Парашютисты британской империи. Битва десантников: британцы против немцев Без связи и боеприпасов

Июль 1943 года. Союзники продвигаются по территории Сицилии, тесня врага к северу. Британские генералы начинают реализацию плана по окружению итало-немецких войск, чтобы те не смогли передислоцироваться в континентальную Италию. В ночь с 13 на 14 июля части 1-й парашютной бригады производят высадку южнее порта Катания с целью захватить стратегически важный мост Примосоле на реке Симето, отрезать противнику путь к отступлению и способствовать продвижению 50-й пехотной дивизии. Для противодействия десанту немецкое командование бросает к мосту части 1-й парашютной дивизии. Так начиналась битва британских и немецких десантников…

Цель - Сицилия

После капитуляции итало-немецких войск в Северной Африке, состоявшейся 13 мая 1943 года, союзники решили продолжать активные действия в Средиземноморском регионе: высадить десант на территории Италии и вывести её из игры. Первым объектом для атаки стал остров Сицилия, на который планировалось высадить части 7-й армии США генерал-лейтенанта Джорджа Паттона и 8-й британской армии генерала Бернарда Монтгомери. «Первым делом необходимо захватить плацдарм в удобном районе и затем вести с него боевые действия», - так Монтгомери очертил цели будущей операции. Новая операция получила кодовое название «Хаски». Американцы должны были создать плацдарм в юго-западной части острова (на берегах залива Джела), британцы - в его юго-восточной части.

Союзники имели численное преимущество над противником - 470 000 человек, свыше 600 танков и САУ, 1800 орудий и миномётов, 1700 самолётов. В то же время итало-немецкие войска под командованием генерала Альфредо Гуццони и фельдмаршала Альберта Кессельринга смогли выставить свыше 320 000 солдат и офицеров, менее 200 танков и штурмовых орудий, 300–350 орудий и миномётов, более 600 самолётов. Не стоит забывать, что союзники имели подавляющее преимущество на море: в десантной операции принимало участие 2590 кораблей.

В ночь с 9 на 10 июля союзники провели высадку воздушного десанта на остров, 10 июля последовал морской десант - операция «Хаски» началась. Немцы не смогли сбросить врага в море и с боями отступали на север Сицилии. Если в первые дни продвижение частей 7-й и 8-й армий проходило стремительно, то в дальнейшем противник стал оказывать ожесточенное сопротивление, особенно в британском секторе наступления. В отличие от побережья, гористая местность Центральной и Северной Сицилии, а также слаборазвитая дорожная сеть благоприятствовали действиям оборонявшихся – итало-немецкие войска превратили деревни в опорные пункты, на возвышенностях располагались артиллерийские батареи. 10 июля 5-я британская пехотная дивизия из состава 13-го корпуса (командир корпуса – генерал-майор Горацио Барни-Фиклин) достигла деревни Кассабила (южнее города Сиракузы). Части 13-го корпуса направлялись к Аугусте, но неподалеку от Приолы были остановлены мощным сопротивлением частей боевой группой «Шмальц» под командованием полковника Вильгельма Шмальца (подразделения танковой дивизии люфтваффе «Герман Геринг» и 15-й панцергренадерской дивизии, включая несколько «Тигров»).

Стратегический мост

Монтгомери намеревался помешать эвакуации итало-немецких войск с Сицилии через Мессинский пролив, надеясь исключительно на силы 8-й армии. Прежде всего, британцы должны были захватить железобетонный мост Примосоле длиной свыше 120 м, соединявший берега реки Симето и находившийся в семи милях южнее порта Катания. Захват моста был необходим для успешного продвижения частей 13-го корпуса на север и овладения Катанией.

Мост Примосоле

Изначально планировалось, что стратегический объект захватят бойцы 50-й пехотной дивизии (командир – генерал-майор Сидней Киркман) при поддержке танков 4-й бронетанковой бригады (командир – бригадир Джон Сесил Кэрри). Но позже план изменился, и овладеть мостом поручили частям 1-й воздушно-десантной дивизии генерал-майора Джорджа Хопкинсона, а именно – 1-й парашютной бригаде (командир – бригадир Джеральд Уильям Латбери). Солдаты дивизии не были новичками – они успели поучаствовать в Бруневальдском рейде 1942 года, боях за норвежскую гидроэлектростанцию Веморк, Тунисской кампании , а также десантировании у Сиракуз в ночь с 9 на 10 июля 1943 года. Мост Примосоле должен был занять 1-й парашютный батальон подполковника Аластейра Пирсона, а 3-й (командир – подполковник Эрик Йелдман) и 2-й (командир – подполковник Джон Фрост) батальоны получили приказ прикрывать мост с северного и южного направлений соответственно.

Подполковник Аластейр Пирсон
Источник – pegasusarchive.org

Командиры парашютных батальонов были опытными офицерами, имели высокие награды – подполковник Фрост получил Военный Крест за Бруневальдский рейд, а подполковник Пирсон удостоился Военного Креста и двух орденов «За выдающиеся заслуги» за Тунисскую кампанию.

Подполковник Джон Фрост
Источник – paradata.org.uk

В помощь парашютистам дополнительный удар наносило 3-е подразделение коммандос подполковника Джона Дарнфорда-Слейтера, которое должно было захватить мост Малати на реке Линтини в десяти милях южнее моста Примосоле. Британцам противостояли части дивизии «Герман Геринг» (командир – генерал-майор Пауль Конрат) а также 15-й панцергренадерской дивизии (командир – генерал-майор Эберхард Родт). Кроме того, фельдмаршал Кессельринг решил перебросить под Катанию части 1-й парашютной дивизии (командир – генерал-майор Рихард Хайдрих).


Немецкие парашютисты. Сицилия, июль 1943 года
Источник – pegasusarchive.org

Из-за нехватки транспортных средств Хайдрих не мог отправить сразу всю дивизию и перебросил сначала 3-й парашютный полк (командир – полковник Людвиг Хайльман), 1-й пулеметный батальон (командир – майор Вернер Шмидт), связистов и три противотанковых взвода. 12 июля около 18:15 немецкие парашютисты из состава 3-го полка (1400 человек) произвели высадку на полях у Катании.

Полковник Людвиг Хайльман
Источник – specialcamp11.co.uk

Американские истребители не смогли перехватить транспортники He.111, перевозившие десант, поскольку у них кончилось горючее (согласно данным американских пилотов). Один из немецких батальонов был развернут западнее города Катания, два других расположились на подходах к мосту Малати. На следующее утро в Катанию прибыли части 1-го пулемётного батальона, по аэродрому Катании нанесли удар союзные ВВС, вследствие чего было уничтожено два планера Me.321, в которых находилась львиная доля снаряжения и боеприпасов противотанковых взводов. Таким образом, немецкие парашютисты остались с весьма скудным арсеналом противотанкового оружия. Полковник Хайльман понимал, что если союзники проведут успешную высадку десанта у реки Симето, немецкие части, находящиеся южнее нее, окажутся в окружении. Поэтому он приказал командиру 1-го батальона гауптману Отто Лауну отправиться со своими бойцами к мосту Примосоле. Тот так и сделал, разместив своих парашютистов в двух километрах к югу от моста в апельсиновой роще, дававшей хорошую маскировку.

