Чем прославился иван сусанин. Там, где жил иван сусанин

Ни одна царская династия не пришла к престолу так необыкновенно, как дом Романовых. Это замечание принадлежит известному писателю Ивану Гоголю, не без оснований считавшему, что подвиг Ивана Сусанина неразрывно связал царя с подданными. Что известно об этом знаковом для истории России происшествии?

Волков Адриан – картинка Смерть Ивана Сусанина

В связи с ограниченностью источниковой базы биография Ивана Сусанина является предметом исторических споров. Единственным документальным источником о его жизни является жалованная грамота Михаила Федоровича 1619 года. В ней говорится о даровании зятю Сусанина половины деревни с избавлением от всех податей и повинностей, при этом народный герой упоминается достаточно кратко. Остальные данные о жизни этого человека носят легендарный характер.

Принято считать, что Иван Сусанин родился в селе Домнино, что в 70 верстах Костромы. По одной версии, он был крепостным крестьянином дворян Шестовых, по другой – служил вотчинным старостой. Известно, что у него была дочь Антонида и зять Богдан Сабинин.

В указанной выше царской грамоте говориться, что зимой 1613 г. новоизбранный царь Михаил Романов вместе с матерью Марфой жил в деревне Домнино. В то время Смута из гражданской войны превратилась в борьбу против интервентов из Польши. Шляхтичи задумали захватить новоизбранного царя, с этой целью в Домнино направился небольшой польско-литовский отряд.

По пути интервенты встретили крестьянина Сусанина, которому приказали указать дорогу к деревне. Но он повел отряд в противоположную сторону, а в Домнино отправил своего зятя Богдана, чтобы предупредить о надвигающейся опасности царя и его мать. Сусанин завел поляков глубоко в лес, а затем к Исуповскому болоту, за что он был подвергнут пыткам и убит. Предполагается, что в то время этот человек был уже в преклонном возрасте. В непроходимой местности погиб и вражеский отряд. В это время Михаил Романов укрылся в Ипатьевском монастыре.

Спустя 6 лет царь отблагодарил родственников крестьянина, который его спас, даровав им землю и освобождением от податей. Гибель Ивана Сусанина не была забыта и позже. Потомки народного героя неоднократно получали жалованные грамоты и льготные указы вплоть до 1837 года.

Культ Ивана Сусанина во времена Российской империи

В царской России образ Ивана Сусанина был предметом культа. Его подвигу посвящали картины, скульптуры, музыкальные и литературные произведения. Именно его имя официальная пропаганда активно использовала в период подавления польских восстаний и войны 1812 года.

В 1838 г. центральную площадь города Костромы стали официально именовать Сусанинской. Кроме того, героя изобразили среди других видных исторических деятелей на памятнике «Тысячелетие России» (1862). Пропаганда возымела свое дело, спустя два века то, что сделал Сусанин, в некоторой мере повторил Осип Комиссаров, спасший от смерти императора Александра II. Интересно, что Комиссаров родился неподалеку от родной деревни Сусанина.

Тем не менее, именно в дореволюционной России прозвучала первая критика официальной версии подвига. Так, историк Н. Костомаров считал, что единственным достоверным фактом во всей истории Сусанина была его гибель от одного из разбойничьих отрядов в Смутное время. Критическими отзывами об этой истории также был известен С. Соловьев, считавший, что крестьянина замучили казаки.

предположительное место гибели

В советскую эпоху первоначальное отношение к Сусанину было негативным. Так, в 1918 году памятник Ивану Сусанину был сброшен с постамента. Народного героя стали называть царским слугой, а подвиг, которым он прославился, сказкой.

Отношение резко изменилось в конце 1930-х годов. Он вновь вошел в перечень народных героев. Райцентр, рядом с которым когда-то жил Сусанин, был переименован в его честь. В то же время распространилась версия о том, что он был «патриотом Земли Русской», который боролся против иностранных интервентов, а не спасал царя. В 60-х годах прошлого века в Костроме даже установили памятник Сусанину.

В постсоветской России личность Сусанина трактуется двояко. Большинство историков продолжают называть его народным героем, признавая при этом, что к подвигу его скорее побудила вассальная преданность, чем патриотизм. Также существует несколько версий того, как происходили события. К примеру, А. Широкопад считает, что Сусанин пострадал от разбойничьего набега запорожских казаков.

