Плач еремии. Библия онлайн

‏מְגִלַּת אֵיכָה ‏‎

Общая характеристика

В древнееврейском языке книга названа по первому слову Эйха́! («Как!»). Вавилонский Талмуд использует выражение Кино́т, то есть «Плачи», «Элегии». В Септуагинте книга называется др.-греч. θρῆνοι («Плачи», «Плачевные песни»), в Вульгате соответственно - Lamentationes , что стало основанием для названия книги на многих европейских языках.

В латинском и в русских переводах Библии Плач помещен после книги пророка Иеремии, в Септуагинте между книгой пророка Иеремии и Плачем Иеремии помещён Варух . В еврейском каноне Плач обычно находится в разделе агиографов, или Писаний, который также включает в себя книги Песнь песней, Руфь, Екклесиаст и Есфирь - пять свитков, собранных под общим названием Мегилло́т (Свитки). В некоторых современных изданиях Еврейских Писаний Плач Иереми́и размещается между книгой Руфь или Есфирь и книгой Екклесиаста, однако в древних рукописях он стоял после книги Иереми́и.

Книга представляет собой плачевную песнь, в которой выражается скорбь о бедствии, постигшем израильский народ в 586 году до н. э., когда вавилонский царь Навуходоно́сор разрушил Иерусалим.

Авторство, время и место написания

Традиционно автором книги считается пророк Иеремия (так книга впервые озаглавлена в Септуагинте), что, однако, не доказано . Считается, что книга была написана вблизи Иерусалима после его разрушения в 586 г. до н. э.

Рецепция в музыке

Отдельные стихи из Плача Иеремии столетиями распевались (на особый псалмовый тон) на страстной утрене католиков в Великий Четверг, Великую Пятницу и Великую Субботу, известной на Западе под метафорическим названием Tenebrae . Каждый стих, как правило, заканчивается текстомузыкальным рефреном (текст - также из Плача Иеремии) Ierusalem, convertere ad Dominum Deum tuum («Иерусалим, возвратись к Господу Богу своему!»).

Композиторские вокальные сочинения (с использованием инструментов или без них) на тексты «Lamentationes» (как правило, распетые на музыку, никак не связанную с типовыми псалмовыми тонами) известны начиная с эпохи Возрождения (вторая половина XV века) вплоть до XX века; среди авторов «Плачей» Пьер де ла Рю (публикация 1549; авторство оспаривается), Ф. де Пеньялоса , Х. Изак (Oratio Jeremiae prophetae ), Я. Аркадельт , К. Феста , К. де Сермизи , К. де Моралес , Дж.П. Палестрина (четыре сборника для различных вокальных составов), О. Лассо (три сборника),

Плач Иеремии – книга Ветхого Завета. В латинском и в русском переводе Библии она идет после , в еврейском каноне входит в раздел агиографов или находится между книгой Руфь и книгой Екклесиаста. Плач Иеремии представляет собой скорбную песнь о бедствиях, которые постигли Израиль. Авторство традиционно приписывают

Читать Плач Иеремии.

Книга Плач Иеремии состоит из 5 глав (плачей):

Вопрос авторства.

  • В книге косвенно выражается сожаление о том, что Израильское Царство не получило военной помощи от Египта. Подобная позиция была чужда Иеремии, который считал, что богоизбранный народ не должен обращаться к язычникам.
  • В Плаче Иеремии звучит надежда на царя Седекию, а в книге Иеремии пророк обличает и даже ненавидит этого правителя.
  • Стиль изложения в корне отличается от стиля книги Иеремии.

Композиция Плача пророка Иеремии.

Всего в Плаче 5 песен. 1-я, 2-я и 4-я песни имеют по 22 стиха – по количеству букв в еврейском алфавите. Каждый стих начинается с определенной буквы по порядку.

3-я песнь состоит из 66 стихов – 22 группы по 3 стиха в каждой. Стихи в группе начинаются с определенной буквы алфавита. Таким образом, эти главы представляют собой акростихи. Пятая песня хотя и состоит из 22 стихов, но акростихом не является.

Данная композиционная особенность не была передана ни в одном из переводов Плача.

Плач Иеремии толкование.

Плач Иеремии описывает события, когда армия Навуходоносора держала Иерусалим в осаде. Голод и идолопоклонство царили в городе. Люди поедали людей и молились всевозможным богам об избавлении. Многие хотели убить пророка Божьего, веря в то, что он шпион, иначе как он мог заранее предсказывать все эти события?

Когда вавилоняне ворвались в Иерусалим, они вывезли все ценности, а все остальное осквернили и разрушили. Цвет нации был вывезен в вавилонский плен. Пророк Иеремия стал свидетелем разрушения храма. Это страшное событие отразилось в его Плаче.

Книга Плача тематически перекликается с 28-ой главой книги Второзакония. Автор Плача подчеркивает, что проклятия, записанные в 28 главе Второзакония, исполнились, и что страдания Израильского народа были предсказаны еще Моисеем примерно за 900 лет до трагических событий. Бог предупреждал народ Свой о страшных последствиях неповиновения Ему, и автор Плача говорит, что Бог исполнил то, что должен был. Верность Бога Его слову должна давать современникам надежду на то, что вслед за временами страданий последуют времена избавления и благодати.

Плач Иеремии в музыке.

Существует множество вариантов переложения Плача Иеремии на музыку. Отдельные стихи книги распеваются на особый псалмовый тон у католиков.

  • Пьер де ла Рю,
  • Ф. де Пеньялоса,
  • Х. Изак,
  • Я. Аркадельт,
  • К. де Сермизи,
  • Дж.П. Палестрина,
  • О. Лассо,
  • Ф. Дентиче,
  • Г.Ф. Гендель,
  • И.Ф. Стравинский,
  • В.И. Мартынов и пр.

Нужно сказать, что многие варианты Плача Иеремии представляют собой светскую музыку, которая не предназначена для богослужений. Музыкальные обработки Плача Иеремии получили название ламентации .

Первый Плач Иеремии . Выражается идея того, что в падении Иерусалима повинен сам народ, погрязший в идолопоклонничестве, грехе и отвернувшийся от Бога. Иеремия оплакивает Иерусалим. Город молит о милости.

Второй плач Иеремии . Случившиеся с Иерусалимом есть наказание Божье. Гнев Божий выражает себя посредством страдания народа Его. Иеремия выражает свою печаль. Город взывает к Богу.

Третий плач Иеремии . Скорбь Иеремии находит выражение в плаче и молитве.

Четвертый плач Иеремии . Господь свершил Свой суд. Противопоставление Иерусалима до и после падения. Пророк рассуждает о причинах гнева Божьего.

Пятый плач Иеремии . Молитва Богу об обновлении и искуплении.

1 Плач о Иерусалиме, одиноком, безутешном, презираемом; его слава исчезла. 12 «Взгляните и посмотрите, есть ли болезнь, как моя болезнь»? Господь наслал на меня болезнь. 17 Сион безутешен. 18 Господь праведен; молитва Сиона в тесноте и о мести над его врагами.

1 Как одиноко сидит город, некогда многолюдный! он стал как вдова; великий между народами, князь над областями сделался данником.

2 Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Нет у него утешителя из всех, любивших его; все друзья его изменили ему, сделались врагами ему.

