Обобщающий урок по математике на тему: "Действия с десятичными дробями". Урок-повторение «Все действия с десятичными дробями VI

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»

«Средняя общеобразовательная школа № 51 имени Ф.А.Абрамова»

Конспект урока

по математике

в 5 классе

на тему « »

Подготовила:

Белая Любовь Васильевна,

учитель математики,

Архангельск

2015

Тема: « Повторение. Действия с десятичными дробями »

Класс: 5 класс

Форма проведения: деловая игра - игровой метод активного коллективного обучения.

Цель урока: отработка навыка выполнения действий с десятичными дробями, решения примеров и задач изученных видов.

Задачи:

1. Закрепить применение правил выполнения действий с десятичными дробями в устном счёте, при решении задач, уравнений, в заданиях прикладного характера;

2. познакомить учащихся с историей Пионерской организации;

3. формировать навыки совместной работы, формировать у

детей умения анализировать, сравнивать, обобщать;

4. формировать умения и навыки социального взаимодействия и общения, навыки индивидуального и совместного принятия решений;

5. воспитывать чувство любви и уважения к истории своей Родины;

6. содействовать осознанию ценности изучаемого предмета.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    ОРГ. момент.

Начало урока. Звук горна «На построение».

Кто знает, какой инструмент сейчас звучал?

Вы слышали звук горна «На построение».

Сегодня у нас не обычный урок. И необычен он не только тем, что сегодня у нас на уроке гости, а ещё и тем, что сегодня на уроке мы вернёмся в прошлый век, я и наши гости вспомнят советское детство, а вы узнаете, каким оно было, и даже примерите на себя некоторые роли.

Учащиеся высказываются.

    Устно:

Задание на развитие внимания, памяти.

Внимание на экран.

Смотрите, запоминайте 1 мин., готовьтесь отвечать на мои вопросы.

0,5 П 0,1 И О 0,25 Н Е 0,75 0,125 Р 0,2 (Слайд 1)

Назовите десятичные дроби, обыкновенные дроби.

Назовите пары равных дробей. Сколько их?

Сколько букв было в тексте? Какое слово они составляют?

Кто такой пионер? (слайд 2)

ПИОНЕР – исследователь, зачинатель чего-либо, человек, одним из первых проникший в новую, неисследованную область, проложивший новые пути в науке, технике, искусстве.

А ещё пионер – это член пионерской организации.

(Слайд 3)

Прочитайте текст, посвященный пионерской организации.

Почему я решила сегодня вспомнить о пионерской организации?

Сколько лет исполнилось вчера пионерскому движению?

- Что являлось основой Всесоюзной пионерской организации?

Я предлагаю вам сегодня побыть в роли пионеров.

В пионерскую организацию принимаются школьники в возрасте от 9 до 14 лет. Вступивший в пионерскую организацию на пионерской линейке, дает Торжественное обещание пионера Советского Союза. Коммунист, комсомолец или старший пионер вручает ему красный пионерский галстук и пионерский значок.

(Слайд 4,5) Девиз пионеров.

Ваш класс, отряд 5 «Б» войдет в состав пионерской дружины школы №51. Я исполню роль председателя совета дружины. Обычно отряды носили имя или пионеров героев, или героев ВОВ.

А группы, на которые мы с вами разделились – это звенья отряда. 1 звено, 2 звено … 5 звено. Выберите ответственных в группе – это звеньевые.

Чтобы звеньевые выделялись в звене я предлагаю нашим гостям повязать им галстуки.

Учащиеся запоминают в течение 1 минуты, отвечают на вопросы учителя по памяти.

Высказывают определения слова – пионер.

Учащиеся читают текст.

Отвечают на вопросы учителя

Торжественное обещание 1 чел.

Гости повязывают галстуки звеньевым.