  • В некоторых публикациях Сусанину приписывают отчество Осипович. Однако в источниках об этом нет упоминаний, кроме того, в 17 веке крестьян не принято было называть по отчеству.
  • В советское время не меньше Сусанина был знаменит крестьянин Матвей Кузьмин. В 1942 году он ценой собственной жизни вывел немецкий отряд под пулеметный огонь советских солдат. Вражеский отряд был уничтожен, но немецкий командир успел убить Кузьмина. После окончания Второй мировой войны появилась книга, описывающая подвиги 58 «последователей» Сусанина.

В 2003 г. в некрополе деревни Исупово были обнаружены останки, которые могут принадлежать Сусанину. Однако профессиональные археологи и историки оспаривают их подлинность.

7 472

Более 400 лет назад Иван Сусанин завершил своим подвигом так называемое «Смутное время» на Руси, положив начало трехвековому правлению династии Романовых. Подвиг этого крестьянина известен нам с детства, из школьной программы. Но где кончаются факты, и начинается вымысел?
Россия, 1612 год. Полыхает гражданская война. Московский престол делят бояре, Борис Годунов, Лжедмитрий I и польские интервенты. Наконец появляется надежда на стабильность: подрос Михаил Федорович, двоюродный племянник Федора Иоанновича, последнего царя из рода Рюриковичей.
Поляки понимают: легитимного наследника нужно как можно быстрее ликвидировать. На выполнение кровавой миссии отправляется отряд во главе с капитаном Пршездецким. Головорезы устремляются в село Домнино Костромского уезда, в коем, по их сведениям, и укрывается юный Михаил с матерью Марфой. От гибели наследника престола спасает Иван Сусанин. Он заводит поляков в непролазную чащу и объявляет, что царевич в безопасности, а пути назад он не покажет. Разъяренные интервенты рубят героя саблями…

Вот факты, известные всем. Так чего же мы не знаем? Оказывается, многого.

Первый вопрос, который приходит в голову: кем же был народный герой? Простым крепостным или старостой села Домнино? Царские документы той поры указывают на второй вариант. Сусанин хоть и числился крепостным, но занимал важный для поселения пост: исполнял приказы Марфы Ивановны, собирал подати, иногда вел суды.

Хитрые и предусмотрительные поляки не могли довериться первому встречному мужику. Прибыв в заветное село Домнино, они сразу ринулись на поиски главы. Ведь кому еще надлежало знать, где находится царевич?

Мы привыкли думать, что Иван Сусанин — дряхлый старик. Таким он изображен на полотне художника Константина Маковского и выведен в опере Михаила Глинки «Жизнь за царя». Седые голова и брови, косматая борода…

Но обратимся к фактам. Доподлинно известно, что у героя была единственная дочь по имени Антонида. В 1612 году ей исполнилось 16 лет, и она уже была замужем. С женитьбой и детьми в те далекие времена на Руси не затягивали: жили люди относительно недолго. Следовательно, Сусанину было всего-навсего от 32 до 40 с небольшим лет.

«Сусанин» — это прозвище?

Скорее всего, да. На Руси отсутствовала традиция давать фамилии крестьянам. Этой чести удостаивались только люди знатного рода. А простые холопы довольствовались лишь прозвищем по отцу. К примеру, если ты родился у Ивана, то ты Иванов, а если у Петра, то Петров. Мужского имени Сусан не было, но было в моде женское — Сусанна. Прозвище нашего героя по матери говорит об одном: Иван вырос без отца, который, очевидно, рано умер или погиб в годы Смуты.

Логично предположить, что отчество Осипович, указываемое в ряде источников, — лишь выдумка историков. Во-первых, отчеств у крестьян также не имелось. Во-вторых, в документах XVII века никаких упоминаний об отчестве Сусанина не встречается. И, наконец, будь Осип отцом Ивана, мы бы знали героя как Ивана Осипова.

Подвиг не уникален?

В воспоминаниях Самуила Маскевича, жившего в ту эпоху, можно найти интересный эпизод: «На излете марта 1612-го года, близ Можайска мы пленили мужика, которого заставили показать дорогу к деревеньке Волок. После долгих блужданий по лесу проводник вывел нас… прямо к заставам казаков! Негодяю мы отсекли голову и лишь чудом спаслись!»