3 Иуда переселился по причине бедствия и тяжкого рабства, поселился среди язычников и не нашёл покоя; все, преследовавшие его, настигли его в тесных местах.

4 Пути Сиона сетуют, потому что нет идущих на праздник; все ворота его опустели; священники его вздыхают, девицы его печальны, горько и ему самому.

5 Враги его стали во главе, неприятели его благоденствуют, потому что Господь наслал на него горе за множество беззаконий его; дети его пошли в плен впереди врага.

6 И отошло от дщери Сиона все её великолепие; князья её – как олени, не находящие пажити; обессиленные они пошли вперед погонщика.

7 Вспомнил Иерусалим, во дни бедствия своего и страданий своих, о всех драгоценностях своих, какие были у него в прежние дни, тогда как народ его пал от руки врага, и никто не помогает ему; неприятели смотрят на него и смеются над его субботами.

8 Тяжко согрешил Иерусалим, за то и сделался отвратительным; все, прославлявшие его, смотрят на него с презрением, потому что увидели наготу его; и сам он вздыхает и отворачивается назад.

9 На подоле у него была нечистота, но он не помышлял о будущности своей и поэтому необыкновенно унизился, и нет у него утешителя. «Воззри, Господи, на бедствие моё, ибо враг возвеличился!»

10 Враг простер руку свою на все самое драгоценное его; он видит, как язычники входят во святилище его, о котором Ты заповедал, чтобы они не вступали в собрание Твоё.

11 Весь народ его вздыхает, ища хлеба, отдаёт драгоценности свои за пищу, чтобы подкрепить душу. «Воззри, Господи, и посмотри, как я унижен!»

12 Да не будет этого с вами, все проходящие путём! взгляните и посмотрите, есть ли болезнь, как моя болезнь, какая постигла меня, какую наслал на меня Господь в день пламенного гнева Своего?

13 Свыше послал Он огонь в кости мои, и он овладел ими; раскинул сеть для ног моих, опрокинул меня, сделал меня бедным и томящимся всякий день.

14 Ярмо беззаконий моих связано в руке Его; они сплетены и поднялись на шею мою; Он ослабил силы мои. Господь отдал меня в руки, из которых не могу подняться.

15 Всех сильных моих Господь низложил среди меня, созвал против меня собрание, чтобы истребить юношей моих; как в точиле, истоптал Господь деву, дочь Иуды.

16 Об этом плачу я; око моё, око моё изливает воды, ибо далеко от меня утешитель, который оживил бы душу мою; дети мои разорены, потому что враг превозмог.

17 Сион простирает руки свои, но утешителя нет ему. Господь дал повеление о Иакове врагам его окружить его; Иерусалим сделался мерзостью среди них.

18 Праведен Господь, ибо я непокорен был слову Его. Послушайте, все народы, и взгляните на болезнь мою: девы мои и юноши мои пошли в плен.

19 Зову друзей моих, но они обманули меня; священники мои и старцы мои издыхают в городе, ища пищи себе, чтобы подкрепить душу свою.

20 Воззри, Господи, ибо мне тесно, волнуется во мне внутренность, сердце моё перевернулось во мне за то, что я упорно противился Тебе; отвне обесчадил меня меч, а дома – как смерть.

21 Услышали, что я стенаю, а утешителя у меня нет; услышали все враги мои о бедствии моем и обрадовались, что Ты соделал это: о, если бы Ты повелел наступить дню, предреченному Тобою, и они стали бы подобными мне!

22 Да предстанет пред лицо Твоё вся злоба их; и поступи с ними так же, как Ты поступил со мною за все грехи мои, ибо тяжки стоны мои, и сердце моё изнемогает.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Плач Иеремии, 1 глава

каноническая книга ВЗ; состоит из 5 песней (глав), объединенных темой оплакивания разрушения Иерусалима в 587/6 г. до Р. Х.

Название и место в каноне

В иудейской традиции книга называется по начальному слову 1-й строки , - «как». Это слово кроме Плач 1. 1 повторяется еще дважды (Плач 2. 1; 4. 1), и всякий раз с него начинается новый алфавитный акростих. В некоторых иудейских источниках книга имеет название - «плачи» (Вавилонский Талмуд, Бава Батра. 14b-15а). Именно к этому названию восходят греческое Θρῆνοι в Септуагинте и латинское Lamentationes Ieremiae prоphetae в Вульгате. Наименование в славяно-рус. Библии - «Плач Иеремии» - представляет собой неточный перевод греческого Θρῆνοι Ιερεμιου - «Плачи Иеремии».

В иудейском каноне И. п. отнесен к разд. «Писания» и помещен между Книгами Екклесиаста и Есфири. В большинстве евр. (масоретских) кодексов (в т. ч. в Cod. Leninradensis) И. п. считается одним из «Пяти свитков» (мегилот) и располагается после Книг Руфь, Песни Песней и Екклесиаста (т. е. в хронологическом порядке, поскольку последние 2 книги приписываются Соломону) и перед Книгой Есфири (Дьяконов, Коган. 1998. С. 85-86).

В Септуагинте, Пешитте и Вульгате Книга И. п. помещена вместе с Книгой прор. Варуха после Иеремии пророка книги . Этот порядок принят в большинстве западноевроп. и рус. изданий.

Автор. Время и место написания

О происхождении книги в евр. тексте не сообщается, однако в LXX имеется предисловие, отражающее, по мнению П. А. Юнгерова, древнее предание: «И было, после того как Израиль увели в плен и опустошили Иерусалим, сел Иеремия, плача, и пропел плач сей над Иерусалимом, и сказал...»

В Свящ. Писании говорится, что прор. Иеремия был составителем «песен плачевных»: «Оплакал Иосию и Иеремия в песне плачевной; и говорили все певцы и певицы об Иосии в плачевных песнях своих, известных до сего дня, и передали их в употребление у Израиля; и вот, они вписаны в книгу плачевных песней» (2 Пар 35. 25). В древности И. п. отождествлялся с этой плачевной песней Иеремии (Ios. Flav. Antiq. X 5. 1). Это мнение бытовало в XVIII в. (напр., И. Д. Михаэлис и др.), но исследователи более позднего времени пришли к выводу, что между политической ситуацией в Иудее после гибели царя Иосии в битве при Мегиддо (4 Цар 23. 29) и положением Иудеи и Иерусалима, описанным в Книге И. п., нет ничего общего (Благовещенский. 1899. С. 8).

Иудейское предание (Вавилонский Талмуд, Бава Батра. 15a; Моэд Катон. 26a; Мидраш Рабба на Плач. 1. 1; Мидраш Иалкут; ср.: Таргум на Плач. 1. 1; Юнгеров. 2003. С. 313), а также экзегеты древней Церкви (ср.: Iust. Martyr. I Apol. 55. 5) уверены в принадлежности И. п. прор. Иеремии. В пользу авторства Иеремии кроме предисловия к И. п. в Септуагинте исследователи приводят ряд аргументов: во-первых, прор. Иеремия считается свидетелем разрушения Иерусалима; во-вторых, И. п. содержит нек-рые метафоры и выражения, встречающиеся и в Книге прор. Иеремии; в-третьих, пророк призывал народ еще до падения Иерусалима оплакивать самих себя и свою землю (Иер 7. 29; 9. 10-11, 20-22), а также составил плач по царю Иосии (2 Пар 35. 25); в-четвертых, нек-рые стихи И. п. можно соотнести с жизнью пророка (Плач 3. 14, 53-56, ср.: Иер 20. 7; 38. 6).