Звук горна

    Мотивация. Актуализация знаний учащихся

Пионерская организация школы №51 на совете дружины в лице председателя определила ваш класс для проведения открытого урока по теме «Действия с десятичными дробями». Я объявляю соревнование на определение правофлангового звена. Каждое звено берёт на себя обязательство быть собранными, внимательными, не терять времени зря и повторить действия с десятичными дробями. За выполненную работу звена я буду выдавать звёздочки. По количеству звёзд мы определим правофланговое звено. А звеньевые оценят пионеров своего звена. Листы учета на столах.

Пионеры к повторению темы «Действия с десятичными дробями будьте готовы!

1 задание (3 минуты)

На листах составить опорные схемы выполнения действий с десятичными дробями:

1 звено – сложение и вычитание;

2 звено – умножение;

3 звено – деление;

4 звено – умножение и деление на 10, 100 …

5 звено – умножение и деление на 0,1; 0,01

1 уч. представляет опорную схему и правило.

Всегда готовы!

Работа в группах, звучит гимн «Взвейтесь кострами..»

    Работа в группах. Устный счёт.

2 задание (5 минут)

Определите главные атрибуты пионерской организации.

Устный счет:

4+4,23

0,94 – 0,21

0,3: 100

0,05 1,8

8: 0,4

25: 0,1

4 – 1,5

0,4 80

(0,4) 2

8,23

0,73

8,23

0,16

0,16

2,5

250

0,09

0,003

0,73

0,16

Выполняют задания на листах,

Вписывают ответы в таблицы.

За выполненное задание звезда

    Действия с десятичными дробями

3 задание (5 минут)

У пионеров были свои законы, свои правила, обязательные для всех, кто носит красный галстук.

Слайд

Ещё 5 законов вы определите, решив примеры и расположив карточки в порядке возрастания.

Учащиеся выполняют задания, распределив между собой примеры.

За выполненное задание звезда

    Физкультминутка

Физкультминутка

Солнце глянуло в тетрадку 1,2,3,4,5

Все мы делаем зарядку. Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире 1,2,3,4,5

Наклониться – 3,4

И на месте поскакать

На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку.

Звучит горн

Речёвка

Ходьба на месте

Приседания

Руки в стороны

Наклоны

Прыжки

Ходьба на месте

    Решение задач.

Пионерия – это отрядные сборы, весёлые походы, это ночные костры в пионерских лагерях., пионерская игра «Зарница», конкурсы – смотры барабанщиков, знамённых групп, горнистов, пионерских комнат .

Пионеры участвовали в Великой Отечественной войне, а в тылу стояли у станков, собирали на полях колоски пшеницы, многие стали Героями Советского Союза, сегодня это ветераны войны и труда. В послевоенное время пионеры собирали металлолом, макулатуру, работали в трудовых бригадах.

Решение задач:

За лето один суслик уничтожает около 0,12 ц хлеба. Пионеры весной истребили на 37,5 га 1 250 сусликов. Сколько хлеба сохранили школьники для колхоза? Сколько сбережённого хлеба приходится на 1 га?

Пионерская бригада в первый день прополола 4,2 га свёклы, во второй день 3,9 га, а в третий 4,5 га. Определять среднюю выработку бригады за день.

Три пионерских отряда собрали 555,5 кг макулатуры. 2 отряд собрал в 2 раза меньше, чем 1 отряд, а 3 отряд – на 55 кг меньше, чем 1. Сколько кг макулатуры собрал каждый отряд.

Мальчики из двух пионерских отрядов собирали металлолом. 1 отряд собрал 150 кг металлолома, что составило 60% общего сбора. Сколько всего металлолома собрали ребята из пионерских отрядов?

Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся выбирают задачи и решают

Итог урока, рефлексия.

Подведём итоги

Звеньевые готовят листы учета, подсчитывают звёзды.

Правофланговым звеном объявляется …, звеньевой …

Что нового узнали на уроке?

О, детская святая вера!

И чистый, светлый, детский взгляд.

Я был когда-то пионером

И верил в то, что говорят.