Неудачная высадка

Операция по захвату моста, получившая кодовое название «Фастиан», стартовала 13 июля 1943 года, когда около 20:00 с аэродромов Северной Африки в небо поднялось 105 транспортных самолетов С-47 «Дакота» и 11 «Альбемарлей» A.W.41, на борту которых находилось свыше 1856 десантников 1-й парашютной бригады. На девятнадцати планерах транспортировалась боевая техника и боеприпасы (включая десять шестифунтовых орудий и 18 джипов), а также 77 артиллеристов. С самого начала операции у британцев возникли проблемы – союзные части ПВО приняли авиацию за немецкую и открыли по ней огонь, а добравшись до Сицилии, самолёты попали под огонь итальянских зениток. В результате часть планеров получила повреждения и была вынуждена вернуться обратно, еще несколько машин погибло. Многие транспортные самолеты также были повреждены и возвратились на аэродромы с 30% десантников.

Около 22:00 британцы приступили к высадке десанта, и тогда «тёплую встречу» им организовали бойцы 1-го пулемётного батальона. Поначалу немцы приняли планеры за подкрепление, но когда были выпущены сигнальные ракеты, бойцы Хайльмана убедились, что высадку производит противник, и открыли ураганный огонь из пулемётов и нескольких зениток. Несколько британских самолётов получили попадания и упали на поле. Позже этот бой описывал немецкий лейтенант Мартин Пёппель:

«Горящие самолёты упали на поля, полные соломы, и осветили все поле боя. Наши пулемёты не умолкали».

Многим британским десантникам приходилось под обстрелом выпрыгивать из горящих машин, более 70 парашютистов попали в плен сразу после высадки. У британцев возникли две огромные проблемы – во-первых, были потеряны практически все рации, и, как писал Латбери, «там не было никакой связи ни с одним из батальонов, и никто не знал, что случилось» . Во-вторых, самолеты сбились с курса, большинство из них сбросило десант на расстоянии 20–32 км от объекта (некоторые группы оказались у вулкана Этна), и лишь 30 машин высадили около 300 солдат в нужном месте. Не лучшим образом обстояло дело с высадкой артиллерии, которая была произведена 14 июля – лишь четыре орудия достигли назначенного пункта. Единственным успехом начальной стадии операции «Фастиан» было то, что итальянские части, находившиеся у моста, разбегались или сдавались в плен без сопротивления.

14 июля в 2:15 полсотни бойцов 1-го батальона во главе с капитаном Раном захватили мост Примосоле и четыре дота (два у северного конца моста, и два – у южного). В дотах британцы обнаружили итальянские ручные пулемёты «Бреда» и множество патронов к ним. Два дота на северном конце моста никем не защищались, захват «южных» дотов описывал лейтенант Ричард Бингли:

«У южного конца моста мы встретили вражеский патруль из четырех итальянцев. Двух из них сразу убил десантник Адамс. Наш солдат бросил ручную гранату Гамона в один из дотов. Вскоре в плен сдались 18 итальянцев. Бой был скоротечен. Я получил ранение в правое плечо».

В 3:45 парашютисты заметили на дороге, ведшей к мосту, легкий танк, бронеавтомобиль и три грузовика. Артиллеристы выпустили снаряд по танку, а парашютисты забросали автомобили гранатами. По словам лейтенанта Бингли, два грузовика везли бензин. Первая машина была уничтожена гранатой Гамона, которую бросил капрал Кертисс – из-за возгорания топлива страшной смертью погибло 22 итальянских солдата. Около 5:00 британцы остановили немецкий грузовик, буксировавший орудие – ехавшие на нем солдаты бросили в сторону парашютистов две гранаты и сбежали, оставив пушку. Вскоре после этого британским сапёрам удалось разминировать мост.

Схема операции «Фастиан»
Источник – Simmons M. Battles for the Bridges // WWII Quarterly 2013-Spring (Vol.4 No.3)

Без связи и боеприпасов

Парашютисты нашли в дотах две рации, успели сообщить в штаб 4-й бронетанковой бригады о том, что мост взят под контроль, но через час связь пропала. Мост охраняли около 120 бойцов 1-го батальона, на вооружении которых было три миномета, пулемет «Виккерс», три противотанковых гранатомета PIAT, не считая ручного стрелкового оружия и гранат. Кроме того, в распоряжении десантников имелась исправная шестифунтовая пушка (еще два орудия нуждались в ремонте), а также два 50-мм итальянских орудия и 75-мм немецкая пушка. Неподалеку от моста находилось два взвода 3-го батальона, а бойцы 2-го батальона смогли своевременно взять под контроль холмы юго-западнее моста, пленив более сотни итальянских солдат. Всего в районе моста Примосоле собралось 283 солдат и 12 офицеров из состава 1-й бригады.

На рассвете 14 июля немцам стало известно о том, что мост захвачен противником. Для выяснения ситуации туда была направлена разведгруппа гауптмана Франца Штангенберга (20 человек на двух грузовиках). Приблизившись к мосту на дистанцию чуть более 2 км, группа была обстреляна британцами из пушек, после чего гауптман вернулся в Катанию и стал собирать силы для контратаки. Ему удалось собрать свыше 350 человек, включая поваров, механиков и 150 солдат из роты связи под командованием гауптмана Эриха Фассла. Что же касается артиллерии, то немцы могли использовать 50-мм итальянскую пушку и три 88-мм зенитки.

Контратаки немецких парашютистов

Во второй половине дня немцы начали обстрел британцев из зениток, вследствие чего несколько парашютистов получили ранения. По свидетельствам британцев, около 13:00 их атаковали несколько истребителей Ме.110. В 13:10 немцы предприняли первую атаку – группа Штангенберга ударила по северному концу моста с правого фланга, связисты – с левого. Не имея возможности вести долгий бой из-за скудного запаса боеприпасов, британцы отступили к южному концу моста.

Пока шел бой за мост, немецкие парашютисты из 1-го пулеметного батальона атаковали британцев из 2-го батальона, расположившихся на холмах. Капрал Невилл Эшли с помощью ручного пулемета «Брен» сдерживал продвижение противника, в то время как группа солдат во главе с лейтенантом Питером Барри подавила немецкую пулемётную точку. Немцы открыли огонь из тяжелых пулемётов и миномётов, и британцы отступили, не имея возможности достойно им «ответить».


Немецкие парашютисты ведут огонь из пулемёта. Сицилия, июль 1943 года
Источник – barriebarnes.com

В критический момент подполковник Фрост смог отыскать неповрежденную рацию и вызвать огонь артиллерии лёгких крейсеров «Ньюфаундленд» и «Мавритиус». Мощный обстрел из корабельных орудий заставил немцев отступить (по британским данным, они потеряли более двадцати человек убитыми и ранеными). Британцы вновь заняли позиции на холмах. В бою отличился капитан Стэнли Пантер – вместе с тремя бойцами он подавил вражеский пулемёт, затем захватил лёгкую гаубицу и из нее выпустил несколько снарядов по врагу. За проявленное мужество Пантер был награжден Военным Крестом.

