Кто пишет рабочие программы. Учебные программы в начальной школе

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Знания усвоятся гораздо проще и легче, если с умом подойти в выбору помощников-приложений. Сейчас не нужно носить с собой кучу учебников и ночами корпеть над шпаргалками. Достаточно загрузить в смартфон эти программы - и всё в легкой и доступной форме само уложится в голове. Но их так много, что глаза разбегаются, и не знаешь, с чего начать.

Чтобы не дать вам утонуть в море информации, сайт отобрал только самые лучшие приложения для школьников и студентов.

Математика

PhotoMath

PhotoMath - это калькулятор, использующий камеру смартфона - просто наведите камеру на математическую задачу, и PhotoMath сразу же выдаст ответ, с поэтапным решением задачи.

MalMath

Решение уравнений по шагам

Калькулятор может решить все типы уравнений (кроме дифференциальных), исправляет ошибки в выражениях и предлагает для ввода свои варианты. Показывает подробное решение квадратных, простейших тригонометрических уравнений.

Физика

Химия

Приложение решает химические уравнения реакций, поможет с органической и неорганической химией. Есть интерактивная таблица Менделеева и таблица растворимости веществ. Реакции отображены в обычном и ионном виде. И даже нарисованы формулы органической химии.

Химия X10

Иностранные языки

Duolingo: Учим языки бесплатно

Одно из лучших, полностью бесплатных приложений для изучения английского. Обучение проходит в игровой форме, незаметно и увлекательно. В случае неправильных ответов теряются жизни, а при усвоении небольших уроков вы продвигаетесь вперёд. Яркие трофеи отмечают этапы вашего прогресса.

English Grammar Test. 1200 заданий по английской грамматике

Русский язык и литература

Орфография русского языка

«Орфография» - это и тест, и игра, и викторина. Слова, в которых вы делаете ошибки, будут появляться в последующих тестах для того, чтобы вы наверняка их запомнили. Проверка орфографии поможет с пользой провести время и улучшить правописание и грамотность. По нему можно готовиться к ЕГЭ по русскому языку.

Грамматика русского языка

30 произведений литературы с 9 по 11 класс в сокращенном виде. Работает без интернет-соединения.

Или отдаете его в школу, лицей или гимназию, помощники в учебе никогда не бывают лишними. Мы подобрали 35 сайтов, с которыми изучение школьной программы станет настоящим праздником и для ребенка, и для родителей.

1. interneturok.ru - это настоящий кладезь, здесь есть видеоуроки, тренажеры и тесты по всем школьным предметам с 1 по 11 класс.

2. stellarium.org - потрясающе красивая программа, имитирующая планетарий. Незаменимо для всех, кто интересуется астрономией, учитывая, что этот предмет вскоре появится в школьной программе.

Выискивать туманности и галактики на этом сайте можно часами.

3. slovo.ws - на сайте есть готовые домашние задания по разным предметам и учебникам, но более ценны здесь разделы с онлайновыми версиями школьных учебников и биографиями русских писателей.
4. study.ru - «скоростные» уроки по английскому языку для начального уровня.
5. briefly.ru - это 2000 произведений школьной программы в кратком изложении.
6. lingualeo.com - интерактивный сервис для изучения английского языка. Есть бесплатный и расширенный платный доступ (стоимость на год соотносима с 2-3 занятиями с репетитором).
7. gostei.ru - крупная онлайновая детская библиотека, которая содержит тексты программных произведений по литературе с 1 по 11 классы.


На портале в режиме онлайн можно читать программные произведения

8. gramota.ru - огромный справочно-информационный портал по правилам и сложностям русского языка.
9. nashol.com - портал, на котором собраны ссылки на полезные ресурсы, книги и тексты по всем предметам школьной программы.


