В.Распутин "Уроки французского" презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему. Презентация на тему ""Уроки французского" В.Г

Выполнила: Захарова Екатерина, ученица 6 класса. Исследовательская работа на тему: О няне. А.Пушкин. Сергей Львович Пушкин (1770-1848), отец поэта. А.С.Пушкин. 1825г. И.С.Аксаков. Стихотворение «Няне» написано в октябре 1826 года в Москве. И куда разумны шутки, Поговорки, прибаутки, Небылицы, былины Православной старины… Домик Арины Родионовны. Ганнибал (1775-1836), мать поэта.

«Образ Бабы-Яги» - Литература проект Средства создания образа Бабы-Яги в русских народных сказках Выполнили: ученицы 6А класса Безрукова Е. Лукина А. Руководитель: Школьникова Т.А. Три всадника черный (ночь) белый (день) красный (солнце) чёрный Кот Ворон Филин. Задачи. Баба Яга в рисунках. Какие эпитеты характеризуют Бабу Ягу? Баба Яга - положительный или отрицательный персонаж? Этимология и лексическое значение слова «баба». Окружение Бабы Яги.

«Жуковский Светлана» - Гадание с лодочкой. Кольцо в воде. Литьё воска. «Светлана»». Гадание с петухом. Бросание башмачка. Слушающие обязательно должны быть девушки! 6 класс Литература. В. А. Жуковский. Программа Г. Меркина Баллада В. А. Жуковского «Светлана». По поверью, будто бы. Исполнение желания.

«Лицей Пушкина» - Пушкин в лицее. Французская литература и оказала самое сильное влияние на раннее творчество Пушкина. Пушкин попал в лицей «по блату». Матюшкин Ф.Ф. Корсаков Н.А. ~ Домашнее воспитание Пушкина А.С. сводилось к блестящему овладению французским языком. Вольховский В.Д. Новый ученик. Наступило время прощания с местами, которые сделались дороги, прощание с друзьями. Дельвиг А.А. Никаких унизительных наказаний не было. Одно из лучших произведений Пушкина Лицейского периода – стих «Городок». Лицейское поэтическое братство вырастало и воспитывалось в достаточно свободной атмосфере. Стих Пушкина становится еще более изящным и легким.

«Выстрел Пушкин» - Дуэльный кодекс. Презентацию выполнили: учитель русского языка и литературы МОУ Гимназии № 4 Лемудкина Наталья Владимировна и ученики 6 «Б» класса. Композиция – последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения. Рассказ офицера о Сильвио; Рассказ Сильвио о первой дуэли с графом. 2 глава. Болдинская осень – необычайно плодотворный период творчества А.С. Пушкина. Болдинская осень. Погиб поэт! – невольник чести – Пал, оклеветанный молвой…

«Зощенко в литературе» - Подобно своим предшественникам, Зощенко достигает за счет комико-иронического раздвоения образа рассказчика особенного, чисто эстетического удвоения художественного эффекта. Тема, обозначенная в заголовке, заслуживает обстоятельного монографического исследования. План урока.

Cлайд 1

«Уроки французского» – уроки человечности (урок-проект по рассказу В.Г.Распутина)

Cлайд 2

Цели: 1)создать условия для раскрытия проблематики рассказа и уроков, которые он преподносит; развития умения сжато излагать повествовательный текст с элементами рассуждения и творческого анализа; 2)создать условия для развития навыков анализа и синтеза путем создания проектов; 3)способствовать развитию наблюдательности, воспитанию отзывчивости, сопереживания, доброты Предварительная работа - работа в группах: 1)создать нравственный словарь произведения (на основе нравственных слов-понятий из рассказа), 2)подготовить выставку рисунков на тему «Добро и жестокость в жизни», 3) и 4) работа над эпистолярным проектом (написать письмо от имени Лидии Михайловны главному герою, письмо от имени главного героя учительнице)

Cлайд 3

Эпиграф: Я написал этот рассказ в надежде, что данные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого человека. В.Распутин

Cлайд 4

Создание 5-ой группы. (5 человек буду записывать на отдельных листах маркерами выводы, которые мы будем делать в процессе диалога).