Носил с достоинством и честью

Кусочек флага на груди

И счастлив был той самой вестью,

Что коммунизм ждет впереди…

Другие времена настали,

Мы на пороге новых Эр.

От перемен слегка устали.

Но в сердце я – тот пионер.

Все также верю, верю свято

В Творца и в счастье и в себя.

Живу с надеждою, ребята!

Живу как в детстве – жизнь любя! (А. Эдман)

Вы достойны носить звание пионера. Стойко преодолевать трудности в изучении математики, держать направление на отличные результаты, написать хорошо итоговую контрольную работу по математике будьте готовы!

Звук горна

Построение.

Домашнее задание

Составить задачу с десятичными дробями о деятельности пионеров. На отдельном листе.

Приложение 1

Карточки для индивидуальной работы у доски.

Карточка 1

    Сформулировать правило сложения и вычитания десятичных дробей

    Вычислить

12,31- 4,711; 2,131+3,79

Карточка 2

    Сформулировать правило умножения десятичной дроби на натуральное число

    Вычислить

3,17 ; 4,18

Карточка 3

    Сформулировать правило деления десятичной дроби на натуральное число

    Вычислить

13,5 ; 14,81

Приложение №2

Задания для работы в группах.

Группа 1

    При вычислении следующих сумм допущено не менее двух ошибок. Найдите их.

    Не проводя точных вычислений суммы (1,2347 + 0,3455 + 2,13547), исключите неверные ответы:

    37,15671; 2) 3,71567; 3) 2,61504; 4) 5,61504

    Как бы вы стали проверять решение любого примера на сложение и вычитание?

Группа 2

    Проверьте решение примеров. Исправьте ошибки и подумайте о причинах их появления.

    10,25 – 3 = 10,22

    9,234 – 5,679 = 3,555

    9,234 – 4,536 = 4,698

    25,78 – 0,2 = 23,78

    4,676 – 0,03 = 4,673

Никифорова Марина Николаевна

учитель математики ГБОУ СОШ №1968 г.Москвы

Конспект урока математики в 6 классе по теме

«Повторение: действия с десятичными дробями»

Цели: повторение действий с десятичными дробями.

Задачи: Образовательные: повторение правил сложения, вычитания, умножения, деления десятичных дробей; формирование навыков устного счета, вычислительных навыков; формирование умений, навыков решать задачи. Развивающие: развитие внимания; расширение кругозора учащихся; развитие интереса к математике. Воспитательные: воспитание дисциплинированности, аккуратности, чувства товарищества; воспитание умения оценивать свою работу.

Оборудование:

    компьютер мультимедийный проектор, экран, презентация, созданная в программе Power Point

Ход урока.

  1. Организационный момент (1 мин.)

- Вот и встретились мы с вами уже в 6 классе. Посмотрите, по какому учебнику мы будем заниматься в этом году (слайд № 2).Учитель перечисляет то, что необходимо иметь на уроках математики.- Сегодня на уроке повторим правила выполнения действий с десятичными дробями. В конце урока каждый из вас проанализирует свою работу и увидит, что у него получается, а что – нет, над чем придется поработать.-А помогут вам в этом жители Простоквашино, с которыми вы уже встречались в 5 классе.
  1. Устные упражнения (4 мин.)

- Устные упражнения вам пришел задать почтальон Печкин.(слайд №3)1)Прочитать десятичные дроби:3,4; 305,01; 0,76; 606,4; 1,657; 43,809; 137,004;0,02045; 0,010101.
2)Перевести обыкновенную дробь в десятичную. Как это сделать?(слайд №4)
.
    Решение упражнений. (12 мин.)
1)-А теперь ваша помощь требуется Шарику.(слайды № 5-9)Шарик захотел полакомиться кокосовым молочком, но для этого надо забраться на пальму, а он этого не умеет. Чтобы долезть до верха, необходимо найти значения выражений, которые задают обезьяны и птицы.При необходимости повторяются правила (нажатием стрелкой на животных).Правила можно повторять в различной форме: просто произнести при решении примера, не обращаясь к слайду (в сильном классе); посмотреть пример и произнести правило, затем решить пример (в среднем классе); прочитать на слайде, рассмотреть на примере, затем решать с комментированием (в слабом классе).
    Гимнастика для глаз (1 мин.). (Слайд №10)
    Решение упражнений (12 мин.).
2)- Следующее задание для вас приготовил дядя Федор.(слайды №11-12)Необходимо найти значение выражения, содержащего несколько действий. Работа выполняется по вариантам. Выражение для всех одно, а вот скобки вы должны расставить сами по данному порядку действий.

3,8 - 2,736: 0,76 + 0,04 · 0,45

1 вариант

1)Вычитание

2)Деление

3)Умножение

4)Сложение


2 вариант

1)Деление

2)Сложение

3)Умножение

4)Вычитание

3 вариант

1)Сложение

2)Деление

3)Умножение

4)Вычитание

Проверка: сначала проверить расстановку скобок.Затем вызвать по одному человеку к доске.Проверка: взаимопроверка (передать тетрадь соседу, сосед поверяет).

1вариант.

(3,8 - 2,736) : 0,76 + 0,04 · 0,45

  1. 0,04·0,45=0,018

2 вариант.

3,8 – (2,736: 0,76 + 0,04) · 0,45

1)2,736:0,76=3,6

3)3,64·0,45=1,638

4)3,8-1,638=2,162

3 вариант.

3,8 - 2,736: (0,76 + 0,04) · 0,45

2)2,736:0,8=3,42

3)3,42·0,45=1,539

4)3,8-1,539=2,26

    Физминутка (1 мин.). (Слайд 13).
    Решение задач.(11 мин.)(слайд №14)
Решение задач с подробным объяснением у доски. -А теперь к нам в гости пожаловал кот Матроскин. Он рассказал нам о таком приборе, как эхолот и задал нам о нем задачи.
Глубину моря измеряют с помощью эхолота. Издаваемый им звук доходит до дна, отражается и возвращается к эхолоту. Эхолот измеряет полное время прохождения звука. Скорость звука в воде 1500 м/с. Время, измеренное эхолотом, 1,8 с. Какова глубина моря в этом месте? Самое глубокое место на Земле – Марианская впадина в Тихом океане. Ее глубина равна 11,022 км. Найдите с точностью до 0,01 с время, измеренное там эхолотом.

1)1500·1,8=2700(м)-расстояние, которое прошел звук до дна и обратно. 2)2700:2=1350(м) Ответ: 1350 м – глубина моря.
1)11,022·2=22,044(км)=22044(м)- расстояние, которое прошел звук до дна и обратно. 2)22044:1500=14,696≈14,70(с) Ответ: 14,70 с – время измеренное эхолотом.

  1. Рефлексия. Подведение итогов.(2 мин.)(слайд №15)

-А теперь посмотрите на смайлики и скажите, какое настроение вам ближе. Почему?

IX. Домашнее задание.(1 мин.)(слайд №16)

Составить и решить выражение по теме «Десятичные дроби» Составить и решить задачу по теме «Десятичные дроби»

Литература (слайд №17):

    Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебн. для 5 класса общеобразоват. учреждений – М.:Мнемозина,2006. Шеврин Л.Н., Гейн А.Г., Коряков И.О., Волков М.В. Математика: учебник – собеседник для 5 класса общеобразовательных учреждений – М.:Просвещение,2001. www fsu expert ru node page ://matroskin.su/ http :// office. microsoft. com/ ru- ru/ images/ results. aspx? qu=% D0% BE% D0% B1% D0% B5% D0% B7% D1%8 C% D1%8 F% D0% BD% D0% B0& origin= FX010132103# ai: MM900040925| http :// office. microsoft. com/ ru- ru/ images/ results. aspx? qu=% D0% BE% D0% B1% D0% B5% D0% B7% D1%8 C% D1%8 F% D0% BD% D0% B0& origin= FX010132103# ai: MC900426420| http :// office. microsoft. com/ ru- ru/ images/ results. aspx? qu=% D0% BF% D1%82% D0% B8% D1%86% D0% B0# ai: MM900236249 http :// korabli. ucoz. ru/_ miranimashek. ucoz. ru/ photo/100-0-14848 miranimashek. ucoz. ru/ photo/100-0-10371 miranimashek. ucoz. ru/ photo/100-0-1531 http :// go. mail. ru/ frame. html? q=% EF% E5% F7% EA% E8% ED& rch= e& jsa=1& sf=0& cf=5& is=0& type= all# cf=5 http :// go. mail. ru/ frame. html? q=% E4% FF% E4% FF%20% F4% E5% E4% EE% F0& rch= e& jsa=1& sf=0& cf=3& is=0& type= all# cf=3

ОГКОУ «Шарьинская школа-интернат»

Действия с десятичными дробями

(открытый урок математики)

Материал подготовлен

учителем математики

Дружининой О.В.

2014 год

Класс: 8

Тема: Д ействия с десятичными дробями

Тип урока : урок повторения изученного

Цели урока :

Цель урока:

Отработать навык выполнения действий с десятичными дробями .

Задачи урока :

Повторить правила сложения и вычитания, умножения и деления десятичных дробей;

Развивать умения выполнять действия (сложение и вычитание) десятичных дробей, нахождение части от числа;

Воспитывать целенаправленность внимания (коррекция внимания),

терпимость, дисциплину (коррекция эмоциональной сферы), аккуратность;

воспитывать интерес к предмету.

Оборудование : карточки с заданиями для самостоятельной работы.

Ход урока

    Организация начала урока

I . Организационный момент:

а) Взаимное приветствие.

II . Эмоциональная минутка.

Игра на развитие координации движений и зрительное восприятие «Паутинка».

Что у меня в руке? (клубок ниток) Сейчас мы с вами запустим эстафету хорошего настроения и доброты.

Я бросаю клубок, не отпуская нитку, улыбаюсь…. и говорю: «Добрый день, ….. Мы рады тебя видеть!». ……. кидает следующему учащемуся, также, не отпуская нитки, и т. д.. по классу

Посмотрите, сколько дорожек дружбы и доброты от нас протянулись друг к другу,

Давайте все, поднимем руки вверх.

Какие геометрические фигуры вы видите? (отрезок, ломаная, многоугольники) Докажите, почему вы так считаете?

Сейчас Давайте соберем эти дорожки доброты в один клубок (каждый по очереди сматывает свою ниточку и передает эстафету другому) Цель упр.: подготовка кисти рук к письму)

- III Проверка готовности к уроку. Коррекционное упражнение «Что лишнее?».

Цель: проверка готовности учеников к уроку.

Проверка готовности класса к уроку (на доске число, классная работа, тема, на доске на ватмане изображение королевства десятичных дробей).

Тема нашего урока “ Действия с десятичными дробями», сегодня мы с вами повторим, как складывать, умножать, делить, вычитать, сравнивать десятичные дроби. Какие дроби мы называем десятичными? (дроби в знаменателе которых 10, 100 или 1000)

Девиз урока: Знания имей отличные по теме дроби десятичные (слайд)

Эти знания нам сегодня очень пригодятся, потому что мы сегодня побываем в Королевстве. Это королевство необычное, называется Королевство Десятичных дробей. (В Европе десятичные дроби появились в 16 веке, их ввел бельгийский ученый С. Стевин в 1584 г.)

- Итак, мы начинаем. Возьмите с собой смелость, смекалку, находчивость. Раз! Два! Три! Мы в королевстве. Нас встречает Король. (Учитель одевает корону)

- – Добрый день, мои друзья,
Как я весел, о-ля-ля!
Приснился сон чудесный мне.
К нам герцог едет на коне.
Дочурку замуж я отдам,
Полкоролевства передам
Красавцу гостю-жениху.
Всех позову! Друзей, сноху.
Но вот проблема, вот беда,
Как посчитать мои луга,
Пекарни, псарни, города?
Все дроби эти – ох, беда!

Только прежде чем доверить вам такое важное дело, как подсчет богатства в моем королевстве, я устрою вам экзамен, если справитесь, я буду уверен, что вы справитесь с делом государственной важности.

Экзамен (устный счет)

Выбрать и назвать все десятичные дроби: 56; 1,2 5, 478 3 0, 009 2 7,631 9,508 1, 1 5,05 (Обращается король к отвечающим детям, использую выражения « наимудрейший Рома» «наиумнейшая Катя» и т.д.) (слайд)

Выполнить умножение и деление дробей на 10,100, 1000 (предварительно проговорив правило)

8,9 х10= 0,2х100=

0,47х100= 6,307х1000=

51,03:10= 6,8х100=

0,2х100= 13,6:10=

0,163х1000= 3,1х100=

64:100= 56,1:100=

9,6 10 = 0,96 0,81 10 = 0,081

50,08 10 = 500,8 8 640 100 = 86,40

8 331 100 = 83,31 100,8 100 = 10 080

19 000 1 000 = 19 81 1 000 = 81 000

75,28 1 000 =74 580 11,6 10 = 116

Решить задачу (устно) В средней полосе дуб живет до

1000 лет. Многими любимая и родная береза - самое короткоживущее дерево. Срок ее жизни составляет жизни дуба. Сколько лет живет береза? (Как находим часть от числа?)

Браво, о наимудрейшие счетоводы! Вы прекрасно выдержали экзамен и сможете сосчитать богатства моего королевства.

- Задание вам будет такое . Принцессе на свадьбу нужно будет сшить платье. А вот сколько взять материала, вы узнаете, разгадав этот квадрат

5,9

6,3

3,6

2,3

2,7

0,9

3,7

4,1

1,4

    Из I строчки выберите наименьшее число.

    Из II строчки выберите наибольшее число.

3. Из III строчки выберите не наименьшее, не наибольшее.

А теперь сложите все 3 числа: 3,6+2,7+3,7=10 м ткани нужно (решение примера у доски, остальными в тетради)

- Что выгодней? В королевство приехали 2 купца с одинаковыми товарами, но разными ценами. Помогите мне понять, у какого купца покупать выгоднее?

1 купец 2 купец

0,65 р. 0,72 р.

7,8 р. 7,80 р.

65,18 р. 65,8р.

134,21р. 1342,1р.

Ответ: выгодней покупать у первого купца.

- Задание 3

Выполнить вычисления и определить, что именно находили (работа у доски и в тетради)

    961,4 т:23= 2) 12,703км х 28=

Расстояние до соседнего королевства

Вес урожая пшеницы

Стоимость килограмма огурцов

- Физминутка – Вы, наверное, устали?
Чтобы мыслить лучше стали,
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем.

Зарядка для глаз «Инопланетянин»

Из каких геометрических фигур состоит инопланетянин?

Отдохнули немного? На свадьбу приедет около 600 гостей из других городов королевства, они поедут на поездах. Помогите мне определить расстояние между этими городами. –

Решение задачи Из двух городов навстречу друг другу выехали одновременно 2 поезда. Скорость первого поезда – 72,5 км/ч, скорость другого – 59,5 км/ч. Через 2 часа поезда встретились. Чему равно расстояние между городами?

Задачу решают в тетради с вопросами, учитель записывает на доске.

1) Чему равна скорость сближения?

72,5 км/ч +59,5 км/ч=132 км/ч

2) Чему равно расстояние между городами?

132км/ч х 2ч=264 (км)

Ответ: 264 км

Самостоятельная работа учащихся

(Король достает свиток и читает указ)

Написал сейчас для вас
Королевский я указ.
Каждому дано заданье
Вам оно не в наказанье,
Обмозгуйте, покрутите,
И итог мне подведите.

Я каждому сейчас выдам индивидуальное задание, решив его, вы выходите к доске, находите свой ответ среди других и приклеиваете на карту- (в конверте у каждого дифференцированное задание, в ходе которого они высчитывают высоту дерева, глубину озера и т. д.) Если вашего ответа среди предложенных нет – значит, вы решили пример неправильно.

А) Вычислить высоту сосны 1,49 х 17=25,33м Вадик

В) вычислить высоту дворца 2,345 х18=42,21 м Илья

Г) найти высоту ели 2,47 х19=46,93м Рома

Д) найти высоту памятника 156,38-149,27=7,11 м Максим

Е) определить высоту фонтана 41,82:17=2,46 м Петя

Ж) определить высоту колеса обозрения 1592,97: 29=54,93 Рита

З) найти глубину колодца 132:24=5,5м Катя

И) найти высоту церкви 91,8: 15 =6,12м Артем

К) найти высоту моста 172,5:46=3,75м Стеша

- – Счетоводы-молодцы,
Потрудились вы на славу
Мне и судьям на забаву.
Вы же в счете удальцы!
И, конечно, без сомненья
Будет вам вознагражденье.

(Награждение всех участников: самым активным – Орден шелкового умника красного цвета (выставляется 5), другим – орден Шелкового умника зеленого цвета (в журнал 4)

Рефлексия - Что-то у нас со всеми этими свадебными хлопотами казна совсем опустела. Помогите мне ее заполнить . Мешочки знаний

- Если у вас все было хорошо, все понятно на уроке, вы со всеми заданиям, вы пополнили свои знания то – большой мешок

Если были небольшие затруднения, то мешок средний.

Если на уроке были трудности, вы мало чего для себя взяли –то маленький мешочек (дети выбирают мешочек и прикрепляют на стенд с надписью Казна)

Король:

С такими финансистами, друзья,
Убытков мне не будет никогда!
Но вот пришла пора проститься,
Хочу пред вами преклониться.
Как хорошо вы все играли
И быстро, правильно решали!

(Снимает корону)

III Домашнее задание

Подведение итогов

Структура урока:

  • организационный этап;
  • этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний;
  • этап повторения
  • этап информации о домашнем задании.

Цели урока:

  1. Повторить сложение, вычитание и умножение десятичных дробей.
  2. Углубить, упрочить полученные знания и навыки в решении задач.

I. Вступительное слово учителя

Решение задач – практическое искусство, подобное плаванию, катанию на лыжах или игре на фортепиано, научиться ему можно. “ Если вы хотите плавать, смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их”, - советовал учащимся известный американский математик Джорж Пойа в книге “ Как решать задачу”. Решение любой достаточно трудной задачи требует напряженного труда, воспитывает волю, упорство, развивает любознательность, смекалку. Это очень нужные качества в жизни человека, ведь даже в пословице говориться: “Ум без догадки гроша не стоит”. Сегодня у нас урок по теме “Действия с десятичными дробями”.

II. Устная работа “Думай и соображай”

Известно, какое важное значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, “ Казнить, нельзя помиловать” и “Казнить нельзя, помиловать”. В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.

1. Расставьте в следующих забавных равенствах запятые:

3,2 + 1,8=5 7,36-3,36=4 1,4 5=7
63 – 2,7=60,3 3 + 1,08=4,08 1,2 50=60

2. Даны две суммы:

7,82+5,64+3,47=1,23 и 1,18+3,36=5,53=7,77

Найдите сумму этих сумм.

3. Найдите сумму 20 чисел:

0,1+0,2+0,3+…+1,8+1,9+2.

4. В двух корзинах было поровну яблок. Если из одной корзины взять 8,2 кг яблок, то во второй окажется яблок в два раза больше, чем в первой. Сколько килограммов яблок было в каждой корзине?

5. Найдите значение выражения

(0,5-1/2)(13-2,46 3,54).

6. Вычислите наиболее простым способом:

а) 5,94 0,07+0,33 5,94+0,4 0,06

б) 6,85 3,2-6,85 1,7+1,5 4,15.

III. Дидактическая игра “Заполни таблицу”

А В С А+В+С А+В А+С В+С
0,8 1,3 2,7
7,3 15,5 18,3
4,7 15 12,2
26,7 22,4 23,5
20,6 12,9 18,5

1. В первой строке таблицы даны три числа А, В, и С. Устно вычислите их общую сумму и попарные суммы. Ответы запишите в соответствующие пустые клетки строки.

2. Во второй строке даны два числа и одна сумма. Заполните остальные пустые клетки строки.

3. В третьей строке дано одно число и две суммы. Заполните пустые клетки.

4. Задача (по четвертой строке). Три неразлучных друга - Винни-Пух, Кролик и Пятачок – решили узнать свой вес. Но шкала весов до 20 кг была повреждена и показания по ней прочитать не представлялось возможным. Поэтому Винни - Пух взвесился сначала с Кроликом: получилось 22,4 кг; затем с Пятачком, получилось 23,5 кг; а затем они взвесились все вместе и получили 26,7 кг. Какова масса каждого из них в отдельности?

5. Решили Винни - Пух, Кролик и Пятачок купить горшочек мёда стоимостью 24 руб. У Винни - Пуха с Кроликом было 20,6 руб., у Винни - Пуха с Пятачком 12,9 руб., а у Кролика с Пятачком 18,5 руб. Купят ли они горшочек мёда, если сложат все свои деньги? Сколько денег имел каждый?

IV. Денежные единицы и десятичные дроби

Каждое государство имеет свою денежную единицу. В России это 1 рубль, в США - 1 доллар. Используют и более мелкие единицы: 1 копейку (0,01 рубля), 1 цент (0,01 доллара). Людям часто приходиться обменивать деньги одного государства на деньги другого. Сейчас за один доллар США наши банки дают 32,4 руб. Сколько российских денег нужно заплатить за 10, 100, 1000 долларов? Сколько будет стоить компьютер в России, если в Америке он стоит 2000 долларов?

V. Продолжи ряд чисел

Посмотрите на числа в каждом ряду; догадайтесь по какому признаку они собраны вместе и запишите ещё по три числа в каждый ряд.

  • 0,2; 0,7; 1,2;…;
  • 1,1; 2,2; 4,4;…;
  • 1,3; 2,5; 5; 6,2; 12,4;… .

VI. Задачи на движение

1. Из двух пунктов, расстояние между которыми 50 км, выехали одновременно навстречу друг другу два всадника. Скорость одного 10,6 км/ч, а скорость другого 14,4 км/ч. Вместе с первым всадником выбежала собака, скорость которой 18,2 км/ч. Встретив второго всадника, она повернула назад; добежав до первого всадника, она снова повернула назад и бегала так до тех пор, пока всадники не встретились. Сколько километров пробежала собака до встречи всадников?

2. По железной дороге равномерно движется поезд длиной 136,5 м. Параллельно ему по шоссе едет велосипедист со скоростью 2,5 м/с. В какой-то момент времени поезд догоняет велосипедиста и обгоняет его за 7 сек. С какой скоростью едет поезд?

3. Поезд проходит мост длиной 450 м за 45,5 сек, а мимо светофора за 15,5 сек. Найти длину поезда и его скорость.

VII. Заключение

Знание десятичных дробей в жизни велико. “С их помощью” строят дома, возводят мосты, лечат людей, измеряют время. В спортивных состязаниях решающую роль играют, порой, сотые доли секунды. Значение десятичных дробей трудно переоценить.

VIII. Задание на дом

1. Полный бидон с молоком весит 35 кг. Наполовину полный – 18,5 кг. Сколько весит бидон?

2. В пустые клетки квадрата вписать дроби так, чтобы по любой горизонтали, вертикали и диагонали суммам чисел была равна 3.

1,3 0,6 1,1
0,8 1
0,9