Означает совесть. Совесть и её проявление

Одно из качеств человеческой личности (свойств человеческого интеллекта), обеспечивающее сохранение гомеостаза (состояния среды и своего положения в ней) и обусловленное способностью интеллекта моделировать свое будущеесостояние и поведение других людей по отношению к "носителю" совести. является одним из продуктов воспитания. По совесть - категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности (во многих европейских языках слово "совесть" этимологически значит "совместное знание"; в русском языке оно происходит от слова "ведать" - "знать"). Ассоциативный блок. В связи с тем, что совесть - свойство личности, то ее "наполнение и качество" существенно зависят от той культуры, которой обладает человек (как этнической, так и индивидуальной).

Определения, значения слова в других словарях:

Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева

Совесть - способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. С....

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М

(русс, совместная весть, обобщенное знание). 1. Чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение и поступки перед самим собой, перед окружающими людьми, обществом нравственные принципы, взгляды, убеждения. 2. В оккультизме – проявление в индивиде критериев...

Философский словарь

(совместное знание, ведать, знать): способностьчеловека осознавать свой долг и ответственность перед другими людьми, самостоятельно оценивать и контролировать свое поведение, быть судьей своим собственным мыслям и поступкам. «Дело совести есть дело человека, которое он ведет...

Философский словарь

Способностьчеловека осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнение и производить самооценку совершаемых поступков. С. может проявляться не только в форме разумного осознания нравственного...

Философский словарь

(греч. syneidesis, лат. conscientia) - обычно трактуется как способностьчеловека различать добро и зло, как внутренний голос, говорящий нам о нравственной правде, о высших ценностях, о нашем достоинстве. Человек не просто "имеет совесть", но "сам есть совесть" (С.Фейджин)....

Философский словарь

Этическая категория, выражающая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, определять с позиции добра и зла отношение к своим и чужим поступкам. выносит свои оценки как бы независимо от практических интересов, однако в различных проявлениях совесть человека...

Философский словарь

Категория этики, выражающая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, определять с позиций добра и зла отношение к своим и чужим поступкам, линии поведения. С. выносит свои оценки как бы независимо от практич. интереса, однако в действительности в различных...

Философский словарь

Понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение; выражениеспособности личности осуществлять нравственный самоконтроль на базе сформулированных в данном обществе норм и правил...

СОВЕСТЬ

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

В др.-греч. мифологии С. получает фантастич. изображение в виде образа эриний, богинь проклятья, мести и кары, преследующих и наказующих преступников, но выступающих как благодетельницы (эвмениды) по отношению к раскаявшимся. В этике проблему личной С. впервые поставил Сократ, к-рый считал источником нравств. суждений человека его (др.-греч. συνείδησις, как и лат. conscientia, означает и С., и осознание). В этой форме Сократ выступил за освобождение индивида от безусловной власти над ним обществ. и родовых традиций. Однако лишь в время С. приобретает большое в этике, что отразило освобождения личности от феод.-сословных, цеховых и церк. регламентации в ходе развития бурж. отношений. Вопрос о личной С. является одним из центр. в идеологии Реформации (идея Лютера о том, что глас божий присутствует в сознании каждого верующего и руководит им независимо от церкви). Философы-материалисты 17–18 вв. (Локк , Спиноза, Гоббс ., др. материалисты 18 в.), отрицая врожденный С., обращают на ее зависимость от обществ. воспитания, условий жизни и интересов личности. Ограничиваясь лишь констатацией этой зависимости, они, как , приходят к релятивистскому истолкованию С. Локк, напр., говорит, что "...если мы бросим взгляд на людей, каковы они есть, то увидим, что в одном месте одни испытывают угрызения совести из-за совершения или несовершения поступков, которые другие в другом месте считают достойными" (Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 99). Аналогичную высказывает Гольбах (см. "Система природы" , М., 1940, с. 140). Релятивистское истолкование С., имеющее у просветителей антифеод. и антиклерик. направленность, провозглашающее свободу личной С., тем не менее лишает в значит. мере С. ее личностного, "внутреннего" характера, делает ее объектом воздействия гос-ва и общества в целом (хотя просветители не отрицают того, что С. – прерогатива личности. Гольбах определяет С. как оценку, к-рую "... мы в своей собственной душе даем своим поступкам" – "Карманное ", М., 1959, с. 172).

В этому идеалистич. развила идею автономной личности, к-рая независимо от общества определяет нравств. закон. Так, Руссо считает, что законы добродетели "написаны в сердцах у всех" и для познания их достаточно "...углубиться в себя и в тиши страстей прислушаться к голосу своей совести" ("О влиянии наук на ", СПБ, 1908, с. 56). Кант считает подлинно нравств. законом для разумного существа только тот, который дает само себе. Идея автономии личности в конечном счете вела к априористич. истолкованию С. По Канту, С. не есть нечто приобретаемое. Каждый как нравственное существо имеет в себе совесть от рождения. Еще более резко идея автономии личности была выражена Фихте, с т. зр. к-рого единств. критерием нравственности является С. "чистого Я", а подчинение к.-л. внешнему авторитету – бессовестностью. Впоследствии эта индивидуалистич. трактовка С. была доведена до крайности в экзистенциализме, в этич. концепции к-рого отрицается всеобщий характер нравств. закона: напр., Сартр считает единств. критерием нравственности "абсолютно свободному" индивидуальному замыслу, отказ человека от "дурной веры" в к.-л. объективных критериев.

Критику релятивистского и субъективистского понимания С. дал уже Гегель, показавший при этом противоречивый характер самой С. С т. зр. Гегеля, С. "имеет свою истину в непосредственной достоверности себя самой", "определяет, исходя из себя самой". Но эта самодостоверность С. влечет за собой " отдельного лица", к-рое может "придать... свою добросовестность" любому содержанию. Поэтому свою , указывает Гегель, С. приобретает лишь во "всеобщем самосознании" благодаря "всеобщей среде" (обществу), в к-рой находится человек (см. Соч., т. 4, М., 1959, с. 339–52). Однако, признав приоритет обществ. сознания над личным, Гегель трактует его объективно-идеалистически, как воплощение абс. духа, а его непосредств. выражением в сознании индивида считает религию: "Итак, совесть в величии своего превосходства над определенным законом и всяким содержанием долга...есть моральная , знающая, что внутренний голос ее непосредственного знания есть голос божественный... Это одинокое богослужение есть в то же время по существу богослужение о б щ и н ы..." (там же, с. 351–52).

Фейербах находит материалистич. тому факту, что С. представляется человеку голосом его внутреннего Я и одновременно гласом, идущим извне, вступающим с человеком в и осуждающим его поступки. Он называет С. "другим Я" человека, но указывает, что это alter не исходит от бога и не возникает "чудесным путем самозарождения". "Ибо, как принадлежащий к этой общине, как член этого племени, этого народа, этой эпохи, я не обладаю в своей совести никаким особенным и другим уголовным уставом... Я упрекаю себя только в том, в чем упрекает меня ... или по крайней мере мог бы упрекать меня, если бы знал о моих поступках или сам стал объектом действия, заслуживающего упрека" (Избр. филос. произв., т. 1, М., 1955, с. 630).

Марксистское понимание С. раскрывает ее социальную природу и показывает ее условиями жизнедея-тельности человека и его идейно-обществ. позицией. "У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего – иная, чем у неимущего, у мыслящего – иная, чем у того, кто неспособен мыслить" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 6, с. 140). Источники коллизий личной С. следует искать в конечном счете в социальных противоречиях, так или иначе затрагивающих личность и отражающихся в ее сознании. Противоречия между интересами различных классов, между обществ. и личными интересами, между отражением социально-историч. необходимости в воле обществ. институтов и понимании частного лица ставят перед индивидом собств. выбора, альтернативы к-рого и составляют проблему его личной С. Именно в этом смысле следует понимать указание Ленина, что "идея детерминизма, устанавливая необходимость человеческих поступков, нимало не уничтожает ни разума, ни совести человека, ни оценки его действий" (Соч., т. 1, с. 142). Марксизм не отрицает специфически личностного характера С., он лишь раскрывает ее содержание: чем выше обществ. развития личности, ее социальной активности и сознательности, тем большую роль играет в ее жизнедеятельности С. Условиями этого развития личности являются ликвидация классово-антагонистич. отношений в обществе и затем коммунистич. отношений, по мере утверждения к-рых правовое принуждение будет постепенно уступать нравств. воздействию, а само это воздействие будет все чаще совпадать с повелениями личной С. и поэтому в подавляющем большинстве случаев будет осуществляться через личное осознание индивидом. "...При человеческих отношениях д е й с т в и т е л ь н о будет не более как приговором, который провинившийся произносит над самим собой... В д р у г и х людях он, напротив, будет встречать естественных спасителей от того наказания, которое он сам наложил на себя..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 197).