Как видим, подвиг Сусанина был повторен на Руси всего через месяц. Знал ли новый безымянный герой о поступке Ивана? Вряд ли: новости в те далекие годы распространялись крайне медленно.

Убит не в лесу?

Современные историки склонны полагать, что Иван Сусанин мог быть убит не в лесу, а в одном из сел — либо Домнине, либо соседнем Исупове. Ведь поляки любили публичные допросы с пытками, к тому же еще и массовые. Возможно, Сусанина, как старосту, истязали первым — для большего устрашения остальных. А может, наоборот — заставляли смотреть на мучения невинных…

Более того, в самом начале нашего тысячелетия археологи обнаружили под Костромой останки человека, с большой долей вероятности, принадлежащие именно Ивану Сусанину. Для идентификации они вскрыли еще и могилы его родственников. Их ДНК и позволила провести генетическое сравнение.

Версия с жуткими лесными топями, якобы поглотившими интервентов, также кажется ученым сомнительной. Во-первых, Михаил Федорович был провозглашен царем Земским собором 21 февраля 1613 года. Стало быть, свой подвиг Сусанин совершил в середине зимы. Понятно, что в средней полосе России, к которой относится Костромская область, морозы в это время были нешуточные. Любые болота замерзают — утонуть в них невозможно. К тому же все топи близ села Исупово небольшие: в самом широком месте всего-то около пяти километров.

Во-вторых, Костромская область — это не Сибирь. Между селами здесь от силы десяток километров. А это максимум день пути, а то и меньше при сильном желании выбраться из чащи. Что поляки наверняка и сделали без лишней паники. Это для современного человека лес — неведомая стихия. А для воинов XVII века — привычная обстановка. Нет еды? Есть стрелы и дичь. Нет воды? Можно растопить снег. Нет огня? Есть порох и огниво.

И, наконец, главное: купол церкви села Домнино был виден за десятки верст — храмы на Руси строились на возвышенностях. Скорее всего, Сусанин сразу понял, что лес ему не поможет. И принял мученическую смерть близ родного дома, на глазах селян.

А виноваты ли поляки?

Как бы плохо мы не думали о Смутном времени, в любом случае мы его недооценим. В начале XVII столетия русские пережили страшный голодомор, террор Василия Шуйского, польскую интервенцию, разрушение Костромы Лжедмитрием II, разграбление Ипатьевского монастыря, разгром Кинешмы.

Простой люд в далеких селах грабили все, кто хотел: поляки, литовцы и даже казаки с берегов Дона, Днепра, Урала или Терека. Вот почему в некоторых упоминаниях о подвиге Сусанина говорится, что его пытали то ли поляки, то ли литовцы. Для нас разница колоссальная, а вот для людей того времени — никакой. Все «ироды чужеземные» — и те, и эти. А посему можно полагать, что на царевича охотились даже не поляки, а бандиты без роду-племени. Ведь за наследника престола можно было потребовать хороший выкуп.

Герой остается героем

Все описанные противоречия не умаляют подвига Ивана Сусанина. Он действительно погиб от рук злодеев, не выдав им места нахождения царевича Михаила. Более того, подвиг Сусанина был повторен многократно. Лишь по самым скромным подсчетам историков, «Сусаниных» в истории нашей страны — около семи десятков.

Возможно, вам также будет интересна статья:

Самых знаменитых героев два. 16 мая 1648 года Микита Галаган был послан Богданом Хмельницким на верную смерть, чтобы решить исход Корсунской битвы. Герой завел 25-тысячное войско поляков в лесные дебри, что позволило казакам атаковать врага с более выгодных позиций. Как и Сусанин, Галаган был до смерти замучен ляхами. Причем он изначально понимал, что будет убит.

В ходе Великой Отечественной войны подвиг Сусанина и Галагана повторил Матвей Кузьмин.

Памятник герою скульптора Н.А. Лавинского установлен в Костроме в 1967 году, на месте разрушенного монумента 1851 года Фашисты, захватив родную деревню 83-летнего крестьянина, приказали ему провести батальон знаменитой гитлеровской дивизии «Эдельвейс» в тыл Красной армии. Было это в районе Малкинских высот. За предательство Родины фрицы пообещали выдать старику керосин, муку, а также новое охотничье ружье. Кузьмин долго водил захватчиков по лесам и вывел в итоге под пулеметный огонь советских войск. Спастись герою не удалось: в последний момент его убил немецкий командир.

