Key visual (ключевой визуальный образ). Что такое ключевая подпись? Что такое ключевые образы

Пример, который я сейчас приведу, заимствован у Дональда Нормана (Norman, 1976). Я демонстрировала его на занятиях много раз, и студенты не переставали удивляться, насколько действенным оказывается этот мнемонический прием. Его использование основано на запоминании первых ключевых слов, которые служат в качестве «крючков для выуживания» информации, которая запоминается позже.

В данном случае ключевые слова представлены в виде простенького стиха, который нужно заучить. Сделайте это в течение одной-двух минут.

Один - это блин, Два - это дрова, Три - это угри, Четыре - это гири, Пять - это рать, Шесть - это жесть, Семь - это крем, Восемь - это осень, Девять - это лебедь, а Десять - это месяц.

Отложились ли эти строчки у вас в памяти? Если нет, прочтите этот стишок еще раз.

Теперь я хочу предложить вам перечень слов, которые надо запомнить. Вы должны связать их со словами из стишка, который вы только что выучили, с помощью какого-то созданного вами образа или ассоциации. Например, первое слово в перечне - тарелка. Представьте себе тарелку, на которой лежит блин, поскольку блин фигурирует в первой строчке стиха. Изучите не торопясь слова перечня, так чтобы у вас было достаточно времени для создания образа:

1.тарелка

5. картина

7. ботинок

10. телескоп

Теперь прикройте этот перечень и ответьте на следующие вопросы:

Какое слово стоит под номером восемь? Под каким номером стоит слово «стол»?

Должно быть, вы, подобно моим студентам, были удивлены, обнаружив, насколько легко вам дать ответ. В данном случае вы выучили ряд рифмующихся ключевых слов, а затем с помощью своего воображения связали с ними слова, которые нужно было запомнить. Исследования показывают, что этот прием действует наиболее эффективно тогда, когда образы взаимодействуют друг с другом (блин лежит на тарелке, а не где-то рядом) и когда они ярки и детальны (блин - румяный и аппетитный, а тарелка - с красивой росписью). Сознательное использование и вербальной, и образной формы мышления было описано в первой главе. Мы воспользуемся этим приемом снова в главах, посвященных развитию творческих способностей и решению задач. Вы, возможно, думаете: «Почему бы просто не выписать этот перечень на листок бумаги?» Разумеется, если бумагой и карандашом разрешается пользоваться и они у вас под рукой, это будет лучшим и простейшим мнемоническим приемом, но часто нам приходится хранить подобные перечни в своей памяти.

Если вы изучаете анатомию, вам придется учить длинные перечни названий нервов, костей и прочих органов. Химики должны знать на память сложнейшие формулы. Я не буду доверять своему хирургу, если увижу, что он держит у себя на операционном столе список частей человеческого тела (хотя, быть может, это и неплохая идея). Можно привести множество примеров из реальной жизни, когда нам требуется выучить длинные списки и сделать это как можно точнее.


Можно воспользоваться и одними образами (без ключевых слов). Они особенно удобны, когда вам нужно запомнить фамилии и лица. Именно этим приемом и пользовался Харри Лорейн (Lorayne, 1975). Замените фамилию, которую вам нужно запомнить, на конкретное существительное; выделите какую-то характерную особенность лица; представьте все это в виде единого образа. Лорейн советовал обращать особое внимание на щеки, губы, морщины, лоб, нос, брови и глаза. Например, если вы знакомитесь с мисс Сильверстайн (англ. Silverstain - Серебряная кружка) и замечаете, что у нее широко расставленные глаза, вы можете представить себе серебряную пивную кружку между ее глаз. Фамилию мистера Динтера (англ. Dinter) можно переделать на «динер» (англ. dinner - обед), и весь обед можно представить себе размещенным на его широком лбу. Попробуйте применить этот прием на ближайшей вечеринке, в которой вам предстоит принять участие. Вы найдете это забавным и, возможно, к своему удивлению, откроете у себя новые способности.

Суть вот в чем. В каждом учебном курсе можно выделить некоторое количество образов, глубокое знакомство с которыми дает основу для устойчивого понимания и запоминания целых больших тем, а то и целых больших разделов.

Например, в географии глобус и карты как раз представляют собой такие ключевые образы. Работа с глобусом дает общую ориентацию на планете Земля – где что расположено (материки, океаны, моря, горы, реки, острова, полуострова, крупнейшие города…) и как оно все взаимосвязано друг с другом. Освоив глобус, ученик получает ключ ко всему дальнейшему изучению географии. И может двигаться в ней дальше уверенно.

А во всех разделах математики один из главных ключевых образов – числовая прямая. Положительные и отрицательные, целые и дробные, рациональные и иррациональные числа – все они соответствуют той или другой точке числовой прямой. Здесь можно увидеть наглядно и понятие модуля, и сложение, и вычитание… Здесь мы решаем и уравнения методом интервалов, и сложные неравенства, и различные простенькие задачки из начальной школы…

На иллюстрации к данной статье изображен еще один ключевой образ из математики. Он кочует из учебника в учебник с небольшими вариациями. Кто-то давным-давно придумал простое и наглядное объяснение переместительного закона умножения. И вот мы теперь все им пользуемся.

Различные переводы единиц измерения длины, площади и объема друг в друга колоссально облегчаются, если опираться на ключевые в данной теме образы. Для площадей это квадрат, разделенный на маленькие квадратики. А для объемов это куб, разделенный на маленькие кубики.

