Кто такие наивные лгуны. Конфликтология

Вопрос 3. На какой стадии конфликта какое-то внешнее событие приводит в движение конфликтующие стороны?

1) конфликтная;

2) предварительная;

3) разрешение конфликта;

4) предконфликтная*;

5) послеконфликтная.

Вопрос 4. Что происходит на послеконфликтной стадии?

1) поиск способов полного разрешения конфликта;

2) накопление и обострение противоречий в системе межличностных и групповых отношений в силу появившегося расхождения интересов, ценностей и установок субъектов конфликтного взаимодействия;

3) конфликт интересов на этой стадии принимает форму острых разногласий, которые индивиды и социальные группы не только не стремятся урегулировать, но и всячески усугубляет;

4) предпринимаются усилия по окончательному устранению противоречий интересов, целей, установок, ликвидируется социально-психологическая напряженность и прекращается любая борьба*;

5) какое-то внешнее событие приводит в движение конфликтующие стороны.

Задание 2.

Вопрос 1. Каковы причины межличностных конфликтов?

1) недостатки, связанные с организацией труда, нормирования, использования моральных и материальных стимулов;

2) трудности и напряженность, связанные с межличностными отношениями внутри коллектива;

3) недоработки в сфере управленческой деятельности, подбора и расстановки кадров в соответствии с квалификацией и психологическими особенностям;

4) неправильный стиль руководства;

5) все вышеназванные*.

Вопрос 2. Что позволяет предупреждать конфликтные ситуации?

1) откровенность и простота руководителя;

2) умение замечать положительные и отрицательные реакции на свое поведение;

3) трезвая оценка своих способностей и достижений;

Вопрос 4. Что такое профилактика конфликта?

1) проведение медицинских исследований среди подчиненных;

2) своевременная помощь работника руководителю в его работе;

3) своевременное осуществление мероприятий по ограничению вероятности конфликта и регулированию его развития в заданном направлении*;

4) заранее спланированное мероприятие по введению новых правил работы и новых условий труда на производстве;

5) профессиональная подготовка работника, который продвигается по служебной лестнице.

Вопрос 5. Что должно учитываться при выборе мер по преодолению конфликта?

1) экономическая ситуация в стране;

2) интересы сторон, находящихся в конфронтации*;

3) цели организации;

4) интересы одной из конфликтующих сторон;

5) все вышеназванное.

Задание 3.

Вопрос 1. Как классифицируются конфликты по коммуникативной направленности?

1) межличностные, групповые;

2) горизонтальные, вертикальные, смешанные*;

3) простые, сложные;

4) активные, пассивные, конструктивные;

5) эмоциональные, психологические, нравственные.

Вопрос 2. К какому виду относится конфликт, в котором участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого?

1) межличностный;

2) смешанный;

3) вертикальный*;

4) горизонтальный;

5) эмоциональный.

Вопрос 3. Наличие каких трех факторов предполагает процесс общения?

1) разногласие, соглашение, интерес;

2) восприятие, эмоции, обмен информацией*;

3) единодушие, простодушие, искренность;

4) любознательность, находчивость, обмен мнениями;

5) зависимость, скромность, опыт.

Вопрос 4. От каких факторов зависит конструктивное разрешение конфликта?

1) открытость и эффективность общения;

3) создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества;

4) готовность к всестороннему обсуждению проблем;

5) все вышеназванное*.

Вопрос 5. Какой вид конфликтов могут породить субъективные причины?

1) деструктивные*;

2) конструктивные;

3) деловые;

4) вертикальные;

5) горизонтальные.

Задание 4.

Вопрос 1. Чем занимается конфликтология?

1) поиском новых видов конфликтов;

2) поиском ответов на вопрос, что есть конфликт в различных сферах жизни*;

3) поиском ответов на вопрос как сделать, чтобы разрешение конфликтных отношений принесло вред обеим сторонам;

4) поиском социально-психологических, экономических, или иных отношений субъектов;

5) всем вышеназванным.