История нашей цивилизации знает немало примеров, когда человек жертвовал своей жизнь во имя своих идеалов. Один из таких людей хорошо известен каждому из нас. Это Иван Сусанин. Менее известно, что до сих пор нет твердых доказательств того, что он совершал то, что ему приписывают. Но попробуем разобраться.

Итак, согласно традиционной версии костромской крестьянин Иван Осипович Сусанин зимой 1613 года пожертвовал своей жизнью ради спасения царя Михаила Романова. Якобы он завел отряд польских интервентов в непроходимое лесное болото, за что был замучен поляками.

Вот, что можно прочесть об этом в Большой Советской Энциклопедии: «Сусанин Иван (умер 1613), герой освободительной борьбы русского народа против польских интервентов в начале 17 в. Крестьянин с. Деревеньки, близ с. Домнино Костромского уезда. Зимой 1612-13 С. был взят в качестве проводника отрядом польской шляхты до с. Домнино — вотчины Романовых, где находился избранный на престол царь Михаил Федорович. Сусанин намеренно завёл отряд в непроходимый болотистый лес, за что был замучен»

Но, пожалуй, пора переходить от художественного вымысла и распространенных заблуждений к исторической правде. А она, как обычно, не столь романтична.

Царь Михаил Романов.

Начнем с того, что в то время царем Михаил Романов еще не был. Это заблуждение. Свое согласие Великому Земскому Собору короноваться на Царский престол он дал 14 марта 1613 года, а Сусанин свой подвиг совершил согласно официальной версии зимой 1613 года.

Что же касается самого Ивана Сусанина, то некоторые исследователи даже сомневались в том, что таковой человек существовал на самом деле. Большинство же историков склонны считать, что Иван Сусанин вполне реальный исторический персонаж.

И все было бы замечательно, да только вот в польских ар­хивах нет никаких подтвержде­ний тому, что хоть какая-то воин­ская часть пропала без вести в районе Костромы. Более того, нет каких-либо данных о том, что в то время поляки вообще там бывали.

Да и Михаила Романова спасать не было никакой необходимости, в то время, когда его якобы искали поляки, будущий царь вместе с матерью находился в хорошо укрепленном Ипатьевском монастыре близ Костромы под охраной сильного отряда дворянской конницы. Да и в самой Костроме войска было не мало. Чтобы хоть как-то покушаться на жизнь царя нужно было иметь приличную армию, которой поблизости не было и в помине.

Другое дело, что вооруженных разбойничьих шаек самого разного толка в округе шаталось изрядное количество. Но, естественно, царю никакой угрозы они не представляли. А вот крестьянин Иван Сусанин очень даже мог быть жертвой этих разбойников. Так, по мнению С.М. Соловьева, Сусанина замучили «не поляки и не литовцы, а казаки или вообще свои русские разбойники». А Н.И. Костомаров, тщательно изучивший легенду о Сусанине писал: «В истории Сусанина достоверно только то, что этот крестьянин был одной из бесчисленных жертв, погибших от разбойников, бродивших по России в Смутное время; действительно ли он погиб за то, что не хотел сказать, где находится новоизбранный царь Михаил Федорович, — остается под сомнением…»

Возможно, поводом для возникновения мифа о подвиге Сусанина, послужила реальная история, о которой упоминает в своих воспоминаниях польский офицер Маскевич. Он пишет, что в марте 1612 года поль­ский продовольственный обоз заблудился в рай­оне нынешнего Волоколам­ска. По той причине, что пробиться к занятой по­ляками Москве отряд не смог, поляки решили вернуться к своим. Но не тут то было. Нанятый в качестве проводника русский крестьянин увел поля­ков в прямо противополож­ную сторону. Как это не печально, но обман был раскрыт и отважный герой был убит интервентами. Как его звали неизвестно. Но, похоже, этот эпизод русско-польского противостояния и был взят за основу поздними русскими литераторами и историками, перенесшими действие драмы под Кост­рому. Официальной же всем нам хорошо известная версия стала примерно в двадцатых годах девятнадцатого века.