Если группа Фроста смогла удержать свои позиции, то для людей подполковника Пирсона ситуация осложнилась. После 15:00 немцы под прикрытием артиллерии и пулемётов, прячась за кустами и деревьями, вновь атаковали мост с северной стороны, и Пирсон приказал своим бойцам отступить на южный берег реки. Известно, что днем 14 июля британцы ожидали появления своих танков, но этого не произошло. Расчет шестифунтового орудия сумел разбить дот, который немцы заняли на северном берегу, израсходовав при этом почти все боеприпасы. По утверждению британцев, немцы атаковали при поддержке самоходного орудия, но не рискнули прорываться через мост, боясь попасть под его огонь. Штангенберг поступил разумно – вместо того, чтобы атаковать мост в лоб, он приказал своим бойцам переправиться вплавь в другом месте, обойти врага и ударить по нему с тыла.

Немцы отбивают мост

Подполковник Пирсон скомандовал своим солдатам отступать к холмам на юге и соединиться с группой Фроста. Отход прикрывало несколько групп – участник боев за Примосоле младший капрал Альфред Осборн утверждал, что оставшиеся бойцы имели всего по несколько патронов к винтовкам «Энфилд». В бою у моста было убито 27 британских парашютистов, свыше 70 получили ранения. Огромную помощь в эвакуации раненых оказал капрал медслужбы Стэнли Тайнан – он эвакуировал раненых под обстрелами, за что был награжден Военной Медалью.


Разрушенный дот у моста Примосоле
Источник – pegasusarchive.org

Младший капрал Осборн прикрывал отход, сидя в доте и ведя огонь из ручного пулемета. Вскоре после того, как он покинул свою позицию, в дот попало несколько снарядов, выпущенных немецким штурмовым орудием (по другой версии – 88-мм зениткой).

После 18:00 с юга к мосту подошла группа гауптмана Лауна, кроме того, немцам удалось форсировать реку вброд восточнее моста. Британцы отошли, и стратегический объект снова оказался в руках их противников. Примерно в это же время сюда подоспели и части двух итальянских батальонов из состава 213-й дивизии береговой охраны.

Британская 50-я дивизия пробивается к мосту

В ночь с 13 на 14 июля бойцы 3-го подразделения коммандос захватили мост Малати через реку Лентини. Спецназовцы быстро заняли доты, обратив в бегство итальянских солдат, охранявших объект. Утром 14 июля мост был атакован несколькими немецкими батальонами при поддержке миномётов и танков. По утверждению британских коммандос, по ним вёл огонь «Тигр» (по другой версии – Pz.IV), который разрушал доты. Спецназовцы планировали продержаться до прибытия частей 50-й дивизии, но те увязли в боях с подразделениями полковника Шмальца у деревни Карлентини. 3-е подразделение было вынуждено отступать на юг, чтобы соединиться с 50-й дивизией (в боях за мост оно потеряло 30 человек убитыми и 60 пленными).

14 июля при поддержке артиллерии и танков пехота 69-й бригады (командир – бригадир Эдвард Кук-Коллинз) захватила городок Лентини. Пока 69-я бригада вела бои, части 151-й пехотной бригады (командир – бригадир Рональд Сениор), а также «Шерманы» из состава 44-го бронетанкового полка (эскадрон «С») пробились к реке Малати и повторно овладели мостом (немцы не смогли его уничтожить). Поздним вечером 14 июля вышеуказанные части приблизились к мосту Примосоле – к этому времени он уже находился в руках немцев.


Танкисты 44-го бронетанкового полка
Источник – desertrats.org.uk

Британские танкисты отказались атаковать мост без поддержки артиллерии, да еще и в ночное время. Тем временем, к немцам прибыло подкрепление – несколько рот 1-го саперного батальона, 1-й батальон 4-го парашютного полка и части 1-го артиллерийского полка. Кроме того, у Катании находились части группы «Шмальц», отступившей с юга, а также несколько итальянских батальонов и подразделения 4-го парашютного полка. Прежде всего, немцы занялись оборудованием позиций на северном берегу реки Симето. В ночь с 14 на 15 июля у моста разгорелся бой британских артиллеристов с семью итальянскими бронемашинами – расчет шестифунтовой пушки под командованием капрала Стэнли Роуза сжёг две из них.

Утром 15 июля пехота 9-го батальона Даремского полка попыталась атаковать северный берег по обе стороны от моста (сам мост хорошо простреливался, к тому же, британцы думали, что он заминирован). Немцы отбили этот штурм. На совещании офицеров 151-й бригады было решено, что штурм следует провести в ночное время левее от моста вверх по течению реки, где глубина не превышала 1,2 м (брод указал подполковник Пирсон). Ночному штурму предшествовала часовая артподготовка.

16 июля в 2:00 две роты 8-го батальона («А» и «D») переправились через брод и сообщили о занятии плацдарма, пустив сигнальную ракету. После этого роты «В» и «С» того же батальона при поддержке танков 44-го полка двинулись через мост и пробились на северный берег Симето. Немцы открыли ураганный огонь из двух 88-мм орудий, подбили четыре «Шермана» (общее количество британских танков в районе моста не превышало двадцати единиц). Британцы создали плацдарм глубиной около 300 м, но продвинуться далее на север не смогли, поскольку враг закрепился в виноградниках и оливковой роще.

Мост снова в руках британцев

16 июля бои продолжались с переменным успехом. В отражении одной из немецких атак участвовал рядовой Реджинальд Гудвин (пулеметчик из 8-го батальона 151-й бригады): «Из своего «Брена» я сумел уничтожить двух снайперов и нескольких солдат противника. Секрет успеха – удобная позиция, а также то, что меня с флангов прикрывали товарищи» . В тот же день в тыл были выведены подразделения 1-й парашютной бригады – во время высадки и в боях за мост они потеряли свыше 370 человек.


Расчет противотанкового орудия 1-й парашютной дивизии ведет бой у моста Примосоле. Июль 1943 года
Источник – barriebarnes.com

17 июля в 1:00 части 6-го и 9-го батальонов переправились через Симето вброд (мост простреливался немцами) и пополнили силы защитников плацдарма, заняв позиции в виноградниках. В 5:00 британцы начали расширять плацдарм. Танки эскадронов «А» и «С» 44-го полка пересекли мост и заняли позиции слева и справа от его северного конца. Отлично проявили себя экипажи «Шерманов» 3-го полка Йоменов. В 9:00 танки, продвигаясь на север по дороге, уничтожили расчет 88-мм орудия, грузовик и подавили несколько пулеметных точек. В 9:30 танкисты полка при поддержке пехоты 151-й бригады продолжили наступление и уничтожили два 105-мм орудия. Если верить отчетам 3-го полка, 17 июля его бойцы истребили 70 немецких солдат и офицеров, а четырех пленили. В тот день погиб командир 44-го полка подполковник Джеффри Уиллис – снайперская пуля попала ему в голову. Командование полком принял майор Грант.