Вопросы об аутентичности и о целостности И. п. стали предметом дискуссий в библейской критике XIX в. Мн. авторы, признавая целостность И. п., отрицали его принадлежность пророку (Г. Эвальд и др.), некоторые приписывали текст неск. авторам, в т. ч. и прор. Иеремии (напр., К. А. Х. Калькар). Другие пришли к заключению, что И. п. состоит из неск. независимых частей, ни одна из к-рых не принадлежала пророку (И. К. В. Августи, Т. Нёльдеке, К. Будде). Несмотря на то что отдельные авторы все же признавали подлинность книги (К. Ф. Кейль, Ф. Гитциг), начиная со 2-й пол. XIX в. общим стал вывод о том, что пророк не является автором И. п. (Благовещенский. 1899. С. V-IX). Эта позиция продолжает доминировать в совр. лит-ре.

Вывод о неподлинности И. п. совр. исследователи обосновывают рядом особенностей содержания книги, ее структуры и местом в иудейском каноне. Иеремия неоднократно предсказывал поражение царю Седекии (Иер 21. 1-10; 24. 1-10; 32. 1-5; 34. 1-7), заключившему пророка в темницу (Иер 37), а автор И. п. говорит о надежде на царя: «Дыхание жизни нашей, помазанник Господень пойман в ямы их, тот, о котором мы говорили: «под тенью его будем жить среди народов»» (Плач 4. 20). Пророк осуждал упование народа Израиля на военную помощь соседних народов (Иер 2. 8), автор И. п. относит себя к тем, кто ждали помощи от союзников (Плач 4. 17).

В принадлежности глав одному автору заставляет сомневаться различный алфавитный порядок акростиха в главах 2-4 в отличие от 1-й гл., а также отсутствие акростиха в 5-й гл. (Б. Байер). В пользу этого положения говорит то, что И. п. в иудейском каноне относится к разд. «Писания», а не к разд. «Пророки» (Калькар, Э. Рейс).

Высказывалось предположение, что книга была написана одним из царских писцов из рода Шафана, участником реформы царя Иосии (4 Цар 22. 8-13) и свидетелем разрушения Иерусалима (Hillers. 1992), или кем-то из профессиональных плакальщиков в Иудее (Вейнберг. 2005. С. 171).

Иудейская традиция сохранила 2 предания о времени составления этой книги прор. Иеремией (Мидраш Эйха-Раббати). Одно из этих преданий основано на библейском рассказе о том, как ученик прор. Иеремии Варух , сын Нирии, записал в свиток слова Господа о бедствиях, грядущих на Иерусалим (Иер 36. 1-3). Согласно ранним евр. комментаторам, в данном месте речь идет о том, что Варух записал 1-ю гл. И. п. В день поста, объявленного в 9-й месяц 5-го года царствования сына Иосии Иоакима, Варух по повелению Иеремии публично прочитал в храме слова пророка, написанные в свитке (Иер 36. 9-10). Иоаким приказал схватить пророков Иеремию и Варуха (к-рым все же удалось скрыться), а свиток прочитал и сжег. По повелению Господа Иеремия составил новый свиток, к-рый содержал «все слова того свитка, который сжег Иоаким… и еще прибавлено к ним много подобных тем слов» (Иер 36. 32). Мидраш Эйха-Раббати (3. 1) поясняет, что т. о. были добавлены еще 4 главы. Согласно этому преданию, И. п. был составлен прежде разрушения Иерусалима.

Временем после разрушения храма датируется возникновение И. п. в др. предании (Мидраш Эйха-Раббати. 1. 1): книга была написана с целью преподать народу духовное наставление, что падение Иерусалима было Божиим воздаянием, а не случайностью. Перед падением Иерусалима Иеремия обличает иудейский народ, а после оплакивает его страдание.

Исследователи, отвергающие единство книги, по-разному датируют главы И. п. Согласно Байеру, 1-я гл. была составлена до окончательного разрушения Иерусалима и депортации евреев (4 Цар 25. 8-12); 2-я и 4-я главы - после того, как Седекия был схвачен и отправлен в Вавилон (Плач 2. 9; 4. 20; 4 Цар 25. 6-7); 3-я гл. не содержит указаний на те или иные события; 5-я гл. написана последней, но не позднее издания указа Кира II 539/8 г. до Р. Х. (2 Пар 36. 22-23) (Bayer. 2007).

Ряд исследователей (Д. Р. Хиллерс, Бо Джонсон, И. Вейнберг и др.) продолжают настаивать на принадлежности всех глав книги одному автору.

Местом создания И. п. многие считают Иудею (Hillers. 1992; Вейнберг. 2005. С. 171-172), или более точно - Иерусалим (Westermann. 1994. P. 105), на том основании, что описание катастрофы могло быть составлено только ее свидетелем. Нек-рые ученые не исключают возможности создания И. п. в Вавилонии (Дьяконов, Коган. 1998. С. 88).

Жанр

И. п. принадлежит к жанру плачевных песней (Благовещенский. 1899. С. II-III), развившемуся в Др. Израиле из торжественного плача по умершим. Этот древний обычай описан в повествовании о смерти патриарха Иакова (Быт 50. 3, 4) и широко распространился во времена установления монархии. Так, плачи на смерть Саула и Ионафана (2 Цар 1. 17-27) и на смерть Авенира (2 Цар 3. 33-34) принадлежат царю Давиду. Прор. Иеремия составил плачевную песнь на смерть царя Иосии (2 Пар 35. 25). С течением времени поводом для создания таких песней стали общенародные бедствия (ср.: Пс 77; 88; 142; Ам 5. 1-17; Иер 9. 10, 17; Иез 19. 1-14; 26. 15-21).

Возможность отнесения И. п. к античному жанру элегии, обсуждавшаяся в научной лит-ре XIX в., оспаривается. Несмотря на грустное настроение, преобладающее в книге, скорбь не становится отчаянием, автор говорит о надежде на буд. восстановление. К жанру элегии И. п. нельзя отнести еще и потому, что в местах, где пророк упоминает о врагах и молит об отмщении, тон плача становится гневным (Плач 3. 64-66). Значительную часть И. п. составляет дидактика (Плач 3. 22-40), что также несвойственно произведениям элегического жанра (Благовещенский. 1899. С. 20-21). Характерной особенностью И. п. является смешение элементов жанров индивидуального и коллективного плачей. Смена говорящего даже в одной песни может происходить неск. раз. Речь ведется либо от 1-го лица, персонифицированного Иерусалима (Сиона; Плач 1. 12-16, 18-22), либо от автора (Плач 2. 11-17; 3).