Лит.: Ленин В. И., О коммунистической нравственности, М., 1961; Кант И., Критика практического разума, СПБ, 1908; его же, Основоположение к метафизике нравов, М., 1912; Карринг Г., С. при свете истории, пер. с нем., СПБ, 1909; Кропоткин П. Α., Этика, ч. 1, П.–М., 1922; Гегель Г. В. Ф., Феноменология духа, Соч., т. 4, М., 1959, с. 339–61; его же, Философия права, т. 7, М.–Л., 1934; Сартр Ж.-П., Экзистенциализм – это , М., 1953; Волченко Л. Б., Марксистско-ленинская о С., "ВФ", 1962, No 2; Архангельский Л. М., Категории марксистской этики, Свердл., 1963; Бербешкина З. Α., Проблема С. в марксистско-ленинской этике, М., 1963; Sartre J. P., L"être et le néant, P., 1943; Revers W. J., Charakterprägung und Gewissensbildung, Nürnberg, 1951; Hollenbach J. M., Sein und Gewissen, Baden-Baden, 1954; Das Gewissen des Kindes, Stuttg., 1956; Niebuhr R., An interpretation of Christian ethics, Ν. Υ., 1956; его же, Moral and immoral society, N. Y.–L., 1960; Вrunner E., Gott und sein Rebell, Hamb., 1958.

О. Дробницкий. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

СОВЕСТЬ

СОВЕСТЬ - способность человека, критически оценивая себя, осознавать и переживать свое несоответствие должному - неисполненность долга. Феноменологическими проявлениями совести являются внутренний эмоциональный дискомфорт (“укоры, муки совести”), чувство вины и . С культурно-исторической точки зрения, идея и понятие совести складываются в процессе осмысления различных механизмов самоконтроля. В отличие от страха (перед авторитетом, наказанием) и стыда (в котором также отражается осознание, человеком своего несоответствия некоторым принятым нормам), совесть воспринимается как автономная. Исторически совесть коренится в стыде и родственна ему; однако уже ранние попытки осознания опыта, который впоследствии получит название “совестного”, свидетельствуют о стремлении дифференцировать сам стыд и выделить как нечто особенное “стыд перед самим собой” (Демокрит , Сократ) - своеобразный экстериоризированный вариант того контрольного механизма, который получит название совести. В древнегреческой мифологии эту функцию выполняли Эринии; в “Оресте” Еврипида она была осмыслена как “сознание совершенного ужаса”. Соответствующее греч. слово - sineidesis (συνειδησιζ] - восходит к глаголу ουνείδηνατ, использовавшемуся в выражениях, указывавших на ответственность человека перед самим собой за совершенные им нечестивые поступки. Также и латинское слово conscientia (представляющее собой своеобразную кальку с греч.) употреблялось для обозначения не только сознания вообще, но и сознания или воспоминания о совершенных дурных поступках или сознания, оценивающего собственные поступки какдостойные или недостойные.

В христианстве совесть трактуется как “Божия сила”, как показатель нравственной обязанности (Рим. 2:15) - в первую очередь, обязанности перед Богом (1 Петр. 2:19). Вместе с тем, апостол Павел говорит о совести как ценностном сознании вообще и тем самым признает, что у придерживающихся разной веры и совесть различна (1 Кор. 8:7,10), а потому совесть нуждается в христианском очищении (Евр. 9:14), достигаемом благодаря вере и любви. В средневековой литературе углубление анализа феномена совести было опосредствовано появлением особого термина - sindeiesis - и формулированием дополнительного по отношению к традиционному лат. conscientia понятия. В схоластической философии посредством этого понятия обозначается повелевающая сила души, внутреннее знание принципов, которое, в отличие от “закона разума” (lex rationis), внушено человеку Богом. Совестьsynderesis в отличие от совести-conscientia, т. е. человека оценивать конкретные поступки как добрые (хорошие) или злые (плохие), трактовалась как: а) способность (или привычка) суждения о правильности действий с точки зрения “изначальной правильности”, чувство которой сохранено в душе человека несмотря на грехопадение, и б) способность воли к совершению правильных действий. При этом гносеологический этих способностей трактовался различно (Фомой Аквинским, Св. Бонавентурой, Дунсом Скотом). Полемика вокруг этого понятия выявила различные функции совести, шире - морального сознания: осознание ценностей как общих оснований поведения и конкретных действий, в которых принятые ценности утверждаются или попираются, т. е. соотнесение конкретных действий с ценностями. Различие между conscientia и synderesis отчасти сохранилось у ранних протестантских теоретиков-моралистов. Во многих новоевропейских учениях совесть представляется в качестве познавательно-моральной силы (разума, интуиции, чувства), фундаментальной способности человека высказывать оценочные суждения, осознавать себя как морально ответственное существо, намеренно определенное в отношении добра. У Канта совесть обозначает практический разум в смысле средневекового понятия synderesis. Развитие этой линии естественно вело в рамках новоевропейского философствования к формированию более широкого понятия морального сознания (во многих языках слово “совесть” родственно и созвучно словам, обозначающим “сознание”, “знание”), выделению его познавательных, императивных и оценочных функций. Наряду с этим предпринимаются попытки спецификации собственно понятия “совесть”. В наиболее общем плане она трактуется как “внутренний голос”; различия касаются понимания источника этого “голоса”, который воспринимается или как не зависимый от “я” человека, или как голос его сокровенного “я”, или как “другое я”. С этим сопряжены различные теоретические установки относительно природы совести. 1. Совесть - это обобщенный и интериоризированный голос значимых других или культуры, и ее содержание культурно и исторически изменчиво; в этом ключе совесть может трактоваться как специфическая форма стыда (Т. Гоббс, Ф. Ницше, 3. Фрейд); в крайней форме положение о внешней обусловленности совести обнаруживается в выводе о том, что совесть есть от политических воззрений или социального положения индивида (К. Маркс). 2. Совесть выражает чувство несогласия человека с самим собой (Дж. Локк) и тем самым выступает одним из удостоверений личностности и самосознательности человека (Дж. Батлер, Г. Лейбниц). К такому толкованию близко понимание совести как голоса беспристрастной рациональной личности (Дж. Ролз). 3. Совесть не только метафорически, но и по существу трактуется как “голос иного”; “устами совести” как бы говорит Всеобщий закон, высшая Истина, это голос (“зов”) трансцендентных сил: ангела-хранителя (Сократ), Бога (Августин), естественного закона (Локк), присугствия-Desein (М. Хайдеггер).

Эти утверждения не исключают полностью друг друга. В первом акцентируется внимание на механизмах исторического и индивидуального развития совести; в двух других - на феноменологии менее и более зрелой совести. Как форма морального самосознания и самоконтроля совесть выражает осознание человеком неисполненности долга, несвершенности добра; в этом отношении совесть сопряжена с чувствами ответственности и долга, а также в не меньшей степени - со способностями быть ответственным и исполнять свой долг. Укоры совести указывают человеку на его отчужденность от идеала и обусловливают чувство вины. При высшем же своем состоянии совестность означает исчезновение долга в свободной доброй воле.

С этими различиями сопряжены расхождения в понимании содержания совести и той роли, которую она играет в нравственной жизни человека. Совесть может трактоваться негативно и позитивно. Как негативная совесть предстает укоряющей и предостерегающей, даже устрашающе-предостерегающей (Ницше), критичной по отношению к прошлому, судящей (Кант). В позитивной трактовке совесть, вопреки расхожим представлениям о ней, предстает еще и зовущей, побуждающей к заботе и “решимости” (Хайдеггер). Толкованием совести как голоса Бога предопределено понимание ее как призыва к совершенству; соответственно совестность осознается человеком как воля к совершенству и является основным проявлением внутреннего освобождения личности. Перфекционистская доминанта совести в индивидуальном нравственном опыте обнаруживается в таком нравственном само-озадачивании человека, при котором он оказывается определенным именно в отношении нравственно лучшего.