Например, нарисуйте квадратный дециметр (квадрат со стороной 10 см) и разделите его на квадратики со стороной 1 см. Это и будет ключевой образ для понимания всех соотношений между линейными единицами и единицами площади.

Как им пользоваться? Скажем, мы хотим узнать, сколько квадратных метров в одном квадратном километре. Представьте большой-большой квадрат со стороной 1 км и мысленно разделите его на небольшие квадраты со стороной 1 м. Сколько таких небольших квадратов поместится в этом большом-большом квадрате? Ответ легко сообразить, поразмышляв над данной воображаемой картинкой.

В физике и в химии есть общие ключевые образы – рисунки атомов, где в центре расположено ядро с некоторым количеством протонов и нейтронов, а вокруг летают маленькие электрончики. Добавьте сюда таблицу Менделеева – и вы получаете ясную систему для понимания и химических свойств атомов, и электропроводности, и ядерных реакций, и фотоэффекта, и работы полупроводниковых приборов…

И таких примеров ключевых образов – море. Я указал лишь наиболее привычные, самые общеупотребительные.

Ключевой образ – мощная сила. Он сразу и навсегда дает основу для нашего мышления, для памяти. Найдите такой образ для данной конкретной учебной темы, примените его в уроке – и эффективность обучения резко увеличится. Вы сэкономите время и силы и обеспечите устойчивость знаний.

Исследуйте иллюстрации в учебнике, подумайте и поизобретайте сами, повспоминайте ваши школьные годы… Нам нужны не просто картинки, а именно сильные образные схемы. И одновременно простые.

Мне кажется, что в точных и естественных науках ключевые образы довольно легко выявить и применить. А вот в гуманитарных – существенно сложнее, на мой взгляд. Ведь при изучении истории, русского языка, литературы, иностранного языка… очень многие вещи надо просто запоминать, без этого никак. А в естественных науках главное – понять суть дела.

Итак, применяйте ключевые образы везде, где только возможно. Результаты вас порадуют.

Что мешает тебе управлять собой? Что мешает создавать то настоящее и будущее, которое ты хочешь?

У меня было не самое лучшее детство, а особенно период в школе. Хоть я и учился очень хорошо, этот период был самым неудачным для меня, потому что именно в школьный период во мне засело огромное количество ограничивающих убеждений, которые до сих пор в некоторой мере управляют моей жизнью.

Эти ограничивающие убеждения потом становятся моделями поведения и создают твою жизнь.

Приведу несколько примеров из собственной жизни.

Начиная с седьмого класса, я был практически отличником.

И когда я получал оценку «4» (а в мое время еще была 5-бальная система оценивания знаний), я очень расстраивался. Я все анализировал, почему и как такое произошло, что я неправильно сделал и т.д. Я мог анализировать и думать об этой оценке целый день. Я был недоволен. Я был разочарован.

Сейчас, смотря на свою теперешнюю жизнь, я тоже не полностью доволен.

Хотя, если посмотреть объективно, я живу прекрасно. Живу возле моря, в прекрасном городе, прекрасной стране, занимаюсь любимой работой, иду по своему предназначению, у меня полно свободного времени, у меня прекрасная девушка, отличные отношения с моими ребятами в команде, прекрасные отношения с родителями, полно денег, мое дело развивается, я очень мудрый и талантливый ….. можно перечислять еще долго. Многие бы мечтали поменяться со мной местами. Но я бы не сказал, что я на все 100% доволен, где-то на 80%.

И так было всегда!

Почему это происходит? Что заставляет меня быть недовольным и неудовлетворенным?

Я стал разбираться.

Кто-то скажет, что мои недовольство и неудовлетворенность двигают меня вперед.

И вспоминая свое детство и юношество, я нашел в памяти четкий образ, как я иду домой, неудовлетворенный и расстроенный, и анализирую, почему я получил 4-ку, а не 5-ку. А когда мы перешли на 12-бальную систему, даже получая 10-ки, я был не совсем доволен!

Я четко увидел место, улицу, дома, обстановку — все!

Я называю это ключевым образом в памяти !

Ты думаешь, что управляешь жизнью сам, а на самом деле управляет ключевой образ засевший в памяти. И этот образ сводит на нет все твои попытки управлять собой и своей жизнью.

Образ — это статическая картинка. Одна-единственная картинка.

Что нужно сделать, чтоб изменить модель поведения?

Нужно изменить ключевой образ!

Один-единственный образ в памяти управляет твоими эмоциями, чувствами и действиями даже спустя 10 лет жизни!

А теперь представь, сколько таких ключевых образов у тебя засело в памяти в период твоего формирования!

Вот еще один пример:

Я помню, как в школе я очень любил одну девушку. Я бы все отдал, чтоб быть с ней. В тот период мне даже снились сны об этой девушке и о нас с ней….

Я набрался смелости и пригласил ее в кино.

Там я сказал ей, что я ее люблю. Я помню четко, где это было, как это было, обстановку, и что она мне ответила. Все помню идеально.

Она сказала мне: «Саша, ты знаешь, что это невозможно».

И я ответил ей: «Да, знаю, я просто хотел, чтоб ты это знала».

Мне тогда было 16 лет.

И в тот момент я неосознанно закрыл чувство любви в себе.

Я закрыл самое сильное позитивное чувство!!!