Обычай составлять плачевные песни широко распространен на древнем Ближ. Востоке. В качестве параллельного материала для исследования часто привлекают месопотамские тексты, прежде всего шумер. плачи о разрушенных городах Уре, Ниппуре, Эриду и Уруке (ANET. P. 611-619). С. Н. Крамер полагал, что И. п. отражает традицию, «начатую в Шумере 4000 лет назад» (Kramer S. N. Lamentation over the Destruction of Nippur // Eretz-Israel. Yerushalayim, 1969. Vol. 9. P. 89; ср.: Kraus. 1968. S. 9-11). Однако эти параллели можно объяснить не только влиянием месопотамской литературы, но и общностью темы - тяжелой участью людей, оказавшихся в осажденном городе (McDaniel. 1968. P. 198-209).

Поэтика

Метрика

Библейское стихосложение является тоническим, основанным на количестве ударений в стихе (полустишии). Предположение о существовании в И. п. особого элегического стиха впервые высказал англ. исследователь Р. Лаут (Lowth. 1753. P. 223), к-рому принадлежит честь первооткрывателя главного художественного приема священной поэзии - библейского параллелизма. Точный ритм И. п. определил нем. библеист Будде (Budde. 1882; Idem. 1892). Сущность поэтического метра 1-4-й глав И. п. заключается в закономерном чередовании 2 колонов стиха, из к-рых 2-й всегда короче 1-го и может состоять самое меньшее из 2 слов, а 1-й, т. о.,- не менее чем из 3 слов. Будде считал, что метрика стиха была обусловлена мелодией плачевных песней. Из 242 стихов (согласно принятому в евр. традиции делению) первых 4 глав И. п. 189 следует этой схеме, 53 отступает от нее, 32 из этих отступлений требует внесения в текст конъектур (предложены Будде: Budde. 1892. S. 261). Сторонники этой гипотезы отмечали, что по той же метрической модели построены и др. плачевные песни ВЗ (Ис 14. 4-26; Иер 9. 9-10, 18, 20, 21; Иез 26. 15-18; Ам 5. 1-2) (ср.: Благовещенский. 1899. С. 43). Впосл. гипотезу критиковали за то, что она предполагала значительное изменение оригинального текста плача. Совр. библеисты называют размер стиха 3+2, используемый в ветхозаветных плачах по умершим, «размер кина» ( , - погребальная песнь) (Мейер. 2008. С. 622). Хотя для И. п. характерным является размер 3+2, как отмечал и Будде, встречаются стихи, построенные по др. ритмическим моделям: 4+2 (Плач 5. 3), 3+3 (Плач 3. 29), и, наконец, стихи, в к-рых 1-е полустишие не длиннее, а короче 2-го: 2+3 (Плач 2. 12а). Др. размерами написан плач царя Давида на смерть Саула и Ионафана (2 Цар 1. 17-27). Все это лишает основания вывод о том, что только размер 3+2 характерен для траурных песней (Дьяконов, Коган. 1998. С. 90-92).

Акростих

Четыре первые песни И. п. написаны алфавитным акростихом . Пятую песнь роднит с предыдущими лишь количество строк - 22, соответствующее числу букв евр. алфавита. Согласно раввинистическому толкованию, пророк избрал эту форму изложения плача, чтобы показать евреям, что они нарушили закон Моисея от 1-й до последней буквы (Мидраш Эйха-Раббати. 3. 1). Несмотря на единство формы, первые 4 песни И. п. различаются. Если алфавитный принцип в 1, 2 и 4-й главах соблюден лишь в 1-м стихе, то в 3-й гл. он присутствует в каждом стихе. Есть также отличия в порядке начальных букв акростиха: в 1-й песни «традиционный» порядок букв - (айн) предшествует (пе), во 2, 3, 4-й, наоборот, оказывается прежде. Данная особенность структуры И. п. представляла загадку для исследователей, пока в сер. 70-х гг. XX в. не были найдены черепки, содержащие евр. алфавит с такой «нетрадиционной» последовательностью букв (Kochavi M. An Ostracon of the Period of the Judges from "Isbet Sartah // Tel Aviv: J. of the Inst. of Archaeology of Tel Aviv Univ. 1977. Vol. 4. P. 1-13; Meshel Z. Kuntillet "Ajrud - A Religious Centre from the Time of the Judaean Monarchy on the Border of the Sinai. Jerusalem, 1978). Она признается исследователями более архаичной, а наличие обычной алфавитной последовательности в 1-й песни, по мнению нек-рых, свидетельствует о ее принадлежности другому автору. В Кумране найдена рукопись И. п. (4QLam), в которой стихи 1-й песни также расположены в «нетрадиционном» порядке (Дьяконов, Коган. 1998. С. 92-95).

Сравнения и метафоры

Сравнения (важная стилистическая особенность И. п.) встречаются в 75 из 264 стихов И. п. (Westermann. 1994. P. 105-108). В основном это образы, заимствованные из природных явлений, напр.: «...ибо рана твоя велика, как море» (Плач 2. 13; ср.: Плач 1. 6). Лишь однажды встречается сравнение с историческим событием разрушения Содома (Плач 4. 6). Большинство из них подчеркивает контраст между тем, что было до завоевания Иудеи, и совр. автору ситуацией: «Князья ее были в ней чище снега, белее молока; они были телом краше коралла, вид их был как сапфир; а теперь темнее всего черного лицо их; не узнают их на улицах; кожа их прилипла к костям их, стала суха, как дерево» (Плач 4. 7-8; ср.: Плач 1. 1, 6; 2. 15). Мн. сравнения И. п. типичны для псалмов. Для ряда сравнений характерен мотив «обвинения против Бога»: «Господь стал как неприятель, истребил Израиля, разорил все чертоги его...» (Плач 2. 5; ср.: Плач 1. 15). «Он [Господь] стал для меня как бы медведь в засаде, как бы лев в скрытном месте» (Плач 3. 10). Разоренный Иерусалим символически уподобляется женщине: сначала вдове (метафора богооставленности) (Плач 1. 1), затем нечистой, скверной женщине (Плач 1. 8, 9). Пророк называет Иерусалим «дщерью Сиона» (Плач 2. 1), «дочерью Иуды» (Плач 1. 15).

Стена Иерусалима является метафорой города: «Стена дщери Сиона! лей ручьем слезы день и ночь, не давай себе покоя, не спускай зениц очей твоих» (Плач 2. 18). Гнев Божий, обрушившийся на Иудею, подобен процессу давления винограда в точиле, Иудея - это виноград («...как в точиле, истоптал Господь деву, дочь Иуды» (Плач 1. 15)), а также бушующий огонь (Плач 2. 3, 4). «Сломить рог», «вознести рог» - традиц. библейские метафоры (ср.: 1 Цар 2. 1, 10; Пс 74. 11; 88. 18; 91. 11). Обе встречаются в Плач 2. 3, 17; 1-я выражает победу, 2-я - поражение. Символические описания событий (Плач 1. 1, 2, 8, 9, 15; 4. 21) в И. п. чередуются с предельно реалистическими (Плач 1. 4, 5; 2. 11, 12; 5. 1-22).

Повторы

связывающие отдельные песни в единое целое,- еще одна особенность поэтического языка И. п. Начальное слово 1-й песни «как» повторяется в И. п. трижды (Плач 1. 1; 2. 1; 4. 1). Выражение «нет утешителя», указывающее на богооставленность, звучит лейтмотивом на протяжении 1-й песни (Плач 1. 2, 9, 16, 17, 21). Не раз повторяются обращения к Богу: «Воззри, Господи...» (Плач 1. 9с, 11с, 20а) - и молитва о воздаянии врагам: «...поступи с ними так же, как Ты поступил со мною...» (Плач 1. 22; ср.: Плач 3. 64-66). Неск. раз пророк говорит о сострадании народу: «Истощились от слез глаза мои, волнуется во мне внутренность моя… от гибели дщери народа моего...» (Плач 2. 11; ср.: Плач 3. 49-50).