Выражения “спокойная совесть” или “чистая совесть” в обычной речи обозначают осознание человеком исполненности своих обязательств или реализации всех своих возможностей в данной конкретной ситуации. По существу, в таких случаях идет о достоинстве. Трактовка же собственно феномена “чистой совести” различна в разных нормативно-ценностных контекстах. Во-первых, “чистая совесть” подтверждает сознанию, сориентированному на внешний , его соответствие предъявляемым извне требованиям, и поэтому вызывает чувство благополучия и безопасности,

ПЛАН
1. Вступление.
2. Определение совести.
3. Природа совести и ее обучение.
4. Проявление совести в качестве…
а) …советника;
б) …GPS-навигатора;
в) …прокурора или судьи.
5. Современное проявление совести.
6. Заключение.
7. Список литературы.

ВСТУПЛЕНИЕ
«Совести у тебя нет!» « Бессовестный!» — Такое можно услышать, например, от родителей, которые не довольны поведением своих детей или преподавателей, которым приходиться иметь дело с несерьезным отношением студентов к какому-либо заданию. Скорее всего, каждый из нас тоже не раз использовал подобные выражения по разным причинам: испытывая чувства негодования, стараясь вызвать чувства стыда у оппонента, а может быть есть и такие, кто использовал эти слова, подражая другим. Как бы то ни было, понятие совести достаточно часто встречается в повседневной жизни.

Люди независимо от происхождения, возраста и социального положения широко используют это понятие. Но если их спросить, что такое совесть, немногие смогут сходу дать определение, хотя все кивнут в знак согласия, что понимают значение.

На протяжении веков люди приложили много усилий, чтобы сделать это. Сейчас у нас есть достаточно трудов, докладов, диссертаций на эту тему. Они часто не похожи друг на друга, потому что основаны на разных теориях происхождения совести, а также изложены через призму собственного понимания. Теперь к ним добавится и моя работа. Я буду говорить о разных определениях совести, о двух основных теориях её происхождении, о видах ее проявления, а также о том, какие есть возможности её обучать. Постараюсь быть объективной в своих рассуждениях.

Определение совести
Определений совести, боюсь, почти столько же, сколько и работ на эту тему. И в нашем случае это не усложняет задачу, а помогает расширить свои познания её действующего механизма. К тому же богатство русского языка позволяет передавать мысль образными выражениями, которые надолго оседают в памяти. Однако перечислять все определения совести не есть моя цель. Хочу привести буквально несколько из них:

1) «СОВЕСТЬ, чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом». (Толковый словарь под редакцией C.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой);
2) «СОВЕСТЬ, понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение.

Совесть — выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков». (Современный толковый словарь).
Выше перечислены определения, которые встречаются в толковых словарях русского языка. Они достаточно сложные, как по мне. А если капнуть глубже, например, посмотреть, что говорится в древних книгах о совести?

Я взяла Библию. Там древнегреческое слово, переведенное как «совесть», имеет значение «знание самого себя». А идея всей книги говорит о том, что совесть – это отличительная черта человека. Никто из других созданий, ни животные, ни, тем более, растения не обладают способностью оценить свои поступки, посмотреть на себя со стороны. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что первые люди Адам и Ева, согрешив, испытали стыд – одно из проявлений совести (Бытие 3:7,8).

В продолжение этой мысли хочется сказать, что совесть – это то, что помогает человеку оставаться человеком. Если у людей перестает работать совесть, согласно физическим законам вселенной, в которой мы живем, автоматически включаются другой стимулятор взаимодействия с окружающими: инстинкт самосохранения, ставящий нас на один уровень с животными.

Итак, если прийти к общему знаменателю, совесть – это внутренний голос или чувство, которым руководствуется человек, принимая решения или анализируя свои поступки. Она имеет огромную силу в физическом отношении, хотя сама по себе не является чем-то материальным. Именно поэтому совесть может содействовать безмерной радости и, в то же время, сильно мучить нас.

Природа совести и ее обучение
Мнения философов, психологов и писателей по поводу происхождения совести разделились. Одни говорят, что это закон, изначально данный нам от рождения. Другие утверждают, что совесть – приобретенное чувство, сформированное под влиянием социума. Последние, как правило, считают, что угрызение совести – это колебания между мнением «толпы» и собственными желаниями.

Возьмем теорию об искусственном происхождении совести . К примеру, Максим Горький был уверен, что это чувство, приобретённое исключительно благодаря взаимодействию с обществом, а также присуще только слабым людям, а следование внутреннему голосу – удел людей, не имеющих силы воли. Он говорил так: «Совесть – это сила, непобедимая лишь для слабых духом, сильные же быстро овладевают ею и порабощают её своим желанием». Примерно так же описал совесть, как приобретенное чувство, и Лев Толстой, хотя его произведения говорят об обратном. Он писал: «Совесть есть память общества, усвояемая отдельным лицом». Однако, переслушав абсолютно все аргументы в пользу этого мнения, возникает вполне закономерный вопрос: почему поступки детей, выросших в одинаковых условиях, в одной семье, бывают настолько разными в нравственном отношении?

Согласно же теории естественного происхождении, как мы говорили выше, совесть – отличительная черта людей. Поэтому сложно себе представить, чтобы животные делились последней едой друг с другом или, тем более, жертвовали своей жизнью ради другого, чего не скажешь про людей. В истории достаточно случаев, когда человек вопреки своим желаниям действовал во благо другим, даже тогда, когда для этого нужно было умереть. Такие поступки свидетельствуют о слабости, нехватки силы воли или же о врожденном внутреннем побуждении поступать правильно? Каждый имеет право решить для себя сам.

Кроме того, здесь стоит упомянуть, что в мудрейшей книги, Библии, есть конкретный ответ на вопрос о происхождении совести. Он находится в письме к Римлянам. Там говорится так: «Всякий раз, когда люди из других народов, у которых нет закона, сами себе закон, по природе делают законное, они, хотя и не имеют закона, сами себе закон. Они показывают, что суть закона написана у них в сердцах, между тем, как их совесть свидетельствует вместе с ними и в своих мыслях они обвиняют себя или оправдывают» (Римлянам 2:14,15). Здесь выражения «по природе делают законное» и «написана у них на сердцах» указывают на то, что способность поступать гуманно, а также внутреннее понимание того, что есть добро и зло есть «написанным», другими словами врождённым.

Однако вопрос остается: почему совесть, как уже врожденная черта, имеет разное проявление у отдельных людей? Почему в одной и тоже ситуации, одни чувствуют угрызения совести, а другие – нет? Если подойти к решению этого вопроса от обратного, и лишь на минуту представить, что все люди, без исключения, поступают по шаблону хорошо-плохо, то картина рисуется не очень приятная. Сразу понятно, что при таком раскладе, нас окружало бы общество не людей, а роботов. К счастью, на самом деле это не так. Ведь даже если взять близнецов и поставить рядом, мы обнаружим, что привычки, поведение, манера общения очень разные, потому что нет двух одинаковых людей. А происходит так, потому что все мы рождаемся талантливыми интересными личностями и, в меру своих сил, развиваем свои таланты, работаем над ними. Потом в соответствии с обстоятельствами, в которых оказываемся, реализовываем их проявления. Но сравнить совесть с талантом нельзя. Хотя, чтобы заставить её реагировать, нужно тоже хорошо поработать, всё же она не есть генетически обусловленной особенностью человека. И если таланты у людей самые разные: у одного хорошо получается петь, у другого — танцевать, у третьего — рисовать и так далее, то совестью наделен каждый в одинаковый степени, потому что, еще раз повторюсь, она не обусловлена генетически, как, например, умение петь обусловлено уровнем развития голосовых связок, слуха и дыхательных путей человека.

