Позиционные чередования гласных и согласных звуков. Фонема

Билет №1

1. Алфавит. Гласные и согласные звуки.

Алфавит - совакупность букв, стоящих в определенном порядке

Буквы русского алфавита делятся на три группы:

1) 10 букв гласных: а, о, у, ы, э, я, е, ѐ, ю, и;

2) согласных букв - 21: б, в, г, д, й, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ;

3) 2 буквы, не обозначающие звуков: ъ и ъ.

Всего букв в русском алфавите - 33.

В русском литературном языке шесть гласных звуков: и , э, ы, а, о, у. Они наиболее отчётливо слышатся под ударением.

Йотированные гласные буквы (буквы, обозначающие два звука).Обозначают два звука , если стоят:
Я - [йа] Ю- [йу] Е – [йэ] Ё – [йо]

· в начале слова (ёж, яблоко, юла)

· после Ъ и Ь (съешь, семья, подъём)

· после гласных букв (споём, союз, военный)

Буквы е, я, ю, ё обозначают один звук [э], [а], [у], [о]после согласного только под ударением.

век - [в"эк], мяч- [м"ач"], блюз - [бл"ус], мед - [м"от]

В безударном положении эти буквы после согласного обозначают звук [и]
ряды [р’ и д ы] лесок [л’ и с о к]

Парные согласные звуки

Непарных глухих звуков – 5: [х], [х’] [ц], [ч’], [щ’].
Непарных звонких звуков – 9: [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й’].
Всегда твёрдые согласные звуки: [ж], [ш], [ц].
Всегда мягкие согласные звуки: [ч’], [щ’], [й’].
Непарные звонкие звуки [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]называются сонорными, что в переводе с латинского значит «звучные».

2. Словосочетание. Способы связи в словосочетании

Словосочета́ние - это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, ка­чества, действия и др.).

В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое - зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании:

· Согласование - вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово

всегда существительное; придаточное может являться: прилагательным, причастием или местоимением. Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе, под тем же названием .

· Управление - вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа.

· Примыкание - вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без

применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями, а также притяжательными местоимениями 3 лица, простой формой сравнительной степени прилагательного или наречия. Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал, шел неспеша, мальчик постарше .

Билет №2

1. Имя существительное

Имя существи́тельное (существительное ) - знаменательная (самостоятельная) часть речи, принадлежащая к категории имени и классу полнозначных лексем, может выступать в предложении в функциях подлежащего, дополнения и именной части сказуемого. В русском языке - самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто?»/«что?» . Одна из основных лексических категорий; в предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего или дополнения, а также обстоятельства и сказуемого.

Постоянные признаки имени существительного

  • Нарицательность (Имя нарицательное или имя собственное)
  • Одушевлённость
  • Разряд (конкретное, вещественное, абстрактное, собирательное)
  • Склонение

Имя нарицательное и собственное

Существительные нарицательные служат общим наименованием класса единичных предметов: статья , дом , компьютер и т. д.

Переход нарицательных имён в собственные сопровождается утратой именем языкового понятия (например, «Десна» от «десна» - «правая»). Н. и. бывают конкретные (стол), неконкретные или сложно понятийные (любовь), вещественные, или материальные (сахар), и собирательные (студенчество).

Существительные собственные служат наименованием конкретного предмета, выделяемого из класса однородных: Иван , Америка , Эверест .

Грамматика

Имя существительное имеет, число которых в разных языках различно. Такими:

· род (мужской род, женский род, средний род, также бывают существительные общего и обоюдного родов);

· падеж (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный);

· число (единственное, множественное);

· одушевлённость.

Все существительные имеют одно из 3 склонений:

· Существительные 1 склонения - существительные мужского и женского рода с окончанием в именительном падеже единственного числа -а, -я , например, папа, мама, семья.

· Существительные 2 склонения - существительные мужского и среднего рода с окончанием в именительном падеже единственного числа: нулевое окончание для мужского рода и нулевое или -о, -е для среднего рода, например, окно, голубь, стол.

· Существительные 3 склонения - существительные женского рода, имеющие в форме именительного падежа единственного числа нулевое окончание, например, мышь, шаль, ложь .

Ещё одним грамматическим признаком существительного является одушевлённость/неодушевлённость. В русском языке слова мертвец, покойник, кукла, неваляшка, матрешка и некоторые другие являются одушевлёнными. Притом слово труп относится к числу неодушевлённых. Существуют также окказионально-одушевлённые существительные. Например: В реке не было раков , но Он ел раки .

2. Отличительные признаки простого предложения. Виды предложений

Типы предложений

Простое предложение – это синтаксическая единица, образованная одной синтаксической

связью между подлежащим и сказуемым или одним главным членом.

Двусоставное предложение – это простое предложение с подлежащим и сказуемым как

необходимыми компонентами: Они засмеялись. Он был умён. Туча – чёрная, тяжёлых очертаний.