Композиция

Во 2-й пол. XIX в. в дискуссиях о композиции И. п. доминировала гипотеза Эвальда, согласно к-рой 5 глав книги представляют собой 5 произведений, которые вместе создают целостную драму. Центральное действие, по мнению Эвальда, изображено в 3-й гл., в которой чувство автора, оплакивающего судьбу Иерусалима, выражено наиболее сильно. Он близок к отчаянию, но у него появляется осознание своей греховности и необходимости покаяния. Скорбь его начинает утихать. И хотя в 4-й песни страдалец еще плачет, вспоминая о бедствиях, понимание заслуженности этих бедствий ослабляет скорбь, плач переходит в молитву (Ewald. 1866. S. 323). Против гипотезы Эвальда говорит отсутствие в И. п. строго продуманного плана (Благовещенский. 1899. С. 16-17; L ö hr. 1906).

Анализ композиции И. п. связан с решением вопросов о единстве и об авторстве книги. Сторонники единства И. п. указывают на общность языка, стиля, основных идей произведения (Хиллерс), а также на единство композиции (Вейнберг). По мнению Вейнберга, И. п. представляет собой триптих, центром к-рого является 3-я гл., состоящая из 66 стихов, а главы 1-2 и 4-5 образуют 2 «боковые» части. Такое построение «вряд ли могло возникнуть при объединении изначально… самостоятельных текстов, разве только само объединение было, по существу, актом создания нового текста» (Вейнберг. 2005. С. 161-162).

Одним из доводов в пользу единства произведения является алфавитный порядок стихов в первых 4 песнях И. п. Целостность отдельных глав И. п. у совр. исследователей не вызывает сомнений (Мейер. 2008. С. 626).

Главная тема И. п.- скорбь о разрушенном в 586 г. до Р. Х. Иерусалиме (ср.: 4 Цар 25. 1-21; 2 Пар 36. 17-21), а также богословское осмысление ниспосланного Господом наказания.

Первая песнь(Плач 1) представляет собой серию кратких зарисовок разрушения города. В Плач 1-11 (1-я половина песни) поэт описывает Иерусалим в 3-м лице. Слова краткой молитвы (Плач 1. 9, 11) завершают это описание и подготавливают смену субъекта, который будет вести повествование в ст. 12. В Плач 1. 12-22 в роли повествователя выступает персонифицированный Иерусалим (Сион). Смена говорящего помогает рассказать о событии с разных т. зр., постичь глубину страдания. Автор показывает, что страдает не только народ или отдельные люди, но весь град Божий.

В 1-й половине 1-й песни (Плач 1. 1-11ab) Сион представлен в образе покинутой всеми вдовы. Некогда многолюдный и оживленный, теперь Иерусалим одинок и печален, все друзья ему изменили (Плач 1. 1-2). Вместе с Иерусалимом опустела Иудея, жители ее рассеяны (Плач 1. 3). Малая их часть осталась в Иерусалиме, но их не видно даже в праздничные дни (Плач 1. 4). Враги Иуды благоденствуют, потому что Господь наказал Свой народ за грехи (Плач 1. 5). Погибла слава Сиона, народ стал посмешищем (Плач 1. 6-7). Причина бедствий - грехи Израиля, беззакония его подобны оскверненной одежде на блуднице (Плач 1. 8-9). Господь не пощадил даже святилища и предал его на разграбление язычникам (Плач 1. 10). В стране царит голод (Плач 1. 11ав).

Вторая часть этой песни (Плач 1. 11с-22) начинается с молитвы, в которой Сион обращается к Богу: «Воззри, Господи, и посмотри, как я унижен!» (Плач 1. 11с). Иерусалим жалуется всем проходящим мимо на свое беспримерное страдание (Плач 1. 12). Гнев Божий подобен огню, жгущему изнутри. Господь низложил всех князей народа и, как в точиле, истоптал дочь Сиона (Плач 1. 13-15). Плачет столица, изливая воды, а утешителя нет (Плач 1. 16-17а). В Плач 1. 17с начинает говорить пророк, сокрушаясь о презренном отношении др. народов к Иерусалиму. Далее Сион, каясь в своих прегрешениях, молит Бога о заступничестве и просит воздать врагам по «злобе их» (Плач 1. 18-22).

Вторая песнь(Плач 2), как и 1-я, построена по принципу акростиха, однако в ней нет смены субъекта-повествователя, отсутствует речь персонифицированного Иерусалима. Просматривается вполне определенный план: песнь состоит из 2 частей (Плач 2. 1-12 и 2. 13-22) - в 1-й пророк описывает бедствия Сиона после гибели Иудеи и разрушения храма, во 2-й обращается с речью к городу (Благовещенский. 1899. С. 2-4). Первый ст. 2-й гл.: «Как помрачил Господь во гневе Своем дщерь Сиона!» - служит надписанием всей песни. Господь опустошил Иудею, сокрушил всю крепость Израиля, отверг его князей (Плач 2. 1-2). Гнев Господень подобен огню (Плач 2. 3). Господь действует «как враг» для Израиля: поразил его из лука, разорил святилище, отверг царя и священника (Плач 2. 4-7). Стены Иерусалима разрушены, царь и князья отведены в плен, закон не исполняется, пророки лишены откровений (Плач 2. 8-9). Старцы безмолвны, девицы «опустили к земле головы свои» (Плач 2. 10). В 11-м ст. пророк говорит от 1-го лица, возвещая о страдании при виде гибели иудейского народа.

Во 2-й ч. этой песни (Плач 2. 13-22) пророк обращает к Иерусалиму слово утешения, но оно не может исцелить рану, подобную морю (Плач 2. 13). Пророк обвиняет народ, доверившийся ложным прозорливцам, к-рые привели его к изгнанию (Плач 2. 14). Проходящие мимо вспоминают о былом величии Иерусалима, от к-рого не осталось и следа (Плач 2. 15). Господь исполнил предопределенное ранее: разорил без пощады и попустил торжествовать врагу (Плач 2. 16-17). Только Бог может помочь в этом бедствии (Плач 2. 18-19), и пророк молит Его о пощаде (Плач 2. 20-22).

Третья песнь (Плач 3) отличается от других по форме и содержанию. В ней используется тройной акростих - каждая строка трехстишия начинается с одной буквы алфавита: 3 строки начинаются с, 3 - с и т. д. В 3-й песни как в композиционном центре И. п. выражена главная мысль произведения. Автор говорит о своих страданиях от 1-го лица: «Я - человек, испытавший горе от жезла гнева Его» (Плач 3. 1). Только в 40-47-м стихах речь идет уже от 1-го лица мн. числа. Вопрос об идентичности автора этой части И. п. остается дискуссионным. Традиц. ответ на него - это прор. Иеремия. Совр. библеисты рассматривают эти слова как речь «коллективной личности», народа, персонифицированного Сиона (ср.: Плач 1-2) (Gottwald. 1954; Albrektson. 1963; Eissfeldt. 1964. S. 680-681).