Потом у меня была еще одна девушка в 18 лет, которая окончательно «добила» меня в плане любви.

Я тоже помню все идеально, как это было.

И после 18 лет до 23 лет у меня не было девушек. Я был сам, один…

И это одиночество очень повлияло на мою самооценку не в лучшую сторону.

Признаюсь, что чуть больше года тому назад я вообще не принимал старого себя. Я считал старого себя неудачником из-за неудач в отношениях…. Я не принимал, когда меня называли Саша, потому что для меня Саша — это прошлый «Я».

Что тут говорить, в общем, ты понимаешь последствия…

Я научился управлять собой. Все это я уже изменил, но было очень тяжело, и это потребовало много работы над собой.

Сейчас у меня прекрасная девушка и прекрасные отношения.

Зачем я тебе все это рассказываю?

Я точно знаю, что у тебя в жизни было тоже полно неудач.

Но дело вовсе не в неудачах. Дело в их восприятии. Восприятие гораздо важнее, чем результат.

И эти неудачи прошлого до сих пор создают твою настоящую жизнь.

А ты все задаешься вопросом:

Почему я не могу найти прекрасного мужчину или женщину для отношений?

Почему я до сих пор беден?

Почему мой бизнес не идет так, как хотелось бы?

Почему я перестал радоваться жизни?

Почему все, что я делаю, приводит к провалу?

Ответом являются ключевые образы из прошлого, которые засели в твоей памяти, стали моделями поведения и до сих пор контролируют твою жизнь!

Что сделать, чтоб изменить твою жизнь, чтобы начать снова управлять собой и своей жизнью?

Вспомнить эти ключевые образы и изменить их!

Именно это я делаю с людьми в персональном коучинге. И буду делать это на тренинге в отношении денег.

Мелани Шебель

Что такое ключевая подпись?

Я пытаюсь научиться играть на флейте, и я купил книгу, чтобы помочь мне учиться. В одной из первых глав он описывает кое-что о ключевых подписях и круге пятых, и я полностью потерян.

Что такое ключевая подпись? Что это значит, когда песня "сосредоточена" вокруг определенной ноты?

Какие шаги мне нужно предпринять, если я сыграю песню, которая находится в тональности B flat, вместо песни, которая находится в C? В чем разница между до мажор и до минор? (Извините за все вопросы, но я полностью потерялся.)

Я думаю, что у меня есть флейта С (я не уверен, что это значит или если это имеет какое-либо значение.)

И наконец, нужно ли мне в полной мере понять эти концепции, прежде чем продолжать и играть?

Ответы

тонкий

Даже если вы учитесь игре на флейте, я думаю, что стоит понимать клавиатуру пианино, и думать об этом с помощью ключевых подписей. Стоит поэкспериментировать с пианино, электронной клавиатурой или даже веб-приложением, подобным этому .

Белые клавиши - это «натуральные» ноты AG. Черные клавиши используются для игры на острых предметах и ​​квартирах. Обратите внимание, что B flat - это та же клавиша пианино, что и A sharp, и так далее.

Вы, наверное, заметили, что между всеми белыми клавишами нет черных клавиш. Нет клавиши B # / Cb или E # / Fb - это только одна из тех вещей; Я предлагаю привыкнуть к основам, прежде чем пытаться понять, почему это так.

Первая шкала, которую изучает большинство людей, - до мажор. Это использует только белые клавиши, без острых предметов или квартир.

Вы обнаружите, что можете играть множество простых западных мелодий, используя только белые клавиши. Попробуйте Twinkle Twinkle Little Star - C, C, G, G, A, A, GF, F, E, E, D, D, C

Эта мелодия начинается и заканчивается на C; но в более общем смысле он «чувствует», как будто C - это «домашняя» нота. Попробуйте закончить на другой ноте - каким-то образом мелодия кажется нерешенной. Таким образом, мелодия «центрирована» на C.

Так что это Twinkle Twinkle до мажор, потому что:

  • С чувствует себя как домашняя нота
  • Он использует только белые клавиши, которые являются ключом подписи до мажор

Теперь давайте попробуем сыграть в Twinkle Twinkle в D. Что произойдет, если мы просто переместим все ноты на одну белую клавишу? D, D, А, А, В, В, А., G, F, F, Е, Е, D

На самом деле это звучит великолепно, пока вы не нажмете F. Звучит неправильно. Вы можете сказать, почему, посчитав черные клавиши между нотами. Когда мы играли эту часть мелодии в C, она перешла от F к E - это один полутон, потому что между F и E нет черной клавиши. Теперь мы переходим от G к F, между ними черная клавиша, делая ее два полутона.

Чтобы это исправить, играйте вместо F #. D, D, А, А, В, В, А., G, F #, F #, Е, Е, D

То, что мы только что сделали, называется транспонированием - перемещением музыкального произведения с одной клавиши на другую. Мы перевели Twinkle Twinkle из мажора в ре мажор.

Twinkle Twinkle не содержит 7-й ноты шкалы, но вы можете видеть, что шаг от A до B составляет два полутона, а шаг от B до C - только один полутон. Чтобы это исправить, в ре мажоре мы вместо этого играем в C #.

Итак, чтобы переставить что-то с мажора на мажор, переместите все на одну ноту вверх, сыграйте F # вместо F и C # вместо C.