Стоит отметить, что наши соотечественники даже не считая былинного Сусанина не раз использовали метод заблуждения, причем в самом прямом смысле этого слова, по отношению к врагам. Так, в мае 1648 года когда Богдан Хмельницкий преследовал польское войско Потоцкого и Калиновского, украинский крестьянин Микита Галаган согласился вывести отступавших поляков, завел их в чащобы к месту засады казаков, за что и поплатился жизнью. В 1701 году помор Иван Седунов посадил на мель перед пушками Архангельской крепости корабли шведской эскадры. За этот подвиг указом Петра Первого ему было пожаловано звание «Первого лоцмана». В 1812 году житель Смоленской губернии Семен Шелаев в лютый мороз завел в лес большой отряд армии Наполеона , откуда многим французам не суждено уже было выйти. В 1919 году житель Алтая Федор Гуляев завел в болото колчаковцев. Оставшегося живым и невредимым Федора принимал в Кремле сам товарищ Ленин, а вместо ордена ему дали новую почетную фамилию – Гуляев-Сусанин. В 1942 году двенадцатилетний Коля Молчанов в лесах Брянщины завел в болото немецкий обоз, после чего вернулся в родное село. Всего же по данным собранным сотрудника музея Ивана Сусанина за четыре века, прошедших с 1613 года 58 человек в той или иной мере повторили мифический подвиг Сусанина.

Улыбнитесь.

Небольшая деревенька возле леса. Немецкий офицер спрашивает маленького мальчика:

— Сколько тебе лет, мальчик?

— Семь.

— А ты знаешь, где прячутся партизаны?

— Знаю.

— А конфетку хочешь? – достает из широких штанин большую и сладкую конфету.

— Хочу.

— Держи. Отведешь нас к партизанам, получишь еще много таких конфет. Согласен?

— Согласен.

— Молодец. Хороший мальчик. – гладит по голове. – А как тебя зовут, мальчик?

— Ваня.

— А фамилия?

— Сусанин.

— Отдай конфетку, гаденыш…

Иван Сусанин – крестьянин, выходец из Костромского уезда. Он является национальным героем России, так как уберег царя, Михаила Федоровича Романова, от поляков, которые приехали убить его.

Подвиг костромского крестьянина

Историки утверждают, что Сусанин являлся старостой в селе Домнино Костромского уезда. Интервенты из Польши не знали дорогу в село, в котором находился царь, и спросили у Сусанина, как им добраться. Иван Осипович вызвался лично проводить их до Домнино. Поляки обещали его за это вознаградить. Будущий народный герой вместо села привел их в огромный, непроходимый лес, который сам знал как пять пальцев. Поляки поняли, что деревенский староста их обманул и завел в лес, чтобы погубить. Они были вне себя от злости и убили крестьянина. Однако сами вскоре сгинули в болотах, находящихся в лесу.

Есть мнение, что данное событие произошло в 1612 году, осенью. В качестве доказательства этой даты имеются некоторые сведения. Предания гласят, что Сусанин спрятал Михаила Романова в яме, где на днях сожгли овина, и замаскировал яму обугленными досками. В 17 веке овины сжигали поздней осенью, поэтому если история про яму правдива, дата события верна. Хотя многие исследователи все же отвергают данную теорию.

Личность Сусанина

К сожалению, достоверных фактов о личности Сусанина почти нет. Однако известно, что у него была дочка, которую звали Антонида. Также у него были внуки - Константин и Даниил. В год совершения подвига дочери Ивана было 16, следовательно, самому герою было примерно 32-40 лет.

Гибель героя

Относительно смерти Сусанина существует 2 версии. Первая, самая распространенная версия, гласит, что он погиб в лесу, на Исуповских болотах. Вторая – он погиб в самом селе Исупово. Данная версия наиболее правдива, так как это подтверждают документы. Дело в том, что правнук Сусанина ездил с прошением к императрице Анне Иоанновне на получение особых льгот, так как являлся его потомком. В доказательство этому он привел свидетельство о смерти своего прадеда, где было указано данное село.

Иван Осипович Сусанин похоронен в Ипатьевском монастыре.

В заключение хочется сказать, что Сусанин – благороднейший человек, который может служить примером для современников. Его имя по сей день не забыто. О его подвиге рассказывают школьникам. Да, история нашей страны хранит немало героев, и один из них – крестьянский староста, Иван Осипович Сусанин.