В начале песни пророк говорит о страданиях, выпавших на его долю (Плач 3. 1-6). Он обращался к Богу с молитвой, но не был услышан (Плач 3. 8). Господь подстерегал его, подобно хищному зверю (Плач 3. 10-11), подобно неприятелю, поражал его стрелами (Плач 3. 12-13). Страдалец стал посмешищем для всего народа (Плач 3. 14-16). Он готов был отчаяться (Плач 3. 17-18), но мысль о Господе вселяет в него надежду (Плач 3. 19-20): он верит в неистощимое милосердие Божие (Плач 3. 22-23), ибо Господь всегда был его уделом (Плач 3. 24-33). Он сознает, что бедствия посылаются людям за грехи (Плач 3. 34-39). Пророк увещевает народ «исследовать пути свои и обратиться... к Богу» (Плач 3. 40-47). После описания страшной участи Израиля, «опустошения и разорения», следует плач о гибели «дщери народа» (Плач 3. 48-51). С 52-го стиха пророк вновь описывает собственные бедствия: враги изловили его, бросили в яму и закидали камнями (Плач 3. 52-54). «Из ямы глубокой» он в молитве обращается к Богу, взывая об избавлении и о воздаянии врагам «по делам рук их» (Плач 3. 55-66).

В 4-й песни, как и во 2-й, можно выделить 2 части: 4. 1-11 и 4. 12-22 (Благовещенский. 1899. С. 5-6). Вначале пророк изображает печальную участь «сынов Сиона»: тот, кто раньше благоденствовал, теперь унижен («...равноценные чистейшему золоту… сравнены с глиняною посудою...») (Плач 4. 1-2). Народ испытывает страшный голод: «...дети просят хлеба, и никто не подает им» (Плач 4. 3-5). Наказание, постигшее Иерусалим, «превышает казнь за грехи Содома» (Плач 4. 6). Князья народа, ранее блиставшие величием, теперь черны, и «не узнают их на улицах» (Плач 4. 7-8). Матери, обезумев от голода, поедали своих детей (Плач 4. 10). Так «совершил Господь гнев Свой» (Плач 4. 11). Во 2-й ч. пророк говорит о причинах гибели Иерусалима: все это случилось «за грехи лжепророков… за беззакония священников», проливавших кровь праведников (Плач 4. 12-16). Тщетной оказалась надежда народа на помощь союзников, которые не смогли спасти его. «Помазанник Господень», на кого надеялся народ, схвачен врагами (Плач 4. 17-20). Даже соседний Едом перешел на сторону врага и радовался погибели Сиона (Плач 4. 19). Но близок конец наказания «дщери Сиона», и тогда Бог воздаст Едому за его беззаконие (Плач 4. 22).

Пятая песнь отличается от других не только отсутствием акростиха, но и жанром - она наиболее близка к общественным плачам Пс. 44; 59; 73; 78; 82. В Вульгате и Септуагинте ее предваряет надписание: «Молитва Иеремии пророка». Пророк просит Бога «призреть… на поругание» Израиля (Плач 5. 1). Народ лишился собственности и вынужден покупать даже воду для питья (Плач 5. 2-4). Бедствие, постигшее Сион, есть наказание за грехи мн. поколений (Плач 5. 7). Тяжело сносить оскорбления от надменных победителей, однако еще тяжелее видеть насилие и бесчестье, причиняемые ими женам и девам Израиля (Плач 5. 11). Враги не щадят ни юного, ни старика, «прекратилась радость сердца», глаза побежденных «померкли» (Плач 5. 12-18). В завершение И. п. пророк молится Богу об обращении народа к Господу и уповает на Его милость (Плач 5. 19-22).

Богословские идеи

Главная мысль, объединяющая все песни И. п.,- причиной катастрофы, постигшей Сион, являются грехи многих поколений иудейского народа, нарушавших завет с Богом (Плач 1. 8-9; 3. 37-42; 4. 13-14; 5. 7). При этом пророк не ограничивается описанием бедствий и обличением народа, но вселяет в него надежду, указывая выход из той бездны, в к-рую Господь попустил врагам ввергнуть Свой народ,- обратиться к Господу, «как древле» (Плач 5. 21).

В ранней и средневековой Церкви

И. п. привлекал большое внимание экзегетов ранней Церкви; мн. стихи были включены в состав созданных в полемических целях иудеохрист. собраний свидетельств Свящ. Писания, подтверждающих истинность христ. веры, т. н. тестимоний. Богатую традицию толкования имел Плач 4. 20. Сщмч. Иустин Философ цитирует его в форме, неск. отличной от варианта LXX (Iust. Martyr. I Apol. 55. 4-5: «Дыхание перед лицом нашим Христос Господь»). Та же цитата встречается у сщмч. Иринея Лионского (Iren. Dem. 71). Подобное толкование есть и у Тертуллиана (Tertull. Adv. Marcion. III 6. 7). Ориген также видит в этом месте ветхозаветное указание на Христа (Orig. Cant. Cantic. 2. 3; Idem. De princip. II 6. 7). Ориген - автор первого в раннехрист. экзегетической лит-ре комментария к И. п., сохранившегося фрагментарно (Idem. Selecta in Threnos // PG. 13. Col. 605-662), интерпретирует текст постишно. После установления исторического смысла автор обращается к выявлению духовного: душа, созерцающая небесные тайны, попадает под власть демонов и только Христос может освободить ее (Ibid. 12 // PG. 13. Col. 608b). Сохранились др. раннецерковные комментарии: блж. Феодорита Кирского (Theodoret. Interpretation in prophetam Jeremiae // PG. 81. Col. 779-806 (Threni)), прп. Ефрема Сирина (S. Ephraem Syri Hymni et sermons / Ed. T.-J. Lamy. Malines, 1886. T. 2. P. 217-228), Олимпиодора Александрийского (Olimpiod. Alex. Fragm. in Lamentationes Jeremiae // PG. 93. Col. 725-761). Средневек. авторы составили ряд комментариев: Раббан Мавр (Rabanus Maurus. Expositio super Jeremiam // PL. 111. Col. 1181-1272), св. Пасхазий Радберт (Paschasius Radbertus. Expisitio in Lamentations Jeremiae // PL. 120. Col. 1059-1256), Гвиберт Ножанский (Guilbertus Abbas S. Mariae de Novigento. Tropologiae in Lamentationes Jeremiae // PL. 156. Col. 451-488), Руперт Дойцский (Rupertus Tuitiensis. In Jeremiam // PL. 167. Col. 1378-1420), Гуго Сен-Викторский (Hugo de S. Victore. In Threnos Jeremiam // PL. 175. Col. 255-322).

Согласно древнему Иерусалимскому лекционарию V-VIII вв., текст И. п. читался за богослужением в Великую пятницу (Плач 3. 52-66; см.: Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. P. 105), 17 янв. (день памяти прп. Антония; Плач 3. 22-32; см.: Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. P. 28), а также на литаниях (литиях) (Ibid. T. 2. P. 78), однако постепенно вышел из употребления. В совр. правосл. богослужении И. п. не используется.

Лит.: Lowth R. De sacra poesi Hebraeorum. Oxf., 1753; Ewald G. H. A. Die Psalmen und die Klagelieder. Gött., 18663; Budde K. Das Hebräische Klagelied // ZAW. 1882. Bd. 2. S. 1-52; idem. Zum hebräischen Klagelied // Ibid. 1892. Bd. 12. S. 261 ff.; Благовещенский М. Д. Книга Плач: Опыт исслед. исагогико-экзегетического. К., 1899; L ö hr M. Das Buch Jeremia und die Klagelieder Jeremia. Gött., 19062. Bd. 2: Die Klagelieder Jeremias; Юнгеров П. А. Введение в Ветхий Завет. Каз., 1910. М., 2003р. Кн. 2; он же. Книга пророка Иеремии и Плач Иеремии в рус. пер. с греч. текста LXX с введ. и примеч. Каз., 1910. С. 106-114; Gottwald

М. А. Скобелев

Святого пророка Иеремию считают ветхозаветным предтечей Христа, обладающим даром свыше предвидеть и провозглашать грядущие события. И поведал ему Господь многое из будущего, в особенности святой описал разделение Библии (Священного писания) на две книги: Ветхий и Новый завет.

Входит в четверку главных пророков, которые почитаются православными и католическими канонами, пророк Иеремия. Что означает имя святого? В переводе с древнеиудейского имя Иеремия обозначает «Господь возвеличит». Его имя знаковое среди верующих, как величайшего святого, который проявил все мужество и усердие, чтобы отвратить свой народ от погибели и изгнания с родной земли.

Предзнаменования для Иерусалима

В суровое время жил пророк Иеремия. Биография его будет поведана читателю в статье.

Предзнаменования гласили, что пойдут на Иерусалим все племена северных царств, поставят свои троны на входе в город, а также вокруг его стен. Рухнул величественный град из-за неверия жителей, отвернувшихся от поклонения Богу. Иеремия пытался удержать надвигающуюся трагедию. Он безостановочно проводил время в молитвах Богу, взывал его о прощении любимого народа, орошал горькими слезами землю, которую ожидала кровавая участь.

Пророк бродил по улицам родного города, останавливал богатых и бедных, чтобы отвратить от греховных действий хотя бы одного человека. Иеремия одинаково бесстрашно мог войти в царские хоромы или в горшечную мастерскую, чтобы провозгласить волю Яхве. Его любовь к своему городу и народу не нашла отклика в сердцах сограждан, его считали изгоем и изменщиком, предателем и шпионом. Он решил разделить участь своего изгнанного народа, а не оставаться на попечении язычников. И в самом конце он упал поверженный под ударами своего народа, которому служил всю жизнь. Это был великий человек и пророк Божий - святой праведник Иеремия.

Биографические данные

Когда жил пророк Иеремия? Житие его относят к 650 году до Рождества Христова. Пророк Иеремия родился в семье священника Хелкии в городе Анафофе недалеко от Иерусалима на 13-м году правления иудейского царя Иосии. Символом вестей Иеремии служил образ его собственной жизни: безысходность, тоска, неотвратимость Божьей кары за содеянные грехи. Семь царей Иудеи пережил пророк, хотя служение больше всего пришлось на годы правления царей Иоаса, Иоакима, Иехонии и Седекии.

Пророческий дар открылся ему совершенно неожиданно в юном возрасте. И было Иеремии всего 15 лет, когда явился к нему Господь и прикоснулся к его губам, пообещал свое покровительство и помощь. Юноша испугался и отказывался от тяжелой миссии, но ему пришлось со смирением принять свою участь, предопределенную ему еще с рождения. Первое откровение от Господа звучало о том, что будут царства появляться одно за другим и так же вскорости погибать.

С этого пророчества и началась нелегкая судьба Иеремии, которого впоследствии назовут «плачущим пророком». Для изображения горестных стенаний и жалоб придумали термин «иеремиада». Он никак не мог добиться успеха на поприще проповедования, поэтому горько взывал к Яхве, что поставленная задача слишком тяжела для него, и все над ним смеются и издеваются над его речами.

В самом начале деятельности Иеремия стал на сторону царя Иосии, который желал восстановить культ поклонения Яхве. Он на некоторое время отказался от предзнаменований, ведь считал свою миссию бесполезной. Хотя со временем понял, что только он может спасти народ израильский от трагической судьбы, грозившей изгнанием и бесславием.

Как изображает святого икона?

Пророк Иеремия на иконах изображен не белобородым стариком, а мужчиной средних лет. У него могучее телосложение, темные волосы, округлая недлинная борода, которая подчеркивает правильные пропорции лица. Правая ладонь сложена в перстосложении, а в левой находится свиток. В свитках можно прочесть слова пророка Варуха, который был писцом и другом пророка. Именно Варух занимался записью предзнаменований пророка, когда тот находился в темнице. Если сравнивать с другими пророками (Исаей, Иезекилем и Малахием), он производит впечатление могучего воина с целеустремленным взглядом, которому пришлось пройти ряд испытаний и не сломаться под ударами судьбы.

Миссия: провозглашение бедствий

Иеремия всю жизнь нес нелегкую миссию, ведь ему следовало наследовать дело отца, служить при храме, жениться и заниматься воспитанием детей. Но Господь предопределил ему иное служение, обозначающее отречение от себя, от своих желаний, от жизни в комфортных условиях. Самой тяжелой жертвой для Иеремии стало предрекать бедствия родному народу. Вместо слов о радости и блаженстве он вынужден был пророчествовать о разрушении, рабстве и погибели. Господь призвал его проповедовать в Иерусалиме, чтобы люди обратили взоры к истинному богу.

Ветхозаветный пророк старался везде доносить вести до людей, поэтому проповедовал везде, где только имел малейшую возможность. И видели плачущего пророка у городских ворот, и в храме, и в долине сынов Енномовых, и в тюрьме. У него был секретарь Варух, записывающий проповеди и откровения, а после в письменном виде отсылающий их старейшинам Иудеи.

Проповеди Иеремии не находили отклика в сердцах людей, хотя они с пугающей быстротой сбывались. Народ не желал слушать трагические новости, святого даже называли изменником веры. Священник Пасхор решил разобраться с пророком: ударил его и заключил в колоду, чтобы прекратить разговоры о тяжкой судьбе народа израильского.

О чем предсказания Иеремии

Главной идеей предсказаний Иеремии было подчинение новому государству Вавилонии, которое быстро росло и набирало военную силу. Святой предлагал правителям и знатным гражданам отказаться от Египта, чтобы не навлечь страшные наказания на Иудею. Никто не желал внять его словам. Перешептывались, что он на самом деле является вавилонским шпионом, поэтому пытается внести смуту. В те времена Египет был сильнейшим государством, а Вавилония только начинала развитие, поэтому никто не видел от нее никакой опасности. Выступления Иеремии вызывали раздражения у соплеменников, настраивали их против его же самого.

Ужасное пророчество

Взывали к народу о подчинении Богу, чтобы не навлечь кару небесную, многие библейские пророки. Иеремия не был первым святым на этом поприще. На троне Иудеи после Иохала появляется Иоаким, который поклялся в вечном сотрудничестве Египту. Во времена правления этого царя для пророка наступили черные времена. Святой посещает Иерусалим, где вещает о том, что если люди немедленно не вернуться к Божьим заповедям и не смирятся, повернув взгляды к Вавилонии, то в городе появятся чужаки, а все население окажется в рабстве на 70 лет.