Cлайд 5

Вспомните, какие проблемы автор поднимает в рассказе, и, опираясь на них, попробуйте поставить перед собой цели 1 проблема: человек и время (раскрыть трудности послевоенного времени, описанного в рассказе) 2 проблема: подросток и улица (оценить поведение героя, который начинает самостоятельную жизнь) 3 проблема: учитель и ученик (определить роль учительницы в жизни мальчика) В конце урока каждый должен ответить на проблемный вопрос: Только ли французскому учились мы с главным героем рассказа?

Cлайд 6

Лексическое значение слова «урок» Урок – это: 1)учебный час, посвященный отдельному предмету; 2)нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего. (словарь С.И.Ожегова) Каким признанием открывается рассказ? О чем мы догадываемся из этого признания?

Cлайд 7

1 проблема: человек и время Когда и где происходят события? Как Валентин оказался в райцентре? Какие испытания ждали мальчика? Как мальчик относился к учебе?

Cлайд 8

Выводы, уроки 1.Время вносит жестокость в души людей. 2.В жизни нужно стремиться быть лучше. 3.не отступай перед трудностями. 4.Жить нужно по законам нравственности. 5.Никогда не поздно просить прощения. 6.Терпение и труд все перетрут. 7.Мать должна заботиться о детях. 8.Жизнь учит. 9.Ничего не делай спустя рукава.

Cлайд 9

Отчет 1 группы – проект «Нравственный словарь рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского»

Cлайд 10

2 проблема: подросток и улица (оценка поведения Валентина) Почему Валик стал играть на деньги? Почему он быстро обучился и стал выигрывать? Главный герой стал умелым игроком. Руководила ли им жажда наживы? Сравните, какие качества характера проявляются в игре у Валика и Вадика (работа в парах).

Cлайд 11

Валик Вадик Настойчивость Целеустремленность Гордость Честность Справедливость Любознательность Чувство меры стойкость Грубость Жестокость Лживость Хитрость Эгоизм Властность Самоуверенность Жажда наживы

Cлайд 12

Мы увидели и сравнили мир добра и жестокости в рассказе. Отчет 2 группы – выставка рисунков на тему «Добро и жестокость в жизни»

Cлайд 13

Выводы, уроки 1.Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. 2.Не делай другому того, чего себе не желаешь. 3.Жестокости можно и нужно противостоять. 4.Жадность губит человека. 5.Будь гордым и самостоятельным. 6.Не горячись, умей уступить тем, кому ничего не докажешь. 7.Будь принципиальным. 8.Знай чувство меры. 9.Умей постоять за себя. 10.Ложь и предательство губительны. 11.Будь честным и искренним.

Cлайд 14

2 проблема: подросток и улица (роль Лидии Михайловны в жизни Валика) Что поняла о жизни героя учительница и как пыталась помочь мальчику? Как проходили уроки? Почему Лидия Михайловна стала играть на деньги? Почему не побоялась уронить себя в глазах ученика?
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока.

Обучающая

  • Показать на примере повести В. Распутина какое значение в жизни имеет доброта;

Развивающие

  • развивать умение анализировать художественный текст;
  • развивать устную роль учащихся, навыки исследовательской работы;
  • развивать ассоциативное мышление;
  • развивать функциональную грамотность;

Воспитательная

  • воспитание гуманизма.

На уроке сочетаются разнообразные виды деятельности : мыслительная, речевая, коммуникативная, исследовательская, художественно-эстетическая, что способствует развитию творческого воображения личности, памяти, речи, обогащению эмоционального мира.