На сайте можно найти учебники и задания по многим школьным предметам

10. learnenglishkids.britishcouncil.org - любопытный сервис по изучению английского языка для учеников разной степени подготовки.
11. litra.ru - сайт с огромным количеством биографий писателей, кратких содержаний и полных текстов литературных произведений и сотней критических статей.
12. math-prosto.ru - программа по математике с 1 по 11 класс, подготовка к экзаменам по предмету и готовые домашние задания.
13. loviotvet.ru - онлайновый решебник и калькулятор с решениями примеров и уравнений по математике различной сложности.
14. fizika.ru - учебники, задачники, лабораторные работы и тесты по физике для учеников 7-9 классов и учителей физики.
15. nuclphys.sinp.msu.ru - проект кафедры общей ядерной физики физического факультета МГУ. Лекции по физике и отдельный раздел для школьников «Популярно о науке».
16. chem.msu.su/rus/elibrary/ - фонд публикаций по химии, содержит учебники и практикумы по предмету, разработанные в том числе и в МГУ им. Ломоносова.
17. orgchem.ru - интерактивный мультимедиа учебник по органической химии для школьников.
18. ebio.ru - электронный учебный курс «Открытая биология» с разделением по направлениям «Ботаника», «Зоология», «Человек», «Общая биология» и «Экология».
19. zooclub.ru - мегаэнциклопедия о животных, населяющих планету.
20.nsportal.ru - национальный проект, в котором собраны авторские разработки и презентации педагогов по всем предметам.
21. do.gendocs.ru - учебный портал с огромным количеством лекций, докладов и справочников по разным предметам.
22. krugosvet.ru - универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия.
23. dic.academic.ru - универсальный словарь и междисциплинарная энциклопедия.
24. bibliotekar.ru - электронная библиотека нехудожественной литературы
25. uchi.ru - онлайн-платформа, где ученики изучают школьные предметы в интерактивной и веселой форме. Кроме того, здесь проводятся предметные олимпиады и хранятся архивы уже проведенных олимпиад.
26. reshi-pishi.ru - интересные квесты и задания по математике, логике, чтению и английскому языку для детей 5-10 лет.


Пиксельмания - одно из самых интересных заданий на сайте, дети могут выполнять их подолгу.

27. nachalka.info - сборник уроков начальной школы с 1 по 4 классы по математике, русскому языку, окружающему миру и обучению грамоте. Доступ платный, но стоимость на год не превышает тысячи рублей.
28. kvantik.com - журнал, посвященный занимательным вопросам и задачам по математике, лингвистике, физике и другим наукам.
29. childrenscience.ru - онлайн-курсы по математике, физике, химии, биологии, технике, архитектуре, искусствоведению, лингвистике.
30. getaclass.ru - бесплатные обучающие видео и уроки по физике и математике.
31. foxford.ru - онлайн-школа с 5 по 11 класс. На ресурсе есть подготовка к ОГЭ, ЕГЭ и олимпиадам.
32. metaschool.ru - интернет-кружки и олимпиады по иностранным языкам, шахматам, математике и предметам естественно-научного профиля для учеников 1-9 классов. Доступ платный.
33. native-english.ru - удобный и простой сервис для изучения английского языка.
34. math24.biz - сервис по математике для учеников 5-11 классов. Подробный разбор тем и пошаговое решение задач.
35. translate.ru - онлайн-переводчик с десятка языков, а также грамматика английского, немецкого и французского языков.

P.S. Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку . В первом письме - подарок.

Практикум для учителя.

Как написать рабочую программу по ФГОС ООО.

Аннотация: С 1 сентября 2015 года начинается реализация федеральных государственных образовательных стандартов в основной школе. Каждому учителю, который будет работать в 5-х классах в 2015-2016 учебном году, необходимо написать рабочую программу по своему предмету. Данные методические рекомендации предназначены для учителей-предметников, которым предстоит составить рабочие программы по ФГОС ООО. Как минимизировать такой большой труд учителя, какие интернет-ресурсы существуют в помощь учителю – об этом представляемые методические рекомендации.

Итак, Вам повезло, в 2015-2016 учебном году у Вас будет пятый класс. Заместители директоров требуют написать рабочую программу по ФГОС. Как же это сделать? Скорее всего, Вы уже видели, читали, и даже пробовали понять Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Могу предположить, что в голове остались вопросы в голове, и кое-что осталось непонятым. Отвлекитесь от всего и сосредоточьтесь на главном - составление рабочей программы по ФГОС ООО по своему предмету.


  1. Первое правило – в вашей школе обязательно должен быть локальный акт «Положение о рабочей программе по ФГОС ООО». Такие документы обычно принимаются на Педагогических Советах всем педагогическим коллективом образовательной организации.
Из данного локального акта Вы узнаете, как принято писать рабочие программы в вашей школе: на один учебный год или на весь уровень основного общего образования. Правильнее писать на весь уровень, т.е. для 5-9 классов (в зависимости от того с какого класса, сколько лет изучается ваш предмет, например, математика пишется на 5-6 классы соответственно). К сожалению, некоторые заместители директора, которые составляют локальный акт «Положение о рабочей программе» стараются предусмотреть всё и поэтому перегружают указанный локальный акт ненужной информацией. Есть закон – на основании которого можно написать программу (правило: не меньше, но и небольше!!!)