Совесть можно сравнить с ходьбой. В какой-то мере эта способность человека также обусловлена генетически, но, в отличие от таланта, умением ходить наделены все люди, за исключением несчастных случаев. И, хочется сказать, что в процессе ходьбы задействуется столько механизмов нашего организма, что её тоже можно было бы причислить к талантам, но нет, ведь все здоровые люди могут ходить. Это способность запрограммирована изначально, и реализовывается походу формирования и роста ребенка, примерно в годовалом возрасте. Ни родители, ни первые воспитатели детского сада не учат этому, и никак не могут повлиять на процесс. Ребенок пойдет именно тогда, когда нужно будет этому произойти. На первый взгляд может показаться, что тут больше нечего сказать, но нет. Ведь ходить можно по-разному! Можно идти ровно с высоко поднятой головой, можно идти отрывистыми шагами, можно громко шаркать ногами, или идти, не глядя, и врезаться в прохожих. Вот на этот факт уже могут повлиять и родители, и воспитатели, но до определенного возраста. Очень быстро наступит момент, когда только сам обладатель походки начнет выбирать, что будет её формировать. И в первую очередь, влияние оказывает окружение человека.

Точно также обстоит дело и с совестью, она дана всем в одинаковой мере, но в то же время, подобно походке, является очень индивидуальной, ведь по походке можно узнать человека даже за несколько десятков метров. А также нельзя забывать, что совесть поддается обучению. Вспомним Маугли, героя «Книги Джунглей» и его походку, именно ‘общество’ повлияло на её необыкновенность. То же самое происходит и с совестью, окружение её формирует. А мы участвуем лишь в том случае, если сами выбираем общество, в котором проводим большую часть времени, а не общество выбирает нас. Кроме того, стоит помнить о том, что каждый из нас является ячейкой того самого общества, и нужно заниматься не только поиском подходящего окружения, а и становится достойным его человеком, человеком с крепко устоявшимися, хорошо аргументированными, личными принципами.

Еще немаловажно, что совесть нужно тренировать. Что если перестать ходить? Атрофируются мышцы. А что если не прислушиваться к совести? Она перестанет выполнять свою роль.

Три роли совести
Кстати, о роли совести. Общепринятые выражения, такие как «совесть не позволяет» или «совесть мучает, терзает» говорят о том, что проявление совести мы можем чувствовать как до принятия решения, так и после. Я хочу выделить три роли совести.

Первая роль та, которая проявляется до принятия какого-либо решения. Здесь совесть можно назвать нашим психологом или советчиком, потому что она помогает мысленно проиграть несколько возможных вариантов развития событий, посмотреть наперед, чем это все может закончиться и как это согласуется с нашими устоявшимися взглядами на жизнь. Более того, проводя такой анализ, можно даже определить, что мы будем чувствовать, если поступим так или иначе. К примеру, рассмотрим такую ситуацию. Едет девушка, сидя в автобусе, а рядом стоит пожилая женщина лет 70. Первое побуждение было уступить женщине место, но потом она пооглядывалась и увидела, что через проход сидит в наушниках парень. Он играет на телефоне, не поднимая глаз. Она стала думать, что по всем правилам этикета – он должен уступить бабушке место. И решила продолжить читать свою книгу. Но совесть не перестала рассуждать с ней. Девушка не смогла сосредоточиться, и стала думать: что если бы завтра-послезавтра ехала её бабушка? Она бы не захотела, чтобы человек, сидящий на ее месте, так поступила. И не важно, что по правилам этикета парень должен встать, ведь у бабушки варикоз, ей нельзя и больно долго стоять. Было несколько вариантов поступить, и девушка прислушалась к совету своего ‘наставника’.

Еще одна роль совести, эта роль надежного, мудрого спутника, с которым не страшно куда-либо идти. Ее еще можно сравнить с GPS-навигатор ом, так как хорошо обученная совесть всегда вовремя подскажет правильный путь и самое оптимальное решение. От первого случая эта функция совести отличается тем, что она сама срабатывает без дополнительных обращений за советом. В путешествии бывает настолько хорошо в кругу друзей, что мы забываем перепроверять в правильном ли направлении движемся, но тут фраза навигатора «через 30 метров поворот направо» не только указывает куда ехать, а и напоминает о том, что пора включить мыслительные способности, пересмотреть маршрут и убедиться, что все в порядке. Точно также бывает и с совестью. В одном случае, будучи чем-то увлеченным, мы можем почувствовать конкретное её указание остановится и пересмотреть свои взгляды на какой-то из вопросов. В другом случае, нам может быстро прийти в голову определенное решение вопроса, пересмотрев которое уже в более свободной обстановке и задействуя разум, мы понимаем, что оно было самым правильным. Это не чудотворное проявления совести, а результат нашего обучения. Также как понадобится несколько программ и много усилий, чтобы создать GPS-навигатор, нам нужно будет хорошо потрудиться, чтобы обучить свою совесть. Тогда она будет правильно и вовремя реагировать, особенно если нам удается защищать её от «вирусов», которые могут исходить от людей с плохо или неправильно ‘запрограммированной’ совестью.

Последняя же роль , о которой я хочу сказать, наиболее распространённая. Чаще всего совесть дает о себе знать, когда человек уже совершил какой-то поступок. Например, в Библии мы можем читать о таком проявление совести Давида, когда он еще не был царем. Обстоятельства в определенный период складывались так, что он был несправедливо преследуем царем Саулом и вынужден был скрываться от него. Вскоре Давиду представилась возможность поступить непочтительно, проявить неуважение к царю, и он воспользовался её. Почувствовал ли он облегчение? Напротив, в Писаниях говорится: «сердце Давида стало терзать его» (1 Самуила 24:1-5), потому что в древнем Израиле неуважение к царю приравнивалось к неуважению к установленному Богом порядку. Хотя мы не находим в повествовании слово совесть, то что там описывается, наверняка, указывает на её проявление.

Уверенна, что у каждого из нас есть живые примеры терзаний совести. И в такие минуты хочется назвать её судьёй или прокурором. Она беспощадно указывает нам на наши промахи, и находит конкретные этому доказательства до тех пор, пока кто-то не сдастся, человек или его совесть. Поэтому очень часто она побуждает не только пересмотреть нравственные мерила человека, а признать свою ошибку и сделать все возможное, чтобы исправить её последствия. Кроме того, когда мы помним чувство дискомфорта, который причинил тот или иной наш поступок, уже меньше вероятности того, что мы совершим его снова. Этот опыт сохраняет целостность нашей личности и эмоциональное здоровье.

Современное проявление совести
Если затронуть вопрос эмоционального здоровья людей в целом, — состояние ухудшается. Некоторые объясняют это социально-экономическими проблемами. В какой-то мере это так, но 50-80 лет назад условия жизни не были легче, однако по результатам исследований в этой области, люди себя чувствовали намного лучше. Конечно причин много, но одна из главных причин, на мой взгляд, это специфическое проявление совести у людей в наши дни.

К сожалению, все чаще их жизненным кредо становятся такие выражения: «Не украдешь – не проживешь» или «Наглость – второе счастье». Такой подход к решению насущных вопросов подразумевает, что постоянно нужно спорить или идти на компромисс со своей совестью, а иногда и полностью её заглушить. Конечно, люди с таким отношением могут быть более успешны, например, в бизнесе, но в плане эмоционального равновесия — никогда не выиграют, потому что для этого нужно жить в мире своей совестью, иначе подсознание человека рано или поздно потребует объяснений.

Самое печальное во всем этом, что подвергается опасности в таком случае и эмоциональное состояние окружающих людей, у которых происходит, так сказать, разрыв шаблонов. Интересно, что такой процесс в современном обществе был задолго предсказан в книге Библия, на которую я так часто ссылаюсь в этой работе. Там говорится так: «Из-за роста беззакония во многих охладеет любовь» (Матфея 24:12). Эти слова были высказаны Иисусом, когда он говорил о событиях, которые повлекут за собой начало правления Божьего правительства. О его приходе многие просят, произнося в молитве “Отче Наш” слова: «Пусть придет твое царство. Пусть твоя воля будет и на земле, как на небе» (Матфея 6:10).

Как бы то ни было, кто-то может утверждать, что по-другому в нашем мире нельзя. Годы идут, и нравственные нормы меняются. Но вопрос о том, кто устанавливает нравственные нормы для нашей совести остаётся. Выше говорилось, что установление этих самых норм и есть обучение нашей совести или её формирование. Воспитанием совести каждый занимается сам.