В первой половине дня немцы активно контратаковали, неся немалые потери. Гауптман Хайнц-Пауль Адольф из саперного батальона попытался взорвать мост с помощью грузовика со взрывчаткой. Адольф погиб, а его план не сработал – машины была уничтожена до подъезда к мосту. Посмертно гауптман был награжден Рыцарским Крестом. Ситуация изменилась после 11:15, когда танки 44-го полка заняли выгодные позиции для обстрела и открыли ураганный огонь по немецким позициям. Под прикрытием этого огня британская пехота подошла к окопам противника и стала забрасывать их гранатами. Часть немцев сдалась в плен, многие погибли, а остальные отошли на север и заняли оборону вместе с парашютистами 4-го полка. Теперь британцы полностью контролировали мост и его окрестности и стали теснить противника к Катании.


Схема боев за мост Примосоле 13–17 июля 1943 года. Синими стрелками обозначено продвижение британских частей, красными – немецких. Желтые круги с номерами обозначают хронологию боев: 1 – 1-й и 3-й батальоны британцев берут мост под контроль; 2 – 2-й батальон захватывает южный сектор у моста; 3 – немцы проводят разведку боем; 4 – первая массированная атака групп Штангенберга и Фассла; 5 – повторная атака немцев, британцы отходят на южный конец моста; 6 – немцы форсируют реку восточнее моста, 1-й и 3-й батальоны отступают к позициям 2-го батальона; 7 – прибытие частей 50-й дивизии и 4-й бронетанковой бригады; 8 – контратака 9-го батальона Даремского полка и 44-го бронетанкового полка; 9 – британцы форсируют реку вброд и захватывают мост
Источник – Greentree D. British Paratrooper vs Fallschirmjäger: Mediterranean 1942–1943. – London: Osprey, 2013

Итоги

В боях за мост Примосоле 151-я бригада потеряла около 500 человек убитыми и ранеными. Кроме того, немецкие парашютисты утверждали, что смогли вывести из строя 5–7 вражеских танков. Потери немецкой стороны оценивались британцами в 300 человек убитыми и более 150 пленными (немцы признали потери в 240 человек убитыми и ранеными). Удивительно, что в ходе боев не переставал работать полевой госпиталь британских парашютистов, который выполнил несколько сотен операций. Даже когда госпиталь захватили итальянцы, он не переставал работать – медперсонал оперировал как раненых британских парашютистов, так и их врагов.

Борьба за мост Примосоле не оказала серьезного влияния на ход боев за Сицилию – союзники так и не смогли окружить вражескую группировку, которая сумела переправиться через Мессинский пролив на континент. В боях за мост обе стороны допустили серьезные ошибки. Британцы неудачно провели высадку десанта, в результате чего парашютисты 1-й бригады лишились боеприпасов и связи. Немцы – не успели взорвать мост.

Источники и литература:

  1. Гастингс М. Вторая мировая война: Ад на земле. – Москва: Альпина нон-фикшн, 2015
  2. Blackwell I. Battle for Sicily: Stepping Stone to Victory. – Barnsley: Pen and Sword, 2008
  3. Delaforce P. Monty’s Marauders: The 4th and 8th Armoured Brigades in the Second World War. – Barnsley: Pen and Sword, 2008
  4. D’Este C. Bitter Victory: The Battle for Sicily, 1943. – New York: Harper Perennial, 2008
  5. Greentree D. British Paratrooper vs Fallschirmjäger: Mediterranean 1942–1943. – London: Osprey, 2013
  6. Mrazek J. Airborne Combat: Axis and Allied Glider Operations in World War II. – Mechanicsburg, Pennsylvania: Stackpole Books, 2011
  7. Sicily: report on the Primosole Bridge operation 1943 July 14–21, by Major F. Jones. – Kew, Richmond: The National Archives, 1943
  8. Simmons M. Battles for the Bridges // WWII Quarterly 2013-Spring (Vol.4 No.3)
  9. War Diaries For 3rd County of London Yeomanry (3rd Sharpshooters) 1943
  10. https://paradata.org.uk

Парашютный полк, учрежденный сэром Уинстоном Черчиллем в 1940 году, после завершения второй мировой войны участвовал более чем в 50-ти кампаниях и заслуженно занимает достойное место среди самых престижных частей Британии.
Насчитывавшая всего 370 человек, первая британская воздушно-десантная часть сложилась сперва из личного состава 2-го отряда. Однако ряды ее быстро пополнялись добровольцами, и, оказавшись в Тунисе, парашютисты 2-й воздушно-десантной бригады, как стала именоваться часть с июля 1942 года, вскоре заслужили у немцев прозвище «die roten Teufel» - «красные дьяволы».
В 1943 году бригада десантировалась на Сицилии; позднее она стала именоваться 1-й воздушно-десантной дивизией. Тем временем в Англии была сформирована 6-я воздушно-десантная дивизия, сыгравшая роль тарана при высадке союзников в Нормандии в июне 1944 года. В августе того же года 2-я отдельная бригада (набранная из добровольцев 1-й дивизии) была сброшена над Провансом с целью перерезать коммуникации немецких войск. В конце сентября парашютисты 1-й дивизии совместно с Польской бригадой десантировались в Арнемский ад. Затем «красные дьяволы» отличились в ходе операции «Варсити», проложившей путь к переправе через Рейн.
Хотя послевоенные демобилизации изрядно проредили британские воздушно-десантные силы, бойцы парашютного полка продолжали защищать честь флага «Юнион Джек» по всему миру: десантники развертывались в Палестине (до 1947 года), в Малайзии, дрались на Суэцком канале под Порт-Саидом (1956), на Кипре (1964), в Адене (1965) и на Борнео. С 1969-го по 1972 год их весьма сомнительным образом использовали в Северной Ирландии в качестве внутренних войск. В 1982 году в ходе Фoлклeндcкoгo конфликта, после того как два батальона парашютного полка наглядно продемонстрировали всему миру, что британский воздушный десант и теперь вполне достоин славы своих знаменитых предшественников, героев Туниса и Арнема, они снова оказались в центре всеобщего внимания и признания.
Британские десантники, как и вся британская пехота, оснащены боевой 5,56-мм системой SA-80, которая включает штурмовую винтовку L85A1 («индивидуальное оружие») и ручной пулемет L86A1 («легкое оружие поддержки»), Это оружие хорошо показало себя на стрельбище, но на практике оказалось, что оно достаточно капризно, не выдерживает частых прыжков с парашютом, и десантники берут его с собой только на боевые операции. Для борьбы с бронетехникой противника используются ракетные установки «Милан» - оружие более мощное, чем у обычных пехотных подразделений.

В настоящее время три батальона парашютного полка (1-й, 2-й и 3-й) относятся к регулярной британской армии, а еще два (4-й и 10-й) - к территориальным силам. Два из трех регулярных батальонов парашютного полка на ротационной основе входят в 5-ю воздушно-десантную бригаду, где, чередуясь, используются как передовая воздушно-десантная батальонная группа и воздушно-десантная батальонная группа поддержки. Бригада в настоящее время оснащена всем необходимым для полноценной подготовки и успешного выброса десанта: легкой артиллерией, инженерными, транспортными, подразделениями связи, а также имеет в своем составе поисковую роту для скрытной высадки и подготовки плацдарма для основных сил.
Подготовка десантника занимает пять месяцев, а первый знак отличия - «крылышки» - вручается ему после 8-ми прыжков с парашютом (включая 2 с аэростата).