  1. Второе правило. Учитель должен следить при составлении рабочей программы за двумя моментами – это структура рабочей программы (берем из локального акта, который должен соответствовать ФГОС ООО, в последнем указанном документе также прописывается структура рабочей программы), и это содержание рабочей программы.

  2. Структура рабочей программы:

  • Пояснительная записка

  • Общая характеристика предмета

  • Место учебного предмета в учебном плане

  • Личностные, межпредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

  • Содержание учебного предмета

  • Тематическое планирование

  • Учебно-тематическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Это обязательные структурные элементы рабочей программы по ФГОС. Давайте разберем данные части рабочей программы.

В «Пояснительной записке» учителю обязательно необходимо указать цели и задачи изучения своего предмета. Откуда такую информацию брать? Цели и задачи перечисляются в документе известном под названием Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Правильнее было бы включит в Пояснительную записку такое предложение: «Основной целью рабочей программы является реализация Основной образовательной программы основного общего образования по ФГОС и выполнение государственного муниципального задания».

В «Общей характеристике предмета» учитель указывает на каждый класс разделы своего учебного предмета. Например:

История. 5 класс.

Раздел 1. Введение в историю Древнего мира.

Раздел 2. Первобытность.

Раздел 3. Древний Восток.

Раздел 4. Античный мир.

В данном же структурном элементе рабочей программы рекомендуют перечислить формы организации учебной деятельности обучающихся – уроки, лекции, уроки-практикумы, уроки-семинары, уроки-зачеты, экскурсии, лабораторные работы, практические работы и т.д.

Здесь же перечисляются методы организации учебной деятельности, то есть с помощью чего, каких приемов учитель будет реализовывать рабочую программу. Необходимо помнить, что методологической основой ФГОС ООО является системно-деятельностный подход.

В завершении описывается связь вашего учебного предмета с другими учебными предметами.

Раздел «Место учебного предмета в учебном плане» можно представить в виде таких таблиц (два варианта):

Вариант 1.

Вариант 2.


Класс

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов за год

Экскурсии

Практические, лабораторные

занятия


5

6

7

8

9

Раздел «Содержание учебного предмета» - когда мы писали рабочие программы по ФК ГОС БУП 2004 года, то содержание брали из стандарта (так называемые дидактические единицы). Сейчас содержание берем из Федерального государственного образовательного стандарта по каждому предмету (просто копируйте и вставляете в свою рабочую программу).

Раздел «Тематическое планирование» , на мой взгляд, не требует пояснений. Единственное примечание, если рабочая программа пишется на весь уровень, например, для 5-9 классов, то целесообразнее писать Тематическое планирование ежегодно, о чем необходимо обязательно зафиксировать в локальном акте школы.



Раздел «Учебно-тематическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса» можно представить в виде следующей таблицы:

Возможный вариант представления информации:


Наименование объектов и средств учебно – методического и материально-технического обеспечения

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Печатные пособия

Технические средства обучения

Экранно-звуковые пособия

Оборудование класса

Электронные образовательные ресурсы

Свободные образовательные Интернет-ресурсы

Наверное, внимательный читатель заметил, что нет пояснений к разделу «Личностные, межпредметные и предметные результаты освоения учебного предмета». Сделано это специально, так как по опыту, данный раздел является наиболее сложным для учителя, поэтому данному разделу выделим отдельный пункт.

  1. Раздел «Личностные, межпредметные и предметные результаты освоения учебного предмета» .
Чтобы без затруднений написать данный раздел необходимо понять, что такое личностные, что такое межпредметные и что такое предметные результаты.

Личностные результаты – подробно перечисляются в Примерной основной образовательной программе основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15).

Межпредметные результаты включают в себя освоенные обучающимися межпредметные понятия: формирование читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, приобретение опыта проектной деятельности и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД это умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Познавательные УУД это умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Коммуникативные УУД это умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты написать легче всего – это результаты изучения конкретного предмета.

Перечень всех выше указанных результатов указывается в Примерной основной образовательной программе основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15).