При написании музыки на нотном станке становится грязно, когда нужно ставить четкие и ровные знаки каждый раз, когда играет черная нота. Вместо этого они отмечены в начале куска, сразу после ключа. Если бы мы записывали нашу версию Twinkle Twinkle ре мажор, мы бы написали ключ, затем четкий знак в каждой строке F и C, а затем временную подпись.

Оказывается, что никакие две основные клавиши не имеют одинаковую комбинацию острых и плоских элементов, поэтому музыкант посмотрит на эти два острых знака и скажет «ага, ре мажор» - так что обозначение называется ключевой подписью , потому что это легко узнаваемый признак того, какой ключ мы используем.

Но это не так просто, потому что у нас также есть второстепенные ключи. У несовершеннолетнего нет острых квартир, как до мажор. Единственный способ различить - это признать, что мелодия сосредоточена на A. Аналогично, си минор имеет те же острые и плоские части, что и ре мажор.

Также есть больше шкал - но это более сложная тема, которую нужно решать, когда вы освоитесь с этими основами.

Все это точно так же на вашей флейте; это не так визуально очевидно, как на клавиатуре пианино.

Мелани Шебель

Вау, пример Twinkle Twinkle действительно имеет смысл, большое спасибо! Это действительно очень помогло мне!

Jimm

«Нет B # / Cb или E # / Fb» Что-то изменилось с тех пор, как 45 лет назад я преподавал теорию музыки?

Кирк А

Просто чтобы прояснить, @slim сказал: «Итак - чтобы переместить что-то из мажора в ре мажор, переместите все вверх на одну букву ноты, сыграйте F # вместо F и C # вместо C.» ИМХО, это неверный совет. Транспонирование из C в D включает в себя ДВА (примечания) шага, а не один. Приведенные примеры сравнивали различные степени шкалы.

neilfein

@JimM - Я тоже это заметил, но цель Слима ясна. Да, такие заметки есть, и важно знать о них; но вдаваться в это на данном этапе было бы странно. Я предложил изменить, чтобы прояснить это.

Общая неприятность

1 потому что все должны понимать клавиатуру пианино. Это делает чудеса для вашего понимания теории.

nonpop

Ключевая подпись - это набор из нуля или более острых или плоских знаков, написанных в начале каждой музыкальной строки (иногда только в первой строке). Он говорит вам, какие ноты должны подниматься или опускаться на полутона по умолчанию.

Когда вы начинаете с C и играете в масштабе «только имена», то есть

C, D, E, F, G, A, B и C, без каких-либо острых предметов или квартир

Вы получаете C-мажорную шкалу (я предполагаю, что B означает B натуральный). То, что делает это главным масштабом, является образцом интервала между примечаниями. В этом случае это

C-> D = весь тон, D-> E = целый, E-> F = половина, F-> G = целый, G-> A = целый, A-> B = целый, B-> C = половина

или в цифрах:

1, 1, 1/2, 1, 1, 1, 1/2.

Теперь поднимитесь на пятую часть от C до G. Если вы сейчас играете этот интервальный паттерн, начиная с G, вы должны резко поднять F до F. Больше ничего не меняется. Таким образом, шкала соль мажор:

G, A, B, C, D, E, F #, G.

Итак, если вы хотите играть в тональности соль мажора, то есть по мажоре G, вам всегда нужно поднять F до F # (= F Sharp). Другими словами, вы всегда должны ставить острый знак (#) перед каждым F в нотах. Это не очень эффективно, поэтому была изобретена ключевая подпись. Теперь вы просто ставите один острый знак на самой верхней строке (то есть, куда должен идти F) в начале каждой строки, чтобы указать, что каждый F должен быть сыгран F #.

Давайте поднимемся еще на одну пятую от G до D. Теперь, если вы играете мажорный паттерн от D, вы должны поднять и F, и C. Таким образом, ключевая сигнатура для D major имеет два острых предмета, один в позиции F и один в C -позиция. Еще одна пятая - это А, и вам нужно поднять F, C и G. Поднявшись на пятые, вы получите E, B и, наконец, F #. Ключ F # Major имеет шесть острых знаков в его ключевой сигнатуре, и вы редко получаете больше, чем это.

Но есть еще заметки. Теперь давайте пойдем на пятую позицию ниже C до F. Если вы играете по мажорной мажорной шкале, вы должны понизить B до B флэта (= Bb). Таким образом, на этот раз ключевая сигнатура для мажора имеет один плоский знак (b). Если вы подойдете к Bb на пятую часть ниже, вы увидите (или скорее услышите ), что у мажорной шкалы Bb есть две пониженные ноты: B flat и E flat. Спускаясь на пятые, вы получаете Eb, Ab, Db и, наконец, Gb с шестью плоскими знаками в ключе Gb major. Но Gb - это просто другое имя для F # (по крайней мере, с одинаковым темпераментом), поэтому круг замкнулся . Вы заметите, что теперь мы прошли каждые 12 заметок (одна из них даже дважды), поэтому ничего не осталось.

Этот круг является кругом пятых, и, следуя ему, вы узнаете, какая сигнатура ключа соответствует какому ключу: если в сигнатуре ключа есть x острых предметов, вы поднимаетесь на x пятых по сравнению с C, и ключом для этой подписи является основной ключ, начиная с этой записки. Если в подписи вместо этого есть x квартир, вы просто идете на x пятых от C. И наоборот, если вы хотите узнать подпись для x major, просто начните с C и поднимайтесь или опускайтесь на пятые, пока не нажмете x . Посчитайте пятые, отметьте, поднялись ли вы или понизились, и у вас есть количество острых или плоских элементов в подписи для х мажора. Чтобы точно узнать, на какие ноты ставить острые предметы или квартиры, либо сверьтесь с изображением, на котором написаны все ключевые подписи, либо обратите внимание, что они также следуют за пятым кругом: например, острые предметы имеют вид: F #, C #, G #, ... (пятые вверх), и квартиры как: Bb, Eb, Ab, ... (пятые вниз).