Парашютный полк (их еще называют « Британские парашютисты»), учрежденный сэром Уинстоном Черчиллем в 1940 г, после завершения второй мировой войны участвовал более чем в 50-ти кампаниях и заслуженно занимает достойное место среди самых престижных частей Британии.

Насчитывавшая всего 370 человек, первая британская воздушно-десантная часть сложилась сперва из личного состава 2-го отряда. Однако ряды ее быстро пополнялись добровольцами, и, оказавшись в Тунисе, парашютисты 2-й воздушно-десантной бригады, как стала именоваться часть с июля 1942 года, вскоре заслужили у немцев прозвище «die roten Teufel» — « красные дьяволы».

В 1943 году бригада десантировалась на Сицилии; позднее она стала именоваться 1-й воздушно-десантной дивизией. Тем временем в Англии была сформирована 6-я воздушно-десантная дивизия, сыгравшая роль тарана при высадке союзников в Нормандии в июне 1944 года. В августе того же года 2-я отдельная бригада (набранная из добровольцев 1-й дивизии) была сброшена над Провансом с целью перерезать коммуникации немецких войск. В конце сентября парашютисты 1-й дивизии совместно с Польской бригадой десантировались в Арнемский ад. Затем « красные дьяволы» отличились в ходе операции « Варсити», проложившей путь к переправе через Рейн».

Хотя послевоенные демобилизации изрядно проредили британские воздушно-десантные силы, бойцы парашютного полка продолжали защищать честь флага « Юнион Джек» по всему миру: десантники развертывались в Палестине (до 1947 года), в Малайзии, дрались на Суэцком канале под Порт-Саидом (1956 г.), на Кипре (1964 г.), в Адене (1965 г.) и на Борнсо. С 1969-го по 1972 г. их весьма сомнительным образом использовали в Северной Ирландии в качестве внутренних войск. В 1982 г. в ходе Фолклендского конфликта, после того как два батальона парашютного полка наглядно продемонстрировали всему миру, что британский воздушный десант и теперь вполне достоин славы своих знаменитых предшественников, героев Туниса и Арнсма, они снова оказались в центре всеобщего внимания и признания.

Британские парашютисты, как и вся британская пехота, оснащены боевой 5,56-мм системой SA-80, которая включает штурмовую винтовку L85A2 ( « индивидуальное оружие») и ручной пулемет L86A2 ( « легкое оружие поддержки»). Это оружие хорошо показало себя на стрельбище, но на практике оказалось, что оно достаточно капризно, не выдерживает частых прыжков с парашютом, и десантники берут его с собой только на боевые операции. Для борьбы с бронетехникой противника используются ракетные установки « Милан» — оружие более мощное, чем у обычных пехотных подразделений.

До 1999 г. три батальона парашютного полка (1 -й, 2-й и 3-й) относились к регулярной британской армии, а еще два (4 -й и 10-й) — к территориальным силам. Два из трех регулярных батальонов парашютного полка на ротационной основе входили в 5-ю воздушно-десантную бригаду, где, чередуясь, использовались как передовая воздушно-десантная батальонная группа и воздушно-десантная батальонная группа поддержки. В 1999 г. бригада была расформирована и в настоящие время парашютные части британии представлены 2-мя батальонами (2 и 3-ий батальоны), которые и составляют Парашютный полк входящий в состав 16 Воздушно-штурмовой бригады.

Парашютисты Британской империи

После развертывания формирования воздушно-десантных войск в метрополии аналогичная деятельность началась в Британской Индии - колонии, располагавшей самыми крупными и боеспособными вооруженными силами в империи.

Главком англо-индийских войск генерал сэр Роберт Кэсселс (Cassels) в октябре 1940 года приказал начать создание парашютных частей. В состав трех вновь формируемых батальонов должны были войти добровольцы из числа представителей коренных национальностей, специально отобранных среди лич-ного состава дислоцированных в Азии британских, индийских и гуркских частей. В декабре Кэсселс отдал приказ об укомлектовании воздушно-десантной бригады, хотя Лондон не сразу санкционировал этот шаг, ссылаясь на нехватку предметов специального снаряжения и транспортных самолетов (часть выделенных для индийской армии парашютов конфисковал для своих нужд направленный на Ближний Восток «отряд L» Дэвида Стирлинга - предтеча САС). Военное министерство поддержало план Кэсселса только в июне 1941 года, и то при условии, что один из батальонов будет полностью укомплектован англичанами.

Фактически первый отряд десантников сформировали еще 15 мая 1941 года. Однако официально о создании 50-й индийской парашютной бригады объявлено только в октябре 1941 года. Ее комплектование проводилось в Дели, в то время как на авиабазе Уиллингтон (район Нью-Дели) организован учебный центр под наименованием «Airlanding School» («Воздушно-десантная школа»). Бригада состояла из 151-го британского, 152-го индийского и 153-го гуркского парашютных батальонов. Большинство офицерских и сержантских должностей (в том числе младших специалистов), разумеется, заняли европейцы. Первые учебные прыжки состоялись 15 октября под Карачи, а в феврале следующего года проведены первые бригадные учения по высадке воздушного десанта. К этому времени проблемы с поставкой спецснаряжения уже были по большей части преодолены, а практически весь личный состав постоянно тренировался на земле. Таким образом, Индия неожиданно превратилась в одну из самых старых «воздушно-десантных» держав на земле.

Боевое крещение бригада приняла еще в 1942 году: небольшие группы десантников трижды совершили первые прыжки с парашютом в боевых условиях. В июле роту индийского батальона сбросили в Синд в ходе неудачной операции по подавлению мятежа одного из местных племен. В том же месяце разведгруппа из 11 человек десантирована под Мьичин (территория Бирмы) с задачей сбора данных о дислоцированных там японских силах. В августе еще 11 человек высадились в Бирме, в районе Форт-Херц, чтобы подготовить небольшой аэродром для принятия планеров с группами шиндитов.

Осенью 1942 года для бригады наступила полоса перемен. В октябре из ее состава вывели 151-й британский батальон, переброшенный на Ближний Восток. В том же месяце «Воздушно-десантная школа» переименована в «Учебную парашютную» (Parachute Training School) и перебазирована в Шаклалу.

Вслед за ней последовало передислоцирование всей бригады - ее части расквартировались в городке Кэмпбеллпур (около 50 миль от Шаклалы). В начале следующего года вместо убывшего на Средиземноморье английского батальона в состав бригады вошел батальон гурков. В это же время появился план развертывания на базе 50-й и одной из британских парашютных бригад 9-й индийской воздушно-десантной дивизии. Ее предполагалось задействовать в боях на Ближнем Востоке или в Европе, однако отсутствие «свободной» английской бригады задержало этот процесс на стадии организации штабных структур.