Для детей 3, 4, 5, 7 класс.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Аркадий Аверченко

    Аркадий Аверченко – замечательный отечественный юморист, писатель, публицист, народный деятель, произведения которого всегда поднимали настроение простым людям, которые приходя домой после работы, сразу принимались читать его произведения

  • Александр Герцен

    Русский писатель, публицист и философ – Александр Иванович Герцен родился 22 марта 1812 года, незаконнорожденным ребёнком одного известного московского помещика. Чтобы не портить репутацию семье, ему дали выдуманную фамилию.

  • Витус Ионассен Беринг

    Витус Ионассен Беринг – величайший русский первооткрыватель земель Камчатки и прилегающих территорий. Витус Ионассен Беринг появился на свет 2 августа 1681 года в датском городе Хоренс

  • Роджер Бэкон

    Средневековый английский философ Роджер Бэкон настаивал на важности так называемой науки об опыте. В этом отношении его часто считают предшественником современной науки.

  • Державин Гавриил Романович

    Державин – один из знаменитых русских поэтов, а также видный политический деятель своего времени. Гавриил был рожден в 1743 году в Казанской губернии. Его отец, дворянин и майор, рано ушел из жизни, поэтому Державин воспитывался только матерью.

Пожалуй, нет в России человека, который не слышал бы про Ивана Сусанина. Фигура Сусанина в народном сознании оказалась сродни фигуре Чапаева - о нем тоже сочиняют анекдоты и разные истории, которых никогда не было в реальности. Сусанин - часть российской истории, которая присутствует не только в прошлом, но и в настоящем. И даже появившиеся в последнее время публикации (авторы их, разумеется, не профессиональные историки) о том, что никакого подвига Сусанин не совершал, являются лишь тем самым исключением, которое подтверждает то самое правило.

Но попробуйте сказать в той же Костроме, что Сусанина придумали! Не дожидаясь ответа, придется быстро-быстро бежать, и желательно как можно дальше. Ну, например, в места, которые и сегодня официально именуют «сусанинскими». От областного центра это километров восемьдесят... Сначала видишь указатель о том, что вступаешь в пределы Сусанинского района. Впрочем, в самом райцентре Сусанино о легендарном земляке напоминает только сооруженный в традициях соцреализма монумент. Поставь на этом постаменте Ленина - ничего бы не изменилось...

Дальше путь лежит в село Домнино. Некогда родовая вотчина Романовых процветала. А сам Иван Сусанин был здесь старостой или, говоря по-нашему, главой администрации. Сегодня Домнино захирело, живут здесь 60 человек, и те в основном пенсионеры. Украшение села - Свято-Успенский храм, сооруженный в начале XIX века на том самом месте, где когда-то стоял дом матери первого царя из династии Романовых Михаила Феодоровича Ксении Ивановны, носившей в девичестве фамилию Шестова. Храм - действующий. На государство, в смысле реставрации, надежды мало, за порядком следят монахини Богоявленского-Анастасиина монастыря. А в прошлом году нашелся спонсор, который поменял кровлю.

Археологи ищут место, где находился дом Сусанина, и уверены, что рано или поздно найдут. А вот место, где Сусанин родился, и искать не надо - еще в 1913 году местные крестьяне «в память 300-летия подвига Ивана Сусанина» соорудили часовню на том самом месте в деревне под названием Деревеньки, где стоял дом Ивана Сусанина. Место это давно заросло лесом, но часовня пережила советскую власть без приключений.

Еще один памятный знак - так называемый Сусанинский камень. Огромная глыба, на которой имеется только лаконичная надпись: «Иван Сусанин. 1613», установлена как раз в тех самых местах, где все, по преданию, и произошло. С высоты видны леса и болота. В лесу под ногами хлюпает. Местные жители говорят, что топи сохранились до сей поры, и, случается, неосторожные охотники в них попадают.

Известно о том, что случилось в 1613 году, в общем, не так и много. Долгое время единственным источником была жалованная грамота царя Михаила Романова, которую он «по совету и прошению матери» даровал зятю Сусанина Богдану Сабинину. Сабинин с семьей получил половину деревни в награду за подвиг Сусанина, которого «изыскали польские и литовские люди и пытали великими немерными пытками, а пытали, где в те поры великий государь, царь и великий князь Михаил Феодорович. Ведая про нас... терпя немерные пытки... про нас не сказал, и за то польскими и литовскими людьми был замучен до смерти».