Ветхозаветный пророк гласит о неминуемом горе - уничтожении Иерусалимского храма, главной еврейской святыни. Среди священников такие слова произвели ропот недовольства. Его схватили и предоставили на судилище знати и народа, требовавших немедленной казни. Иеремии удалось спастись. Вот уже скоро его отведут на казнь, но в трудную минуту его выручили друг Ахикам и другие князья.

Пророчества сбываются

Несмотря на постоянные лишения и унижения, пророк чувствовал, что его слова нужны народу. Власть в Ассирии постепенно ослаблялась, но чувствовать спокойствие перед угрозой вторжения других государств было слишком рано. Политики считали Вавилон несерьезным противником, искали поддержки в Египте, а позже в Ассирии.

Египетские правители решили стравить два государства: они предложили Иудее выступить против Навуходоносора, перестать выплачивать ему дань. Это послужило началом карательной операции вавилонского царя, собравшего огромную армию, призванную стереть с лица земли непокорных иудеев. Все эти события предсказывал Иеремия: кровавая война и уничтожение родной страны. В то время считать это пророчеством было не совсем правильно, все предшествующие события не предсказывали хорошего исхода при правлении недальновидных царей. Для любого гражданина было очевидным - отказ платить дань Вавилону повлечет за собой кровавую расплату.

Пророк Иеремия критиковал заключение политических союзов, подверг осуждению решение отказаться от платы дани. Он говорил о неминуемом наказании, падении Иерусалима и разрушении храмов. За это его обвинили в богоотступничестве и предательстве. Ведь Яхве обещал защиту своего народа, а пророк сомневается в божьих словах. Иеремия не успокоился, решил написать послание царю Иоакиму. Правителю зачитали грозное послание, но он разорвал его и сжег. Иеремия пишет очередное послание вместе с помощником Варухом, наполнив свиток новыми пророчествами и угрозами.

Лишения Иеремии: наказание за пророчества

Даже самые близкие люди отказались от родства с ним, а соседи замыслили его убить. Народ два раза требовал у властей казнить его. Среди древних иудеев он произносил пророчества в течение 23 лет, за это время изобличал их грехи, отступничество от истинного Бога, предсказывал несчастья и горе. Все обходили его стороной, подвергали насмешкам и гонениям. Иеремия решил продемонстрировать слова буквально, он желал поведать о необратимости покорения Вавилонским царством. Его поступки были полны символизма, но они подчеркивали неправильное направление политики царей, наступление ужасной катастрофы.

Яхве повелел ему взять глиняный кувшин и разбить его. Разлетелись в стороны тысячи осколков, что свидетельствовало о разрозненности народа израильского по всему миру. В следующий раз пророк получил наставление от бога взять льняной пояс и отнести к речке Евфрат, чтобы спрятать в расщелины скалы. Со временем пояс полностью сгнил, это предрекало подобную участь иудеям. Иеремия надевает на шею деревянное ярмо и появляется перед царем Седекией, чтобы подчеркнуть рабское будущее соотечественников. Слуги снимают с шеи пророка ярмо, но тот не успокаивается - надевает железное ярмо и снова является к царю.

Тяжелая судьба пророка

Чтобы он перестал пророчествовать, его бросают в темницу, а позже пытаются утопить в тине крепостного рва. Сейчас нельзя судить: сбылось ли пророчество или правители вели неправильные переговоры, но для Иудеи настали тяжелые времена. Вавилоняне действительно отправились войной на родину Иеремии. Армия вавилонского царя Навуходоносора смела с лица земли иудейское царство, покорила местных жителей и угнала их в рабство. Сам Навуходоносор проявил жалость к Иеремии, освободил его из заключения и дал личное разрешение проповедовать, где только святой пожелает.

Во времена осады Иерусалима пророк с грустью говорил о наступлении суда Яхве. Также он сказал, что это не конец, наступят светлые времена, когда Бог подарит благословение народу израильскому. В то благодатное время все законы будут написаны не на скрижалях, а в сердцах верующих людей.

Иудейская администрация решила сбросить гнет вавилонян, последовал бунт и попытка скрыться у союзника, то есть у фараона Египта. К тому времени пророк успел написать знаменитый труд «Плач Иеремии» - произведение в стихах, где описывается судьба иудейского народа и разрушение величественного Иерусалима. Он успел спрятать в тайнике Ковчег Завета и Скрижали, чтобы они не достались на растерзание врагам. Иудеи бежали, но вместе с собой взяли и Иеремию, хотя он неустанно предрекал кары на головы египтян.

Вынужденное бегство

Пророк поселился в городе Тафнисе, где прожил около 4 лет. При нем в Ниле вымерли все крокодилы, чему население Египта очень обрадовалось. Тяжела судьба пророка - все его предсказания сбылись и на новом месте жительства. Это уже послужило последней каплей терпения для иудеев - они убивают Иеремию, чтобы предотвратить очередные несчастья. Другие народы относились с почитанием к своим пророкам, а тех, чьи предостережения имели свойство сбываться, возносили в ранг святых. После убийства иудеи опомнились, по египетским канонам мощи пророка решили сохранить. Прошло 250 лет после смерти Иеремии, и Египет был завоеван Александром Македонским, который перенес мощи пророка в свою столицу Александрию.

Послание потомкам

Очень почитается христианами пророк Иеремия. Библия содержит написанное им произведение. В священной книге описано пять песней. Название им "Плач Иеремии". Первая, вторая и четвертая песни включают в себя по 22 стиха, каждый начинается на букву еврейского алфавита в строгой последовательности. В третьей песне - 66 стиха, разделенных на три группы, в пятой песне тоже 22 стиха, но они не упорядочены по алфавиту.

Первая песнь плача рассказывает о горькой участи иудейского народа, о его пленении вавилонянами и погибели Сиона. Во второй песне Иеремия пытается анализировать случившуюся трагедию, он считает это карой Господа за грехи. В третей песне пророк скорбит о своем народе, который не внял его словам, за что и был наказан. Четвертая песня уже более спокойная: пророк осознает неисправимую вину перед лицом Бога. В пятой песне слова наполнены скорбью и успокоением, надеждой на светлое будущее.

Толкование на книгу пророка Иеремии - это тернистый путь смирения после разгрома Сиона. Главенствующей мыслью является наказание Господа, направленного на его народ. В жалобах книги этот гнев описывается как справедливое возмездие, ввиду того, что царство Иудейское погрязло в несмываемых грехах.

Книга пророка Иеремии не содержит недоумения или растерянности перед наказанием, как в Книге Иова. Здесь находится подтверждение слов других пророков, которые задолго предрекали наступление дня расплаты. Хотя параллельно с пониманием Божьего гнева идет эмоциональное неприятие такого наказания. Иеремия пытается понять, не слишком ли велика цена за грехи? Пройдя через все страдания и метания, автор находит в себе мужество согласиться с Божьей волей. Книга пророка Иеремии отображает абсолютную веру в Господа, надежду на искупление, скорое наступление радостной будущности для гонимого народа Иудеи.