В марте 1944 года 50-я бригада передана в подчинение командованию 23-й пехотной дивизии с задачей воспрепятствовать японскому наступлению на северо-восточные районы Индии. Бои там продолжались до июля, и бригада, которой со временем вновь предоставили оперативную самостоятельность, блестяще зарекомендовала себя в оборонительных боях под Импхалом и Кохимой. В это же время еще не завершившая формирования 9-я дивизия переименована в 44-ю индийскую вдд (соединению передан штаб ранее расформированной ввиду ненужности 44-й бронетанковой дивизии). В ее состав вошли: 14-я пехотная бригада - английский 2-й пехотный батальон «Black Watch», индийские 4-й раджпутанский стрелковый (Rajputana rifles) и 6/16-й пенджабский пехотный (Punjab regiment), а также 50-я парашютная бригада, выведенная в тыл и расквартированная в Равалпинди. 14-ю бригаду предполагалось использовать в качестве посадочно-десантной (Air-landing) на планерах. В январе 1945 года дивизию усилили новой 77-й индийской парашютной бригадой. Новая бригада сформирована на базе выделенных подразделений 50-й пршбр и частей шиндитов. В ее состав вошли: 15-й английский, 2-й гуркский и 4-й индийский парашютные батальоны, а также британская 44-я отдельная рота патфайндеров (сформирована по американскому образцу). К началу 1945 года в 50-й бригаде продолжали числиться 16-й английский, 1-й индийский и 3-й гуркский батальоны. Кроме этих частей и 14-й посадочно-десантной бригады, в дивизию вошли 44-й индийский воздушно-десантный разведывательный батальон (укомплектован сикхами) и части обеспечения: четыре инженерных батальона плюс отдельные подразделения (связи, четыре медицинских, ремонтный парк, рота снабжения и три автотранспортные роты).

В формировании, обучении и снабжении индийских и гуркских батальонов принимал участие Индийский парашютный полк, созданный с санкции британского правительства в декабре 1944 года, В системе, образцом для которой послужила английская, полк выполнял роль базы и войскового штаба, занимающегося рекрутированием и обучением пополнения исключительно из числа представителей коренных национальностей. Опираясь на кадры двух гуркских и одного индийского батальона из состава 50-й пршбр, штаб сформировал по два новых парашютных батальона для включенных в состав 44-й дивизии 50-й и 77-й бригад, которые были доукомплектованы (согласно требованиям Лондона) одним английским батальоном каждая.

Природные условия Дальнего Востока не способствовали проведению широкомасштабных воздушно-десантных операций с использованием сотен самолетов и планеров, подобно тому, как это было в Европе. Во время второй мировой войны на этом ТВД действовали в основном небольшие группы, как правило, силой до роты, а то и взвода. В первой половине 1945 года в рамках операции «Dracula» британский штаб в Индии запланировал провести десантную операцию в районе столицы Бирмы - Рангуна (расположен в 35 километрах от устья реки Рангун). Река была густо заминирована как японцами, так и союзной авиацией. Поэтому чтобы обеспечить прикрытие тральщикам, а затем форсирующим реку десантным баржам, было принято решение захватить плацдарм на ее западном берегу с помощью воздушного десанта. Наиболее важным пунктом, господствующим над устьем, являлась высота Эле-фант-Пойнт. Задание овладеть ею поручили батальону специального назначения, сформированному из добровольцев (из личного состава 50-й бригады) и усиленному медицинскими, связными и саперными подразделениями.

Последние приготовления к операции развернулись 29 апреля в Акьябе, куда прибыл резервный отряд (200 человек), сформированный из военнослужащих 1-го индийского, 2-го и 3-го гуркских парашютных батальонов. Доставку десанта к цели должны были обеспечить самолеты ВВС США, но в связи с недостаточной подготовкой американских пилотов эту задачу возложили на 435-ю и 436-ю канадские эскадрильи. Десантирование планировалось провести в два этапа. Первые две машины выбрасывали патфайндеров и саперов, необходимых для подготовки площадки, во вторую волну входило восемь самолетов с главными силами десанта.

1 мая в 3 часа 10 минут утра операция началась. Как и сообщала разведка, в зоне высадки десанта не оказалось вражеских частей, но во время воздушного налета союзной авиации на район Элефант-Пойнт штурмовики по ошибке атаковали одно из подразделений парашютистов (около 40 человек получили ранения). В половине четвертого пополудни осуществлена выброска главных сил: уже через полчаса индийские десантники захватили всю высоту, уничтожив при помощи огнемета единственный японский бункер. В это же время авиация союзников нейтрализовала японские корабли в устье Рангуна, обеспечив возможность подвоза снабжения. Батальон выведен в освобожденную бирманскую столицу 3 мая, а перед возвращением в Индию 17 мая был еще раз десантирован на позиции японцев - под Тохай. Непосредственно перед окончанием войны 44-ю дивизию перевели на новую базу в Карачи, переименовав ее во 2-ю индийскую вдд.

Кроме индусов, сикхов и гурков, сражавшихся на разных фронтах во славу Великобритании, англичане привлекли под свои знамена и арабов. Даже Ирак, не входивший в состав империи, а в 1941 году превратившийся в арену боев между прогермански настроенными повстанцами и английским экспедиционным корпусом, выставил свой контингент. В 1942 году сто пятьдесят офицеров и сержантов королевской иракской армии, прошедших под руководством британских советников специальную подготовку, укомплектовали вновь созданный 156-й парашютный «батальон». Эта небольшая войсковая часть, в соответствии с англо-иракским договором номинально не подчинявшаяся британскому командованию на Среднем Востоке, дислоцировалась на аэродроме Хаббания. Затем ее включили в состав 11-го английского парашютного батальона, «понизив» до роты. В этом качестве арабы участвовали в боях в Италии и десантах на острова Эгейского моря (июль 1943 года). Через полгода первое в Ираке парашютное подразделение было расформировано за ненадобностью.

Униформа

Индийские парашютисты носили обычную полевую форму английского либо индийского образца и каштановые береты. Предметы специального снаряжения и обмундирования - «денисоновские блузы», десантные стальные шлемы, брюки и прочее - в колониальных ВДВ распространены не были. Индийцы прыгали в специальных охватывающих голову суконных капюшонах цвета хаки, в бою носили обычные пехотные каски. Предметы индийского колониального обмундирования, использовавшегося еще с первой мировой, у парашютистов также почти не встречались: с 1943 года англичане стали переодевать индусов и сикхов в обычные «battle-dress».