Но как насчет минорных клавиш? Точно так же, как мажорная мажорная гамма может воспроизводиться только по именам, так и минорная шкала А: A, B, C, D, E, F, G, A. Следовательно, интервал для минорной последовательности:

1, 1/2, 1, 1, 1/2, 1, 1.

Если вы поднимаетесь на пятую часть от A до E и играете по минорной шкале E, вы должны поднять F до F #, но больше ничего. Таким образом, ключевая подпись для ми минора такая же, как и для соль мажора. Это действительно так для каждой ноты: чтобы получить ключевую сигнатуру для x minor, просто поднимите младшую треть от x и посмотрите, какова ключевая сигнатура для этого основного масштаба. Точно так же, если у вас есть ключевая подпись для x major, уменьшите младшую треть от x, и вы получите меньшую шкалу, которая соответствует этой ключевой подписи. Это называется относительный минор х .

Поскольку C является второстепенной третью ниже Eb, ключевая сигнатура для C minor так же, как и для Eb major, то есть она имеет три квартиры: Bb, Eb и Ab. В рамках этих вопросов, это разница между до мажор (без плоских и острых) и до минор.

Наличие флейты C просто означает, что когда вы играете «логическое C» (аппликатура для C, я думаю, я не флейтист), то, что вы слышите, также является C. Это означает, что нота, которую вы играете, является той, Вы слышите, другими словами, инструмент не транспонирует. Если у вас есть, скажем, флейта G, вы услышите G, когда будете играть C. Точно так же для любой ноты, которую вы играете, вы услышите ноту четвертую ниже этой. В этом случае флейта перенесет четвертый. Насколько я знаю, каждая "нормальная" флейта находится в Си, так что вам больше не нужно об этом думать.

Также в рамках этого вопроса значение «быть сосредоточенным вокруг примечания x » состоит в том, что ключевая подпись является той, что либо для x major, либо для x minor. Точнее, это означает, что x мажорный или минорный аккорд является «наиболее спокойным» аккордом пьесы, а другие имеют большее напряжение. Тем не менее, это действительно должен быть свой собственный вопрос.

Разделы: Литература

Художественное произведение – это основанная на взаимодействии разнообразных языковых средств целостная композиционно-стилистическая структура. Передавая определенное содержание, автор организует словесный материал так, чтобы наилучшим образом выразить основную художественную идею.

Основные категории художественного текста – словесные образы . Слово в художественном произведении является материальной оболочкой образа, это то, что формирует, создает образ. Словесный образ не всегда тождествен слову: он может состоять из сочетаний слов, абзаца, главы и даже из целого литературного произведения. Но он всегда является эстетически организованным структурным элементом стиля литературного произведения. Вот почему образы могут сочетаться в последовательно развертываемую цепь, могут соотноситься один с другим в стилистической системе литературного произведения. Могут включать в себя друг друга, развиваясь в сложный, многоплановый, единый образ.

Если отдельное слово или группа слов занимают ключевую позицию в тексте, то они должны быть самостоятельным объектом анализа. Критерием выделения ключевых слов являются следующие признаки: повторяемость, необходимость, концептуальная и образная значимость. Кроме того, исключение ключевых лексических элементов из художественного текста приводит к распаду этого текста как эстетически организованного целого. Так, если изъять из романа И.А. Гончарова "Обломов" такие слова как "Гороховая (улица)", "письмо", "халат", "Восток", то многое в образе Обломова останется непонятным. Ключевые слова могут объединяться в парадигму , отражающую субъективный взгляд автора на изображаемые события и героев. Данная парадигма всегда соответствует концептуальной установке автора произведения.

Не всякая повторяющаяся лексическая единица является ключевой, частотность – не главный критерий выделения ключевого элемента. Так, в рассказе В.М. Шукшина "Даешь сердце!" слово "милиционер" употребляется восемнадцать раз, а слово "сердце" – лишь восемь, но ключевым, безусловно, является "сердце", так как именно оно значимо в идейном плане.

Ключевые слова могут составлять один тематический и логический ряд , как это происходит, например, в рассказе П. Бажова "Медной горы хозяйка". Здесь ключевыми являются различные наименования зеленого цвета, переданного прямо (зелень, зелененький) или косвенно (малахит, изумруд, трава, лес). Эти ключевые слова образуют комбинацию своеобразной смысловой оппозиии: с одной стороны в одном зеленом цвете камня мы ощущаем и печальный, мертвенный отблеск, и бесконечно манящие, живые оттенки, с другой стороны – зелень камня противопоставляется цвету живой природы.

Организация речевых средств, ориентируемая на эмоционально-оценочную перспективу художественного повествования, определяет свооеобразие художественной речи.