Известно, что Костомаров, к примеру, сомневался в подвиге Сусанина, но в конце XIX века другой историк - Самарянов - доказал, что отряд поляков и литовцев действительно подходил к селу Домнино с целью захватить Михаила Романова, в то время уже провозглашенного царем. Вопрос «зачем?» имеет вполне конкретный ответ: для того чтобы устранить главного соперника - польского королевича Владислава, который тоже претендовал на русскую корону. Сусанин взялся быть проводником, но вместо Ипатьевского монастыря увел вражеский отряд в дремучие леса. Согласно преданию, он успел послать своего зятя к царю с советом укрыться, а на следующий день сам раскрыл полякам свой обман и, несмотря на пытки, ничего не сказал, за что был изрублен поляками «в мелкие куски».

Грамоту 1619 года подтверждали еще трижды - в 1641, в 1691 и в 1837 годах. В 30-е годы XIX века появился целый ряд произведений о личности и подвиге Сусанина. Рылеев написал широко известную «Думу», Глинка - оперу, а Полевой - драму «Костромские леса». Вскоре в Костроме по повелению Николая I был установлен памятник: «Во свидетельство, что благодарные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина - спасении жизни новоизбранного русской землей царя через пожертвование своей жизни - спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения». Увы, политические потрясения этот памятник не пережил. Новая власть никак не могла допустить, чтобы в центре Костромы стоял такой памятник: на верху гранитной колонны - бюст царя, а у подножия - склоненная фигура Сусанина... Гранитная колонна и по сей день лежит на этом месте, а в 1967 году установили новый памятник, к которому вопросов, понятное дело, не возникало.

Кстати, о вопросах. Во время пребывания Патриарха Всея Руси Алексия II на Костромской земле одна студентка спросила его, будет ли Иван Сусанин причислен к лику святых. Патриарх выразился в том смысле, что Церковь над этим вопросом работает.

Все дело, действительно, в том, чтобы было кому работать. Все «сусанинские места» позабыты, туристы сюда не едут, потому что никто не везет. Да и как везти, если необходимая инфраструктура напрочь отсутствует. Поэтому и едут сюда исключительно любопытствующие и те, кто интересуется историей своей страны.

Но, как ни странно, некоторая надежда на то, что положение дел изменится к лучшему, все-таки есть. Уже два года, как живет в Домнино переехавшая из Приморья Галина Старченко. Сейчас она строит недалеко от храма трапезную, а в принципе хотела бы организовать в Домнино целый туристический комплекс. Гостиницу строить, конечно, никто не будет, а вот избы в русском стиле с положенным уровнем комфорта должны появиться. По замыслу Старченко, найдется работа и местным жителям: они будут заниматься ремеслами, как в старину, - катать пимы, ткать и так далее (небесплатно, конечно). Вряд ли кто-то откажется попариться в русской баньке и порыбачить на живописной речке Шача. Находятся и инвесторы, которые понимают, что история для Домнино - это на самом деле еще и экономика.

Но не все измеряется деньгами. Галина Старченко рассказывает: «Я живу в историческом месте и чувствую, как все было. Здесь душа растет вместе с человеком. Представляю, как жила Ксения Ивановна Шестова, и с каждым днем зреет желание увековечить память этой женщины. Ведь Филарет Романов еще пять лет был в плену, когда Михаил стал русским царем. Все эти годы мать была рядом с сыном, и, я думаю, через нее обращалась к нему божья благодать». В память о матери русского царя Галина Старченко мечтает поставить памятник рядом с храмом. Один из костромских скульпторов уже выполнил модель, и, если найдутся необходимые 500 тысяч рублей, мечта станет явью.

Историки спорят, где совершил свой подвиг Иван Сусанин, а местные жители запросто покажут вам то самое Чистое болото. Правда, один из старожилов имеет другую точку зрения и ссылается при этом на своих предков. Но, в общем-то, здесь все все знают: «Так немного лет-то прошло... Четыреста лет - это ведь не срок». Если проект Старченко увенчается успехом, то по специально проложенному настилу через болотистые места люди смогут посетить оба места, которые сегодня считаются «теми самыми».

А может быть, и государство задумается. Конечно, проще выпускать водку «Иван Сусанин» и произносить красивые речи. При этом хоть бы копейку перечислили на то, чтобы привести «сусанинские места», которыми принято гордиться на официальном уровне, в божеский вид. Все недосуг. Но завтра может быть поздно.

Село Домнино - Новосибирск

Фото автора