Наряду с беретами в полевых условиях часто надевали вязаные «рыбацкие» шапочки, аналогичные применяемым в частях коммандос. Парашюты - британские Hotspur Mk II или другие образцы, поставлявшиеся из метрополии. Парашютисты из батальонов гурков сзади на поясе подвешивали свои знаменитые изогнутые ножи - кукри. Кукри снабжен коричневой деревянной рукоятью в форме расширяющегося к пятке цилиндра. Отделка рукояти латунная, в виде колец и шпонок. Общая длина оружия 460 мм, клинка около 40 сантиметров, толщина обуха около 10 мм. Лезвие с односторонней заточкой имеет обратный изгиб и расширяется в нижней трети: это придает удару кукри огромную мощь. Треугольное сечение клинка символизирует индуистскую Тримурти - единство богов Брахмы, Вишну и Шивы. Ножи, изготовленные различными производителями, имели разную кривизну клинка, вариации отделки и конструктивных элементов. На пятке клинка наносились шифровки, символы завода-поставщика, дата изготовления, номера серии и т. д. (в 40-е годы в гуркских частях использовались ножи, изготовленные еще в первую мировую). Кукри носят в ножнах из дерева, покрытых коричневой кожей с латунной законцовкой. В ножнах предусмотрены отделения для двух маленьких ножей: один используется для резки, другой имеет тупой клинок и применяется для высекания искр при разжигании костра. При этом из ножен торчат рукояти двух ножей. Ножны с помощью системы ремешков подвешивают к поясному ремню сзади в вертикальном положении рукоятью к правой руке (ременные петли соединяются с кожаным хомутом, в который продеваются ножны; хомут снабжен шнуровкой). Все детали подвески и шнуровки - коричневой кожи.

К левому борту берета прикалывалась золотистая эмблема королевских ВДВ, в верхней части правого рукава нашивался квалификационный знак десантника британского образца (крылья и раскрытый парашют).

Следует отметить, что в индийских и гуркских войсках использовалась специальная система званий для рядовых, сержантов и офицеров коренных национальностей. Часть «туземного» офицерского корпуса, прошедшая Королевскую аттестационную комиссию, носила на погонах обычные британские знаки различия. Однако подавляющее большинство командиров официально именовалось «Viceroy`s Commissioned Officers» (VCO) - «офицерами, аттестованными вице-королем Индии». Их статус был более низким, поэтому для них традиционно использовались особые звания: джемадар, субедар и субедар-майор (соответствовали английским от лейтенанта до капитана). Все индийские VCO с октября 1942 года носили на погонах одну-три маленькие серебристые четырехугольные «шишечки», прикалывавшиеся к поперечным полоскам тесьмы: красной, желтой, красной. Капралы и сержант в индийско-гуркских частях именовались ланс-найк, найк и хавильдар; рядовой именовался сипай. Их белые пли зеленые (в стрелковых батальонах) нарукавные нашивки походили на британские, но были более простыми и дешевыми, без рельефного шитья.

Из книги Ацтеки. Воинственные подданные Монтесумы автора Сустель Жак

Религия империи Молодая цивилизация ацтеков едва достигла своего расцвета, когда вторжение европейцев прервало и ее рост, и ее развитие, и углубление ее религиозной философии.Такой, какой она была накануне катастрофы, или такой, какой она живет в нашем понимании, она

Из книги Огнестрельное оружие XIX-XX веков [От митральезы до «Большой Берты» (litres)] автора Коггинс Джек

Строители империи Строительство империи было неразрывно связано с боевыми действиями британской армии, пришедшимися на значительную часть XIX века. Кроме Крыма, ни одна британская часть не ступала на землю континента со времени сражения при Ватерлоо и вплоть до 1914 года,

Из книги Афоризмы Британии. Том 2 автора Барсов Сергей Борисович

Мелочи британской жизни Если держишь собаку, нет нужды лаять самому. Пословица Дома каждый пес чувствует себя львом. Пословица У своих дверей всякая собака храбрится. Пословица Хорошей собаке не жалей хорошей кости. Пословица Подарок лучший - то, в чем есть

Из книги Адмирал Октябрьский против Муссолини автора Широкорад Александр Борисович

ГЛАВА 5. ПАРАШЮТИСТЫ НАД СЕВАСТОПОЛЕМ С середины 1960-х годов наши историки, мемуаристы и писатели с большим рвением стали описывать события первых часов Великой Отечественной войны. Сталин-де спал, Берия тоже. Только вот один нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов вовремя приказал

Из книги Афганская война Сталина. Битва за Центральную Азию автора Тихонов Юрий Николаевич

Глава 5. Новая угроза Британской Индии Фактической восприемницей германских планов по нанесению удара по Индии через Афганистан стала Советская Россия, которой было необходимо любой ценой ослабить своего злейшего врага - Великобританию. Как только в январе 1919 г. была

Из книги Джон Леннон. Все тайны «Битлз» автора Макарьев Артур Валерьянович

Глава 22. Новая кровь в «независимой» полосе Британской Индии Взятие Кабула окрылило пуштунов Британской Индии. Видный пуштунский политический деятель Абдул Гаффар- хан писал по этому поводу: «Это пример для вас, пуштуны границы, как прекратить ваши мелкие ссоры,

Из книги Поражение на западе. Разгром гитлеровских войск на Западном фронте автора Шульман Милтон

Из книги Британская империя автора Беспалова Наталья Юрьевна

Документ № 10: Письмо представителя британской разведки в Москве полковника Хилла MOST SECRET.FROM: Colonel G. A. Hill, D. S. O.,TO: Colonel Ossipov.Moscow, 11th. December, 1943.Re: Bhagat Ram.As you are aware, the Government of India has granted, a safe-conduct to both Rasmuss and. Witzel of the German Legation in Kabul, who have teen recalled, to Germany by their Government.While their travelling arrangements will be

Из книги В поисках Эльдорадо автора Медведев Иван Анатольевич

Лондон. Русский отдел британской разведки МИ-6. Июль 1969 года В июле «Битлз» активно работали над своей новой и последней пластинкой. На записи и репетициях они, как и в прежние времена, были едины, никого лишнего в студии, работали слаженно, прекрасно осознавая, что

Из книги Архипелаг приключений автора Медведев Иван Анатольевич

Глава 27 ПАРАШЮТИСТЫ И ДИВЕРСАНТЫ Не только пехотные и танковые дивизии испытывали затруднения в выполнении своих боевых задач. У дополнительных формирований, введенных в операцию для боевых действий в американских тылах, возникли свои проблемы. Эти формирования обычно

Из книги Премия Дарвина. Эволюция в действии автора Норткат Венди

Лейтенант британской армии Когда в августе 1914 года началась война, Лоуренс находился в Оксфорде, работая над материалами, собранными им во время экспедиции на Синай. Он завершил работу довольно быстро, после чего пытался поступить добровольцем в армию, но сначала был

Из книги автора

Закат империи В плену Атауальпа быстро понял, зачем белые люди пришли на его землю. За свое освобождение он предложил выкуп: наполнить комнату, в которой содержался, золотом до уровня вытянутой над головой руки. Писарро согласился.Со всех концов империи потянулись в

Из книги автора

На задворках империи Однажды утром у заставы с крошечным гарнизоном в 20 солдат при одной пушке появился большой отряд повстанцев численностью 500 человек. Бой продолжался до полудня. Когда вышел порох, сержант Ефремов с несколькими солдатами попытался прорваться на

Из книги автора

Барон империи За три года корсарской войны Сюркуф сколотил целое состояние – два миллиона франков. Он вернулся на родину, купил в Сен-Мало замок и женился на аристократке. Четыре года корсар прожил тихо и мирно в кругу семьи, пока не пришло известие о разгроме

Из книги автора

Премия Дарвина: йосемитские парашютисты Подтверждено Дарвиновской комиссией22 октября 1999 года, КалифорнияВсе равно что с обрыва броситьсяВ Йосемитском национальном заповеднике прыгать с величественных утесов с парашютом запрещается, поскольку это опасно для жизни. Но

Из книги автора

Премия Дарвина: йосемитские парашютисты Подтверждено Дарвиновской комиссией1 января 2000 года, НевадаТод завоевал себе место в истории, став первой жертвой празднования миллениума в Лас-Вегасе. За несколько минут до Нового года 26-летний выпускник Стэнфорда забрался на

Во время Второй мировой войны британская армия в ходе подготовки к высадке в Нормандии начала эксперимент - тренировку собак-парашютистов. Собаки-десантники учились искать мины, готовились к охране и защите от врага.