А.П. Чехов. Рассказ "Спать хочется"

Как это часто бывает у Чехова, мирную картину: ночь, колыбель, нянька, которая сонно мурлычет песню, разрушает внезапно ворвавшееся в повествование слово – "душно". Ключевое слово, которое помогает раскрыть мир ощущений девочки-няньки. Слово, которое способно помочь понять не только физическое, но и психическое состояние. Душно, значит неуютно, трудно дышать, голова становится тяжелой, все раздражает, хочется, чтобы скорее закончилась эта мука, освободиться, освободиться как можно скорее! К "душно" присоединяется ключевой обонятельный образ "пахнет" , который значим для воссоздания социальной атмосферы: неуютно, небогато, пахнет щами и сапожным кремом. Вряд ли сапожник мог платить Варьке, скорее всего она живет здесь "из милости". Это ощущение, предположение подтверждается потом текстом: Варька живет в доме, выполняя всю черную, грязную работу днем, а ночью не имеет права спать, так как должна смотреть за ребенком. Мы чувствуем за этим какую-то трагедию, горячо сочувствуем бедной няньке. Ранняя, мучительная смерть отца, мать, с которой вместе пришли в город, чтобы наняться на работу, а где она теперь – неизвестно.

О девочке некому позаботиться, ей никто не сочувствует, она совсем одна в чужом, враждебном мире. Безграничны ее робость, покорность, смирение, желание все сделать хорошо и очень быстро – чтобы не заснуть на ходу, так как ей отказано даже в праве на сон. Душно ... Ощущение надвигающейся беды, катастрофы. Откуда оно? Душно! Какое емкое слово, удивительно точное, единственное! Когда ночь и душно, самые обычные вещи становятся загадочными, значительными. Большое зеленое пятно от лампы ложится на потолок, а пеленки и панталоны бросают длинные тени, потом тени оживают, приходят в движение. "Зеленое пятно тени" – динамическое олицетворение. В уставшем сознании девочки пятно оживает, мигает, что-то хочет сообщить очень важное. А самое важное сейчас облегчить хоть как-то ее страдания, значит, найти то, что мешает ей жить. Зеленое пяно все мигает, "туманит ей мозг", и она находит, наконец, врага.

Из группы акустических образов ключевым, сквозным является "крик ребенка" . Он динамичен, он преображается в крик облаков, ворон, сорок. В любом Варькином видении он мешает, раздражает, отнимает покой, грозит разрушить даже то малое, что есть у безмерно усталых людей – сон. И, как логическое завершение этого ряда – символический крик сверчка, который Варька воспринимает как указующий. Так получается, что зеленое пятно и крик сверчка – подстрекатели преступления, содействующие состоянию невменяемости, в которое впадает героиня рассказа. Измучившись, она напрягает все свои силы и зрение, глядит на мигающее зеленое пятно и, прислушавшись к крику, находит врага, мешающего ей жить. "Она смеется... Зеленое пятно, тени и сверчок тоже, кажется, смеются..."

В рассказе есть образы, которые передают состояние общего оцепенения, одеревенения: "не может шевельнуть губами", "голову тянет вниз", "глаза слипаются", кажется, что лицо "высохло и одеревенело". Осязательное ощущение оцепеневшей девочки – причина преступления. Это состояние неестественно, а очень хочется принять естественное положение (это – цель преступления). Развязка: смеется от радости, что можно спать.

Еще более усиливают впечатление, делают художественные образы зримыми повторы. Опять "мигает", "лезет в глаза", "туманит голову" зеленое пятно, опять "кричит сверчок", опять девочка во сне видит грязное шоссе, на котором "разлеглись и крепко спят люди с котомками". Бесконечный день, бесконечная нудная работа и усиливающие это впечатление "уже пора вставать", "уже пора приниматься за работу", "уже синеет воздух".

Она бегает, стирает, шьет, ставит самовар, моет лестницу, чистит картошку... И лишь "вечерняя мгла ласкает ее слипающиеся глаза и обещает ей скорый и крепкий сон..." Но обманывает... Вечером к хозяевам приходят гости.

Система ключевых образов создает эмоционально-оценочный фон повествования, позволяет даже самому строгому читателю оправдать героиню. Исключить эти слова из текста невозможно, они являются стержнем образного смысла.

А.П. Чехов. Рассказ "Студент"

Л.Н. Толстой сказал: "Я помню, когда я его в первый раз начал читать, он мне показался каким-то странным, "нескладным", но как только я вчитался, так этот язык захватил меня. Да, именно благодаря этой "нескладности" или, не знаю, как это назвать, он захватывает необычайно. И точно без всякой воли вашей вкладывает вам в душу прекрасные художественные образы... Смотришь, как человек будто без всякого разбора мажет красками, какие попадутся ему под руку, и никакого как будто отношения эти мазки между собой не имеют. Но отходишь на некоторое расстояние, посмотришь, и в общем намечается цельное впечатление. Перед вами яркая, неотразимая картина природы. Он странный писатель: бросает слова как будто некстати, а между тем всё у него живет." Очень интересно рассмотреть эту диалектику "складности" и "нескладности" в художественном единстве рассказа А.П. Чехова "Студент". Сам А.П. Чехов, по свидетельству брата, считал этот рассказ "наиболее отделанным".

Уже первая фраза отражает то состояние человеческой души, когда очень тонко чувствуешь, как все хрупко в этом мире, что гармония может перейти в дисгармонию, счастье обернуться несчастьем, а несчастье неожиданно поможет понять, что ты на этой Земле не один.