Вопрос 2. Кто или что является объектом или предметом конфликта?

1) то, что вызывает противодействие участников, является основой их спора*;

2) те, кто оспаривает мнения, интересы, цели друг друга;

3) те, кто вступает в конфликт;

4) отдельные личности, социальные группы;

5) организации.

Вопрос 3. Что такое конфронтация?

1) отрицание;

2) противостояние*;

3) соглашение;

4) компромисс;

5) все вышеназванное.

Вопрос 4. Какие вы знаете основные направления деятельности по "профилактике" конфликтов?

1) соблюдение этики отношений;

2) соблюдение законов;

3) постоянная работа по улучшению условий труда;

4) учет ожиданий подчиненных;

5) все вышеназванное*.

Вопрос 5. В чем заключается стиль компромисса?

1) вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей обстановки;

2) стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки*;

3) хочется выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение;

4) в стремление к одностороннему выигрышу, к победе, удовлетворению в первую очередь собственных интересов;


Вопрос 6. Для чего необходимо составлять карту конфликта?

2) чтобы снизить число конфликтных ситуаций;

3) с ее помощью можно наметить общую стратегию, наиболее характерные этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций*;

4) для изучения статистики конфликтных ситуаций, и предотвращения их в будущем;

5) с ее помощью руководитель может в дальнейшем быстро и достоверно определять виновников последующих конфликтов.

Задание 5.

Вопрос 1. Кто или что относится к оппонентам второго ранга?

1) окружающая среда;

2) группа*;

3) организация;

4) индивид, вырабатывающий решение с самим собой;

5) индивиды.

Вопрос 2. Что со временем может произойти с конфликтной ситуацией?

1) может исчезнуть, если перестанет существовать сам объект, породивший ее;

3) обостриться под воздействием инцидента, то есть столкновения оппонентов;

4) трансформироваться в другую;

5) все вышеназванное*.

Вопрос 3. Что такое «предельное обострение противоречий»?

1) конфликт*;

2) чрезвычайная ситуация;

3) модель конфликта;

4) самовыражение;

5) соглашение.

Вопрос 4. Если вы стараетесь выработать решение, удовлетворяющее обе стороны, то какой стиль разрешения конфликта вы используете?

1) компромисса;

2) принуждение;

3) приспособление;

4) уклонение;

5) сотрудничества*.

Задание 6.

Вопрос 1. Какие вы знаете типы трудных людей?

1) всезнайки;

2) молчуны;

3) жалобщики;

4) «агрессивисты»;

5) все вышеназванные*.

Вопрос 2. Кто такие «наивные лгуны»?

1) те, кто заметают следы ложью или серией обманов, так что наблюдаются недопонимание во что верить, а во что – нет;

2) те, кто хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости;

3) те, кто считают себя выше других, потому что они, как они сами полагают, знают все на свете;

4) те, кто держат все в себе, не говорят о своих обидах, а потом внезапно набрасываются на коллегу, когда считается, что все идет прекрасно;

5) те, кто якобы делают добро, но в глубине души сожалеют об этом.

Вопрос 3. Какие чувства вызывает общение с трудными людьми?

1) огорчение;

2) подавленность;

4) растерянность;

5) все вышеназванное*.

Вопрос 4. На каких принципах следует основываться при общении с трудным человеком?

1) не попадать под влияние «трудного» человека, его точки зрения, мироощущения, при этом сохранять спокойствие и нейтралитет;

2) уклониться от общения с таким человеком и постараться поговорить с ним и выявить причину его «трудности»;

3) осознать, что человек труден в общении и определиться к какому типу он относится;

4) постараться найти способ удовлетворения его скрытых интересов и нужд;

5) п. 1, 2, 3 *.

Задание 7.

Вопрос 1. Каким понятием определяется конфликт, возникающий в сознании индивида (или группы индивидов), находящегося на стыке двух культур, обладающих противоречащими друг другу нормами, стандартами, требованиями?

1) культурный конфликт*,

2) ролевой конфликт,

3) социальный конфликт

Вопрос 2 . Каким понятием определяется конфликт, который связан с выполнением индивидом несовместимых, противоречащих друг другу социальных ролей?

1) культурный конфликт,

2) ролевой конфликт*,

3) социальный конфликт

Вопрос 3 . Каким понятием определяется тип социальных взаимодействий, характеризующийся противодействием социальных субъектов, обусловленный противоречием их потребностей, интересов, ценностей, а также социальных статусов, ролей и функций?

1) культурный конфликт,

2) ролевой конфликт,

3) социальный конфликт*

Вопрос 4. Конфликт между субъектами, занимающими в общественной системе один и тот же статусный уровень, называется:

1) культурный конфликт;

2) ролевой конфликт;

3) социальный конфликт;

4) горизонтальный конфликт*;

5) вертикальный конфликт.

Вопрос 5. Конфликт между субъектами, занимающими в общественной системе неравный статусный уровень, называется:

1) культурный конфликт;

2) ролевой конфликт;

3) социальный конфликт;

4) горизонтальный конфликт;

5) вертикальный конфликт*.

Даже в тех случаях, когда необходимо уберечь кого-то от страданий, все-таки требуется усилие над собой, чтобы сказать неправду; человек должен переступить что-то внутри себя. Однако есть люди, для которых этой трудности не сущес твует, и никакого дискомфорта они не испытывают,- так называемые патологические лгуны.

Они не могут удержать в узде свое воображение.

При страсти к рисовке и пусканию пыли в глаза они не могут противиться искушению использовать пышные образы своей фантазии. Лгут они художественно, с подлинным мастерством и изобретательностью. Люди этого типа, как правило, не лишены способностей. Они сообразительны, усваивают все новое, недурно владеют словом и умеют использовать для своих целей любое знание, которым обладают (хотя знания их обычно поверхностны и нахватанны). Они быстро завязывают знакомства, умеют входить в доверие. Часто это люди ловкие, изящные, очень заботятся о своей внешности и о впечатлении, которое производят на окружающих.

Есть бескорыстные лгуны (своеобразное «искусство для искусства») -они так увлечены своими выдумками, что сами начинают верить в них.

Но в подавляющем большинстве случаев это делается для извлечения из лжи осязаемой пользы: человек выдает себя за высокопоставленное лицо, искусного врача и т. д. и вводит окружающих в заблуждение на довольно долгий срок. Поразительно при этом самообладание таких людей: они лгут так самоуверенно, не смущаясь ничем, так легко вывертываются, даже когда их припирают к стене и ловят «с поличным», что порой вызывают восхищение своей находчивостью.

Однако в конце концов, будучи окончательно разоблаченными, не видя выхода, впадают в отчаяние и совершенно теряют лицо, вызывая брезгливость и презрение. Впрочем, спустя некоторое время они, переменив круг знакомств, возобновляют свои «трюки».

С подобного рода людьми сталкивается правосудие: ведь они легко переступают границу, отделяющую моральную нечистоплотность от нарушения закона. Нередко суд назначает медицинскую экспертизу, и люди этого типа оказываются в поле зрения врачей-психиатров. Наиболее подробно изучил и описал патологических лгунов советский психиатр П. Б. Ганнушкин. Механизм этой психопатии не выяснен до конца, но несомненно, что в значительной мере она связана с дефектами воспитания.

Врачи имеют дело с патологическими лгунами в их крайних, наиболее выраженных вариантах. Но почти каждому человеку приходилось сталкиваться с переходными, или промежуточными, типами. Особенности их поведения в целом те же, но в несколько смягченном виде.

Наказание этих людей состоит даже не в том, что им в конце концов перестают верить, а в том, что они сами никому не могут поверить.


Этих людей больше, чем нам кажется, и встречаются они не только в штампованных сюжетах голливудских фильмов. Подобные персонажи могут оказаться среди ваших друзей, знакомых, а моя близкая подруга в течение четырех лет была замужем за таким человеком. Речь идет о патологических лжецах - людях, страдающих так называемым синдромом Мюнхгаузена. И хотя имя литературного персонажа вызывает приятные ассоциации, встреча с похожим человеком в жизни удовольствия не приносит.

Что такое патологическая ложь? Хронические лгуны, лгущие для собственной выгоды или из , а также люди, с авторитетным видом разглагольствующие о малознакомых предметах, к патологическим лгунам не относятся. Это обычные вруны, притворщики и мастера пускать пыль в глаза. Столкнуться с таким человеком неприятно, а поймать его на лжи – противно, но несложно. Всех этих лжецов отличает один-единственный признак: они прекрасно знают, что лгут. При наличии хороших актерских данных они могут разыграть перед вами целое представление - но про себя они всегда помнят, что говорят неправду.

Совсем иное дело – лгуны патологические. Эти люди живут в своих воздушных замках так долго, что уже считают их настоящими. Доводилось ли вам когда-нибудь встречаться со взрослыми людьми, которые вдруг под видом откровения начинали рассказывать захватывающие истории из жизни – притом невероятные настолько, что в них было трудно поверить? Вы, может, и поверили бы: мало ли, какие приключения подбрасывает жизнь? - да что-то факты не сходятся, и слишком много настораживающих деталей.

Моей подруги любил «по секрету» рассказывать о том, как в юности водил самолеты, хотя сертификата частного пилота не имеет и летное училище не заканчивал. Как же ему удалось? - Да нелегально, помогли связи и знакомства в аэропорту. – Вот здорово, а нас не возьмешь? - Нет, больше не летаю. С друзьями потерял все контакты… Теперь более строгие проверки, участились теракты… Вроде бы история не такая уж нереальная – мало ли людей подрабатывают нелегально. К тому же супруг моей приятельницы действительно отлично разбирался в авиации, знал все тонкости самолетостроения и мог назвать каждый рычажок на приборной панели. Но как ему далось попасть нелегально на такую ответственную работу? И почему не осталось связи с хорошими друзьями, которые рискнули взять его в рейс? И самое невероятное: о «тайных полетах» не знали его близкие родственники, а также друзья, чья работа была связана с авиацией. «Не поймут», - вздыхал он, и запрещал даже поднимать эту тему в присутствии упомянутых лиц. И вот это было уже совсем подозрительно.

Другой знакомый посулил молодым музыкантам, которые мечтали создать рок-группу, бесплатно достать усилитель для электрогитары, сославшись на дружбу с хозяином престижной звукозаписывающей студии. Шли недели и месяцы, об усилителе ничего не было слышно… Когда ребята напоминали ему об обещании, тот рассказывал невероятные истории: хозяин студии надолго уехал за границу , а после разорился и вынужден был продать все имущество.

Все перечисленные признаки – тревожные звоночки, при появлении которых стоит задуматься об адекватности вашего визави. Взять хотя бы историю с усилителем: соврав единожды, обычный человек в следующий раз придумал бы наиболее простое оправдание. К примеру – хозяин студии зазнался и не желает одалживать оборудование задаром, боится за его сохранность или просто не отвечает на звонки. И об истории все забыли бы через неделю. Но человеку с синдромом Мюнхгаузена нужен размах событий, драматизм.

Рассказывать фантастические истории, чтобы придать себе значимости – такое поведение характерно для четырех-шестилетних . Встретив его у своего ровесника, взрослый человек теряется и… порой верит рассказанному. Во-первых, сложно представить, что великовозрастный, с виду адекватный человек от начала до конца выдумал историю с таким количеством подробностей. Это попахивает чем-то нездоровым. Во-вторых, эмоции патологического лжеца искренни: он сам уже давно поверил в то, что говорит. То есть какая-то часть его сознания в курсе, что описываемых событий не происходило, но она блокируется. А главное, если патологический лжец – кто-то из ваших близких, вам трудно смириться с мыслью о его постоянном вранье.

Близкое знакомство, а тем более брак с человеком, страдающим синдромом Мюнхгаузена, может стать настоящей психологической травмой. Реальность, в которой существует ваш близкий, не стыкуется с привычной действительностью. Там происходят события, которых в действительности происходить не может. Вас будут уверять, что черное – это белое, и наоборот, а при попытке разобраться устроят вам скандал или бойкот.

Типичные признаки патологического лжеца:

Рассказ об одном событии от раза к разу меняется. Ваш собеседник путается в деталях, датах и именах. В новой компании может рассказать ту же историю с другими подробностями.

Помимо крупной, детализированной лжи, лжет по мелочам там, где это не имеет очевидной практической выгоды. К примеру, может называть разные города, где родился.

Не видит в своей лжи ничего страшного (при меньшей выраженности расстройства), или вообще не признает ее ни при каких обстоятельствах (чаще всего бывает именно так).

Патологического лжеца невозможно припереть к стенке. При попытке изобличить его он будет изобретательно выкручиваться, придумывая еще более неправдоподобные оправдания, проверить которые, однако, затруднительно. Свидетели событий окажутся эмигрировавшими, погибшими, сбежавшими по поддельным документам. Может давить на вас эмоционально и попытается перевести вину, заставить вас устыдиться того, что вы ему не верите.

Для патологического лжеца нет ничего святого. Он может солгать о чьей-то тяжелой болезни или смерти, очернить своих близких, легко сказать гадость об общем знакомом.

Эмоциональные оценки одних и тех же фактов будут меняться в зависимости от ситуации и окружения. О том же знакомом может через месяц сказать, что он – прекрасный человек. Если напомнить о его негативной оценке, вспыхнет и обвинит вас в преувеличении, или, напротив, равнодушно скажет, что был неправ и изменил мнение.

Единственный случай, когда патологический лжец способен признаться во лжи: когда разоблачение реально может нанести ущерб его работе, семье или жизни – то есть сделать немилую реальность еще хуже. Причем признание обычно происходит в такой форме, которую и признанием-то не назовешь.

При наличии хотя бы трех-четырех признаков можно с уверенностью предположить, что человек страдает синдромом Мюнхгаузена. Что делать, если вы узнали в нем одного из своих близких?

Прежде всего – признайте проблему. Если ваш друг, или супруг часто выдает такую «художественную ложь», в глубине души вы уже догадались об этом. Перестаньте верить в его (ее) небылицы, они разрушают вашу собственную реальность. Не оправдывайте его и не надейтесь, что ради вас она (она) изменится, не пытайтесь переубедить. Синдром Мюнхгаузена – довольно серьезное расстройство поведения, корректировать которое должен психотерапевт. Если это возможно – отделитесь психологически и пространственно, а лучше – вообще разорвите все контакты. Упомянутая в начале текста подруга развелась со своим супругом. Она хотела жить в мире, где белое – это белое.

1) конфликтная;

2) предварительная;

3) разрешение конфликта;

4) предконфликтная*;

5) послеконфликтная.

Вопрос 4. Что происходит на послеконфликтной стадии?

1) поиск способов полного разрешения конфликта;

2) накопление и обострение противоречий в системе межличностных и групповых отношений в силу появившегося расхождения интересов, ценностей и установок субъектов конфликтного взаимодействия;

3) конфликт интересов на этой стадии принимает форму острых разногласий, которые индивиды и социальные группы не только не стремятся урегулировать, но и всячески усугубляет;

4) предпринимаются усилия по окончательному устранению противоречий интересов, целей, установок, ликвидируется социально-психологическая напряженность и прекращается любая борьба*;

5) какое-то внешнее событие приводит в движение конфликтующие стороны.

Задание 2.

Вопрос 1. Каковы причины межличностных конфликтов?

1) проведение медицинских исследований среди подчиненных;

2) своевременная помощь работника руководителю в его работе;

3) своевременное осуществление мероприятий по ограничению вероятности конфликта и регулированию его развития в заданном направлении*;

4) заранее спланированное мероприятие по введению новых правил работы и новых условий труда на производстве;

5) профессиональная подготовка работника, который продвигается по служебной лестнице.

Вопрос 5. Что должно учитываться при выборе мер по преодолению конфликта?

1) экономическая ситуация в стране;

2) интересы сторон, находящихся в конфронтации*;

3) цели организации;

4) интересы одной из конфликтующих сторон;

5) все вышеназванное.

Задание 3.

Вопрос 1. Как классифицируются конфликты по коммуникативной направленности?

1) межличностные, групповые;

2) горизонтальные, вертикальные, смешанные*;

3) простые, сложные;

4) активные, пассивные, конструктивные;

5) эмоциональные, психологические, нравственные.

Вопрос 2. К какому виду относится конфликт, в котором участвуют лица , находящиеся в подчинении один у другого?

1) межличностный;

2) смешанный;

3) вертикальный*;

4) горизонтальный;

5) эмоциональный.

Вопрос 3. Наличие каких трех факторов предполагает процесс общения?

1) разногласие, соглашение, интерес;

2) восприятие, эмоции, обмен информацией*;

3) единодушие, простодушие, искренность;

4) любознательность, находчивость, обмен мнениями;

5) зависимость, скромность, опыт.

Вопрос 4. От каких факторов зависит конструктивное разрешение конфликта?

1) открытость и эффективность общения;

3) создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества;

4) готовность к всестороннему обсуждению проблем;

5) все вышеназванное*.

Вопрос 5. Какой вид конфликтов могут породить субъективные причины?

1) деструктивные*;

2) конструктивные;

3) деловые;

4) вертикальные;

5) горизонтальные.

Задание 4.

Вопрос 1. Чем занимается конфликтология?

1) поиском новых видов конфликтов;

2) поиском ответов на вопрос, что есть конфликт в различных сферах жизни*;

3) поиском ответов на вопрос как сделать, чтобы разрешение конфликтных отношений принесло вред обеим сторонам;

4) поиском социально-психологических, экономических, или иных отношений субъектов;

5) всем вышеназванным.

Вопрос 2. Кто или что является объектом или предметом конфликта?

1) то, что вызывает противодействие участников, является основой их спора*;

2) те, кто оспаривает мнения, интересы, цели друг друга;

3) те, кто вступает в конфликт;

4) отдельные личности, социальные группы;

5) организации.

1) отрицание;

2) противостояние*;

3) соглашение;

4) компромисс;

5) все вышеназванное.

Вопрос 4. Какие вы знаете основные направления деятельности по "профилактике" конфликтов?

1) соблюдение этики отношений;

2) соблюдение законов;

3) постоянная работа по улучшению условий труда;

4) учет ожиданий подчиненных;

5) все вышеназванное*.

Вопрос 5. В чем заключается стиль компромисса?

1) вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей обстановки;

2) стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки*;

3) хочется выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение;

4) в стремление к одностороннему выигрышу, к победе, удовлетворению в первую очередь собственных интересов ;


Вопрос 6. Для чего необходимо составлять карту конфликта?

2) чтобы снизить число конфликтных ситуаций;

3) с ее помощью можно наметить общую стратегию, наиболее характерные этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций*;

4) для изучения статистики конфликтных ситуаций, и предотвращения их в будущем;

5) с ее помощью руководитель может в дальнейшем быстро и достоверно определять виновников последующих конфликтов.

Задание 5.

Вопрос 1. Кто или что относится к оппонентам второго ранга?

1) окружающая среда;

2) группа*;

3) организация;

4) индивид, вырабатывающий решение с самим собой;

5) индивиды.

Вопрос 2. Что со временем может произойти с конфликтной ситуацией ?

1) может исчезнуть, если перестанет существовать сам объект, породивший ее;

3) обостриться под воздействием инцидента, то есть столкновения оппонентов;

4) трансформироваться в другую;

5) все вышеназванное*.

Вопрос 3. Что такое «предельное обострение противоречий»?

1) конфликт*;

2) чрезвычайная ситуация;

3) модель конфликта;

4) самовыражение;

5) соглашение.

Вопрос 4. Если вы стараетесь выработать решение, удовлетворяющее обе стороны, то какой стиль разрешения конфликта вы используете?

1) компромисса;

2) принуждение;

3) приспособление;

4) уклонение;

5) сотрудничества*.

Задание 6.

Вопрос 1. Какие вы знаете типы трудных людей?

1) всезнайки;

2) молчуны;

3) жалобщики;

4) «агрессивисты»;

5) все вышеназванные*.

Вопрос 2. Кто такие «наивные лгуны»?

1) те, кто заметают следы ложью или серией обманов, так что наблюдаются недопонимание во что верить, а во что – нет;

2) те, кто хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости;

3) те, кто считают себя выше других, потому что они, как они сами полагают, знают все на свете;

4) те, кто держат все в себе, не говорят о своих обидах, а потом внезапно набрасываются на коллегу, когда считается, что все идет прекрасно;

5) те, кто якобы делают добро, но в глубине души сожалеют об этом.

Вопрос 3. Какие чувства вызывает общение с трудными людьми ?

1) огорчение;

2) подавленность;

4) растерянность;

5) все вышеназванное*.

Вопрос 4. На каких принципах следует основываться при общении с трудным человеком?

1) не попадать под влияние «трудного» человека, его точки зрения, мироощущения, при этом сохранять спокойствие и нейтралитет;

2) уклониться от общения с таким человеком и постараться поговорить с ним и выявить причину его «трудности»;

3) осознать, что человек труден в общении и определиться к какому типу он относится;

4) постараться найти способ удовлетворения его скрытых интересов и нужд;

5) п. 1, 2, 3 *.

Задание 7.

Вопрос 1. Каким понятием определяется конфликт, возникающий в сознании индивида (или группы индивидов), находящегося на стыке двух культур, обладающих противоречащими друг другу нормами, стандартами, требованиями?

1) культурный конфликт*,

2) ролевой конфликт,

3) социальный конфликт

Вопрос 2 . Каким понятием определяется конфликт, который связан с выполнением индивидом несовместимых, противоречащих друг другу социальных ролей?

1) культурный конфликт,

2) ролевой конфликт*,

3) социальный конфликт

Вопрос 3 . Каким понятием определяется тип социальных взаимодействий, характеризующийся противодействием социальных субъектов, обусловленный противоречием их потребностей, интересов, ценностей, а также социальных статусов, ролей и функций?

1) культурный конфликт,

2) ролевой конфликт,

3) социальный конфликт*

Вопрос 4. Конфликт между субъектами, занимающими в общественной системе один и тот же статусный уровень, называется:

1) культурный конфликт;

2) ролевой конфликт;

3) социальный конфликт;

4) горизонтальный конфликт*;

5) вертикальный конфликт.

Вопрос 5. Конфликт между субъектами, занимающими в общественной системе неравный статусный уровень, называется:

1) культурный конфликт;

2) ролевой конфликт;

3) социальный конфликт;

4) горизонтальный конфликт;

5) вертикальный конфликт*.

кадр из фильма «Лжец»

«Он никогда не станет лгать мне», — в этом пытается убедить себя любая женщина. И почти наверняка будет неправа. Нет идеально честных мужчин. Каждый хоть раз обманывал свою избранницу. Почему же так происходит? Почем мужчина врет?

Ложь во благо…
Очень часто мужчина врет своей избраннице из самых благородных побуждений. Он просто не хочет огорчать ее и приуменьшает серьезность своих проступков. Не каждый рискнет сознаться, что безобидное общение с друзьями вылилось в полномасштабную вечеринку, а важная «деловая встреча с коллегой» выглядела, скорее, как флирт. Привычно преуменьшают благоверные количество выпитого или полученную премию. Так что же это? Эгоизм или искренняя забота о любимом человеке?
Разумеется, любая женщина прекрасно знает, как проходят мероприятия, на которые она милостиво отпускает своего избранника. Отлично понимает она и то, какой процент алкоголя с вечеринки припадет на долю ее мужчины. Вот сильный пол и не стремится давать детальный отчет обо всех своих действиях. Зачем любимой лишний раз переживать за его здоровье.
Еще один пример – встреча с другом. Мужчина, конечно же, может откровенно сказать, что пробудет в гостях большую часть совместного выходного. Вот только маловероятно, что женщина оценит такую честность. Скорее всего, она расстроится, узнав, что будет проводить вечер в одиночестве. Вот мужчина и решается на хитрость. Зачем предупреждать о задержке заранее, если можно позвонить уже от друга. Для оправдания он может сослаться на личные проблемы приятеля. Таким образом, виновником срыва планов выступает друг, а покинутой возлюбленной остается лишь гордиться отзывчивостью избранника и его готовностью помочь.
Что же касается утаивания премии, то такой обман мало похож на ложь во благо. Но подумайте сами. Каждому мужчине хочется иметь свои карманные деньги. И не всегда эта «заначка» — для собственных нужд. Зачастую сбережения идут на подарок жене. Так стоит ли злиться? Или благородная ложь имеет смысл и лучше закрыть на нее глаза?

Ложь и коварство…
Далеко не всегда обман укладывается в рамки морали. Есть ложь, которая порождает измены. Мужчина уверяет, что по-прежнему любит избранницу, даже когда чувства уходят. Он продолжает с завидной настойчивостью поддерживать увядающие отношения. Зачем же мужчина так поступает? От страха. Страха потерять женщину, с которой он привык быть, или лишиться того важного, что связывает их двоих. При этом мужчина уверен в своей правоте, считая двойную жизнь личным делом.
Благодаря мастерству лжеца, женщина может долгое время пребывать в счастливом неведении. И дело не в ее «слепоте» или отсутствии хваленой женской интуиции. Ведь если мужчина честный и соврал случайно, то он либо выдаст себя, либо сам сознается в своих грехах. А вот профессиональный лжец не даст ни малейшего повода усомниться в своей честности. Такие мужчины рождаются с уже готовым алиби и целым рядом отговорок. Даже если обманщика взять с поличным, он придумает, как ему «выкрутиться».
Вот только и любовницам с таким мужчиной ничего не светит. Его невозможно увести из семьи. Новых подруг он будет обманывать точно также.

Наивные лгуны…
Вычислить их ложь не составляет труда. Такие мужчины редко что-то продумывают заранее. Их обман спонтанен и не выдерживает проверки. Чаще всего они — легковерные жертвы чужого вранья.
Где мужчине найти смелость признаться в том, что его доверчивостью нагло воспользовались? Тут проще солгать избраннице, чем объяснить, как вышло, что его соблазнила другая женщина или собственные друзья выманили у него немалую сумму. Роль жертвы для сильного пола унизительна. Вот тут на помощь и приходит обман. В своих историях мужчина предстает благородным героем. Он вытаскивает друзей детства из долговой ямы, принимает женское внимание от чересчур ранимых поклонниц.
Между прочим, многие женщины сами потакают такому виду лжи. Одни верят и гордятся альтруизмом своего мужчины. Другие понимают, что это вранье, но умиляются беззащитности и наивности своего избранника.

Виновата женщина…
Нужно упомянуть еще одну причину лжи. Порой женщины сами провоцируют своих избранников на обман. Излишняя подозрительность и постоянные приступы ревности — отнюдь не залог доверительных отношений. Мужчине приходится постоянно оправдываться в несуществующих проступках. Чтобы избежать скандала на пустом месте приходится врать. Ведь как объяснить ревнивице, что в служебной поездке его будет сопровождать коллега-девушка?

Как видим, ложь бывает разной. Если вам когда-нибудь придется уличить избранника в обмане, не спешите принимать поспешные решения. Постарайтесь сначала разобраться в природе лжи. Быть может, у мужчины были веские причины вам врать. Если вам тяжело его простить, то попытайтесь просто понять.