Ход урока

I. Стадия вызова.

В мае этого года мы отмечаем 67 лет со дня окончания Великой Отечественной войны (слайд)

Учитель: Война! Это страшно! А как детское сердечко сжималось от потерь, боли страдания, страха. И как важно было после этих страшных лет ощутить тепло, сердечность, доброту (слады 2-4)

Во все времена эти понятия остаются неизменны. Они настолько прочно вошли в нашу жизнь, что нашли своё отражение в народной мудрости.

Проверка домашнего задания (высказывание о добре, доброте)

Учитель :

– Ребята, а как вы понимаете, что такое добро?

– Кто для вас является добрым человеком?

Составить акростих на тему: «Добро».

Учитель : Доброта. Именно это качество, человеческое качество является основным у героев Валентина Григорьевича Распутина. Слайд.

И говорить мы сегодня будем именно о доброте, а значит тема сегодняшнего урока «Уроки доброты».

Слова, которые станут эпиграфом к нашему уроку я предлагаю вам выбрать самостоятельно

Чем добрее и умнее, тем больше он замечает добра в людях (Л.Н. Толстой)

Верю я, придет пора.
Силу подлости и злобы одолеет дух добра. (Б. Пастернак)

Ознакомьтесь с ними и объясните, чьи слова более полно раскрывают тему нашего урока

(потому что, во все времена добро находилось рядом с человеком, были те, кто дарил его людям).

Учитель: Говорить о произведении Распутина, не сказав о нем самом просто нельзя, ибо мы упустим что-то очень важное, главное.

1 ученик: Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. Он ощутил на себе тяготы военного и послевоенного детства.

1948 год – недавно закончилась война. В стране разруха, не хватает продовольствия.

Действует карточная система снабжения продуктами. Слайд.

2 ученик : Послевоенный голод. Денег на руках у сельского населения нет. Детям приходится работать как взрослым. Слайд.

Учитель: Олег Дмитриев написал стихотворение об одном мальчишке, но таких в то время были тысячи

3 ученик читает стихотворение :

Сидит кусочком хлебушка тарелку молча трет
Но за кусочек хлебушка не выдаст, не соврет
И вот тарелка светится, сверкает белизной.
Как будто чудо-зеркальце, из сказочки одной
Еще движенье корочки и выплывет со дна
Холодная, голодная, последняя война
Всплывет щадящей плошкою полуподвальный свод
И мальчуган с ладошкою, протянутой вперед
Все ближе, нестерпимее в заветном там кольце
Кричат глаза огромные на узеньком лице
Забудь, другое времечко и сказочка не та
Но все же чиста тарелочка, тарелочка пуста.

Сибирь – родина писателя. Глухая деревня Усть-Уде в Иркутской области. Садов нет, так как деревья вымерзают от холода, герой рассказа никогда не ел яблок, он даже их не видел.

В 1973 году появился в печати один из лучших рассказов Распутина «Уроки французского». Сам писатель называет этот рассказ автобиографическим.

Словарь – урока – слайд

И пользуясь положением писателя Распутин постарался рассказать нам о том, что он пережил в те годы.

Да и нет (блиц-задание на знание биографии)

  1. писатель Валентин Распутин родился и вырос в деревне, в Сибири.
  2. детство провел в небольшой деревне, расположенной в низовьях реки Ангары.
  3. закончил физико-математический факультет и готовился стать учителем, одновременно занимался журналистикой (историко-филологический).
  4. в начале 60-х годов появились его первые рассказы
  5. в 1973 году вышел его лучший рассказ «Уроки французского».
  6. этот рассказ он посвятил Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери Александра Вампилова.
  7. его герой – двенадцатилетний мальчик, которого мать привозит из деревни и определяет на учебу в районную школу (одиннадцатилетний).
  8. фрагментарность рассказа делает его в чем-то похожим на личный дневник.
  9. этот рассказ помог разыскать учительницу Лидию Михайловну, которая в героине рассказа узнала себя.
  10. Распутин говорил о своем рассказе то, что мне многое пришлось выдумать. (там мне ничего не пришлось выдумывать, все это происходило со мной)

II. Стадия осмысления .

  1. Выявление авторской позиции (персонаж, человек, повествование)
  2. Проблема : персонаж, человек, повествователь.

Компонент мира художественной литературы

– ребята, какие проблемы мы с вами выставили?

– от какого лица ведется повествование? (от первого)

– и все же, их что-то разделяет, что? (время, герой – это ученик, мальчишка, он живет, радуется, чувствует здесь и сейчас).

Сейчас вам предлагается провести интервью автора с автором. Автор – ребенок – детские голоса, автор – взрослый человек – взрослый голос. (работа в группах)

  1. Больше на меня не обращали внимания я отошел в сторону и стал наблюдать. Разобраться в игре ничего не стоило
  2. Я вертелся между Вадиком и Птахой. И в отчаянии, добавляя им ярости, упрямо выкрикивал одно и тоже: «Перевернул! Перевернул!». Во мне все как-то затвердело и сомкнулось. Вообще у меня не было сил достать из себя слово. Не было в тот день и не могло быть, во всем белом свете человека несчастнее меня
  3. упал, – брякнул я, почему-то не догадавшись заранее придумать хоть мало-мальски приличного объяснения.

После уроков, замирая от страха, я ждал Лидию Михайловну в коридоре.

  1. Я оставался один, не понимая и не выделял из горького своего положения одиночества откуда мне было знать, что в своем деле он вырвался вперед, и больше всех его ненавидит тот, кто идет по следу.
  2. я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать веревками

– не знаю, как в математике, а в лице жестокости, которая, как я позже заметил с годами становиться чуть ли не профессиональным призраком учителей даже самых добрых и мягких.

Составить синквейн:

  • Автор – мальчик
  • Автор – взрослый

III. Переходим к работе над композицией рассказа .

Ребята, какие проблемы мы выставляем (завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

Учитель : Как объяснить такое долгое вступление. Есть эпиграф, история создания, посвящение, предисловие. Зачем все это?

Распутин нас заставляет проникнуться мыслью о серьезности сделанных выводов, он настраивает нас на глубокое осмысление текста. Работа в парах.

Составить кластер. Слайд (композиция рассказа)

  1. Составляет кластер.
  2. Написать эссе (история героя)

IV. Литературная характеристика героев (проблема: портрет, внешний, внутренний, портрет-описание, портрет-впечатление).

Распутин – мастер литературных портретов, ему хватает нескольких предложений, что бы достаточно точно описать человека. Слайд.

Прием «Узнавание адресата»

Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками. (слайд)

Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым шагом приступал к деньгам.

Он расхаживал перед линейкой, раскинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагом плечи.

Учитель: Какой художественный прием использует автор чтобы подчеркнуть душевную доброту учительницы и трудное положение мальчика. (антитеза).

Докажите.

Лабораторная работа. (слайд)

Задание: Привести в систему все возникающие в рассказе противопоставления.

Вывод: в произведении отражена борьба добра и зла, именно в период взросления решается на темной или светлой стороне жизни останется человек.

Зачем Распутин вводит эпизод с игрой на деньги.

Сколько игр было на деньги (2).

Как назывались? (чика замеряшка).

Кто оказывается все время рядом с мальчиком? (учительница).

Если говорить о роли учительницы, то сначала она едва заметная, а затем возрастает все больше и больше.

Мозговой штурм.

– почему Лидия Михайловна стала приглашать мальчика не в школу, а домой?

– как герой догадался что посылку отправляла не мать?

– почему он перестал бояться уроков французского?

– зачем учительница стала играть с учеником на деньги?

– как в этих играх описано мастерство и плутовство?

Как играет герой?

Как учительнице удалось, убедить мальчика, что она не подыгрывает ему?

Как повела себя Лидия Михайловна, когда обо всем узнал директор?

Учитель: Из рассказа мы знаем, что учительница потеряла работу, но осталась ее доброта, ее душевная щедрость.

– сколько посылок пришло мальчику?

Почему он отказался от первой и вспоминает о второй? (потому что здесь учительница проявила свое внимание и чуткость, она знала о том, что мальчик никогда не ел яблоки и она их ему прислала).

Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику учительница предпринимает несколько бесплодных попыток помочь ему, естественно ей приходиться идти на хитрость, чтобы помочь не обижая своей жалостью.

Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок.

«Прием пластилиновый герой»

Сейчас, используя пластилин, слепите то, что характеризует учительницу как человека.

– ребята. А ваши учителя добрые?

– а как по-вашему лучше быть добрыми или лучше строгими

Нужно ли современному учителю чувство юмора? (для чего)

Защита своих поделок.

V. Стадия рефлексии .

– Для чего как вы думаете создан этот рассказ?

Исход борьбы добра и зла может решить только добрый человек, который протянет руку помощи, проявить милосердие и любовь, таким человеком оказалась молодая учительница.

Человек есть тайна. Ее надо разгадать. И если будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял зря время, ты занимаешься этой тайной, значит, ты хочешь быть человеком.

Добро – самая великая тайна на земле, помните об этом.

Почему, на этот вопрос вам ответит Распутин. (слайд)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

В.Г. Распутин Отражение трудностей военного времени в повести « Уроки французского»

Валентин Григорьевич Распутин (1937-2015) Является продолжателем традиций русской классической прозы с точки зрения нравственных проблем. Безумию и суетному существованию противопоставляет мудрость, бережное отношение к миру, к человеку, к природе. Главные слова в его творчестве – совесть и память.

Биография Родился 15 марта в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. Окончив университет в 1959, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве. Красноярской ГЭС и магистрали Абакан- Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники "Костровые новых городов" и «Край возле самого неба".

Биография Писать художественную прозу начал в 1961, в основном рассказы: "Я забыл спросить у Лешки" (1961) и др. Известность принесла повесть « Деньги для Марии" (1967), свидетельствовавшая об интересе писателя к вопросам морали и нравственности. В 1970 выходит повесть "Последний срок", ставшая классикой "деревенской прозы", рассказавшая о последних днях ровесницы века старухе Анне, перебирающей как четки свои воспоминания, подводя итог своей праведной жизни. Заслугой Распутина стало художественное открытие, вслед за А.И. Солженицыным, типа героя праведника. В 1965 Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В.Чивилихину, который стал "крестным отцом" начинающего прозаика.

Влияние места Писатель говорил, что его детство и его творчество немыслимы без влияния Сибири, тайги и, особенно, Ангары: «Я верю, что и в моём писательском деле она сыграла не последнюю роль; когда-то в неотъемлемую минуту вышел я к Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня красоты, а также от явившегося из неё сознательного и материального чувства Родины» .

Рассказ «Уроки французского» Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.

История создания «Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице – Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жесткого выражения, для которого вроде уже настала пора. Рассказ был впервые опубликован в 1973г. в нашей иркутской комсомольской газете «Советская молодежь» в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна – его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщине, нестареющей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой».

История создания Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое. Не зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения. После окончания начапьной школы в родной деревне Распутин хотел продолжать учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть-Уда, а это – пятьдесят километров от дома. Надо перебираться туда жить одному, без родителей, без семьи. Это была очень серьёзная перемена в жизни. К тому же, как напишет потом В.Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым».

Лидия Михайловна Молокова -прототип героини Распутина " Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества. Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".

История создания Автобиография – Это последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни. «Там мне ничего не пришлось выдумывать, – говорил Распутин. – Всё это происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня».