Собаки-парашютисты (англ. paradogs — сокращение от «parachuting dogs») были в основном подготовлены 13-тым воздушно- десантным батальоном британской армии.

Батальон решил использовать собак в качестве десанта в начале 1944 года, скорее всего потому, что один из унтер-офицеров, Кен Бэйли был ветеринаром, говорит Эндрю Вулхауз (Andrew Woolhouse). Историк-любитель пять лет занимался исследованием собак-парашютистов и изучал записи членов батальона в период до и после высадки в Нормандии.



Бэйли отправился тогда по заданию своего командира в Хартфордшир, где находилась школа, в которой обучались собаки для военных нужд. В 1941 году военное ведомство Великобритании призвало по радио владельцев собак отдать на время в распоряжение армии своих питомцев. Так школа получила первых собак и стала вскоре местом, куда во время войны владельцы привозили своих питомцев.

Среди собак был и двухлетний Брайан. Бэйли писал в своем дневнике в январе 1944 года:

«В Хартфордшире был двухлетний пес по имени Бинг, помесь овчарки и колли. Вообще, его хозяйка Бетти Фетч назвала его Брайан. Он был самым тощим из тех, кого привезли в это время. Из-за того, что военный рацион был слишком скупым, его просто отдали».

Кроме Брайана, которого теперь звали Бингом, Бэйли взял еще две собаки - овчарки Монти и Рэни. Все три собаки были обучены на десантников. Рэни была единственной «дамой» в четвероногом батальоне во время Второй мировой войны.

Обучение начиналось с привыкание к громким звукам. На военной базе в гарнизоне Ларкхилл собак часами держали в больших транспортных самолетах с включенными двигателями. Кроме того, солдат обучали различать запахи взрывчатки и пороха и знакомили с возможными сценариями боя - взятие в плен, проникновение вражеских солдат, перестрелка.

Обучение на земле длилось около двух месяцев. Затем начинался тренинг в небе, выполнение заданий, которые должны были стать отличительным знаком этих собак.

Тот факт, что собаки были худые, оказался преимуществом. В ходе учебных прыжков они могли использовать парашюты, предназначенные для спуска велосипедов. Для того чтобы собак еще проще было подтолкнуть к прыжку, им незадолго до этого не давали ни еды, ни воды. Кэн Бэйли вспоминает в своих записях от 2-го апреля 1944 года первый прыжок овчарки Рэни:

«У меня в сумке был корм, примерно два фунта мяса (около килограмма), собака это, конечно, заметила. Мы поднялись в Нетеравоне и приближались к месту высадки, которое находилась всего в двух милях. Я прыгал под номером девять, собака - под номером десять».

«В тот момент, когда самолет замедлился и солдаты готовились к прыжку, собака становилась все оживленнее. Как только зажегся зеленый свет (сигнал к прыжку), она с любопытством наблюдала за тем, как мужчины один за другим исчезали в дыре в самолете. Все это время она находилась на своем месте за моими ногами».

Затем прыгнул Кэн Бэйли - вероятно, будучи уверенным в том, что два фунта мяса заставят собаку прыгнуть за ним из самолета.

«После того как мой парашют раскрылся, я повернул лицо в сторону самолета. Собака находилась в 30 метрах от меня, немного выше. Она смотрела несколько озадаченно, но без страха. Я выкрикнул ее имя, она тут же посмотрела на меня и стала энергично вилять хвостом. Она приземлилась примерно на 25 метров раньше меня. Я тут же побежал к ней, отвязал и дал корм».

Прыжок, приземление, лакомство. С каждым последующим прыжком собакам все больше нравилась их работа. Иногда они с готовностью давали своим товарищам сбрасывать себя из самолета, иногда прыгали сами в никуда. Их парашюты открывались автоматически.

Потом наступил день, к которому собаки так долго готовились.

В «День Д», 6 июня 1944 года, в 23.30 самолет 13-го батальона направился в сторону Франции. Команда десантников прибыла в Нормандию в 1:10, опоздав только на 30 секунд. На борту самолета находилось 20 мужчин и одна собака - Бинг. Рэни и Монти находились в других самолетах.

Казалось, все идет по плану - до того момента как открылся люк. Вокруг самолета раздавались звуки разрывающихся снарядов, небо от залпов было окрашено в желтый цвет.

Бэйли и его ученик Бинг были последними в очереди на прыжок. Но после того как Бэйли прыгнул, четвероногий ученик незадолго до прыжка остановился и забился в фюзеляж.

Как следует из записей, человек, находившийся на борту и ответственный за высадку солдат, поймал собаку и выбросил ее из самолета. Но и сам полет Бинга был не таким гладким, как на тренировках. Еще до того как ступить четырьмя лапами на европейскую землю, он вместе с парашютом застрял на дереве, где провел двенадцать часов, прежде чем его нашли коллеги. Бинг отделался несколькими царапинами.

Впоследствии Бинг оказался очень полезным, прежде всего, при обнаружении мин, писал солдат 13-го батальона. Он оживленно обнюхивал места в течение нескольких секунд, потом садился, смотрел на своего тренера с выражением самодовольства и ожидания одновременно и ждал вознаграждения. Бинг и его четвероногие коллеги чувствовали приближающихся или сидящих в окопах немцев задолго до того, как это замечали сами солдаты. «Они спасли многим союзникам жизнь», — писал один солдат.

Свою собственную жизнь они не всегда могли защитить. Монти был тяжело ранен во время высадки в Нормандии, Рэни была потеряна вскоре после ее приземления в Нормандии, и ее больше никогда не видели. К батальону вскоре присоединились две немецкие овчарки, которые быстро сдружились с Бингом.

Бинг выжил и даже получил орден. Медаль Марии Дикин — самая высокая воинская награда в Великобритании для животных. Она выдается благотворительной организации помощи животным PDSA.

Когда Бинг умер в 1955 году, его похоронили на почетном кладбище для животных к северо-востоку от Лондона. В музее истории воздушно-десантных войск в Даксфорде находится изображение четвероногого героя - с парашютом за спиной и почетной медалью. «За мужество» и «мы тоже служим» — написано на медали.


См.также: