Презентация - Изучение мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида. Презентация "проблемное обучение" Проблемное обучение в школе 8 вида презентация

Слайд 1

Инновационные технологии в образовании

Проблемное обучение
Презентация Учителя ИЗО МОУ ООШ № 79 Перченко Марины Владимировны

Слайд 2

Великие педагоги, внедрявшие идеи активизации познавательной деятельности обучающихся
Ян Амос Каменский (1592 – 1670 г.) Жан – Жак Руссо (1712 – 1778 г.) Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870г.) Александр Яковлевич Герд (1841-1888г.) Джон Дьюи (1859-1952г.) Б.Е.Райков Т.В.Кудрявцев А.М.Матюшин М.И.Махмутов В.Оконь Д.В.Вилькеев А.А.Вербицкий Л.Б.Рылова и многие другие современные педагоги

Слайд 3

Проблемное обучение
- это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение учебными знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей.

Слайд 4

Функции проблемного обучения
Общие
Специальные
Усвоение учащимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности
Развитие познавательной самостоятельнос-ти и творческих способностей учащихся
Воспитание навыков творческого усвоения знаний
Воспитание навыков творческого применения знаний
Формирование диалектико-материалистического мышления,как основы мировоззрения школьников
Формирование и накопление опыта творческой деятельности

Слайд 5

Условия реализации проблемной технологии
Отбор самых актуальных,сущностных задач
Определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы
Построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств
Личностный подход и мастерство учителя,способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка

Слайд 6

Методы проблемного обучения
Проблемное изложение
Частично-поисковый
Исследовательский

Слайд 7

Уровни проблемного обучения
Уровень несамостоятельной активности
Уровень полусамостоятельной активности
Уровень самостоятельной активности
Уровень творческой активности
Восприятие учениками объяснения учителя, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации
Применение учениками прежних знаний в новой ситуации и участие в поиске способа решения поставленной учителем проблемы
Выполнение учениками работ репродуктивно- поискового типа, применяя прежние знания в новой ситуации,помощь учителя-незначительна
Выполнение учениками самостоятельных работ,требующих творческого воображения

Слайд 8

Структура применения проблемного метода
Проблемнаяситуация
Проблема
Прогнозирование
Решение
Формулирование проблемы (данное и искомое)
Проблемная задача (условие и требование)

Слайд 9

Проблемная ситуация:
средство организации проблемного обучения, это начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.
Содержание проблемных ситуаций
Неизвестна цель
Неизвестен способ деятельности
Неизвестен объект деятельности
Неизвестны условия деятельности

Слайд 10

Проблемная задача:
форма организации учебного материала с заранее заданными условиями и неизвестными знаниями.
Действия учащихся
Активная мыслительная деятельность
Анализ фактов
Выяснение причин происхождения объектов
Выяснение причинно-следственных связей объектов

Слайд 11

Классификация проблемных задач по изобразительному искусству
Методы художественного обобщения через замысел (идею)
Способы материализации замысла
Художественно-творческие задачи (задания)
Художественно-познавательные задачи
Учебно-познавательные задачи
Способы создания, организации, построения
Приемы, техника изображения объекта

Слайд 12

Структура урока
1.Актуализация опорных знаний и способов действия
2.Усвоение новых понятий и способов деятельности
3.Применение их и формирование умений и навыков

Слайд 13

Преимущества технологии проблемного обучения
Приобретение учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков. Способствует достижению высокого уровня умственного развития. Формирует способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности. Развивает интерес к творческому труду. Обеспечивает прочные результаты обучения.








1 из 7

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Проблемное обучение - это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний (В.Оконь, 1975).Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко, 1998).

№ слайда 3

Описание слайда:

Особенности методики В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. В разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения активное участие принимали: Т. В. Кудрявцев, Кудрявцев В. Т., И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь, М. Н. Скаткин и другие.

№ слайда 4

Описание слайда:

Схема проблемного обучения постановка преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

№ слайда 5

Описание слайда:

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. Теория провозглашает тезис о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося и оказании ему помощи в процессе исследовательской деятельности и определяет способы реализации через формирование и изложение учебного материала специальным образом. Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.

№ слайда 6

Описание слайда:

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний. Быть доступным для учащихся и соответствовать их познавательным способностям. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность. Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

№ слайда 7

Описание слайда:

Достоинства: Высокая самостоятельность учащихся; Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося; 3. Развитие мыслительных способностей учащихся. Недостатки: 1. В меньшей степени, чем другие подходы в обучении применима при формировании практических умений и навыков; 2. Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний, чем другие подходы.

Организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.






Структура проблемного урока I. Организационный момент 1. Включение детей в деятельность 2. Выделение содержательной области II. Актуализация знаний 1. Воспроизведение понятий, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания 2. Фиксирование затруднения в деятельности по известной норме


Структура проблемного урока III. Постановка учебной проблемы 1. Определение затруднения и его место 2. Определение необходимости нового знания IV. «Открытие» учащимися нового знания 1. Выдвижение гипотезы 2. Проверка гипотезы V. Первичное закрепление VI. Самостоятельная работа


Структура проблемного урока VII. Повторение 1. Включение нового материала в систему знаний 2. Решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала VIII. Итог урока 1. Рефлексия деятельности на уроке 2. Самооценка учащимися собственной деятельности








Проблема Проблема должна быть посильной, т. е. не слишком трудной для решения (иначе она не вызовет интереса и учащиеся попытаются обойти её) и не слишком лёгкой (лёгкие проблемы быстро решаются и недостаточно активизируют мыслительную деятельность учащихся или вовсе не воспринимаются как проблемы).




























Рассуждающий метод Первый вариант – создав проблемную ситуацию, учитель анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения. Второй вариант – излагая тему, учитель идёт путём поиска и открытия учёного, т. е. создаёт искусственную логику научного поиска путём построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса.


Диалогический метод Представляет диалог учителя с коллективом учащихся. Учитель, в созданной им проблемной ситуации, сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся. Учащиеся участвуют в постановке проблемы, выдвижении предположений и доказательстве гипотез.




Исследовательский метод Организуется учителем путём постановки перед учащимися теоретических и практических исследовательских заданий, имеющих высокий уровень проблемности. Ученик совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия.



Актуальность
Качественный скачок в развитии новых технологий во всех сферах
человеческой деятельности повлек за собой и резкое возрастание
потребностей общества в творческих людях, способных создавать новое в
производственной и социальной жизни, умеющих ставить и решать новые
проблемы, актуальные и для современного общества, и для будущего.
По мнению учёных (психологов, педагогов), проблемному обучению
принадлежит ведущая роль в развитии творческого потенциала личности
обучающихся (С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский, В.
Оконь, Т.В. Кудрявцев, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В.Т.
Кудрявцев, Е.Л. Яковлева, Н.Б. Шумакова и др.).
«…возникновение концепции проблемного обучения знаменует собой новый
этап в развитии дидактики и психологии обучения… Эта концепция привнесла
в теорию и практику образования систему формирования творческих
способностей учащихся, а не просто отдельные приёмы активизации
познавательных интересов, мышления и т.д.»
В.Т. Кудрявцев.

Из истории…
Технология проблемного обучения не нова: она получила
распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной
школе.
Проблемное
обучение
основывается
на
теоретических положениях американского философа,
психолога и педагога Дж.Дьюи (1859-1952), основавшего в
1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план
был заменен игровой и трудовой деятельностью.
В 1923 г. в СССР были «комплекс-проекты» на основе Дьюи. Классноурочная система объявлялась отжившей формой, она заменялась
лабораторно-бригадным методом. Однако в 1932 г. постановлением ЦК
ВКП(б) эти методы были объявлены методическим прожектерством и
отменены.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация
учебных занятий, которая предполагает создание под руководством
учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную
деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и
происходит творческое овладение профессиональными знаниями,
навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Из истории…
Поэтапное развитие теории и практики проблемного обучения:
Первый этап - это период активизации учебного процесса путем более
эффективного применения приемов варьирования учебного материала,
его эмоционального изложения, усиления элементов новизны
излагаемого материала. Этот этап дал сильный толчок в развитии
теории и практики современного развивающего обучения.
Второй этап: дальнейшие поиски путей активизации обучения уже с
опорой на новые теоретические положения и с учетом достижений
практики первого этапа. Здесь заметно усиливается роль познавательных
задач, появляются попытки организации процесса обучения при помощи
системы познавательных задач и исследовательских методов обучения.
Третий этап: происходит теоретическое осмысление роли и места
проблемных ситуаций в учебном процессе и построение теории
проблемного обучения в условиях современной … школы с опорой на
принцип проблемности усвоения и исследовательский принцип
познания. Эта теория органически включает в себя все достижения
предшествующих этапов поиска путей активизации учебного процесса
и развития мыслительных способностей учащихся.

Из истории…
В современных условиях теория и практика проблемного обучения
разрабатывалась (конец 60-х – 70-е годы XX века) и разрабатывается,
начиная с 90-х годов, на качественного новой основе. Этому
способствует прежде всего развитие психологической и педагогической
наук. В экспериментальных психологических исследованиях С.Л.
Рубинштейна, Л.И. Анцыферовой, А.В. Брушлинского, А.М.
Матюшкина, К.А. Славской, а также в работах Ю.Н. Кулюткина, Т.В.
Кудрявцева, В.Н. Пушкина, О.К. Тихомирова и др. содержатся
предпосылки для решения важной педагогической задачи воспитания
мышления, способного открывать новое.
Современные американские теории «учения путем решения проблем» (У.
Александер, П. Хальверсон и др.), в отличие от теории Дж. Дьюи, имеют
свои особенности:
- в них отсутствует чрезмерное подчеркивание значения
"самовыражения" ученика и умаление роли учителя;
- утверждается принцип коллективного решения проблем, в отличие от
крайней индивидуализации, наблюдавшейся ранее;
-методу решения проблем в обучении отводится вспомогательная роль.

Проблемное обучение
Классификационные параметры технологии
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: прагматическая + приспосабливающаяся.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная +
бихевиористская.
По ориентации на личностные структуры
По характеру содержания: обучающая, светская,
общеобразовательная, гуманистическая + технократическая,
проникающая.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: групповая, академическая + клубная.
По подходу к ребенку: свободное воспитание.

Условиями успешности обучения являются:
- проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и
любопытства);
-активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом);
- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Что такое
«Проблемное обучение»?
Под проблемным обучением В.Оконь понимает «совокупность таких
действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование
проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении
проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом
систематизации и закрепления приобретенных знаний».
Д.В.Вилькеев под проблемным обучением имеет в виду такой характер
обучения, когда ему придают некоторые черты научного познания.
Сущность проблемного обучения И.Я.Лернер видит в том, что
«учащийся под руководством учителя принимает участие в решении
новых для него познавательных и практических проблем в
определенно системе, соответствующей образовательновоспитатальным целям школы».

Сущность проблемного обучения
Обучение ведёт за собой развитие ребёнка, оно ориентировано на
зону ближайшего развития
Развивающее обучение обеспечивает развитие познавательных
способностей и интеллекта и направлено на формирование новых
качеств личности
Дидактическими принципами развивающего обучения являются:
- системность и целостность содержания;
- ведущая роль теоретических знаний;
- обучение на высоком уровне трудности;
- изучение быстрым темпом;
- включение в процесс обучения не только рациональной, но и
эмоциональной сферы;

Сущность проблемного обучения
Характерной чертой проблемного обучения является функция
развития творческих способностей.
В процессе решения цепи проблемных ситуаций в ходе проблемноисследовательской деятельности учащиеся овладевают новыми
знаниями и способами действия, а в результате этого формируются
творческие способности, продуктивное мышление, воображение,
интерес к познанию.

Активизация мышления
Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных
средств активизации мышления ученика. Суть активности,
достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик
должен анализировать фактический материал и оперировать им так,
чтобы самому получить из него новую информацию.
Другими словами это расширение, углубление знаний при помощи
ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний.
Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни
книга, оно ищется и находится учеником, поставленным в
соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения как
антипод методу восприятия готовых выводов учителя (хотя последний
метод тоже вызывает определённую активность ученика).

Цель активизации учащихся посредством проблемного обучения
заключается в том, чтобы поднять уровень мыслительной деятельности
ученика и обучать его не отдельным операциям в случайности, стихийно
складывающемся порядке, а системе умственных действий, которая
характерна для решения нестереотипных задач, требующего применения
творческой мыслительной деятельности.
А.М.Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как, «особый
вид умственного взаимодействия объекта и субъекта,
характеризующийся таким психическим состоянием субъекта
(учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения
(открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или
способов деятельности». Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая
ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя
задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.

Виды проблемного обучения
по соответствующим видам творчества:
Первый вид («научное» творчество) – это теоретическое
исследование, то есть поиск и открытие ученикам нового правила,
закона, теоремы и т.д. В основе этого вида проблемного обучения
лежит постановка и решение теоретических учебных проблем.
Второй вид (практическое творчество) – поиск практического
решения, то есть поиск способа применения известного знания в
новой ситуации, конструирование, изобретение. В основе этого вида
проблемного обучения лежит постановка и решение практических
учебных проблем.
Третий вид (художественное творчество) – это художественное
отображение действительности на основе творческого воображения,
включающее в себя литературные сочинения, рисование, написание
музыкального произведения, игру, и т.д.
Все виды проблемного обучения характеризуются наличием
репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика,
наличие поиска и решения проблемы.

Методы проблемного обучения
1.
Метод монологического изложения.
2.
Рассуждающий метод обучения.
3.
Диалогический метод изложения.
4.
Поисковая деятельность.
5. Метод мозговых атак.

Требования к проблеме:
Доступность пониманию учащихся (проблема должна быть
сформулирована в известных учащимся терминах);
Посильность выдвигаемой проблемы;
Заинтересованность учащихся формулировкой проблемы
(словесное оформление, развлекательность формы);
Естественность постановки проблемы.
Этапы постановки учебной проблемы:
а) анализ проблемной ситуации;
б) осознание сущности затруднения – видение проблемы;
в) словесная формулировка проблемы.

Процесс решения
учебной проблемы
Решение любой проблемы начинается с ее правильной и четкой
формулировки (процесс формулировки означает, что ученик уже
понимает возникшую перед ним задачу и в известной мере видит,
«нащупывает» пути ее решения, то есть, составляет план решения,
затем осуществляет план и «оглядывается назад» (изучение
полученного решения).
Решение учебной проблемы есть результат преодоления
противоречий учебного процесса вообще и основного противоречия
познавательной проблемы в частности, есть результат активного
мыслительного процесса, при котором отбрасываются неверные
гипотезы и выбираются правильные, обоснованные.

Современные образовательные технологии
Достоинства метода
Обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность
усвоения знаний и творческое их применение в практической
деятельности.
Способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает
мыслительные способности обучающихся (Хекхаузен Х.).
Является наиболее перспективным (развивает умение адекватно
оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и
проблем в деятельности, спланировать и осуществить специальную
деятельность по преодолению этих трудностей. Эти способности
являются одними из базовых для современного специалиста).
Недостатки метода
Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема
знаний по сравнению с другими типами обучения.

Список источников
Материалы международной научно-практической конференции (12 июня 2009 г., г. Пермь).
Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология
креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003.
Лептина И., Семенова Н. Применение эффективных технологий
обучения 2003. №1.
http://www.den-za-dnem.ru/school.php?item=231
http://www.eng.ru/pedagogika/texnologiya_problemnogo_obucheniya.
html
http://psychology.academic.ru/
  • Образовательная
  • технология
  • Проблемное обучение
  • Гоц Н.А., учитель математики и информатики
  • МБОУ СОШ № 1 г. о. Красноармейск, М.О.
Педагогическая технология - содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех определений всех предыдущих авторов (Г. К. Селевко).
  • Педагогическая технология - содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех определений всех предыдущих авторов (Г. К. Селевко).
Критерии технологичности
  • Образовательная технология должна удовлетворять основным требованиям (критерии технологичности):
        • Концептуальность
        • Системность
        • Управляемость
        • Эффективность
        • Воспроизводимость
«Проблемное обучение»
  • В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (), который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. В разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения активное участие принимали: Т. В. Кудрявцев, Кудрявцев В. Т., И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь, М. Н. Скаткин и другие.
Проблемное обучение - такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
  • Проблемное обучение - такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Концептуальные положения (по Д. Дьюи)
  • Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании. Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс. Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Цель проблемного обучения
  • Сформировать у учащихся необходимую систему ЗУН, способности к самообучению, самообразованию, исследовательской деятельности.
Задачи проблемного обучения
  • Повысить мотивацию учащихся к обучению.
  • Помочь учащимся усвоить не только знания, умения, навыки, но и способы умственной практической деятельности.
  • Развивать познавательную самостоятельность и творческие способности учащихся.
Системность
  • - проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и любопытства);
  • -активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом);
  • - связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Этапы проблемного обучения
  • Этапы проблемного обучения
  • Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.
  • 2) Выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации.
  • 3) Поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источниковой базы, осмысление проблемы, обобщение материала.
  • 4) Дискуссия. Аргументация, синтез, обобщение, выводы
Роль учителя
  • Создает проблемную ситуацию; (отбор самых актуальных, сущностных задач);
  • Направляет учащихся на ее решение; (личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка);
  • Организует поиск решения. Ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.
Технология поиска решения учебной проблемы
  • Побуждающий к гипотезам диалог:
  • побуждение к выдвижению гипотез
  • принятие выдвигаемых учениками гипотез
  • побуждение к проверке гипотез
  • принятие предлагаемых учениками проверок
  • подводящий к знаниям диалог
Создание проблемной ситуации:
  • Учитель лично заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему.
  • Ученик сам осознает противоречие и формулирует проблему.
  • Учитель диалогом побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать проблему.
Результативность проблемного обучения
  • -глубокое усвоение учебного материала;
  • -дифференцированный подход помогает достичь успеха даже слабым ученикам;
  • -решается проблема перегрузки учащихся;
  • -повышается интерес к предмету;
  • -повышение качества знаний.
Использованная литература
  • Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. –М.: НИИ школьных технологий, 2006. Т.1 – 816с, Т.2 - 816с.
  • http://si-sv.com/publ/14-1-0-84 (Задоя С.Э. «Технология проблемного обучения» [Электронный ресурс])
  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!