Односоставное предложение – это простое предложение, в котором есть только один главный

член (с зависимыми словами или без них). Односоставные предложения бывают:

Предложение не всегда выражает мысль, оно может выражать вопрос, побуждение, волю, эмоции. В соответствии с этим предложения бывают следующих типов:

· Повествовательное (декларативное ) предложение сообщает о каком-либо факте, действии или событии

· Вопросительное предложение побуждает собеседника ответить на вопрос говорящего.

· Побудительное предложение содержит в себе волю говорящего, выражая приказ, просьбу или мольбу. Побудительные предложения отличают: побудительная интонация, сказуемое в форме повелительного наклонения, присутствие частиц, вносящих побудительный оттенок в предложение (ну-ка, давай, пусть).

· Восклицательное предложение выражает эмоции говорящего, что передаётся специальной восклицательной интонацией. Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные, и побудительные предложения.

Если предложение содержит в себе только подлежащее и сказуемое, то оно называется нераспространённым , иначе - распространённым .

Предложение считается простым , если содержит в себе одну предикативную единицу, если больше - сложным .

Если предложение содержит в себе и состав подлежащего, и состав сказуемого, то оно называется двусоставным , иначе - односоставным .

Односоставные предложения делятся на следующие типы:

· Определённо-личное предложение - простое односоставное предложение без подлежащего с глаголом-сказуемым, который своими личными окончаниями указывает, что действие, названное им, выполняется определённым, 1-м или 2-м, лицом: Иду домой. Одевайтесь!

· Неопределённо-личное предложение - простое односоставное предложение без подлежащего, когда действие выполняется неопределённым лицом: Меня вызвали к директору.

· Обобщённо-личное предложение - простое односоставное предложение без подлежащего с глаголом-сказуемым, где субъектом действия может быть кто угодно: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

· Безличное предложение - простое односоставное предложение со сказуемым, называющим такое действие или состояние, которое представлено без участия грамматического субъекта действия: Смеркалось. Было уже светло. Хочется пить. Его как бы вдруг передёрнуло. Под густою листвою пахло травою и лесом.

· Инфинитивное предложение - простое односоставное предложение, в котором сказуемое выражено инфинитивом (глаголом в неопределённой форме). В таких предложениях подлежащее не может быть выражено каким-либо словом без изменения формы сказуемого: Молчать! Вам уже ехать. Только бы успеть!

· Номинативное предложение - простое односоставное предложение, в котором подлежащее выражено существительным в именительном падеже и отсутствует сказуемое (сказуемое выражено глаголом «быть» в нулевой форме): Летнее утро. В воздухе тишина.

Билет №3

1. Виды морфем. Чередование звуков.

Морфема (от греческого morphe - форма) - это наименьшая, далее неделимая часть слова, обладающая значением. По характеру выражаемого значения и по функции в слове морфемы делятся на корневые и служебные.

По роли в слове морфемы делятся на :

· корневые

· служебные (аффиксальные).

Корневые морфемы - это корни слов, составляют лексическую базу слова. В идеале – обязательная часть слова.

Служебные морфемы, или аффиксы - оформляют слово как лексико-грамматическую единицу в системе частей речи. Это необязательные части слова. К ним относятся:

· приставка (префикс) – значимая часть слова, стоящая перед его корнем и дополняющая или изменяющая смысл

слова. Приставки русского языка делятся на три группы. Приставки первой группы всегда пишутся одинаково, независимо от произношения. Это приставки: в-(во-)(взо-), вы-, до-, за-(изо-), ко-, на-, над-(надо-), не-(недо-), о-, об-(обо-), от-(ото-), па-, по-, под-(подо-), пра-, пред-(предо-), про-, разо-, с-(со-), су-, у-. Приставки второй группы - все приставки, оканчивающиеся на З и С: без-(бес-), вз-(вс-), воз-(вос-), из-(ис-),низ-(нис-), раз-(рас-), роз-(рос-), через-(черес-). Приставки, относящиеся к третьей группе: пре- и при-. Всего в русском языке имеется 70 префиксов.)

· суффикс - значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов или форм

одного и того же слова: вода – водный, печь – печник; новый – новейший, бежать – бежал, сильный – сильн-ее, дорого – дорож-е, покорно – покорн-ейш-е, лежа-л-а – лежа-ть, пас-л-а – пас-ти

Суффикс не является обязательным элементом слова. В слове может быть один или несколько суффиксов: легк-о, чит-а-тель, образ-ова-нн-ость.

· интерфикс (соединительная гласная) - соединительная словообразовательная морфема, которая выделяется в

составе сложных слов. Наиболее употребительными являются интерфиксы -О-, -Е-: пар-о-воз, птиц-е-ед, ниж-е-подписавшийся, мал-о-образованный, выш-е-названный.

· окончание – служебная морфема, выражающая грамматическое (иногда словообразовательное) значение и

выполняющая словоизменительную функцию. Окончание может быть материально выраженным или нулевым. Пример: кресло-кроватьØ – кресла-кровати, пятьØдесятØ – пятьюдесятью

· постфикс – служебная морфема, стоящая после окончания и выражающая словообразовательное или

грамматическое значение. Имя словообразовательное значение, постфикс входит в состав основы слова. В русском языке выделяется глагольный постфикс -СЯ (-СЬ) у возвратных глаголов и глагольных форм: умывая-сь, умывал-ся.

По роли в образовании и функционировании слова выделяют морфемы:

· словообразующие

· формообразующие.

Словообразующие морфемы изменяют лексическое значение слова и служат для образования новых слов:

бодр-ость, бодр-о.

Существуют разные способы образования слов, которые изучает словообразование.

Формообразующие морфемы служат для образования форм одного и того же слова, не изменяя его лексического значения: бодр-ый – бодр-ая – бодр-ое, говорить – говор-ящ-ий – говори-вш-ий.

Существует несколько способов образования форм слов.

Чередование звуков в русском языке

Чередованием называетсязакономерная замена одного звука другим в основах родственных слов или в основах форм одного и того же слова, например: слух – слуш ать (х чередуется с ш ); сбро сить – сбра сывать (о чередуется с а );воз ит– вож у (з чередуется с ж ).

Чередоваться могут не только звуки, но и звукосочетания: сжа ть–сжим ать (а чередуется с им ). Звук может чередоваться с нулём звука: со н–сна, кусо к, – куск-а (о чередуется с нулём, звука).

В формах слова коза, козе, козу, коз, в словах козлы, козёл , козерог корень один и тот же. Но мы произносим то [з] (коза, козлы), то [з"] (козе, козерог), то [с] (коз), то [з°] (козу) или [з"°] (козёл). Первый гласный тоже не один и тог же: [о] (козлы, коз), [а 0 ] {коза, козе, козёл), [а] {козерог). Нс одинаков и первый согласный: перед [а 0 ], [э] это [к] {коза, козерог), а перед [о] это [к 0 ] (козлы, коз). Такая мена звуков, занимающих одно и то же место в одной и той же морфеме, но в разных словах или разных словоформах, называется чередование м. Заменив [з] на [с] (или наоборот) в словах ко[за, ко[са, мы не получим чередования: корни здесь разные. В слове вожжи может произноситься [ж"] и [ж]. Варианты слова тоннель и туннель различаются звуками [а 0 ] и [у], но это не чередование, а варьирование звуков в одной и той же словоформе.

Чередования могут быть позиционными и непозиционными. II о з и ц и о н и ы е чередования связаны с определенными позициями, вызываются ими. У фонетических чередований позиции (т.е. условия появления того или иного звука) фонетические - начало и конец слова или слога, соседство других звуков, положение в ударном или безударном слоге: подруг]а - дру[ к], [игры - с[ъгран, вя[зать - свя[ска, и[а]р - п[ъ*ры - п[э]ровой. У морфологических чередований позиции морфологические - положение перед определенной морфемой (суффиксом или окончанием), принадлежность слова к тому или иному морфологическому классу: ре[ка - ре[ч]ной (перед суффиксом -"-), лю6"]йть - л/о[бл"]/6 (перед окончанием 1-го лица ед. ч.), тй[хо - тй[шь (у сущ. III скл.).

Позиционные чередования могут не знать исключений в данной языковой системе. Такие чередования называются позиционно о б у с л о в л е н н ы м и: например, фонетическое чередование шумного звонкого согласного с глухим на конце слова (гла[з]а - гла с]) или перед глухим шумным (гла[з]а - гла[с]ки) морфологическое чередование [г||ж] перед суффиксом прилагательных -//- (подру[г]а - дру[ж]ный), перед глагольным суффиксом -и- (подру[г]а - дру[ж]йтъ) или перед окончаниями глаголов II спряжения (подру[г]а - дру[ж]у , дру[ж]ишъ и т.д.).

Позиционные чередования, знающие исключения, называются позиционно прикрепленными. Например, фонетическое чередование твердого зубного согласного с мягким в позиции

перед мягким зубным (мо[с]т - мо[с"]тик) нс обязательно на стыке приставки и корня (ра[с } ]тесать и ра[с]тесать ), в начале слова ([с"тена и редко [с]тена), после твердого согласного (шер[с"тъ и гиер[с]тъ ); морфологическое чередование [о||а] перед глагольным суффиксом -ыва-/-ива - (отколет - откалывает , выходит - выхаживает , сносит - снашивает , уловит - улавливает и т.п.) знает исключения: топчет - притаптывает и и/л/- топтывает , хлопает - прихлопывает и др.

Кроме позиционных, бывают и такие чередования, которые не имеют ни фонетической, ни морфологической обусловленности: подру[г]а - дру[з"]я, све[ т] - освет"]атъ, засо]хнуть - зас[ы]хатъ - зас[у]шйть. Это непозиционные чередования, которые связаны только с конкретными словами.

Фонетическое позиционно обусловленное чередование - это чередование звуков, относящихся к одной фонеме. Фонетическое позиционно прикрепленное чередование может быть чередованием звуков, относящихся к одной фонеме, и чередованием фонем. Так, если отступления от позиционного чередования закреплены в отдельных словах, лексикализованы и обязательны для говорящих, то такие чередования представляют собой чередования фонем. Например, чередование [н"||н] перед твердым зубным (ко[н"] - кб[н]ный, Каза[ н"] - каза[нский> испа[н"]ец - испа[цы) знает исключение: ию[ и"] - ию[н"]ский. Следовательно, это чередование звуков представляет собой чередование фонем /н"||н/. Если отступления от позиционного чередования необязательны, факультативны, то такие позиционно чередующиеся звуки рассматриваются как представители одной фонемы. Например, чередующиеся ударный [а] с безударным [и э ] после мягкого согласного (п["а]тый - п[и э ]так,р[ г з]д - р[и э ]ды) представляют фонему /а/, несмотря на то, что в словах типа спекулятивный , ассимилятивный в предударном слоге наряду с [и э ] встречается произношение ["а].

Морфологические и непозиционные чередования фонем называются историческими чередованиями.

Фонетические позиционные чередования могут быть двух типов: а) чередования, образующие параллельные ряды, не имеющие общих членов; б) чередования, образующие пересекающиеся ряды, имеющие общие члены.

Приведем схематическое изображение этих двух типов чередования в позициях Р 1 и Р/.

Например, фонемы /р/, /л/ образуют параллельные ряды звуков, чередующихся в разных позициях:

Фонема /р/ представлена рядом позиционно чередующихся звуков [р||р°||р]. Фонему /л/ представляет ряд [л||л°||л]. При этом

в каждой позиции /р/ и /л/ представлены разными звуками, эти фонемы различаются во всех позициях.

Фонемы /б/, /п/ образуют пересекающиеся ряды чередующихся звуков:

Совпадение двух или нескольких фонем в определенной позиции называется нейтрализацией. В позиции нейтрализации эти фонемы реализуются одним и тем же звуком. Так, фонемы /б/, /п/, реализуясь разными звуками, различаются перед гласными и нейтрализуются на конце слова, где они реализуются одним и тем же звуком.

Позиционно обусловленные звуки объединяются в одну фонему. М. В. Панов приводит пример позиционного чередования звуков в соответствии с предлогом с перед существительными:

Последнее чередование легко проверить: одинаково произносится оказался Щукарём и оказался с Щукарём. Объясняется это тем, что перед [нГ] звук [с] должен замениться на [ш"]; получился бы согласный тройной длины [ш"нГнГ], так как [ИГ] = [ш"ш"]. Такие звуки в русском языке невозможны: на месте [щ"иГцГ] произносится [ш"ш").

Фонема /с/ реализуется следующим рядом позиционно чередующихся звуков: [с | с° || с" || з || з" || ш || ж || ш" | ж"|| -]. Следовательно, фонема может быть представлена звуками, совершенно не похожими один на другой (например, [с°] и [ж"]), в том числе нулем звука.

  • См.: Панов М. В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979.

Противопоставления гласных по наличию или отсутствию ла­биализации, по ряду и подъёму языка характерны только для их употребления под ударением и без учёта влияния на них соседних согласных. Но в речи звуки произносятся неизолированно.

На про­изношение гласных оказывают влияние согласные, а также место ударения в слове. В безударных слогах гласные отличаются от удар­ных, т.е. реально в речи гласных функционирует значительно больше, чем было представлено в таблице 2. Изменения гласных в зависимости от фонетических позиций (от места ударения в слове и от твёрдости или мягкости соседних согласных) называются фоне­тическими (или позиционными) чередованиями.

Фонетические чередования гласных звуков в зависимости от места ударения в слове

В фонетике различают сильные и слабые позиции гласных зву­ков. В сильной позиции гласные находятся под ударением, звучат отчетливо и не подвергаются изменениям. Безударные гласные на­ходятся в слабой позиции, произносятся менее отчетливо, неясно. Такое ослабление произношения гласных называется редукцией, а безударные гласные - редуцированными гласными. Редукции под­вергаются все гласные безударных слогов, но степень редукции и её характер неодинаковы для разных гласных. Наибольшим изме­нениям подвергаются гласные в зависимости от места ударения в слове. Безударные гласные произносятся с меньшей силой. Изме­нения безударных гласных по сравнению с ударными оцениваются на основании формулы А.А. Потебни, который предложил оценку силы ударных и безударных слогов: 3 - сила ударного слога, 2 - сила первого предударного слога (он слабее), 1 - сила остальных безудар­ных слогов (они ещё слабее). На основании этой формулы различа­ются две степени изменения безударных гласных по сравнению с ударными: первая степень редукции (I слабая позиция) - для глас­ных в первом предударном слоге и абсолютном начале слова, вторая степень редукции (II слабая позиция) - для гласных во втором, третьем и т.д. предударном и во всех заударных слогах. Меньшим изменениям подвержены гласные звуки в I слабой позиции, боль­шим - во II слабой позиции. Безударные гласные произносятся ко­роче ударных. В связи с сокращением времени на произнесение без­ударного гласного происходит значительное отклонение в положе­нии артикуляционных органов от того, что наблюдается при произ­несении ударных. Безударные гласные артикулируются менее энер­гично, чем ударные. Язык принимает положение, близкое к ней­тральному, т.е. такое, какое он занимает во время речевой паузы. Так, при произнесении гласного [а] в первом предударном слоге из- за меньшей длительности артикуляции язык не успевает дойти до крайнего нижнего положения, и гласный становится не нижнего подъёма, как ударный [а], а средне-нижнего - [Л]. Во втором преду­дарном слоге ударный гласный [а] заменяется звуком среднего подъ­ёма [ъ], при образовании которого язык занимает в полости рта среднее положение по вертикали.

По степени редукции и её характеру гласные среднего подъёма [э], [о] и гласный нижнего подъёма [а] противопоставляются глас­ным верхнего подъёма [и], [ы], [у].

Гласные верхнего подъёма [и], [ы], [у] в слабых позициях звучат так же, но несколько короче и не так ясно, как под ударе­нием, хотя и не утрачивают своего основного качества.

Такое из­менение гласных верхнего подъёма [и], [ы], [у] называется количе­ственной редукцией.

Гласные среднего и нижнего подъёма не только ослабляются, но качественно изменяются: они утрачивают свое основное качество. Такое изменение гласных среднего и нижнего подъема в слабых по­зициях называется качественной редукцией.

Фонетические чередования гласных звуков в зависимости от соседних твердых или мягких согласных

Приспособление произношения одного звука к произношению другого называется аккомодацией. Различают три вида аккомода­ции: прогрессивная (когда артикуляция гласного приспосабливает­ся к артикуляции предшествующего согласного: лямка - [л"амкъ]), регрессивная (когда артикуляция гласного приспосабливается к ар­тикуляции последующего согласного: брать - [брат"] и прогрес­сивно-регрессивная (когда артикуляция гласного приспосабливает­ся к артикуляции и предшествующего, и последующего мягкого со­гласного: сядь - ). В русском языке более сильной является прогрессивная аккомодация. Это объясняется тем, что в русском языке наибольшее влияние на гласные оказывает предшествующий согласный, так как влияние согласного на гласный в пределах одно­го слога значительно сильнее, чем влияние согласного другого сло­га.

При переходе от артикуляции согласного к артикуляции глас­ного органы речи не успевают быстро изменить свое положение. Мягкие согласные могут вызывать сдвиг артикуляции гласного вверх. Например, в слове мясо - [м"асъ] после мягкого согласного нужно произнести звук [а]. При произношении мягкого согласного [м"] средняя часть спинки языка высоко поднята. А для произно­шения гласного звука [а] язык нужно быстро опустить, так как это гласный нижнего подъёма. Сразу язык не успевает опуститься и немного задерживается в верхнем положении, которое харак­терно для гласного [и]. Поэтому звук [а] в этом слове первой своей
фазе имеет незначительный призвук, похожий на |и], становится более закрытым.

Гласный [и] после твёрдых согласных испытывает прогрессив­ную акккомодацию, становясь более задним звуком. Это происхо­дит потому, что на него оказывает влияние артикуляция предшест­вующего твердого согласного. При произношении твёрдых со­гласных язык занимает более заднее положение, чем при произ­ношении гласного переднего ряда [и]. Под влиянием артикуляции твёрдого согласного соседний гласный переднего ряда [и] отодви­гается назад и вместо него произносится гласный среднего ряда [ы]: играть - [играт"] и сыграть - [сыграт"].

В положении между двумя мягкими согласными все гласные становятся более закрытыми, но гласные нижнего и среднего подъёма меняются в результате аккомодации сильнее, чем гласные верхнего подъёма.

Результатом аккомодации являются позиционные чередования гласных двух видов.

Ударные гласные произносятся отчетливо и никогда не совпа­дают по звучанию с другими гласными. Возможны только незна­чительные изменения, которые зависят от твёрдости или мягкости соседних согласных звуков. Например, гласные переднего ряда под ударением между мягкими согласными или в начале слова перед мягким согласным становятся более закрытыми, узкими, напря­женными: тени - [т"э"н"и]. пили - [п"и"л"и], иль - [и"л]. Учитывая сказанное, у гласных переднего ряда под ударением можно отме­тить следующие позиционные чередования: [э]//[э"], [и]/[и"].

Но эти чередования происходят в пределах одной фонемы и не выполняют в русском языке различительную функцию.

Гласные непереднего ряда под ударением также представлены разными оттенками в пределах одной фонемы. После мягких со­гласных перед твёрдыми произносятся звуки, продвинутые вперед в экскурсии, а после твёрдых перед мягкими - продвинутые вперед в рекурсии. Эти оттенки звуков обозначаются точкой сверху с той стороны знака, где находится соседний мягкий согласный: мял - [м°ал], моль - [мо°л°], её л - [в°ол], юг - .

Между мягкими согласными гласные непереднего ряда пред­ставлены оттенками, продвинутыми вперед на всем протяжении артикуляции. Это отмечается двумя точками над знаком: люки - [л "y o κ ’и], дяди - [д, a o ∂ "ιtj, Лёни - [л ’о°н "и].

Таким образом, у гласных непереднего ряда под ударением в за­висимости от соседства твёрдых или мягких согласных можно от­метить следующие позиционные чередования: [a]∖∖a а а; о о о о; у

Приспособление произношения одного звука к произношению другого звука называется аккомодацией. Различают три вида аккомодации: прогрессивная (когда ар­тикуляция гласного приспосабливается к артикуляции предше­ствующего согласного: лямка - [л"амкъ]), регрессивная (когда артикуляция гласного приспосабливается к артикуляции последу­ющего согласного: брать - [брат"]) и прогрессивно-регрессивная (когда артикуляция гласного приспосабливается к артикуляции и предшествующего, и последующего мягкого согласного: сядь - (с"ат"]). В русском языке более сильной является прогрессивная аккомодация. Это объясняется тем, что в русском языке наиболь­шее влияние на гласные оказывает предшествующий согласный, так как влияние согласного на гласный в пределах одного слога значительно сильнее, чем влияние согласного другого слога.

При переходе от артикуляции согласного к артикуляции глас­ного органы речи не успевают быстро изменить свое положение. Мягкие согласные могут вызывать сдвиг артикуляции гласного вверх. Например, в слове мясо - [м"асъ] после мягкого согласного нужно произнести звук [а]. При произношении мягкого согласного [м"] средняя часть спинки языка высоко поднята. А для произношения гласного звука [а] язык нужно быстро опустить, так как это гласный нижнего подъёма. Сразу язык не успевает опуститься и немного задерживается в верхнем положении, которое характерно для гласного [и]. Поэтому звук [а] в этом слове первой своей фазе имеет незначительный призвук, похожий на |и], становится более закрытым.

Гласный[и] после твёрдых согласных испытывает прогрессивную акккомодацию, становясь более задним звуком. Это происходит потому, что на него оказывает влияние артикуляция предшествующего твердого согласного. При произношении твёрдых со­гласных язык занимает более заднее положение, чем при произ­ношении гласного переднего ряда [и]. Под влиянием артикуляции твёрдого согласного соседний гласный переднего ряда [и] отодви­гается назад и вместо него произносится гласный среднего ряда [ы]: играть - [играт"] и сыграть - [сыграт"].

В положении между двумя мягкими согласными все гласные становятся более закрытыми, но гласные нижнего и среднего подъёма меняются в результате аккомодации сильнее, чем глас­ные верхнего подъёма.

Результатом аккомодации являются позиционные чередования гласных двух видов.

Ударные гласные произносятся отчетливо и никогда не совпа­дают по звучанию с другими гласными. Возможны только незна­чительные изменения, которые зависят от твёрдости или мягко­сти соседних согласных звуков. Например, гласные переднего ря­да под ударением между мягкими согласными или в начале слова перед мягким согласным становятся более закрытыми, узкими, напряженными звуками: тени - [т"э"н"и], пили - [п"и"л"и], иль - [и"л"]. Учиты­вая сказанное, у гласных переднего ряда под ударением можно отметить следующие позиционные чередования: [э]//[э"] 7 [и]/[и"].

Но эти чередования происходят в пределах одной фонемы и не выполняют в русском языке различительную функцию.

Гласные непереднего ряда под ударением также представлены разными оттенками в пределах одной фонемы. После мягких со­гласных перед твёрдыми произносятся звуки, продвинутые вперед в экскурсии, а после твёрдых перед мягкими - продвинутые впе­ред в рекурсии. Эти оттенки звуков обозначаются точкой сверху с той стороны знака, где находится соседний мягкий согласный: мял - [м"ал], моль - [мо"л"], вёл - [в""ол], юг - "ук].

Между мягкими согласными гласные непереднего ряда пред­ставлены оттенками, продвинутыми вперед на всем протяжении артикуляции. Это отмечается двумя точками над знаком: люки -[л"у"к"и], дяди - [д"а"д"и], Лёни - [л"о"н"и].

Таким образом, у гласных непереднего ряда под ударением в зависимости от соседства твёрдых или мягких согласных можно отметить следующие позиционные чередования: [а]\\а а а; о о о о; у ууу

Фонетические процессы

Фонетические процессы – это изменения звуков, происходящие во времени: один звук заменяется другим звуком в той же позиции, но в более позднее время. Одни фонетические процессы связаны с взаимодействием соседних звуков (такие звуковые процессы называются комбинаторными) , другие обусловлены позицией звука в слове и не связаны воздействием соседних звуков (такие звуковые процессы называются позиционными) .

К комбинаторным относятся ассимиляция, диссимиляция и упрощение групп согласных (диереза).

К позиционным относится оглушение звонких согласных на конце слова (закон конца слова).