Возможный вариант представления личностных результатов:

Возможный вариант представления межпредметных результатов:


№ модуля

Образовательный результат

Кол-во лет на освоение

Классы



Метапредметные результаты:

  1. Регулятивные

1

Результат 1





да

  1. Познавательные

1

Результат 1





да

  1. Коммуникативные

1

Результат 1





да

Возможный вариант представления предметных результатов:


№ модуля

Предметный результат

Кол-во лет на освоение

Классы

Подлежит ли промежуточной аттестации

  1. Учащийся научится (базовый уровень):

1

Результат 1





да

  1. Учащийся получит возможность научиться (повышенный уровень):

1

Результат 1





да

  1. Интернет-ресурсы для учителя в помощь написания и составления рабочей программы.
В Интернете существует основной ресурс – сайт «Общественная экспертиза нормативных документов в области образования», где представлены во-первых, программы по каждому предмету по ФГОС ООО, а также, конструктор рабочих программ по ФГОС. Данный конструктор не имеет законодательной силы и носит рекомендательный характер, но является основным методическим инструментом для составления рабочих программ.

  1. Советы по составлению:

  • некоторые учителя идут «по пути наименьшего сопротивления», что называется, а именно, качают готовые рабочие программы других учителей из Интернета или покупают книжки, где напечатаны готовые рабочие программы. Но согласитесь, переделывать чей-то готовый продукт под себя, требует немалых временных ресурсов. Во-первых, Вас не всё может устроить в готовом продукте, во-вторых, никто не гарантирует, что готовый продукт содержит все необходимые дидактические единицы по ФГОС ООО, в-третьих, готовый продукт не будет соответствовать вашему локальному акту по рабочей программе. Поэтому целесообразнее всё-таки составить самостоятельно под себя, под свои классы, под свою школу рабочие программы.

  • необходимо помнить, что рабочие программы педагогов являются составной частью Основной образовательной программы образовательной организации. То есть в вашем учебном заведении на следующий учебный год будет как минимум четыре образовательной программы – основная образовательная программа для 1-4 классов по ФГОС НОО, основная образовательная программа для 6-9 классов, основная образовательная программа для 5-9 классов по ФГОС ООО. Дело в том, что в соответствие с законом основные образовательные программы пишутся на весь уровень образования, вот почему целесообразнее писать рабочие программы на весь уровень. Кроме этого, основная образовательная программа на уровне основной школы по ФГОС состоит из двух частей: 70% - это ФГОС, а 30% - часть, формируемая участниками образовательного процесса.
Вот про эту последнюю часть Вы должны спросить у заместителей директора, курирующих реализацию ФГОС ООО. Что указанная часть будет представлять из себя в вашей школе? Будет ли входить в содержание ваших рабочих программ? Ещё раз повторюсь, рабочая программа педагога является составной частью основной образовательной программы, поэтому логически выходит, что 30% вашей программы должна представлять часть, формируемая участниками образовательного процесса. Что это может быть? Экскурсии, уроки обобщения, уроки повторения, зачеты, проектная деятельность.

Ещё необходимо помнить, что проектная деятельность является обязательной по каждому предмету согласно требованиям ФГОС. Поэтому необходимо в качестве приложения к рабочей программе вложить перечень проектных работ по своему предмету.

Можно ли вносить изменения и корректировки в рабочую программу? Можно, так как не зря программа называется рабочей, потому что с ней работают. Но внесение изменений и корректировок необходимо включить в локальный акт «Положение о рабочей программе».

И, в заключение, хотелось бы отметить, что рабочая программа – основной документ, по которому учитель будет работать, поэтому составляю рабочую программу учитель, прежде всего, работает на себя.

Желаю успехов в составлении рабочей программы!

УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, КУРСОВ, ДИСЦИПЛИН (МОДУЛЕЙ)

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) (далее - рабочие программы) являются обязательной частью основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно. Порядок разработки, согласования и утверждения рабочей программы регламентируется локальным актом образовательного учреждения.

Рабочая программа - документ, детально раскрывающий содержание учебного предмета, конкретизирующий требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся, разрабатываемый на основе федерального государственного образовательного стандарта (федерального компонента государственного образовательного стандарта или обязательного минимума содержания общего образования), примерной учебной программы и авторской с учётом особенностей региона, специфики деятельности образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, особенностей организации учебного процесса по предмету.

Рабочая программа разрабатывается учителем, обеспечивающим преподавание учебного предмета в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, для конкретного класса или ступени общего образования.

Основные функции рабочей программы:

Нормативная - программа является документом, обязательным для

выполнения в полном объеме;

Целеполагания - программа определяет ценности и цели, для достижения

которых она введена в ту или иную образовательную область;

подлежащих усвоению обучающимися;

Процессуальная - программа определяет логическую последовательность

усвоения элементов содержания, организационные формы и условия

обучения;

Оценочная - программа выявляет объекты контроля, уровни усвоения

2. Структура рабочей программы определяется локальным актом

образовательного учреждения и, как правило, содержит следующие элементы:

Титульный лист;

Пояснительную записку;

Учебно-тематический план;

Информационные источники.

Наименование Учредителя образовательного учреждения (согласно Уставу);

Наименование образовательного учреждения (согласно Уставу);

Грифы рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы

(согласно локального акта);

Наименование учебного предмета (в соответствии с учебным планом

образовательного учреждения);

Указание класса или ступени общего образования;

Сведения об учителе-составителе рабочей программы;

Год разработки.

2.2. В пояснительной записке отражаются следующие аспекты:

Нормативная основа разработки рабочей программы (федеральный

компонент государственного образовательного стандарта или обязательный

Наименование учебной программы (примерной и авторской ), на основе

которой разработана рабочая программа, в соответствии с правилами

библиографического описания;

Используемый учебно-методический комплект;

Цели и задачи учебного предмета в области формирования системы знаний,

умений, ключевых компетенций обучающихся;

Обоснование внесенных дополнений и изменений с учётом особенностей

региона, специфики деятельности образовательного учреждения,

образовательных потребностей и запросов обучающихся;

Межпредметные связи учебного предмета;

Требования к уровню подготовки обучающихся;

Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа;

Особенности организации учебного процесса по предмету: предпочтительные

методы, средства обучения, формы организации учебной деятельности,

виды контроля знаний, умений, навыков обучающихся (вводный,

текущий, тематический, рубежный, итоговый, комплексный), методы

контроля.

2.3. В учебно-тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, проводится распределение учебных часов по разделам и темам из расчета количества часов, определённых учебным планом образовательного учреждения. Определяется количество часов на лабораторные, практические и контрольные работы.

2.4. Раздел «Содержание учебного предмета» - основная часть программы. Он строится по разделам и темам в соответствии с учебно-тематическим планом рабочей программы. При разработке следует опираться на федеральный компонент государственного образовательного стандарта или обязательного минимума содержания начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, примерную программу с учетом выбранной авторской, региональный базисный учебный план для образовательных учреждений области, реализующих образовательные программы общего образования.

Наименование раздела и темы (из учебно-тематического плана рабочей

программы);

федерального компонента государственного образовательного стандарта или

обязательного минимума содержания, дополнительные дидактические

единицы с учётом регионального компонента и компонента образовательного

учреждения);

Темы лабораторных и практических работ, демонстрационных опытов (при наличии);

Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся

Рабочая программа

по окружающему миру

2-Б класс

Учитель: Коляда Елена Владимировна

2016 – 2017 учебный год

Всего – 68 часов, в неделю – 2 часа

Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту НОО и составлена на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир.

Учебник: Плешаков А. А. Окружающий мир: учебник для 2 класса: в 2 частях – М.: Просвещение, 2012

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Освоение учебного курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) в формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) в формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) в формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) в овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) в принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) в развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) в формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) в развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) в развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) в формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Освоение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких, как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при- знавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При освоении курса «Окружающий мир» достигаются сле- дующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире.

  1. Содержание учебного предмета

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА Окружающий мир, его многообразие. Способы и средства познания окружающего мира. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Представление о времени и его течении. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели, времён года, месяцев. Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Явления природы. Примеры природных явлений: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Разнообразие звуков в окружающем мире; причина возникновения и способ распространения звуков. Радуга - украшение окружающего мира, цвета радуги, причины возникновения радуги. Связи в окружающем мире: между неживой и живой природой, между растениями и животными, между человеком и природой. Изображение связей с помощью моделей. Вещество - это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Звёзды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля - планета, общее представление о форме и размерах Земли. Луна - спутник Земли. Освоение человеком космоса; достижения нашей страны в космических исследованиях. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Холодные и жаркие районы Земли, особенности их природы. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Измерение температуры воздуха с помощью термометра. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Мир камней, его разнообразие и красота. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека. Охрана почвы. Растения, их разнообразие. Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Особенности дыхания и питания растений. Размножение и развитие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов, бережное отношение к ним. Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их различия. Земноводные, пресмыкающиеся и другие группы животных (по выбору). Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Особенности питания разных животных (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепи питания. Размножение и развитие животных (на примере насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Лес, луг, водоём - единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Природное сообщество и взаимосвязи в нём: растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружаю- щей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Всемирное природное наследие. Бережное отношение к природному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2-3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности - основа жизнеспособности общества. Человек - член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека, общее представление о человеческих свойствах и качествах. Семья - самое близкое окружение человека. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных - долг каждого человека. Семейные традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Хозяйство семьи. Предметы домашнего обихода, их разнообразие. Вещи как хранители семейной памяти. Бережное отношение к вещам. Путь воды от природных источников до жилища людей, способы экономии воды в быту. Общее представление о способах выработки электроэнергии и доставке её потребителям. Бытовые электроприборы, их роль в жизни современного человека. Способы экономии электроэнергии в быту. Одежда в прошлом и теперь. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя и др.). Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Роль учителя в духовно-нравственном развитии и воспитании личности школьника. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Режим дня школьника, составление режима дня. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Экономика, её составные части (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля) и связи между ними. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики - одна из важнейших задач общества. Природные богатства и труд людей - основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Наземный, воздушный и водный транспорт. Транспорт города или села. Общественный транспорт. Правила пользования транспортом. Общее представление об истории развития транс- порта, в том числе об истории появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, детский трёхколёсный и др.).

Роль компьютера в современной жизни. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации - глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику. Россия на карте, государственная граница России. Москва - столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Моск- вой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I - Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). Города Золотого кольца России (по выбору). Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Родной край - частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края.

История - наука о прошлом людей. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта. История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран и народов на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Представления об эпохах в истории человечества: первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени. Памятники истории и культуры - свидетели различных эпох в истории человечества. Всемирное культурное наследие. Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНИ Ценность здоровья и здорового образа жизни. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего здоровья. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, основные дорожные знаки. Правила безопасности при использовании транспортных средств, в том числе при езде на велосипеде. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством и электроприборами, водой. Правила безопасности при использовании компьютера, мобильного телефона. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного поведения в природе, в том числе в лесу, на воде. Правила безопасности при обращении с кош- кой и собакой. Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей - нравственный долг каждого человека.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

Формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.

2) Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем.

3) Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

4) Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме

  1. Календарно – тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Д/з

План

Факт

Раздел «Где мы живём?» (4 ч)

Родная страна.

1.09

с.4-7 пересказ, с.7 вопросы

Город и село Проект «Родной город (село)»

06.09

с.8-11 пересказ с.11 вопросы,с.12-13 проект

Природа и рукотворный мир.

08.09

с.14-17 пересказ

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?»

13.09

составить кроссворд по теме «Где мы живем»

Раздел «Природа» (20 ч)

Неживая и живая природа

15.09

с.24-27 пересказ, с.27 вопросы

Явления природы Практическая работа Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека

20.09

с.28-31 пересказ

Что такое погода

22.09

с.32-35, с 35 вопросы,пересказ, вести наблюдение за погодой, по желанию подготовить сообщение о народных приметах за погодой

В гости к осени (экскурсия)

27.09

сочинение-миниатюра, фоторассказ или серия рисунков на тему «Красота осени»

В гости к осени (урок)

29.09

с.36-39 пересказ, с.39 вопросы

Звёздное небо

04.10

с.40-43 пересказ, с.43 вопросы, по желанию сообщение о созвездии

Заглянем в кладовые земли Практическая работа Знакомство с горными породами и минералами.

06.10

с.44-47 (пересказ), с 47 вопросы

Про воздух

18.10

С.48-51 пересказ, вопросы учебника, с.51 вопросы

Про воду

20.10

с.52-56 пересказ, с.56 вопросы

Какие бывают растения

25.10

с.56-59 пересказ, с.59 вопросы, по желанию составить фоторассказ о красоте растений

Какие бывают животные

27.10

с.60-63 пересказ, с.63 вопросы

Невидимые нити

01.11

с.64-67 пересказ, с.67 вопросы

Дикорастущие и культурные растения

03.11

с.68-71 пересказ с.71 вопросы, по желанию сочинить сказочную историю о растении

Дикие и домашние животные

08.11

с.72-75 пересказ,с.75 вопросы, по желанию сочинить сказочную историю о животном

Комнатные растения Практическая работа Приемы ухода за комнатными растениями

10.11

с.76-79 пересказ, с.79 вопросы

Животные живого уголка Практическая работа Правила ухода за животными живого уголка .