Словарная работа Полуторка – (разг.) Грузовая машина грузоподъёмностью в 1,5 тонны. Райцентр. Город или село – центр административного района внутри области. Облигации. Билет государственного займа. (Государственный выигрышный заём).

Вопросы О чем говорит название рассказа? От чьего лица ведется повествование? Почему? О каком времени пишет автор? Как жилось в деревне? Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь? Какие испытания ожидали его?

Вопросы Почему герой рассказа начал играть в « чику »? Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик? Почему Вадик и Птаха избили его? Найдите слова, передающие его состояние в этот момент.

Вопросы Как ведёт себя герой на следующий день после драки? Как учительница выясняет, что случилось с героем? Какие чувства испытывает герой? Какие качества героя проявляются в этом эпизоде?

В.Г. Распутин Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика. Презентацию составила: Гурьева К.С., учитель литературы

Вопросы Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна? Какой приём применяет автор в описании учительницы? Как меняется интонация учительницы и настроение мальчика во время разговора после уроков? Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно? Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы? Какие черты характера проявляет герой?

Лидия Михайловна Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде своей, и в своей молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё….; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.

«Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде…» О чём мы можем судить по портрету героини? Для чего Распутин поместил этот портрет? Что было бы, если бы портретная характеристика не существовала?

Поразмышляем… Какими чертами обладала Лидия Михайловна? Приведите цитаты из текста. Что бы вы выбрали: иметь деньги, но не иметь друзей или иметь друзей, но при этом мало денег? Почему? Хотели бы вы помочь герою, как помогла ему Лидия Михайловна?

Главный герой Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки.

Вопросы Почему Лидия Михайловна решилась на игру в « замеряшки » со своим учеником? Чем закончилась игра? Как ведёт себя Лидия Михайловна в разговоре с директором? Почему не объяснила свой поступок директору?

Характеристика главных героев нравственная стойкость; жажда знаний; чувство собственного достоинства. «учительница загадочного французского языка»; умная и красивая; « особенное какое-то сказочное существо …»; « человек необыкновенный, не похожий на всех остальных». чувство собственного достоинства; доброта; смелость; милосердие; чуткость; щедрость; отзывчивость. Мальчик Лидия Михайловна

Выводы Удивительно, но Лидия Михайловна, оказывается, не помнила, что она похожим же, как в рассказе, образом отправляла мне посылку с макаронами…. Но, поразмыслив, я понял, что удивительного тут в сущности нет ничего: истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает… Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила.

Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь» (в доме учительницы мальчику даже воздух казался пропитанным «лёгкими и незнакомыми запахами иной жизни»), где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности. Какую роль играет послесловие? Выводы

В.Г. Распутин Нравственные проблемы рассказа В.Распутина «Уроки французского» Презентацию составила: Гурьева К.С., учитель литературы

Понятие «УРОК» Работа, заданная на определенный срок. Она задала себе урок. Учебная работа, задания, которые даются ученику для приготовления к следующему занятию. Готовить урок. Учить уроки. Учебное занятие по какому-либо предмету, а также отведенное для него время. Урок литературы. То, из чего можно сделать выводы, извлечь что-либо поучительное на будущее. Жизненный урок. Перен. Устар. Поучения, наставления. Онегин, помните ль тот час, Когда в саду, в аллее нас Судьба свела, и так смиренно Урок ваш выслушала я.

Тема и идея рассказа Тема произведения – жизнь в послевоенные годы. Идея рассказа «Уроки французского »: самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность. Окончание рассказа говорит о том, что даже после расставания связь между людьми не нарушается, не исчезает: «Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка…в ней лежали макароны и три красных яблока…Раньше я видел их только на картинке, но догадался, что это они».

Смысл названия Слово «урок» в названии рассказа имеет два значения. Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету, во-вторых, это нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова. Уроки доброты и сердечности, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь. Литературовед Семенова называет поступок Лидии Михайловны «высшей педагогикой», «той, что пронзает сердце навсегда и светит чистым, простодушным светом естественного примера, … перед которым стыдно за все свои взрослые отступления от самого себя». Нравственное значение рассказа – в воспевании вечных ценностей – доброты и человеколюбия.