Итак, погода хорошая, тихая , но настроиться на лирический ряд мешает слово "вначале" . Оно вносит мотив ожидания чего-то, что разрушит идиллическую картину, мотив тревоги, сожаления о том, что все прекрасное столь недолговечно. Очень важно успеть заметить прекрасное, порадоваться ему, воспоминания о прекрасных мгновениях помогут выстоять в буре житейских невзгод. Кричали дрозды, радуясь хорошей погоде, но что-то живое жалобно гудело. Что это? Значит этому живому плохо? Мотив обреченности, безнадежности, так как гудело оно, "точно дуло в пустую бутылку". Никто не услышит, никто не поможет... Мотив страшного одиночества. Но ведь – весна, воздух весенний, прозрачный, чистый, в таком воздухе даже выстрел звучит раскатисто и весело – до тех пор, пока не подумаешь о том, что этот выстрел оборвал чью-то жизнь. Что-то ушло невозвратно и никогда уже не повторится. "Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нём прозвучал ..." После этого "по нём прозвучал" , тускнеют в памяти слова "раскатисто" и "весело", их заменяют возникшие вдруг в нашем сознании "печально", "тоскливо", "как звук лопнувшей струны".

После этой чеховской фразы происходит окончательный переход от гармонии к дисгармонии, и мы воспринимаем уже как данность холодный ветер , который подул "некстати". Мы уже готовы к его появлению. Ключевыми словами становятся "холод" и "ветер" . Ветер холодный, пронизывающий. Хаос. Мрак. Пустота. Ледяные иглы. Запахло зимой. Холодное дыхание смерти. Всё смолкло, затаилось, съежилось. Страх. Ощущение безнадежности. Неуютно, холодно, нелюдимо.

И вдруг – человек, затерявшийся в этом огромном враждебном мире. Что будет с ним? Найдет ли в себе силы, чтобы бороться за жизнь? У него закоченели паьцы, но лицо от ветра лишь разгорелось ! Ему казалось, что холод, так внезапно наступивший, разрушил гармонию, что даже самой природе жутко, "и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо". Если жутко даже природе, каково же ему, слабому человеку, затерянному во Вселенной. Картина космическая: пустынно, холодно, жутко, мрачно, "все сплошь утопало в холодной вечерней мгле".

"Холод", "холодный" звучат так часто, что чувствуешь ледяное дыхание, невольно съеживаешься, представляешь себя одиноким путником, хорошо понимаешь его душевное состояние. Это не одинокий путник из выдуманного рассказа Веры Иосифовны ("Ионыч"), нет, это настоящий. Эффект реальности, эффект присутствия потрясающий. Жалость, сострадание, надежда на то, что все будет хорошо – самые разные чувства пробуждаются в душе читателя, а значит, тот человек уже не одинок. И как слабый огонек надежды, но разгорающийся все ярче и ярче – огонь, костер в холодной вечерней мгле. Важно, что человек идет домой. Важно, чтобы было куда идти, чтобы был дом. Правда дома холодно и голодно. Человеку плохо, и вот, хотя и под влиянием минуты, но он вспоминает о страданиях других людей, когда "дул такой же ветер". "Была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая пустыня кругом, мрак, чувство гнета - все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше." Особо значима фраза "И ему не хотелось домой". Что может спасти человека в такой тяжелый момент, когда сам он ни во что не верит? Только надежда на лучшее, вера в свои силы, любовь к жизни, к людям. И он идет к людям, к костру, который горит "жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю".

Размышления героя о том, что было – отправной пункт сюжета. В его негативном обобщении отразились и книжные знания и жизненный опыт. Читатель сознает, что все это субъективно, но принимает всерьез.

Огонь несет тепло и свет, и отступает холод. Он уже не всесилен! Вспаханная земля как обещание возможного урожая, будет он обильным – и исчезнет извечный враг человечества – голод. Страшные грозные силы отступает, жизнь сильнее страха и холода. Удивительное все же слово – здравствуйте! Приветствуя человека, мы желаем ему здоровья, долгой жизни. И приветливая улыбка в ответ, место у костра, беседа. "Поговорили" – написано у Чехова. Весомо, значимо, обстоятельно звучит слово.

И снова переход в другое состояние: от безнадежности – к надежде, от одиночества – к радости общения, когда можно произнести это очень важное слово: "Понимаете? " И вдруг становится ясно, что хотят понять, а может быть и понимают, и тогда – такая радость! Почему? Потому, что ты не один, ты не один такой, не один так думаешь. Почему этот костер напомнил ему тот, у которого грел озябшие руки Пётр, трижды отрекшись от Христа? Почему рассказал вдовам этот эпизод из Евангелия? Что надеялся пробудить в их душах? Только ли холодная жуткая ночь оживила в памяти рассказ о человеческой слабости, а может, предательстве?

Совершенно, казалось бы, неожиданно звучит страстный монолог, окрашенный самыми противоречивыми чувствами рассказчика, заканчивающийся словами: "Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания..." Бездна человеческого страдания! Чужая боль ощущается так явственно, жалость и сострадание к чужому горю – безмерны. Впрочем, разве к чужому? Чувство удивительного родства всех людей, живущих и прежде и сейчас, возникает вдруг. И он, студент, ощущает себя связующей нитью между прошлым и будущим. Какой значимой становится собственная жизнь! Три жизни, три судьбы объединило чувство сострадания. С точки зрения односторонне-фабульной в рассказе почти ничего не происходит и мало что меняется. Неизменность, как это часто бывает у Чехова, подчеркнута повторами: "и опять", "такие же", "точно так". Серая, скучная повседневность, бесконечное повторение незначительных событий, один день похож на другой, но и в большом историческом времени (сколько веков прошло!) было так же: страдали люди, как страдают и теперь, девятнадцать веков назад бедный Петр отрекся от своего Учителя и оплакивал свое отступничество, и теперь его снова оплакивают. А может быть он просто оплакивал свою слабость, через девятнадцать веков люди тоже слабы...