15.11

с.80-83 пересказ, с.83 вопросы

Про кошек и собак

17.11

с.84-87 пересказ, с.87 вопросы, по желанию составить рассказ о домашнем питомце или подобрать дополнительную информацию о кошках или собаках

Красная книга

22.11

с.88-91 пересказ, по желанию подготовить сообщение о Красной книге

Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»

29.11

с.92-95 пересказ, с.96-97 проект

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

01.12

Составить викторину по теме «Природа

Раздел «Жизнь города и села» (10 ч)

Что такое экономика

06.12

С. 106-107 пересказ, с.105 вопросы, с.107 вопросы, по желанию составить сообщение о деньгах в разных странах

Из чего что сделано

08.12

С.108-111(задания)

Как построить дом

13.12

с.114-115 пересказ, с 115 вопросы

Какой бывает транспорт

15.12

с.116-119 пересказ, с.119 вопросы

Культура и образование

20.12

с.121-123 пересказ

Все профессии важны. Проект «Профессии»

22.12

с.121-127 пересказ, с.127 вопросы, с.128-129 проект

В гости к зиме (экскурсия)

27.12

подготовить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота зимы»

В гости к зиме (урок)

29.12

с.130-131 пересказ, с.130 вопросы

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

10.01

Подготовка проектов

Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии»

12.01

Составить кроссворд по теме «Жизнь города и села»

Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч) 2 часть учебника

Строение тела человека

17.01

с.5 задание 3

Если хочешь быть здоров

19.01

с.8-11 пересказ

Берегись автомобиля!

24.01

с.12-13 пересказ

Школа пешехода Практическая работа Правила безопасности на дороге.

26.01

С.14-17 пересказ, с.17 вопросы

Домашние опасности

31.01

С.18-21 пересказ, с.21 вопросы

Пожар

02.02

С.22-25 пересказ, по желанию найти информацию о работе пожарных

На воде и в лесу

07.02

С.26-28 пересказ, с.29 вопросы

Опасные незнакомцы

09.02

с.30-35 пересказ, с.35 вопросы

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

14.02

Составить викторину по теме «Здоровье и безопасность»

Наша дружная семья

16.02

с.42-45 пересказ, с.45 вопросы

Проект «Родословная»

28.02

с.46-47 проект

В школе

02.03

с.48-51 пересказ, с.51 вопросы

Правила вежливости

07.03

с.52-55 пересказ, с.55 вопросы

Ты и твои друзья

09.03

С.56-59 пересказ, с.59 вопросы,

Мы – зрители и пассажиры

14.03

с.63 вопросы

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

16.03

Составить викторину на тему «Общение»

Раздел «Путешествия» (18 ч)

Посмотри вокруг

21.03

с.70-73 пересказ, с.73 вопросы

Ориентирование на местности

23.03

с.74-75 пересказ

Определение сторон горизонта по компасу.

28.03

с.76-77 пересказ

Формы земной поверхности

30.03

с.78-81 пересказ, с.81 вопросы, по желанию составить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота гор»

Водные богатства

04.04

с.82-85 пересказ, с.85 вопросы, по желанию составить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота моря»

В гости к весне (экскурсия)

06.04

Составить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота весны»

В гости к весне

18.04

с.86-89 пересказ, с.89 вопросы

Россия на карте

20.04

с.90-95 работа по карте

Проект «Города России»

25.04

с.96-97 проект

Путешествие по Москве, Московский Кремль

27.04

с.98-107 пересказ, с.101, с.107 вопросы

Город на Неве

02.05

с.108-113 пересказ, с.113 вопросы, по желанию подготовить сообщение о достопримечательности Санкт-Петербурга

Путешествие по планете

04.05

с.114-117 работа по карте

Путешествие по материкам

11.05

с.118-121 пересказ, по желанию подготовить сообщение о любом материке

Страны мира. Проект «Страны мира»

16.05

Подготовка к контрольной работе

Итоговая контрольная работа за курс 2 класса

18.05

Нарисовать рисунок об окружающем мире

Впереди лето

23.05

С.130-133 пересказ. с.133 вопросы, по желанию составить фоторассказ или серию рисунков по темам «Красота лета», «Красота животных»

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

25.05

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»

30.05

Вести дневник наблюдений