Итоги В рассказе «Уроки французского» В. Г. Распутин повествует о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души, а ведь ему намного труднее жить, намного труднее устоять, чем учительнице. Герой один в чужой стороне, он постоянно голоден, но все равно ни за что не склонится ни перед Вадиком, ни перед Птахой, которые избивают его в кровь, ни перед Лидией Михайловной, которая хочет ему добра. В мальчике сочетаются светлая веселая, свойственная детству беззаботность, любовь к игре, вера в доброту людей и недетские серьезные размышления о бедах, принесенных войной.

Создаем синквейн! Доброта Душевная, искренняя Направляет, наставляет, учит. Доброе отношение к людям – смысл жизни.


«Уроки доброты»

По рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского »


  • Чем человек умнее и добрее, тем
  • больше он замечает добра в людях.
  • Л.Н.Толстой
  • Верю я, придет пора.
  • Силу подлости и злобы
  • Одолеет дух добра.
  • Б.Пастернак

  • Понаблюдать на примере рассказа, какое значение в жизни имеет доброта;
  • Раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои рассказа;
  • Узнать основные принципы доброты, которые выделял В.Г. Распутин .


«УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО» - 1973г.

АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ РАССКАЗ О ТРУДНОСТЯХ ПОСЛЕВОЕННОГО ВРЕМЕНИ.


"Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение...

Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества.

Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".



  • 1. Самостоятельная жизнь
  • 2. Игра в «чику» на деньги
  • 3. Драка
  • 4. Снова избили
  • 5. Занятия французским языком
  • 6. Игра в «замеряшки»
  • 7. Лидия Михайловна уехала
  • 1. «Но едва я оставался один, сразу наваливалсь тоска»
  • 2. «Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой и торчать на полянке до вечера, мне нужен был только рубль, каждый раз по рублю.»
  • 3. «Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня.»
  • и т.д


  • Совпадает ли ваше представление о Лидии Михайловне с восприятием художника?
  • Какой вы увидели учительницу ?



  • «Разум может подсказать, чего следует избегать, и только сердце говорит, что следует делать.»

Ж. Жубер


  • Упрямство
  • Порядочность
  • Стеснительность
  • Чуткость
  • Милосердие
  • Честность
  • Любовь к детям
  • Добросовестность
  • Жажда справедливости
  • Доброта

Лидия Михайловна:

Мальчик:

  • Порядочность
  • Чуткость
  • Милосердие
  • Честность
  • Любовь к детям
  • Добросовестность
  • Доброта
  • Упрямство
  • Порядочность
  • Стеснительность
  • Честность
  • Жажда справедливости


  • взаимопонимание;
  • любовь;
  • поддержка друг друга в разных

жизненных ситуациях;

  • доверие друг к другу.


  • Учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету.
  • Учебная работа, заданная школьнику на дом.
  • Нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего.
  • Преподавание школьных учебных предметов отдельным лицам.
  • Работа, заданная для выполнения в определенный срок (устар.)

  • Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.
  • На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе, а ты изволь помогать мне), а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе.
  • Уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия.

«Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка… в ней лежали макароны и три красных яблока… Раньше я видел их только на картинке, но догадался, что это они».

  • Идея рассказа: самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность

  • Какое же значение, по вашему мнению, в жизни имеет доброта?
  • Удалось ли Распутину на примере истории из своего детства показать, что существуют по-настоящему добрые люди, и что есть в жизни законы доброты?
  • Какие принципы доброты выделял В.Г. Распутин?


Спасибо за внимание!

  • Подготовила Кукушкина О.С
  • учитель литературы МОУ Большеключищенская СШ имени В.Н. Каштанкина