Сегодняшние нормы морали, конечно, усложняют задачу. Все меньше людей поступают по совести, но это не значит, что для совести больше не осталось в мире места. Я стараюсь сама и лично знакома с достаточным количеством людей, которые живут по совести, не уступая общепринятому взгляду на этот вопрос. И хочу сказать, что это нелегко, иногда такие люди чувствуют дискомфорт в современном обществе, но, в конечном итоге, они выигрывают. А выигрывают, потому что для по-настоящему счастливой жизни, помимо удовлетворения материальных потребностей, нужно не забывать об эмоциональных и духовных. Вопрос о последних двух даже не будет стоять без наличия хорошо обученной совести и опыта правильного её использования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пришло время подвести итоги. В процессе своего исследование я пришла к выводу, что совесть – это внутреннее чувство, определяющее моральные ценности и принципы для человека. Иногда мы называем её внутренним голосом, потому что ее сигналы могут быть настолько ‘громкими’, что способны заглушить все остальные имеющиеся чувства вместе взятые. Совесть работает как с мыслительными способностями, рассуждая с нами, так и с нашим, образно говоря, сердцем, помогая на эмоциональном уровне прочувствовать последствия принятых решений. Поэтому я её сравнила в докладе с советчиком, который может помочь просчитать, а затем ощутить, что будет с нашими моральными устоями или душевным покоем. Затем я провела параллель с GPS-навигатором, так как иногда хватает первых звоночков совести, чтобы вовремя остановится и не наделать фатальных ошибок. И наконец, назвала ее судьей, потому что после осознания, что совершен неправильный поступок, угрызения совести мучительны до такой степени, что мы, бывает, выдумываем себе наказание, чтобы хоть как-то реабилитироваться в своих же глазах.

Относительно происхождения и формирования совести можно выделить два важных момента: первый, она была вложена изначально, подобно умению ходить, а второй, она формируется человеком и его окружением.

Кроме того, как и любой другой механизм, совесть приходит в негодность, если её не тренировать. Грустно было говорить о проявлении совести в наши дни. Люди всё чаще и чаще заглушаю голос совести. Положительное здесь то, что никто не сможет повлиять на нормы морали, присущи нашей совести, если мы сами этого не захотим. Поэтому у всех нас есть возможность формировать и правильно использовать свою совесть, и, как следствие, ощущать душевный покой и уверенность в себе.

Список литературы:
1. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка (А-Я), — Москва, «Азъ», 1992.
2. Т.Ф Ефремова. Большой современный толковый словарь русского языка в 3 томах, 2006.
3. Сохраняйте себя в Божьей любви, — Brooklyn, New York, U.S.A., «Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc. », 2008, — 224.
4. Священное Писание — Перевод нового мира, — Brooklyn, New York, U.S.A., «Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc. », 2007, — 1788.

Что такое Совесть? Значение и толкование слова sovest, определение термина

1) Совесть - - категория этики, выражающая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, определять с позиций добра и зла отношение к своим и чужим поступкам, линии поведения. С. выносит свои оценки как бы независимо от практич. интереса, однако в действительности в различных проявлениях С. человека отражает воздействие на него конкр. историч., соц.-клас. условий жизни и воспитания. С. не порождает, а лишь закрепляет и воспроизводит те ценности и оценки, к-рые выработаны в обществ. практике, а следовательно, зависит в конечном счете от клас. и обществ, принадлежности человека. Науч. атеизм выступает как против нигилистич. отношения к С., считая ее существ, чертой духовного облика личности, так и против отношения к ней как неизменному и непогрешимому судье, данному нам богом. С ходом соц. и культурного прогресса интеллект. честность как одно из требований С. все более настоятельно требует отказа от релит, веры, как не имеющей логич. и фактич. обоснования, а также и морального оправдания.

2) Совесть - (греч. syneidesis, лат. conscientia) - обычно трактуется как способность человека различать добро и зло, как внутренний голос, говорящий нам о нравственной правде, о высших ценностях, о нашем достоинстве. Человек не просто "имеет совесть ", но "сам есть совесть" (С.Фейджин). Совесть действует сверхразумно как нравственная интуиция: " существование совести не совместимо с последовательным рационализмом, ибо ее духовная реальность ограничивает претензии разума на абсолютизм, а рационализма - на право быть исчерпывающей философской позицией" (Ю.Шрейдер). В христианстве: совесть - дар Божий для свидетельства Высшей правды: "Совесть - самое тайное и святое святых человека, где он пребывает наедине с Богом, Чей голос звучит в глубине его души. Через совесть дивным образом исполняется закон, который исполняется в любви к Богу и ближнему" (Ват.-II. РН, 16). Нередко говорят, что она не ошибается, а ее действие ограничивается или извращается ошибками разума, неверной направленностью воли, неведением, невниманием к высшим ценностям, пристрастиями к земному, самоутверждением или разладом психики человека. Искажения есть, но верно и другое: совесть не безгрешна и нуждается в очищении и развитии в духе смирения и открытости к Богу, к Церкви, к Евангелию. Человек должен всегда поступать по совести, отдавая себе отчет в ее возможности ошибиться, и должен трудиться, чтобы в голосе совести все яснее звучал голос свыше. Совесть может омертветь, если человек не раз отвергал ее и поступал вопреки. Голос совести может вступить в конфликт также и с требованиями, провозглашаемыми от имени Церкви. В таком случае долг христианина - следовать голосу совести, а не церковного авторитета. В жизни святых это в конечном счете служило благу Церкви.

3) Совесть - - этическая категория, выражающая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, определять с позиции добра и зла отношение к своим и чужим поступкам. Совесть выносит свои оценки как бы независимо от практических интересов, однако в различных проявлениях совесть человека отражает воздействие на него конкретных социальных и исторических условий жизни и воспитания. Совесть не порождает, а лишь закрепляет и воспроизводит те ценности и оценки, которые выработаны в общественной практике. В отличие от мотива (чувства долга) совесть включает и самооценку уже совершенных действий на основе понимания человеком своей ответственности перед другими людьми и обществом .

4) Совесть - - одно из качеств человеческой личности (свойств человеческого интеллекта), обеспечивающее сохранение гомеостаза (состояния среды и своего положения в ней) и обусловленное способностью интеллекта моделировать свое будущее состояние и поведение других людей по отношению к "носителю" совести. Совесть является одним из продуктов воспитания. По совесть - категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности (во многих европейских языках слово "совесть" этимологически значит "совместное знание "; в русском языке оно происходит от слова "ведать" - " знать "). Ассоциативный блок. В связи с тем, что совесть - свойство личности, то ее "наполнение и качество " существенно зависят от той культуры, которой обладает человек (как этнической, так и индивидуальной).

5) Совесть - (совместное знание, ведать, знать): способность человека осознавать свой долг и ответственность перед другими людьми, самостоятельно оценивать и контролировать свое поведение, быть судьей своим собственным мыслям и поступкам. « Дело совести есть дело человека, которое он ведет против себя самого» (И. Кант). Совесть – нравственное чувство, позволяющее определять ценность собственных поступков. Через совесть человек познает этические ценности в их фактическом виде. В узком смысле совесть определяется как нравственное чувство, а в широком, как барометр мудрости, как софийное сознание, ориентирующее человека в космосе поступков. Способность в оценке действий с точки зрения добра и зла – основная черта человека, которая хотя и изменчива, все же, без сомнения, свойственна людям. Однако в реальности оно может притупиться или оказаться предельно ослабленным. Христианская этика сравнивает совесть с окном, через которое проникает божественная воля. Совесть может выражаться в чувстве стыда, раскаяния, сожаления о содеянном, в ощущении разлада с самим собой, что свидетельствует о наличии у человека самокритичности В то же время совесть – это деятельное сострадание чужому горю, несчастью, осознание несправедливости существующего порядка вещей с позиций добра и зла, нравственного идеала. Совесть требует от человека самооценки, самоосуждения с точки зрения интересов, надежд, чаяний окружающих. Чуткость, открытость миру, его проблемам и перспективам ведут к изменению взгляда на самого себя, позволяют подняться над собственными убеждениями и пристрастиями, стать их господином, а не рабом. В чувстве совести отражается не только неудовлетворенность человека самим собой, но и конфликт между тем, что существует, и тем, что, по его мнению, должно быть (между сущим и должным). Противоречивость окружающей действительности, ее несовершенство создают импульс для изменения себя и мира, заставляют человека жить по совести. Таким образом, совесть – это способность человеческого духа познавать этические ценности в их реальности и поступать в соответствии с выдвигаемыми ими требованиями, способ, каким чувство ценности становится значимым для человека. В более узком смысле – нравственное сознание, чувство или знание того, что хорошо и что плохо, справедливо или несправедливо, что мудро, а что глупо; субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным ценностям. Совесть как изначальное онтологическое нравственное побуждение является врожденной, но благодаря внешнему, влиянию может развиться или заглохнуть. Христианская этика рассматривает совесть как окно, через которое проникает божественная воля. В фундаментальной онтологии Хайдеггера совесть – это призыв заботы. Она зовет человека и возвращает его от затерянности, потерянности в мир, к свободе на основе ничто. Очень интересны и актуальны взгляды казахского мыслителя Шакарима, ученика Абая на проблему совести. Он считает, что совесть обладает онтологическим статусом существования. Чтобы исправить природу человека и избавить его от пороков, надо создать науку совести и обучать этой науке всех «с младых ногтей». Для зрелого культурного человека существует не только нравственная, но и логическая и эстетическая совесть, он знает обязанности как для своей воли и поведения, так и для своего мышления и чувства и в то же время знает, ощущает с болью и стыдом, как часто естественнонеобходимый ход его жизни нарушает эти обязанности.

6) Совесть - - способность человека осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнение и производить самооценку совершаемых поступков. С. может проявляться не только в форме разумного осознания нравственного значения совершаемых действий, но и в форме эмоциональных переживаний, например, в чувстве угрызений С. или в положительных эмоциях "спокойной С.".

7) Совесть - - понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение; выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль на базе сформулированных в данном обществе норм и правил поведения, самостоятельно формулировать для себя высокие нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков с высот морали и нравственности.

8) Совесть - – “Зов совести имеет характер призыва присутствия к его наиболее своей способности быть самим собой, причем в модусе взывания к его наиболее своему бытию-виновным. Зов совести, взывая к способности быть, не выдвигает пустого идеала, а вызывает в ситуацию.

9) Совесть - - категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности (во мн. европейских языках слово «С.» этимологически значит «совместное знание »; в рус, языке оно происходит от слова «ведать» - « знать »), С. может проявляться не только в форме разумного осознания нравственного значения совершаемых действий, но и в форме эмоциональных переживаний, напр. в чувстве угрызений С. или в положительных эмоциях «спокойной С.». Т. обр., С. - это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед об-вом. Но форма этого осознания такова, что они выступают как долг и ответственность человека перед самим собой. Руководствуясь личной С., человек судит свои поступки как бы от своего собственного имени. Эта субъективная форма проявления С. послужила источником множества идеалистических мистификаций данного понятия в истории этической мысли. С. истолковывалась как голос «внутреннего Я», проявление прирожденного человеку чувства (Нравственного чувства теории), как единственное основание морального долга (Кант, Фихте). Ее часто противопоставляли не только повиновению внешним авторитетам, но также требованиям, предъявляемым человеку об-вом (Экзистенциализм). Марксистская этика доказывает, что С. имеет общественное происхождение, определяется условиями социального бытия и воспитания человека, зависит от его классовой и общественной принадлежности. «У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего - иная, чем у неимущего, у мыслящего-иная, чем у того, кто неспособен мыслить», - писал К. Маркс (т. 6, с. 140). И если С. человека, его внутренние убеждения приходят в столкновение с повелениями, идущими извне, то происходит это потому, что объективная действительность по-разному отражаетсяв сознании различных социальных групп, в официальных установках государственных и общественных институтов и убеждениях отдельных людей. Источник этих столкновений -общественные противоречия и социальная несправедливость, конфликты классовых интересов. В социалистическом об-ве требования С. нравственной личности не могут означать ничего иного, кроме служения интересам др. людей, коллективу. Поэтому возникающие иногда конфликты между личной С. и предъявляемыми извне требованиями являются только результатом неправильного понимания данной личностью или др. людьми долга человека перед об-вом. Принцип коллективизма в коммунистической нравственности нисколько не умаляет значения индивидуальной С. каждого. Напротив, в процессе строительства коммунистического об-ва все более возрастает роль сознательности каждого человека. С. все в большей мере проявляется в непримиримости к собственным недостаткам, в нравственной самокритике, к-рая в условиях развитого социализма выступает как нравственное требование (см. также Самодеятельность и творчество, Свобода нравственная).

10) Совесть - - способность человеческого духа познавать этические ценности в их реальности и вместе с выдвигаемыми ими требованиями; способ, каким чувство ценности становится значимым для человека; в более узком смысле - нравственное сознание, чувство или знание того, что хорошо и что плохо, справедливо или несправедливо; субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным ценностям. Совесть как изначальное нравственное побуждение является врожденной, но благодаря внешнему влиянию может развиться или заглохнуть. Христ. этика рассматривает совесть как окно, через которое проникает божественная воля (Вюнш). Для Канта авторитарный судья совести - это идеальная личность, которая сама себе создает разум. В фундаментальной онтологии Хайдеггера совесть - это призыв заботы. Она зовет человека и возвращает его от затерянности, потерянности в Man к свободе на основе ничто. Этот призыв делает возможным движение собственного самостановления. Желание иметь совесть конституирует подлинную бытийную возможность существования (Брехт). Для зрелого культурного человека существует не только нравственная, но и логическая и эстетическая совесть, он знает обязанности как для своей воли и поведения, так и для своего мышления и чувства и в то же время знает, ощущает с болью и стыдом, как часто естественно-необходимый ход его жизни нарушает эти обязанности (Виндельбанд).

11) Совесть - - этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю, сторону ее самосознания. В отличие от мотива (чувства долга), С. включает и самооценку уже совершенных действий на основе понимания человеком своей ответственности перед об-вом. С. обязует человека своими действиями не просто заслужить уважение к себе (не унижать себя), как, скажем, чувство чести и личного достоинства, но полностью отдавать себя служению об-ву, передовому классу, человечеству. С., кроме того, предполагает способность индивида критически относиться равно к своим и чужим мнениям в соответствии с объективными потребностями об-ва, а также ответственность человека не только за собственные действия, но и за все то, что происходит вокруг него. С.- общественно воспитуемая способность человека. Она определяется мерой его исторического развития, а также его социальной позицией в тех объективных условиях, в к-рые он поставлен. Как активная ответная реакция человека на требования об-ва и его прогрессивного развития С. является не только внутренним двигателем нравственного самосовершенствования личности, но и стимулом ее деятельно-практического отношения к действительности. С. может проявляться как в рациональной форме осознания нравственного значения своих действий, так и в комплексе эмоциональных переживаний (“угрызения С.”). Воспитание в каждом человеке С.- одна из наиболее важных сторон формирования личности.

Совесть

Категория этики, выражающая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, определять с позиций добра и зла отношение к своим и чужим поступкам, линии поведения. С. выносит свои оценки как бы независимо от практич. интереса, однако в действительности в различных проявлениях С. человека отражает воздействие на него конкр. историч., соц.-клас. условий жизни и воспитания. С. не порождает, а лишь закрепляет и воспроизводит те ценности и оценки, к-рые выработаны в обществ. практике, а следовательно, зависит в конечном счете от клас. и обществ, принадлежности человека. Науч. атеизм выступает как против нигилистич. отношения к С., считая ее существ, чертой духовного облика личности, так и против отношения к ней как неизменному и непогрешимому судье, данному нам богом. С ходом соц. и культурного прогресса интеллект. честность как одно из требований С. все более настоятельно требует отказа от релит, веры, как не имеющей логич. и фактич. обоснования, а также и морального оправдания.

(греч. syneidesis, лат. conscientia) - обычно трактуется как способность человека различать добро и зло, как внутренний голос, говорящий нам о нравственной правде, о высших ценностях, о нашем достоинстве. Человек не просто "имеет совесть ", но "сам есть совесть" (С.Фейджин). Совесть действует сверхразумно как нравственная интуиция: " существование совести не совместимо с последовательным рационализмом, ибо ее духовная реальность ограничивает претензии разума на абсолютизм, а рационализма - на право быть исчерпывающей философской позицией" (Ю.Шрейдер). В христианстве: совесть - дар Божий для свидетельства Высшей правды: "Совесть - самое тайное и святое святых человека, где он пребывает наедине с Богом, Чей голос звучит в глубине его души. Через совесть дивным образом исполняется закон, который исполняется в любви к Богу и ближнему" (Ват.-II. РН, 16). Нередко говорят, что она не ошибается, а ее действие ограничивается или извращается ошибками разума, неверной направленностью воли, неведением, невниманием к высшим ценностям, пристрастиями к земному, самоутверждением или разладом психики человека. Искажения есть, но верно и другое: совесть не безгрешна и нуждается в очищении и развитии в духе смирения и открытости к Богу, к Церкви, к Евангелию. Человек должен всегда поступать по совести, отдавая себе отчет в ее возможности ошибиться, и должен трудиться, чтобы в голосе совести все яснее звучал голос свыше. Совесть может омертветь, если человек не раз отвергал ее и поступал вопреки. Голос совести может вступить в конфликт также и с требованиями, провозглашаемыми от имени Церкви. В таком случае долг христианина - следовать голосу совести, а не церковного авторитета. В жизни святых это в конечном счете служило благу Церкви.

Этическая категория, выражающая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, определять с позиции добра и зла отношение к своим и чужим поступкам. Совесть выносит свои оценки как бы независимо от практических интересов, однако в различных проявлениях совесть человека отражает воздействие на него конкретных социальных и исторических условий жизни и воспитания. Совесть не порождает, а лишь закрепляет и воспроизводит те ценности и оценки, которые выработаны в общественной практике. В отличие от мотива (чувства долга) совесть включает и самооценку уже совершенных действий на основе понимания человеком своей ответственности перед другими людьми и обществом .

Одно из качеств человеческой личности (свойств человеческого интеллекта), обеспечивающее сохранение гомеостаза (состояния среды и своего положения в ней) и обусловленное способностью интеллекта моделировать свое будущее состояние и поведение других людей по отношению к "носителю" совести. Совесть является одним из продуктов воспитания. По совесть - категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности (во многих европейских языках слово "совесть" этимологически значит "совместное знание "; в русском языке оно происходит от слова "ведать" - " знать "). Ассоциативный блок. В связи с тем, что совесть - свойство личности, то ее "наполнение и качество " существенно зависят от той культуры, которой обладает человек (как этнической, так и индивидуальной).

(совместное знание, ведать, знать): способность человека осознавать свой долг и ответственность перед другими людьми, самостоятельно оценивать и контролировать свое поведение, быть судьей своим собственным мыслям и поступкам. « Дело совести есть дело человека, которое он ведет против себя самого» (И. Кант). Совесть – нравственное чувство, позволяющее определять ценность собственных поступков. Через совесть человек познает этические ценности в их фактическом виде. В узком смысле совесть определяется как нравственное чувство, а в широком, как барометр мудрости, как софийное сознание, ориентирующее человека в космосе поступков. Способность в оценке действий с точки зрения добра и зла – основная черта человека, которая хотя и изменчива, все же, без сомнения, свойственна людям. Однако в реальности оно может притупиться или оказаться предельно ослабленным. Христианская этика сравнивает совесть с окном, через которое проникает божественная воля. Совесть может выражаться в чувстве стыда, раскаяния, сожаления о содеянном, в ощущении разлада с самим собой, что свидетельствует о наличии у человека самокритичности В то же время совесть – это деятельное сострадание чужому горю, несчастью, осознание несправедливости существующего порядка вещей с позиций добра и зла, нравственного идеала. Совесть требует от человека самооценки, самоосуждения с точки зрения интересов, надежд, чаяний окружающих. Чуткость, открытость миру, его проблемам и перспективам ведут к изменению взгляда на самого себя, позволяют подняться над собственными убеждениями и пристрастиями, стать их господином, а не рабом. В чувстве совести отражается не только неудовлетворенность человека самим собой, но и конфликт между тем, что существует, и тем, что, по его мнению, должно быть (между сущим и должным). Противоречивость окружающей действительности, ее несовершенство создают импульс для изменения себя и мира, заставляют человека жить по совести. Таким образом, совесть – это способность человеческого духа познавать этические ценности в их реальности и поступать в соответствии с выдвигаемыми ими требованиями, способ, каким чувство ценности становится значимым для человека. В более узком смысле – нравственное сознание, чувство или знание того, что хорошо и что плохо, справедливо или несправедливо, что мудро, а что глупо; субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным ценностям. Совесть как изначальное онтологическое нравственное побуждение является врожденной, но благодаря внешнему, влиянию может развиться или заглохнуть. Христианская этика рассматривает совесть как окно, через которое проникает божественная воля. В фундаментальной онтологии Хайдеггера совесть – это призыв заботы. Она зовет человека и возвращает его от затерянности, потерянности в мир, к свободе на основе ничто. Очень интересны и актуальны взгляды казахского мыслителя Шакарима, ученика Абая на проблему совести. Он считает, что совесть обладает онтологическим статусом существования. Чтобы исправить природу человека и избавить его от пороков, надо создать науку совести и обучать этой науке всех «с младых ногтей». Для зрелого культурного человека существует не только нравственная, но и логическая и эстетическая совесть, он знает обязанности как для своей воли и поведения, так и для своего мышления и чувства и в то же время знает, ощущает с болью и стыдом, как часто естественнонеобходимый ход его жизни нарушает эти обязанности.

Способность человека осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнение и производить самооценку совершаемых поступков. С. может проявляться не только в форме разумного осознания нравственного значения совершаемых действий, но и в форме эмоциональных переживаний, например, в чувстве угрызений С. или в положительных эмоциях "спокойной С.".

Понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение; выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль на базе сформулированных в данном обществе норм и правил поведения, самостоятельно формулировать для себя высокие нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков с высот морали и нравственности.

– “Зов совести имеет характер призыва присутствия к его наиболее своей способности быть самим собой, причем в модусе взывания к его наиболее своему бытию-виновным. Зов совести, взывая к способности быть, не выдвигает пустого идеала, а вызывает в ситуацию.

Категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности (во мн. европейских языках слово «С.» этимологически значит «совместное знание »; в рус, языке оно происходит от слова «ведать» - « знать »), С. может проявляться не только в форме разумного осознания нравственного значения совершаемых действий, но и в форме эмоциональных переживаний, напр. в чувстве угрызений С. или в положительных эмоциях «спокойной С.». Т. обр., С. - это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед об-вом. Но форма этого осознания такова, что они выступают как долг и ответственность человека перед самим собой. Руководствуясь личной С., человек судит свои поступки как бы от своего собственного имени. Эта субъективная форма проявления С. послужила источником множества идеалистических мистификаций данного понятия в истории этической мысли. С. истолковывалась как голос «внутреннего Я», проявление прирожденного человеку чувства (Нравственного чувства теории), как единственное основание морального долга (Кант, Фихте). Ее часто противопоставляли не только повиновению внешним авторитетам, но также требованиям, предъявляемым человеку об-вом (Экзистенциализм). Марксистская этика доказывает, что С. имеет общественное происхождение, определяется условиями социального бытия и воспитания человека, зависит от его классовой и общественной принадлежности. «У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего - иная, чем у неимущего, у мыслящего-иная, чем у того, кто неспособен мыслить», - писал К. Маркс (т. 6, с. 140). И если С. человека, его внутренние убеждения приходят в столкновение с повелениями, идущими извне, то происходит это потому, что объективная действительность по-разному отражаетсяв сознании различных социальных групп, в официальных установках государственных и общественных институтов и убеждениях отдельных людей. Источник этих столкновений -общественные противоречия и социальная несправедливость, конфликты классовых интересов. В социалистическом об-ве требования С. нравственной личности не могут означать ничего иного, кроме служения интересам др. людей, коллективу. Поэтому возникающие иногда конфликты между личной С. и предъявляемыми извне требованиями являются только результатом неправильного понимания данной личностью или др. людьми долга человека перед об-вом. Принцип коллективизма в коммунистической нравственности нисколько не умаляет значения индивидуальной С. каждого. Напротив, в процессе строительства коммунистического об-ва все более возрастает роль сознательности каждого человека. С. все в большей мере проявляется в непримиримости к собственным недостаткам, в нравственной самокритике, к-рая в условиях развитого социализма выступает как нравственное требование (см. также Самодеятельность и творчество, Свобода нравственная).

Способность человеческого духа познавать этические ценности в их реальности и вместе с выдвигаемыми ими требованиями; способ, каким чувство ценности становится значимым для человека; в более узком смысле - нравственное сознание, чувство или знание того, что хорошо и что плохо, справедливо или несправедливо; субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным ценностям. Совесть как изначальное нравственное побуждение является врожденной, но благодаря внешнему влиянию может развиться или заглохнуть. Христ. этика рассматривает совесть как окно, через которое проникает божественная воля (Вюнш). Для Канта авторитарный судья совести - это идеальная личность, которая сама себе создает разум. В фундаментальной онтологии Хайдеггера совесть - это призыв заботы. Она зовет человека и возвращает его от затерянности, потерянности в Man к свободе на основе ничто. Этот призыв делает возможным движение собственного самостановления. Желание иметь совесть конституирует подлинную бытийную возможность существования (Брехт). Для зрелого культурного человека существует не только нравственная, но и логическая и эстетическая совесть, он знает обязанности как для своей воли и поведения, так и для своего мышления и чувства и в то же время знает, ощущает с болью и стыдом, как часто естественно-необходимый ход его жизни нарушает эти обязанности (Виндельбанд).

Этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю, сторону ее самосознания. В отличие от мотива (чувства долга), С. включает и самооценку уже совершенных действий на основе понимания человеком своей ответственности перед об-вом. С. обязует человека своими действиями не просто заслужить уважение к себе (не унижать себя), как, скажем, чувство чести и личного достоинства, но полностью отдавать себя служению об-ву, передовому классу, человечеству. С., кроме того, предполагает способность индивида критически относиться равно к своим и чужим мнениям в соответствии с объективными потребностями об-ва, а также ответственность человека не только за собственные действия, но и за все то, что происходит вокруг него. С.- общественно воспитуемая способность человека. Она определяется мерой его исторического развития, а также его социальной позицией в тех объективных условиях, в к-рые он поставлен. Как активная ответная реакция человека на требования об-ва и его прогрессивного развития С. является не только внутренним двигателем нравственного самосовершенствования личности, но и стимулом ее деятельно-практического отношения к действительности. С. может проявляться как в рациональной форме осознания нравственного значения своих действий, так и в комплексе эмоциональных переживаний (“угрызения С.”). Воспитание в каждом человеке С.- одна из наиболее важных сторон формирования личности.

Понятие «совесть» появилось еще в древние времена, и многие философы пытались дать ему определение. Кто-то говорил, что это чувство, которое делает человека слабым, а кто-то, наоборот, утверждал, что это одно из сильнейших качеств хорошего человека. Особенно сложно было говорить о том, своими словами тем, кто некогда не испытывал подобного чувства. Попробуем разобраться, что же означает данное слово.

Морально-этические нормы

Большинство источников утверждает, что совесть - это необходимость придерживаться сформировавшихся в той среде, где вырос человек. Если же по каким-то причинам не получается выполнять определенные принципы, тогда индивидуум испытывает Что такое совесть, своими словами описывают и служащие в религиозной общине - раввины. Они считают, что это внутренний голос каждого человека, не дающий сойти с верного пути и оберегающий от совершения греха.

Как возникает чувство

Когда люди говорят о каком-либо понятии или событии, пытаются понять его суть, они обязательно обращаются к истокам. В данном случае также очень важно знать, как и когда впервые возникает чувство совести. В современной науке существуют две абсолютно противоположные теории, но при этом каждая из них очень интересна и актуальна. Приверженцы первой считают, что совесть человека - это чувство, которое имеет природный характер. Другие же уверены в том, что оно прививается с раннего детства.

Обе теории имеют право на жизнь, поскольку, для того чтобы сформировалось данное чувство, необходимо наличие причинно-следственной связи. К примеру, когда в младенчестве эгоистические поступки, доставляющие неприятности, порицаются, а альтруистические, приносящие пользу, одобряются, у ребенка формируется причинно-следственная связь.

Со временем порицание и одобрение возникает у человека само по себе. Так, теперь во взрослой жизни эгоистические поступки порицают уже не родители, а внутренний голос. Благодаря тому что такие ассоциации возникают еще с самого младенчества и прочно укореняются в мозгу человека, кажется, что это врождённое качество. Но, опять же, поскольку это чувство формируется в той среде, где вырос человек, его «понятие совести» может значительно отличаться от мнения на этот счет остальных.

Попробуем объяснить, что такое совесть, своими словами на достаточно простом примере. Есть две семьи. В одной эгоизм не считается каким-то негативным качеством, а называется всего лишь «любовью к себе». Порицание в этой семье возникает, когда ребенок себя в чем-то ущемляет, родителям кажется, что он совсем не любит себя. Здесь ребенка «мучает совесть», к примеру, за то, что он вместо того, чтобы купить себе конфету, отдает эти деньги бедняку. Другая же семья - полная противоположность: точно такой же поступок не порицается, а одобряется.

И у того, и у другого ребенка так или иначе присутствует чувство «совести», однако направлено оно в разные стороны. Следует понимать, что общепринятые моральные понятия совести все же будут на стороне ребенка из второй семьи.

Альтруизм и эгоизм

Несмотря на то что среда, в которой растет человек, имеет на него очень большое влияние, не всегда определенные качества возникают благодаря ей. Бывает так, что принципы, по которым живет семья, совсем не совпадают с сущностью их ребенка. Альтруист может вырасти в абсолютно аморальной семье, поэтому он негативно относится к их образу жизни и во что бы то ни стало хочет быть другим. Ему стыдно за те поступки, которые совершают его родители, а если он сам совершает подобное, то его мучает совесть. Ч. Дарвин называл такое проявление природным альтруизмом.

Если ситуация совершенно противоположная, то можно говорить о природном эгоизме. Многие ученые и философы считают, что это чувство в разной мере присуще каждому. Степень порицания эгоизма с раннего детства, скорей всего, и определяет то, насколько совестливым вырастет человек. Западные науки считают, что дети рождаются с равной степенью альтруизма и эгоизма, преобладает то качество, которое большего всего одобряют.

Анализ совести

Для того чтобы проанализировать это понятие, необходимо сознание свободы и греховности. Математическим языком можно сказать, что совесть человека - это разность между теми поступками, которые допустимы, и теми, которые невозможны по каким-либо соображениям. Довольно часто проявление этого чувства связано именно с верой. Совесть - это некий внутренний надзиратель, который контролирует моральность поступков. Для верующих людей в первую очередь аморальными будут считаться те, которые противоречат их заповедям.

Как правило, честь и совесть всегда отождествляются с друг другом. К примеру, немецкий мыслитель И. Кант называет данное чувство законом, живущим в каждом человеке и определяющим его достоинство. А. Гольбах говорил, что совесть - это внутренний судья. Только это чувство ответственности точно свидетельствует, насколько поступки человека заслуживают порицания или одобрения.

Свобода совести

С начала зарождения рассматриваемого понятия было огромное количество различных толкований данного слова, однако все они основывались на общих моральных принципах (честь, достоинство, альтруизм, доброта), объясняя, что такое совесть. Значение этого слова и его основные принципы описывал в своих работах практически каждый мыслитель и философ.

В 19-м столетии постепенно стало появляться такое понятие, как свобода совести. Это дало определенный толчок к нравственной демократичности. Понятие совести стало для каждого чем-то сугубо личным. Та среда, в которой растет человек, стала для него определяющей. Соответственно, если человек хочет, чтобы его семья жила по определенным морально-этическим нормам, их нужно соблюдать и прививать. То, что считается неправильным и аморальным, нужно порицать, хорошее же необходимо одобрять.

Дети и совесть

Для того чтобы разобраться, на каких принципах растет ребенок, можно попросить его написать небольшое рассуждение на тему «Совесть и я». Из текста будет абсолютно понятно, в каких моментах воспитанию нужно уделять больше внимания. Более того, совесть может приводить и к определенным психическим проблемам. Когда у ребенка или взрослого не получается делать что-либо «по совести», его начинает терзать чувство вины. Такие частые состояния могут приводить даже к суицидам. Детям нужно объяснять, что такое совесть, своими словами, учить, как поступать, чтобы не было угрызений совести, и рассказывать, о том, что бывают ситуации, когда нет возможности поступить так или иначе.