнее выражение внутреннего состояния, настроения героя, изображённого на переднем плане. Горы и облака являются частью души героя, также как и он сам является частью их.

«Странник над морем тумана» К.Д.Фридрих


  • Внутренняя раздвоенность.
  • Одиночество в реальном мире.
  • Поиски идеала и мечты.
  • Жизнь в сфере эмоций и чувств.

Антуан Гро Наполеон на Аркольском мосту


Барс, разрывающий

грудь юноши когтями, милосерднее к герою, чем монахи,

чьи заботы и уход Мцыри должен покупать ценой отказа от

борьбы и активности.

Ю.Лотман


«Мцыри» - своеобразие романтизма

В основе образа Мцыри лежит вера в прекрасную, гармоническую, рожденную для счастья человеческую личность…

Ю.Лотман


«Мцыри» - своеобразие романтизма

Причем счастье ее состоит не в

индивидуалистическом погружении в сокровенные тайны своего духа, не в забвении реального, а в приобщении к этому миру , ко всей полноте существования, которую он может дать человеческой личности, - в счастье любви, борьбе и единстве

с природой.

Ю.Лотман


«Мцыри» - своеобразие романтизма

Мир природы - мир «воли», общество – «тюрьма».

Природа дает Мцыри свободу, счастье любви (грузинка) и счастье борьбы с честным и смелым противником.

Ю.Лотман


«Мцыри» - своеобразие романтизма

Природа…, давая свободному человеку счастье деятельности,

братства и любви, она дает ему и счастье борьбы, радость героизма. Без борьбы невозможна деятельность, а

Мцыри жаждет именно ее…

Ю.Лотман


«Мцыри» - своеобразие романтизма

Борьба с барсом - здесь сила честно борется против силы, и в этом смысле противники равны.

Барс принадлежит к миру, противопоставленному монастырской тюрьме - философскому

обобщению социального зла.

Ю.Лотман


«Мцыри» - своеобразие романтизма

Трагический разрыв между Мцыри и природой, который ощутим в конце странствования героя, связан … с воспитавшей его средой, внутренняя невозможность найти силы для свободной жизни…

М.Ю.Лермонтов.

Анализ поэмы

«Мцыри».

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».



Задачи:

Развивать навыки анализа текста.

Выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы.

Выявить структурные особенности поэмы.

Продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать выводы.

Воспитывать интерес к творчеству поэта.


Добрый день!

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно включайся в работу, дружок!


Поэма – вид лироэпического произведения, основными чертами которого являются наличие сюжета и образа лирического героя.


Романтизм – литературное направление, появившееся в Западной Европе (Англия, Германия, Франция) и получившее расцвет в европейской и русской литературе в 19 веке.


Для романтизма характерны следующие черты:

  • Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастье в реальной жизни.
  • Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т.д.).
  • Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.

Словарная работа:

  • Мцыри – на грузинском языке означает «неслужащий монах», «послушник».
  • Послушник – человек, живущий в монастыре и готовящийся принять монашество.

Словарная работа:

Сюжет - основные эпизоды художественного произведения, расположенные в определенной последовательности.

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,


Словарная работа:

Вывод: Сюжет поэмы составляет не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,



1) Пролог (1 глава)

-О чём мы узнаём в прологе?

- Где происходят события поэмы?

- Дайте описание монастыря.


Монастырь стоял на том месте, где сливались реки … и … . Из – за видны … обрушенных …, и …, и церковный …; не курится под ним … благовонный дым, не слышно … молящих иноков.


Предыстория главного героя ( 2 глава).

-Куда ехал и кого вёз русский генерал?

- Расскажите его предысторию. Как герой очутился в монастыре?

- Как он выглядел? Составьте его описание.


Ребёнку было лет шесть. По дороге он занемог (заболел). Ребёнок был пуглив и дик, слаб и гибок. Но в нём был могучий дух. Мальчик мучился от болезни тихо, не издавал стон. Ничего не кушал и гордо умирал.


Словарная работа:

  • Занемочь – заболеть, захворать.
  • Томиться – мучиться.
  • Призреть – дать приют и пропитание.
  • Изречь монашеский обет -принять монашество, стать монахом.

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,


-Как жил мальчик в монастыре?

-Почему он смотрел на восток?

-Что хотел сделать он во цвете лет?

-Что с ним случилось?

-Как он выглядел?


- Исповедь Мцыри (3 -23 главы).

  • Что представляет собой основная часть поэмы? Почему?

Центральная часть поэмы – это исповедь героя. Такая форма выбрана поэтом потому, что так читатель может глубже понять внутренний мир главного героя, его мечты.


-Что такое «исповедь»?

Исповедь – откровенное признание в чём – нибудь, сообщение своих мыслей, взглядов.


  • Какую мечту вынашивал в своем сердце Мцыри?

Герой мечтает «хотя на миг когда-нибудь мою пылающую грудь прижать с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной».


-Чем, по Мцыри, отличается жизнь в монастыре от той жизни, которую он провел на воле? (гл.8)

(Ты хочешь знать, что делал я / На воле? Жил – и жизнь моя / Без этих трех блаженных дней / Была б печальней и мрачней / Бессильной старости твоей…). Природа открывает Мцыри смысл жизни: все рождается не для тюрьмы, а для воли.


- Какие испытания выпали на долю героя на свободе? Как он воспринял эти испытания?

Встреча с шакалом и змеей, с девушкой, с барсом, гроза в лесу (комментированное чтение).


-С кем он встретился у горного потока? Находим строчки о девушке, которая понравилась Мцыри (гл.13)



-Как поэт описывает природу ночью?

-Какую цель Мцыри имел в душе?

-Почему, находясь в лесу, он был голодный?

-Мцыри с детства слезы не знал, но тут заплакал без стыда. Почему?


-С кем он встретился ночью в лесу?

-Как поэт описывает барса?

(гл.16)

-Опишите бой с барсом.

(гл.17-18)


-Какие качества Мцыри проявились в схватке с барсом?

Мужественный, бесстрашный, отважный, смертельная опасность рождает не страх, а мужество, он упивается борьбой .


- Что же для Мцыри значит «жить»?

«Жить» для Мцыри – значит чувствовать: испытывать страх, голод, радоваться красоте природы и женщины, ощущать свою силу, отвагу, любовь к жизни.


- Какова последняя просьба главного героя?

(Когда я стану умирать, И, верь, тебе недолго ждать, Ты перенесть меня вели В наш сад, в то место, где цвели Акаций белых два куста… Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он своих высот Привет прощальный мне пришлет…).






ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить отрывки из поэмы «Мцыри».


Рефлексия

хорошо усвоил

отлично усвоил и могу применить на практике

усвоил хорошо,

но есть вопросы

многое непонятно