Ассимиляция - это уподобление звука соседнему звуку. Ас­симиляция характеризуется по следующим признакам: 1) по на­правлению; 2) по результату; 3) по положению.

По направлению ассимиляция бывает двух типов: регрессив­ная и прогрессивная. При регрессивной ассимиляции последу­ющий звук уподобляет себе предыдущий, например лавка - [лафк ъ]. Последующий глухой согласный [к] уподобляет себе пре­дыдущий звонкий согласный [в] и делает его глухим - [ф]. При прогрессивной ассимиляции предыдущий звук уподобля­ет себе последующий. Для современного русского литературного языка характерна регрессивная ассимиляция, примеров прогрессивной ассимиляции в литературном языке нет. Прогрессивная ассимиляция может встречаться лишь в говорах и просторечии, например на месте литературного Ва[н"к]а произносят Ва[н"к"]я.

По результату ассимиляция может быть полной и неполной (частичной). При полной ассимиляции один звук уподобляется другому по всем признакам: 1) по месту образования преграды, 2) по способу образования преграды; 3) по соотношению голоса и шума; 4) по твёрдости и мягкости. Например отдать - о[дд]ать - о[д]ать. Глухой согласный [т] уподобляется последующему звонкому согласному [д] и становится звонким [д], сливаясь в произношении в один долгий звук [д]. Остальные характеристики звуков [т] и [д] (по месту образования, по способу образовании, по твёрдости) одинаковые. При неполной ассимиляции один звук уподобляется другому не по всем признакам, а лишь по некоторым, например всё - [фс"э]. Это неполная ассимиляция, так как предыдущий звонкий согласный звук [в] уподобляется последующему глухому согласному звуку [с 1 ] лишь по глухости. По способу образования звуки [в] и [с"] оба щелевые, т.е. нет необходимости в уподоблении. Звук [ф] остается также щелевым. По остальным признакам нет уподобления: 1) по месту образования - [ф] губной, а [с"] переднеязычный; 2) по твёрдости и мягкости - [ф] твёрдый, а [с"] мягкий.

По положению ассимиляция может быть контактной и ди­стантной. При контактной ассимиляции уподобляемый и уподоб­ляющий звуки находятся рядом, между ними нет других звуков, например: низко - ни[ск]о. Литературному языку свойственна контактная ассимиляция. При дистантной ассимиляции между уподобляемым и уподобляющим звуками находятся другие зву­ки (или звук). Примеры дистантной ассимиляции встречаются в говорах и просторечии. Например, в слове шоссе между звуками [ш] и [с] находится звук [Л].

Виды ассимиляции:

1. Ассимиляция по глухости. Парные звонкие шумные согласные, находясь перед глухими шумными согласными, уподобляют­ся им и становятся тоже глухими: будка - бу^тк]а, всё - [фс"э]. Это регрессивная неполная контактная ассимиляция по глухости.

2. Ассимиляция по звонкости. Парные глухие шумные соглас­ные, находясь перед звонкими шумными согласными, уподобля­ются им и становятся звонкими: отбить - о[дб"]йть, сдать - |зд]ать. Это регрессивная неполная контактная ассимиляция по
звонкости.

Ассимиляция по звонкости и по глухости происходит в преде­лах фонетического слова, т.е. она наблюдается и на стыке служеб­ного слова со знаменательным: с горы - [з г]оры (ассимиляция по звонкости), из парка - и[с п]арка (ассимиляция по глухости).

Согласные [в], [в"] перед глухими шумными оглушаются: всех - [фс"]ёх (регрессивная ассимиляция по глухости). Но глухие шумные согласные перед [в], [в"] не становятся звонкими: свист - [св"]йст, а не [зв"]йст.

3. Ассимиляция по мягкости. Парные твёрдые согласные, на­ходясь перед мягкими согласными, уподобляются им и становятся мягкими: мостик - мо[с"т"]ик. Раньше перед мягкими согласными твёрдый согласный должен был заменяться мягким, но в современном произношении наметилась тенденция к отсутствию ассимилятивного смягчения, хотя в части согласных этот закон действует.

4. Ассимиляция по твёрдости. Парные мягкие согласные, на­ходясь перед твёрдыми согласными, уподобляются им и становят­ся твёрдыми: лаге[р"] - лаге[рн]ый, гря[з"]и - гря[зн]ый. Однако такая ассимиляция в русском языке непоследовательна и встреча­ется в единичных случаях. Кроме того, она связана с определён­ной структурой слова: происходит только при словообразовании прилагательных и (реже) существительных на стыке производя­щей основы и суффикса: звё[р"] - звё[рск"]ий, ко[н"] - ко[нск"]ий, стё[п"] - сте[пн]6й, рыца[р"] - рь"ща[рств]о и т.п.

5. Ассимиляция по месту образования (ассимиляция свистя­щих перед шипящими). Согласные [с], [з] перед шипящими ста­новятся сами шипящими и сливаются с ними в один долгий звук (полная ассимиляция).

Диссимиляция – расподобление звуков в потоке речи, находящихся в пределах одного слова. Д. свойственна ненормированной речи. В литературном языке она наблюдается только в двух словах – мягкий и легкий и в производных от них образованиях.

В общеславянском языке происходила Д. тт – ст, дт –ст, так как по закону отрытого слога в общеславянском языке не должно быть рядом двух взрывных согласных, потому что в этом случае первый взрывной согласный делал слог закрытым. Фрикативные же не закрывали предыдущего слога, их можно было бы произнести со следующим слогом. Поэтому стечение двух взрывных устранялось в общеславянском языке Д. согласных. Это привело к возникновению чередований взрывных согласных с фрикативными: мету –мести, бреду –брести, плету – плести. Д. в просторечных произношениях: бомба – бонба, трамвай – транвай.

Упрощение групп согласных. При стечении трех или более согласных в ряде случаев один из согласных выпадает, что приводит к упрощению данных групп согласных. Упрощению подвергаются сочетания: стн (местный), здн (праздник), стл (завистливый), стск (туристский), стц (истца), здц (уздцы), нтц (талантца), ндц (голландцы), нтск (гигантский), рдц или рдч (сердце), лнц (солнце). В словах и формах, образованных от основ чувств-, здравств-, не произносится согласный в. Почти во всех случаях упрощение приводит к выпадению зубных согласных д или т.

Из исторических упрощений групп согласных следует отметить выпадение д и т перед согласным л в глаголах прошедшего времени: веду, но вел; плету, но плел и утрату суффикса –л у глаголов прошедшего времени в мужском роде после основ на согласный – нес, но несла, мог, но могла.

Чередование – замена одного звука другим, происходящая в одном и том же месте одной и той же фонемы, но в разных словах или словоформах (коз(з)а – коз(с)).

Чередование может быть связано с определенным положением звуков в слове. Позиционным чередованием называется такое чередование, которое происходит в какой-либо позиции и не знает исключений в данной языковой системе (оглушение на конце слова: подруга-друк, нога-нок; «фатально тотально».).

У фонетических (позиционных) чередований позиции, т. е. условия появления того или иного звука, фонетические – начало и конец слова или слога, соседство других звуков, положение в ударном или безударном слоге, это чередование звуков, относящееся к одной морфеме.

Примеры:

Чередование звуков может быть вызвано позицией начала слова, в говорах с неполным оканьем «о» заменяется на «у» в начале слова во втором предударном слоге: облака – ублака, остров – устрова; уперация, ублегация. Чередование может быть связано с позицией звука в слоге. Так, в неприкрытом безударном слоге фонема /о/ реализуется звуком «» (озеро – азера). В прикрытом же слоге выступает после твердого согласного только в первом предударном, а в других безударных слогах после твердого согласного произносится ə (в но в əзерке). Часто чередование бывает обусловлено положением одного звука рядом с другим (после тв. согласного «и» заменяется на «ы» (игра – сыграть; ножы, шырокий)). Перед глухими согл. звонкие заменяются глухими (вязать – свяска). Звуки могут чередоваться в зависимости от положения по отношению к ударению (свЕрху – навирху).

Но в примерах подруга – дружный, бумага – бумажный это не фонетическое чередование (написание «г» не зависит от положения «н» после него (гон – гнать, мигать – мигнуть)). Здесь другая позиционная обусловленность: чередование г/ж не знает исключений в позиции перед суффиксом -н-. Позиция здесь морфологическая, чередование – морфологическое позиционное (чередование, в котором написание зависит от морфемы). В заимствованных словах тоже – каталог – каталожный. При морф. чередованиях в качестве особой позиции может выступать не только суффикс, но и окончание (губить – гублю, топить – топлю, травить – травлю, кормить – кормлю). Исключений нет, и в заимств. (графить – графлю).

Позиционные чередования, не знающие исключений – позиционно обусловленные (глаза – глас, подруга – дружный); знающие исключения – позиционно закрепленные (мост – мосьтик, сьтена – стена). Фонетические позиционно обусловленные – чередования звуков, относящиеся к одной фонеме. Фонетические позиционно прикрепленные могут быть чередованием звуков, относящихся к одной фонеме, и чередованием фонем (казань – казанский; искл. июнь - июньский).



Непозиционные чередования – чередования, которые не имеют ни фонетической, ни морфологической обусловленности; связаны только с конкретными словами и необъяснимы в современном языке (подруга – друзья, засохнуть – засыхать – засушить).

Исторические чередования – чередования, не обусловленные фонетической позицией звука, представляющие собой отражение фонетических процессов, которые действовали в более ранние периоды развития русского языка. Это морфологические (они сопровождают образование тех или иных грамматических форм, хотя сами по себе де являются выразителями грамматических значений, и традиционными чередованиями, так как они сохраняются в силу традиции, не будучи обусловленными ни смысловой необходимостью, ни требованиями современной фонетической системы языка) и непозиционные чередования фонем. Некоторые называют морфологические чередования историческими.