Нет, хочется думать, что главное все же – способность переживать чужую боль как свою и чувствовать неразрывную связь со всеми людьми. В повторах, в удивительном неразложимом единстве предстают и однообразие каждодневности, и нарастающая скорбь об уходящей и теряющейся жизни, и в самой возможности скорби – надежда на преодоление тягостного однообразия. И этот постоянный переход от безнадежности – к надежде! Уходя от костра, он снова вступает в холод и ночь. Потемки, "дул жестокий ветер", казалось, что возвращалась зима, но все это не рождает теперь чувства страха, тоски, одиночества, потому что "одинокий огонь спокойно мигал в темноте". И хотя не было видно людей, он мог о них думать. "Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему – к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям."

Удивительный финал, открытый. Мы не знаем, что будет дальше с главным героем, как сложится его жизнь: будет ли она состоять из поступков добра и сострадания, или найдется в ней место для лжи и отступничества. Мы не знаем, он тоже не знает. Мы расстаемся с ним, когда он, глядя на полосой светящуюся, но багровую, холодную зарю, думает о том, "что правда и красота, направляющие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на Земле... И жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла". Будет ли так всегда? Что сулит ему в жизни багровая холодная заря?

Вопрос о вере в торжество правды и красоты автора "Студента" не связан с прочностью убеждений героя. Чехов не предлагает читателю никаких иллюзий, но в те моменты, когда звучат прекрасные слова, мы чувствуем присутствие автора, его молчаливую поддержку.

В.М. Шукшин. Рассказ "Обида"

Конечно, главное слово, ключевое, определяющее ход событий в рассказе – "обида". Словарь русского языка Ожегова дает ему такое толкование: 1 – несправедливо причиненное огорчение, оскорбление; 2 – досадный, неприятный случай. Теперь многое зависит от читателя, от того, как он оценит то, что происходит в магазине. Шукшин написал когда-то: "Уважение приходит с культурой. Это дело наживное, а вот жалость – выше нас, мудрее всех библиотек." О чем же этот рассказ? Ну конечно о людях, о нравственно глухоте, душевной черствости. То, что для одного – досадная мелочь, для другого – трагедия. Известная истина, не новая тема, многие писатели к ней обращались: Гоголь, Достоевский, Чехов... Но ведь мы на многие вещи внимания не обращаем до тех пор, пока это не случается с нами или не происходит на наших глазах. Так что же происходит в магазине? Самосуд. "Бьют" слабого, беззащитного. (Аналогия: А.М. Горький, Несвоевременные мысли.) Единственный человек, который ведет себя разумно, это трехлетний ребенок, дочь главного героя.

Как нарочно, собрались в магазине странные люди. Обозленная, хамоватая продавщица ругает ни в чем не повинного человека. Страшное преступление, которое она совершает (при ребенке ругает отца, убивая, разрушая душу) – от глупости непроходимой. (Аналогия: И.С. Тургенев, Отцы и дети – "Петр совсем окоченел от глупости".) Для завотделом человеческое достоинство – вещь абстрактная. Ей непонятна Сашкина обида, да и сам он не интересен, ребенка рядом она попросту не замечает. "Плащ" – двуличный, подлый, лживый. (1937 год? Все отсюда?) Мы ничего не знаем о нем, можем только предполагать. Его сын, Игорь – тупая машина для битья. Бездушная толпа, которой ни до кого нет дела. (Как часто видели мы такую толпу, готовую оскорблять и хохотать в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)

В системе образов так не хватает защитника. Ведь и требуется немного – выйти из толпы, подойти к несправедливо обиженному человеку и сказать: "А я вам верю." И еще какие-нибудь добрые слова, и человеку станет легче.

Героя рассказа спасает любовь. Любовь жены, детей к нему, его любовь к ним. Хорошо, что так, что не успел он "с молотком проломиться к Игорю". Какая трагедия могла произойти из-за того, что у нас нет времени на добрые слова (на брань чаще всего находится). Но а сам автор? Выражена ли авторская позиция в рассказе? Да, конечно. И связана она со словом "благоразумие ". "Никто не призывает бессловесно сносить обиды , но сразу из-за этого переоценивать все ценности человеческие, ставить на попа самый смысл жизни – это тоже, знаете, роскошь". После этих слов автора смысловой акцент рассказа переносится со слова "обида " на словосочетание "смысл жизни ".

С.-Экзюпери сказал: "Самое трудное – это быть всегда порядочным человеком". Трудно, но нужно. И тогда останется в далеком прошлом актуальность точного замечания В. Вяземского: "У нас все кончается или запрещением, или приказанием. Когда же нам запретят быть хамами и прикажут быть порядочными людьми?" Порядочному человеку не нужно приказывать, он руководствуется своим нравственным чувством. Благодаря созданным Шукшиным емким словесным образам и точно найденным ключевым словам, читатель размышляет о том, что действительно важно для каждого человека во все времена.